Краткое содержание
Повествование начинается со вступительной части, где поэт говорит о себе, как о самоуверенном человеке. Он делится с обывателями своим мнением о настоящей любви. Ради неё герой готов идти на самые отважные поступки и согласиться на серьёзные перемены.
Способен он даже на то, на что решатся не многие. Герой был готов стать по-настоящему нежным, будто «облако в штанах». А также персонаж говорил о себе:
https://youtube.com/watch?v=uvdHZIf1Vgc
Печальная весть
Глава 1. Герой вспоминает о том, как во время нахождения в Одессе он переживал, нетерпеливо ожидая, прекрасную девушку по имени Мария. Она дала юноше обещание, что придёт ровно в четыре часа. Однако незаметно наступил вечер, солнце зашло, а Мария так и не пришла.
Подобного рода ожидание тяжело давалось герою, и он даже начал сравнивать себя с «жилистой громадиной», которая раскапризничалась, не получив желаемого. Ещё грустнее лирическому герою становилось оттого, что на улице шёл сильный дождь. В этот момент поэт себя чувствовал несчастным и никому не нужным. Он находился в таком напряжении, что его нервы метались, словно отчаянная чечётка.
Наступление ночи герой сравнил с головой приговорённого к казни, упавшей с его плеч. Поэта терзали дурные мысли и, как оказалось, не зря. Вскоре пришла Мария и сразу заявила, что выходит замуж.
Такая новость оглушила героя, несмотря на то, что он уже был на это настроен. Поэт сопоставляет свои ощущения с пульсом покойника — надежда на взаимные чувства и дальнейшее совместное счастье рухнули в один миг, после того как возлюбленная во всём призналась.
Мысли персонажа в моменты ожидания можно передать следующей цитатой:
Проблемы в творчестве
Глава 2. Лирический герой рассказывает о трагедиях в творчестве. Несколько лет назад он был очень наивным и считал, что не столкнётся с проблемой написания произведений. Вскоре к нему пришло осознание, и он даже перестал читать книги, так как понимал, со сколькими проблемами в процессе мог столкнуться автор.
Страдания поэта подкрепляются тем, что окружающим не нужна была высокая поэзия. Чувства их были слишком обыденными, а духовные ценности находились на уровне фразы «Идёмте жрать!».
Поэт осознавал, что любая пылинка живого значит для обывателей намного больше, чем все его литературные произведения. Несмотря на это, герой не останавливается и продолжает писать.
Различия во взглядах
Облако в штанах, часть 3 (глава 3). Поэт стал больше задумываться о жизни и о происходящем вокруг него. Герой не боится открывать свои настоящие мысли и чувства. Он бранит поэта Северянина, считая, что тот думает лишь о том, как сделать так, чтобы написанные строки выглядели изящнее. Лирический герой считал, что каждая мысль должна выражаться чётко, а правда не нуждается в преувеличении.
В своих произведениях он агитировал обычных людей к революции, пробуждая в них желание бороться с существующим строем. Себя же лирический герой считал тринадцатым апостолом.
Безответная любовь
Глава 4. Поэт не может выкинуть из головы Марию и постоянно думает о ней. Девушка была ему необходима, словно воздух.
Лирический герой просит возлюбленную не обращать внимания на его измены, ведь они для него ничего не значили. В его сердце есть место лишь для одной девушки, и ей является Мария. Поэт обещает, что будет оберегать её, словно покалеченный на войне солдат, бережёт единственную сохранившуюся ногу.
Несмотря на сказанные лирическим героем громкие слова, Мария не может ответить ему взаимностью. Поэт решает задать волнующие вопросы небесам, но и они не сказали ни слова.
Произведение Маяковского сочетает в себе романтику и суровую правду жизни. Основная сюжетная линия посвящается любви, но это чувство пересекается с такими проблемами, как мораль и одиночество.
Чтобы до конца понять смысл рассказа «Облако в штанах», который автор пытался донести, после изучения его в сокращении, следует начать читать полную версию. По произведению Владимира Маяковского были сняты небольшие фильмы, которые можно посмотреть в режиме онлайн.
- https://obrazovaka.ru/books/mayakovskiy/oblako-v-shtanah
- https://briefly.ru/majakovskij/oblako_v_shtanah/
- https://literoved.ru/kratkoe-soderzhanie/kratkoe-soderzhanie-poehmy-oblako-v-shtanah-v-mayakovskij.html
- http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/mayakovskij/oblaka-v-shtanah
- https://na5.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/poemy-mayakovskogo-oblako-v-shtanah-po-glavam.html
Краткое содержание
Двадцатидвухлетний главный герой выражает гневный протест всему старому обществу. Он заявляет, что своим громким голосом оглушит мир. Молодой и полный сил герой может стать «бешеным» или «безукоризненно нежным», уподобившись «облаку в штанах».
1
Главный герой вспоминает, как когда-то давно в Одессе на протяжении нескольких часов ждал прихода любимой женщины – Марии. Он сходил с ума от нетерпения, превращаясь в стонущую «жилистую громадину».
Глядя в окно, главный герой чувствовал, что «скоро криком издерется рот». Из-за натянутых нервов его чувства были очень обострены. Малейший звук превращался в грохот.
Наконец, появилась Мария и сразу же заявила, что выходит замуж. Главный герой сохранял ледяное спокойствие, «как пульс покойника». Он считал, что любимая была у него украдена. За внешней невозмутимостью скрывался настоящий «пожар сердца», который никем не мог быть потушен.
2
Главный герой отрицает все сделанное руками людей. Все книги и «городов вавилонские башни» рано или поздно будут в очередной раз уничтожены.
Все написанное человечеством в конце концов сводится к двум словам: «сволочь» и «борщ». Только ими орудуют бездарные поэты, от которых ждет «гимнов» и «ораторий» уличная толпа.
Главный герой призывает читателей и слушателей не «просить подачки», а самим становиться творцами. Дела и заботы живых людей намного важнее «фантазий» самых великих поэтов и писателей. За внешней непривлекательностью «каторжан города-лепрозория» скрываются «душ золотые россыпи».
В обществе главный герой подвергается всеобщим насмешкам. Это вынуждает его чувствовать себя «предтечей» нового «спасителя» – грозного «шестнадцатого года», который сметет сложившийся строй.
3
Главный герой призывает «кастетом кроиться миру в черепе». Все «голодненькие «и «покорненькие» должны взять в руки любое оружие и окрасить будние дни «кровью в праздники».
Грядущее поколение людей признает справедливость этих призывов к кровавой революции. Произносящий их главный герой, возможно, является «тринадцатым апостолом» Иисуса Христа. Сейчас он унижен и оплеван, но в будущем будет почитаться в качестве одного из пророков.
4
Главный герой умоляет Марию впустить его к себе в дом с грязных улиц. Он честно признается, что страстно желает ее тело, уподобляясь в своей мольбе христианам, просящим у Бога «хлеб насущный».
Получив отказ, главный герой представляет, как предстанет перед Господом после своей смерти. Он предложит «вездесущему» заново устроить человечеству искушение, населив рай «Евочками», набранными из самых красивых уличных проституток.
Бог, естественно, откажется. Он создал мир и человека, но не придумал, как можно «без мук целовать, целовать, целовать».
Главный герой заранее объявляет бунт против «крохотного божика» и «крылатых прохвостов» (ангелов). С «сапожным ножиком» в руке он отправляется принять участие в мировой «бойне»: «Я иду!».
Мир не слышит грозного предостережения: «Вселенная спит».
Композиция и жанр
Жанр произведения «Облако в штанах» мы уже давно определили и убедились, что это поэма. Но также важным будет узнать, что она имеет форму тетраптиха.
Тетраптих — это произведение искусства, которое вмещает в себя 4 части, объединённых одним сюжетом и смысловой линией.
Поэма состоит из предисловия, в которое автор закладывает основную идейную мысль произведения, и четырёх частей. Каждая из частей обозначает главные темы, о которых и пойдёт речь. Основной мыслью являются, так называемые, четыре крика героя: «Долой вашу любовь, искусство, строй, религию!» — именно этот лозунг автор помещает в предисловие. Начало поэмы очень лирично, оно повествует нам о душевных переживаниях героя, именно оттуда мы узнаем о его настоящих чувствах к Марии.
Во второй части поэмы речь пойдёт о поэзии и творчестве, которое гибнет в буржуазном обществе, но автор верит, что после революции поэты смогут спасти искусство.
В третьей и четвёртой частях Маяковский выражает протест уже всему старому строю, он находит именно его причиной всех человеческих бед.
Кратко об истории создания произведения
Маяковский начинает работать над поэмой в начале 1914 года. В это время, футуристы Маяковский, Давид Бурлюк и Василий Каменский отправляются в турне по стране. В Одессе Владимир Владимирович знакомится с художницей Марией Денисовой, которая до глубины души ранила поэта в самое сердце. Она не считала их мимолетное знакомство в поездке чем-то серьезным. Этот отказ и послужил толчком к написанию «Облако в штанах».
Маяковский закончил поэму в июле 1915-го года и она носила «рабочее» название «Тринадцатый апостол», ведь именно в этом образе себя представлял автор. Цензура не пропустила произведение с таким названием и Маяковскому пришлось изменить на «Облако в штанах» также перед публикацией цензура сильно урезала произведение. Отрывки из поэмы вышли в начале 1915 года в альманахе «Стрелец. Первый сборник», а в полном формате поэма была опубликована лишь в 1918-ом году.
1
Вы думаете, это бредит малярия?
Это было,было в Одессе.
«Приду в четыре», — сказала Мария.
Восемь.Девять.Десять.
Вот и вечерв ночную жутьушел от окон,хмурый,декабрый.
В дряхлую спину хохочут и ржутканделябры.
Меня сейчас узнать не могли бы:жилистая громадинастонет,корчится.Что может хотеться этакой глыбе?А глыбе многое хочется!
Ведь для себя не важнои то, что бронзовый,и то, что сердце — холодной железкою.Ночью хочется звон свойспрятать в мягкое,в женское.
И вот,громадный,горблюсь в окне,плавлю лбом стекло окошечное.Будет любовь или нет?Какая — большая или крошечная?Откуда большая у тела такого:должно быть, маленький,смирный любёночек.Она шарахается автомобильных гудков.Любит звоночки коночек.
Еще и еще,уткнувшись дождюлицом в его лицо рябое,жду,обрызганный громом городского прибоя.
Полночь, с ножом мечась,догна́ла,зарезала, —вон его!
Упал двенадцатый час,как с плахи голова казненного.
В стеклах дождинки серыесвылись,гримасу громадили,как будто воют химерыСобора Парижской Богоматери.
Проклятая!Что же, и этого не хватит?Скоро криком издерется рот.
Слышу:тихо,как больной с кровати,спрыгнул нерв.И вот, — сначала прошелсяедва-едва,потом забегал,взволнованный,четкий.Теперь и он и новые двамечутся отчаянной чечеткой.
Рухнула штукатурка в нижнем этаже.
Нервы — большие,маленькие,многие! — скачут бешеные,и ужеу нервов подкашиваются ноги!
А ночь по комнате тинится и тинится, —из тины не вытянуться отяжелевшему глазу.
Двери вдруг заляскали,будто у гостиницыне попадает зуб на́ зуб.
Вошла ты,резкая, как «нате!»,муча перчатки замш,сказала:«Знаете — я выхожу замуж».
Что ж, выходи́те.Ничего.Покреплюсь.Видите — спокоен как!Как пульспокойника.
Помните?Вы говорили:«Джек Лондон,деньги,любовь,страсть», —а я одно видел:вы — Джиоконда,которую надо украсть!
И украли.
Опять влюбленный выйду в игры,огнем озаряя бровей за́гиб.Что же!И в доме, который выгорел,иногда живут бездомные бродяги!
Дра́зните?«Меньше, чем у нищего копеек,у вас изумрудов безумий».Помните!Погибла Помпея,когда раздразнили Везувий!
Эй!Господа!Любителисвятотатств,преступлений,боен, — а самое страшноевидели — лицо мое,когдаяабсолютно спокоен?
И чувствую — «я»для меня мало́.Кто-то из меня вырывается упрямо.
Allo!Кто говорит?Мама?Мама!Ваш сын прекрасно болен!Мама!У него пожар сердца.Скажите сестрам, Люде и Оле, — ему уже некуда деться.Каждое слово,даже шутка,которые изрыгает обгорающим ртом он,выбрасывается, как голая проституткаиз горящего публичного дома.
Люди нюхают — запахло жареным!Нагнали каких-то.Блестящие!В касках!Нельзя сапожища!Скажите пожарным:на сердце горящее лезут в ласках.Я сам.Глаза наслезнённые бочками выкачу.Дайте о ребра опереться.Выскочу! Выскочу! Выскочу! Выскочу!Рухнули.Не выскочишь из сердца!
На лице обгорающемиз трещины губобугленный поцелуишко броситься вырос.
Мама!Петь не могу.У церковки сердца занимается клирос!
Обгорелые фигурки слов и чиселиз черепа,как дети из горящего здания.Так страхсхватиться за небовысилгорящие руки «Лузитании».
Трясущимся людямв квартирное тихостоглазое зарево рвется с пристани.Крик последний, — ты хотьо том, что горю, в столетия выстони!
1/42
Религиозные аллюзии
Вероятно, иронизируя над библейскими именами и героями, автор выражает свой антиклерикальный протест, что было ему свойственно. В свои любовные переживания он искусно вносит политические веяния нового времени, показывая тщетность надежд на небесные силы. Увы, говорит поэт, будем реалистами: в сердечных делах, да и в каких бы то ни было еще, Бог нам не помощник, а все истории про него – сказки. Например, Маяковский использует библейское имя Мария, но говорит не о подвиге матери и возлюбленной Христа, не о преданности, не о скорби, а переворачивает вверх дном наши устоявшиеся ассоциации. Теперь Мария – продажная девка, которая готова продать возлюбленного за французское платье. Такова сущность роковой и порочной женщины в жизни, а в исправление Магдалины на страницах книги автор не верит.
Маяковский «Облако в штанах» очень кратко
Краткое содержание «Облако в штанах» В. Маяковского для читательского дневника:
Сюжет произведения разворачивается вокруг молодого юноши двадцати четырех лет. Лирический герой представлен двуличным человеком. С одной стороны, он дерзкий и вспыльчивый, а с другой – нежный, ласковый, не человек, а «облако в штанах». Так читатель может понять смысл интересного названия поэмы.
Герой произведения ждал с нетерпением свою возлюбленную в прекрасном городе Одесса. Они договорились увидеться с Марией в 4 часа, но девушки все не было, время летело час за часом. Поэт уже начал нервничать и прислоняться к окошку, возле которого ожидал любимую. И вот уже двенадцать часов. Нервы на пределе, как струны натянуты.
В голове миллион хаотично движущихся мыслей. И вот долгожданная встреча с возлюбленной. Он в полной растерянности. Мария сразу же сообщает о том, что собирается замуж за другого. Эта новость, как удар ножом в сердце юноше.
Герой чувствует боль в груди, но ни капельки не показывает свое душевное состояние. Он осознает, что неизлечимо болен любовью.
Юноша желает понять, почувствует ли он любовь еще раз? Он испытывает душевную боль. Пережитые эмоции, дают ему основание считать, что любовь – это страдания, расстройства, печаль.
Душа человека для него превыше всего. Но она спрятана под тысячью одежд, и разглядеть ее практически невозможно, так как люди скрывают свои истинные эмоции под неподвижным лицом.
Лирический герой не желает читать книги, так как их трудно писать. Ему тяжело подобрать слова. Даже на знакомой ему улице, говорят на непонятном ему языке.
Герой обращается к иконе, дать ему сил и подарить счастье. Он думает о своей возлюбленной Марии, жаждет ее тела. Она святая для него. Герой постоянно вспоминает ее красивую фигуру, нежные губы, красивые черты лица. Юноша будет беречь ее, как зеницу ока. Но если любимая откажет ему, то дорога, по которой будет идти автор, оставит кровавый след.
После всего этого он будет считать Бога малюсеньким божком, который не слышит молитв и просьб несчастных душ. Дает им лишь испытания и мучения. Оскорбляя Всевышнего, он даже достает небольшой ножик и желает расправится с творцом.
Несмотря на это, герой верит в светлое будущее следующих поколений. Он говорит о том, что будет чистая, нежная любовь, что люди смогут без проблем писать о том, что думают без цензуры. Сам герой сравнивает себя с апостолом.
Герой надеется на благосклонность небес, но вокруг тишина.
Вывод:
Таким образом, мы видим, что поэт против окружающей его реальности, но не в силах на что-либо повлиять. В своем произведении, он высмеивает бытовую жизнь людей того времени, критикует буржуазный строй и религию, а также делится любовными переживаниями.
Анализ стихотворения Послушайте! Владимира Маяковского выполняют ученики в 9 классе. Предлагаем узнать о нем больше, используя различные примеры литературного анализа стиха «Послушайте» В. В. Маяковского.
В чем смысл произведения?
Обладая неистовой, мятежной натурой, Владимир Маяковский призывает всех обездоленных не принимать смиренно свое незавидное положение, а настойчиво добиваться личного счастья. В свою очередь, поэт-бунтарь готов полностью отречься от классической «буржуазной» поэзии, чтобы тем самым поддержать этот протест, в котором он видит проявление свободы. В старых устоях он не видит будущего для общества, поскольку они ограничивают человека, не дают ему возможности достойно жить. Открыто выступая против буржуазии, Маяковский предчувствует скорое наступление кардинальных перемен в стране, и готов нести идеи неизбежной революции в народ, стать ее певцом.
Мучительные душевные терзания лирического героя находятся на одной волне с переживаниями простого народа. Поэт считает, что честный пролетарий не должен находиться в состоянии рабского унижения, а для этого должны полностью измениться все важные составляющие жизни: любовь, искусство, политический строй. Народ находится в плену лживых представлений о счастье, однако Маяковский уверен, что во всех сферах произойдет грандиозный переворот, который откроет людям глаза на истину. Он уверен, что только беспощадно разрушив старые доктрины, можно создать нечто по-настоящему ценное.
Герои произведения
В произведении присутствуют несколько главных и второстепенных героев. Каждый из них вносит свой вклад в развитие сюжета. Кратко о центральных персонажах:
- Лирический герой — дерзкий, но романтичный двадцатидвухлетний поэт. По описанию можно понять, что за этим красивым человеком скрывается сам Маяковский.
- Мария — юная девушка, в которую был влюблён поэт.
В поэме есть несколько персонажей второго плана. С их помощью сюжет становится ярче и интереснее. Всех их можно объединить в одного и назвать — обыватели. У поэта к ним было своё отношение:
- он обращался к ним по различным вопросам;
- рассказывал о чувствах и взглядах на жизнь.
Анализ поэмы Маяковского «Облако в штанах»
Любовная лирика поэта Владимира Маяковского весьма необычна и неординарна. В ней легко уживаются нежность и чувственность, страсть и агрессия, а также грубость, самомнение, гордыня и тщеславие. Подобный феерический «коктейль» способен вызвать у читателей самые разнообразные чувства, однако никого не оставляет равнодушным.
К раннему периоду творчества Маяковского относится очень своеобразная и импульсивная поэма «Облако в штанах». Над ней поэт работал почти 17 месяцев и впервые представил свое произведение летом 1915 года в Петербурге, где на квартире у Эльзы Брик проходили литературные чтения. Там Маяковский познакомился с младшей сестрой хозяйки, Лилей Брик, которая на долгие годы стала музой поэта. Именно ей автор и посвятил свою поэму, которая несмотря на довольно своеобразное и вызывающее содержание все же не лишена определенного изящества и романтизма.
Примечательно, что изначально это произведение называлось «Тринадцать апостолов» и было практически вдвое длиннее, чем «Облако в штанах». Причем, в роли тринадцатого апостола выступал сам Маяковский, который взял на себя смелость судить людей и их поступки. Однако название поэмы, равно как и отдельные ее части, при первой публикации были запрещены цензурой, поэтому поэту пришлось убрать особо острые социальные и политические моменты, превратив довольно жесткое и бунтарское произведение в образец новой любовной лирики.
Начинается поэма с того, что ее двадцатидвух летний герой, в образе которого выступает сам автор, переживает глубокую личную трагедию. Его возлюбленная Мария, которой он назначает свидание, не приходит к назначенному часу, В характерной для поэта манере, рублеными и прямолинейными фразами описываются душевные терзания главного героя, для которого каждый удар часов отдается болью в сердце. Переживания превращают молодого человека в дряхлого сгорбленного старика, который, прислонившись лбом к оконному стеклу и вглядываясь в темноту, задается вопросом: «Будет любовь или нет?».
К тому моменту, когда Мария все же появляется на пороге его комнаты и сообщает, что выходит замуж за другого, главный герой более не испытывает ничего, кроме испепеляющей ненависти. Причем, распространяется она не столько на бывшую возлюбленную, сколько на жестокий и несправедливый мир, где люди заключают браки по расчету, а не по любви, а главной ценностью являются деньги, а не чувства.
Последующие части поэмы посвящены гневному обличению общества, которое погрязло в грехах, но совершенно не обращает на это внимания. При этом Маяковский затрагивает не только материальные, но и духовные аспекты жизни людей, утверждая, что именно вера в Бога делает их рабами. То и дело автор пытается опустить читателя на землю, используя очень емкие и образные сравнения вроде «гвоздь у меня в сапоге кошмарней, чем фантазия у Гете». При этом поэт мастерски показывает, какой путь проделывает его герой для того, чтобы очистить свое самосознание и избавиться от ненужных чувств, которые мешают ему быть сильным, жестким, решительным и непреклонным. Однако именно несчастная любовь заставляет его переосмыслить жизненные ценности и изменить приоритеты, направив свою энергию на то, чтобы изменить этот грешный мир.
«Я знаю – солнце померкло б, увидев наших душ золотые россыпи», – утверждает Владимир Маяковский, подчеркивая тем самым, что каждый человек является вполне самодостаточным и гордым существом, который в состоянии сделать свою жизнь счастливой, избавиться от сомнений и душевных терзаний. При этом автор утверждает, что небу нет никакого дела до того, что происходит на земле, и рассчитывать на помощь высших сил не приходится, потому как «вселенная спит, положив на лапу с клещами звезд огромное ухо».
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Поэмы ✑
Поэмы
Проблематика
- В поэме «Облако в штанах» главной является проблема страдания народа в созданном капиталистами мире. Маяковский на протяжении всего произведения удивляется образу жизни своих современников. Все образы кажутся низкими и безликими на фоне лирического героя. Те чувства, которые в нем кипят, уверенно обобщают остроту социального конфликта.
- Также в поэме присутствует проблема борьбы с личными внутренними переживаниями. Мучения души связаны с несбыточными лирическими мечтами, столкновением нежности, которую воспитали в сердце, и убогой, несправедливой реальности, где нежность никто в грош не ставит. Герой за секунду лишается последней надежды на взаимные чувства, а это не что иное, как полное опустошение, а значит, внутренняя смерть.
- На фоне столь острых переживаний возникают новые, не менее волнующие проблемы. Катастрофа, которая произошла с героем, подталкивает его на мысли о проблеме безнравственности общества и впоследствии он отвергает мораль.
- Проблема фальшивого искусства тоже беспокоит его. Творцов не волнует то, как повлияют их произведения на людей, им важны каноны и изящество. Поэт не может понять лицемерных правил, вопросы о предназначении поэта мучают и терзают его. Он находит решение в полной откровенности, от него остаются «одни сплошные губы».
- Политический застой автор также не оставляет без внимания. Несправедливое правительство, зацикленное только на собственной прибыли, не может быть полезным для общества, не может служить его развитию.
- И, конечно, его волнует проблема религиозного толка. Он считает, что сказка про Бога только одурманивает народ, ведет его к регрессу, но нисколько не помогает ему на пути к самосовершенствованию и развитию.
Заключение
Это произведение относительно небольшое. В нём всего четыре главы и вступление. Но каждая часть поэмы – это тяжёлые переживания и необычное отражение мыслей влюблённого юноши.
Вступление
Поэма начинается с описания главного героя. Читателю сразу становится понятно, что это автопортрет автора. Он описывает себя как молодого, дерзкого человека, не имеющего за плечами печального опыта. Для этого поэт приводит необычное сравнение, называя себя человеком без седых волос в душе.
Потом главный герой переходит к описанию своего понимания любви. Он признаётся, что ради этого великого чувства готов полностью измениться. Здесь читатель снова сталкивается с необычными сравнениями и метафорами. Автор заявляет, что готов вывернуться наизнанку, стать чувственно-нежным подобно облаку в штанах.
Глава 1
Главный герой рассказывает трагическую историю своей любви. В своих воспоминаниях он переносится в Одессу. Именно там он должен был встретиться со своей избранницей, но девушка, обещавшая прийти на свидание в четыре часа вечера, не пришла вовсе.
Поэт напрасно ждал её в назначенном месте больше пяти часов. Время шло, а возлюбленная не приходила. Мучимый переживаниями, молодой человек отчаянно тосковал.
Окружающий мир только усиливал печаль. В окно били струи дождя, улицы были переполнены равнодушным шумом и автомобильными гудками, всё это заставляло юношу чувствовать себя безгранично несчастным, одиноким, брошенным.
Наступает полночь. Сердце поэта переполняется тревожными предчувствиями. В этот момент Мария всё же приходит, но юноша не успевает обрадоваться визиту возлюбленной. Она сразу заявляет о том, что выходит замуж.
Признание девушки буквально убивает молодого человека, он испытывает боль, разочарование, тоску. В этот момент поэт сравнивает себя с покойником, ведь брошенному юноше конец любовных отношений кажется концом жизни.
Глава 2
Вторая глава посвящена мукам творчества. Главный герой под влиянием неразделённой любви хочет воспеть свои чувства к Марии в стихах. Но ему не удаётся передать словами всю глубину потрясающих его эмоций.
Поэт признаётся, что ему становится невыносимо читать книги. Ведь он теперь понимает, какой это невероятный труд – написать литературное произведение, а раньше он полагал, что писательство даётся быстро и просто.
Попытки написать о своих чувствах разбиваются о низменность обывателей. Автор понимает, что окружающие люди в большинстве своём приземлены и не нуждаются в его творчестве. Обывателям важнее удовлетворение низменных инстинктов и элементарных потребностей.
Глава 3
Постепенно размышления о любви и муках творчества переходят в мысли об окружающей жизни. Автор критикует царскую власть, распространённые в обществе стереотипы и предрассудки. Кроме этого, он осуждает творчество других поэтов, которые приукрашают и искажают действительность. В качестве образца такого излишне изящного рифмоплётства поэт приводит некоего Северянина.
В противовес другим поэтам Маяковский ставит себя. Он заявляет, что свои мысли и чувства нужно выражать прямо, честно, без приукрашиваний. Пропагандируя революционные во многих смысла идеи, автор называет себя тринадцатым апостолом.
Кроме отрицания классической поэзии в третьей главе прослеживаются призывы к бунту, революции. Они максимально завуалированы, но внимательный читатель видит строки, побуждающие разрушить сложившийся строй.
Глава 4
Постепенно мысли юноши снова возвращаются к Марии. Он сравнивает её с Богом и божественным даром, обращается к ней, как верующие обращаются к Богу.
В своих молитвах Марии молодой человек просит не реагировать на его постоянные измены. По словам автора, они не имеют никакого значения, ведь чувства он испытывает только к своей возлюбленной. Он заявляет, что в его душе нет места другим девушкам, а саму Марию он готов беречь как главную драгоценность. Однако девушка на все его слова отвечает молчанием.
Не получив взаимности со стороны возлюбленной, главный герой обращается к Богу. Он просит Всевышнего ответить на его молитвы, помочь разобраться в себе и найти любовь Марии, но небеса относятся к нему так же равнодушно, как и сама девушка.
Заключение
Свою популярность поэма приобрела благодаря удивительному контрасту между описанием возвышенных чувств и грубыми, резкими сравнениями. В произведении поднимаются все важные аспекты жизни, волнующие молодёжь: вопросы любви, взаимности, одиночества, протестов и отношения к религии.
https://youtube.com/watch?v=i7Wl7ukUjTU