Мягкий знак: гласная или согласная? особенности и правила использования

Гласные и согласные звуки и буквы, мягкие и твердые, звонкие и глухие, парные и непарные, шипящие: таблица, лента букв и звуков для начальной школы, 1 класса. буква й: гласная или согласная?

§7. Обозначение мягкости согласных на письме

Отвлечёмся от чистой фонетики. Рассмотрим практически важный вопрос: как обозначается мягкость согласных на письме?

В русском языке 36 согласных звуков, среди которых 15 пар по твёрдости-мягкости, 3 непарных твёрдых и 3 непарных мягких согласных. Согласных букв только 21. Каким образом 21 буква может обозначать 36 звуков?

Для этого используются разные способы:

  •  йотированные буквы е, ё, ю, я  после согласных, кроме ш, ж и ц, непарных по твёрдости-мягкости,   свидетельствуют, что эти согласные мягкие, например: тётя  — ,  дя´дя — ;
  •  буква и  после согласных, кроме ш, ж и ц. Согласные, обозначаемые буквами ш, ж и ц, непарные твёрдые. Примеры слов с гласной буквой и: ни´тки – , лист – , ми´лый – ;
  •  буква ь, после согласных, кроме ш, ж, после которых мягкий знак является показателем грамматической формы. Примеры слов с мягким знаком про´сьба – , мель – , даль – .

Таким образом, мягкость согласных на письме передаётся не особыми буквами, а сочетаниями согласных букв с буквами и, е, ё, ю, я и ь

Поэтому при разборе советую обращать особое внимание на соседние буквы, стоящие после согласных

Обсуждаем проблему толкования

В  школьных учебниках сказано, что и — непарные по твёрдости-мягкости. Как же так? Мы ведь слышим, что звук – это мягкий аналог  звука .Когда в школе училась я сама, я не могла понять почему? Потом в школе учился мой сын. У него возник тот же вопрос. Он появляется у всех ребят, которые относятся к обучению вдумчиво.

Недоумение возникает, потому что школьные учебники не учитывают, что звук ещё и долгий, а твёрдый нет. Пары – это звуки, различающиеся только одним признаком. А и – двумя. Поэтому  и   не являются парами.

Для взрослых и старшеклассников.

Для того чтобы соблюсти корректность, необходимо школьную традицию транскрибирования звука изменить. Думается, что ребятам легче использовать ещё один дополнительный знак, чем сталкиваться с нелогичным, неясным и вводящим в заблуждение утверждением. Всё просто. Чтобы поколение за поколением не ломало голову, нужно, наконец, показать, что мягкий шипящий звук — долгий.

Для этого в лингвистической практике существует два значка:

1) надстрочная черта над звуком; 2) двоеточие.

Использование надстрочного знака неудобно, поскольку он не предусмотрен набором символов, которыми можно пользоваться при компьютерном наборе. Значит, остаются следующие возможности: использование двоеточия либо графемы, обозначающей букву . Мне кажется, что первый вариант предпочтительнее. Во-первых, ребята поначалу часто смешивают звуки и буквы. Использование буквы в транскрипции создаст основание для такого смешения, спровоцирует ошибку. Во-вторых, ребята теперь рано начинают изучать иностранные языки. И значок   при использовании его для обозначения долготы звука им уже знаком. В-третьих, транскрипция с обозначением долготы двоеточием прекрасно передаст особенности звука. — мягкий и долгий, оба признака, составляющие его отличие от звука , представлены наглядно, просто и однозначно.

Что посоветовать ребятам, которые учатся сейчас по общепринятым учебникам? Нужно понять, осмыслить, а потом запомнить, что на самом деле звуки и пару по твёрдости-мягкости не образуют. А транскрибировать их я советую так, как этого требует ваш учитель.

§ Какие звуки всегда твердые, а какие – мягкие

Важно обратить внимание, что буквы «ж»; «ш»; «ц» — бывают только твердыми, не важно, какая гласная за ней стоит, а «й»; «ч»; «щ» —  мягкими по тому же признаку. Можно сделать ребенку такую напоминалку, которую он будет носить в тетради по письму:

ж   ш   ц   ч   щ   й

Обязательно заострить внимание, что «ч»; «щ»; «й» сидят на подушках здесь, поэтому они всегда мягкие. Ребенок запомнит эту ассоциацию, и уже всегда будет четко называть эти звуки мягкими

Также в тетрадь по письму можно вклеить и такую напоминалку: «жи» и «ши» пишем с буквой «и». Объясните ребенку, как дело обстоит и с другими гласными и твердыми согласными. Выпишите слова-исключения в столбик.

Закрепим новые знания на практике

  1. Подберём слова с мягким знаком к следующим словам: кон, брат, мел, жар, шест, банка, уголки. 

Проверим: кон — конь, брат — брать, мел — мель, жар — жарь, шест — шесть, банка — банька, уголки — угольки. Как мы видим, изменилось значение слов, согласный звук стал мягким, изменилось количество букв, а количество звуков осталось прежним.

  1. Выпишем следующие слова в таблицу: носик, есть, котик, курица, зорька, пальма, Вася, рис, сталь, пальто, василёк, пыль. В первый столбик запишем слова, в которых мягкость согласного звука обозначается буквами Е, Ё, Ю, Я, И. Во второй — слова, в которых мягкость согласного звука обозначается мягким знаком.

Зачеркнём слова, в которых не нужно было писать букву «Ь» (мягкий знак). ПАЛЬТО, ПАЛЬКА, КОНЬКИ, ЗОНЬТЫ, СОСУЛЬКА, ВЕШАЛЬКА, СТУПЕНЬКИ, ПЕСЕНЬКА, ЛЕСЕНЬКА, ЛИСОНЬКА, ОЛЕНЬ, ОБЕДЬ, МЕБЕЛЬ, ГЛОБУСЬ.

Проверим: ПАЛЬТО, ПАЛЬКА, КОНЬКИ, ЗОНЬТЫ, СОСУЛЬКА, ВЕШАЛЬКА, СТУПЕНЬКИ, ПЕСЕНЬКА, ЛЕСЕНЬКА, ЛИСОНЬКА, ОЛЕНЬ, ОБЕДЬ, МЕБЕЛЬ, ГЛОБУСЬ.

  1. Вставим букву и разделим слова для переноса: пал…то, бол…ница, мал…чик, рел…сы, васил…ки, жил…цы, школ…ники, тонен…кий, белен…кий, серен…кий, учител…ница.

Проверим: Во всех словах нужно писать мягкий знак — показатель мягкости согласного звука. Для переноса слова делим так: паль-то, боль-ни-ца, маль-чик, рель-сы, ва-силь-ки, жиль-цы, школь-ни-ки, то-нень-кий, бе-лень-кий, се-рень-кий, учи-тель-ни-ца.

  1. Выпишем в столбик слова, в которых букв больше, чем звуков. Объясним, почему мы так сделали, укажем количество букв и звуков. Малыши, банька, носок, сок, конь, олень, гусь, рыбаки, портфель, утро.

Проверим:

Банька — 6 б., 5 зв.

Конь — 4 б., 3 зв.

Олень — 5 б., 4 зв.

Гусь — 4 б., 3 зв.

Портфель — 8 б., 7 зв.

В этих словах звуков меньше, чем букв, потому что мягкий знак не обозначает звука.

А ещё закрепить свои знания, довести их до автоматизма можно, занимаясь на онлайн-тренажёрах образовательной платформы iSmart. Изучение русского языка станет интересной, увлекательной игрой, облегчит прохождение школьной программы и поможет в обучении.

Вот так выглядят на платформе задания на закрепление темы «Мягкий знак»:

Бывают случаи, когда после буквы, передающей мягкий согласный, мягкий знак на письме не нужен, например: кости, грызть, пенсия, бантик. Буква Ь не пишется в сочетаниях согласных нч, нщ, в частности, перед суффиксами −чик, −щик, −щин (а). Например, нянчить, одуванчик, стаканчик, птенчик, каменщик, банщик. Но это тема другого урока, мы разберём её позже.

Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине слова можно проверить по орфографическому словарю. Он главный помощник в грамотном письме. Не ленитесь работать со словарём, и вас ждёт успех!

Тренируйте навыки своего ребёнка на образовательной платформе iSmart, это поможет закрепить на практике изученные в школе темы, освоить сложные правила русского языка легко, интересно, увлекательно. 

iSmart — лучший способ совершенствовать свои знания по всем предметам школьной программы, подготовиться к контрольным, проверочным работам, ВПР, олимпиадам, а также изучить дополнительные предметы, не вошедшие в школьную программу.

Регистрируйте ребёнка на платформе iSmart и начинайте заниматься!

§3. Гласные и согласные звуки

Звуки делятся на гласные и согласные.У них разная природа. Они по-разному произносятся и воспринимаются, а также по-разному ведут себя в речи и играют в ней неодинаковые роли.

Гласные – это звуки, при произношении которых воздух свободно проходит через ротовую полость, не встречая на своём пути преграды. Произнесение (артикуляция) не сфокусирована в одном месте: качество гласных определяется формой ротовой полости, которая выступает как резонатор. При артикуляции гласных работают голосовые связки в гортани. Они сближены, напряжены и вибрируют. Поэтому при произнесении гласных мы слышим голос. Гласные можно тянуть. Их можно кричать. А если приложить руку к горлу, то работу голосовых связок при произнесении гласных можно почувствовать, ощутить рукой. Гласные – основа слога, они его организуют. В слове столько слогов, сколько гласных. Например: он – 1 слог, о-на – 2 слога, ре-бя-та – 3 слога и т. д. Бывают слова, которые состоят из одного гласного звука. К примеру, союзы: и, а и междометия: О!, А!, У-у-у! и другие.

В слове гласные могут быть в ударных и безударных слогах. Ударный слог тот, в котором гласный произносится ясно и выступает в своём основном виде. В безударных слогах гласные видоизменяются, произносятся по-другому. Изменение гласных в безударных слогах называется редукцией.

Ударных гласных в русском языке шесть: , , , , , .

Запомни:

Возможны слова, которые могут состоять только из гласных, но согласные тоже необходимы. В русском языке согласных намного больше, чем гласных.  

История мягкого знака

На этапе зарождения великого и могучего русского языка наш привычный мягкий знак использовался как очень краткий вариант буквы и. Со временем мягкий знак утратил это свое предназначение, но, как и буква и, продолжил смягчать впереди стоящий согласный.

В церновнославянском диалекте концепция применения буквы ь почти такая же, как и в традиционном русском, за исключением некоторых деталей. Во-первых, на церковнославянском мягкий знак, вопреки правилам и канонам русского языка, пишется после шипящих букв на конце существительных м.р. (ковшь, стражь). Во-вторых, мягкий знак в церковнославянском писался в конце любых кратких страдательных причастий (видимь, услышань).

В некоторых случаях допустимо было не ставить мягкий знак между согласными там, где он должен быть. Например, вместо слова тьма могли написать тма, и так далее.

§ Развивающие игры для закрепления материала

Первоклассники, хоть уже и школьники, но еще малы, и отказываться от обучения в игровой форме не стоит. Поэтому предлагаем несколько развивающих заданий, благодаря которым детям будет проще усвоить новый материал.

 Угадай-ка

Пишем таблички с транскрипцией слов. Задача ребенка назвать слово и назвать мягкие звуки. Таблички лучше всего делать яркими и крупными, тогда детям интереснее будет на них реагировать.

Чтобы начать игру выбираются легкие слова: ; ; ; . А в конце можно усложнить задание и дать такие слова: ; ; .

Играя, ребенок визуально запоминает обозначение мягких согласных звуков и получает практические навыки использования знаний при письме.

 Выбирай твердые!

Игра по аналогии со «съедобное – не съедобное»

Чтобы игра заинтересовала внимание детей используется мяч. Учитель выстраивает детей в круг и произносит слог, если согласный твердый – ребенок ловит мяч, а если мягкий – нет

После того как ребенок словил мяч, он должен самостоятельно придумать новый слог и бросить мяч другому игроку.
Игра позволяет детям быстрее различать твердость и мягкость согласных звуков.

 Найди пару

Детям даются слова с употреблением первой согласной в твердой форме, а ребенок должен придумать слово, в котором первый согласный будет мягким. Например, выдаются слова: рад, лак, мыл, воз. А дети должны подобрать: ряд, люк, мел, вез (если дети придумают другие слова, но в правильном мягком употреблении согласной, необходимо засчитать как верный ответ). Если ребенок придумает несколько слов, необходимо его похвалить.
Эта игра развивает фантазию ребенка и расширяет его словарный запас, когда дети делятся написанными словами.

 Физкультминутка

Учитель говорит слова, начинающиеся на согласные. Если первый согласный звук твердый, дети должны присесть, а если слово начинается с мягкого согласного, то дети выпрыгивают и поднимают руки вверх.
Эта игра всегда воспринимается детьми с радостью. Потому что засидевшись на уроке, позволяет им размяться. А еще неплохо развивает реакцию и способность внимательно воспринимать информацию.

 Споем друзья!

Учитель напевает любую известную мелодию, используя слоги с твердыми согласными (например, мелодия «В лесу родилась елочка»). А дети должны в ответ напевать эту же согласную, только в мягком употреблении.

Учитель: Па-па-па…

Дети: Пи-пи-пи…

У: Хо-хо-хо…

Д: Хи-хи-хи… и т. д.

Игра не только быстро учит различать твердость и мягкость согласных, но и позволяет детям проявить свое творчество.

При практических занятиях очень важно уделять больше внимания проведению занятий в игровой форме. В процессе игры ребенок лучше усваивает и запоминает информацию, которую взрослые пытаются ему донести

Чем интереснее игра, тем лучше запомнится урок. Если детям давать только сухие правила и упражнения, они быстро теряют интерес к процессу обучения, и не будут вникать в суть правил.

Закрепляем умение различать гласные и согласные звуки и буквы

Нет звука! Он показывает мягкость предшествующего согласного.

  • По дороге из детского сада придумывайте вместе с малышом слова, которые начинаются на заданный звук.
  • Расчертите лист бумаги на клетки, раскрасьте их красным и синим цветом и предложите разложить буквы из разрезной азбуки по «домикам».
  • * Игра «Внимательные ушки». Инструкция простая: «Если слово начинается на гласный – хлопни, на согласный – топни».
  • Придумайте рецепт необычного блюда, ингредиенты в котором начинаются только на определенные звуки.
  • Убирая квартиру, дайте задание сначала убрать все игрушки, начинающиеся на согласные.

Обозначения звуков при фонетическом разборе слова

Фонетический или звуковой разбор слова служит целью отобразить и разобрать его правильное произношение. Фонетически обозначаться могут как слова, так и отдельные буквы.

Обозначения звуков, в отличие от букв, заключаются в квадратные скобки. Графическая запись произношения слова носит название транскрипции.

Основные правила, в соответствии с которыми обозначаются звуки при фонетическом разборе слова, следующие:

  • Твёрдость согласных не имеет какого-либо обозначения, но мягкость отображается знаком апострофа. Например, если — твёрдый звук, то — мягкий.
  • Долгое звучание в транскрипции обозначается двоеточием, например: касса — .
  • Не всегда, но часто в транскрипции слов ставится ударение. Например: волна — .
  • Мягкий знак и твёрдый знак не имеют звукового произношения, поэтому и отображения при фонетическом разборе нет.

Видео урок

Последние заданные вопросы в категории образование

Образование 30.11.2023 18:12 11 Вафина Гульчечек.

«Клячонка» или «клячёнка» — как правильно пишется, почему?

Ответов: 0

Образование 30.11.2023 18:11 7 Герасимов Максим.

«Песнь про купца Калашникова», какая краткая характеристика героя?

Ответов: 0

Образование 30.11.2023 18:06 24 Анисимов Иван.

Что за фамилия — Эпп? Какого она происхождения? Что означает?

Ответов: 0

Образование 30.11.2023 18:03 29 Новик Полина.

Кто такие нормисы? Кого так называют? Что означает слово «нормисный»?

Ответов: 1

Образование 30.11.2023 18:02 27 Харковец Олег.

Какой этаж в советских многоэтажных домах назвали «еврейским»?

Ответов: 0

Образование 30.11.2023 18:02 24 Платонова Майя.

Что, кроме действия, может обозначать сказуемое?

Ответов: 0

Образование 30.11.2023 17:59 12 Романов Паша.

Какие существительные относятся к вещественным?

Ответов: 1

Образование 30.11.2023 17:46 15 Маньков Кирилл.

Как вы реагируете, когда кто-то говорит «ложит» вместо «кладет»?

Ответов: 0

Образование 30.11.2023 17:41 26 Бурштейн Даниил.

Сколько районов входит в Чеченскую Республику?

Ответов: 1

Образование 30.11.2023 17:41 13 Гнояник Варвара.

Кто составил первый чеченско-русский словарь?

Ответов: 0

Согласные звуки: твёрдые и мягкие, звонкие и глухие. Буква и звук Й

В русском языке 21 согласная буква и 37 согласных звуков:

Буква Звуки Буква Звуки
Б ,   П ,  
В ,   Р ,  
Г ,   С ,  
Д ,   Т ,  
Ж ,   Ф ,  
З ,   Х ,  
Й Ц
К ,   Ч
Л ,   Ш
М ,   Щ
Н ,  

Согласные звуки бывают твёрдые и мягкие, звонкие и глухие. Мягкость звука обозначается так — .

Твёрдые и мягкие согласные звуки

Твёрдый согласный звук получается, если после согласной стоит гласная А, О, У, Ы или Э:

на   ло   ку   мы   фэ

Мягкий согласный звук получается, если после согласной стоит гласная Е, Ё, И, Ю или Я:

бе   лё   ки   ню   ля

Мягкость согласных звуков так же обозначается с помощью мягкого знака – Ь. Сам мягкий знак звука не обозначает, он пишется после согласной буквы и вместе с ней обозначает один мягкий согласный звук:

рысь , огонь , вьюга .

Большинству согласных букв соответствует два звука: твёрдый и мягкий, такие согласные называются парными.

Парные согласные по твёрдости – мягкости:

Твёрдые
Мягкие

Но есть согласные буквы, котором соответствует только один из звуков: твёрдый или мягкий, такие согласные называются непарными.

Непарные твёрдые согласные (всегда твёрдые): Ж , Ш , Ц .

Непарные мягкие согласные (всегда мягкие): Ч , Щ , Й .

В русском языке есть долгий звонкий мягкий звук . Он встречается в небольшом количестве слов и получается только при произнесении сочетаний букв жж, зж, жд: вожжи, дребезжать, дождь.

Звонкие и глухие согласные звуки

Согласные звуки можно разделить на глухие и звонкие.

Глухими согласными называются такие звуки, при произношении которых не используется голос, они состоят только из шума, например: звуки , , .

Звонкими согласными называются такие звуки, при произношении которых используется голос, то есть они состоят из голоса и шума, например: звуки , , .

Некоторые звуки составляют пару: звонкий – глухой, такие звуки называются парными.

Парные согласные по глухости – звонкости:

Звонкие  Б   В   Г   Д   Ж   З 
Глухие  П   Ф   К   Т   Ш   С 

Непарные звонкие согласные: Й, Л, М, Н, Р.

Непарные глухие согласные: Х, Ц, Ч, Щ.

Шипящие и свистящие согласные звуки

Звуки , , , называются шипящими согласными звуками. Звуки и – это непарные твёрдые шипящие согласные звуки:

жук ,   шут

Звуки и – это непарные мягкие шипящие согласные звуки:

чиж ,   щит

Звуки , , , называются свистящими согласными звуками.

Буква и звук Й

Буква Й (и краткое) обозначает звук : рай . Буква Й пишется:

  1. В начале слов: йод, йогурт.
  2. В середине слов, перед согласными буквами: лайка, майка, кофейник.
  3. В конце слов: рай, май, твой.

Звук встречается чаще буквы Й, так как он появляется в словах где нет буквы Й, но есть гласные Я, Е, Ю и Ё. Рассмотрим в каких случаях звук встречается в словах, не содержащих букву Й:

  1. гласные Я, Е, Ю и Ё стоят в начале слова: яма
  2. гласные Я, Е, Ю и Ё стоят после гласных: дует
  3. гласные Я, Е, Ю и Ё стоят после разделительного твёрдого знака (Ъ): въезд
  4. гласные Я, Е, Ю и Ё стоят после разделительного мягкого знака (Ь): льёт
  5. гласная И стоит после разделительного мягкого знака (Ь): ульи

Немного занимательной и полезной информации

  • Звуки и слова могут образовываться и без участия человека. Известный всем пример — произнесение слов птицами семейства попугаев. Что же касается отдельных звуков, то они могут появляться и в неживой природе — при шелесте листвы, порывах ветра, плескании волн. Этого нельзя сказать о буквах — ведь буквенным обозначением может быть признано только осмысленное их написание, а это свойственно только людям.
  • Несмотря на небольшое число слов, состоящих только из гласных, из них можно составить предложение: «Э, а я?»
  • Почти все слова русского языка, содержащие букву «ф», имеют иноязычное происхождение. Лишь в отношении редких слов (например: филин) предполагается русское происхождение, но точно это не доказано.
  • Все слова, начинающиеся на букву «й», также иноязычные. Например: йод, йогурт, йота, Йемен, Йокогама, Йоркшир и т. д.
  • Буква «ё» в словах почти всегда несёт на себе ударение. Исключений из этого правила очень мало — это слова иностранного происхождения (кёнигсбе́ргские сёрфинги́сты), а также сложные слова, в составе которых присутствуют числительные трёх- или четырёх – (двадцатитрёхзна́чный, четырёхдве́рный, трёхты́сячный). Также следует отметить те редкие ситуации, когда в одном слове имеются две буквы «ё», одна из которых становится ударной, а другая — безударной (трёхзвё́здочный, четырёхколё́сный, самолётоподъё́мник, трёхрублё́вка).
  • В русском языке много слов с необычными буквенными комбинациями. Например, слова, в которых трижды подряд повторяется одна и та же гласная: змееед, зоообъединение, длинношеее. Слово с 7 согласными подряд: контрвстреча (возможно, окказионализм). Слова с тремя мягкими знаками: обольстительность, уменьшительность, мультифункциональность, прельстительность и т. д. Слово с двумя мягкими и одним твёрдым знаком: фельдъегерь. Односложное слово из 8 букв: вскользь. Можно привести и много других интересных примеров.
  • Любая буква имеют определённую частоту повторений, наиболее употребляемые буквы в русском языке — о, е, а, и, т, н, с, р. Этот феномен применяется для распознавания шифрограмм.

Знание букв и звуков, их написание и произношение является основой языковой грамотности. В свою очередь, хорошее владение разговорным и письменным языком — один из показателей эрудиции человека, а навыки чтения и понимания текста — основа для познания других наук. Ведь львиная доля информации в современном мире постигается путём прочтения или прослушивания, и лишь небольшая её часть — через личный опыт.

 Загрузка …

Помимо этого, языковая речь, формирующая вторую сигнальную систему, а также всё, что с ней связано — слуховое восприятие, чтение, письмо — представляют собой одно из основных отличий человека от животного. Трудно переоценить значение явлений, в основе которых лежит освоение языка. Этот процесс продолжается почти всю жизнь, но начинается он со знакомства с буквами, звуками и слогами ещё в раннем детстве.

Звонкие и глухие согласные звуки.

  • Звонкие
    • образуются при помощи голоса  и шума.
    • буквы Л, М, Н, Р, Й  обозначают самые звонкие согласные (сонорные) звуки, которые образуются в с преобладанием  голоса и незначительным шумом: , , , , , , , , .   Не образуют пар по звонкости/глухости –  всегда звонкие.
    • Б, В, Г, Д, Ж, З – шумные звонкие , , , , , , , , , , , , состоят из шума и голоса , имеют парные звуки по звонкости/глухости.
  • Глухие   (шумные глухие)
    • произносятся только из шума (без голоса):
    • П, Ф, К, Т, Ш, С – , , , , , , , , , , – глухие, имеют парные звонкие;
    • X, Ц, Ч, Щ – , , , , – всегда глухие, не имеют парных по звонкости/глухости .

По наличию или отсутствию голоса в звуке согласные образуют пары.

Согласные звуки образуют 11 пар по звонкости/глухости:
Парные непарные (всегда зв./ глух.)
звонкие б  б’ в в’ г г’ д д’ ж  з з’ л л’ м м’ н н’ р р’
глухие п п’ ф ф’ к к’ т т’ ш с с’ х х’ ч’ щ’

В речи может происходить замена звуков под влиянием соседних звуков в слове

Важно знать сильные и слабые позиции согласных звуков в слове для их правильного написания

В слабых позициях, что зависит от положения звука в слове,  может происходить изменение согласных звуков по звонкости/глухости: звонкие парные  согласные меняются на соответствующие парные  глухие  (оглушаются),  а глухие парные меняются на соответствующие парные звонкие согласные (озвончаются). На письме эти изменения звуков обычно не отражаются.  Слабая позиция – признак орфограммы.

Сильные позиции по звонкости/глухости

(как слышим, так и пишем) :

  • перед гласными:сова , леса ;
  • перед сонорными , , , , , , , , : свет – звон , смена  – измена  , отломать   – облом , отнять –поднос , средство – зразы и т.д.;
  • перед , :твоих – двоих , свой – звон ;
  • для парных звонких согласных сильная позиция –  перед звонкими согласными: здание ;
  • для парных  глухих – перед глухими согласными: миска .

Слабая позиция  по звонкости/глухости:

  • в конце слова: гриб — грипп ,  плод — плот ,  код -кот , род — рот ;
  • звонкие парные согласные оглушаются  перед глухими согласными: низко , будка ;
  • глухие парные согласные озвончаются  перед парными  звонкими согласными  (кроме , ): сдал ,  молотьба , свет ;

Буква «Ь» в различных азбуках, языках и системах

ЬЕрь

В качестве примеров приведем также слова из разных областей, начинающихся на букву «Ь». Среди них имена собственные и нарицательные, общеизвестные и редкие.

#
Слова

Слова начинающиеся на букву «Ь»

Слова заканчивающиеся буквой «Ь»
Ось, ель, будь, корь, ложь, мазь, мать
С буквой «Ь» в середине слова
Тьма, альянс, барьер, бульон, бальзам
Слова содержащие несколько букв «Ь»
Сельдь, фальшь, зашьешь, скользь, мелькать
Страны

Города

Животные

Овощи, фрукты и ягоды

Профессии

Все имена на букву «Ь»
Мужские имена

Женские имена

Загадки

* * *Буква для мягкости ставится,И в названии «мягкий» встречается.Брат он твердому знаку.Что это за буква, ребята? (Мягкий знак)

Мягкий знак

Рядом с болотом, где все так топко и неопределенно, жил-был мягкий знак. Он был таким мягким, что не смог жить вместе с другими буквами, ведь все пытались заставить его делать так, как им хочется, а он не мог отказать.

С другой стороны городка Азбуки жил рядом с лесом твердый знак – он тоже не смог ужиться с другими буквами, потому что постоянно пытался всех учить делать так. как ему нравится и как он считал делать правильно. Поэтому его просто-напросто выгнали.

Твердый и мягкий знаки редко общались друг с другом по телефону. а уж чтобы приехать друг к другу в гости, так и вообще никогда – уж слишком они были разные. Но по телефону могли часами обсуждать свои проблемы – одиночества и непонимания с другими. И пусть непонимание у каждого было разным, им все равно было о чем поговорить. Мягкий знак обычно начинал разговор, а твердый резко прерывал его и начинал говорить о своем. Ну а так как мягкий знак был слишком мягким, то уже не прерывал его, молча находя в словах твердого знака то, что было и у него на душе, в такие моменты лишь слабо поддакивал…

И вот однажды мягкий знак все же решился позвать к себе в гости букву С – у него поломалась канализация, был нужен слесарь, а кто, кроме буквы С, может быстро починить сломанную канализацию? И тогда мягкий знак узнал, что можно быть с кем-то вдвоем и не быть обиженным, потому что все зависит от того, куда ты встанешь и с кем окажешься. И теперь мягкий знак всегда общается с согласными буквами. а вот гласные продолжает обходить стороной.

Отличительные признаки мягких и твердых звуков

Какой звук стоит после согласного:

  • Если после согласного звука стоит гласный а, о, у, э, ы – то согласный твердый.
  • Если после согласного стоит гласный и, е, ю, я – то согласный мягкий.

Отработка на примерах:В словах «мама», «нора» – согласные твердые, потому что после них идут «а» и «о».В словах «лети», «няня» – согласные мягкие, потому что после них идут «е», «и», «я».

  • Если после согласного звучит другой согласный – то первый согласный будет твердым.
  • Есть звуки, которые могут быть только твердыми, и звуки, которые могут быть только мягкими, независимо от того, какой звук слышится и какая буква пишется после них.

Всегда твердые звуки – ж, ш, ц.Всегда мягкие – й, ч, щ.Распространенным способом выучить эти звуки является простой прием: пишем буквы, передающие эти звуки, в строчку, и подчеркиваем «й, ч, щ». Подчеркивание символизирует подушечку, на которой сидят мягкие звуки. Подушечка мягкая, значит и звуки мягкие.

Мягкий знак и твердый знак

Если согласный в конце слова, и после него стоит буква «ь» – то согласный мягкий.

Это правило легко применить, если ребенок видит написанное слово, но оно не поможет, если ребенок выполняет задание на слух.

Движение языка при произношении мягких и твердых звуков

При произношении мягкого звука язык движется немного вперед, приближаясь к нёбу (или касаясь его) своей серединой.При произношении твердых звуков язык не движется вперед.

Гласные русские буквы и звуки

В отличие от согласных звуков и букв, характерной особенностью гласных является то, что воздух при их произношении проходит через ротовую полость свободно. В результате гласные звуки можно не только легко растягивать, но и произносить нараспев. Ещё одна отличительная особенность — их можно произносить сколько угодно громко, во всю силу голоса.

Посредством гласных букв и звуков согласные соединяются в слоги. В каждом слоге присутствует только одна гласная. Количество прочих букв — согласных, твёрдого и мягкого знаков — может быть различным. Слова могут состоять из одного или нескольких слогов: рос-пись, по-лом-ка, двор, кар-ти-на.

Количество гласных букв в русском языке — 10:

а е ё и о у ы э ю я

А гласных звуков всего 6: , , , , , . Соответствующие им гласные буквы являются однозвучными. Остальные 4 гласные буквы — е, ё, ю, я — двузвучные, и отдельно произносятся как , , , . В то же время в словах эти буквы означают один звук (примеры: белка, мячик, пошёл, ключ).

Как и в случае с согласными, имеется некоторое количество русских слов, состоящих только из гласных звуков. Это местоимения – я, её; союзы – и, а; предлоги – у, о; междометия – э, ау.

Ударные и безударные гласные

В словах гласные звуки могут быть ударными и безударными.

  • Если гласная в слове находится под ударением, она читается более отчётливо, с большим акцентом и чуть более протяжно.
  • При отсутствии ударения гласные в словах читаются менее чётко. Соответственно, безударное положение является для них слабой позицией, а положение в ударном слоге — сильной позицией.

Как правило, в традиционном письме ударения в словах не отмечаются. При необходимости их обозначают знаком «акут» — маленьким «/» штрихом над гласной буквой.

Видео урок

Итоговый тест

    • От формы ротовой полости в момент произнесения звука
    • От преграды, образуемой органами речи в момент произнесения звука
    • произнесение гласных под ударением
    • произнесение гласных в безударном положении
    • особое произнесение согласных
    • У гласных
    • У согласных
    • Да
    • Нет
    • Да
    • Нет
    • 5
    • 11
    • 20
    • 5
    • 10
    • 14
    • 10
    • 15
    • 20
    • 3
    • 6
    • 12
    • Особыми значками
    • Сочетаниями букв
    • Сильная позиция
    • Слабая позиция
    • У гласных
    • У согласных
    • У всех: и гласных, и согласных

     

Правильные ответы:

  1. От формы ротовой полости в момент произнесения звука
  2. произнесение гласных в безударном положении
  3. У согласных
  4. Нет
  5. Нет
  6. 11
  7. 14
  8. 15
  9. 6
  10. Сочетаниями букв
  11. Сильная позиция
  12. У всех: и гласных, и согласных

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный мир
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: