Мягкие согласные звуки

Какие гласные смягчают согласные буквы

Смягчение согласных на конце слова:

Смягчение согласных звуков на конце слова происходит в русском языке в определенных случаях. Изначально смягчение звуков было звуковой характеристикой говорящего, которая в дальнейшем перешла в правило орфоэпии.

В русском языке смягчаются согласные звуки в следующих сочетаниях:

  • Конечный звук «к» смягчается в звук «ч» в следующих прилагательных и наречиях: «сердечный», «красивый», «немедленно».
  • Конечный звук «г» смягчается в звук «ж» в следующих существительных и прилагательных: «полунощник», «царственный», «обмороженный».
  • Конечный звук «х» (в транскрипции «kh») смягчается в звук «ш» в следующих существительных и глаголах: «рыбах», «нарох», «забрехал».

Это лишь некоторые примеры смягчения согласных звуков на конце слова. Однако, для полного понимания правил смягчения, следует ознакомиться со всей таблицей смягчения звуков.

Публикация «Консультация для родителей „Смягчение согласных, Что это такое и как с этим бороться? Ласка или Ляська?“» размещена в разделах

  • Консультации для родителей
  • Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
  • Согласные звуки
  • Темочки

Согласными называют звуки которые имеют преграду при прохождении воздуха через ротовую полость. Они делятся на твёрдые и мягкие, звонкие и глухие, парные и непарные. Самые частые «смягчаемые» звуки которые я наблюдала в своей практике это «Л», «С», «З», «Н», «Т». Из-за чего же происходит смягчение?

Как диагностировать?

Давайте сосредоточим своё внимание на том, в каком положении находится язык при этих звуках. Давайте сделаем это вместе

Закройте глаза, и произнесите например «Л». Где находится язык? Правильно, касается своим кончиком верхних резцов. Произнесём звук «С». Где язык? При правильном произнесении он стоит «горкой», кончик языка опущен за нижние резцы, воздушная струя скользит по нему как по горке. Попробуйте также проявить осознанность, и произнести звуки «З», «Н», «Т». А теперь, чтобы понять в чём подвох, произнесите сначала твёрдый звук, потом сразу мягкий, и почувствуйте в чём разница. Например: Л-ЛЬ-Л-ЛЬ-Л-ЛЬ, затем С-СЬ-С-СЬ-С-СЬ. Почувствовали как поднимается спинка языка? Его средняя часть. Скорее всего в ней то всё и дело.

Теперь с ребёнком. Во первых, поиграйте в игру «правильно ли я говорю». Произносите слова иногда правильно, иногда искажая: сябака, лодка, сюмка, ляпа, сок, лёдка. Ребёнок на слух слышит где правильно и где не правильно?

Далее, попросите произнести «Ааааа» и посмотрите где язык, лежит на дне рта, или сгруппировался в комочек?

Попросите выполнить упражнение «Лопатка». Язык выгнут? Лежит колбаской? Напряжён?

Почему происходит смягчение?

Во первых, это может быть связано с нарушением слуховой дифференциации звуков, так называемого фонематического слуха (ребёнок на слух не различает твёрдые и мягкие звуки)

Кстати, обратите внимание не снижен ли у ребёнка слух. возможно он просто плохо слышит

это бывает крайне редко, но всё же. Следующий момент — возможно смягчение происходит из-за излишнего напряжения средней части языка (нарушение тонуса, поэтому она выгибается горкой (вы уже прочувствовали это на себе когда произносили с-сь-с-сь).

А возможно ребёнок просто балуется, или хочет разговаривать «как маленький» имея на то свою причину (психологическую).

Что делать?

Если дело в восприятии звуков на слух, то важно сформировать у ребёнка понятие о «мягкости-твёрдости». Играем в игру «нежный и злой» или «строгий и детский», «мягкий и твёрдый»

Суть всех трёх игр одинаковая. Здесь все средства будут хороши. И игра с материалами (мягкий — мягкий звук, твёрдый — твёрдый звук). Также пользуемся голосом, тоном, чтоб показать что звуки — разные. «С» — мужской, строгий, суровый, «СЬ» — мягкий, детский, ласковый, и т. д.

Если дело в тонусе языка, то уделяем внимание упражнениям для языка, в особенности на расслабление. Нужно расслабить мышцы языка, научить опускать среднюю часть спинки языка, и выпрямлять

Научить язык двигаться вперёд назад в расслабленном виде. Упражнения: «Накажем язычок», «Лопатка», «Подуть на лопатку», «Покусаем язычок, слева, справа, спереди» (аккуратно, «Чистим верхние зубки изнутри и снаружи».

Также помогает логопедический массаж языка (логопед держит за кончик языка, и массирующими движениями разминает напряжённую зону).

Также может помочь электрофорез. За этим нужно обратиться в поликлинику к неврологу, он назначит лекарство для электрофореза.

Всё исправимо. И помните, лучшее лекарство для ваших детей — ваша любовь. Хвалите их даже за малые успехи! Они в этом нуждаются!

Механизмы процесса смягчения

Смягчение предшествующего согласного последующим — это фонетическое явление, которое происходит во многих языках и заключается в изменении звуковой формы согласных звуков под влиянием следующих за ними звуков. В данной статье рассмотрим несколько механизмов этого процесса.

  1. Ассимиляция:

    Ассимиляция — это процесс, в котором один звук принимает характеристики соседнего звука. В случае смягчения предшествующего согласного последующим, примером ассимиляции может служить звук «к», который перед звуками «и» или «е» заменяется на «ч». Например, слово «книга» произносится как «чнига».

  2. Редукция:

    Редукция — это процесс, при котором звук становится более слабым или неразличимым. В случае смягчения предшествующего согласного последующим, редукция может привести к изменению сильного согласного в слабый. Например, в русском языке звук «г» может смягчаться перед гласными звуками и заменяться на звук «в». Таким образом, слово «голова» произносится как «валава».

  3. Усиление:

    Усиление — это процесс, при котором звук становится более сильным или звучным. В случае смягчения предшествующего согласного последующим, усиление может привести к усилению согласного звука. Например, в некоторых диалектах русского языка звук «ч» перед гласными звуками может произноситься как «ш». Таким образом, слово «чай» может звучать как «шай».

Это лишь некоторые механизмы процесса смягчения предшествующего согласного последующим

В каждом языке могут существовать свои особенности и исключения, поэтому важно изучать каждый язык в отдельности и быть внимательным к фонетическим особенностям

Значение смягчения звуков в русском языке

Смягчение звуков играет важную роль в русском языке. Оно существенно влияет на произношение слов и их спеллинг. Смягчение применяется для того, чтобы звуки стали более мягкими и приобрели палатальное произношение.

Основной способ смягчения звуков в русском языке — это использование мягкого знака «ь» после согласных звуков. Например, в слове «молоко» согласная «л» оказывается смягченной при произношении после звука «о».

Смягчение звуков позволяет в русском языке образовывать различные парами слов, отличающихся только наличием или отсутствием мягкого знака. Например, «сад» и «садь», «вода» и «водь».

Смягчение звуков является одной из главных особенностей русского языка и оказывает влияние на его фонетику и орфографию. Правильное произношение и учет смягчения звуков важны для ясного и понятного общения на русском языке.

Твёрдые и мягкие согласные звуки

Наш поезд прибыл на станцию 1, но там произошла небольшая путаница! Согласные ехали с нами в поезде. На станции мы должны сделать пересадку: мягкие согласные — в автобус с мягкими сиденьями, а твердые согласные — в автобус с твердыми сиденьями. Возле автобусов есть гласные. После этого согласные должны занять свое место.

Но мягкие и твердые согласные забыли, к каким гласным они относятся.

Можем ли мы им помочь? Чтобы решить эту задачу, нужно запомнить, какие гласные ослабляют согласные, а какие их усиливают.

Согласные всегда твердые, если за ними следуют буквы A, O, U, Y, E. Например: хлопок, мост, куртка, выдра, мэр.

Согласные являются мягкими, если за ними следуют Е, Ё, Ю, Я, Ю, Я: Лес, собака, киса, тюк, мята. Первые согласные в каждом из этих слов произносятся мягко: l’, p’, m’, k’, t’.

Посмотрите на фотографию и сделайте правильный выбор.

  1. Гласные Е, Ё, И, Ю, Я смягчают согласные. Значит, красный автобус с этими буквами имеет мягкие сиденья. В него сядут мягкие согласные.
  2. Буквы А, О, У, Ы, Э делают согласные твёрдыми. Следовательно, жёлтый автобус предназначен для твёрдых согласных, и имеет твёрдые сиденья.

Мы поддержали согласные звуки. Но почему этот важный учитель идет к нам? Возможно, ему есть что нам рассказать.

Источник

Итак, друзья, давайте сделаем вывод:

  1. В русском языке буквы и звуки делятся на две группы: гласные и согласные.
  2. Образование согласных звуков происходит при помощи голоса и шума.
  3. Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми.
  4. При образовании мягких согласных участвует язык. Сравните пару слов: б а к – б е г. В первом слове согласный образуется при участии губ, звук произносится твёрдо б. Во втором варианте при произнесении звука язык устремляется к нёбу, получается мягкий звук б’.
  5. На письме мягкость согласных обозначается гласными буквами: Е, Ё, И, Ю, Я и мягким знаком: в е сна, в ё сла, п и ла, л ю лька, в я з, корен ь .

Установили ли мы правила? Поезд дает сигнал к отправлению, пора отправляться в путь!

Таблица смягчения звуков и примеры

В русском языке существует ряд звуков, которые могут смягчаться при определенных условиях. В таблице ниже приведены эти звуки в исходной форме и в смягченной форме, а также приведены примеры для каждого звука.

Исходный звук Смягченный звук Пример
К Ч Кот — Часы
Г Ж Город — Журнал
Х Ш Холод — Шар
С Ш Соль — Школа
З Ж Зуб — Жена
Т Ц Топ — Цвет
Д Ц Дом — Цветок
Б П Банк — Парк
В Ф Вода — Фонарь
Звук «ы» (мягкий) Звук «и» Дым — Дим

Это лишь часть звуков, которые могут смягчаться в русском языке. Правила смягчения могут различаться в разных контекстах и с учетом буквенных сочетаний. Однако эта таблица дает общее представление о таких звуках и примеры для их использования.

Мягкий знак в обозначении мягкости согласных

В русской фонетике мягкий знак — это не звук, а графический знак, который используется на письме для обозначения мягкости согласных, служит разделителем между согласными и гласными (с ерьезный, свитья, друзья, птичка ), а также служит для обозначения некоторых слов, например:

существительных женского рода третьего склонения ( помощь, фальшь, молодёжь, речь );

форм 2 лица единственного числа глаголов настоящего и будущего времени ( споёшь, пляшешь, выбросишь, приклеишь ).

Обратите внимание, что мягкий знак не пишется, когда буквы «ч», «щ» сочетаются с другими согласными (чк, чн, чх, нч, рщ):

рукк, ноч, изясность, по ч т и, барабан ншиця.

Мягкий знак используется в следующих случаях для ослабления парного согласного:

1. после «л» глазир, лев, лен, нельзя,

2. перед буквами, обозначающими твердый согласный крыло о, тольк о, бельмо,

3. перед буквами, обозначающими мягкий согласный, который становится твердым в родственных словах или в других формах слова.

Понимание смягчения предшествующего согласного

Смягчение предшествующего согласного — это фонетическое явление, которое происходит в речи и означает, что звук, следующий за некоторыми согласными, звучит более мягко и затушевано. Смягчение предшествующего согласного может быть причиной изменения произношения слов и согласных звуков в языке. Это явление распространено во многих языках мира, включая русский язык.

Наиболее известным примером смягчения предшествующего согласного в русском языке является пятилетний путь: снюсь (смысл) и щенок (смех). В первом слове предшествующая согласная «с» мягкая, поэтому звук «н» становится мягким. Во втором слове предшествующая согласная «ш» также мягкая, поэтому звук «щ» звучит мягко и призвучно. Это также может происходить с другими согласными, такими как «т», «д», «з», «к», «г» и др.

Смягчение предшествующего согласного позволяет русскому языку быть более музыкальным и гармоничным. Это фонетическое явление влияет на произношение слов и помогает сохранить правильное ударение и ритм в русской речи. Оно также делает русский язык более сложным для изучения для иностранцев, так как смягчение предшествующего согласного требует особого внимания и практики.

Таблица ниже содержит примеры слов с смягчением предшествующего согласного:

Слово Смягчение предшествующего согласного
лес лёс
город горят
мышка мышки
суд суть
тон тона

Эти примеры демонстрируют, как смягчение предшествующего согласного может изменить произношение слова и согласного звука

Изучение и понимание смягчения предшествующего согласного важно для правильного произношения и понимания русского языка

Практические советы по улучшению понимания смягчения согласных

Смягчение предшествующего согласного последующим – это явление, характерное для русского языка, когда звук смягчается под влиянием следующего за ним звука. В результате, смягчение может привести к изменению произношения и усложнить понимание для носителей других языков. В этой статье мы поделимся некоторыми практическими советами, которые помогут вам лучше понимать и использовать смягчение согласных в русском языке.

1. Изучите основные правила смягчения согласных

Для лучшего понимания смягчения согласных важно изучить основные правила и закономерности этого явления. Например, знание того, что согласные звуки т, д, с, з, н, л, ц, ш, ж, ч, щ могут смягчаться перед е, и, ё, ю, я, поможет вам правильно произносить слова и легче понимать носителей русского языка

2. Послушайте носителей русского языка

Чтобы лучше понять смягчение согласных, полезно прослушать носителей русского языка и обратить внимание на их произношение. Постарайтесь понять, какие звуки обычно смягчаются, и как это влияет на восприятие слова в целом

3. Практикуйтесь в произношении

Чтобы улучшить понимание смягчения согласных, регулярно практикуйтесь в их произношении. Возьмите тексты на русском языке и повторяйте за носителями смягченные звуки. Это поможет вам научиться различать и правильно произносить эти звуки.

4. Используйте словарь и фонетический транскрипцию

Для лучшего понимания смягчения согласных используйте словарь, где указана фонетическая транскрипция. Фонетическая транскрипция поможет вам разобраться в произношении слов и понять, какие согласные звуки смягчаются.

5

Обратите внимание на контекст. Часто понимание смягчения согласных облегчается, если обратить внимание на контекст, в котором вы слышите или произносите слово

Некоторые слова могут быть произнесены смягченным согласным в одном контексте, но без смягчения в другом

Часто понимание смягчения согласных облегчается, если обратить внимание на контекст, в котором вы слышите или произносите слово. Некоторые слова могут быть произнесены смягченным согласным в одном контексте, но без смягчения в другом

6. Замедлите темп речи

Когда вы слушаете русскую речь, попробуйте замедлить темп, чтобы лучше разобрать произношение смягченных согласных. Это может помочь выделить их и понять, как они взаимодействуют с другими звуками.

7. Общайтесь с носителями русского языка

Лучший способ улучшить понимание смягчения согласных – это общаться с носителями русского языка. Постарайтесь вести разговоры с русскими друзьями, коллегами или преподавателями. Это позволит вам практиковать понимание и использование смягчения согласных в реальных ситуациях.

8. Записывайте и анализируйте собственную речь

Записывайте свою речь на русском языке и внимательно анализируйте ее

Обратите внимание на смягчение согласных, попробуйте выявить свои ошибки и исправить их. Это поможет вам стать более осознанным и навыкнуть к смягчению согласных

9. Не бойтесь ошибаться

Помните, что смягчение согласных – это сложный аспект русского языка, и ошибки в его использовании вполне естественны. Не бойтесь ошибаться, потому что только практика поможет вам улучшить понимание и правильное произношение смягченных согласных.

Изучите основные правила смягчения согласных
Послушайте носителей русского языка
Практикуйтесь в произношении
Используйте словарь и фонетическую транскрипцию
Обратите внимание на контекст
Замедлите темп речи
Общайтесь с носителями русского языка
Записывайте и анализируйте собственную речь
Не бойтесь ошибаться

Следуя этим практическим советам, вы сможете улучшить своё понимание и использование смягчения согласных в русском языке. Постепенно, с помощью практики и общения с носителями языка, вы достигнете лучшего уровня владения русским языком.

Практические советы для развития смягчения согласных

Смягчение согласных звуков является одной из ключевых особенностей русского языка. Чтобы научиться правильно произносить и различать смягченные и несмягченные звуки, полезно использовать следующие практические советы:

Акцентируйте внимание на различных парах звуков, например, «т» и «ть», «д» и «дь», «с» и «сь». Сравнивайте их звучание и обращайте внимание на разницу в артикуляции.
Тренируйтесь в произношении пар согласных звуков смягченных и несмягченных

Начинайте с простых слов, содержащих эти звуки, и постепенно усложняйте задачу.
Используйте зеркало, чтобы наблюдать за артикуляцией ваших губ, языка и пальцев. Это поможет вам контролировать правильность произношения и смягчения звуков.
Осознанно слушайте носовые звуки и старательно повторяйте их. Носовые звуки являются одной из сложных составляющих русского языка, и их правильное произношение требует тренировки.

Не ограничивайтесь лишь теоретическими знаниями о смягчении согласных, а активно применяйте эти советы в практике. Чем больше вы будете работать над развитием смягчения согласных, тем лучше и более грамотно вы сможете говорить на русском языке.

§ Как научиться различать твердые и мягкие звуки

Русский язык – один из самых сложных языков. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок умел правильно писать и излагать свои мысли, нужно тщательно готовить домашние задания и выполнять требования учителя. А изучение языка начинается с малого – со звуков. Они бывают гласные и согласные, звонкие и глухие, мягкие и твердые. Сразу детям будет очень сложно разобраться во всем этом многообразии, поэтому начинать лучше с малого.

Сначала ребенок учится понимать, как буквы делятся на гласные и согласные. Что такое звуки, и что такое буквы. Когда этот материал уже усвоен, можно приступать к навыку отличать мягкие звуки от твердых звуков. Необходимо понимать, что ребенка нужно научить отличать и слышать по разным признакам твердые и мягкие звуки

Важно, чтобы ребенок научился слышать согласные звуки и понимать, почему они твердые или мягкие. Просто зазубрить, твердый или мягкий звук обозначает согласная, не получится, так как в разных употреблениях одна и та же буква может быть и твердой и мягкой (кроме исключений)

В первую очередь обращаем внимание на случай, когда после согласной буквы идет гласная. Тут достаточно легко определить твердый звук согласной или же мягкий

Необходимо запомнить, что после твердых согласных всегда идут гласные: а; о; у; э; ы. Если же после согласного стоят: и; е; ю; я; е, то эти согласные мягкие.

Чтоб материал хорошо усваивался, обязательно нужно подкреплять знания практическими упражнениями. Для начала выбирайте наиболее простые слова. Такие как «мама» или «папа».

Согласный звук является твердым, потому что после него произносится гласный звук «a», а, вот  в словах «няня» или «тетя», согласные звуки будут мягкими, так как после стоят буквы «я» и «е», дающие согласным мягкость. Запомнив это нехитрое правило, дети уже не испытывают затруднений в определении твердости и мягкости отдельных согласных звуков, если после них стоит гласный.

А что же делать, если после согласного, вызывающего сомнение, в слове идет снова согласный? Ребенок должен усвоить, что в этом случае согласный будет твердым. Всегда мягкие звуки остаются вне правила. Например, слово «карандаш». После «н» стоит «д» и ребенок понимает, что согласный «н» обозначает твердый звук, потому что после него стоит согласный звук. А вот в слове «парча» буква «ч» по-прежнему остается мягкой.

При разъяснении этих правил очень важно не торопиться, а отслеживать реакцию ребенка, и давать новые правила, только после того, как старые полностью усвоены и не составляют сложности при употреблении. Иногда для первоклассников подойдет такое разделение твердых и мягких звуков

Если при произношении слова или слога уголки рта разъезжаются в улыбку (т.е. за согласным идет одна из гласных я, ё, е, ю, и), то этот согласный звук мягкий. Попробуйте произнести ня, нё, не, ню, ни. По-другому дело обстоит с твердыми словами или слогами (т.е. за согласным идет одна из гласных а, о, э, у, ы). При их произношении улыбки не получатся. Попробуйте произнести на, но, нэ, ну, ны. В результате всех этих действий ребенку можно объяснить, что если звук – веселый – значит, он мягкий, если не веселый – значит, твердый.

Иногда для первоклассников подойдет такое разделение твердых и мягких звуков. Если при произношении слова или слога уголки рта разъезжаются в улыбку (т.е. за согласным идет одна из гласных я, ё, е, ю, и), то этот согласный звук мягкий. Попробуйте произнести ня, нё, не, ню, ни. По-другому дело обстоит с твердыми словами или слогами (т.е. за согласным идет одна из гласных а, о, э, у, ы). При их произношении улыбки не получатся. Попробуйте произнести на, но, нэ, ну, ны. В результате всех этих действий ребенку можно объяснить, что если звук – веселый – значит, он мягкий, если не веселый – значит, твердый.

Изменения согласных

  • Одна и та же буква может обозначать разные звуки в зависимости от занимаемой позиции. Например: буква с может обозначать  звуки , , , , , : сон , сено , сбор , просьба , сжать , расчёт .
  • Оглушение парных звонких согласных:
    • в конце слова: пруд ;
    • перед парным глухим согласным: сказка , пряжка ;
  • Озвончение парного глухого согласного  перед парным звонким: вокзал , сделать , просьба ;
  • Смягчение парных твердых согласных:
    • перед Ь: моль , ;
    • перед гласными буквами Е, Ё, Ю, Я, И: люк , пряжа ;
    • к, н, р перед мягкими ч, щ : пончик ,
    • согласные (чаще з, с, н, р) перед любым мягким согласным:  снег ,   здесь  ,
  • Отвердение парного мягкого согласного перед твердым: дверь -> дверной , конь -> конский .
  • Непроизносимый согласный (упрощение группы согласных из 3-4 букв):
    • вств  -> :   здравствуй ;
    • стн    -> :   местный , тростник ;
    • стл    -> :   счастливый ;
    • здн    -> :   поздний ;
    • здц    -> :   под уздцы ;
    • нтг   -> :  рентген ;
    • ндц    -> :  голландцы ;
    • рдц    -> :   сердце   ;
    • рдч    -> :   сердчишко ;
    • лнц    -> :   солнце ;
    • не произносится между гласными: моего
  • Уподобление согласных по месту образования:
    • сч     -> + -> /  :   счастье , с чем-то — ;
    • сш    -> + -> , :  сшить = ;
    • сщ    -> + -> :  расщепить ;
    • зч     -> +   ->  :   грузчик , рассказчик 
    • сж    -> +   -> :   сжать ;
    • зж    -> + -> , :   изжить = ;
    • тс, дс, тьс   -> + -> ,  или  :  мыться  =,  отсылать  ;
    • тс     -> + -> , :  отцепить  =;
    • тч     -> + -> , :  отчет  =;
    • тщ     -> + -> :  отщепить  ;
    • чт    -> / :   чтобы ,  нечто  ;
    • чн    -> :   конечно ,  скучно  ;
  • Удвоенные  согласные располагаются
    •  после ударного гласного, то дают длинный  звук : грУппа ,  вАнна ;
    • перед ударным гласным, то образуется обычный согласный звук:  миллиОн  , аккОрд , аллЕя ;
  • тся, ться   в глаголах -> :  умываться -;
  • -тск- в прилагательных -> : детский .

Звонкие и глухие согласные звуки.

  • Звонкие
    • образуются при помощи голоса  и шума.
    • буквы Л, М, Н, Р, Й  обозначают самые звонкие согласные (сонорные) звуки, которые образуются в с преобладанием  голоса и незначительным шумом: , , , , , , , , .   Не образуют пар по звонкости/глухости –  всегда звонкие.
    • Б, В, Г, Д, Ж, З – шумные звонкие , , , , , , , , , , , , состоят из шума и голоса , имеют парные звуки по звонкости/глухости.
  • Глухие   (шумные глухие)
    • произносятся только из шума (без голоса):
    • П, Ф, К, Т, Ш, С – , , , , , , , , , , – глухие, имеют парные звонкие;
    • X, Ц, Ч, Щ – , , , , – всегда глухие, не имеют парных по звонкости/глухости .

По наличию или отсутствию голоса в звуке согласные образуют пары.

Согласные звуки образуют 11 пар по звонкости/глухости:
Парные непарные (всегда зв./ глух.)
звонкие б  б’ в в’ г г’ д д’ ж  з з’ л л’ м м’ н н’ р р’
глухие п п’ ф ф’ к к’ т т’ ш с с’ х х’ ч’ щ’

В речи может происходить замена звуков под влиянием соседних звуков в слове

Важно знать сильные и слабые позиции согласных звуков в слове для их правильного написания

В слабых позициях, что зависит от положения звука в слове,  может происходить изменение согласных звуков по звонкости/глухости: звонкие парные  согласные меняются на соответствующие парные  глухие  (оглушаются),  а глухие парные меняются на соответствующие парные звонкие согласные (озвончаются). На письме эти изменения звуков обычно не отражаются.  Слабая позиция – признак орфограммы.

Сильные позиции по звонкости/глухости

(как слышим, так и пишем) :

  • перед гласными:сова , леса ;
  • перед сонорными , , , , , , , , : свет – звон , смена  – измена  , отломать   – облом , отнять –поднос , средство – зразы и т.д.;
  • перед , :твоих – двоих , свой – звон ;
  • для парных звонких согласных сильная позиция –  перед звонкими согласными: здание ;
  • для парных  глухих – перед глухими согласными: миска .

Слабая позиция  по звонкости/глухости:

  • в конце слова: гриб — грипп ,  плод — плот ,  код -кот , род — рот ;
  • звонкие парные согласные оглушаются  перед глухими согласными: низко , будка ;
  • глухие парные согласные озвончаются  перед парными  звонкими согласными  (кроме , ): сдал ,  молотьба , свет ;
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный мир
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: