Семьи в романе «Война и мир»
В романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир» перед читателем разворачивается хроника участия России в военных действиях 1805 года в Австрии и войны 1812 года. Но это не просто перечисление хронологии событий, Толстой рассказывает о войне с точки зрения изменений, происходящих в жизни людей.
В основном это дворянские семьи, чьи сыновья принимали участие в этих войнах. Цели их участия в военных действиях были у каждого свои, и проявлялись они в соответствии с тем, какие семьи их взрастили и воспитали. Семьи были разные, и характеристики семей в романе «Война и мир» помогают понять смысл многих поступков героев романа.
Через весь роман проходит жизнь двух основных семей: Ростовых и Болконских. Но, глубокое понимание и осознание поступков и действий членов этих семей было бы невозможно, если бы не другие герои романа:
- Пьер Безухов с родственницами, ухаживающими за его умирающим отцом;
- Семья Друбецких (мать Анна Михайловна и сын Борис);
- Семейство Курагиных (князь Василий, его сыновья Ипполит и Анатоль, дочь Элен);
- Семья Долоховых: Федор и его мать.
Эти семьи – как воплощение разных нравственных ориентиров и настроений, проявлявшихся в обществе того времени.
Приводя описание семей в романе «Война и мир», Лев Николаевич Толстой, наводит читателя на размышления о роли семьи в жизни каждого человека. Во всех ситуациях, описанных в романе, действия каждого персонажа связаны с наследственными особенностями не только внешности, но и черт характера, присущих конкретному семейству.
Картины прошедшего Драматургическая трилогия (1852 – 1869, опубл. 1869) В. О. Отрошенко
СВАДЬБА КРЕЧИНСКОГО
Комедия в трех действиях (1852 – 1854, опубл. 1856)
Уже не первый месяц помещик Петр Константинович Муромский, доверив деревенское хозяйство управляющему, живет со своей дочерью Лидочкой и ее пожилой тетушкой Анной Антоновной Атуевой в Москве. У него обширные земли в Ярославской губернии и аж полторы тысячи крепостных душ – состояние нешуточное. Разумеется, двадцатилетняя девица Лидочка – «лакомый кусочек» для московских щеголей-женихов. Но этого не понимает ее тетушка. Она полагает, что Лидочку надо показывать свету, звать в дом гостей: «без расходов девочку замуж не отдашь». Но вдруг выясняется, что расходов-то никаких уже и не нужно. Лидочка по секрету признается тетушке, что жених уже есть! Вчера на балу она танцевала мазурку с Михаилом Васильевичем Кре-чинским. И он – ах, Боже правый! – сделал ей предложение. Но вот что досадно – раздумывать нет времени! Ответ нужно дать незамедлительно. «Мишель» не сегодня завтра уезжает из Москвы и желает знать до своего отъезда – «да» или «нет». Как быть? Ведь папенька не даст благословения на скорую руку. Он должен хорошо знать будущего зятя. А что такое этот Кречинский – фигура в высшей степени загадочная. Он ездит в дом Муромского уже целую зиму, но известно о нем немного, хотя и достаточно для того, чтоб тетушка и племянница были от него без ума. Ему – под сорок. Статен, красив. Пышные бакенбарды. Ловко танцует. Превосходно говорит по-французски. У него обширнейший круг знакомств в высшем свете! Кажется, есть и имение где-то в Симбирской губернии… А какие у него аристократические манеры! Какая обворожительная галантность! Какой изысканный вкус во всем – ведь вот как прелестно «обделал» он Лидочкин солитер (крупный бриллиант), то есть оправил его у ювелира в булавку, изготовленную по собственной модели… Но Муромского не проймешь такими разговорами. Каково состояние Кречинского? Сколько у него земли, сколько душ – никто не знает. Зато говорят, что шатается он по клубам, играет в карты и имеет «должишки». А вот другой молодой человек, Владимир Дмитриевич Нелысин, давний «друг дома», весь как на ладони. Скромен, даже застенчив. Карт в руки не берет. Правда, плохо танцует и не блещет манерами. Но зато он сосед – имение его рядышком, «борозда к борозде». И он тоже здесь, в Москве, и тоже навещает дом Муромского: молчаливо влюблен в Лидочку. Его-то Муромский и прочит в мужья своей «кралечке» и «баловнице».
Что скажете о пересказе?
Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.
Борис долго не хотел венчаться на царство. Об этом ходили толки среди бояр, удивлявшихся такому его поведению. А согласился он на это только лишь после угрозы отлучения его от церкви.
У Бориса двое детей – дочь Ксения и сын Федор. У царевны есть жених – датский герцог Христиан. Он находится во дворце вместе с ней. Девушка благосклонна к нему. Зато, очень недовольна этим ее мать, царица Мария, которая всячески старается препятствовать их браку.
Царь Борис, возвратившись во дворец из собора после венчания, принимает у себя иностранных послов, выслушивая их просьбы и предложения и отвечая каждому из них должным образом.
После выслушивает он доносы на недовольных его правлением Романовых и на Василия Шуйского, которого доносчик считает ненадежным. Однако, царь уверен в своих силах и не желает прибегать к наказаниям.
Но, не все так ладно в душе у Бориса. Он понимает, что сбывается предсказание волхвов о времени его правления и о убиенном царевиче Дмитрии. В народе ходят толки о том, что царевич жив. Народ ожидает его появления. Формируются разбойничьи отряды. Не слишком доволен люд правлением Годунова, особенно – отменой Юрьева дня.
Волнения поднимаются все больше. Царь желает разузнать о лжецаревиче. Он отправляет шпионов. Но, ничего вызнать им не удается. Борис решает всенародно привести доказательства гибели Дмитрия. Он посылает за его вдовствующей матерью. Та, желая отомстить царю, не хочет признавать того, что сын ее мертв, она даже готова признать своим отпрыском самозванца. Однако, ее уличили во лжи.
Теперь царь Борис понимает значение предсказания, гласившего, что царевич хоть и убит, но жив. А кроме этого, согласно тому же пророчеству, срок правления Годунова был уже на исходе.
Сын его, Федор, отказывается принимать власть. Однако, приходится ему уступить отцу. Тем временем умирает жених Ксении. Незадолго до этого, подговоренные люди старались убедить его отказаться от руки царевны. Его убеждали, что она – дочь убийцы, который вовсе не благороден и знатен, а просто обманщик и страшный человек.
Христиан, не зная, что же все-таки ему делать, сначала говорит Ксении о необходимости расставания, а затем предлагает бежать ей вместе с ним подальше от отца. В этот разговор вмешивается Федор. Происходит ссора. Христиану делается дурно и его уводят. А вскоре он умирает.
А Борис получает грамоту от мнимого царевича. Он слишком подавлен. По его приказу схвачен Федор Романов с находившимися при нем на тот момент боярами. Их обвинили в намерении отравить царя.
Царь Борис проводит бессонную ночь. А на следующий день он умирает, успев перед этим объявить новым самодержцем своего сына.
Не только народ был недоволен правлением Годунова. Немного верных бояр находилось в его окружении. Но, в смерти своей просит он их не винить.
Эта трагедия подчеркивает то, что ничто не остается безвозмездным. И, какие бы цели не преследовались, страшные средства их достижения не будут оправданы. Час расплаты обязательно настанет.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Причины падения Бориса
Народ осудил в его лице преступника, убившего царевича Дмитрия . Народ не дал Борису себя купить, и Годунов не сумел подавить в себе чувства злобы к этой «неблагодарной черни», не сумел понять, что мелкому эгоистическому чувству обиды не может быть места там, где судьба произносит свой неумолимый приговор. Под влиянием этого чувства он делается подозрительным, мрачным, даже суровым. Казни, пытки, шпионство – вот, к чему прибегает Борис для упрочения своего колеблющегося престола. От прежнего, широкого и светлого, понимания своего положения «царя – слуги народа», он переходит к эгоистическим стремлениям удержать престол за сыном. В предсмертной речи своей он дает сыну совет, как хитрее провести своих подданных.
Дети Бориса погибли, как искупительная жертва за преступления отца, не обман народа и бояр, не самозванец погубили его дело, обман имел успех лишь, как орудие той грозной силы, с которою не поладил Годунов. И самозванство Лжедмитрия , по взгляду Пушкина, было ясно для всех. Пленник, на вопрос Отрепьева:
«Ну, обо мне как судят в вашем стане?»
отвечает:
«А говорят о милости твоей, Что ты, дескать, (будь не во гнев!), и вор,А молодец…».
Народ в трагедии Борис Годунов
Пушкин показывает, что настоящая причина гибели Бориса заключается в тех силах, которые восстали против него. Здесь первое и основное место принадлежит народу Народ и является главным героем трагедии Пушкина. Народу в композиции трагедии отведено центральное место: народ появляется в самом начале трагедии, он же и завершает её, уже после смерти Бориса и до вступления в Москву Самозванца; последний после сцены в лесу далее в трагедии уже не появляется. (Данный материал поможет грамотно написать и по теме Народ в трагедии Борис Годунов. Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений.
) Не отдельные герои (Борис и Самозванец), а именно народ завершает трагедию.
Народ — творец истории, подлинная основа государства. Без поддержки народа бессильны и цари, и бояре. Народ поддержал избрание Бориса на престол, а когда отвернулся от него, Борис погиб. Народ обеспечил победу и Самозванцу. Мощь народа безгранична.
В народе живёт неистребимое стремление к свободе, к борьбе с тиранией. Народ — это мятежная стихия, всегда склонная к восстанию против своих угнетателей. Афанасий Пушкин убеждённо заявляет Шуйскому: «Попробуй Самозванец им посулить старинный Юрьев день, так и пойдёт потеха». Умный Басманов говорит Борису: «Всегда народ к смятенью тайно склонен».
Сила народа — в присущей ему высокой нравственной чистоте, в отвращении к преступлениям. Он не может простить Борису убийства младенца. Народ не может простить и Самозванцу гибели вдовы и сына Годунова. Так народ выступает как грозный судья беззаконий и преступлений царской власти.
Пушкин на материале истории XVII века даёт ответ на важнейшие вопросы своей современности. Приближалось восстание декабристов; их слабость была в том, что они действовали в отрыве от широких народных масс.
Превосходя современных ему историков и писателей гениальным чутьём великого поэта, приближаясь к нашему пониманию роли народа в истории, Пушкин показывает и огромную силу народа, и исторически обусловленную слабость его в то время — в начале XVII века. Свергнуть тиранов народ может, но обеспечить себе благо и свободу, воспользоваться в народных интересах своей победой он не в состоянии. Причина этого — темнота, политическая несознательность народной массы. Пользуясь этой темнотой народа, политику творят цари и бояре, а не народ; плоды народной победы они присваивают себе. Пушкин отчётливо это показывает и в первых сценах трагедии («Красная площадь», «Девичье поле»), и в заключительной сцене.
Народ в трагедии показан в движении, в развитии. Сцена на Красной площади, где впервые появляется народ, говорит о некоторой растерянности народной массы, оказавшейся без царя:
„О боже мой, кто будет нами править? О горе нам!
В следующей сцене — на Девичьем поле — народ умоляет Бориса стать царём. Но это делается по указке бояр: «То ведают бояре». Реплики же, которыми обмениваются собравшиеся здесь, говорят о том, что по существу значительная часть народа совершенно равнодушна к избранию царя. Для неё это просто любопытное зрелище.
В конце трагедии народ уже не таков: он сам принимает деятельное участие в событиях, не скрывая своей ненависти к царской семье.
Мужик на амвоне.
Народ, народ! в Кремль, в царские палаты! Ступай вязать Борисова щенка!
(Народ несётся толпою.)
Борис как правитель
Безразличными, в моральном отношении, но, во всяком случае, подкупающими качествами души Бориса Годунова были энергия, смелость, светлый ум. Это все достоинства, драгоценные для «правителя». И, действительно, как правитель, он стоит высоко: обнаруживает знание человеческого сердца, умение управлять людьми, понимание истинных нужд отечества: он уважает образование, стоит за сближение с западной культурой, решительно высказывается против «местничества ». Но все эти хорошие качества «правителя» не помогли ему сделать Россию счастливой: не помогли ему ни его светлый ум, ни его житейская ловкость, у него нет ни одного союзника: и небеса, и люди, простые и знатные, русские и поляки, все и все против него.
За минуту
Годунов не хочет венчаться на царство, лишь угроза отлучения от церкви его к этому принуждает. В стране наступил долгожданный мир. Но народ недоволен отменой Юрьева дня, усиливающей крепостное право.
Дочь Годунова Ксения любит датского герцога Христиана, но ее мать против этого брака. Она зовет Волохову, замешанную в убийстве царевича Дмитрия. Та обещает извести Христиана.
Появляются слухи о том, что царевич Дмитрий жив. Годунов пробует развенчать этот миф. Мать Дмитрия, царица Марфа, в злости на Годунова, признает самозванца своим сыном. Царь Борис пробует раздавить бунт среди бояр.
Ксения жалеет, что ее отец встал на кровавый путь. Отравленный Христиан, путаясь в словах, верит в слухи о Дмитрии и предлагает Ксении бежать от отца-убийцы. Брат девушки Федор хочет сражаться с датчанином, но тот падает и вскоре умирает.
Годунов чувствует, что сбывается пророчество волхвов, и его жизнь подходит к концу. Он требует от бояр присягнуть его сыну Федору. И умирает.
-
Первая рыбалка трутнев краткое содержание
-
Руки прочь от котиков краткое содержание
-
Школа 8 рязань кружки
-
Малые жанры фольклора в доу
- Подземные царства краткое содержание
Действующие лица
- Царь Борис Фёдорович Годунов.
- Царица Мария Григорьевна, его жена, дочь Малюты Скуратова.
- Царевич Фёдор, царевна Ксения — их дети.
- Царица Ирина Фёдоровна, во иночестве Александра, сестра царя Бориса, вдова царя Федора Иоанновича.
- Царица Мария Фёдоровна Нагая, во иночестве Марфа, вдова Иоанна Грозного.
- Христиан, герцог датский, жених царевны Ксении.
- Гольк, Браге — eгo советники.
- Семён Годунов, ближний боярин.
- Князь Василий Иванович Шуйский.
- Петр Фёдорович Басманов, боярин и воевода.
- Фёдор Никитич Романов, Александр Никитич Романов, князь Репнин, князь Черкасский, князь Сицкий, князь Голицын, Салтыков — бояре.
- Андрей Петрович Луп-Клешнин, во схиме брат Левкий.
- Василиса Волохова, боярыня.
- Афанасий Власьев, думный дьяк.
- Воейков, воевода Тарский.
- Дементьевна, барская барыня.
- Ричард Ли, посол английский.
- Миранда, папский нунций.
- Барон Логау, посол австрийский.
- Лев Сапега, посол литовский.
- Эрик Гендрихсон, посол шведский.
- Авраамий Люс, посол флорентийский.
- Гермерс, любский бургомистр, присланный от ганзейских городов.
- Архимандрит Кирилл, посол иверский.
- Лачин-Бек, посол персидский.
- Челибей, посол турецкий.
- Хлопко-Косолап, атаман разбойников.
- Решето, Наковальня — его есаулы.
- Митька, разбойник.
- Посадский.
- Мисаил Повадин, Григорий Отрепьев — беглые монахи.
- 1-й, 2-й часовые.
- 1-й, 2-й сыщики.
- 1-я, 2-я, 3-я, 4-я бабы.
- Врач.
- Стрелецкий голова.
Спальник, стольник, крилошанка, пристав. Бояре, боярыни, стольники, рынды, стрельцы, посольская свита, монахи, беглые крестьяне, разбойники, нищие, сыщики, слуги, народ.
Заключение
Описание событий, происходящих в семьях героев романа, характеристика семей, данная автором, все это, по сути, показывает истоки патриотизма российской армии, причины ее побед и поражений в войне.
Метаморфозы, происходящие с героями романа по ходу повествования, дают четкое представление того, что происходит в душах и умах людей, живущих в России в тот период.
Тест по произведению
Борис Друбецкой – наряду с Бергом представляет в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» образ «делового человека». Однако его система ценностей существенно отличается от взглядов Берга. У Берга на первом месте стоят деньги, у Друбецкого – карьера. Борис Друбецкой слишком заботится о своем позитивном образе, в светском обществе от него нельзя было услышать разговоров о деньгах, о своей выгоде, ведь там это было не принято. Борис осторожнее, чем Берг, и это качество производит неприятное впечатление. Друбецкой старается казаться лучше, чем он является на самом деле, а это значит, что он трезво оценивает себя, знает, насколько от далек от образа истинного дворянина, всегда руководствующегося принципами чести, долга и совести.
Однако Друбецкой и не стремится приблизиться к идеалу, ему достаточно лишь скрыть свои недостатки.
При всякой возможности Борис старается показать себя значительнее, чем он есть. Так, услышав разговор Ростопчина и главнокомандующего, Друбецкой пришел к выводу, что быть вхожим в дом старого князя Болконского очень почетно. Не теряя времени, он попросил представить его князю. Более того, Друбецкому даже удалось снискать расположение Болконского. Везде Борис ищет полезные сведения, которые можно выгодно использовать в своих целях. Одним из источников информации служат для героя разговоры вельмож
Так, когда в июне 1812 года Друбецкой видит на балу министра полиции Балашова, у него появляется мысль о том, что у последнего есть важное сообщение. Будто случайным образом оказывается наш герой недалеко от царя именно тогда, когда Балашов делет доклад
Так “Борис первым узнал о переходе французскими войсками Немана и, благодаря этому, имел случай показать некоторым важным лицам, что многое, скрытое от других, бывает ему известно, и через то имел случай подняться выше во мнении этих особ”.
Деньги для Друбецкого играют второстепенную роль. Он считает, что социальный статус и чин ценятся выше денег. Хотя, скорее всего, он не исключает, что карьера и деньги взаимосвязаны, и последние являются следствием первого. Люди для персонажа – лишь средство к осуществлению своей цели. Нет в нем ни благодарности, ни признательности, ни стремления помочь ближнему. Так, графиня Ростова помогала деньгами Борису и его матери, однако после того, как дела Ростовых расстроились, а Друбецкие, напротив, разбогатели, они и не подумали отблагодарить так много сделавших для них друзей. Более того, они не только не протянули руку помощи, но и не вернули долг графине Ростовой, равный двум тысячам, который мог им помочь.
Ищет герой выгоду и в любви. В строительстве своего счастливого будущего он отводит существенную роль выбору богатой невесты. Нежные чувства связывали его с Наташей Ростовой, но она недостаточно полно отвечала его запросам. Гораздо более выгодной партией стала для Бориса Жюли Карагина. Зная, как надо себя вести, чтобы показать себя в лучшем свете и заслужить симпатию девушки, герой использует все приемы, и внешне его отношения с невестой выглядят очень романтично.
Друбецкой далек от народа, ему незнаком патриотизм
Для него важно лишь собственное благополучие. Такие люди, как Друбецкой, опасны
И опасность их в том, что они могут однажды занять ответственный пост, на котором будут преследовать лишь свои собственные интересы. Давая характеристику своему герою, автор хочет убедить нас в том, что настоящими патриотами являются только дворяне, постигшие дух народа, не представляющие своего счастья без покоя и процветания своей страны.
Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) —
Меню статьи:
Роман Льва Николаевича Толстого содержит в себе много интересных и необычных персонажей. Поведение некоторых из них читатель может понять и простить, ибо их поступки продиктованы особенностями отношений в обществе или определенными событиями. Поступки других героев крайне негативно выделяются на общем фоне из-за невозможности объяснить их поведение законами логики или морали. Образ Бориса Друбецкого очень специфический – с одной стороны, читатель может отметить множество положительных качеств его характера, но в то же время отрицательные черты существенно портят его образ.