Конспект урока по обучению грамоте, 1 класс. буква р. школа россии

Конспект по письму 1 класс школа 21 века письмо заглавной и строчной букв р

Письменные буквы для детей

дошкольников начинается с . В дошкольном возрасте не рекомендуется учить ребёнка писать письменные буквы. Лучше потратить это время на пропедевтические упражнения, которые позволят с лёгкостью овладеть материалом в течение первого класса. Иногда эти упражнения не очевидны. Любимое всеми детьми рисование и раскрашивание также чрезвычайно полезно для будущего письма. *Чем больше малыш рисует, красит, обводит, тем проще ему будет научиться писать.# С 6 лет можно начинать . Это составные элементы, встречающиеся в прописных буквах. У каждого из них есть свое название. Такие упражнения можно проводить в игровой форме

Важно, чтобы малыш выполнял их правильно. На помощь придут специальные прописи для дошкольников

Они отличаются от школьных увеличенным масштабом и большим количеством графических упражнений. Прописи для малышей обычно не подразумевают письмо букв.

В первом классе дети начинают писать прописные буквы не в таком же порядке, как . Здесь на первый план выходит сложность написания. Сначала дети пишут более простые, затем – более сложные буквы. Перед тем как начать писать новую букву, дети обязательно пишут её элементы, запоминают их последовательность, прописывают в воздухе совместно с педагогом, затем обводят по опорным точкам. Только после этого они пробуют писать букву по образцу

Здесь немаловажно регулярное повторение для формирования автоматизации письма

*Поскольку младшие школьники ещё не могут долгое время удерживать внимание, занятия должны быть разнообразными и интересными. Это возможно организовать даже в таком монотонном задании, как механическое воспроизведение букв.# При обучении письму в современной школе обычно используют несколько методов

На первом этапе важно сформировать осмысленное написание. Ребёнок должен чётко знать, какую букву он пишет и из каких элементов она состоит

На втором этапе происходит коррекция недостатков написания. *Минутки чистописания используют на уроках русского языка вплоть до 2-го класса, если в этом есть необходимость.#

Урок письма. Тема “Заглавная буква Р”

  • Научить писать заглавную букву Р.
  • Развивать мелкую моторику руки, глазомер, орфографическую зоркость.
  • Способствовать развитию здорового образа жизни и снятию утомляемости на уроке, для лучшего усвоения материала.
  • Воспитывать аккуратность в работе; интерес к предмету.
  • Прививать любовь к Родине, к родному краю.

Оборудование: наглядность, схемы.

Ход урока

– Ребята, посмотрите, кто пришёл к нам на урок? (Муравей)

– А кто догадался, почему он пришёл? (Вчера научил писать строчную букву р.) – Он приглашает нас в путешествие по родному краю. – А что такое родной край? (Место, где мы живём). – И так в путь! Вот по этой дорожке!

– Муравьишка хочет узнать, кто мог по ней пройти? Следов нет, но есть подсказки-слияния. (коРОва, куРЫ, муРАвей, РЕбёнок) -А чем похожи эти слияния? (в них буква Р) – А зачем нам нужна строчная буква р (ей обозначается на письме звук Р)

(На доске записаны строчные буквы) А У Н Р Л М И Ы Е

– Кто мне покажет где здесь строчная буква Р? (сигнальная карточка) Молодцы! Муравьишка привёл нас к речке! И нам надо наловить рыбы. А для этого, что нам потребуется (удочка, червячки). Давайте нарисуем червячков, но сначала.

– Открываем тетрадочку. Найдите, что и где мы будем писать. – Посмотрите, как я это напишу. – А теперь сами 3 раза. – Что у вас прописано на следующей строке? (строчная буква р.) Похожа она на удочку? – Посмотрите, я напомню, как писать маленькую букву р. – Пропишем целую строчку. – А вот и рыбка появилась.

– Это ведро тучек, а это капелек. Ребята – тучки находят и пишут на следующую строчку твёрдые слияния, а капельки мягкие. (Слабым ученикам раздать карточки).

– А посмотрим, что наловил муравьишка. Правильно он разложил рыбок в ведёрке? (нет). В чём его ошибка?

Засиделся муравьишка с удочкой, решил зарядку сделать.

– Сели тихонько, смотрите, а муравьишка наш потерялся! Надо его позвать. Подскажу его имя начинается с буквы Р (Рома) – Позовём его? – Может надо написать его имя? А подойдёт нам для этого строчная Р (нет) – Сегодня на уроке мы научимся писать заглавную букву Р. (Показываю)

-А для чего нам нужна заглавная буква Р ? – Давайте, сравним письменную и печатную заглавную букву. Похожи они (нет), а заглавная и строчная? (Нет) – А на что похожа заглавная буква Р? (На зонтик) – Ребята, так муравьишка не потерялся, муравьи перед дождём забираются в свои домики! – А как называется их домик? (Муравейник)

– А вот и тучка, и первые капли дождя! (Возьмите свои тучки). – Верх тучки похож на элемент буквы Р. – Проведём по нему пальчиком. – А теперь посмотрите на капельку, там притаился второй элемент буквы! (Проведём пальчиком по нему). – Дорисуйте тучку и капельку!

– ПОСМОТРИТЕ КАК Я НАПИШУ БУКВУ Р ЗАГЛАВНУЮ!

Напишем 3 раза по написанному образцу.

– А теперь вместе, и-раз и и-два! (Я) – У муравьишки сломался зонтик, поможем ему, допишем сами букву Р. Молодцы! – Вы старались, поэтому выглянуло солнышко, появилась радуга и наш Рома, и его подружка Рита.

– Посмотрите, как я напишу слияние РО РИ – Напишем по написанному, а снизу сами. – А как вы думаете, у Ромы есть Родина? Вообще муравьи живут везде, кроме Антарктиды. – Давайте построим схему слова Родина. И тогда узнаем, где летом побывал наш путешественник.

РОДИНА (дети делают звукобуквенный анализ слова)

– Молодцы! Давайте посмотрим, где же побывал муравьишка? А что такое Кулебаки? (Название нашего города)

(Показываются слайды города)

– Да и он побывал, где кто узнал? (тёплый пруд) – А потом отправился в (парк) – И вот он (на дорожке к нашей школе) – И дорога, и речка, и ….. Это наша? Родина.

Пословица: Нет краше Родины нашей.

-Что у нас записано? (Предложение). Как узнали? Пропишем только те слияния и буквы, которые мы умеем писать.

  1. Итог урока: чему мы научились на уроке?

Источник статьи: http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/532315/

VIII. Знакомство с новым словом

Учитель. Сейчас мы познакомимся с новым словом. С каким именно, – вы опре­делите сами. Первый его слог такой же, как первый слог в слове тулуп. Второй слог нового слова является вторым в слове ирис. Третий слог является вторым в слове ноты. (Слова тулуп, ирис, ноты учитель записывает на доске.) Какое полу­чилось слово?

Ученик. Получилось слово туристы.

Учитель. Кто такие туристы?

Ученик. Туристы – это люди, которые путешествуют, ходят в походы.

Учитель. Для чего люди путешествуют?

Ученик. Люди путешествуют, чтобы увидеть что-то новое, для сохранения здо­ровья.

Учитель. Кто же такие туристы? Скажите полностью.

Ученик. Туристы – это люди, которые путешествуют, ходят в походы, чтобы уви­деть что-то новое и для сохранения здоровья.

V. Работа в прописях по написанию заглавной буквы Р

1)ознакомление учащихся с написанием заглавной буквы Р;

2)письмо учащимися заглавной буквы Рв воздухе;

3)письмо учащимися заглавной буквы Рв прописи по образцу и 1амостоя- тельно;

4)письмо буквосочетаний: Ро Ра Ри Ро Ри Ра

Учитель. Расскажите, какие буквосочетания вы будете писать и в какой после­довательности.

Ученик. Первое буквосочетание состоит из заглавной буквы Р и строчной глас­ной о. Второе буквосочетание состоит из заглавной буквы Р и строчной гласной буквы а. Третье – из заглавной буквы Ри строчной гласной и. При повторе второе и третье буквосочетания меняются местами. (Учитель рассказывает о способах соединений букв. Учащиеся пишут буквосочетания.)

VI.Физкультминутка для отдыха

Как пользоваться прописью

Для начала мы рекомендуем соединять пунктирные линии отдельных элементов буквы, чтобы приобрести навыки мелкой моторики, которые в дальнейшем помогут в написании самой буквы «Р, р». После этого предложите ребёнку написать несколько раз уже целую букву «Р» с помощью пунктирных линий. Последний этап изучения написания – это написание буквы самостоятельно, без вспомогательных пунктиров. Попросите ребёнка написать букву в тетради. Будет правильно, если перед его глазами будет находится образец написания буквы «Р, р». Благодаря этому, первое время ребенок сможет подглядывать как правильно писать буквы. Позже убирайте шпаргалку, чтобы он писал буквы по памяти.

На этой странице представлена пропись с буквой «Р» заглавной и «р» строчной.

Источник статьи: http://abvgdee.ru/propisi/bukva-r

Пропись в наши дни

С развитием компьютерных технологий буквы, написанные изящным округлым почерком, стали уже не столь важны. Многие работы можно теперь выполнять с помощью технологий, значит, красиво выписывать буквы на бумаге уже не обязательно.

Русский алфавит переживает новую эпоху в своем существовании. Чтобы выучить алфавит, теперь не обязательно обращаться к букварю. Эту роль могут принять на себя видео пособия, магнитные и говорящие электронные азбуки.

И почему-то становится жаль наш алфавит и его прошлое

В Древней Руси особое внимание уделяли красоте выписанных букв, а монахи посвящали года переписыванию одной книги. Конечно, сегодня никто не будет этим заниматься, но пропись хранит не только нашу историю и весь русский алфавит, но и создает отпечаток характера человека

И хотя буквы прописью на компьютере не напишешь, не лишайте ребенка удовольствия почувствовать волшебное прикосновение руки к бумаге. Как бы ни развивалась техника, рукописи не отойдут в прошлое!

Строчные и заглавные буквы

В русском языке все буквы, кроме Ы, Ъ, Ь, имеют вид строчных и заглавных. В печатном виде их отличает только размер. Когда ребёнок учится читать, понятие строчных и заглавных не вводится. Малышу объясняют, что большой буквой обозначают начало предложения и имена. Для начального этапа дошкольнику достаточно этих знаний. *В некоторых букварях представлены большие и маленькие буквы. При выборе пособия для обучения чтению это не имеет решающего значения.#

В школе педагог вводит понятия строчных и заглавных букв. Поскольку дети уже знают, что в книгах встречаются большие и маленькие буквы, они достаточно легко усваивают эти понятия. Дети учатся писать строчные и заглавные сразу же

*Важно, чтобы первоклассник различал заглавный и строчной образ одной буквы.# В прописях всегда написаны оба обозначения. Дети начинают с наиболее простого образа буквы, чаще всего строчные им писать проще

При письме заглавных встречается больше мелких сложных элементов, которые следует правильно расположить на строке. Соблюдать правильные размеры и пропорции позволяют разлинованные тетради и опорные линии. Иногда используются специальные тренажёры для письма. Использование прописей и тренажёров значительно облегчает обучение письму.

Трудности, связанные с написанием заглавных букв

1. Несоблюдение пропорций. Строчные буквы обычно ограничены узкой строчкой в тетради. Заглавные же выходят за её пределы, и поначалу не все дети могут определить верные размеры. На этом этапе можно помочь ребёнку, ставя , где заканчивается и начинается буква. Если ученик ошибся и написал заглавную букву такого же размера, как и строчную, не следует спешить самим исправлять ошибку. Надо предложить ребёнку найти ошибку самому. Это намного эффективнее, так малыш учится критически оценивать свою работу и быть более внимательным. Кроме того, в этом есть психологический элемент. Указание на ошибки может расстраивать некоторых детей и снижать их мотивацию к обучению. *Когда ребёнок сам находит свою же ошибку, он радуется своей внимательности и охотнее исправляет недочёт.#

2. Написание имён и начала предложений с маленькой буквы. Здесь поможет метод поиска собственных ошибок и механическое повторение. Перед написанием нового предложения или имени нужно попросить малыша вспомнить, зачем нужны заглавные буквы и где они используются. Актуализация знаний поможет избежать таких ошибок.

3. Трудности написания сложных букв. На помощь придёт возврат к написанию элементов и обводке букв. Нет ничего страшного, если вернуться к таким заданиям после того, как ребёнок научился писать все буквы. Такой метод нередко используют для . Возможно, ребёнок упустил какой-то период обучения, и можно временно вернуться на этот этап, чтобы скорректировать трудную для малыша букву.

*Письмо строчных и письмо заглавных букв неразрывно связаны. Дети в течение первого класса овладевают навыками письма и продолжают изучать правила русского языка.#

Справочно:

Материалы подготовлены Федеральным образовательным сервисом «ИнПро» (Лицензия Минобрнауки 22Л01 № 0002491). Готовим детей к школе по всей России в 40+ центрах и онлайн, в том числе в г. Занятия в Вашем городе.

Бесплатная горячая линия: 8 800 250 62 49 (с 6 до 14 по Мск).

  • «Вконтакте»:
  • «Одноклассники»:
  • «Инстаграм»:
  • «YouTube»:

Сейчас в текущем разделе «Основные понятия и навыки для письма» также читают

II. Формулирование учащимися темы и цели урока

Учитель. Вспомните первое предложение из прочитанного стихотворения. Назо­вите букву, с которой начинается первое слово в этом предложении. Установите, какая она: заглавная или строчная и почему. Сформулируйте тему урока.

Ученик. Первое предложение: Решила старушка ватрушки испечь. (Учитель за­писывает на доске предложение.) Первое слово в нем решила. Оно пишется с за­главной буквы. Значит, тема урока: «Заглавная буква Р». (Учитель пишет тему урока на доске.)

Учитель. Тему мы определили. Теперь поставьте цель урока.

Ученик. Цель урока: учиться писать заглавную букву Р, буквосочетания и слова с этой буквой.

Прописные буквы

Немного истории

В древности большие, заглавные буквы писали только в начале книги, а также главы, иногда — абзаца. Каждый отрывок текста начинался с красиво оформленной, витиевато украшенной большой буквы. Такие буквы не просто писали, а вырисовывали, или прописывали. Вот откуда это «говорящее» название начальных больших букв рукописного текста.

В памятниках XVI века, особенно после введения книгопечатания, большую букву стали прописывать в начале каждого предложения после точки. В более поздних произведениях изредка попадается прописная буква в собственных именах людей и названий городов. Первую попытку систематизировать употребление прописной буквы в XVII предпринял М. Смотрицкий, написавший грамматику, в которой рекомендовал  начинать каждое предложение с прописной буквы, а также начало каждой строки виршей, собственные имена, и даже названия наук: Грамматика, Логика и др.

Следующую попытку упорядочивания правил употребления прописных букв предпринял академик Я. К. Грот. Его справочник для школ «Русское правописание» выдержал двадцать изданий.

Правописание прописных букв

Выбор прописной буквы основывается на семантике слов. Главный постулат правописания состоит в том, что собственные наименования пишутся с прописной буквы, например:

1. имена, фамилии, прозвища, псевдонимы, клички, названия действующих лиц в литературных произведениях:

  • Михаил Васильевич Ломоносов;
  • Салтыков-Щедрин;
  • Демьян Бедный;
  • Екатерина Великая;
  • Ричард Львиное Сердце;
  • Владимир Красно Солнышко;
  • Слон и Моська;
  • Стрекоза и Муравей.
  • Буратино и Мальвина;
  • Дед Мороз;
  • кошка Мурка,:
  • Белый Бим Черное Ухо.

Если же имя собственное литературного героя употребляется в уничижительном смысле и становится обобщенно-нарицательным, то в форме множественного числа оно пишется со строчной буквы:

  • плюшкины;
  • собакевичи;
  • раскольниковы;
  • коробочки;
  • хлестаковы;
  • молчалины.

2. С прописной буквы пишутся названия международных организаций, государственных органов, высших государственных должностей, официальные и неофициальные названия государств:

  • Организация Объединенных Наций;
  • Общество Красного Креста;
  • Президент Российской Федерации;
  • Канцлер Германии;
  • Государственная Дума;
  • Федеральное собрание;
  • Администрация Президента Российской Федерации;
  • Верхняя палата Государственной Думы;
  • Республика Польша;
  • Республика Тува;
  • королевство Саудовская Аравия.

Однако в неофициальном тексте наименования высших должностей государств без указания на конкретное лицо пишутся со строчной буквы, например:

3. Географические и астрономические названия пишутся с большой буквы, кроме родовых наименований (город, река, гора, область, край, улица, звезда, созвездие и пр.):

  • Северная Америка;
  • Камчатская область;
  • Южный полюс;
  • Красное море;
  • Большая Медведица;
  • Млечный Путь;
  • созвездие Большого Пса;
  • туманность Андромеды;
  • Море Дождей.

4. С прописной буквы пишутся названия исторических эпох и событий, названия календарных периодов и торжеств:

  • Ренессанс;
  • Древний Рим;
  • эпоха Возрождения;
  • День Победы;
  • Грюнвальдская битва;
  • Олимпийские игры;
  • 1 Мая, 8 Марта.

Но названия постоянно проводимых мероприятий пишутся со строчной буквы:

  • день встречи выпускников:
  • день рождения;
  • день донора;
  • день открытых дверей;
  • субботник;
  • воскресник.

5. С прописной буквы пишутся названия, связанные с религией:

  • Бог, Спаситель, Создатель, Иегова, Саваоф, Яхве;
  • Иисус Христос, Дева Мария,  Царица Небесная;
  • Аллах, Шива;
  • Пресвятая Богородица;
  • святой Василий Великий, блаженная Ксения, апостол Павел;
  • Библия, Псалтырь, Коран, Талмуд, Веды;
  • храм иконы Божьей Матери, собор Парижской Богоматери;
  • Вербное воскресенье, Троица, Ильин день, Рождество Христово, Рамадан, Великий пост, Святки.

Но со строчной буквы пишутся названия церковных служб:

литургия, вечерня, утреня, месса, всенощная, повечерие.

6. С прописной буквы пишутся местоимения Вы, Вас, Ваш как форма выражения вежливости при обращении к конкретному лицу в письмах, официальных документах и деловой переписке.

Как научить ребенка писать?

Учить писать ребенка мы начинаем всегда с печатных букв. Малыш запоминает алфавит, расположение букв в нем, знакомится с тем, что есть заглавные (прописные) и строчные русские буквы. На данном этапе также стараемся объяснить ребенку, когда они употребляются на письме. И лишь когда печатные буквы будут усвоены, начинаем изучать буквы русского алфавита прописью. Способов обучения может быть много. Лучше всего совмещать некоторые из них, чтобы обучение шло результативнее.

Прописи

Обычно мы учимся писать заглавные и строчные буквы русского алфавита по прописям. Это наиболее удобный для педагогов и детей метод. Родителям, которые еще не успели приобрести прописи своим детям, можно посоветовать распечатать их здесь на сайте.

Карточки с прописными буквами русского алфавита.

Все мы, взрослые, помним, что прописи представляют собой тетрадь в косую линию, где выведены образцы написания букв. Здесь есть как заглавные, так и строчные буквы. Изучать алфавит, не умея писать те или другие, невозможно.

Строчные и заглавные буквы

Карточки со строчными и заглавными русского алфавита.

Все мы, взрослые, помним, что прописи представляют собой тетрадь в косую линию, где выведены образцы написания букв. Здесь есть как заглавные, так и строчные буквы. Изучать алфавит, не умея писать те или другие, невозможно.

Рядом с образцами точками выводятся русские буквы, чтобы малыш имел возможность обвести их и понять, как нужно писать. Впоследствии ребенок пытается все делать самостоятельно. По прописям педагогу легко дать домашнюю работу, которую помогут выполнить родители. Вот некоторые образцы заглавных и строчных букв, которые можно использовать в работе с детьми. Распечатать их вы можете на сайте:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный мир
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: