Виды сказуемых: сгс, пгс, сис

Содержание

  • Слайд 1

  • Слайд 2

    1. Начало урока. Введение в тему. 2. Опрос по предыдущему материалу. 3. Пробуждение интереса к новой теме. Постановка учебной цели. 4. Обобщение изученного. Со – творчество. 5. Рефлексия.

  • Слайд 3

  • Слайд 4

    Технологии обучения – коллективные и индивидуальные способы обучения, развитие логического мышления. Методы – погружение, загадка. А) Трое учащихся получают карточки для индивидуальной работы (задание – определить границы предложений, записать, ставя в конце предложения нужный знак препинания). Б) Коллективная работа – словарный диктант (один учащийся работает у доски, класс – в тетрадях, комментируются допущенные ошибки). Объединить по интересам, закаляться летом, спортивная фигура, гибкое тело, ловкий гимнаст, известный тренер, школьная олимпиада, тяжёлый кросс, достижения в спорте, поздравить победителей. В) На доске записаны слова и примеры: Ложь, ненавидишь, потеряешь, неправда, найдёшь, вспомнишь, обман, забудешь, любишь. 9 = 3 + 6 6 = 2 + 2 + 2 По какому признаку данные слова могут быть сгруппированы в предлагаемые примеры? По какому признаку можно разделить и объединить слова? ( 9 слов = 3 существительных + 6 глаголов) ( 6 глаголов = ненавидишь-любишь + потеряешь-найдёшь + вспомнишь-забудешь)

  • Слайд 5

    Технологии обучения – коллективные способы обучения, развитие логического мышления. Методы – цепочка вопросов, наблюдение. А) Чем словосочетание похоже на слово и чем отличается от него? Б) Как связываются слова в словосочетании? В) Чем предложение отличается от словосочетания? Каковы признаки предложения? Г) Какие члены предложения называются главными?

  • Слайд 6

    Технологии обучения – коллективные и индивидуальные способы обучения, исследовательская деятельность, развитие логического мышления. Методы – вопросы к тексту, знаю – не знаю – хочу узнать, цепочка вопросов, наблюдение. А) Задание – используя словосочетания из словарного диктанта или слова из логической разминки составить предложения, выделить грамматическую основу, указать, чем она выражена. Б) Чтение и анализ составленных предложений. Поиск ответов на возникшие вопросы. В) Запись под диктовку (учащиеся вызываются к доске). Подчеркнуть главные члены предложения, указать, какими частями речи выражены. Я ночую в старой беседке. Она заросла диким виноградом. По утрам солнце бьёт сквозь листву. Три воробья с удивлением заглядывают в беседку. Их привлекают часы. Они тикают на круглом столе. Кто там в колодце так громко смеётся? Три часа у проруби три вороны пробыли. Этот край очень скромен. Птицы – наши друзья. Первые листики зелены.

  • Слайд 7

    Технологии обучения – коллективные способы обучения, развитие логического мышления. Методы – цепочка вопросов, кластер. А) Какие члены предложения называются главными? Что составляет грамматическую основу? Б) Что обозначает подлежащее? С помощью каких вопросов можно найти подлежащее в предложении? Какими частями речи выражается подлежащее? В) Что обозначает сказуемое? С помощью каких вопросов можно найти сказуемое в предложении? Какими частями речи выражается сказуемое? Г) Какими бывают предложения по составу грамматической основы? Д) Работа со справочным материалом учебника – стр. 62, 64. Составление кластера.

  • Слайд 8

    Рефлексия.

    Технологии обучения – коллективные способы обучения, развитие логического мышления. Методы – возврат к началу, два уровня домашнего задания. А) Итоги. Выписать грамматические основы, указать, какими частями речи выражены. Мы приближались к лугам. Тайга редела. Леса сплошь хвойные. В одном месте на просеке выдался бугорочек с черничником. Вкусна черника! Б) Комментарий к домашнему заданию – упр. 155 (письменно), упр. 142 (устно).

Посмотреть все слайды

Подлежащее: определение и признаки

Вода, мороженое, девочки – это просто набор слов. Каждое из них что-то означает, но они существуют отдельно друг от друга.

На небе появилась луна – это четко структурированная система слов, передающая сообщение о природном явлении. Слова расположены в определенном порядке, выражают законченную мысль и произнесены с повествовательной интонацией. Все вместе они составляют предложение.

В предложении всегда есть смысловой центр – главные члены. Их всего два – подлежащее и сказуемое. На этом занятии нам предстоит усовершенствовать знания о подлежащем.

Определение подлежащего, принятое среди лингвистов:

К подлежащему можно задать вопрос «Кто? Что?». Для него характерен именительный падеж. В предложении оно может быть выражено как в единственном, так и во множественном числе. Подчеркивается одной прямой линией:

Слесарь принялся за работу.

Игрушки лежали на полу.

Воробей сидел на ветке и чирикал.

В паре с другим главным членом предложения, сказуемым, подлежащее берет на себя основную смысловую и коммуникативную нагрузку в предложении.

Подлежащее может быть выражено одушевленным (живым) существом или неодушевленным (неживым) предметом.

Примеры первой группы:

Щенок испугался шороха.

Девочка делает уроки.

Дети вернулись из школы.

Примеры второй группы:

Снег идет с самого утра.

Огромная туча надвигалась на город.

Куртка весит в шкафу.

I подлежащее и сказуемое | эшикшачаупал

класс V, язык-английский

Автор активности

Савитри Вальдия

Продолжительность

40 минут

Цель: Развитие ключевого жизненно важного навыка

Массив, массив

Цель: необходимо разработать ключевые области обучения

Понятно, Приложение

Реализовано в классе

Да

Цели, которые необходимо достичь

Основная концепция этой деятельности

Ресурсы, необходимые для осуществления деятельности

Детали деятельности класса

Шаг 1 . Оглянитесь вокруг и назовите все, что вы видите поблизости или в классе.

Шаг 2. Скажем что-нибудь об идентифицированном вами объекте.

Вы можете попросить детей сказать что-нибудь на ту же тему. Будут разные вещи и разные предложения. Например: идентифицированный объект был – стол – Предложение 1 – Стол сделан из дерева . 2 – Стол тяжелый. 3 Стол сломан в углу.

Шаг 3 . Прежде чем объяснять подлежащее и сказуемое, рассмотрим еще несколько примеров.

В каждом предложении есть полное подлежащее и полное сказуемое.

Предмет – это то, о чем или о ком идет речь в предложении.

Сказуемое – это то, что говорится о подлежащем.

Пин-предложение № 1 , 2 и 3 субъект является таблицей, а то, что о ней говорится, является сказуемым .

Субъект :- Субъект является либо существительным, либо местоимением.

1 . Вечером подул холодный ветер .

2 . Попав под перекрестный огонь, автомобиль загорелся.

3 . Плотник починил стол.

4 . Она есть никогда не опаздывает на работу .

5 Это не твоя вина.

Предикат: То, что говорится о подлежащем, составляет сказуемое. Он содержит глагол + объект. Объект – это то, что получает действие, совершаемое субъектом. В предложении № 3 плотник является подлежащим , ремонтируется — глаголом , а стол , получивший действие ремонта , — его объектом .

Шаг 4 . Проведите устное упражнение, попросив поставить подлежащее и сказуемое и определить их в данных предложениях, после чего будут выполнены письменные упражнения.

https://www.superteacherworksheets.com/subjectpredicate/printables/subject-predicate-word-box_WDWMN.pdf?up=1466611200

Практические рабочие листы

Загруженный файл

Вопросы для мозгового штурма, заданные в классе

Параметры оценки для оценки понимания учащихся

Импровизированные изменения, если они были сделаны во время действия, причины

Любые предложения для других учителей при выполнении этого задания в классе.

← Понимание местоимений
Предлоги →

Главные члены предложения

Нам, взрослым, кажется, что все достаточно просто. Подлежащее — это имя существительное. Глагол — сказуемое. И мы искренне не понимаем, в чем сложность. 

Когда мы ищем подлежащее, то задаём вопрос: «О чём (или о ком) это предложение?»

И от подлежащего задаём вопрос к сказуемому.

Иногда дети сначала находят сказуемое. Как правило, его найти легче. Но это неправильно. Сначала нужно найти подлежащее.

Например, нам нужно разобрать по членам предложение Кошка спит в кресле.

Спрашиваем у ребенка, о ком говорится в этом предложении. О кошке. Задаём вопрос к слову кошка. Кто? Кошка. Это подлежащее. Подчёркиваем одной чертой. Кошка что делает? Спит. Спит- это сказуемое. Подчёркиваем двумя чертами.

Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. Почему? Потому, что без них предложения не будет. Возьмём предложение. Кошка спит в кресле.

Если мы уберем из предложения все слова, кроме подлежащего и сказуемого, то получится предложение Кошка спит. Это предложение? Да. Потому, что это это законченная мысль. Нам понятно, что речь о кошке и что она спит.

Если же мы уберем из этого предложения подлежащее и сказуемое, то получится » в кресле». Являются эти слова предложением? Нет.

Подлежащее и сказуемое называют главными членами предложения потому, что в них содержится основная мысль. Без них предложения не получится. Поэтому их ещё называют грамматической основой предложения. Хорошо, когда ребенок понимает все 3 формулировки и умеет с ними работать.

Как объяснить второстепенные члены предложения

Если с главными членам предложения проблем к 3 классу, как правило, не бывает, то со второстепенными членам все сложнее. 

Тем не менее, запомнить их не так уж и сложно. Смотрите. Определение выражено именем прилагательным или местоимением.

Дополнение отвечает на вопросы всех косвенных падежей. Т.е. на вопросы всех падежей, кроме Именительного. Если ребёнок знает падежи, то он знает и вопросы дополнения.

Таким образом, остаётся выучить только вопросы обстоятельства.

Порядок разбора предложения по членам

Разберём по членам предложение Жёлтые розы распустились в саду.

1. В предложении говорится о розах. Что? Розы. Розы- подлежащее. Подчёркиваем одной чертой.

2. Розы что сделали? Распустились. Распустились — сказуемое. Подчёркиваем двумя чертами.

Выписываем словосочетания.

3. Розы какие? Жёлтые. Жёлтые- это определение. Подчёркиваем волнистой линией.

4. Распустились где? В саду. В саду- это обстоятельство. Подчёркиваем точкой и пунктирной линией.

Наверное, у многие может возникнуть вопрос. Как правильно спросить: распустились (где?) в саду или распустились (в чём?) в саду?

Главные грамматические категории

  1. Род — этот параметр характеризует существительные, прилагательные и местоимения по типу мужского, женского и среднего рода.
  2. Число — это категория, показывающая количество предметов или лиц, имеющих одинаковые свойства. Ее значение может быть единственное (сингуляр) или множественное (плюраль).
  3. Падеж — показывает отношение между существительным / местоимением и другими членами предложения. Выделяются различные падежи, такие как именительный, родительный, дательный, винительный, творительный и предложный.
  4. Время — это категория, которая относится к глаголу и указывает на время действия или состояния, выраженного глаголом. В русском языке выделяются прошедшее, настоящее и будущее время.
  5. Лицо — глагол, показывающий, какое лицо (1-е, 2-е или 3-е) совершает действие.
  6. Залог — это категория, указывающая на отношение подлежащего к действию, выраженному глаголом. Выделяются действительный и страдательный залог.

Знание этих грамматических категорий помогает строить правильные предложения, правильно склонять и спрягать слова и улучшать владение русским языком в целом.

Помощь в запоминании подлежащего и сказуемого

Знание правил образования предложений и определение подлежащего и сказуемого являются основой для изучения грамматики русского языка

Чтобы помочь ученикам запомнить эти понятия, важно использовать различные методы и тренировки

Вот несколько способов, которые помогут в запоминании подлежащего и сказуемого:

  1. Изучение таблицы подлежащего и сказуемого. Составьте таблицу с примерами подлежащего и сказуемого для разных видов предложений: утвердительных, отрицательных, вопросительных. Просмотрите таблицу с учениками и объясните, что подлежащее – это кто или что совершает действие, а сказуемое – это то, что говорится о подлежащем.
  2. Использование игровых методов. Придумайте игры, в которых ученики должны будут определить подлежащее и сказуемое в предложениях. Например, выберите карточки с предложениями, разделите класс на команды и попросите учеников определить подлежащее и сказуемое. Поощряйте активное участие и объяснение своих ответов.
  3. Практика с примерами. Дайте ученикам примеры предложений, в которых необходимо определить подлежащее и сказуемое. Попросите их объяснить, как они пришли к своим ответам и проверьте их понимание. Постепенно усложняйте примеры для улучшения навыков.
  4. Использование визуальных пособий. Разработайте постеры или карточки с изображением подлежащего и сказуемого для разных видов предложений. Подвешивайте их в классе или используйте во время урока для наглядной поддержки. Это позволит визуализировать понятия и помочь ученикам запомнить их.

Запоминание подлежащего и сказуемого – это важная часть изучения грамматики русского языка. С помощью таблиц, игр, практики и визуальных пособий ученикам будет проще запомнить эти правила и применять их в своей речи и письме. Также возможно упомянуть, что сам определить подлежащее и сказуемое можно задав определенные вопросы к предложению.

Находим подлежащее. Вопросы КТО? или ЧТО?

Подлежащее — это главный член предложения, грамматически независимый.

В типичном предложении это предмет (в широком смысле), о котором идет речь в предложении. Это слово, стоящее в именительном падеже. Чаще всего это имя существительное или местоимение, отвечающее на вопросы: Кто? или Что?

Примеры:

  • Волк вышел из лесу (О чем или о чем идет речь в предложении? О волке, то есть ставим вопрос: Кто? Волк. Существительное).
  • Лохматая черная собака вдруг выскочила откуда-то из зарослей осоки (Кто? Собака. Существительное).
  • Я улыбнулась и пошла вперед. (Кто? Я. Местоимение).

Существуют некоторые случаи, когда подлежащее выражено иными способами (не существительным и не местоимением):

Иные способы выражения подлежащего  Примеры
Имя числительное (количественное и собирательное) в роли существительного Трое вышли из леса.
Имя прилагательное в роли существительного Сытый голодному не товарищ.
Причастие в роли существительного Отдыхающие весело проводили время. Дорогу осилит идущий.
Наречие Завтра обязательно наступит.
Междометие Далече грянуло ура.
Словосочетание Мы с друзьями выехали раньше. Немало школьников участвовало в конкурсе.
Неопределенная форма глагола Сочинять — моя стихия.

Находим сказуемое. Вопросы: ЧТО ДЕЛАЕТ?

Какие бывают сказуемые?

Сказуемое связано с подлежащим и отвечает на вопрос, который задается к нему от подлежащего: Что делает предмет?

Но при соответствующем выражении подлежащего (см. таблицу выше) это могут быть и другие вопросы: Что такое предмет?, Каков предмет) и т.п.

Примеры:

  • Волк вышел из лесу (Задаем вопрос от действующего лица, от подлежащего: волк что сделал? Вышел — это сказуемое, выраженное глаголом).
  • Лохматая черная собака вдруг выскочила откуда-то из зарослей осоки (Собака что сделала? Выскочила).
  • Я улыбнулась и пошла вперед. (Я что сделала — улыбнулась и пошла).

Сказуемые в русском языке бывают трех типов:

  • Простое глагольное (один глагол). Пример: Волк вышел.
  • Составное глагольное (вспомогательный глагол + инфинитив). Пример: Я хочу есть. Я должен поехать в Суздаль (по сути два глагола в сказуемом).
  • Составное именное (глагол-связка + именная часть). Пример: Я буду учителем (по сути глагол и другая часть речи в сказуемом).

Сложные случаи в определении сказуемых

Ситуация 1. Часто проблемы с определением сказуемого возникают в ситуации, когда простое глагольное сказуемое выражено не одним словом. Пример: Сегодня ты будешь обедать не один (= пообедаешь).

В данном предложении сказуемое будешь обедать — простое глагольное, оно выражено двумя словами по той причине, что это составная форма будущего времени.

Ситуация 2. Я пришел в затруднение, выполняя эту работу(= затруднился). Сказуемое выражено фразеологизмом.

Ситуация 3. Другой трудный случай — это предложения, в которых составное сказуемое представлено формой краткого причастия. Пример: Двери всегда открыты.

Ошибка в определении типа сказуемого может быть связана с неверным определением части речи (следует отличать от глагола краткое причастие). На самом деле в данном предложении сказуемое составное именное, а не простое глагольное, как может показаться.

Почему составное, если выражено одним словом? Потому, что в форме настоящего времени у глагола связка нулевая. Если поставить сказуемое в форму прошедшего или будущего времени, то она проявится. Сравните. Двери всегда будут открыты. Двери всегда были открыты.

Ситуация 4. Подобная ошибка может возникнуть и в случае выражения именной части составного именного сказуемого существительным или наречием.

Пример. Наша изба — вторая с краю. (Сравните: Наша изба была вторая с краю).

Даша замужем Сашей (Сравните: Даша была замужем за Сашей).

Помните, что частью составного сказуемого являются слова можно, нужно, нельзя.

Определение основы в односоставных предложениях

В назывных предложениях основа будет представлена подлежащим.

Пример: Зимнее утро.

В неопределенно-личных предложениях есть только сказуемое. Подлежащее не выражено, но оно понятно.

Пример: Люблю грозу в начале мая.

Самый сложный случай выражения основы в безличных предложениях. Чаще всего это как раз различные виды составных именных сказуемых.

Примеры: Мне нужно действовать. В доме тепло. Мне грустно. Уюта нет, покоя нет.

Если не формировать навык определения основы предложения в младших классах, то это приведет к трудностям при анализе односоставных и сложных предложений в 8-9 классах. Если же постепенно нарабатывать это умение методом усложнения, то все проблемы будут разрешены.

Второстепенные члены предложения

Чтобы понять, что такое второстепенные члены предложения, рассмотрим высказывание:

Сначала определим главные члены предложения:

  • (кто?) дети — это подлежащее;
  • дети (что делают?) играют — это сказуемое.

В этом предложении, кроме главных членов, употребляются другие слова, которые поясняют их:

  • дети (какие?) весёлые;
  • играют (с чем?) с мячом;
  • играют (где?) на площадке.

Слова «веселые», «с мячом», «на площадке» — это второстепенные члены предложения. Они зависят от главных членов, от которых к ним ставятся определенные вопросы.

Определение

Второстепенные члены предложения — это слова, которые поясняют главные и другие члены предложения.

В предложении различают второстепенные члены предложения:

  • определения
  • дополнения
  • обстоятельства.

Что такое определение?

В рассматриваемом предложении слово «весёлые» поясняет подлежащее (дети), обозначает его признак и отвечает на вопрос какие? Это второстепенный член предложения определение.

Определение — это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?

Определение чаще всего выражается именем прилагательным, но может быть обозначено местоимением (ваш дом),  порядковым числительным (двадцатая страница), причастием (высохший лист), существительным (дом с колоннами).

В предложении определение подчёркивается волнистой линией.

Дополнение

Слово «с мячом» обозначает предмет, с которым выполняется действие, обозначенное  сказуемым «играют». Это второстепенный член предложения дополнение.

Дополнение — это второстепенный член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чём?

В отличие от подлежащего этот второстепенный член предложения обозначает предмет, на который направлено действие, зависит от сказуемого и отвечает на вопросы косвенных падежей.

Дополнение обычно выражено именем существительным или местоимением в форме любого падежа, кроме именительного.

Дополнение в предложении подчеркнем пунктирной линией.

Обстоятельство

В предложении от сказуемого «играют» зависят слова «на площадке», которые обозначают место действия и отвечают на вопрос где? Это второстепенный член предложения обстоятельство. В предложении обстоятельства обозначают время, место, способ, причину, условия действия и пр.

Обстоятельство — это второстепенный член предложения, который обозначает признак действия и отвечает на вопросы когда? где? куда? откуда? как? зачем? и пр.

Обстоятельства выражаются наречиями или именами существительными в косвенных падежах.

Обстоятельство подчеркивается линией «черточка-точка-черточка-точка».

В итоге подчеркнем второстепенные члены предложения соответствующими линиями:

Итак, в предложении второстепенные члены являются зависимыми словами. Определение зависит от подлежащего, а дополнение и обстоятельство — от сказуемого.

Схема сложного предложения

В сложносочиненном предложении обе части равноправны, ни одна не подчинена другой.

Вот сложносочиненное предложение с союзом «а»:

Настя шла, а туман застилал ей дорогу.

,а .

А вот сложносочиненное предложение с союзом «и»:

Снег падал, и ветер усилился.

,и .

 Сложносочиненное бессоюзное:

Снег падал, темнело.

,.

В сложноподчиненном предложении есть главное и придаточное, поэтому иногда схемы составляют вертикально, если уровней зависимости несколько. Главное — в квадратных скобках, зависимое — в круглых:

Насте рассказали, что ее ждет испытание.

,(что…).

Если еще уточнить, какое именно испытание ее ждет, получится три уровня:

Насте рассказали, что ее ждет испытание, которое определит ее жизнь.

,(что…),(которое…).

Тут обе пары круглых скобок выглядят одинаково, тогда как на деле «какое испытание» — это второй уровень вложенности. Сначала «что ждет» — «испытание». Потом «какое» — «которое определит»:

,
(что…),
(которое…).

Но не всегда несколько придаточных предложений означают, что они все на разных уровнях. Два придаточных могут быть второстепенными по отношению к главному, но абсолютно равны между собой:

Когда Петя подошел, Настя прищурилась, чтобы лучше рассмотреть его.

(когда…),,(чтобы…).

Настя прищурилась когда? Когда Петя подошел.

Настя прищурилась зачем? Чтобы лучше рассмотреть его.

Оба придаточных относятся к «Настя прищурилась» — уточняют зачем и когда она это сделала. А не одно придаточное уточняет другое придаточное. Оба равноправны, так как каждое уточняет главное:

,
(когда…),        (чтобы…).

Как определить подлежащее

Подлежащее в предложении является одной из главных частей речи, поскольку оно выполняет действие или на него воздействует действие сказуемого. Определить подлежащее в предложении можно следующим образом:

  1. Вопросы «кто?» или «что?»

Чтобы определить подлежащее, необходимо задать вопросы «кто?» или «что?» к сказуемому предложения:

  • Кто летит на самолете?
  • Что происходит в лесу?

Ответ на эти вопросы можно найти в предложении, и это будет подлежащее.

Личные местоимения

Личные местоимения могут выступать в роли подлежащего в предложении:

  • Я люблю читать книги.
  • Она занимается спортом каждый день.

В этих примерах «я» и «она» являются подлежащими.

Существительные

Существительные могут выполнять роль подлежащего в предложении:

  • Мальчик играет в футбол в парке.
  • Цветы расцвели на клумбе.

В этих примерах «мальчик» и «цветы» являются подлежащими.

Глаголы в форме инфинитива

Глаголы в форме инфинитива могут быть подлежащими в предложении:

  • Кушать — хорошо.
  • Петь — его любимое занятие.

В этих примерах значения глагола, выраженного инфинитивом («кушать» и «петь»), являются подлежащими.

Вопросительные слова

Подлежащими могут быть и вопросительные слова, когда они играют роль подлежащего вопросительного предложения:

  • Кто идет по улице?
  • Что случилось с моим телефоном?

В этих примерах «кто» и «что» являются подлежащими.

Используя указанные признаки, найдите подлежащее в предложении и определите его роль в предложении.

Выражение подлежащего различными частями речи

Подлежащее во многом уникальная единица синтаксиса. Оно может быть выражено как одним словом, так и целым неделимым словосочетанием. Рассмотрим детальнее правила.

Подлежащее – одно слово

Подлежащее выражается с помощью разных частей речи в предметном значении:

Имя существительное:

Тетрадь лежит на столе.

Птица сидит в клетке.

Местоимения (чаще всего личные):

Я люблю читать.

Они усердно учатся.

В форме подлежащего могут выступать и другие местоимения разрядов:

Ничто человеческое ему не чуждо (отрицательное местоимение).

Кто ходит по двору? (вопросительное местоимение).

Числительное:

Четыре – четное число.

Восемь делится на два.

Субстантивированные прилагательные (те, которые потеряли значение признака предмета):

Бородатый выбежал из комнаты.

Военные ходят строем.

Субстантивированные причастия (те, которые потеряли признак действия):

Командующий строго посмотрел на солдата.

Сидящий устало вздохнул и закрыл глаза.

Наречие:

Твое завтра туманно.

Вот и настало решающее послезавтра.

Глагол (в форме инфинитива):

Любить – значит прощать.

Играть в баскетбол – главное увлечение Михаила.

Междометие:

По полю разносилось громкое «ау».

Искреннее «браво» разносилось по залу театра.

Союз:

«И, да, еще и» — противительные союзы.

«Либо» — разделительный союз.

Предлог:

«Над» является предлогом.

Частица:

«Вот» является самой употребляемой указательной частицей.

Стоит отметить, что служебные части речи и междометие редко выступают в роли подлежащего.

Таблица «Способы выражения подлежащего одним словом» выглядит так:

Запомните: в основном, подлежащее — одно слово, нарицательное (собственное) имя существительное или местоимение. Однако оно может быть выражено любой частью речи.

Подлежащее – неделимое словосочетание

В предложениях встречается подлежащее в форме свободного словосочетания. Единственное условие: слова должны быть синтаксически связаны в единую композицию.

В составе такой конструкции имеются следующие части речи:

Имя существительное или местоимение в именительном падеже+имя существительное или местоимение в творительном падеже с предлогом с и значением совместимости:

Отец с сыном поедут на море.

Брат с сестрой вернулись с прогулки.

Внимание! Глагол-сказуемое обязательно должен стоять во множественном числе. Числительное+существительное:

Числительное+существительное:

Две подруги стояли около дерева.

Трое котят резвятся у порога.

Количественное числительное, существительное или наречие+существительное в родительном падеже:

Куча хлама скопилось на чердаке.

У Александра много работы.

Слово именной части речи+предлог из+существительное в родительном падеже:

Любой из нас может выиграть конкурс.

Многие из ребят посетили в этом году столичный театр.

Существительное начало, середина, конец+существительное в родительном падеже в фазисном значении:

Было начало марта.

Стояла середина января.

Неопределенное местоимение+согласуемая именная часть речи:

Что-то подозрительное было в облике нового коллеги.

Кто-то высокий вошел в помещение.

Общая таблица «Способы выражения подлежащего словосочетанием» выглядит так:

Отдельно стоит упомянуть о словосочетании «подлежащее-фразеологизм».

В этом случае части речи только в совокупности выражают единое понятие. Вся фраза выступает подлежащим и подчеркивается одной прямой линией:

У Ларисы золотые руки.

Манна небесная неожиданно посыпалась нам на голову.

На сегодняшнем уроке мы узнали, что подлежащее – главный член предложения, называет то, о чем идет речь в предложении. Подлежащее отвечает на вопрос «Кто? Что?» и зачастую стоит в именительном падеже. Кроме того, оно может быть выражено любой частью речи (самостоятельной или  служебной), а также цельным словосочетанием.

Давайте проверим полученные знания с помощью тестирования.

Подлежащее в предложении

Таким образом, подлежащее в предложении чаще всего является существительным, стоящим в именительном падеже.

Подлежащее подчеркивается одной прямой чертой.

Например,

Солнце светит всем одинаково.

Подлежащее здесь «солнце», так как отвечает на вопрос «что?» и стоит в именительном падеже. Поэтому мы подчеркнем слово «солнце» одной прямой чертой.

Давайте еще рассмотрим примеры:

Небо сегодня ярко голубое — можно идти гулять.

Подлежащее «небо» (обозначает объект, отвечает на вопрос «что?») подчеркиваем одной чертой.

Однако, бывают исключения, обусловленные контекстом, например,

Великолепный помиловал своих нерадивых подданных.

Здесь подлежащим будет прилагательное, именно оно отвечает на вопрос «кто?». Ведь на самом деле это определение относится к одушевленному объекту, отвечающему на вопрос («кто?»). Помиловал — сказуемое. Потому что «что сделал?» помиловал. Слово «великолепный» подчеркиваем одной чертой.

А вот еще пример, где подлежащим выступает причастие:

Командующий отдал приказ не отступать.

В данном предложении подлежащее «командующий» — часть речи причастие. Мы можем спросить «кто отдал приказ?». Поэтому причастие «командующий» становится подлежащим в предложении. Сказуемое — отдал, так как отвечает на вопрос «что сделал?». Подлежащее подчеркиваем одной чертой.

Про сказуемое

Начнем с того, почему оно так названо. Ученые дали ему такое название, потому что оно «сказывает», «рассказывает» о подлежащем. Что мы узнаем о «рыбаке» в предложении «Рыбак очень устал»? Что он «устал». «Сказывает» нам это как раз сказуемое.

Сказуемые могут давать самую разную информацию. Например, сообщать нам о:

  1. Действии: «Я вспоминаю прошлое» (вспоминать).
  2. Состоянии человека или другого живого существа: «Мне плохо» (плохо).
  3. Состоянии неодушевленных предметов или окружающей среды: «Вечереет».
  4. Возрасте: «Мне пятнадцать» (пятнадцать).
  5. Умениях и навыках: «Я умею танцевать танго» (танцевать).

И о многом другом.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный мир
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: