§7. Обозначение мягкости согласных на письме
Отвлечёмся от чистой фонетики. Рассмотрим практически важный вопрос: как обозначается мягкость согласных на письме?
В русском языке 36 согласных звуков, среди которых 15 пар по твёрдости-мягкости, 3 непарных твёрдых и 3 непарных мягких согласных. Согласных букв только 21. Каким образом 21 буква может обозначать 36 звуков?
Для этого используются разные способы:
- йотированные буквы е, ё, ю, я после согласных, кроме ш, ж и ц, непарных по твёрдости-мягкости, свидетельствуют, что эти согласные мягкие, например: тётя — , дя´дя — ;
- буква и после согласных, кроме ш, ж и ц. Согласные, обозначаемые буквами ш, ж и ц, непарные твёрдые. Примеры слов с гласной буквой и: ни´тки – , лист – , ми´лый – ;
- буква ь, после согласных, кроме ш, ж, после которых мягкий знак является показателем грамматической формы. Примеры слов с мягким знаком про´сьба – , мель – , даль – .
Таким образом, мягкость согласных на письме передаётся не особыми буквами, а сочетаниями согласных букв с буквами и, е, ё, ю, я и ь
Поэтому при разборе советую обращать особое внимание на соседние буквы, стоящие после согласных
Обсуждаем проблему толкования
В школьных учебниках сказано, что и — непарные по твёрдости-мягкости. Как же так? Мы ведь слышим, что звук – это мягкий аналог звука .Когда в школе училась я сама, я не могла понять почему? Потом в школе учился мой сын. У него возник тот же вопрос. Он появляется у всех ребят, которые относятся к обучению вдумчиво.
Недоумение возникает, потому что школьные учебники не учитывают, что звук ещё и долгий, а твёрдый нет. Пары – это звуки, различающиеся только одним признаком. А и – двумя. Поэтому и не являются парами.
Для взрослых и старшеклассников.
Для того чтобы соблюсти корректность, необходимо школьную традицию транскрибирования звука изменить. Думается, что ребятам легче использовать ещё один дополнительный знак, чем сталкиваться с нелогичным, неясным и вводящим в заблуждение утверждением. Всё просто. Чтобы поколение за поколением не ломало голову, нужно, наконец, показать, что мягкий шипящий звук — долгий.
Для этого в лингвистической практике существует два значка:
1) надстрочная черта над звуком; 2) двоеточие.
Использование надстрочного знака неудобно, поскольку он не предусмотрен набором символов, которыми можно пользоваться при компьютерном наборе. Значит, остаются следующие возможности: использование двоеточия либо графемы, обозначающей букву . Мне кажется, что первый вариант предпочтительнее. Во-первых, ребята поначалу часто смешивают звуки и буквы. Использование буквы в транскрипции создаст основание для такого смешения, спровоцирует ошибку. Во-вторых, ребята теперь рано начинают изучать иностранные языки. И значок при использовании его для обозначения долготы звука им уже знаком. В-третьих, транскрипция с обозначением долготы двоеточием прекрасно передаст особенности звука. — мягкий и долгий, оба признака, составляющие его отличие от звука , представлены наглядно, просто и однозначно.
Что посоветовать ребятам, которые учатся сейчас по общепринятым учебникам? Нужно понять, осмыслить, а потом запомнить, что на самом деле звуки и пару по твёрдости-мягкости не образуют. А транскрибировать их я советую так, как этого требует ваш учитель.
§ Какие звуки всегда твердые, а какие – мягкие
Важно обратить внимание, что буквы «ж»; «ш»; «ц» — бывают только твердыми, не важно, какая гласная за ней стоит, а «й»; «ч»; «щ» — мягкими по тому же признаку. Можно сделать ребенку такую напоминалку, которую он будет носить в тетради по письму:
ж ш ц ч щ й |
Обязательно заострить внимание, что «ч»; «щ»; «й» сидят на подушках здесь, поэтому они всегда мягкие. Ребенок запомнит эту ассоциацию, и уже всегда будет четко называть эти звуки мягкими
Также в тетрадь по письму можно вклеить и такую напоминалку: «жи» и «ши» пишем с буквой «и». Объясните ребенку, как дело обстоит и с другими гласными и твердыми согласными. Выпишите слова-исключения в столбик.
Закрепим новые знания на практике
- Подберём слова с мягким знаком к следующим словам: кон, брат, мел, жар, шест, банка, уголки.
Проверим: кон — конь, брат — брать, мел — мель, жар — жарь, шест — шесть, банка — банька, уголки — угольки. Как мы видим, изменилось значение слов, согласный звук стал мягким, изменилось количество букв, а количество звуков осталось прежним.
- Выпишем следующие слова в таблицу: носик, есть, котик, курица, зорька, пальма, Вася, рис, сталь, пальто, василёк, пыль. В первый столбик запишем слова, в которых мягкость согласного звука обозначается буквами Е, Ё, Ю, Я, И. Во второй — слова, в которых мягкость согласного звука обозначается мягким знаком.
Зачеркнём слова, в которых не нужно было писать букву «Ь» (мягкий знак). ПАЛЬТО, ПАЛЬКА, КОНЬКИ, ЗОНЬТЫ, СОСУЛЬКА, ВЕШАЛЬКА, СТУПЕНЬКИ, ПЕСЕНЬКА, ЛЕСЕНЬКА, ЛИСОНЬКА, ОЛЕНЬ, ОБЕДЬ, МЕБЕЛЬ, ГЛОБУСЬ.
Проверим: ПАЛЬТО, ПАЛЬКА, КОНЬКИ, ЗОНЬТЫ, СОСУЛЬКА, ВЕШАЛЬКА, СТУПЕНЬКИ, ПЕСЕНЬКА, ЛЕСЕНЬКА, ЛИСОНЬКА, ОЛЕНЬ, ОБЕДЬ, МЕБЕЛЬ, ГЛОБУСЬ.
- Вставим букву и разделим слова для переноса: пал…то, бол…ница, мал…чик, рел…сы, васил…ки, жил…цы, школ…ники, тонен…кий, белен…кий, серен…кий, учител…ница.
Проверим: Во всех словах нужно писать мягкий знак — показатель мягкости согласного звука. Для переноса слова делим так: паль-то, боль-ни-ца, маль-чик, рель-сы, ва-силь-ки, жиль-цы, школь-ни-ки, то-нень-кий, бе-лень-кий, се-рень-кий, учи-тель-ни-ца.
- Выпишем в столбик слова, в которых букв больше, чем звуков. Объясним, почему мы так сделали, укажем количество букв и звуков. Малыши, банька, носок, сок, конь, олень, гусь, рыбаки, портфель, утро.
Проверим:
Банька — 6 б., 5 зв.
Конь — 4 б., 3 зв.
Олень — 5 б., 4 зв.
Гусь — 4 б., 3 зв.
Портфель — 8 б., 7 зв.
В этих словах звуков меньше, чем букв, потому что мягкий знак не обозначает звука.
А ещё закрепить свои знания, довести их до автоматизма можно, занимаясь на онлайн-тренажёрах образовательной платформы iSmart. Изучение русского языка станет интересной, увлекательной игрой, облегчит прохождение школьной программы и поможет в обучении.
Вот так выглядят на платформе задания на закрепление темы «Мягкий знак»:
Бывают случаи, когда после буквы, передающей мягкий согласный, мягкий знак на письме не нужен, например: кости, грызть, пенсия, бантик. Буква Ь не пишется в сочетаниях согласных нч, нщ, в частности, перед суффиксами −чик, −щик, −щин (а). Например, нянчить, одуванчик, стаканчик, птенчик, каменщик, банщик. Но это тема другого урока, мы разберём её позже.
Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине слова можно проверить по орфографическому словарю. Он главный помощник в грамотном письме. Не ленитесь работать со словарём, и вас ждёт успех!
Тренируйте навыки своего ребёнка на образовательной платформе iSmart, это поможет закрепить на практике изученные в школе темы, освоить сложные правила русского языка легко, интересно, увлекательно.
iSmart — лучший способ совершенствовать свои знания по всем предметам школьной программы, подготовиться к контрольным, проверочным работам, ВПР, олимпиадам, а также изучить дополнительные предметы, не вошедшие в школьную программу.
Регистрируйте ребёнка на платформе iSmart и начинайте заниматься!
§3. Гласные и согласные звуки
Звуки делятся на гласные и согласные.У них разная природа. Они по-разному произносятся и воспринимаются, а также по-разному ведут себя в речи и играют в ней неодинаковые роли.
Гласные – это звуки, при произношении которых воздух свободно проходит через ротовую полость, не встречая на своём пути преграды. Произнесение (артикуляция) не сфокусирована в одном месте: качество гласных определяется формой ротовой полости, которая выступает как резонатор. При артикуляции гласных работают голосовые связки в гортани. Они сближены, напряжены и вибрируют. Поэтому при произнесении гласных мы слышим голос. Гласные можно тянуть. Их можно кричать. А если приложить руку к горлу, то работу голосовых связок при произнесении гласных можно почувствовать, ощутить рукой. Гласные – основа слога, они его организуют. В слове столько слогов, сколько гласных. Например: он – 1 слог, о-на – 2 слога, ре-бя-та – 3 слога и т. д. Бывают слова, которые состоят из одного гласного звука. К примеру, союзы: и, а и междометия: О!, А!, У-у-у! и другие.
В слове гласные могут быть в ударных и безударных слогах. Ударный слог тот, в котором гласный произносится ясно и выступает в своём основном виде. В безударных слогах гласные видоизменяются, произносятся по-другому. Изменение гласных в безударных слогах называется редукцией.
Ударных гласных в русском языке шесть: , , , , , .
Запомни:
Возможны слова, которые могут состоять только из гласных, но согласные тоже необходимы. В русском языке согласных намного больше, чем гласных.
История мягкого знака
На этапе зарождения великого и могучего русского языка наш привычный мягкий знак использовался как очень краткий вариант буквы и. Со временем мягкий знак утратил это свое предназначение, но, как и буква и, продолжил смягчать впереди стоящий согласный.
В церновнославянском диалекте концепция применения буквы ь почти такая же, как и в традиционном русском, за исключением некоторых деталей. Во-первых, на церковнославянском мягкий знак, вопреки правилам и канонам русского языка, пишется после шипящих букв на конце существительных м.р. (ковшь, стражь). Во-вторых, мягкий знак в церковнославянском писался в конце любых кратких страдательных причастий (видимь, услышань).
В некоторых случаях допустимо было не ставить мягкий знак между согласными там, где он должен быть. Например, вместо слова тьма могли написать тма, и так далее.
§ Развивающие игры для закрепления материала
Первоклассники, хоть уже и школьники, но еще малы, и отказываться от обучения в игровой форме не стоит. Поэтому предлагаем несколько развивающих заданий, благодаря которым детям будет проще усвоить новый материал.
Угадай-ка
Пишем таблички с транскрипцией слов. Задача ребенка назвать слово и назвать мягкие звуки. Таблички лучше всего делать яркими и крупными, тогда детям интереснее будет на них реагировать.
Чтобы начать игру выбираются легкие слова: ; ; ; . А в конце можно усложнить задание и дать такие слова: ; ; .
Играя, ребенок визуально запоминает обозначение мягких согласных звуков и получает практические навыки использования знаний при письме.
Выбирай твердые!
Игра по аналогии со «съедобное – не съедобное»
Чтобы игра заинтересовала внимание детей используется мяч. Учитель выстраивает детей в круг и произносит слог, если согласный твердый – ребенок ловит мяч, а если мягкий – нет
После того как ребенок словил мяч, он должен самостоятельно придумать новый слог и бросить мяч другому игроку.
Игра позволяет детям быстрее различать твердость и мягкость согласных звуков.
Найди пару
Детям даются слова с употреблением первой согласной в твердой форме, а ребенок должен придумать слово, в котором первый согласный будет мягким. Например, выдаются слова: рад, лак, мыл, воз. А дети должны подобрать: ряд, люк, мел, вез (если дети придумают другие слова, но в правильном мягком употреблении согласной, необходимо засчитать как верный ответ). Если ребенок придумает несколько слов, необходимо его похвалить.
Эта игра развивает фантазию ребенка и расширяет его словарный запас, когда дети делятся написанными словами.
Физкультминутка
Учитель говорит слова, начинающиеся на согласные. Если первый согласный звук твердый, дети должны присесть, а если слово начинается с мягкого согласного, то дети выпрыгивают и поднимают руки вверх.
Эта игра всегда воспринимается детьми с радостью. Потому что засидевшись на уроке, позволяет им размяться. А еще неплохо развивает реакцию и способность внимательно воспринимать информацию.
Споем друзья!
Учитель напевает любую известную мелодию, используя слоги с твердыми согласными (например, мелодия «В лесу родилась елочка»). А дети должны в ответ напевать эту же согласную, только в мягком употреблении.
Учитель: Па-па-па…
Дети: Пи-пи-пи…
У: Хо-хо-хо…
Д: Хи-хи-хи… и т. д.
Игра не только быстро учит различать твердость и мягкость согласных, но и позволяет детям проявить свое творчество.
При практических занятиях очень важно уделять больше внимания проведению занятий в игровой форме. В процессе игры ребенок лучше усваивает и запоминает информацию, которую взрослые пытаются ему донести
Чем интереснее игра, тем лучше запомнится урок. Если детям давать только сухие правила и упражнения, они быстро теряют интерес к процессу обучения, и не будут вникать в суть правил.
Закрепляем умение различать гласные и согласные звуки и буквы
Нет звука! Он показывает мягкость предшествующего согласного.
- По дороге из детского сада придумывайте вместе с малышом слова, которые начинаются на заданный звук.
- Расчертите лист бумаги на клетки, раскрасьте их красным и синим цветом и предложите разложить буквы из разрезной азбуки по «домикам».
- * Игра «Внимательные ушки». Инструкция простая: «Если слово начинается на гласный – хлопни, на согласный – топни».
- Придумайте рецепт необычного блюда, ингредиенты в котором начинаются только на определенные звуки.
- Убирая квартиру, дайте задание сначала убрать все игрушки, начинающиеся на согласные.
Обозначения звуков при фонетическом разборе слова
Фонетический или звуковой разбор слова служит целью отобразить и разобрать его правильное произношение. Фонетически обозначаться могут как слова, так и отдельные буквы.
Обозначения звуков, в отличие от букв, заключаются в квадратные скобки. Графическая запись произношения слова носит название транскрипции.
Основные правила, в соответствии с которыми обозначаются звуки при фонетическом разборе слова, следующие:
- Твёрдость согласных не имеет какого-либо обозначения, но мягкость отображается знаком апострофа. Например, если — твёрдый звук, то — мягкий.
- Долгое звучание в транскрипции обозначается двоеточием, например: касса — .
- Не всегда, но часто в транскрипции слов ставится ударение. Например: волна — .
- Мягкий знак и твёрдый знак не имеют звукового произношения, поэтому и отображения при фонетическом разборе нет.
Видео урок
Последние заданные вопросы в категории образование
Образование 30.11.2023 18:12 11 Вафина Гульчечек.
«Клячонка» или «клячёнка» — как правильно пишется, почему?
Ответов: 0
Образование 30.11.2023 18:11 7 Герасимов Максим.
«Песнь про купца Калашникова», какая краткая характеристика героя?
Ответов: 0
Образование 30.11.2023 18:06 24 Анисимов Иван.
Что за фамилия — Эпп? Какого она происхождения? Что означает?
Ответов: 0
Образование 30.11.2023 18:03 29 Новик Полина.
Кто такие нормисы? Кого так называют? Что означает слово «нормисный»?
Ответов: 1
Образование 30.11.2023 18:02 27 Харковец Олег.
Какой этаж в советских многоэтажных домах назвали «еврейским»?
Ответов: 0
Образование 30.11.2023 18:02 24 Платонова Майя.
Что, кроме действия, может обозначать сказуемое?
Ответов: 0
Образование 30.11.2023 17:59 12 Романов Паша.
Какие существительные относятся к вещественным?
Ответов: 1
Образование 30.11.2023 17:46 15 Маньков Кирилл.
Как вы реагируете, когда кто-то говорит «ложит» вместо «кладет»?
Ответов: 0
Образование 30.11.2023 17:41 26 Бурштейн Даниил.
Сколько районов входит в Чеченскую Республику?
Ответов: 1
Образование 30.11.2023 17:41 13 Гнояник Варвара.
Кто составил первый чеченско-русский словарь?
Ответов: 0
Согласные звуки: твёрдые и мягкие, звонкие и глухие. Буква и звук Й
В русском языке 21 согласная буква и 37 согласных звуков:
Буква | Звуки | Буква | Звуки | |
---|---|---|---|---|
Б | , | П | , | |
В | , | Р | , | |
Г | , | С | , | |
Д | , | Т | , | |
Ж | , | Ф | , | |
З | , | Х | , | |
Й | Ц | |||
К | , | Ч | ||
Л | , | Ш | ||
М | , | Щ | ||
Н | , |
Согласные звуки бывают твёрдые и мягкие, звонкие и глухие. Мягкость звука обозначается так — .
Твёрдые и мягкие согласные звуки
Твёрдый согласный звук получается, если после согласной стоит гласная А, О, У, Ы или Э:
на ло ку мы фэ
Мягкий согласный звук получается, если после согласной стоит гласная Е, Ё, И, Ю или Я:
бе лё ки ню ля
Мягкость согласных звуков так же обозначается с помощью мягкого знака – Ь. Сам мягкий знак звука не обозначает, он пишется после согласной буквы и вместе с ней обозначает один мягкий согласный звук:
рысь , огонь , вьюга .
Большинству согласных букв соответствует два звука: твёрдый и мягкий, такие согласные называются парными.
Парные согласные по твёрдости – мягкости:
Твёрдые | |||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Мягкие |
Но есть согласные буквы, котором соответствует только один из звуков: твёрдый или мягкий, такие согласные называются непарными.
Непарные твёрдые согласные (всегда твёрдые): Ж , Ш , Ц .
Непарные мягкие согласные (всегда мягкие): Ч , Щ , Й .
В русском языке есть долгий звонкий мягкий звук . Он встречается в небольшом количестве слов и получается только при произнесении сочетаний букв жж, зж, жд: вожжи, дребезжать, дождь.
Звонкие и глухие согласные звуки
Согласные звуки можно разделить на глухие и звонкие.
Глухими согласными называются такие звуки, при произношении которых не используется голос, они состоят только из шума, например: звуки , , .
Звонкими согласными называются такие звуки, при произношении которых используется голос, то есть они состоят из голоса и шума, например: звуки , , .
Некоторые звуки составляют пару: звонкий – глухой, такие звуки называются парными.
Парные согласные по глухости – звонкости:
Звонкие | Б | В | Г | Д | Ж | З |
---|---|---|---|---|---|---|
Глухие | П | Ф | К | Т | Ш | С |
Непарные звонкие согласные: Й, Л, М, Н, Р.
Непарные глухие согласные: Х, Ц, Ч, Щ.
Шипящие и свистящие согласные звуки
Звуки , , , называются шипящими согласными звуками. Звуки и – это непарные твёрдые шипящие согласные звуки:
жук , шут
Звуки и – это непарные мягкие шипящие согласные звуки:
чиж , щит
Звуки , , , называются свистящими согласными звуками.
Буква и звук Й
Буква Й (и краткое) обозначает звук : рай . Буква Й пишется:
- В начале слов: йод, йогурт.
- В середине слов, перед согласными буквами: лайка, майка, кофейник.
- В конце слов: рай, май, твой.
Звук встречается чаще буквы Й, так как он появляется в словах где нет буквы Й, но есть гласные Я, Е, Ю и Ё. Рассмотрим в каких случаях звук встречается в словах, не содержащих букву Й:
- гласные Я, Е, Ю и Ё стоят в начале слова: яма
- гласные Я, Е, Ю и Ё стоят после гласных: дует
- гласные Я, Е, Ю и Ё стоят после разделительного твёрдого знака (Ъ): въезд
- гласные Я, Е, Ю и Ё стоят после разделительного мягкого знака (Ь): льёт
- гласная И стоит после разделительного мягкого знака (Ь): ульи
Немного занимательной и полезной информации
- Звуки и слова могут образовываться и без участия человека. Известный всем пример — произнесение слов птицами семейства попугаев. Что же касается отдельных звуков, то они могут появляться и в неживой природе — при шелесте листвы, порывах ветра, плескании волн. Этого нельзя сказать о буквах — ведь буквенным обозначением может быть признано только осмысленное их написание, а это свойственно только людям.
- Несмотря на небольшое число слов, состоящих только из гласных, из них можно составить предложение: «Э, а я?»
- Почти все слова русского языка, содержащие букву «ф», имеют иноязычное происхождение. Лишь в отношении редких слов (например: филин) предполагается русское происхождение, но точно это не доказано.
- Все слова, начинающиеся на букву «й», также иноязычные. Например: йод, йогурт, йота, Йемен, Йокогама, Йоркшир и т. д.
- Буква «ё» в словах почти всегда несёт на себе ударение. Исключений из этого правила очень мало — это слова иностранного происхождения (кёнигсбе́ргские сёрфинги́сты), а также сложные слова, в составе которых присутствуют числительные трёх- или четырёх – (двадцатитрёхзна́чный, четырёхдве́рный, трёхты́сячный). Также следует отметить те редкие ситуации, когда в одном слове имеются две буквы «ё», одна из которых становится ударной, а другая — безударной (трёхзвё́здочный, четырёхколё́сный, самолётоподъё́мник, трёхрублё́вка).
- В русском языке много слов с необычными буквенными комбинациями. Например, слова, в которых трижды подряд повторяется одна и та же гласная: змееед, зоообъединение, длинношеее. Слово с 7 согласными подряд: контрвстреча (возможно, окказионализм). Слова с тремя мягкими знаками: обольстительность, уменьшительность, мультифункциональность, прельстительность и т. д. Слово с двумя мягкими и одним твёрдым знаком: фельдъегерь. Односложное слово из 8 букв: вскользь. Можно привести и много других интересных примеров.
- Любая буква имеют определённую частоту повторений, наиболее употребляемые буквы в русском языке — о, е, а, и, т, н, с, р. Этот феномен применяется для распознавания шифрограмм.
Знание букв и звуков, их написание и произношение является основой языковой грамотности. В свою очередь, хорошее владение разговорным и письменным языком — один из показателей эрудиции человека, а навыки чтения и понимания текста — основа для познания других наук. Ведь львиная доля информации в современном мире постигается путём прочтения или прослушивания, и лишь небольшая её часть — через личный опыт.
Загрузка …
Помимо этого, языковая речь, формирующая вторую сигнальную систему, а также всё, что с ней связано — слуховое восприятие, чтение, письмо — представляют собой одно из основных отличий человека от животного. Трудно переоценить значение явлений, в основе которых лежит освоение языка. Этот процесс продолжается почти всю жизнь, но начинается он со знакомства с буквами, звуками и слогами ещё в раннем детстве.
Звонкие и глухие согласные звуки.
-
Звонкие
- образуются при помощи голоса и шума.
- буквы Л, М, Н, Р, Й обозначают самые звонкие согласные (сонорные) звуки, которые образуются в с преобладанием голоса и незначительным шумом: , , , , , , , , . Не образуют пар по звонкости/глухости – всегда звонкие.
- Б, В, Г, Д, Ж, З – шумные звонкие , , , , , , , , , , , , состоят из шума и голоса , имеют парные звуки по звонкости/глухости.
-
Глухие (шумные глухие)
- произносятся только из шума (без голоса):
- П, Ф, К, Т, Ш, С – , , , , , , , , , , – глухие, имеют парные звонкие;
- X, Ц, Ч, Щ – , , , , – всегда глухие, не имеют парных по звонкости/глухости .
По наличию или отсутствию голоса в звуке согласные образуют пары.
Парные | непарные (всегда зв./ глух.) | |||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
звонкие | б | б’ | в | в’ | г | г’ | д | д’ | ж | з | з’ | л | л’ | м | м’ | н | н’ | р | р’ | |
глухие | п | п’ | ф | ф’ | к | к’ | т | т’ | ш | с | с’ | х | х’ | ч’ | щ’ |
В речи может происходить замена звуков под влиянием соседних звуков в слове
Важно знать сильные и слабые позиции согласных звуков в слове для их правильного написания
В слабых позициях, что зависит от положения звука в слове, может происходить изменение согласных звуков по звонкости/глухости: звонкие парные согласные меняются на соответствующие парные глухие (оглушаются), а глухие парные меняются на соответствующие парные звонкие согласные (озвончаются). На письме эти изменения звуков обычно не отражаются. Слабая позиция – признак орфограммы.
Сильные позиции по звонкости/глухости
(как слышим, так и пишем) :
- перед гласными:сова , леса ;
- перед сонорными , , , , , , , , : свет – звон , смена – измена , отломать – облом , отнять –поднос , средство – зразы и т.д.;
- перед , :твоих – двоих , свой – звон ;
- для парных звонких согласных сильная позиция – перед звонкими согласными: здание ;
- для парных глухих – перед глухими согласными: миска .
Слабая позиция по звонкости/глухости:
- в конце слова: гриб — грипп , плод — плот , код -кот , род — рот ;
- звонкие парные согласные оглушаются перед глухими согласными: низко , будка ;
- глухие парные согласные озвончаются перед парными звонкими согласными (кроме , ): сдал , молотьба , свет ;
Буква «Ь» в различных азбуках, языках и системах
ЬЕрь
В качестве примеров приведем также слова из разных областей, начинающихся на букву «Ь». Среди них имена собственные и нарицательные, общеизвестные и редкие.
#
Слова
Слова начинающиеся на букву «Ь»
—
Слова заканчивающиеся буквой «Ь»
Ось, ель, будь, корь, ложь, мазь, мать
С буквой «Ь» в середине слова
Тьма, альянс, барьер, бульон, бальзам
Слова содержащие несколько букв «Ь»
Сельдь, фальшь, зашьешь, скользь, мелькать
Страны
—
Города
—
Животные
—
Овощи, фрукты и ягоды
—
Профессии
—
Все имена на букву «Ь»
Мужские имена
—
Женские имена
—
Загадки
* * *Буква для мягкости ставится,И в названии «мягкий» встречается.Брат он твердому знаку.Что это за буква, ребята? (Мягкий знак)
Мягкий знак
Рядом с болотом, где все так топко и неопределенно, жил-был мягкий знак. Он был таким мягким, что не смог жить вместе с другими буквами, ведь все пытались заставить его делать так, как им хочется, а он не мог отказать.
С другой стороны городка Азбуки жил рядом с лесом твердый знак – он тоже не смог ужиться с другими буквами, потому что постоянно пытался всех учить делать так. как ему нравится и как он считал делать правильно. Поэтому его просто-напросто выгнали.
Твердый и мягкий знаки редко общались друг с другом по телефону. а уж чтобы приехать друг к другу в гости, так и вообще никогда – уж слишком они были разные. Но по телефону могли часами обсуждать свои проблемы – одиночества и непонимания с другими. И пусть непонимание у каждого было разным, им все равно было о чем поговорить. Мягкий знак обычно начинал разговор, а твердый резко прерывал его и начинал говорить о своем. Ну а так как мягкий знак был слишком мягким, то уже не прерывал его, молча находя в словах твердого знака то, что было и у него на душе, в такие моменты лишь слабо поддакивал…
И вот однажды мягкий знак все же решился позвать к себе в гости букву С – у него поломалась канализация, был нужен слесарь, а кто, кроме буквы С, может быстро починить сломанную канализацию? И тогда мягкий знак узнал, что можно быть с кем-то вдвоем и не быть обиженным, потому что все зависит от того, куда ты встанешь и с кем окажешься. И теперь мягкий знак всегда общается с согласными буквами. а вот гласные продолжает обходить стороной.
Отличительные признаки мягких и твердых звуков
Какой звук стоит после согласного:
- Если после согласного звука стоит гласный а, о, у, э, ы – то согласный твердый.
- Если после согласного стоит гласный и, е, ю, я – то согласный мягкий.
Отработка на примерах:В словах «мама», «нора» – согласные твердые, потому что после них идут «а» и «о».В словах «лети», «няня» – согласные мягкие, потому что после них идут «е», «и», «я».
- Если после согласного звучит другой согласный – то первый согласный будет твердым.
- Есть звуки, которые могут быть только твердыми, и звуки, которые могут быть только мягкими, независимо от того, какой звук слышится и какая буква пишется после них.
Всегда твердые звуки – ж, ш, ц.Всегда мягкие – й, ч, щ.Распространенным способом выучить эти звуки является простой прием: пишем буквы, передающие эти звуки, в строчку, и подчеркиваем «й, ч, щ». Подчеркивание символизирует подушечку, на которой сидят мягкие звуки. Подушечка мягкая, значит и звуки мягкие.
Мягкий знак и твердый знак
Если согласный в конце слова, и после него стоит буква «ь» – то согласный мягкий.
Это правило легко применить, если ребенок видит написанное слово, но оно не поможет, если ребенок выполняет задание на слух.
Движение языка при произношении мягких и твердых звуков
При произношении мягкого звука язык движется немного вперед, приближаясь к нёбу (или касаясь его) своей серединой.При произношении твердых звуков язык не движется вперед.
Гласные русские буквы и звуки
В отличие от согласных звуков и букв, характерной особенностью гласных является то, что воздух при их произношении проходит через ротовую полость свободно. В результате гласные звуки можно не только легко растягивать, но и произносить нараспев. Ещё одна отличительная особенность — их можно произносить сколько угодно громко, во всю силу голоса.
Посредством гласных букв и звуков согласные соединяются в слоги. В каждом слоге присутствует только одна гласная. Количество прочих букв — согласных, твёрдого и мягкого знаков — может быть различным. Слова могут состоять из одного или нескольких слогов: рос-пись, по-лом-ка, двор, кар-ти-на.
Количество гласных букв в русском языке — 10:
а | е | ё | и | о | у | ы | э | ю | я |
А гласных звуков всего 6: , , , , , . Соответствующие им гласные буквы являются однозвучными. Остальные 4 гласные буквы — е, ё, ю, я — двузвучные, и отдельно произносятся как , , , . В то же время в словах эти буквы означают один звук (примеры: белка, мячик, пошёл, ключ).
Как и в случае с согласными, имеется некоторое количество русских слов, состоящих только из гласных звуков. Это местоимения – я, её; союзы – и, а; предлоги – у, о; междометия – э, ау.
Ударные и безударные гласные
В словах гласные звуки могут быть ударными и безударными.
- Если гласная в слове находится под ударением, она читается более отчётливо, с большим акцентом и чуть более протяжно.
- При отсутствии ударения гласные в словах читаются менее чётко. Соответственно, безударное положение является для них слабой позицией, а положение в ударном слоге — сильной позицией.
Как правило, в традиционном письме ударения в словах не отмечаются. При необходимости их обозначают знаком «акут» — маленьким «/» штрихом над гласной буквой.
Видео урок
Итоговый тест
-
- От формы ротовой полости в момент произнесения звука
- От преграды, образуемой органами речи в момент произнесения звука
-
- произнесение гласных под ударением
- произнесение гласных в безударном положении
- особое произнесение согласных
-
- У гласных
- У согласных
-
- Да
- Нет
-
- Да
- Нет
-
- 5
- 11
- 20
-
- 5
- 10
- 14
-
- 10
- 15
- 20
-
- 3
- 6
- 12
-
- Особыми значками
- Сочетаниями букв
-
- Сильная позиция
- Слабая позиция
-
- У гласных
- У согласных
- У всех: и гласных, и согласных
Правильные ответы:
- От формы ротовой полости в момент произнесения звука
- произнесение гласных в безударном положении
- У согласных
- Нет
- Нет
- 11
- 14
- 15
- 6
- Сочетаниями букв
- Сильная позиция
- У всех: и гласных, и согласных