Краткое содержание «Голубая стрекоза»
Коля живет в маленькой деревушке и всегда мечтал стать настоящим исследователем природы. Однажды он находит утраченный магический артефакт — голубую стрекозу, которая может приносить удачу.
С голубой стрекозой вместе Коля отправляется в захватывающее путешествие, в ходе которого они сталкиваются с различными опасностями и преградами. Они приходят на помощь местным животным и растениям, и вместе с ними побеждают зло.
Однако, самое ценное в путешествии Коли и голубой стрекозы — это не только открытие новых удивительных мест, но и возможность узнать о себе и о своих способностях. Коля понимает, что внутри него есть исследователь и защитник природы.
Главная мысль романа «Голубая стрекоза» заключается в том, что каждый человек способен на маленькие и великие подвиги, если только верит в свои силы и готов идти за своими мечтами.
Приключения героев в окружении природы
Приключения героев происходят в разных местах — в лесах, на реках, в горах. Гена и голубая стрекоза встречают разнообразных животных и находят себе новых друзей на своем пути. Все приключения происходят в окружении удивительной и красивой природы.
В процессе своего путешествия, герои сталкиваются с разными трудностями, преодолевают испытания и находят решения для различных проблем. Они учатся быть смелыми и находить в себе силы для продолжения своего пути.
Главная мысль произведения заключается в том, что природа — это не только красивый ландшафт, но и место, где герои могут найти себя, научиться быть сильными и находить способы преодоления трудностей. Окружение природы помогает им раскрыть свой потенциал и находить себя.
Развитие главного героя
В начале романа Спиридон — молодой и неопытный охотник, который живет в маленькой сибирской деревне
Главная мысль, которая лежит в основе развития героя, связана с его внутренним путешествием и осознанием важности сохранения природного баланса
В процессе своих походов и открытия новых мест, Спиридон начинает задумываться о бесконечной красоте окружающих его лесов и озер, о богатстве и разнообразии животного мира. Он становится все более осознанным того, что человек не имеет права разрушать этот мир, а должен заботиться о нем и беречь.
Спиридон постепенно осознает свою причастность к природе, ее уязвимость и потребность в защите. Он начинает видеть прекрасных животных, которые окружают его, не только как добычу для охоты, но и как равных ему существ, имеющих свои страхи и желания.
Развитие героя происходит через серию приключений, в которых Спиридон сталкивается с различными ситуациями, требующими выбора: продолжить свою охоту или прекратить ее, чтобы спасти жизни беспомощных созданий. С каждой новой ситуацией герой становится все более осознанным и заботливым.
Изначально Спиридон искал приключения и охоту, но постепенно он осознает, что важнее всего — сохранить природу для будущих поколений. Его нравственные принципы и ценности меняются, и он начинает рассматривать окружающий мир не только с точки зрения своего удовлетворения и развлечения, но и с точки зрения сохранения жизни и красоты природы.
Таким образом, развитие главного героя в романе «Голубая стрекоза» показывает важность осознания человеком своей ответственности перед природой и необходимости ее бережного отношения
Открытие для себя новых миров
Творчество Алексея Михайловича Пришвина, русского писателя и педагога, зачастую вдохновляет читателей на открытие для себя новых миров и неизведанных горизонтов.
В его произведениях часто присутствуют мотивы природы, которые заставляют героев и читателей задуматься о красоте и значимости окружающего мира.
Одним из таких произведений является роман «Голубая стрекоза». Главный герой, Алексей Тамарин, проводит большую часть своей жизни в лесу, где он воспитывается дедушкой. Он открывает для себя новые и необычные места, встречает разных людей и животных, исследует природу и ее загадки.
С помощью природы и ее символов Пришвин передает своим героям и читателям глубокие эмоции и мысли. Каждая глава романа «Голубая стрекоза» подарит вам новое открытие и возможность проникнуться красотой и мудростью природы.
Главная мысль произведения заключается в том, что природа способна открыть для человека новые миры и показать ему великую гармонию вселенной. Она помогает героям стать лучше, развиваться и находить свою истину. Читатель, в свою очередь, приобщается к прекрасному и находит в себе силы для новых открытий и саморазвития.
Пришвин М. “Выскочка” Читательский дневник
- Пришвин М.
- Название: “Выскочка”
- Жанр: рассказ
- Тема произведения: о животных
- Число страниц: 2
- Главные герои и их характеристика
Вьюшка, охотничья собака, лайка. Веселого нрава, дружелюбная, игривая. Осторожная и предусмотрительная.
Выскочка, сорока. Наглая, бесцеремонная, глупая, хвастливая. Отбилась от коллектива и хотела получить кость нахрапом.
О чем произведение (1-2 предложение – кратчайшее содержание)
Рассказ о наглой сороке, которую проучила умная
собака.
Сюжет — краткое содержание
Очень хорошей и веселой собакой была Вьюшка, любившая получать вкусные косточки.
Сороки тоже любили косточки и, увидев, что Вьюшка получила две косточки, попытались отобрать их.
Сороки напали стаей и пока часть их отвлекала внимание собаки, остальные успели утащить кость.
Одна из сорок, Выскочка, решила захватить вторую кость сама, понадеявшись на свою быстроту и наглость.
Она стала подкрадываться к собаке, которая претворялась, что не замечает новой угрозы.
Выскочка схватила кость, но Вьюшка схватила сороку за хвост и сорока без хвоста стала всеобщим посмешищем.
Понравившийся эпизод
План произведения для пересказа
- Как Бийка стала Вьюшкой.
- Добрый нрав собаки.
- Две косточки.
- Атака стаи сорок.
- Действия Выскочки.
- Сорока без хвоста.
- Главная мысль
- Иногда отрываться от коллектива не только плохо,
но и опасно. - Чему учит эта книга
Рассказ учит действовать командой, сообща
Учит
осторожности и предусмотрительности. Учит не наглеть и не жадничать
Учит не
считать себя умнее других.
Мне очень понравился этот рассказ и, особенно,
понравилась мудрая Вьюшка. Эта собака сумела отомстить наглой сороке и лишить
ту ее сорочьего достоинства.
- Новые слова и выражения
- Бия — река в Сибири.
- Пословицы к произведению
- Поперед батьки в пекло не лезь.
- Всякой наглости есть предел.
- В семье не без урода.
- Голова без ума, что фонарь без огня.
- Поспешишь — людей насмешишь.
- Другие читательские дневники
Чему учит
Надеяться и бороться за жизнь и счастье всегда необходимо. Только так можно жить, а не существовать.
Произведение относится к лирической прозе писателя, повествующей о событиях Первой мировой войны, в которой автор участвует в качестве военного корреспондента.
Композиционная структура рассказа состоит из двух частей, при этом повествовательная составляющая осуществляется автором от первого лица, тем самым акцентируется внимание на достоверность литературного содержания. Отличительной особенностью композиции является прием линейного сюжета в виде хронологической последовательности событий, изображенных одно за другим
Первая часть рассказа излагает авторские впечатления от происходящих военных событий, ощущения собственной ненужности и огромного желания оказания помощи воюющим.
Во второй части рассказа повествуется об истории, произошедшей с автором, в которой он участвует в спасении раненого молодого бойца, оказывающегося при смерти. Совсем юный парнишка умоляет отнести его носилки к бегущему ручью, где он наблюдает кружащуюся в воздухе голубую стрекозу, символизирующую для юноши будущую жизнь. Благодаря увиденному глотку воздуха в молодом человеке просыпаются силы к борьбе за собственную жизнь, благодаря целебным качествам окружающей природы.
