Сказка «Богатырь» М.Е. Салтыкова-Щедрина: краткое содержание для чтения в формате HTML
Описание главного героя
В сказке «Богатырь» М.Е. Салтыкова-Щедрина главным героем является старик, который был богатырем в свои времена. Он жил один, но не требовал жалости и помощи у других, так как считал себя еще достаточно сильным и умелым.
Старик имел имение и много кузнецов, которые были готовы выполнять его приказы. Он также имел дочь, которая была замужем за купцом. Он не очень хотел проводить время в городе, но иногда все же приезжал туда, чтобы рассказывать свои истории и поглазеть на новых богачей.
Конфликт с грабителями
Однажды старик поймал на своей земле нескольких грабителей, которые хотели украсть его имение. Сначала он решил отпустить их, но те оскорбили его, и он решил покарать их.
Старик обратился к своим кузнецам и сделал изготовить множество копий и обманок, которые развесил на своей территории. Когда грабители подобрались к нему, они расстроились, что на самом деле не много, что можно было украсть, и решили все-таки украсть что-то, чтобы не уйти с пустыми руками.
Победа главного героя
Старик нашел грабителей и разбил их, несмотря на то, что он один. Он использовал свои ловкие трюки, чтобы подстроить грабителей под свою собственную ловушку, и таким образом одержал победу.
Когда старик вернулся домой, его кузнецы сделали ему подарок: большую кладь денег. Старик был удивлен и рад, что нашел надежных и верных друзей, которые не оставили его в беде.
Заключение
Сказка «Богатырь» М.Е. Салтыкова-Щедрина рассказывает о том, что настоящая сила не зависит от возраста и физической формы. Основная идея сказки заключается в том, что ловкий ум и коварство иногда превосходят силу и физическое могущество.
Краткое содержание Салтыков-Щедрин Богатырь для читательского дневника
В некоторой стране родился Богатырь. Родила его и вырастила Баба-яга. Он вырос высокий и грозный. Родительница его отдыхать уехала, и получил он свободу невиданную.
Не зная на что силы потратить, отправился в лес. Начал там силу пытать, деревья с корнем рвать, а когда утомился, залез в огромное дупло и заснул. От его раскатистого храпа долго земля содрогалась. Боялись его сонного люди и звери.
Слава о нем дошла до чужих краев, где удивлялись его могуществу и опасались, полагая, что неспроста он спать лег, видно, сил набирается. На родине им гордились и возлагали большие надежды, шепотом разговаривали, на цыпочках вокруг ходили.
Он проспал сто, двести и всю тысячу лет. Сначала враги думали, что сильна та страна, в которой боятся богатыря лишь за то, что он в дупле спит, да постепенно стали вспоминать, что не раз беда приходила, а силач не проснулся и помощи не оказал. Были засухи и голод, драки, болезни и стихийные бедствия, обнищание, а соне все нипочем, глаз не открыл и ухом не повел.
Терпелива и многострадальна была судьба его отчизны, народ верил в своего защитника и ждал, надеясь, что в последний момент он пробудится.
Тем временем враги начали страх терять, и пошли войной на Богатыря
Осторожно подступали, но почувствовав смердящий запах, устроили расправу жестокую. Все уничтожили на своем пути
Последний раз народ воззвал к храбрецу. Не услышав его храпов, Иван дурак кулаком расколол дупло, и стало ясно, что гадюки все тело Богатыря до шеи съели.
В образе страны терпеливой и многострадальной просматривается Россия, где для народа характерно полагаться на Сильную Личность, царя или героя, который придет и наведет порядок. Каждый раз в своем тщетном ожидании народ обманывался. Салтыков-Щедрин высмеивает неоправданный страх и самого героя, который, обладая силой непобедимой, растратил ее на сон и глупости, оставаясь глух и слеп к нуждам своих соотечественников. Автор поднимает тему гражданского долга и ответственности каждого человека за свою родину, судьбу и благополучие.
Читать краткое содержание Богатырь. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений
Что скажете о пересказе?
Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ постепенно охватывает весь мир. И мы постепенно забываем, что дерево не сможет тянуться к небу, потеряв корни.
Ханты – народ с богатой самобытной культурой, с непривычным для нас мировоззрением, причём всё его прошлое существует в основном в памяти его людей, ведь письменность у хантов появилась каких-то 60–80 лет назад. И ведь так было не где-нибудь в Африке или Австралии, а совсем даже под боком – у нас в России. Вся их традиционная жизнь скоро станет историей, вряд ли удастся этого избежать. Но вот пока этот народ ещё жив, живы его легенды, и они медленно-медленно переходят на бумагу. Успеют ли?
Танья в легенде не только герой со сверхчеловеческими способностями, но и народный заступник, объединивший отчаявшиеся племена вокруг себя. Несмотря на свою неимоверную силу, этот богатырь прежде всего человек, которому можно сопереживать: он трудится, влюбляется, горюет и радуется. При том что Танья – классический пример мифологического героя, у него есть и реальный исторический прототип: жил когда-то большой, сильный и красивый, с глазами цвета неба человек из великого рода Орла, мечтавший видеть таёжные просторы и свой народ свободными от врагов.
Если хочешь услышать голос Таньи, то летом поезжай на Орлов бор, поднимись на большую сопку, прижми ухо к её груди и слушай, хорошо слушай. Ты услышишь, как бьётся сердце таёжного богатыря.
Предательство и злоба, храбрость и сила — все это встретит читатель в сказании. Судьбы главных героев переплетаются с судьбой народа. Уцелевшие Ай-Курек из рода Орлов и Айни из рода Оленей встретятся, станут жить вместе, и у них родится сын — Танья. Как и в русских сказках о богатырях, он растет не по дням, а по часам, в силе превосходит всех в своем роду. Именно Танья — последний богатырь — станет народным заступником, объединит племена и вернет хантам свободу
Герой отважно сражается с сильными воинами, участвует в празднике выбора невест, охотится на диких зверей. Но в отличие от русских сказок, у хантыйского богатыря иная судьба… О ней читатель узнает из книги
Сказания о богатыре читаются легко. Закончив одну историю, хочется поскорее начать другую, чтобы ощутить атмосферу настоящего героического эпоса. Это история ханты, но в то же время в ней присутствует мифологическая линия, что делает сюжет еще более интересным для читателей. Отними у народа легенды — исчезнет часть его прошлого. Если бы не усилия Александра Силина и составителей, сказание о Танье могло бы кануть в Лету и остаться недоступным широкому кругу читателей.
Отдельного упоминания заслуживает обложка книги: на ней в рамке — окно в другой мир! — изображено морщинистое лицо бога Торума, создателя мира. На фоне тайги…
-
Лабиринт фавна краткое содержание
-
С 21 мая школы уходят на карантин
-
Неделя функциональной грамотности в школе
-
Протокол веселых стартов в доу
- Три секунды до книга краткое содержание
Жизнь в Злачном граде
Распределение земель
В Злачном граде, где жили богатыри, земли распределялись несправедливо. Крупные крестьяне, имеющие связи с государственными чиновниками, получали лучшие угодья, а бедные крестьяне не могли найти достойного куска земли и вынуждены были работать на чужих хозяйствах за гроши.
Власти не заботились о справедливости распределения земли, а скорее защищали интересы крупных землевладельцев. Это вызывало народное недовольство, но многие боялись высказывать свои мысли вслух.
Тяжелый труд крестьян
Бедные крестьяне трудились на полях и в лесу на протяжении всего года без единого выходного дня. Им не хватало сил, чтобы вырастить достаточное количество еды, а купить ее за деньги они не могли. Крестьяне вынуждены были на протяжении многих лет жить в бедности и бороться за свое существование.
Стоглавый Собор
Раз в год созывался Стоглавый Собор, на котором обсуждались важные вопросы жизни города. Однако, даже на этом мероприятии бедные крестьяне не имели права голоса и участвовать в обсуждении. Все решения принимались высшими чиновниками и землевладельцами, которые не заботились о благополучии обычных людей.
Надежда на изменения
Однако, даже в таких тяжелых условиях, люди не теряли надежды на лучшее будущее. Они верили, что когда-нибудь наступит справедливость и те, кто угнетает бедных, будут наказаны. Именно эта надежда держала население Злачного града вместе и помогала им переживать трудные времена.
2 вариант
Мы все с самого детства обожали сказки, да что греха таить, даже когда повзрослели, хочется окунуться в детство и прочитать очередную сказку. Одним из известных сказочников русской литературы второй половины XIX века, является Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Некоторые из его сказочных произведений имеют политический подтекст, который глубоко скрыт в произведении.
Одним из таких произведений является сказка «Богатырь» написанная в конце 1886 года. В сказке рассказывается про здоровяка, которого родила и воспитала Баба-яга. И когда богатырь вырос, отправила его на все 4 стороны. После долгого блуждания по лесу находит дупло, в котором решает поспать. И от храпа его всем страшно и все его боятся.
Так он прохрапел много лет и так же его все боялись кроме, врагов. Которые не видели с его стороны угрозы. И даже однажды решили потревожить сон богатыря но, увы он давно уже умер и тело его объели змеи.
Так какой смысл вложил автор? Богатырь олицетворял правительство, которое наплевало на свой народ и прогнило до самых низов. И как не просили помощи простые люди он их не слышал. Мораль из всего этого можно вынести один, что каждый поможет себе сам, и надеяться на кого-то не имеет смысла.
Сам писатель описывает ситуацию в обществе тех времен, времен цензуры и боязни перед властью. Которая к тому времени уже изрядно прогнила и не занималась проблемами самого общества. Бездействие власти приводит к саморазрушению общества. Жители государства представлены себе сами. Враги в сказке олицетворяют как внешних, так и внутренних врагов, которые наживаются за счет страны и растаскивают ее на части. А государство смотрит на все происходящее спустя рукава. Не принимаются никакие действия для решения этой проблемы. Голод, нищета, смутное время.
Баба-яга олицетворяет зарождение бездействие со стороны власти. А змеи, которые съели богатыря, это пророки правящих людей которые погубили сами себя в алчности, бездействии и жадности.
Параллель правительства тех времен и современности в большей части ничем не отличается. Так же встречается бездействие и коррупция. В настоящее время все решается деньгами, и если ты богат, тебе открыты все двери.
Дикий помещик
Дикий помещик —
герой одноименной сказки. Начитавшись ретроградной газеты «Весть», по
глупости жаловался, что «очень уж много развелось… мужика», и старался
всячески их притеснять. Бог услышал слезные крестьянские молитвы, и «не
стало мужика на всем пространстве владений глупого помещика». Тот пришел
было в восторг («чистый» воздух стал), по оказалось, что теперь ему
ни гостей не принять, ни самому не поесть, ни даже пыль с зеркала вытереть, да
и подати казне некому платить. Однако он от своих «принципов» не
отступал и в результате одичал, стал передвигаться па четвереньках, утратил
человеческую речь и уподобился хищному зверю (однажды уть самого исправника не
задрал). Обеспокоившись отсутствием податей и оскудением казны, начальство
повелело «мужика изловить и водворить обратно». С большим трудом
изловили также помещика и привели его в более или менее приличный вид.
Богатырь — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком
Ниже представлен текст книги, разбитый по страницам. Система сохранения места последней прочитанной страницы, позволяет с удобством читать онлайн бесплатно книгу «Богатырь», без необходимости каждый раз заново искать на чём Вы остановились. Поставьте закладку, и сможете в любой момент перейти на страницу, на которой закончили чтение.
Шрифт:
Интервал:
Закладка:
Сделать
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин
Богатырь
***
В некотором царстве Богатырь родился. Баба-яга его родила, вспоила, вскормила, выхолила, и когда он с коломенскую версту вырос, сама на покой в пустыню ушла, а его пустила на все четыре стороны: иди, Богатырь, совершай подвиги!
Разумеется, прежде всего Богатырь в лес ударился; видит, один дуб стоит — он его с корнем вырвал; видит, другой стоит — он его кулаком пополам перешиб; видит, третий стоит и в нем дупло — залез Богатырь в дупло и заснул.
Застонала мать зеленая дубравушка от храпов его перекатистых; побежали из лесу звери лютые, полетели птицы пернатые; сам леший так испугался, что взял в охапку лешачиху с лешачатами — и был таков.
Прошла слава про Богатыря по всей земле. И свои, и чужие, и други, и супостаты не надивятся на него: свои боятся вообще потому, что ежели не бояться, то каким же образом жить? А сверх того, и надежда есть: беспременно Богатырь для того в дупло залег, чтоб еще больше во сне сил набраться: «Вот ужо проснется наш Богатырь, и нас перед всем миром воспрославит». Чужие в свой черед опасаются: слышь, мол, какой стон по земле пошел — никак, в «оной» земле Богатырь родился! Как бы он нам звону не задал, когда проснется!
И все ходят кругом на цыпочках и шепотом повторяют: «Спи, Богатырь, спи!»
И вот прошло сто лет, потом двести, триста и вдруг целая тысяча. Улита ехала-ехала да, наконец, и приехала. Синица хвасталась-хвасталась да и в самом деле моря не зажгла. Варили-варили мужика, покуда всю сырость из него не выварили: ау, мужик!
Всё приделали, всё прикончили, друг дружку обворовали начисто — шабаш! А Богатырь все спит, все незрячими очами из дупла прямо на солнце глядит да перекатистые храпы кругом на сто верст пущает.
Долго глядели супостаты, долго думали: могущественна, должно быть, оная страна, в коей боятся Богатыря за то только, что он в дупле спит!
Однако стали помаленьку умом-разумом раскидывать; начали припоминать, сколько раз насылались на оную страну беды жестокие, и ни разу Богатырь не пришел на выручку людишкам.
В таком-то году людишки сами промеж себя звериным обычаем передрались и много народу зря погубили. Горько тужили в ту пору старики, горько взывали: «Приди, Богатырь, рассуди безвременье наше!» А он вместо того в дупле проспал. В таком-то году все поля солнцем выжгло да градом выбило: думали, придет Богатырь, мирских людей накормит, а он вместо того в дупле просидел. В таком-то году и города, и селенья огнем попалило, не стало у людишек ни крова, ни одежи, ни ежева; думали: вот придет Богатырь и мирскую нужду исправит — а он и тут в дупле проспал.
Словом сказать, всю тысячу лет оная страна всеми болями переболела, и ни разу Богатырь ни ухом не повел, ни оком не шевельнул, чтобы узнать, отчего земля кругом стоном стонет.
Что ж это за Богатырь такой?
Многострадальная и долготерпеливая была оная сторона и имела веру великую и неослабную. Плакала — и верила, вздыхала — и верила. Верила, что когда источник слез и воздыханий иссякнет, то Богатырь улучит минуту и спасет ее. И вот минута наступила, но не та, которую ждали обыватели. Поднялись супостаты и обступили страну, в коей Богатырь в дупле спал. И прямо все пошли на Богатыря. Сперва один к дуплу осторожненько подступил — воняет; другой подошел — тоже воняет. «А ведь Богатырь-то гнилой!» — молвили супостаты и ринулись на страну.
Супостаты были жестоки и неумолимы. Они жгли и рубили все, что попадало навстречу, мстя за тот смешной вековой страх, который внушал им Богатырь. Заметались людишки, видя лихое безвременье, кинулись навстречу супостату — глядят, идти не с чем.
И вспомнили тут про Богатыря и в один голос возопили: «Поспешай, Богатырь, поспешай!»
Тогда совершилось чудо: Богатырь не шелохнулся. Как и тысячу лет тому назад, голова его неподвижно глядела незрячими глазами на солнце, но уже тех храпов могучих не испускала, от которых некогда содрогалась мать зеленая дубравушка.
Подошел в ту пору к Богатырю дурак Иванушка, перешиб дупло кулаком — смотрит, ан у Богатыря гадюки туловище вплоть до самой шеи отъели.
Спи, Богатырь, спи!
Шрифт:
Интервал:
Закладка:
Сделать
Тема
В «Медведь на воеводстве» анализ следует начинать с характеристики мотивов.
В литературе есть множество произведений, в которых запрещенные темы скрываются под аллегорическими образами. К таковым относится и сказка «Медведь на воеводстве». В произведении есть две главные темы, касающиеся прямой и переносной составляющей: правление Топтыгиных; отношения народа и властей.
Для создания аллегорий автор использует образы зверей. Главные герои – медведи Топтыгины. Вспомогательную роль играет образ Льва. Каждому медведю посвящена определенная глава сказки.
Сначала М. Е. Салтыков-Щедрин рассказывает о самом жестоком и глупом медведе-правителе. Первый Топтыгин решил, что власти добиваются путем кровопролития, причем крупного. Он правил, руководствуясь этим убеждением. Но правил недолго. Лев снял его с должности, когда узнал, что Топтыгин съел маленькую птичку. Тогда Лев посчитал, что медведь-воевода непоследователен в своих словах и действиях.
Второй Топтыгин тоже решил начать карьеру со злодеяний. Но, ища способ отличиться и выслужиться перед начальством, лишь выставил себя посмешищем. Третий Топтыгин решил, что не будет совершать злодеяния, так как не имеет на это прав. Он решил просто наблюдать из норы и никак не влиять. Такая стратегия помогла третьему медведю пробиться в полковники. И он бы шел далее по карьерной лестнице, если бы его не убили мужики.
Основная мысль произведения: карьера воеводы зависит не от его личных качеств, а от самой системы власти.
История написания и жанр
Всего Салтыков-Щедрин написал 32 сказки, однако не смог собрать их воедино и опубликовать полный сборник. В первое издание, сделанное при жизни писателя, вошло всего 23 произведения.
Сказка «Богатырь» не попала в этот сборник, она затерялась в архивах. Это вполне объяснялось содержанием сказки. Автор написал ее в резкой обличительной форме, она носила вызывающий характер, не соответствующий литературной цензуре того времени. Произведение увидело свет лишь в 1922 году.
«Богатырь» написан в жанре сказка. Она обнажает перед читателем весь смысл происходящего, хотя мифических эпизодов в произведении немало. Для многих писателей-сатириков подобная сказка — уникальная возможность протеста против вещей, не подлежащих прямому высказыванию. Автор таким образом может выразить собственное недовольство. А произведение играет роль ширмы. Значительная часть авторских сказок наделена важным и глубоким смыслом.
Сравнивая отношение правительства к народу в те времена и на сегодняшний день, можно сказать, что оно почти не отличается. То же равнодушие к положению простого народа, то же бездействие. Золотой Телец решает все вопросы: если человек имеет деньги, для него будут открыты все двери, он сможет без проблем решить любые вопросы. Сказка Салтыкова-Щедрина «Богатырь» вполне актуальна и в современное время.
Популярные сегодня пересказы
Накануне 9 Мая в Москву к доктору приехал молодой моряк. В 1942 году он был ранен под Севастополем, отправлен в тыл, долго лечился в московском госпитале и, в конце концов, подружился со своим лечащим врачом
В рассказе автор даёт возможность взглянуть на жизнь глазами маленькой собачки и прочувствовать все её переживания и думы.
У хозяев в доме жил большой, пушистый кот. Он был толстый и ленивый, любил много есть и спать клубком на диване. Во сне он широко раскидывал лапы, вольготно вытягивался, а хвост свешивал вниз.
Американский писатель О. Генри (настоящее имя Сидней Уильям Портер) известен в мировой литературе как мастер коротких рассказов. Рассказы О. Генри наполнены симпатии и сочувствия к героям, простым
Анализ сказки «Богатырь» Салтыкова-Щедрина
Такой жанр как сказка знаком каждому с детства. Став взрослее, мы начинаем понимать, что многие моменты в этих волшебных историях могут оказываться вовсе не столь однозначными, как нам казалось в юные годы. Ряд сказок, особенно авторских, а не народных, имеет явный глубинный подтекст. Литераторы частенько обращались к данному жанру, чтобы иметь возможность в иносказательной форме донести до аудитории те мысли и идеи, которые, будучи напрямую высказанными, могли бы показаться крамольными. Примером одного из таких произведений служит сказка Салтыкова-Щедрина «Богатырь», написанная в 1886 году. Как и прочие его работы, эта адресована детям «возраста изрядного» – проще говоря, до сути истории дойдут взрослые люди. Даже поверхностный анализ сказки Салтыкова-Щедрина позволяет понять, что под верхним «лубочно-народным» слоем скрыт смысл более глубокий и волнующий автора. Писатель в особой манере, довольно едко и умно, высмеивал пороки тогдашнего общества и его недостатки.
Прежде, чем производить анализ сказки Салтыкова-Щедрина, стоит напомнить, что жил и творил автор в России XIX века, происходил из знатного дворянского рода. Михаил Евграфович Салтыков — Щедрин (1826-1889 гг.) долгое время сочетал писательство с государственной службой, работая чиновником. Позже, он был известным редактором и публицистом различных изданий.
Само произведение «Богатырь» невелико по объему. Поэтому может показаться, что анализ сказки Салтыкова-Щедрина будет простым занятием. Но, как и другие работы автора, эта совсем непроста. Внешне – это история о силаче, проспавшем всю жизнь в дупле, вместо того, чтобы защищать свой народ от жестоких набегов чужеземцев. Но под видом Богатыря, пугавшего одним своим храпом всех в округе, просматривается вложенная писателем другая идея. Здесь обличается недальновидность правящего класса, несоответствие поступков верхушки ожиданиям и потребностям простого люда.
Начав анализ сказки Салтыкова-Щедрина, читатель первым делом замечает, что внешнее ее сходство со сложенными народом былинами достаточно велико. Тут встретим знакомых сказочных героев – Бабу Ягу и ее сына – Богатыря, обладателя силищи знатной, дубравы лесной сокрушителя. Распознаем известные народные мотивы, дух и речь старорусскую. Узнаваемы также размышления и поступки «своих», которые боятся даже храпа богатырского, но только на его защиту и полагаются. Понятны и «супостаты», которые звуков раскатистых пугались, да обворовывать соседей тысячу лет не решались, пока защитник спал. В стране сказочной, пока спал Богатырь, «свои» сами друг друга так изводили, что «чужим» бы и не снилось. Когда же вражьи силы напали на страну, где силач в дупле почивал, оказалось, что давно он умер, и змеи съели тело его в дупле, где спал. Не оправдаются надежды народа на неведомого богатыря. Никто не спасет людишек простых от захватчиков, как на защитников сказочных не полагайся.
Итак, даже поверхностный анализ сказки «Богатырь» Салтыкова-Щедрина показывает отношение автора к ситуации в тогдашней России. Описанная иносказательно ситуация раскрывает идею: полагаясь на громкие обещания высокопоставленных заступников, народ обманывает сам себя. Не защиту, а лишь разграбление несет простым людям верхушка общества. Да и гнилая она, в корне своем. И об этом забывать нельзя, чтобы в дни бедствия не оказаться неподготовленными или ослабленными своими же правителями.
В дни жестокой цензуры, через которую тогда должно было пройти любое произведение, чтобы быть изданным, подобные сказки кажутся более смелыми, чем самые откровенные высказывания современных журналистов, критикующих нынешние власти. К тому же, задаваясь вопросом о том, так ли уж утрачена сегодня актуальность произведений Салтыкова-Щедрина, сможем ли мы дать положительный ответ, не покривив душой?
Источник