Краткое содержание васильев экспонат номер (экспонат №) для читательского дневника

Васильев экспонат номер о чем рассказ

Краткое содержание рассказа «Экспонат №…» подробно

Рассказ начинается с момента, когда 2 октября 1941 года Игоря провожают на войну. Вся коммуналка, одну комнату, в которой занимали Игорь с мамой, вышла проводить молоденького паренька, он отправился защищать Родину от врага.

Бить врага Игорек пошел с ложкой да кружкой в вещмешке – больше ничего брать не имело смысла, так посоветовал сосед Володя. Он уже успел побывать на фронте, где получил тяжелую рану и Володю отправили в тыл, домой, долечиваться. Сосед Володя был старше и опытнее, за его плечами уже был не один бой.

Мать хочет проводить сына до военкомата, но не может оставить работу. Немой крик застывает у нее в горле, она плачет, но не покидает рабочего места.

Дальше начинает тянуться время бесконечного ожидания весточки с фронта. И она приходит – единственная. Игорь пишет бодрое письмо, просит адрес Риммы из соседнего подъезда, хочет, чтобы девушка ему писала, строит планы на будущее.

Следующее письмо с фронта, предназначенное матери, было написано уже чужой рукой – сослуживец Игорька сообщал о его гибели. Товарищ Игоря, скорее всего, такой же молодой парень, искренне выражал соболезнования матери в связи со смертью сына. И вслед за тем прилетела похоронка.

Сердце матери исходит кровью. Плакать она не может, все горе внутри нее. Внешне она все такая же прямая, строгая, работает, помогает соседским детям, но в душе ее поселились смерть и холод.

Когда после войны Владимир С Риммой поженились, Анна Федотовна некоторое время обижалась на них, особенно на Римму. Ей казалось, что девушка предает память Игорька.

Особенную боль она ощутила, когда Римма назвала сына Андрей – вместо Игоря, хотя изначально была именно такая договоренность. Однако сердце женщины вновь раскрывается для любви, когда Римме и ее первенцу-малышу потребовалась помощь.

Анна Федотовна сумела сбить высокую температуру у ребенка до приезда врача. С этих пор она взяла на себя роль бабушки. Она заботилась обо всех детях Владимира и Риммы, готовила обеды для соседей по коммуналке, в общем, снова почувствовала себя живой.

Анна Федотовна полностью включилась в жизнь семьи Риммы, но по вечерам, оставшись в одиночестве, возвращалась в то время, когда Игорь еще был жив. Ребенок был для нее центром ее маленького мира.

Отца не было, Анна Федотовна вырастила его одна, никто в коммуналке не знал, что за история приключилась до рождения Игорька. Он был ее надеждой, всей ее жизнью. Поэтому по-настоящему она жила лишь воспоминаниями, читая и перечитывая 2 фронтовых письма, со временем истрепавшиеся так, что пришлось снять с них копии.

Анна Федотовна сама перепечатала письма, а оригиналы спрятала в заветную шкатулку.

Со временем она стала терять зрение. Тогда она звала сначала Валю, а потом ее дочку Танечку вечером перед сном читать письма вслух. Голоса писавших звучали для нее, Игорь продолжал жить в ее памяти. Анна Федотовна никогда не смотрела в шкатулку, не проверяла содержимое, чтобы не тревожить подлинники. Родные читали ей копии.

Однажды к Анне Федотовне пришли пионеры. Они поставили себе цель найти что-то ценное для школьного музея боевой славы, так как близилась 40-я годовщина Победы. Таня предупредила бабушку о визите, убегая в школу. Анна Федотовна уже была слепа, но ловко себя обслуживала, уверенно передвигаясь по знакомой квартире ощупью, и ее спокойно оставляли одну.

Трое ребят – две девочки и мальчик – попросили у старушки письма. Но она предложила им копии. Ведь с потерей подлинников писем она теряла все, что оставалось для нее дорого в этой жизни.

Ребята не подумали об этом. Они потихоньку стащили письма и ушли. Вечером Анна Федотовна, ощутив вдруг беспокойство, попросила Таню проверить шкатулку. Шестое чувство не обмануло ее – письма исчезли.

И с того вечера исчезли голоса, которыми они звучали – голоса ее сына и того незнакомого мальчика, его сослуживца. А похоронка осталась. Она, всегда молчавшая, вдруг стала звучать страшным металлическим голосом.

Именно в этот миг сын по-настоящему умер для матери. Пришло осознание ужаса, и сердце Анны Федотовны не выдержало: она скончалась.

А подлинные письма никому не понадобились. Они даже не попали в музей в связи с малой ценностью: еще много лет они хранились в школе в папке с «вторичными материалами к истории ВОВ», озаглавленные «Экспонат №…».

Краткое содержание Васильев Экспонат номер №

Произведение Васильева “Экспонат №” довольно драматично и депрессивно. Начинается оно с того, как в октябре 1941 года в коммунальной квартире проходят проводы молодого человека Игоря на фронт. Сосед Володя, который был ранен, давал парню советы, так как больше сделать это было некому – отца у Игоря не было. Мать Анна Федоровна проводила сына взглядом.

За все время службы сына, Анна Федоровна получила всего навсего одно письмо, где Игорь рассказывал о военных действиях и просил о том, чтобы мать прислала ему адрес девушки Риммы, которая жила в соседнем подъезде. Он хотел, как и все солдаты, получать весточки из дома. Второе письмо было получено женщиной уже от сержанта Вадима, в котором он сообщал о том, что его друг Игорь погиб. Следом мать получила похоронку.

Из всех лиц мужского пола, которые проживали в коммуналке, невредимым пришел лишь сосед Володя. Немного погодя он женился на Римме, чем очень огорчил Анну Федоровну. Она заочно считала ее девушкой своего погибшего сына. Вечерами Анна читала письма от Игоря. Так как делала она это каждый вечер, то с них были сняты копии, а подлинники бережно лежали в тумбочке. Позже у Риммы и Владимира родился мальчик. Сначала Анна не обращала на него внимания, но позже привыкла к нему и практически стала для мальчика бабушкой. Через некоторое время на свет появилась и дочь Валя.

По истечении долгого времени женщина вышла на пенсию и стала присматривать за детьми. Однажды она смотрела телевизор, и ей почудилось, что там она увидела своего сына. С этого момента Анна Федоровна постоянно сидела у экрана, с надеждой вновь его лицезреть. Такое времяпровождение не прошло даром – женщина стала слепнуть и уже была не в силах перечитывать письма Игоря.

На этот момент времени сын Риммы и Владимира женился и уехал из коммуналки, а их дочь Валя, так и не выйдя замуж, родила девочку. Малышку назвали Таней. Когда она подросла, то по просьбе ослепшей Анны, перечитывала письма сына.

После очередной годовщины победы к Анну Федоровну навестили пионеры. Они просили ее показать письма Игоря. После их просмотра одна девочка из пионеров попросила женщину отдать письма им. Обосновала она эту просьбу тем, что женщина все равно скоро умрет и письма ей не пригодятся, а пионеры отнесут их в музей для выполнения плана. Анна разозлилась и выгнала их.

Этим же вечером обнаружилось то, что письма исчезли. Женщина больше не слышала голос сына, перечитывая их. Горе ее было огромно. Казалось, что не прошло оно даже после ее смерти.

Письма в музее на всеобщее обозрение так и не выставили. Они остались пылиться вместе с другими документами с пометкой “Экспонат №”.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Сейчас читают

Первая книга о Мери Поппинс (она так и называлась – «Мери Поппинс») английской писательницы Памелы Трэверс вышла в свет в 1934 году и сразу же завоевала большую популярность. Повесть стала настоящим шедевром детской литературы.

Автор поселился в гостинице во Владыкавказе, где и должен был прожить дня три, пока не придет оказия – это полроты солдат-пехотинцев и несколько пушек, под прикрытием которых шли обозы.

В самые трудные годы для Родины, героический характер и личные качества краснофлотцев сыграли большую роль в победе над фашизмом. Сине – белая тельняшка и бескозырка наводили ужас на врага.

Главные герои рассказа Шукшина “Светлые души” – супружеская пара Анна и Михаил. Мужчина приезжает домой после долгой рабочей командировки. Судя по их разговору, Михаил все время пропадает на работе и очень редко ночует дома

Миша Ласкин – это друг детства автора. Шергин вспоминает о своем товарище, с которым он смог пронести дружбу через года. Когда они еще были совсем маленькими, Борис Шергин увидев в окно Мишу – позвал его в гости пообедать, так началось их знакомство.

Экспонат № – краткое содержание рассказа Васильева (Экспонат номер)

Рассказ повествует о судьбе Анны Федоровны, которая растила одна своего сына Игорька. Когда ему было три года, гражданский супруг Анны Федоровны ушел из семьи, она разменяла комнату, переехала в небольшую коммуналку, назвалась вдовой.

1941 год молодого парня забирают на фронт, сосед Володька, который ранее получил тяжелое ранение, дает ему советы. Игорек с фронта пишет единственное письмо, потом приходит письмо от сержанта, который рассказывает о гибели своего друга – Игоря. Спустя неделю появляется похоронка.

Эти письма остаются единственным воспоминанием о сыне, женщина ежедневно их перечитывает, там звучит голос сына и сержанта. Похоронку она не читает, похоронка «молчит». В период войны Анна работает сцепщиком на вокзале, делится своей пайкой с сиротами в коммуналке.

После войны в квартире остается только Володя, за него выходит Римма, которая виделась Анне Федоровне девушкой Игорька. Женщина грустит об этом, но становится на свадьбе названной матерью, сына обещают назвать Игорем, но Римма записывает Андреем, они в ссоре полгода, но потом нужно заботиться о заболевшем мальчике, Анна становится бабушкой. Владимир и Римма покупают всю коммуналку, пять комнат, анна Федоровна остается смотреть за внуками. Там же живет теперь и взрослый инженер Андрей и дочка Володи и Риммы Валя, которая без отца рожает девочку. Теперь та вечерами читает женщине письма от сына и сержанта.

Анна Федоровна начала слепнуть, так как на одном из парадов по телевизору кажется увидела Игорька, его силуэт и после этого начала фанатично вглядываться в экран. Читать она больше не может, но точка Вали Танечка читает письма каждый день, благодаря этому женщина снова слышит голос сына и сержанта, которые звучат там. История продолжается до 1985 года, очередная годовщина окончания войны, Римма приглашает людей, которые помнят сына Анны Федоровны, женщина счастлива по этому поводу.

Также следует описание воспоминаний женщины о своем сыне, жизни с ним и без него, на протяжении всего рассказа автор подчеркивает факт того как звучит голос в письмах. Когда женщина слепнет, голос перестает звучать, та как она не может читать, но потом появляется Танечка и пожилая женщина доверяет ей самую большую свою тайну и голос снова звучит, сын как бы остается живым с ней. Письма читаются ежедневно как обязательный ритуал.

Однажды после годовщины 1985 года к Анне Федоровне приходят пионеры, у них план по сбору экспонатов для военного музея в школе. Они узнали о письмах, просят показать и потом одна из девочек требует ей отдать эти письма. Женщина выгоняет пионеров, но письма исчезают, Анна Федоровна вспоминает, как дети шептались у комода, где лежала заветная шкатулка.

В комнате наступает тотальная тишина. Эта образная тишина, точнее она наступает только для Анны Федоровны в ее сознании, письма больше не звучат и не зазвучат, но начинает греметь похоронка и женщина начинает рыдать, она умирает и даже труп истекает слезами. Украденные письма в школьном музее оказываются не нужны, их оставляют в запасниках под маркировкой экспонат №.

Популярные сегодня пересказы

В «Таинственном ящике» рассказчик повествует от первого лица о событиях в Сибири. Автор познакомился с одним охотником, который рассказал, что поучаствовал в войне в роли партизана. Рассказчик расспрашивает у старого воина

Начинается рассказ с описания ночлега двух охотников: Чимша-Гималайского и Буркина. Буркин ведает Ивану Ивановичу один случай. Главный герой этого случая учитель в гимназии – Беликов, были они коллегами.

Замечательнейшее произведение «Кирджали» принадлежит маститому русскому писателю и поэту Александру Сергеевичу Пушкину.

Александр Николаевич Островский – заслуженный русский драматург девятнадцатого века. Он – основатель искусства театра в России, а его гениальные произведения неспроста пользуются сумасшедшей популярностью даже сегодня.

Краткое содержание Васильев Экспонат номер (Экспонат №) для читательского дневника

В этом произведении передана трогательная история памяти солдата, погибшего на второй Мировой войне. Его мама Анна Федотовна осталась совсем одна, старушка уже почти слепа, единственное, что ее держит в этом мире – драгоценные письма сына с фронта, точней, единственное письмо. Второе – уже сообщение от его товарища о гибели.

И вот к бабушке приходят пионеры с просьбой отдать драгоценные письма для музея, но она с возмущением отказывается. Получается так, что пионеры не останавливаются – «конфискуют» письма, более того, зачитывают их практически на весь город. Анна слышит этот голос “с того света”, плачет, заново переживает весь ужас, который она, казалось, скрыла в своей душе. В итоге, для писем этих не нашлось места в экспозиции музея, их положили в запасники под номером.

Рассказ учит тому, что рано или поздно придется пережить все то, что люди прячут в своей душе – слишком сильные эмоции, почти всегда болезненные. Однако пережить их, проплакаться – лучше, чем копить их грузом на сердце.

Читать краткое содержание Васильев Экспонат № (номер)

Начинается всё со сцены проводов сына Анны Федотовны (Игорька) холодным утром на войну. Отец ушел уже довольно давно. Теперь очередь за этим молодым человеком. Мать, прижимая руки ко рту, чтобы не разрыдаться, смотрела на него – совсем еще худенький мальчишка. Он оставлял ее одну. Вообще, в их пятикомнатной коммуналке теперь было только пять женщин. Все они с болью провожали этого мальчика. Был еще раненный на поле боя сосед, который в то утро давал наставления, например, не забыть ложку. Игорек смущался, ему хотелось успокоить родных. Мама даже не могла его проводить до военкомата, так как у нее не было сменщицы, а работы еще много. Игорек пообещал вернуться.

Но не смог сдержать обещания.

У матери осталось только одно его письмо. Может, и были другие, но они затерялись в тыл. В этом письме сын говорит, что фрицев бьют, и текст его письма вполне оптимистичен. Игорек вспоминает девушку из соседнего подъезда – Римму. Он просит, чтоб она ему написала, ведь всем солдатам пишут, а ему – нет. Он был ещё слишком молод, чтобы начать отношения с девушкой.

Другое письмо (от друга Игоря) начинается со слов “Игорек был”. И Анна Федотовна все понимает. Вспоминает своего мальчика. Ей ужасно больно, ужасно. Но жизнь продолжается. Война окончилась, в их квартиру вернулся лишь один мужчина, но и тот – калекой. Соседка, которую Игорек просил ему написать, вышла за солдата. Опять зазвучал в городе смех, музыка. Но вот Анна практически перестала чувствовать что-то после того шока. Она жила теперь, как робот.

Проходит много лет. К постаревшей Анна Федотовне приходят бодрые пионеры. Дети объясняют, что знают о письмах с фронта, просят их показать. Анна, которая уже плохо видит и слышит, достает знакомое письмо из шкатулки. Она с нежностью гладит бумагу, которой касался ее сын. Пионеры говорят, что им письмо нужно. Но старушка не может отдать эту часть себя! Дети, воспитанные на идеалах коммунизма, возмущаются, ведь это не частная собственность, а теперь уже достояние общественности. Письмо – память для всех! И ещё они хотят показать себя взрослыми.

Кроме того, у детей совсем не детский тон, а официальный. Неприятные ощущения у Анны Федоровны. Она готова отдать для школьного музея копии, но гости возмущенно отказываются. Тогда ей приходится попросить их убрать письма на место. Дети шепотом переговариваются, спорят, мол, кто из них трус. В итоге, они забирают – воруют письма.

Анна чувствует что-то подозрительное. Когда она обнаруживает пропажу драгоценных писем, то впервые за почти полвека рыдает. Ощущение, что письма вынули из ее сердца. И вот она слышит голос (холодный и официальный), который зачитывает похоронку.

Анна освободилась от того, что сковывало ее долгие годы. Заново пережила всю боль, которую когда-то не могла принять. Мысленно она отрицала, что ее сын погиб, поэтому и сама не жила, а существовала. Она будто слышала в этой озвученной похоронке холодный голос самой смерти. А пионеры получили похвалу за рвение. Вот только не нашлось места для этих писем в их музее. Письма убрали далеко – присвоив ему номер, убрали в запасники. Но это письмо выполнило свою важную миссию, пусть и почти через полвека.

Читать краткое содержание Экспонат номер. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

«О чем заставил меня задуматься рассказ Б. Васильева “Экспонат № …”

В рассказе Б. Л. Васильева «Экспонат №» фигурирует война, которая стала главной темой в творчестве писателя. Произведение несёт в себе глубокий смысл, я считаю, что его следует прочитать.

Ключевым моментом рассказа является его конец, он воспринимается тяжело и с огромной обидой за Анну Федотовну. Я до последнего момента надеялась, что дети всё-таки не решатся на подлость по отношению к несчастной старушке. Я думаю, что инициатором такого поступка (кража писем, которые Анна Федотовна получала от сына) была именно «большая девочка», которая позволяла себе разговаривать с Анной Федотовной в грубом тоне.

Мне кажется, что эта девочка слишком рано «повзрослела». Потому что ребёнок не может быть настолько циничным и посметь забрать у Анны Федотовны единственную память о сыне.

Я считаю, что письма, которые женщина бережно и трепетно хранила, просила свою внучку перечитывать ей только копии, были частью её души. Потому что они были памятью о её сыне, а для любой матери ребёнок и семья – это самое ценное в жизни. Очень тяжело было читать предложения №51-53, в которых описаны чувства Анны Федотовны. Ей казалось, что «ослепла и оглохла не только она сама, но и её душа».

Мне жаль её. И было жаль с самого начала рассказа. Она потеряла сына, потеряла зрение, потеряла письма, вместе с которыми потерялась и часть души женщины.

Я считаю, что дети поступили отвратительно. Никакой музей не стоит страданий женщины, а тем более матери, потерявшей своего ребёнка.

Действующие лица

В произведении Бориса Васильева «Экспонат номер» фигурирует война. Именно этой тематики автор посвятил большинство своих творений. Рассказ несет в себе глубокий смысл

Сочинение раскрывает историю одиночество и грусти. Основа произведения заключается в обычной женщине, которая несколько раз перечитывала фронтовое письмо своего сына. Благодаря этому она продолжала жить с надеждой в сердце.

Описание характеристики главной героини и коммунальной квартиры в рассказе считаются второстепенным сюжетом.

В тексте присутствуют как главные, так и второстепенные персонажи, вокруг которых происходят все действия, например:

  1. Анна Федотовна — пожилая женщина, проживающая в коммунальной квартире. Она очень добрая и сильная. Старушка в одиночестве воспитывала сына.
  2. Игорек — сын главной героини, который отправился на войну. Он был заботливым и спокойным парнем.
  3. Володя — сосед Игоря. Решительный и смелый мужчина, побывавший на войне.
  4. Римма — супруга соседа. Вежливая и отзывчивая женщина.
  5. Андрей и Валя — соседские дети, которых главная героиня воспитывала как собственных внуков.
  6. Пионеры — невоспитанные и безнравственные дети, укравшие письмо у старушки.

Очень краткий пересказ рассказа «Экспонат №…»

Короткий рассказ Васильева в несколько страниц охватывает почти целую эпоху: войну, начиная с 1941 г., и жизнь в мирное время вплоть до 80-х гг. пошлого века.

В центре повествования – Анна Федотовна, женщина, потерявшая сына, он погиб на фронте в 1941.

Всю жизнь она бережно хранит в старенькой шкатулке оставшиеся от сына сокровища: прядь волос, зажим от пионерского галстука и самое главное – 2 письма с фронта и похоронку. Каждый вечер женщина перечитывает письма, и они звучат для нее живыми голосами. Кроме похоронки.

Однажды, в канун празднования 40-летия Великой Победы, к ней приходят пионеры, получившие задание отобрать для школьного музея все ценное для памяти будущих поколений – все, что имеет отношение к войне. Пионеры крадут письма у Анны Федотовны. В тот миг, когда она осознает, что писем больше нет, похоронка оживает и начинает звучать для нее страшным голосом. Анна Федотовна, лишившись единственного, что напоминало ей о живом сыне, умирает.

Второстепенные герои и их характеристика:

  •  Валя  – девочка, родившаяся у пары Володя+Римма. Эту девочку вырастила и вынянчила Анна Федотовна, точно собственную внучку. Девушка, в свою очередь, крепко привязалась к бабушке, читала ей на ночь письма с фронта, а затем доверила ей свою собственную дочь Таню.
  •  Римма  – девушка, в которую был тайно влюблен Игорек. Но ничего не сложилось, Римма и узнать не успела об этой любви. После войны вышла замуж за Владимира, фронтовика. Заботилась об Анне Федотовне, делала все, чтобы та ощущала себя нужной.
  •  Володя  – первый, кто ввернулся с фронта в коммуналку, где жили Анна Федотовна и Игорь. Дважды был тяжело ранен. Единственный выживший мужчина среди всех осиротевших и овдовевших женщин. Друг Игорька, смелый парень, лидер, с детства подбивавший младшего товарища на всяческие приключения. Любил Анну Федотовну, как сын.
  •  Пионеры  – две девочки и мальчик, пришли к Анне Федотовне за «реликвиями войны». Внешне все выглядело благородно: они хотели сохранить память о фронтовиках. Но фактически они украли письма, оборвав тем самым жизнь пожилой женщины, и даже не подумали о страшных последствиях своего поступка.
  •  Таня  – названая правнучка Анны Федотовны, самая младшая, самая любимая. Родила ее Валя, отца у девочки не было, но Анна Федотовна горячей любовью возмещала ей и отсутствие отца, и недостаток внимания вечно занятых и работающих матери и родных деда с бабушкой.
  •  Андрей  – старший сын Риммы и Владимира, которого вначале хотели назвать Игорем в честь сына Анны Федотовны, но затем Римма передумала.

Сейчас читают

  • Искандер

    Знаменитый классик Фазиль Абдулович вошел в сокровищницу русской литературы XX века благодаря таким работам, как «Кролики и удавы», «Созвездие Козлотура». В ранней молодости он приобретал множество книг на рынке

  • Краткое содержание Харпер Ли Убить пересмешника

    В произведении описываются события, происходившие в середине прошлого века в небольшом американском городке. В небогатом доме жили отец Аттикус (юрист по образованию) и двое его детей: десятилетний Джим и шестилетняя Джин Луиза

  • Краткое содержание Дуров Мои звери

    Произведение повествует нам опыт общения Владимира Дурова со своими питомцами-зверями и птицами. А началось все с того момента, когда в детстве писатель с приятелями хотели поиздеваться над дворовой собакой. Мальчику выпал жребий ее удавить

  • Краткое содержание Куприн Скворцы

    Рассказ начинается с описания ранней весны: тает снег, появились большие проталины, почки на вербе и березах набухли, вылетели пчелы из ульев.

  • Краткое содержание басни Крылова Обоз

    В басни Крылова «Обоз» речь идет о двух лошадях. Одна везет обоз, нагруженный различной посудой и домашней утварью. Она очень осторожничает, продумывает каждый свой следующий шаг и вообще ведет себя неуверенно.

Читательский дневник по рассказу «Экспонат номер №» Васильева

Сюжет

В октябре 1941 года мальчишка Игорек Силантьев из коммунальной квартиры ушел на войну и не вернулся. Его одинокой матери Анне Федотовне, сцепщице вагонов, остались на память: одно письмо от сына, одно от его друга-однополчанина, и похоронка. Всю войну женщины выручали друг друга, а после Победы Анна Федотовна вынянчила Андрейку и Валечку, детей фронтовика Володи и Риммы (она когда-то нравилась Игорьку).

Всю жизнь она читала письма, говорила с сыном. Когда ослепла, ей читала Валечка, потом уже ее дочка Танечка. К юбилею Победы в 1985 году за письмами для школьного музей к ней пришли ребята-пионеры. Копии не взяли, украли подлинники. Для Анны Федотовны умолк голос сына, остался только голос жестокой похоронки. И мать солдата умерла. Музею те два письма не пригодились. Этот «экспонат» так и остался в папке «Вторичные материалы к истории войны».

Отзыв

Рассказ о бедах войны, материнской любви, памяти, забвении и нечуткости. Для героини сын был жив, пока звучали в сердце теплые, живые строчки его письма. В финале рассказа остается только факт из похоронки: сын мертв. Школьники войны не знали, еще не знают они, что значит терять близких.

Они стараются для музея к очередному юбилею. Но пара писем – слишком скромный экспонат для чужих людей. Их так никто и не увидел. Рассказ учит состраданию, любви к Родине, людям, семье. Учит помнить уроки истории, с уважением относиться к старшим, быть отзывчивым, благодарным, честным, стойким, не терять надежду.

Смысл рассказа «Экспонат №…» Васильева Б.Л

Писатель Васильев Борис Львович известен не только как создатель повести «А зори здесь тихие…». В его списках значится и множество других произведений, достойных вашего внимания, одно из которых «Экспонат №…». Ироничное и, одновременно, трогательное, ёмко отображающее равнодушие и бессердечие человека, желающего получить для себя определённые привилегии, несмотря даже на то, что его поступки могли сильно ранить чью-то душу. Причём привилегии могут быть самыми разными, начиная крупной денежной суммой, заканчивая обычной похвалой.

Вопросы совести редко останавливают нас, когда дело касается чего-то лично важного. При этом в таких спорных вопросах морали и нравственности трудно найти концы

Трудно понять кто прав, кто виноват, ведь даже за самой красивой ширмой благости и добра могут скрываться причинённые кому-либо боль и страдания. И боль, причинённая лишь одному человеку, невыносима тем, что чувства одного сложно донести до остальных. Печаль, хранимая одиночкой, так и живёт, умирая вместе с ним.

В рассказе «Экспонат №…» речь ведётся о школьниках, укравших у пожилой женщины Анны Федотовны последнее воспоминание о её сыне — письмо с фронта, ради того, чтобы сдать его в школьный музей в качестве экспоната и получить долгожданную похвалу.

Игорь — сын Анны, худой и воспитанный паренёк, что ушёл воевать, будучи совсем молодым, и погиб почти сразу же. Увы, многих необученных новобранцев, которых отправляли на фронт, не успев толком обучить, ждала подобная участь.

Началось всё с того, что молодёжь пришла к матери Игоря, убеждая её в том, что письмо ей скоро не понадобится, ведь она старая женщина, которая и так скоро умрёт. Почему бы не пожертвовать его в школьный музей? Им нужно выполнить план. Анна, удивляясь их наглости, отказалась от предложения и прогнала настырных детей.

Однако уже вечером выяснилось, что письма нет. Пионеры, приходившие сегодня, их украли. После пропажи письма та последняя нить, что соединяла женщину со своим сыном, оборвалась. Последнее воспоминание о родном человеке, которого больше никогда не будет, бесследно исчезло. Письмо, служившее символом того, что он до сих пор с ней, что он рядом, несмотря на смерть…его нет.

Мать, что всю жизнь хранила его, в одночасье потеряла, потеряла из-за школьников, которые хотели блеснуть, выполнив данное им задание. Да, теперь они получат по заслугам. Их похвалят за хорошо проделанную работу, и никто никогда уже не узнает о том, что произошло на самом деле. Всё ведь хорошо, не правда ли?

Интересная ситуация, где добро и зло будто бы сплелись в один узел, и отделить одно от другого уже невозможно. Казалось бы, пионеры забрали письмо, совершенно не желая старушке ничего плохого. Что могли знать дети о жизни женщины? Всё тяготы, испытания, страдания, перенесённые ей — всё это скрыто и похоронено в её душе, разбираться в которой никому не надо. Да и зачем им вдаваться в эти подробности? Достаточно всего лишь знать, что нужно лично им, и что есть человек, у которого можно взять это нужное.

Но в этом и заключается проблема непонимания и равнодушного отношения, по вине которого беды не случаются по чьему-либо желанию. Всё неприятности по вине равнодушия случаются сами по себе, абсолютно не запланировано, зато случаются внезапно и имеют действительно тяжёлые последствия. Вопрос о том, что чувствовали они, воруя письмо, и предположили ли они, что своим поступком могли нанести неисправимый вред матери хозяина письма.

Узнав о том, что письмо пропало, Анна Федотовна чувствует, что потеряла смысл жизни, а рана, которая была получена ею когда-то при потере сына, снова открылась. Из-за полного отсутствия сил, открылась с двойной силой, и теперь она видит свой конец. В итоге женщина умирает. Умирает со слезами на глазах, от пустоты в души, от боли в сердце.

Даже не стоит надеяться на то, что подобные явления когда-либо прекратятся. Они были, есть и будут всегда, пока существуют несколько сторон со своими интересами и потребностями. Осуждать можно бесконечно долго и это будет справедливо, но за осуждением никогда не стоит забывать о собственном морально-нравственном климате. Возможно, и мы когда-то сделали нечто такое, что принесло огорчение, печаль либо безутешное горе в жизнь другого человека.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный мир
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: