Михаил Зощенко — Аристократка: Краткое содержание
Григорий Иванович, управдом, недолюбливает «аристократок» в шляпках. Однажды он был влюблен в такую, с золоченым зубом, из седьмого номера. Вначале про исправность водопровода спрашивал, а потом стал приглашать на прогулки. А она в театр на оперу попросилась. У него пара бесплатных билетов нашлась. Сидели, правда, не вместе. Потом она в буфете сожрала три пирожных, за четвертым потянулась. А у него денег с собой на три. Он в крик: «Ложи взад!» Люди собрались. Буфетчик за 4 штуки требует, мол, надкусила. Как назло, как раз на 4 и хватало. Кончилась их любовь. Ей нужны такие, чтоб с деньгами дам возили. А ему те, кому «не в деньгах счастье».
Краткое содержание Зощенко Аристократка
Юмористический рассказ Зощенко «Аристократка» начинается с того, что водопроводчик Григорий Иванович делится воспоминаниями о своем неудачном увлечении аристократкой.
Признаками аристократизма для него являлись: шляпка, фильдекосовые чулочки, мопсик и золотой зуб. Как раз во дворе своего дома на собрании он и познакомился с такой дамой, назвав ее про себя «фря». Он зачастил к ней в гости как официальное лицо с постоянным вопросом, действует ли водопровод. Она также постоянно отвечала «да», поблескивая при этом золотым зубом. Только через месяц после такого односложного общения они стали вместе гулять по улице.
Григорию Ивановичу страшно не нравилось ходить под ручку, как этого требовала дама, он чувствовал себя при этом какой-то щукой, да еще и не знал, о чем говорить. Затем его знакомая высказала претензии, что от такого гуляния у нее только кружится голова и пора им уже посетить культурное учреждение – театр.
В театре-то, по мнению Григория Ивановича, и раскрылась вся ее сущность. Так как билеты оказались на разные места, встретились они уже в антракте. Знакомая Григория Ивановича сразу же устремилась в буфет и стала прохаживаться рядом с блюдом, наполненным пирожными.
Григорий Иванович, как истинный кавалер, предложил даме угоститься одним пирожным. Но события стали разворачиваться совсем не так, как он рассчитывал.
Дама с энтузиазмом потянулась за вторым пирожным, потом сразу же за третьим. Григорий Иванович похолодел от мысли, что у него может не хватить денег оплатить угощение
Он осторожно поинтересовался, не стошнит ли ее после трех пирожных, намекая, что пора остановиться
Когда же она поднесла ко рту четвертое по счету пирожное, ее спутнику ничего не оставалось, как закричать: «Ложи взад!». Дама остолбенела и положила пирожное на блюдо. Григорий Иванович спросил у буфетчика, сколько с них за съеденные три пирожные. Но буфетчик требовал оплаты за четыре, так как четвертое было надкушено и примято пальцем.
Григорию Ивановичу под смех публики пришлось вывернуть свои карманы с деньгами и скопившимся мусором. Денег как раз хватило на оплату четырех пирожных, и даме было предложено доесть пирожное. Но она отказалась, а своему спутнику сделала язвительное замечание, что без денег нечего приглашать дам в театр.
На что неудачливый кавалер в свое оправдание ответил, что не в деньгах счастье. С тех пор аристократки для него – пустое место.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Краткое содержание в читательский дневник по рассказу ‘Аристократка’
Некий Григорий Иванович (власть имущий в рамках дворовой территории) замечает на собрание дамочку, которая видится ему аристократкой, и он начинает навещать ее, пользуясь служебным положением: ‘Все ли у Вас в порядке с водопроводом, уважаемая гражданочка?’ Гражданочка привыкает к визитам мужчины, и они начинают уже прогуливаться по уличкам, при этом Григорий Иванович, чувствуя себя недорезанным буржуем, продолжается волочится за своей аристократкой, как щучий хвост.
Вскоре дамочке надоедают эти хождения, и она высказывает мысль, что неплохо бы и пригласить уже ее куда-нибудь. Тут подворачивается удобный случай — поход в оперу, куда Григорий Иванович и приводит свою даму.
В театре обнаруживается, что пара сидит в разных местах: дама в удобном месте по билету своего ухажера, а сам мужчина — на галерке, т.к. второй билет ему слесарь отдал. Они встречаются в антракте.
Ходить по фойе не слишком интересное занятие, потому Григорий Иванович, проявляя рыцарские черты своего характера, приглашает аристократку откушать пирожное. Та охотно соглашается, однако, наш герой не подразумевал, что дамочка окажется не слишком интеллигентной в данном вопросе, и возьмет не одно, а 4 пирожных.
Вот на последнем десерте нервы Григория Ивановича и не выдерживают. Он кричит: ‘Ложь на место!’ Аристократка пугается, собирается толпа и начинаются обсуждения того, есть надкус золотого зуба аристократки или нет на 4-м пирожном.
Пока проводится следствие, Григорий Иванович выскребает всю мелочь из карманов, где денег оказывается аккурат на 4 штуки. Зря кричал, получается. Он деликатно просит свою спутницу докушать не съеденный кусок, но та отказывается. зато соглашается какой-то дядька из толпы-)
После окончания оперы, дамочка ехидно говорит, что без денег нечего за дамами ухлестывать, мужчина отвечает, что не в деньгах счастье. С тех пор Григорий Иванович аристократок не любит!
Анализ 2
В данном произведении автор высмеивает мещанство, доводя его проявления до гротеска.
Герой рассказа недалекий водопроводчик начинает ухаживать за женщиной, которую он посчитал принадлежащей к аристократии. Причиной причисления ее к высшему свету послужил золотой зуб. Этим Зощенко доводит ситуацию до гротеска, показывая глупость и невежество своего героя, не удосужившегося поинтересоваться происхождением и родом занятий дамы.
Речь главного героя Григория Ивановича, от имени которого идет речь, характеризует его наилучшим образом. Постоянные вопросы о водопроводе, который являлся единственной темой, в которой о разбирался, и которой хотя бы интересовался, задаваемые при знакомстве и в театре, хорошо показывают ограниченность тех, кого высмеивает автор.
В ходе этого эпизода Зощенко мягко показывает, что герой этого произведения – не исключение в новом коммунистическом обществе. Окружающие, несмотря на то, что позиционируют себя как культурных людей, интересующихся театром, вступают в споры о недоеденном пирожном, что показывает их истинную природу.
Завершается рассказ объяснениями водопроводчика с дамой, где в ответ на упрек в походе на культурное мероприятие без денег, Григорий Иванович говорит пошлую фразу, что счастье заключается не в деньгах.
Рассказ высмеивает вневременное мещанство и нового советского человека, который, как оказалось, совершенно не изменился.
В буфете
Сердце обмерло у Григория Ивановича, когда он увидел развратную, по его мнению, походку дамы и ее невероятную прожорливость. Она схватила и съела пирожное, потом другое, затем, не останавливаясь, принялась за третье. А ведь Григорий Иванович был, мягко выражаясь, не при деньгах. И когда «аристократка» схватила четвертое, то кавалер не выдержал и закричал, чтобы «дрянная баба» положила кондитерское изделие обратно.
С грустной иронией, которая почти не заметна за комизмом положения, продолжает повествование Зощенко. «Аристократка» (краткое содержание рассказа подходит к концу) растерялась и испугалась. А подлый буфетчик потребовал деньги за четыре пирожных, поскольку последнее, несъеденное, было измято и надкушено. Тут собралась публика, которая принялась обсуждать случившееся и спорить о том, надкушено пирожное или нет. В итоге люди в антракте развлеклись лучше, чем на представлении в театре. Когда соскреб Григорий Иванович всю мелочь, ему едва хватило денег на уплату четырех пирожных. Тогда он гордо предложил «аристократке» доесть последнее лакомство, но она сконфузилась и отказалась. И тут неожиданно на сцену выводит нового, расторопного и шустрого, персонажа Зощенко. «Аристократка» (краткое содержание рассказа мы продолжаем излагать в данной статье) — рассказ, в котором автор окончательно довел ситуацию до степени анекдотической, введя в повествование подлетевшего бойкого дяденьку, выразившего желание докушать пирожное. При этом «аристократка» молча взирала на то, как человек моментально съел лакомство. Это за деньги-то Григория Ивановича!
«Аристократка» — читательский дневник по рассказу М. Зощенко
Сатирический рассказ «Аристократка» Михаил Зощенко написал в 1923 году.
Описание книги для читательского дневника
Михаил Михайлович ЗощенкоНазвание произведения: «Аристократка»Жанр: сатирический рассказГод написания: 1923Издательство: АСТГод издания: 2010
Главные герои и их краткая характеристика
Григорий Иванович. Ответственное лицо, простой, недалекий, скупой. Аристократка. Красивая, нарядная, любит сладкое.
Краткое содержание и сюжет
Григорий Иванович невзлюбил аристократок после одного случая. Все эти дамы в шляпах, чулках и с мопсиками, стали для него пустым местом. Встретил он однажды на собрании жильцов такую даму, узнал, что она живет в седьмой квартире, и зачастил к ней. Сперва все водопроводом интересовался, потом стал дамочку по улицам под руку водить.
Наконец дама в театр стала проситься. Получил Григорий Иванович от комячейки два билета и повел даму в театр. Только места были разные. Одно внизу, туда дама села, второе на галерке Григорию Ивановичу досталось. Только в антракте с дамой он и встретился. Поздоровался, про водопровод спросил, и в буфет отвел. Предложил пирожным угоститься.
А наглая дама сразу хвать пирожное с кремом и ест. Потом за вторым потянулась. А у Григория Ивановича денег с гулькин нос. Он их пересчитывает и хмурится.
А дама третье пирожное скушала и четвертое взяла. Тут Григорий Иванович не выдержал, как заорет на даму, чтобы та пирожное положила. Дама испугалась, пирожное обратно кладет, а Григорий Иванович спрашивает, сколько с него за три пирожных. Но хозяин за четыре пирожных цену называет, ведь четвертое надкусано и помято.
Пошумел Григорий Иванович, все карманы вывернул, посчитал деньги, как раз на четыре пирожных хватило. Заплатил он и даме докушать пирожное предлагает, раз за него заплачено.
А дама конфузится. А раз так, какой-то левый мужик пирожное докушал. А Григорий Иванович с дамой досмотрели оперу, вернулись, и дама высказала ему претензию, что те, кто без денег, не ходят с дамами. Ответил Григорий Иванович, что не в деньгах счастье, и больше с аристократками не стал встречаться.
Очень краткое содержание для читательского дневника
После одного случая Григорий Иванович не встречается с аристократками. Познакомился он с соседкой и сперва водил ее по улицам. Потом повел ее в театр, а в антракте в буфет. Дама стала есть пирожные, а Григорий Иванович считать деньги. Он потребовал положить четвертое пирожное, но за него пришлось все равно заплатить. Григорий Иванович поссорился с дамой, и больше не встречается с аристократками.
Чему учит
Рассказ учит скромности, щедрости, умению вовремя остановиться. Учит рассчитывать свои средства и силы. Учит выбирать друзей своего круга. Учит не хвастать.
Мне понравился этот рассказ, в котором каждый герой по-своему прав. Григорий Иванович прав, что надо быть скромнее в своих запросах. Дама права, что нужно рассчитывать свои средства, если куда-то кого-то приглашаешь. Но оба и не правы. Дама пожадничала, а Григорий Иванович выбрал подругу не своего круга.
Пословицы
- Гусь свинье не товарищ.
- Не в деньгах счастье.
- Всяк сверчок знай свой шесток.
- Сам себе во всем меру знай.
- Не в свои сани не садись.
Главные персонажи/герои рассказа ‘Аристократка’
- Григорий Иванович, который и повествует о случившемся в своей жизни, предполагаю, что он управдом или что-то типа этого, т.к. ему достался билет в оперу на удобном месте, в то время, как билет, который ему отдал Васька-слесарь был на галерку (уже проявляется классовое неравенство при распределении дармовых билетов на культурное мероприятие-); по своим настроениям Григорием Иванович — пролетарий, хотя и был момент, когда почувствовал себя недорезанным буржуем-).
- Аристократка ли? — Женщина, которой увлекся Григорий Иванович и даже пытался за ней ухаживать, пока не случился казус в театре. Внешне аристократка представлена, как ‘фря’ с золотым зубом, в чулочках (непременный атрибут) и с мопсиком на руках.
На примере двух персонажей Зощенко показывает бескультурье общества. Жаргонизмы сыплются из уст обоих персонажей. Правила этикеты им явно не известны. Однако, тяга к прекрасному присутствует, иначе не пошли бы в театр на оперу.
Кратко об истории создания произведения
Михаил Зощенко написал «Аристократку» в 1923 году. В то время из-под его пера вышло много коротких рассказов, пронизанных меткой иронией и порой сарказмом. Вероятно, описанная история была когда-то увидена или подмечена им: молодой писатель был очень наблюдательным, с интересом изучал человеческие характеры.
Персонажи узнаваемы, таких легко повстречать. Это и неудивительно: молодой Зощенко обладал уже немалым жизненным опытом, успел пройти Первую Мировую войну, поработать столяром, делопроизводителем и даже сотрудником уголовного розыска.
«Аристократка» — не только насмешка над мещанством, что было очень модно в 20-е гг. прошлого века. Это еще и раскрытие тех черт характера, которые, увы, есть в нас, потомках первых читателей Зощенко, до сих пор: жадности, бахвальства, безалаберности, эгоизма. Пока живо человечество – останутся и эти черты. Нам всегда будет, с чем бороться и над чем можно от души посмеяться.
Основные сюжетные линии
Основной сюжет разворачивается вокруг адаптации Зощенко к новой жизни в аристократическом окружении. Героиня испытывает неловкость и неуверенность в своих действиях, ей сложно привыкнуть к привилегиям и жестким правилам, которым следует общество аристократов. Все это вызывает смешные и неожиданные ситуации.
Другая сюжетная линия рассказа связана с взаимоотношениями аристократов и простого населения. Зощенко оказывается втянута в различные конфликты и недоразумения, так как она должна соблюдать этикет и быть повинной перед аристократами, но глубоко в сердце она остается себе верной и не забывает о своем прошлом.
Таким образом, основные сюжетные линии рассказа «Аристократка» связаны с адаптацией героини к новой жизни в аристократическом обществе и ее конфликтами с привычным для нее простым населением.
Личная трагедия героини
Сюжет произведения «Аристократка Зощенко» ставит героиню перед личной трагедией, связанной с ее положением в обществе. Главная героиня, аристократка Аглая Тимофеевна, оказывается одержимой идеей своего происхождения и высокого статуса.
Вся история произведения проходит внутри головы героини, которая постоянно сравнивает себя с окружающими ее людьми. Она настолько поглощена своими собственными превосходствоми, что не замечает простых радостей жизни и прекрасных возможностей, которые ей дается.
Краткое содержание произведения показывает, что героиня решила выйти замуж за простого служащего, чтобы подчеркнуть свою щедрость и доброту. Однако, она не может преодолеть своего аристократического наследия и превратиться в нормального человека.
Аристократка Зощенко утверждает, что ее прежняя жизнь была более счастливой, чем ее новая роль, и что ей непонятно, что она может делать в новом положении. Она живет в зависти себе и своему прошлому и не может наслаждаться своим настоящим.
В результате, личная трагедия героини заключается в ее неспособности принять себя и свое новое положение. Она страдает от вечного сравнения с прошлым и не может обрести настоящее счастье. Ее душевные муки и страдания являются главным сюжетным движущим мотором произведения «Аристократка Зощенко».
Драмы революции
В произведении «Аристократка» Зощенко создает живописный образ аристократки, олицетворяющей умерший мир старой России. Она живет в своем замке, окруженная роскошью и изысками, но ее мир рушится с приходом революции. Героиня оказывается беспомощной и не способной адаптироваться к новым реалиям.
Содержание произведения переплетено с несколькими сюжетными линиями. Одним из главных мотивов является встреча героини с партизанами, представляющими новую власть. Партизаны вторгаются в ее замок, забирают все ценности и оккупируют пространство, что становится символом конца старого мира. Для аристократки это болезненный шок, который она не в состоянии осознать и принять.
Другой сюжетной линией является взаимоотношение аристократки и ее слуг. Зощенко показывает, как на революцию смотрят простые люди, услужливые и верные своему делу. Слуги воспринимают события с удовлетворением и считают, что наступление нового порядка принесет им свободу и равенство. Они видят в революции возможность освободиться от унижений и неправды.
Общим для всех сюжетных линий является драматический конфликт между старым и новым мирами. Герои должны принять новое время и адаптироваться к нему, но они не способны сделать это из-за своего узкого образования и неподготовленности к переменам. Это вызывает боль и разочарование, создавая напряженную атмосферу в произведении.
Михаил Зощенко – «Аристократка». Этот короткий рассказ невозможно читать без улыбки!
Григорий Иванович шумно вздохнул, вытер подбородок рукавом и начал рассказывать:
– Я, братцы мои, не люблю баб, которые в шляпках. Ежели баба в шляпке, ежели чулочки на ней фильдекосовые, или мопсик у ней на руках, или зуб золотой, то такая аристократка мне и не баба вовсе, а гладкое место.
А в свое время я, конечно, увлекался одной аристократкой. Гулял с ней и в театр водил. В театре-то все и вышло. В театре она и развернула свою идеологию во всем объеме.
А встретился я с ней во дворе дома. На собрании. Гляжу, стоит этакая фря. Чулочки на ней, зуб золоченый.– Откуда, – говорю, – ты, гражданка? Из какого номера?– Я, – говорит, – из седьмого.– Пожалуйста, – говорю, – живите.
И сразу как-то она мне ужасно понравилась. Зачастил я к ней. В седьмой номер. Бывало, приду, как лицо официальное. Дескать, как у вас, гражданка, в смысле порчи водопровода и уборной? Действует?– Да, – отвечает, – действует.
И сама кутается в байковый платок, и ни мур-мур больше. Только глазами стрижет. И зуб во рте блестит. Походил я к ней месяц – привыкла. Стала подробней отвечать. Дескать, действует водопровод, спасибо вам, Григорий Иванович.
Дальше – больше, стали мы с ней по улицам гулять. Выйдем на улицу, а она велит себя под руку принять. Приму ее под руку и волочусь, что щука. И чего сказать – не знаю, и перед народом совестно.
Ну, а раз она мне и говорит:– Что вы, говорит, меня все по улицам водите? Аж голова закрутилась. Вы бы, говорит, как кавалер и у власти, сводили бы меня, например, в театр.– Можно, – говорю.
И как раз на другой день прислала комячейка билеты в оперу. Один билет я получил, а другой мне Васька-слесарь пожертвовал.
На билеты я не посмотрел, а они разные. Который мой – внизу сидеть, а который Васькин – аж на самой галерке.
Вот мы и пошли. Сели в театр. Она села на мой билет, я – на Васькин. Сижу на верхотурье и ни хрена не вижу. А ежели нагнуться через барьер, то ее вижу. Хотя плохо. Поскучал я, поскучал, вниз сошел. Гляжу – антракт. А она в антракте ходит.
– Здравствуйте, – говорю.– Здравствуйте.– Интересно, – говорю, – действует ли тут водопровод?– Не знаю, – говорит.
И сама в буфет. Я за ней. Ходит она по буфету и на стойку смотрит. А на стойке блюдо. На блюде пирожные.А я этаким гусем, этаким буржуем нерезаным вьюсь вокруг ее и предлагаю:
– Ежели, говорю, вам охота скушать одно пирожное, то не стесняйтесь. Я заплачу.
– Мерси, – говорит.
И вдруг подходит развратной походкой к блюду и цоп с кремом и жрет.
А денег у меня – кот наплакал. Самое большое, что на три пирожных. Она кушает, а я с беспокойством по карманам шарю, смотрю рукой, сколько у меня денег. А денег – с гулькин нос.
Съела она с кремом, цоп другое. Я аж крякнул. И молчу. Взяла меня этакая буржуйская стыдливость. Дескать, кавалер, а не при деньгах.
Я хожу вокруг нее, что петух, а она хохочет и на комплименты напрашивается.
Я говорю:– Не пора ли нам в театр сесть? Звонили, может быть.А она говорит:– Нет.И берет третье.Я говорю:– Натощак – не много ли? Может вытошнить.А она:– Нет, – говорит, – мы привыкшие.И берет четвертое.
Тут ударила мне кровь в голову.– Ложи, – говорю, – взад!
А она испужалась. Открыла рот, а во рте зуб блестит.А мне будто попала вожжа под хвост. Все равно, думаю, теперь с ней не гулять.– Ложи, – говорю, – к чертовой матери!Положила она назад. А я говорю хозяину:– Сколько с нас за скушанные три пирожные?
А хозяин держится индифферентно – ваньку валяет.– С вас, – говорит, – за скушанные четыре штуки столько-то.– Как, – говорю, – за четыре?! Когда четвертое в блюде находится.– Нету, – отвечает, – хотя оно и в блюде находится, но надкус на ем сделан и пальцем смято.– Как, – говорю, – надкус, помилуйте! Это ваши смешные фантазии.А хозяин держится индифферентно – перед рожей руками крутит.
Ну, народ, конечно, собрался. Эксперты.Одни говорят – надкус сделан, другие – нету.
А я вывернул карманы – всякое, конечно, барахло на пол вывалилось, народ хохочет. А мне не смешно. Я деньги считаю.Сосчитал деньги – в обрез за четыре штуки. Зря, мать честная, спорил.
Заплатил. Обращаюсь к даме:– Докушайте, говорю, гражданка. Заплачено.
А дама не двигается. И конфузится докушивать.А тут какой-то дядя ввязался.– Давай, – говорит, – я докушаю.И докушал, сволочь. За мои-то деньги.
Сели мы в театр. Досмотрели оперу. И домой.А у дома она мне и говорит своим буржуйским тоном:– Довольно свинство с вашей стороны. Которые без денег – не ездют с дамами.
А я говорю:– Не в деньгах, гражданка, счастье. Извините за выражение.
Так мы с ней и разошлись.Не нравятся мне аристократки.
1923
Финал
Сурово карает в своих рассказах эти пороки М. Зощенко. Хорошей помощью писателю в этом деле является юмор. Показывая, на первый взгляд, только лишь короткие комичные зарисовки, Зощенко на самом деле изображает глубокие пороки современной ему жизни. Писатель признавался, что читательский смех, вызванный сюжетами рассказов, его огорчает, потому что за словесным, формальным, на взгляд Зощенко, юмором скрывалась трагическая сущность советской действительности. С горечью сатирик говорил о том, что «печальная сторона жизни становится комической и вызывает смех вместо слез, ужаса и отвращения.
Основным персонажем произведения, относящегося к комическому жанру, является рассказчик, от имени которого ведется повествование, представленный писателем в образе водопроводчика Григория Ивановича.
Ключевая тема рассказа заключается в противоречии и полном непонимании друг друга представителей противоположного пола (мужчины и женщины), происходящих из разных сословий.
Григорий Иванович описывается писателем в качестве необразованного и невоспитанного простолюдина, отличающего простой и грубоватой речью, не имеющего никакого представления о сути изысканных манер.
Сюжетная линия произведения выстраивается вокруг знакомства водопроводчика с дамой из аристократического общества, являющейся, по мнению главного героя, галантной женщиной. При этом позиция Григория Ивановича базируется исключительно на внешних данных аристократки, которая на самом деле далека от представительниц высшего света.
Взаимоотношения мужчины и женщины заканчиваются практически не начавшись в результате неудачного похода пары на театральное представление, на котором проявляются истинные качества аристократической леди, шокирующие Григория Ивановича.
Писатель мастерски применяет для раскрытия сюжета сатирические и юмористические приемы, характеризуя героев рассказа и подчеркивая их неравноценный союз, изначально предвещавший распад.
Кульминация произведения происходит в сцене, происходящей в театральном буфете, в которой дама, забыв о правилах приличия, с жадностью и без ложной скромности поглощает пирожные, не задумываясь об их оплате, поскольку рядом находится пригласивший ее в театр кавалер. Однако Григорий Иванович осознает неловкость ситуации из-за отсутствия необходимого количества денежных средств и пытается предотвратить назревающий скандал с работниками буфета.
Финал рассказа заканчивается полным разрывом отношений между аристократкой и водопроводчиком, которые при участии в скандальном споре не стесняются в оскорбительных выражениях по поводу поведения друг друга, не задумываясь о присутствии окружающих их людей.
Языковой стиль произведения представлен писателем в виде простой формы в сочетании с канцелярской лексикой, которые в смешении придают рассказу тонкую и проникновенную иронию с оттенками грусти, раскрывая наглость и нелепость мещанского мировоззрения.