История создания комедии, краткое содержание
По одной из версий, А. С. Грибоедова на создание пьесы «Горе от ума» вдохновил один занятный инцидент из его биографии. Пребывая на светском рауте в Петербурге, он увидел, как высшее общество обращалось с одним иностранным подданным — с демонстрацией раболепия и подобострастия.
Александру Сергеевичу такая манера не понравилась и вызвала в нем бурю негодования, о чем он открыто высказался перед публикой. Однако аристократия высмеяла точку зрения Грибоедова, вмиг окрестив писателя «сумасшедшим». Слух о его «скандальном» поведении распространился по всем высшим кругам.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
После произошедшего у Грибоедова зародилась идея выставить все лицемерие высшего общества в своем сатирическом произведении, несущим социально-политический подтекст.
«Горе от ума» писатель написал за два года. Все герои пьесы имеют реальные прототипы из жизни. Произведение стало самым знаменитым и ценным плодом творчества Грибоедова.
Комедия освещает актуальный по тем временам в обществе конфликт между консервативным дворянством и приверженцами прогрессивных взглядов. Писателя не устраивали господствующие нравы богатого сословия. Его желание выставить его представителей в неприглядном виде выглядело смело и вызывающе.
Основная идея пьесы и ее культурологическое значение
Несмотря на то, что жанр пьесы определяется как комедия, произведение освещает самые актуальные проблемы того времени, вскрывает нарывы и пороки общества, так долго остававшиеся без должного внимания: невежество, леность, дурное воспитание, несправедливость крепостничества, несовершенство государственного устройства и другие.
Недаром герои рассуждают о судебной системе присяжных, об образовании и цензуре — Грибоедов грамотно вплетает животрепещущие темы в сатирическое и развлекательное произведение.
В обществе фамусовых лучшие умы чахнут и уходят в изгнание, а самые благородные порывы погибают в зародыше. Молчалин, например, стараясь попасть в высшее общество, вынужден изворачиваться и подчиняться законам барина, иначе его ждет бедность и безвестность. Молодой человек живет по принципу: хочешь жить — умей вертеться.
Стилистически комедия построена по жанру классики: диалоги героев, монологи, говорящие фамилии, характеризующие персонажей. По сей день спектакли пользуются большим успехом во всех уголках страны.
Все герои сочетают в себе множество черт — вопреки классическому подходу, здесь нет строго положительных или строго отрицательных персонажей. У Чацкого, при всех его достоинствах, есть и негативные черты: импульсивность и вспыльчивость. Узнав, что Софья любит другого, он демонстрирует обиду и ревность, которые не в силах сдержать.
Каждого героя автор наделяет свои уникальным языком общения, присущим конкретному персонажу. Это было трудно осуществить, так как комедия написана в стихах. Однако Грибоедову удалось справиться с задачей.
Пьеса почти сразу стала популярной в обществе. Современники утверждали, что цитаты стремительно разлетелись и «ушли в народ», став афоризмами. Многие из них мы употребляем и сегодня:
- «А судьи кто?»;
- «Служить бы рад, прислуживаться тошно»;
- «Где ж лучше? // Где нас нет»;
- «Дома новы́, но предрассудки стары».
Грибоедов не был писателем по основному роду деятельности, однако смог создать произведение, опережающее свое время и ставшее источником вдохновения для начинающих творцов. Оно отражает действительность той эпохи и жизнь дворян с их приверженностью к консерватизму.
Полковник Скалозуб как идеал дворянина в фамусовском обществе
Самым желанным зятем для себя Фамусов видит полковника Скалозуба, который представлен в комедии как крайне глупый солдафон. Зато он достоин руки Софьи, дочери Фамусова, только потому, что он «и золотой мешок, и метит в генералы». Его звание получено тем же способом, каким добывается любой чин в Москве – с помощью связей: «Чтобы чины добыть, есть многие каналы…»
Скалозуб, как и Фамусов, оказывает протекцию своим родным и знакомым. Например, благодаря стараниям Скалозуба, его двоюродный брат «выгод тьму по службе получил». Но, когда ему следовал высокий чин, он оставил службу и уехал в деревню, где стал вести спокойную и размеренную жизнь. Ни Фамусов, ни Скалозуб отнестись с пониманием к этому поступку не способны, ведь оба они питают страстную любовь к чинам и положению в обществе.
Действие 3
Терзаясь ревностью к Софье, Чацкий допытывается у неё, как она относится к Молчалину. Софья говорит, что она не любит Молчалина, а просто сострадает этому кроткому, тихому юноше, которого Чацкий слишком зло высмеивает. Софья уходит. Встретив Молчалина, Чацкий расспрашивает, как он поживает. Молчалин хвалится, что недавно был повышен по службе: начальство оценило два его таланта – умеренность и аккуратность. «Чудеснейшие два! и стоят наших всех», – замечает Чацкий. Молчалин в ответ намекает, что Чацкий просто завидует ему. Чацкий спрашивает мнение Молчалина о начальниках. Тот отделывается фразой: «В мои лета не должно сметь своё суждение иметь». Чацкий приходит к выводу, что Софья и вправду не может любить такое ничтожество.
Вечером в доме Фамусова готовятся к балу. На него собирается всё фамусовское общество . Чацкий видит, как к крыльцу подъезжают знакомые ему гости. Из кареты выходит Платон Горич, недавно храбрый боевой офицер, который теперь женился на красавице Наталье Дмитриевне, попал под каблук жены, изнежился, потерял волю. Появляется семья Тугоуховских: глухой князь и пожилая княгиня, озабоченная лишь поисками женихов для своих шестерых дочерей. Узнав, что Чацкий холост, княгиня тут же посылает мужа звать его на обед, но, услышав потом, что он небогат, командует супругу быстрее идти обратно. Входят ворчливые графини Хрюмины – бабушка и внучка. Вбегает суетливый лгун, шулер и аферист Загорецкий. Приезжает Скалозуб, а потом и свояченица Фамусова, старуха Хлёстова. Услужливый Молчалин, заискивая, гладит собачку Хлёстовой и восхищается её шёрсткой.
Чацкий подходит к Софье, вновь насмехаясь над льстивыми ужимками Молчалина. Та приходит в бешенство. Когда Чацкий удаляется, к Софье подходит с вопросом о нём господин N. Софья раздражённо говорит, что Чацкий не в своём уме. Господин N принимает эту сказанную в сердцах фразу буквально, а Софья, заметив это, не спешит с разъяснениями и опровержениями.
Господин N рассказывает о «сумасшествии Чацкого» другому господину, и вскоре эта новость распространяется среди всех присутствующих на балу. Её передают друг другу с прибавлениями. Сплетник Загорецкий уверяет даже, что Чацкий недавно сидел на цепи в сумасшедшем доме. Светское общество недолюбливает умного, ироничного Чацкого и злорадствует по поводу его «безумства». Фамусов говорит, что причиной сумасшествия стала излишняя учёность, советуя «забрать все книги бы, да сжечь». Скалозуб рекомендует ввести в школах и гимназиях армейскую дисциплину.
Ничего пока не зная, об этих пересудах на свой счёт, Чацкий пытается завести разговор о низкопоклонстве москвичей перед иностранными обычаями и модами, но гости бала испуганно шарахаются от него.
Конфликт драматического произведения и его своеобразие
Комедия освещает многие злободневные темы того времени. Неудивительно, что цензура приняла произведение в штыки.
Главными темами комедии стали:
- бюрократизм;
- раболепие и подобострастие — особенно по отношению к иностранцам;
- кичливость;
- лицемерие.
Все то, чем болело общество той эпохи, Грибоедов вынес наружу и показал в сатирическом ключе. Основным лейтмотивом проходит линия противоборства нового взгляда и консервативного, устаревшего, олицетворением которого является Фамусов. Чацкий же — его противник, выступающий за прогресс и развитие.
Само название произведения «Горе от ума» дает ключ к пониманию сути пьесы: человек думающий и стремящийся к обновлению нравов воспринимается как полусумасшедший. Масштаб его мышления не может оценить никто из присутствующих — сторонников консервативного уклада. В их глазах такой типаж выглядит чудаковато. Они считают, что Чацкий — жертва собственных идей, вынужденный страдать из-за своего ума.
Укоренившиеся взгляды дворянского сословия непоколебимы, поэтому человек нового времени не способен вписаться в сложившуюся обыденность.
Окружающим намного проще обвинить героя в сумасшествии, чем обернуться на свои поступки и слова или принять новое, неизбежное и осознать, что прежнее мировоззрение приводит к регрессу. Никому не приходит в голову полностью переоценить бытовую, политическую, культурную, национальную сторону жизни.
Образ Фамусова в комедии «Горе от ума»
Главным защитником идей «века минувшего» в пьесе является Павел Афанасьевич Фамусов. Он занимает влиятельный пост, богат и знатен. Именно в его доме происходит действие комедии. Его именем названо в пьесе общество консервативных дворян. В образе этого персонажа отразились черты всей московской аристократии начала 19 века.
В произведении «Горе от ума» фамусовское общество изображено как лагерь людей, ценящих в человеке только высокий чин, деньги и связи. Личные качества в свете не имеют никакого веса. Фамусов строго и категорично заявляет своей дочери: «Кто беден, тот тебе не пара». Он, «как все московские», желает видеть в зятьях богатого и знатного человека. При этом деньги и чины в помещичьем обществе рассматриваются как высшая ценность человека: «Будь плохонький, ла если наберется душ тысячки две родовых, – тот и жених».
В образе Фамусова также отразилась привычка дворян проводить жизнь «в пирах и в мотовстве». В календаре Фамусова, который он во втором действии читает со своим слугой, запланированы только званые обеды, поминки и крестины. И к своим делам по службе он относится формально. Фамусов подписывает документы не глядя: «А у меня, что дело, что не дело, обычай мой такой, подписано, так с плеч долой».
Осуждению в комедии «Горе от ума» подвергается и привычка московского дворянства устраивать людей на выгодные места службы не по их деловым качествам, а исходя из родственных связей. Фамусов признается: «При мне служащие чужие очень редки: все больше сестрины, свояченицы детки».
В лице Фамусова изображается Грибоедовым фамусовское общество в целом. Оно предстает перед читателем как общество людей, испытывающих презрение к незнатным и бедным и преклоняющихся перед чинами и деньгами.
Действие 2
Фамусов разговаривает со слугой, говоря ему, чтобы тот достал календарь отметить дела и встречи, на которых необходимо присутствовать. Позже приходит Чацкий, который интересуется состоянием Софьи и спрашивает ее отца, как бы он отреагировал, если бы Александр попросил руку и сердце его дочери. Мужчина же ему в ответ сказал, что должен тот служить и получить высокий чин. Но гость с этим не согласен, он рад служить, но не прислуживаться. Тогда Фамусов называет его гордецом, и рассказывает историю о своем дяде, достигшем большого чина из-за умения прислуживаться. Но, по мнению Чацкого, нужно хорошо выполнять свое дело, а не подлизываться к людям, которые выше по чину. Его оппонент считает, что с таким подходом молодой остряк ничего не достигнет.
В этот момент приезжает полковник Скалозуб, которого хозяин дома считает идеальным кандидатом для его дочери, и сам интересуется у него этим вопросом. Но в разговор встревает Чацкий, начиная говорить об окружении Фамусова, в котором чин играет более значимую роль, чем сам человек. Пожилой дворянин же обвиняет гостя в инакомыслии, а позже удаляется, оставляя двух кандидатов на руку своей дочери наедине.
Спустя пару минут, в комнату прибегает Софья в состояние испуга. Посмотрев в окно, она падает без сознания, думая, что Молчалин погиб, упав с лошади. Чацкий же позже отмечает, что с мужчиной все хорошо и он жив, но беспокоиться так можно только за «лучшего друга». Барышня обвиняет его в холодности, открывая перед проницательным собеседником свое истинное отношение к Молчалину.
Появляется секретарь, который извиняется за произведенную из-за него суматоху. Софья также говорит, что слишком бурно на все реагирует. Вскоре Чацкий, а за ним и Скалозуб покидают комнату. Героиня выказывает все свое беспокойство Молчалину, он же в ответ обвиняет ее в излишней откровенности, которая может их сгубить. Лиза же советует пообщаться с Чацким, дабы избежать ненужных обвинений в сторону Молчалина. Барышня уходит к отцу, оставляя наедине горничную и своего возлюбленного, который начинает заигрывать со служанкой и признаваться ей в любви. Софью же он любит только по должности, а так она его вообще не интересует. После его ухода заходит в комнату госпожа, которая просит Лизу передать, чтобы Молчалин зашел к ней.
Действие 4
Гости разъезжаются. На Чацкого, который стоит у кареты, налетает опоздавший к балу господин Репетилов и начинает взахлёб рассказывать о «секретнейшем союзе», из «умнейших членов Английского клуба», в котором он состоит. Однако из рассказа Репетилова явствует, что заседания «союза» сводятся к совместному питью шампанского, сочинению водевилей, пению любовных итальянских арий. Главный «гений» союза, Ипполит Удушьев (его прообразом, видимо, послужил известный Пётр Чаадаев) пишет глубокомысленные сочинения, но пока так ничего и не издал, к тому же он «крепко нá руку нечист».
Улучив удобный момент, Чацкий скрывается от надоедливого Репетилова в швейцарскую. Оттуда он слышит, как подошедший Загорецкий рассказывает Репетилову: «Чацкий – сумасшедший». Эти слова тут же подтверждают Тугоуховские и Хлёстова.
Когда все они уезжают, Чацкий выходит из швейцарской и потрясённо гадает, откуда могла возникнуть такая ложь о нём. Вверху, на лестнице опустевшего дома, показывается Софья со свечой в руке. Не узнав в темноте Чацкого, она спрашивает: «Молчалин, это вы?», но тут же понимает свою ошибку и скрывается у себя в комнате.
Чацкий прячется за колонну, решая следить за тем, что будет дальше. Он видит, как к комнате Молчалина подходит Лиза и зовёт его к Софье. Софья и сама вновь появляется наверху, начиная тихо спускаться по лестнице. Молчалин, не замечая её, опять заигрывает с Лизой. Та стыдит его за измену барышне, однако Молчалин откровенно признаётся: он ухаживает за Софьей лишь потому, что она – дочь его начальника.
Софья выходит из темноты и становится перед Молчалиным. Тот бросается перед ней на колени, молит о прощении, ползает у её ног. Чацкий появляется из-за колонны со словами: «Вот я пожертвован кому!.. Ах! как игру судьбы постичь? Людей с душой гонительница, бич! – Молчалины блаженствуют на свете!»
На шум прибегает Фамусов с толпой слуг. Молчалин успевает вовремя скрыться, и Фамусов решает, что застал Чацкого на любовном свидании с Софьей. В гневе он отказывает Чацкому от дома, а дочь грозит отправить «в деревню, к тётке, в глушь, в Саратов».
Чацкий с горечью произносит свой заключительный монолог, упрекая Софью за то, что она «завлекла его надеждой», не признаваясь в любви к другому. Он пророчит: Софья ещё помирится с Молчалиным («муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей – высокий идеал московских всех мужей»), и восклицает:
С кем был! Куда меня закинула судьба! Все гонят! все клянут! Мучителей толпа, В любви предателей, в вражде неутомимых, Рассказчиков неукротимых, Нескладных умников, лукавых простаков, Старух зловещих, стариков, Дряхлеющих над выдумками, вздором, — Безумным вы меня прославили всем хором. Вы правы: из огня тот выйдет невредим, Кто с вами день пробыть успеет, Подышит воздухом одним, И в нём рассудок уцелеет. Вон из Москвы! сюда я больше не ездок. Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, Где оскорблённому есть чувству уголок!.. Карету мне, карету!
Чацкий уезжает. Фамусов усматривает в его последних словах лишь «чепуху безумца», более всего волнуясь, как бы слухи о происшествии в его доме не дошли до княгини Марьи Алексевны.
Список действующих лиц и прототипы героев
Главные персонажи
Чацкий. Главный герой комедии, является положительным персонажем. Молодой человек получил воспитание в семье богатого помещика, Фамусова, но на момент событий в пьесе уже 3 года живет отдельно. По происхождению — дворянин. Умен, проницателен, благороден. Несмотря на свой статус, осуждает взгляды высшего общества. Питает чувства к Софье, дочери Фамусова, однако интерес не взаимен.
Прототипом Чацкого, предположительно, стали две исторических фигуры: П. Я. Чаадаев и В. К. Кюхельбекер. Чаадаев — участник Отечественной войны, путешественник и философ. Издал книгу «Философические мысли», идеи которой шли в разрез с идеологической политикой Николая I.
Кюхельбекер — общественный деятель, друг А. С. Пушкина, декабрист. По возвращении из заграницы оказался в опале на родине. Его черты Грибоедов также позаимствовал для создания ключевого персонажа пьесы.
Фамусов. Богатый помещик, придерживающийся консервативных взглядов. С подобострастием относится к чиновникам и власть имущим. Фамусова заботит его положение в обществе и мнение окружающих о его персоне. Занимается воспитанием дочери Софьи.
Не поддерживает взгляды Чацкого и постоянно вступает с ним в споры. Заигрывает со служанкой Лизой. Прототип героя — собирательный образ помещиков той эпохи. Ряд литераторов придерживается мнения, что Грибоедов при создании персонажа опирался на характер своего дяди.
Софья. Умная девушка, получившая воспитание в лучших традициях дворянского общества. Испытывает чувства к Молчалину, не отвечает взаимностью Чацкому. Любит французскую литературу. Прототипом, предположительно, стала Софья Грибоедова, двоюродная сестра писателя, которая вышла замуж за Римского-Корсакова.
Молчалин. Отрицательный персонаж комедии. Работает секретарем Фамусова. Происходит из бедной семьи, стремится выбраться «в люди». Умеет раболепствовать и пресмыкаться перед начальством. Влюблен в Лизу, прислугу в доме Фамусова. Прототип — некий усердный посетитель знатных персон, который получил сан почетного опекуна.
Скалозуб. Известный человек в Москве среди высшего общества. Немолодой и неженатый полковник, мечтающий о генеральских погонах. Не блещет интеллектом, принадлежит к разряду «солдафонов». Прототип: С. А. Римский-Корсаков, супруг кузины писателя, Софьи, а также русский генерал И. Н. Скобелев. Декабристы утверждали, что Скалозубы встречались в армии повсюду — недалекие военные, которые «поучали» солдат исключительно битьем.
Второстепенные герои
Лиза. Прислуга в доме Фамусова. Простая и веселая девушка. Покрывает Софью после свиданий последней с Молчалиным. Влюблена в буфетчика Петрушу. Фамусов не упускает возможности пофлиртовать с Лизой.
Репетилов. Приятель Чацкого. Посредственный и недалекий персонаж. Прототип — Н. А. Шатилов, с которым Грибоедов служил в Московском гусарском полку. Это был остряк, страстью которого было отпускание шуток и каламбуров. Человек простодушный и добрый.
Загорецкий. Светская персона, частый гость в доме Фамусова. Недалекий, глуповатый, при этом изворотливый. Предполагаемый прототип — литератор А. Элькан, по совместительству делец и аферист. Он утверждал, что является потомком арабского князя Эль-хана, которого на самом деле никогда не существовало.
Хлестова. Одинокая старая женщина, живущая с собаками и приживалками. Ее образ списан с Н. Д. Офросимовой, известной богатой барыни, о крутом нраве и откровенном поведении которой знало все высшее общество. Также предполагается, что прототипом героини стала мать самого писателя.
Горичев. Друг Чацкого. Военный в отставке. Женат на молодой даме и во всем ей подчиняется. Нет единого мнения, кто послужил прототипом для героя. По одной из версий, им стал И. И. Огарев — давний приятель Грибоедова, по другой — это С. Н. Бегичев, также друг писателя.
Тугоуховский. Часто общается с Фамусовым. Главная цель его жизни — найти мужей для своих шестерых дочерей. У Тугоуховского нет своего мнения, нет эмоций. Персонаж обезличен, склонен к ханжеству и лицемерию.
Княжны. Дочери Тугоуховского. Автор не дает девушкам даже имен, а только порядковые номера. Пустые и обделенные интеллектом дамы. Примечательно, что Софья Фамусова, при всей ее развитости, относится к княжнам со всей серьезностью, что сказывается на восприятии этого персонажа читателями — Софья видится такой же поверхностной.
Петрушка. Слуга, оказывает помощь князю при составлении записей, т.к. владеет основами грамоты. Неопрятен. К нему неравнодушна Лиза, прислуга в доме Фамусова.
В комедии также присутствуют внесценические герои — представители высшего московского общества.
Внесценические персонажи комедии
Фамусовское общество в комедии «Горе от ума» довольно многочисленно. Кроме того его границы расширяются и за счет введение в пьесу внесценических персонажей.
Примечательным в этом отношении является образ Максима Петровича, дяди Фамусова, который вызывает восхищение у помещиков-крепостников своим умением «подслужиться». Его желание повеселить императорский двор, выставив себя на посмешище, Фамусов не считает унижением. Для него это проявление смышлености. Зато Максим Петрович был «весь в орденах» и имел «сто человек к услугам».
Также Фамусов вспоминает покойного Кузьму Петровича. Его главная характеристика – «богат и на богатой был женат».
Упоминается в пьесе влиятельная Татьяна Юрьевна. С ней очень выгодно состоять в хороших отношениях, потому что «чиновные и должностные – все ей друзья и все родные».
Внесценические персонажи помогли Грибоедову дать более яркую и запоминающуюся характеристику фамусовскому обществу.