Справочник Розенталя
§ 4. Гласные после шипящих
- После шипящих (ж, ч, ш, щ) не пишутся буквы я, ю, ы, а пишутся соответственно а, у, и, например: чайка, прощальный, чудо, щуриться, жир, шить.
- Исключения: брошюра, жюри, парашют, пшют, фишю и некоторые другие слова иноязычного происхождения.
- Примечание. Данное правило не распространяется на иноязычные собственные имена (Жюль, Жюли и т. п.), а также на сложносокращенные слова и буквенные аббревиатуры, в которых возможны любые сочетания букв (Межюрбюро и т. п.).
- После шипящих под ударением в корне пишется е(ё), соответствующее в произношении звуку о, если в родственных словах или в другой форме того же слова пишется е (чёрный – чернеть, жёлтый – желтизна); при отсутствии таких соотношений пишется о. Ср.:
- а) бечёвка, вечёрка, дешёвый, жёваный, жёлоб, жёлудь, жёлчь, жёрнов, жёсткий, зачёт, кошёлка, печёнка, пощёчина, причёска, пчёлка, пшёнка, пшённик, расчёска, решётка, сажёнки, счёт, учёба, учёт, чёботы, чёлка, чёлн, чёрт, чёрный, чёрточка, чечётка, шёпот, щёголь, щёлка, щётка;
- б) артишок, джонка, жом, жор, жох, изжога, крыжовник, крюшон, мажор, обжора, прожорливый, трещотка (уже не выделяется суффикс -отк-а), трущоба, чащоба (уже не выделяется суффикс -об-а), чокаться, чопорный, чох, чохом, шов, шок, шомпол, шоркать, шорник, шорох (слово шероховатый не воспринимается сейчас как однокоренное), шоры.
- Примечание 1. Написание с о сохраняется и в тех случаях, когда при изменении формы слова или в производном слове ударение переходит на другой слог, например: шóмпол – шомполá.
- Примечание 2. Следует различать написание существительных ожог, пережог, поджог, прожог и глаголов в форме прошедшего времени ожёг, пережёг, поджёг, прожёг (последние сопоставляются с корнем жечь – жёг).
- Примечание 3. Беглый гласный звук под ударением после шипящих обозначается буквой о, например: кишка – кишóк, ножны – ножóн.
- Ср.: рожóн (рожнá).
§ 5. Гласные после ц
- После ц буквы ю и я могут писаться только в нерусских собственных именах (географических названиях, фамилиях и т. д.). Например: Цюрих, Цяньшань, Цюрупа, Цявловский.
- В ударяемом слоге после ц пишется о, если произносится звук о, например: цóкать, цóколь, цóкот.
- Примечание 1. Написание с о сохраняется в производных словах также в безударном слоге, например: цокотáть, цокотýха.
- Примечание 2. В словах иноязычного происхождения о после ц может писаться и в безударном слоге, например: гéрцог, герцогúня, палáццо, скéрцо.
- После ц в корне пишется и, а не ы: цианистый, цибик, цибуля, цивилизация, цигарка, цигейка, цидулка, цикада, цикл, цикорий, цимбалы, цинга, циновка, цирк, циркуль, цирюльник, цитата, цитварный, цифирь, цифра, панцирь и др.
- Исключения: цыган, цыпленок, на цыпочках, цыц и однокоренные с ними слова (цыганский, цыплятина, цыпка, цып-цып, цыкать и др.).
Буква Е
Буква Е
Е, е — шестая буква русского алфавита. Современное начертание получила в начале 18 в., при Петре I, после введения гражданской азбуки. Ранее имела начертание старославянской кирилловской буквы є («есть»), восходящее к букве греческого унциала e. В глаголическом алфавите ей соответствовала буква э. Цифровое значение в кириллице 5, в глаголице 6. Буква «Е» обозначает на письме: 1) гласную «э» после мягких согласных («лес») и твёрдых шипящих («жест», «шест»); 2) гласную «э» после «ц» («цель») и после твёрдых согласных в ряде заимствованных слов («тент», «кашне»); 3) сочетание «йэ» в начале слова («ель»), после гласной («поехал») и после согласной (в этом случае перед «Е» пишутся так называемые разделительные «ъ» и «ь» — «съезд», «пьеса»). После орфографической реформы 1917 «Е» стали писать вместо «Ѣ» (см. Ять), имевшей в это время то же буквенное значение, что и «Е» — «сено». Т. к. написание буквы «Ё» не является обязательным, часто вместо неё пишется «Е»: «лен» («лён»), «желтый» («жёлтый»), «елка» («ёлка»), «заем» («заём»), «объем» («объём»), «пьет» («пьёт»).
Произношение букв Е, Ё, Ю, Я
В русском языке есть несколько гласных букв, кторые не имеют собственных звуков. Это буквы е, ё, ю, я. Они обозначаются либо сочетанием двух звуков, с помощью смягчающей й (и краткая), либо звучат как , , , соответственно.
1. Они обозначают два звука , , в следующих случаях:
В начале слова. Юла, ель, ёж, яблоко.
После гласного. Таяние, каюта, маёвка, поединок.
После разделительных ъ и ь. Подъёмник, серьёзный, вьюга, пьяный.
Примечание. Если буква И стоит после мягкого знака, то она также произносится как сочетание звуков . Муравьи, воробьи, ничьи.
2. Они обозначают звуки , , , в случае, если стоят после согласной буквы, которая является частью звуковой пары по твердости-мягкости. Тогда буква е передает смягчение предшествующей согласной, а сама звучит как э.
В зависимости от того, какой ваш родной язык, вам может быть сложно произносить слова с буквами е, ё, ю, я. Когда й смягчает звуки э, о, у, а, не у всех получается передать этот эффект, и выходит «лублу» вместо «люблю».
Чтобы научиться произносить эти звуки, хорошо для начала практиковать мягкость-твердость согласных.
Бук — бег, дань — день, заяц — земля, нос — нёс, топор — тяжба, тулуп — тюлень, рысь — рис.
После того, как у вас станет получаться смягчение согласных, вам станет легче произносить буквы е, ё, ю, я.
www.ruspeach.com
Задания для самопроверки
Упражнение 1. Посмотрите на текст. Объясните правописание гласных «е» и «и».
1. «Он начал собирать коллекцию в 1881 г. и за десять лет успел собрать почти всех позвоночных, встречаемых на Сахалине, а также много материала по антропологии и этнографии». (Чехов А.П.) 2. «Собери свои вещи. Мы пойдем сегодня». (Короленко В.Г.) 3. «В соседней комнате г-н Кругликов не торопясь зажигал свечи; серная спичка сначала кинула синеватый, мертвенный свет, потом вдруг загорелась и осветила комнату». (Короленко В.Г.) 4. Огонь выжег все дотла.
Ответы: собирать (после корня суффикс а), собери (после корня нет суффикса а), зажигал (после корня суффикс а), выжег (после корня нет суффикса а)
Упражнение 2. Вставьте букву на месте пропуска.
Бл_стать, ст_рать, соб_рать, выж_г, выч_т, зад_рать, соб_ру, ст_реть, зам_реть, замоч_к, зам_рать.
Ответ: блистать, стирать, собирать, выжег, вычет, задирать, соберу, стереть, замереть, замочек, замирать.
Правило встречается в следующих упражнениях:
3 класс
Упражнение 126,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1
Упражнение 127,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1
Упражнение 128,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1
Упражнение 1,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1
Упражнение 2,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1
Упражнение 4,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1
Упражнение 5,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1
4 класс
Упражнение 193,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1
5 класс
Упражнение 294,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 116,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1
Упражнение 118,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1
Упражнение 119,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1
Упражнение 197,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1
Упражнение 221,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1
Упражнение Повторение п. 35 стр. 122-125,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1
Упражнение 349,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2
Упражнение Практикум стр. 102,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2
Упражнение 506,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2
6 класс
Упражнение 215,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 338,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 130,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение Практикум стр. 32,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1
Упражнение 67,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1
Упражнение 104,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1
Упражнение Практикум стр.90,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1
Упражнение Практикум стр. 98,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2
Упражнение Практикум стр. 144,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2
Упражнение 613,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2
7 класс
Упражнение Практикум стр. 6,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник
Упражнение 44,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник
Упражнение Практикум стр. 34,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник
Упражнение 94,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник
Упражнение 148,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник
Упражнение Практикум стр. 180,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник
Упражнение 368,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник
Упражнение 503,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 521,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 590,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
8 класс
Упражнение 167,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 193,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 47,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 258,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 283,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 415,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 40,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник
Упражнение Практикум стр. 122,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник
Упражнение 219,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник
Упражнение 313,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник
Буквы Е и И в корнях слов — особенности написания
Правописание гласных И и Е в корнях слов зависит от следующих факторов:
- ударения;
- суффикса, следующего за корнем слова;
- «беглости» гласной.
Каждому фактору соответствует свое правило.
Чаще всего такого рода чередования происходят в глаголах.
Корень | Пример |
-бер-/-бир- |
«Собирают справки, раздают командировки, делаются извлечения из архивных дел, а «понеже» тем временам спит да спит непробудным сном». (Салтыков-Щедрин М.Е. За рубежом) «Выбери меня!» — после корня нет суффикса «-А-» |
-дер-/-дир- |
«Ручной чижик, серенький с желтым, летал по комнате, точно душа дома; садился на цветы, щипал листья, качаясь на тоненькой ветке, трепеща крыльями; испуганный осою, которая, сердито жужжа, билась о стекло, влетал в клетку и пил воду, высоко задирая смешной носишко. (Горький Максим. Жизнь Клима Самгина) «Богач уберет свою постель валансьенскими кружевами; комфорт потребует тонкого и свежего полотна». (Гончаров И.А. Фрегат «Паллада») |
-мер-/-мир- |
«Чертили они медленно, часто советовались со стариком и ставили свои значки кружками, крестиками и уголками; с помощью какой-то рыбьей косточки орочи измеряли расстояния и считали число дней пути». (Арсеньев В.К. Рассказы) «Перед смертью пришел в рассудок, исполнил свои христианские обязанности, попросил у всех прощения, в чем кого обидел, не намекнул даже письмоводителю, что умирает от его руки, и завещал похоронить себя в рыжем парике, чтобы в гробу ему не было стыдно». (Лажечников И.И. Беленькие, черненькие и серенькие) |
-пер-/-пир- |
«Старики и старухи, мирно доживавшие свой век в подвальных этажах барского дома, все разом выползли на барский двор, сновали взад и вперед, от амбара к кладовой, от кладовой к погребу, гремели ключами, отпирали, запирали, что-то вынимали, несли». (Салтыков-Щедрин М.Е. Благонамеренные речи) «Он воротился в переднюю запереть двери, еще раз отворил их и посмотрел в сенях и наложил только изнутри крючок, а ключ в дверях повернуть все-таки поленился». (Достоевский Ф.М. Вечный муж) |
-тер-/-тир- |
«Она послала за доктором, послала в аптеку, заставила приехавшую с ней девушку и Марью Николаевну месть, стирать пыль, мыть, что-то сама обмывала, промывала, что-то подкладывала под одеяло». (Толстой Л.Н. Анна Каренина) «Среди выродившихся субъектов человеческой породы замечателен был бы экземпляр, настолько сохранивший в себе первоначальный тип человечества, что никакими силами нельзя стереть и уничтожить его». (Добролюбов Н.А. Благонамеренность и деятельность) |
-жег-/-жиг- |
«Все это, прерывая рыданиями, рассказала Николаю Герасимовичу Мадлен и не могла утешиться, несмотря на то, что Савин старался убедить ее, что его обвинение в России — недоразумение, что он не думал поджигать свой дом, что он только был в ночь пожара в своем имении». (Гейнце Н.Э. Герой конца века) «Он словно выжег рану на сердце своими словами». |
-блест-/-блист- |
«Блестели его волосы, сверкали раскосые веселые глаза под густыми бровями и белые зубы под черной полоской молодых усов, горела рубаха, мягко отражая красный огонь неугасимой лампады». (Горький Максим. Детство) «…ясною твердостью сверкал глаз его, смелою дугою выгнулась бархатная бровь, загорелые щеки блистали всею яркостью девственного огня, и как шелк, лоснился молодой черный ус». (Гоголь Н.В. Тарас Бульба) |
-стел-/-стил- |
«Большие восковые свечи горели тусклым красным пламенем; волны густого дыма от ладана застилали глаза; монотонное чтение раскольничьего кануна нагоняло тяжелую дремоту». (Мамин-Сибиряк Д.Н. Приваловские миллионы) «Если вы так любите природу, — сказал он ей, — что ж с вами станется, когда всю эту прекрасную картину застелят снега?» (Лажечников И.И. Беленькие, черненькие и серенькие) |
-чет-/-чит- |
«Тот начинает считать деньги, и вместо двух у него оказывается полтора». (Гиляровский В.А. Москва и москвичи) «…я был подвергнут вычету из жалованья в размере пятнадцати копеек в сутки». (Салтыков-Щедрин М.Е. Современная идиллия) |
Этим же правилом регулируется правописание элементов корня «ин», «им», «ир».
Сказки про букву
Е- шестая, значит, в запасе уже есть А, Б, В, Г и Д
Важно использовать их в небольших сказках, таким образом, дети повторят изученный материал
Изучаемые детьми буквы должны использоваться в сказках.
Сказка 1
Жила была Е, она дружила со всеми, всем помогала, если нужно, в письме заменяла. Когда заболела В, некому стало сидеть на трубе, пришлось доброй Е прислониться к ограде, и стали они похожи, как братья.
Другой наш приятель, попавший в беду, просил подменить его в слове «школа», ведь первый он стоит по счету. Добрая Е и здесь пришла на помощь, легла на спину и стала точь-в-точь как Ш.
Следом за ней и Т не успела встать на место в слове «батут».Тогда в помощь грамоте Е сложила все свои ножки и ручки в одну линию и стала как Т. Все вместе они встали на нужные места, и слово правильно сложилось. Так они детям праздник принесли.
Этой сказочке конец, а кто слушал — молодец!
Сказка 2
Слова в словарике живут, в своих домах — своих разделах.
Решила Е сходить в гости к А. С утра отправилась она в далекий путь: через горы, леса, реки. А для того чтобы не заблудиться, сестричка Е, Ё, дала ей один из двух своих клубочков. И отправилась Е в свое непростое путешествие.
Лесом катится клубок, Е еле успевает за ним, а в словаре начинается зима, все ели в блестках ледяных, окна в узорах расписных. А елки — они нам кажутся похожими друг на друга. Буква Е идет дальше и дальше и любуется красотой зимнего леса.
Буква Е гуляет по зимнему лесу.
И вдруг кто-то берет в руки словарь, начинает переворачивать страницы. Вся азбука в панике, ведь если буквы не на месте, слова нельзя найти и можно все их перепутать: енота, и ежа, и ерша, и елку.
Нужно азбуку спасать, надо Е на место возвращать. Для этого нужно сказать специальное слово. Знал его только еж. Тогда все собрались и дружно попросили: «Ёжик, говори слово». Он согласился, и Е вернулась на место как раз к тому моменту, когда перевернулась последняя страница.
Употребление буквы ё в текстах разного назначения
§5
Употребление буквы ё
может быть последовательным и выборочным.
Последовательное употребление буквы ё
обязательно в следующих разновидностях печатных текстов:
а)
в текстах с последовательно поставленными знаками ударения (см. § 116);
б)
в книгах, адресованных детям младшего возраста;
в)
в учебных текстах для школьников младших классов и иностранцев, изучающих русский язык.
В обычных печатных текстах буква
ё
употребляется выборочно. Рекомендуется употреблять ее в следующих случаях.
1.
Для предупреждения неправильного опознания слова, напр.: всё, нёбо, лётом, совершённый
(в отличие соответственно от слов все, небо, летом, совершенный
), в том числе для указания на место ударения в слове, напр.: вёдро, узнаём
(в отличие от ведро́, узна́ем
).
2.
Для указания правильного произношения слова – либо редкого, недостаточно хорошо известного, либо имеющего распространенное неправильное произношение, напр.: гёзы, сёрфинг, флёр, твёрже, щёлочка
, в том числе для указания правильного ударения, напр.: побасёнка, приведённый, унесённый, осуждённый, новорождённый, филёр
.
3.
В собственных именах – фамилиях, географических названиях, напр.: Конёнков, Неёлова, Катрин Денёв, Шрёдингер, Дежнёв, Кошелёв, Чебышёв, Вёшенская, Олёкма
.
Чтение слов с буквой Е (закрепление)
Цели:
закрепить
знания учащихся о гласной букве е; развивать речь,
логическое мышление,
память.
Оборудование:учебник,
предметные картинки, магнитная доска, буквы и слоги.
Ход
урока
I.
Мобилизующая часть урока.
II.
Закрепление опорных знаний.
?Игра
«Слоговой аукцион».
Придумайте
слова, начинающиеся со слога е (ель,
енот, ежиха, Егор, единица, ежевика и т. д.).
?Игра
«Слоговое лото».
Составить
слова со слогами: ле, ре, е, се, ло, ет,
ли, ка, са, ла. (леса, река, ели, село, лает, лиса, ела).
?Чтение
слов в столбиках, с. 80. Слова в
единственном и множественном числе.
лес
– лесарека – реки
село
– сёлаива – ивы
трава
– травы
?Чтение
текста «Лето», с. 80.
Вопросы:
–
Где происходит действие рассказа?
–
Что сделал Сева? Откуда он нырнул?
–
Кто был в реке?
–
Кто ловил раков?
Физкультминутка
1.
Составление предложений по вопросам.
&Работа
по учебнику: с. 80.
Вопросы:
–
Какие ели? Ели такие красивые.
–
А сосны какие? А сосны такие высокие.
–
А осины? А осины такие нарядные.
Дети
делают вывод,
что слова, которыми они дополнили предложения, отвечают на вопрос какие?
2.
Работа по рисункам, с. 81. Разбор значений слов селó, сéло.
Дети
рассматривают рисунок с изображением села (слово
селó –
в значении населенный пункт) и рисунок с изображением заходящего солнца
(слово сéло
–
солнце спряталось, опустилось за горизонт).
Написание
слов одинаковое, разные ударные
слоги – и значение слов тут же изменилось.
Физкультминутка
3.
Чтение предложений (дополнить их словами, изображенными на предметных
картинках).
а)
На доске:
Вова
ел (рис.
яблоко).
Лена
ела (рис.
пирожок).
Вопросы:
–
Сколько звуков в слове ел? Сколько букв?
–
Сколько звуков в слове ела? Сколько букв?
–
Почему? Как надо читать букву е в начале слова
и после гласных?
–
Произнесите два звука слитно: .
б)
Слова ел, ела, ели составляются из букв на
магнитной доске. Перед ними выставляются слова он, она, они.
Дети
читают полученные предложения.
Он
ел. Она ела. Они ели.
&Работа
по учебнику: с. 81.
Дети
дополняют устно предложения.
Я
ем. Он ест. Он поест.
Проговаривание
скороговорки, с. 81.
?Чтение
учащимися слов в столбиках, с.
81. Дети определяют, что от имен могут образовываться новые имена по
мере взросления
человека.
Света
– Светлана, Лена –
Елена
(Дети
приводят примеры, например: Саша –
Александр, Коля – Николай и
т. д.)
4.
Дети повторяют все изученные буквы, которые помещены на
«ленте букв»,
определяют место гласной буквы е.
III.
Итог урока.
–
Что повторяли на уроке?
–
Какие задания вызвали интерес?
–
Были ли затруднения? В чем?
Подписи к слайдам:
Выполнил ученик 1а класса ГБОУ СОШ № 49 Попов Павел Презентация буквы «Е»
Послушайте загадку и скажите отгадку. Что же это за девица: Не швея, не мастерица, Ничего сама не шьет, А в иголках круглый год? Загадка
Действительно, сегодня на уроке “именинницей будет “хитрая” гласная Е. – А почему она “хитрая ”? Потому, что в ней два звука . Хитрая гласная
Буква Е – шестая буква русского алфавита. Буква Е в начале слов, после гласного звука, а также после Ь и Ъ обозначает два звука: . Буква Е после согласной смягчает эту согласную и обозначает гласный звук . Буква «Е»
Слова, начинающиеся на букву Е: ель, единорог… Буква Е в середине слов: степь, лето, село, мельница… Буква Е в конце слов: кофе, карате, кафе… Несколько букв Е в одном слове: метель, мебель, ежевика, стебель… Где живет буква «Е»?
*** Как без Е сказать, что ел, Как без Е сказать, что сел, Дети тоже с буквой Е, Значит Е, нужна везде! *** В слове ель мы Е услышим, Букву Е мы так напишем: Ствол и у ствола три ветки. Букву Е запомним, детки. Стихи про Букву Е
*** На дворе – такая жалость! – Наша лесенка сломалась. Наша лесенка сломалась, Буква Е зато осталась. *** Е на грядке пригодилась – Вместо грабель потрудилась. Ещё о букве «Е»
Этажом ниже, чем буква «Д» в азбуке жила-была буква «Е». Буква «Е» – это волшебная буква, потому что она могла превращаться в другие буквы. Как? А вот так: Например, если буква «Е» вставала на свои ручки-ножки, то превращалась в букву «т». А если вставала на голову, то превращалась в букву «Э». А если она ложилась на спинку, то превращалась в букву «Ш»! Вот такая волшебная буква «Е»! А ещё она была похожа на лесенку, и если кому-то была нужна её помощь, то она никогда не отказывала. Однажды буква «Е» пошла гулять в лес, где росли ели, ежевика и бегали ежи. Там она встретила одного ежа. Сначала буква «Е» подумала: «Ой, какая большая колючка лежит в траве!» Она потрогала ежа и сразу уколола пальчик и заплакала: «ой-ой-ой!» Ёжик сразу же убрал свои колючки, выпрямился, до этого он же был свёрнут клубком, и сказал букве «Е»: – Прости меня, пожалуйста, я не видел тебя, думал, что идёт кто-то опасный. Сейчас я приложу к твоему пальчику листочек подорожника, и всё сразу заживёт. Он нашёл листок подорожника, приложил к пальчику буквы «Е», который она уколола, и пальчик сразу перестал болеть. Буква «Е» и ёжик еще долго-долго гуляли по лесу, играли друг с другом, собирали и ели вкусную ежевику. Когда буква «Е» вернулась вечером домой, она умылась, почистила зубки и легла спать-отдыхать. И снился ей лес с елями, где бегали ежи, росла ежевика, и ежи ели эту ежевику. Ежевика была очень вкусной. Такой вкусной, что буква «Е» во сне даже причмокивала губами от удовольствия. Сказка про букву Е
Вы наверное устали? Ну-ка, дружненько все встали: В алфавите, в букваре, Проживала буква Е. Как-то раз она шагала По тетрадке не спеша, Замечталась и упала. Превратилась в букву Ш… Школьник был, конечно, рад: Вот так буква – акробат! Физкультминутка
Еле-еле Лена ела, Есть из лени не хотела. Еле-еле Елизар, Едет-едет на базар. А с базара, а с базара, Не догонишь Елизара. Мы ели, ели, ели, Ершей у ели… Их еле-еле у ели доели. Скороговорки на букву Е
Однажды букве Е стали задавать вопросы, а она на них отвечала: Какие деревья ты знаешь? Ель Какие животных ты знаешь? Ехидна, енот Какие ягоды ты любишь? Ежевику В какой стране ты отдыхала? В Египте Каких сказочных существ ты знаешь? Единорог Поговорим с буквой Е
Когда пишется Е, а когда — И в падежном окончании существительного
Освоить правило написания безударного окончания поможет таблица. Включаем в неё только те падежи, в форме которых существительные оканчиваются на Е или И. Их в безударном положении легко перепутать. Таких падежей всего 3:
- родительный (кого? чего?): нет знамени, помощи, тропинки, дяди;
- дательный (кому? чему?): доверить старшине, Валентине, племени, Евгении, дочери;
-
предложный (о ком?
о чём?): сказать о мужчине, о здоровье, об Агнии, о жизни, о морковке, о моркови.
В таблицу включены все три склонения, существующие в русском языке, маленькая группа разносклоняемых существительных, с которыми учащиеся знакомятся в 6 классе, и особое сообщество слов, которые оканчиваются на -ия, -ие, -ий (станция, здание, лекторий). В таблице показаны только примеры с окончаниями Е и И.
Существительные, относящиеся к одной группе склонения, имеют одинаковые окончания падежных форм, независимо от ударного или безударного положения.
Падеж |
1 скл. |
2 скл. |
3 скл. |
Разноскл. |
Сущ. на -ия, -ие, -ий |
Родительный (кого? чего?) |
-и (песни) |
-и (степи) |
-и (времени) |
-и (станции) |
|
Дательный (кому? чему?) |
-е (песне) |
-и (степи) |
-и (времени) |
-и (станции) |
|
Предложный (о ком? о чём?) |
-е (о песне) |
-е (о столе, об окне) |
-и (о степи) |
-и (о времени) |
-и (о станции) |
Из таблицы видно, что большая часть безударных окончаний приходится на букву И. Это окончания разносклоняемых существительных, слов на -ия, – ие, -ий, и тех, что относятся к 3 склонению. Слова 2 склонения только в предложном падеже имеют окончание, в котором можно ошибиться. Это окончание Е.
Таким образом, чтобы правильно написать букву в окончании, в большинстве случаев надо только определить его склонение. У существительных 2 склонения пишем Е, в остальных случаях смело пишем И. Только существительные 1 склонения заставляют задуматься над падежом, в форме которого стоит слово. Но и здесь главное — запомнить, что в форме родительного падежа окончание любого существительного И.
Необходимо помнить, что слова, которые могут оканчиваться на -ия и на -ья (как Мария и Марья) на -ие и на-ья (рождение и рожденье) относятся к разным группам. Те, что на -ия и -ие, — к особой группе, а те, что с Ь, — соответственно к 1 или ко 2 склонению.
Что мы узнали?
Кратко подводим итоги. Вопрос, как проверить безударное окончание, решается очень просто: нужно определить, к какому склонению слово относится. В случае, если склонение 1е, придётся определить и падеж. Слова, принадлежащие ко 2-му, только в предложном падеже имеют проблемное окончание. Там пишется буква Е. В сомнительных окончаниях слов остальных групп — всегда буква И.
-
/5
Вопрос 1 из 5
Обобщение
Итак, мы рассмотрели основные моменты правописания гласных. Во-первых, соседство гласной с другой буквой никак не влияет на орфографию слова (единственное исключение — корни с чередованием, в которых буква зависит от наличия или отсутствия за ней гласного звука). Обычно в корне слова гласные либо проверяются, либо просто запоминаются, что касается суффиксов — здесь существуют жёсткие правила, регламентирующие правописание букв.
Стоит обратить внимание на соседство гласных звуков с шипящими согласными: там своя система правил относительно гласных и в корнях, и в суффиксах. Кстати говоря, не стоит также забывать и про букву ц с её требованиями к гласным в корне, а также к извечному выбору между и и ы
Что касается случаев, когда пишется гласная после гласной, то здесь нет никаких изменений в орфографии, речь идёт только о добавлении дополнительного звука в транскрипции.
Помня все вышеперечисленные нюансы, вы без труда сможете работать с гласными в самых различных словах.
1. Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука , ,, в следующих случаях: а) в начале слова: ель,ёмкость, юнга, ярмарка; б) после гласного: военный,маёвка, каюта, ваяние; в) после разделительных и : въедливый, серьёзный, вьюга, рьяный, межъярусный.
После разделительного мягкого знака буква и также обозначает сочетание двух звуков : соловьи, воробьи,ничьи.
2. В положении после согласных букв, обозначающих парные по твердости-мягкости согласные звуки, буквы е, ё, ю. я обозначают один звук , , , и одновременно указывают на мягкость предшествующего согласного: день, лён, люди, пять.
§ 19. Обозначение ва письме
Среди согласных русского языка имеется мягкий согласный . При его произнесении средняя часть спинки языка поднимается к твердому нёбу, образуя щель, через которую проходит воздух, поэтому он является среднеязычным звуком.
В начале слова, в середине после гласного, а также после разделительных ъ и ь обозначается, как правило, вместе с последующим гласным звуком буквами я, е, ё, ю: яблоко, ехать, ёлка, юркий; обаяние, поездка,заём, каюта; въявь, съезд, съёмка, адъюнкт, рьяный,пьеса, льёт. вьюга.
В немногих заимствованных словах в начале слова обозначается буквой и; йог, йод, йот, йоркширский.
После гласных перед согласным и в конце слова среднеязычный звук произносится с меньшим шумом(спинка языка менее высоко поднята к среднему нёбу) и выступает как неслоговой гласный, который на письме обозначается буквой и; байдарка, бойница, прийти,струйка, планетарий, мавзолей.
Гласные в корне
В принципе правописание гласных чаще всего связано либо с проверяемыми ударением звуками (например, безударные гласные в слове), либо с чередованием (знаменитые корни гар-гор, касс-кос, бир-бер и многие другие). Но встречаются и те слова, которые необходимо запоминать: гласные в них не подчиняются никаким правилам, например: бетон, валидол, ветчина, винегрет, интеллигенция, каморка, кобура, наваждение, палисадник, периферия, помидор, стипендия, эликсир и многие другие.
Отдельного внимания заслуживают те слова, в которых от смены непроверяемой гласной в корне слова изменяется его смысл: кАмпания (военная, предвыборная — то есть, ряд мероприятий) и кОмпания (как группа людей), сИньор и сЕньор (как итальянский и испанский варианты соответственно). В этих случаях придётся быть ещё внимательнее.
Закрепление: звуки и буквы
Продолжим изучение процессов, которые происходят с я, ю, ё, е после гласной с тем самым заданием, о котором говорилось в правиле. Дан ряд слов, необходимо определить, в каких словах звуков больше, чем букв.
Яблоко, съезд, медведь, Самоа, вьюга, анонс, юла, здоровье, поёт, инцидент.
Для начала составим транскрипции слов: — в начале слова я удваивается; — после разделительного твёрдого знака е удваивается, но сам твёрдый знак звука не обозначает; — в этом слове нет ни гласной после гласной, ни разделительных знаков, ни гласной в начале слова; — несмотря на то, что здесь встречается гласная после гласной, это не е, ё, ю, я — то есть она не удваивается; — после разделительного мягкого знака ю удваивается, но сам мягкий знак звука не обозначает; — нет ни гласной после гласной, ни разделительных знаков, ни гласной в начале слова; — буква ю удваивается в начале слова; — после разделительного мягкого знака е удваивается; — после гласной ё удваивается; — нет ни гласной после гласной, ни разделительных знаков, ни гласной в начале слова.
Итак, составив транскрипции, мы видим, что, несмотря на то что в некоторых словах происходит удваивание гласных из-за их положения, звуков в слове не всегда становится больше. Таким образом, правильный ответ в этом задании яблоко, юла и поёт.