В качестве средств художественной выразительности, усиливающих ощущения душевного состояния повествователя используются многочисленные сравнения, развернутые метафоры, а при описании легкости, светлости окружающей природы применяются олицетворения, позволяющие прочувствовать искренность и чистоту природного пейзажа. Кроме того, для характеристики раненого юноши и подчеркивания его глубоких человеческих качеств писатель прибегает к художественному приему лексического повтора, который вызывает у читательской аудитории неподдельные чувства жалости и трепетного сострадания.
Смысловая нагрузка рассказа демонстрирует авторский замысел, заключающийся в необходимости связи человека с природой, позволяющей проявлять искренние чувства сопереживания и восхищения жизнью.
Несколько интересных сочинений
Можно сказать, что сны главной героини в произведении являются отражением идеалов автора.
Вместе с резким Базаровым молодое поколение представляет Аркадий Кирсанов. Это юный человек, который изо всех сил ищет признание в окружающем мире.
Все давно уже знают, что после зимы обязательно наступает весна. У кого – то она ассоциируется с новой жизнью, с приближением лета, а у кого-то со слякотью и грязью
Образ мечтателя, однажды появившись в творчестве Достоевского, остался там навсегда. Он стал своего рода символом и отличительной чертой произведений Федора Сергеевича.
-
Что составляло основу вооруженных сил в xiv xvii вв обж кратко
-
Проект праздник осени в детском саду
-
Что из перечисленного ниже относится к социальной сфере школа детский сад городская поликлиника
-
Буклет по деятельности старшего воспитателя детского сада
- Анализ имени остап кратко
Полет голубой стрекозы
Далее в рассказе идет описание природы, строки дышат удивительной чистотой и помогают читателю прочувствовать красоту вечернего леса. В этой части рассказа М. Пришвина «Голубая стрекоза» (краткое содержание не сможет, к сожалению, передать все нюансы) говорится о том, какой целительной силой может обладать природа. Корреспондент и мальчик любовались красотой леса в вечерних лучах солнца, водяными лилиями. В этот момент над водой кружилась голубая стрекоза.
Мальчик, закрыв глаза, слушал звуки ручья, и на его лице отражалась внутренняя борьба. Наконец, она закончилась появлением на лице детской улыбкой, он открыл глаза и поблагодарил автора. В этот момент мальчик увидел стрекозу, улыбнулся и снова закрыл глаза. Иногда раненый боец спрашивал, продолжает ли летать это прекрасное создание. И всегда получал утвердительный ответ, который его успокаивал.
Спустя какое-то время автор задумался и, ответив на вопрос про стрекозу, не заметил, что мальчик открыл глаза. Но в сумерках он не увидел ее и расстроился, что писатель оказался невнимателен. Пришвин тоже огорчился, но вдруг в отражении воды увидел стрекозу и рассказал об этом мальчику. Краткое содержание «Голубой стрекозы» Михаила Пришвина мы завершим тем, что писатель рассказывает, как мальчика спасли. Он считал, что это заслуга не только докторов, но и волшебной песни ручья и полета голубой стрекозы.
Даже если читать краткое содержание «Голубой стрекозы» Пришвина, можно прочувствовать с какой искренней любовью описывает писатель красоту природы. И как он радуется, что есть люди, которые ей могут восхищаться и которых огорчает невнимательное отношение к ее красотам. Пришвин считал, что докторам помогли ручей и стрекоза потому, что умение ценить каждый миг и быть в гармонии с природой позволяет человеку сохранить все хорошее, что есть в его натуре.
Стали вместе создавать место для раненных. Рассказчику сказали забыть о том, что писатель, оказывай помощь раненным солдатам!
И мы принялись располагать контуженных на лавочки. Я услышал просьбу умирающего парня. Ему хотелось пить. Я помчался за водой, но он захотел воды из ручья!
Присмотревшись, рассказчик увидел юное лицо, с красивыми чертами. Взяв носилки, мы отправились, с погибающим солдатом, к ручью. Всё зеленело, распускались цветы. А рядом летала стрекоза, у неё крылья были голубой расцветки. Санитар ушёл, оставив автора с больным.
Он лежал неподвижно и на лице видна была борьба за жизнь. Затем, он приоткрыл веки и сказал: «Большое спасибо!»
Лежал и наслаждался звуками ручья. И вдруг, он слегка раскрыл глаза и спросил: «А стрекоза не улетела?»
Мой ответ порадовал его. И он снова забылся.
Затем, мои мысли унесли писателя и он вспомнил об больном солдате, когда прозвучал вопрос: «Стрекоза на месте?»
Больной посмотрел и сказал, что не видит. Сначала в голове автора промелькнуло, что потеряно зрение. Внимательно, разглядывая местность, помощник тоже не увидел. Получилось, что обманул. И писатель стал внимательно просматривать местность вокруг и заметил отражение насекомого. И громко сказал, что на месте. Раненый приоткрыл глаза. И я указал на силуэт отражения. Паренёк улыбнулся и снова забылся.
Врачи помогали раненому, но ещё к этому прибавилась огромная любовь к родному краю. Шум ручья и шустрая стрекоза.
Красота природных богатств, солнце, шум ручья и вера, что волшебная стрекоза отпугнёт смерть, помогли выжить нашему молодому герою!
Надо верить в исцеляющие силы природы. Живой ручей, растущая листва деревьев, аромат лесных цветов, позволяют забыть о боли и спастись.
Последние заданные вопросы в категории Литература
Литература 30.11.2023 21:19 28 Федорова Ольга
Сколько сказок всего в мире?
Ответов: 3
Литература 30.11.2023 21:05 23 Большова Ксюша
Какие картины изображены в лирических произведени- х? Опишите их, используя поэтическую лексику
Ответов: 2
Литература 30.11.2023 20:50 26 Kaplun Maks
Показать общественные пороки после балла Толстой
Ответов: 2
Литература 30.11.2023 20:50 25 Соколов Никита
Найдите средства выразительности в стихотворении под дождём забололоцкий
Ответов: 2
Литература 30.11.2023 20:40 6 Лермонтов Максим
Васюткено озеро ответ на 4 вопрос
Ответов: 2
Литература 30.11.2023 20:39 24 Магомедов Міша
Составь и запиши предложения о том что помогает на дороге сделать путешествие безопасным
Ответов: 2
Литература 30.11.2023 20:31 9 Корнеенко Валерия
(АНАЛИЗ) произведения Бориса Екимова Анализ, не большой слов 100!!!
Ответов: 2
Литература 30.11.2023 20:25 25 Кутелев Антон
Помогите пожалуйста написать письмо Васе из рассказа „Рыцарь Вася» прошу пожалуйстаДаю 30
Ответов: 2
Литература 30.11.2023 20:24 4 Смирнов Евгений
Что понял Филька с рассказа бабушки
Ответов: 2
Литература 30.11.2023 20:21 4 Белоусов Данил
Почему Вася перестал ходить к Валеку и Марусе? Какое «дело» задержало Валека в городе? Почему он
Ответов: 2
Главная мысль произведения
Главная мысль произведения «Голубая стрекоза» заключается в том, что природа голубого цвета способна пробудить в человеке чувство гармонии и внутреннего равновесия. Герои произведения, в том числе главный герой мальчик Степан, воспринимают голубой цвет как символ свободы и легкости, который помогает им справиться с жизненными трудностями и найти свое место в мире.
Важность сохранения природы и взаимодействия с ней
Пришвин показывает, как важно людям быть в гармонии с окружающей средой и уважать ее. Голубая стрекоза становится олицетворением природы, свободы и красоты
Казалось бы, такая маленькая стрекоза не может изменить мир, но она показывает, как каждое существо важно для баланса природы и окружающей среды.
Природа в романе представлена как живой организм, который требует заботы и внимания. Герои понимают, что сохранение и охрана природы — это не только их обязанность, но и взаимоотношение человека и мира вокруг него.
Основная мысль романа заключается в том, что природа является общей ценностью, которую мы должны беречь. Изменение природы может привести к разрушению экосистемы и потере разнообразия жизни на планете.
Ваня и голубая стрекоза показывают, что мы должны найти равновесие между использованием природных ресурсов и сохранением природы. Наше взаимодействие с природой должно быть уважительным и открытым.
Важно помнить, что каждое действие человека имеет последствия для окружающей среды. Мы должны стремиться к устойчивому развитию, чтобы сохранить и передать будущим поколениям красоту и богатство природы, так же как сделал это Пришвин в своем романе «Голубая стрекоза»
Пример проверенного сочинения ЕГЭ (с выделением ошибок)
Красным выделены орфографические ошибки. Зеленым выделены пунктуационные ошибки.
Голубым выделены грамматические ошибки.
Желтым выделены речевые ошибки, серым выделены повторы в тексте
Какое воздействие оказывает природа на человека? Над этой проблемой размышляет Михаил Михайлович Пришвин.
Автор начинает своё рассуждение с того, что он, идя берегом любимого ручья, описывает «путешествие» воды из леса в океан
Михаил Пришвин обращает наше внимание на многочисленные преграды: дерево, гора и другие, встречающиеся ручью. «Препятствия делают жизнь: не будь их, вода бы безжизненно сразу ушла в океан, как из безжизненного тела уходит непонятная жизнь», — пишет М.М.Пришвин
Действительно, и жизнь человека бы не имела смысл без трудностей. Ведь именно они делают жизненный путь тернистым, где взлёты и падения вызывают движение и стремление, чувства и эмоции.
Автор пытается достучаться до читателей, неоднократно повторяя фразу «рано ли, поздно ли» (предложения 17, 27-30, 39-40). Этот призыв должен вселить в человека веру и надежду. Ведь пример того, как ручей, преодолевая все препятствия, всё же достигает своей цели – прийти в океан, убедительно доказывает, что и человек способен пережить все невзгоды и достичь счастья и покоя.
Оба примера, дополняя друг друга, помогают нам понять, что между жизнью природы и жизнью человека много общего.
Автор подводит читателя к выводу о том, что человек лучше понимает самого себя, наблюдая за жизнью природы. Видя, как она преодолевает трудности, как всё в природе наполняется жизнью, человек достигает внутренней гармонии.
Я согласна с автором, что природа на своём примере показывает пути преодоления препятствий и раскрывает человека. Ведь нередко именно природа даёт людям уроки доброты. Так, мальчик, который прогуливался в лесу, увидел лежащего в кустах птенца. Возле него тревожно металась какая-то большая птица с ярким оперением. Мальчик увидел дупло в старой сосне и положил туда птенца. После этого в течение нескольких лет благородная птица, встречая в лесу спасителя своего птенца, радостно кружила над его головой. Эта трогательная история является примером воздействия природы на поступки человека.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что природа является вдохновителем человека на добрые поступки и пробуждает в каждом из нас умиротворение.
Проблема влияния природы на духовный мир человека
СОЧИНЕНИЕ В НОВОМ ФОРМАТЕ ЕГЭ — 2019
Проблема влияния природы на духовный мир человека
Текст И. П. Цыбулько, 2021. Вариант – 28
1. Вступление.
Мы любим нашу родную природу. Запах леса, журчание ручья, пение птиц на заре никого не оставляют равнодушным. Но природа не только радует нас своей красотой.
2. Проблема.
Какова же ее роль в жизни человека? Как влияет она на его духовный мир? На эти вопросы отвечает замечательный русский писатель Константин Георгиевич Паустовский.
3. Комментарий к проблеме.
Решая проблему воздействия природы на человека, Паустовский рисует неяркую, но завораживающую красоту Прорвы — старого русла Оки.
4.Первый аргумент. Описание этого любимого места, составляющеепервую,самую значительную, часть текста, дышит любовью автора. Картина Прорвы, подернутой дымкой, со столетними ивами на крутых берегах, горьковатым запахом трав, листвой, розовой от заката солнца, и прозрачным, целебным воздухом не может не тронуть сердце каждого.
5. Второй аргумент.Вторая, заключительная , часть — о силе воздействия природы на человека. Природа очищающе действует на него, помогает ему достичь гармонии с миром и с собой. Выражая эту философскую мысль, Паустовский ссылается на другого знатока русской природы — писателя Аксакова. Ссылка на такого авторитетного автора выглядит как особенно убедительный аргумент.
6. Связь частей.
Обе части неразрывно связаны. Философское заключение о благотворном влиянии природы на человека — это следствие воздействия той картины среднерусской природы, что нарисована в первой части.
7. Позиция автора.
Позиция автора находит яркое выражение. Паустовский утверждает: природа действует на человека исцеляюще. Она уносит «мутный поток тяжелых мыслей» и рождает в душе все чистое и светлое.
8.Собственное мнение по проблеме. Мне тоже не раз приходилось ощущать не себе влияние красоты родной природы. Однажды был потрясен картиной восходящего солнца. Казалось, что вместе с солнечными лучами свет и добро разливается по всей планете. Да, я согласен с автором. Цветущий луг и ромашки под окном моего дома, звездное небо и рыбалка на рассвете размягчают людей, а порой даже изменяют их жизнь.
Под влиянием природы дважды
круто повернулась жизнь Андрея Болконского. Открывшееся ему безграничное небо Аустерлица помогло осознать мелочность его честолюбивых планов и отказаться от прежних стремлений. А старый дуб, который под лучами весеннего солнца неожиданно расцвел и помолодел, разбудил в нем желание активной общественной деятельности.
9. Заключение(концовка). Таким образом, природа не только радует своей красотой, но и благотворно влияет на его внутренний мир. Вместе с воздухом природы можно «вдохнуть в себя» все лучшее, что может быть в нас.
Сочинение «Влияние природы на человека» (Вар 1).
Человек и природа не могут существовать друг без друга. Это не разделимая часть одного целого. Мир, в котором мы живем восхитителен, он пленяет нас своим естеством, чарует нас своими видами. И нам посчастливилось быть его частью. А вы замечали, насколько наше настроение зависит от погоды за окошком? Когда на улице весна или лето, ярко светит солнышко и все вокруг цветет, слышится щебетание птичек, которые вернулись с теплых краев, то и у нас на душе становится так приятно. Мы радуемся каждому распустившемуся цветочку, каждому листочку. В таком настроении появляется желание дарить добро всем вокруг. Хочется свернуть горы. А когда на улице царит осень, то на нас навеивается приятная хандра. Иногда хочется сидеть и читать книгу ли пить чай, под звук стучащих по крыше капель. В этом есть нечто прекрасное
Зима тоже оказывает на нас определенное внимание. В эту пору хочется кататься на санках и играть в снежки
И этот этого становится очень здорово!
Тема о влиянии природы на человека часто затрагивается в книгах. Многие писатели показывают нам тонкую нить, которая соединяет человечество и природу. Возьмем, к примеру, произведение «Олеся». В этой повести все события, которые переживают герои книги, происходят на фоне прекрасной природы. Она как бы отражает все эмоции, описывающиеся в книге. В произведение невооруженным глазом видно, как меняется природа соответственно тому, как меняется настроение персонажей. Изначально все вокруг было в полном покое и гармонии, а ближе к кульминации разыгралась непогода. Так автор нагляднее показал бурю чувств, которые испытывала главная героиня, при расставании со своим возлюбленным.
Природа и человек очень крепко переплетены. Мы сможем находиться в согласованности с самим собой только будучи в созвучии с природой. Ведь она дарит нам все блага жизни, чарует нас своей необыкновенной красотой. Природа сказывается на нашем настроении, а мы как ни крути, влияем на состояние природы. Давайте ни кода не будем забывать об этом. И еще всегда будем помнить, что каждая погода – благодать и нужно быть счастливым и благодарным ей, даже в самый пасмурный день.
(по тексту М. М. Пришвина)
В тексте М. Пришвина мне наиболее интересной кажется проблема родного языка.
Автор называет язык другом и говорит, что он долго искал с ним встречи. Для Пришвина язык – это основа его творчества, заложенная матерью, школой, народом. Писатель благодарит язык за спасение его от тяжёлого молчания, за возможность одушевлять любой предмет и делать его своим другом.
Авторская позиция по указанной проблеме наиболее чётко видна в предложении 6:
Я согласна с мнением М. Пришвина, так как родной язык, на мой взгляд, является основой личности. Через язык человек способен выразить себя. И это касается не только мастеров художественного слова, подобно Пришвину, но и обычных людей. Богатство нашего языка невольно заставляет людей гордиться историей своей страны, ощущать свою причастность ко всему происходящему с ней и осознавать близость всех людей, говорящих на одном языке.
Примеры всему сказанному можно во множестве найти как в жизни, так и в произведениях художественной литературы. Стоит заменить, что язык всегда является отражением национального менталитета и одновременно важнейшей из его основ. Так, церковнославянский язык, придя на Русь вместе с принятием христианства, наряду с религией, послужил важным фактором объединения славянских народов. А в дальнейшем, взаимодействуя с живым древнерусским языком, стал мощным фундаментом для современного русского языка, сохранившего в себе тысячелетнюю историю нашего государства.
Анна Ахматова в своём стихотворении «Мужество», написанном в 1942 году, использует приём метонимии и вместо сочетания «русский народ» употребляет выражение «русская речь». Таким образом, она выделяет в понятии «русский народ» свойство – «речь», которое может замещать все остальные, и тем самым подчёркивает определяющее значение языка для нашей нации:
Поэт говорит о том, что наша страна вынесет все тяготы фашизма и отдаст своим потомкам себя, а следовательно, и свою речь свободной и чистой, не осквернённой захватчиками.
В заключение хочется ещё раз поблагодарить автора за возможность поразмышлять над проблемой родного языка и призвать всех людей беречь наш язык и с овершенствовать его.
Таким образом, она выделяет в понятии русский народ свойство речь, которое может замещать все остальные, и тем самым подчёркивает определяющее значение языка для нашей нации Поэт говорит о том, что наша страна вынесет все тяготы фашизма и отдаст своим потомкам себя, а следовательно, и свою речь свободной и чистой, не осквернённой захватчиками.
Literarus. ru
07.09.2018 2:56:54
2018-09-07 02:56:54
Голубая стрекоза — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком
Ниже представлен текст книги, разбитый по страницам. Система сохранения места последней прочитанной страницы, позволяет с удобством читать онлайн бесплатно книгу «Голубая стрекоза», без необходимости каждый раз заново искать на чём Вы остановились. Поставьте закладку, и сможете в любой момент перейти на страницу, на которой закончили чтение.
Шрифт:
Интервал:
Закладка:
Сделать
Михаил Михайлович Пришвин
Голубая стрекоза
В ту первую мировую войну 1914 года я поехал военным корреспондентом на фронт в костюме санитара и скоро попал в сражение на западе в Августовских лесах. Я записывал своим кратким способом все мои впечатления, но, признаюсь, ни на одну минуту не оставляло меня чувство личной ненужности и невозможности словом своим догнать то страшное, что вокруг меня совершалось.
Я шел по дороге навстречу войне и поигрывал со смертью: то падал снаряд, взрывая глубокую воронку, то пуля пчелкой жужжала, я же все шел, с любопытством разглядывая стайки куропаток, летающих от батареи к батарее.
– Вы с ума сошли, – сказал мне строгий голос из-под земли.
Я глянул и увидел голову Максима Максимыча: бронзовое лицо его с седыми усами было строго и почти торжественно. В то же время старый капитан сумел выразить мне и сочувствие и покровительство. Через минуту я хлебал у него в блиндаже щи. Вскоре, когда дело разгорелось, он крикнул мне:
– Да как же вам, писатель вы такой-рассякой, не стыдно в такие минуты заниматься своими пустяками?
– Что же мне делать? – спросил я, очень обрадованный его решительным тоном.
– Бегите немедленно, поднимайте вон тех людей, велите из школы скамейки тащить, подбирать и укладывать раненых.
Я поднимал людей, тащил скамейки, укладывал раненых, забыл в себе литератора, и вдруг почувствовал, наконец, себя настоящим человеком, и мне было так радостно, что я здесь, на войне, не только писатель.
В это время один умирающий шептал мне:
– Вот бы водицы.
Я по первому слову раненого побежал за водой.
Но он не пил и повторял мне:
– Водицы, водицы, ручья.
С изумлением поглядел я на него, и вдруг все понял: это был почти мальчик с блестящими глазами, с тонкими трепетными губами, отражавшими трепет души.
Мы с санитаром взяли носилки и отнесли его на берег ручья. Санитар удалился, я остался с глазу на глаз с умирающим мальчиком на берегу лесного ручья.
В косых лучах вечернего солнца особенным зеленым светом, как бы исходящим изнутри растений, светились минаретки хвощей, листки телореза, водяных лилий, над заводью кружилась голубая стрекоза. А совсем близко от нас, где заводь кончалась, струйки ручья, соединяясь на камушках, пели свою обычную прекрасную песенку. Раненый слушал, закрыв глаза, его бескровные губы судорожно двигались, выражая сильную борьбу. И вот борьба закончилась милой детской улыбкой, и открылись глаза.
– Спасибо, – прошептал он.
Увидев голубую стрекозу, летающую у заводи, он еще раз улыбнулся, еще раз сказал спасибо и снова закрыл глаза.
Прошло сколько-то времени в молчании, как вдруг губы опять зашевелились, возникла новая борьба, и я услышал:
– А что, она еще летает?
Голубая стрекоза еще кружилась.
– Летает, – ответил я, – и еще как!
Он опять улыбнулся и впал в забытье.
Между тем мало-помалу смерклось, и я тоже мыслями своими улетел далеко, и забылся. Как вдруг слышу, он спрашивает:
– Все еще летает?
– Летает, – сказал я, не глядя, не думая.
– Почему же я не вижу? – спросил он, с трудом открывая глаза.
Я испугался. Мне случилось раз видеть умирающего, который перед смертью вдруг потерял зрение, а с нами говорил еще вполне разумно. Не так ли и тут: глаза его умерли раньше. Но я сам посмотрел на то место, где летала стрекоза, и ничего не увидел.
Больной понял, что я его обманул, огорчился моим невниманием и молча закрыл глаза. Мне стало больно, и вдруг я увидел в чистой воде отражение летающей стрекозы
Мы не могли заметить ее на фоне темнеющего леса, но вода – эти глаза земли остаются светлыми, когда и стемнеет: эти глаза как будто видят во тьме
Мне стало больно, и вдруг я увидел в чистой воде отражение летающей стрекозы. Мы не могли заметить ее на фоне темнеющего леса, но вода – эти глаза земли остаются светлыми, когда и стемнеет: эти глаза как будто видят во тьме.
– Летает, летает! – воскликнул я так решительно, так радостно, что больной сразу открыл глаза.
И я ему показал отражение. И он улыбнулся.
Я не буду описывать, как мы спасли этого раненого, – по-видимому, его спасли доктора. Но я крепко верю: им, докторам, помогла песнь ручья и мои решительные и взволнованные слова о том, что голубая стрекоза и в темноте летала над заводью.
Шрифт:
Интервал:
Закладка:
Сделать