Какие гласные смягчают согласные важные правила и примеры

Что такое смягчение согласного

Роль Ь и Ъ в русском языке

Мы останавливаемся на станции истории и навещаем наших друзей — мягкий символ и твердый символ, которые выглядят очень похоже, за исключением того, что у Ъ есть маленький хвостик. Они имеют разное значение. Буквы могут объяснить, почему у них нет звуков и какую роль они играют в языке.

Давайте сначала послушаем историю Б.

Теперь давайте послушаем историю К.

Дети, звуки пишутся буквами. В некоторых случаях произношение слова и запись его букв не совпадают. Слово может содержать больше звуков, чем букв: В слове «елка» 4 буквы, но 5 звуков; йо — буква с гласными, есть два звука — й’, о. Другие примеры:

1) «грузчик» — 7 букв, но 6 звуков, потому что 2 буквы «з», «ч» произносятся как 1 звук «ш»,

2) «мама» — 4 буквы, но 3 звука, так как «б» не имеет звука,

3) «Вход» — 7 букв, 7 звуков, где буква «е» не имеет звука, а буква «э» образует 2 звука «й», «э».

Чтобы определить количество звуков в слове и их произношение, сделайте транскрипцию: напишите звук в скобках. Предварительное условие: пишите звуки так, как они звучат: Семья — s’im’y’a, телефон — t’il’ifon, ленивый — l’en’, батальон — battal’on. Запятая над правой согласной указывает на мягкость звука.

Вы уже знаете правило замены слов: нельзя оставлять букву в строке или ставить ее в новой строке. Неправильно: к-кат, кат-а, правильно: кат-ка.

А как насчет мягкого знака? Если в слове есть мягкий знак, он переносится с согласной. Например, мы можем составить слова: мальчик, зорька с мягким знаком в середине слова, чтобы перейти от одной строки к другой, следующим образом: мальчик-чик, зорь-ка. Слова с буквой «б» на конце: april, run, run-jump, up-rel, run-jump. Мягкий префикс добавляется к предшествующей согласной.

Вы понимаете? Тогда давайте двигаться дальше.

Парные согласные по мягкости-твёрдости

Согласные принято делить на твёрдые и мягкие. В фонетике процесс смягчения происходит в нескольких ситуациях:

  • когда после согласной стоит гласная: ю, я, е, ё, и (метель, лютик);
  • либо стоит мягкий знак (вьюга, пью).

Если после согласного идёт гласная, кроме е, ё, ю, я, и, то она не позволяет смягчаться. Например, в словах пион, земля после согласного идет гласный, который провоцирует процесс смягчения. В таких словах как лампа, вода, нет букв е, ё, ю, я, и, поэтому при произношении все звуки твёрдые.

Существуют так же буквы, которые при их речевом воспроизведении будут всегда мягкими, либо твёрдыми. К ним относятся: щ, ч, й, ц, ш, ж. Классификацию букв и звуков необходимо знать каждому школьнику для успешного обучения.

Запомнить парные звонкие и глухие поможет специальная таблица. По ней легко ориентироваться.

· п-п’,

· м-м‘,

· б-б’,

· ф-ф’,

· в-в’,

· с-с’,

· з-з’,

· т-т’,

· д-д’,

· н-н’,

· р-р’

· к-к’,

· л-л’,

· х-х’,

· г-г’

Парные по звонкости-глухости

· б-п,

· в-ф,

· ж-ш,

· г-к,

· з-с,

· д-т.

Непарные мягкие й, ч, щ Твёрдые ш, ц, ж Непарные глухие ш, х, ц, щ, ч Звонкие р, н, м, л, й

Такую таблицу или подобную можно иногда встретить в кабинете начальных классов. Доказано, что у младших школьников развито больше наглядно-образное мышление, поэтому предоставлять новую информацию им необходимо в виде иллюстраций или картинок, тогда она будет эффективна.

Каждый родитель может создать такую таблицу на рабочем столе первоклассника. Не стоит бояться, что эта подсказка приведёт к лени ученика. Наоборот, если он будет часто смотреть на изображение, то быстрее запомнит всё необходимое.

Согласных звуков в русском языке больше, поэтому запомнить их классификацию сложнее. Если перечислить все глухие и звонкие, то получиться число 12. В расчёт не берутся буквы ч, ш, й, щ, ц, ж, р, н, л, м, они относятся к непарным.

Есть подсказки для детей, как быстрее научится распознавать при разборе слова звонкий и глухой согласный. Для этого необходимо прижать ладонь к горлу и произнести отчётливо отдельный звук. Глухие и звонкие согласные будут произносится по-разному и, соответственно, различно отражаться в ладони. Если в руку отдаёт вибрация – это звонкий, если нет – глухой. Такой подсказкой пользуются многие ребята при изучении фонетики.

Есть и другое упражнение, помогающее с точностью определять, какой перед учеником согласный. Для этого необходимо закрыть руками уши, но при этом желательно должна быть тишина. Произнести волнующую букву, прослушать её с закрытыми ушами. Если она не слышится, то это – глухой звук, если наоборот отчётливо – звонкий.

Если постараться, сегодня любой родитель может найти много интересных, увлекательных и познавательных упражнений и правил, которые помогут малышу с лёгкостью осваивать новые знания. Это сделает процесс обучения более интересным и занятным, что повлияет в свою очередь на успеваемость.

Принципы смягчения буквы и согласных звуков

Один из основных принципов смягчения – это ассимиляция, когда звук меняется под влиянием соседнего звука. Например, в русском языке звук может смягчаться в или , когда стоит перед звуками или . Это можно увидеть в словах «тетя» и «тихий», где смягчается в и соответственно.

Другим принципом является палатализация, когда согласные звуки становятся палатализованными под влиянием переднего звука. Например, в русском языке звук может стать палатализованным перед звуками или . Это можно увидеть в слове «день», где становится перед .

Еще одним принципом смягчения является упрощение, когда сложные звуки становятся более простыми или утрачиваются совсем. Например, звук может упроститься до в определенных условиях. Это можно увидеть в слове «чашка», где упрощается до .

Важно помнить, что принципы смягчения буквы и согласных звуков могут отличаться от языка к языку. Каждый язык имеет свои особенности и правила, которые определяют, какие звуки смягчаются и как они меняются

Понимание этих принципов помогает нам лучше понять фонетическую структуру языка и научиться правильно произносить слова.

Что такое звуки речи и буквы?

Изучая с ребенком язык, нужно четко дать ему понять различия между устной и письменной речью

Для этого важно ему дать понятие о том, что такое звук, а что – буква

Звуки — это то, что мы воспринимаем своим слухом. То, что относится к речи наш мозг легко отделяет от остальных звуков и интерпретирует их в образы. Звуки речи мы можем записать буквами, формируя из них слова.

Буква — это графический символ алфавита, благодаря которому мы можем отобразить на бумаге, то что слышим на слух. Но, тут для ребенка кроется очень большая сложность. Ведь количество звуков и букв, их воспроизводящих на бумаге, в разных словах может отличаться как в одну, так и в другую сторону.

Звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные

Звонкие и глухие

При произнесении звонких согласных поток воздуха создает колебания голосовых связок. Если голосовые связки не задействованы, то звук считается глухим.

Но в русском языке звонкая буква не всегда обозначает звонкий звук (и наоборот: глухой согласный не всегда обозначает глухой звук). Это зависит от положения буквы в слове.

Звонкий согласный часто оглушается в конце слова. Например в слове «дуршлаг» мы на конце читаем «к», потому что звук в слабой позиции. Также может оглушаться перед глухим согласным. Например, слове «походка» мы произносим как «пахотка».

Чтобы определить, какую букву будет правильно написать, букву нужно поставить в однокоренном слове в сильную позицию (то есть перед гласной или согласными М, Л, Н, Р).

Например: «лодка» — «лодочка», «гриб» — «грибной».

Таблица

Парные

Звонкие

Глухие

Б

П

В

Ф

Г

К

Д

Т

Ж

Ш

З

С

 

Непарные

 

Л, М, Н, Р, Й

(сонорные)

Х, Ц, Ч, Щ

Также парными по глухости/звонкости являются пары мягких согласных, от указанных в таблице. Например: «б’ — п’», «в’ — ф’».

Твердые и мягкие

В словах одна и та же буква может обозначать и твердые и мягкие звуки. Это связано с влиянием последующих согласных на мягкость/твердость. Перед А, О, У, Ы, Э звучат твердые согласные, перед И, Е, Ё, Ю, Я — мягкие.

Таблица

Парные

Перед А, О, У, Ы, Э – твердые.

Перед И, Е, Ё, Ю, Я – мягкие.

                              Твердые              Мягкие

бал

б б‘ белый
ваза в в‘

вязать

гора

г

г‘

гимн

дым

д д‘ дядя
зола з з‘

зима

куры

к к‘ кирпич
лак л л‘

лес

море

м м‘ мир
наш н н‘

няня

порт

п п‘ песня
роза р р‘

резьба

сам

с с‘ синий
туча т

т‘

тюлень

фары

ф ф‘ фильм
холка х х‘

Хельсинки

                  

Непарные

 

ж, ш, ц

             ч, щ, й

Алфавит

Язык — это главное изобретение человечества. Причем у каждого народа, который создал свой язык он отличается особенностями, свойственными этому народу. На определенном этапе развития общности, которая использует тот или иной народ, появляется потребность в записывании звуков речи, соединенные в слова и предложения. Так появилась письменность, а одновременно с ней алфавит. То есть набор всех букв используемой в письменности, стоящих в строгом порядке.

Алфавит русского языка насчитывает 33 буквы и выглядит следующим образом:

Порядок букв в русском алфавите

Алфавит — это база любого языка, которую необходимо знать всем, кто его изучает. Можно ли научиться говорить без знания алфавита? Конечно. Но, кроме возможности излагать свои мысли, нужно научиться писать и читать. А это сделать без знания алфавита невозможно.

Сегодня у детей очень много различных пособий для изучения алфавита. Вы можете купить специальные флеш-карточки, магниты, небольшой букварь, который ребенок может брать с собой на прогулки или в поездки.

В нашу компьютеризированную эпоху электронные гаджеты также можно призвать в помощь при изучении алфавита. Печатайте буквы в текстовых приложениях и называйте звуки которые их обучают. Можно подключить воображение и использовать графические редакторы, изменять шрифты и добавлять заливки. Создайте собственный алфавит, который будет интересен ребенку. Тогда и обучение пойдет быстрее и эффективнее.

Отличительные признаки мягких и твердых звуков

Какой звук стоит после согласного:

  • Если после согласного звука стоит гласный а, о, у, э, ы – то согласный твердый.
  • Если после согласного стоит гласный и, е, ю, я – то согласный мягкий.

Отработка на примерах:В словах «мама», «нора» – согласные твердые, потому что после них идут «а» и «о».В словах «лети», «няня» – согласные мягкие, потому что после них идут «е», «и», «я».

  • Если после согласного звучит другой согласный – то первый согласный будет твердым.
  • Есть звуки, которые могут быть только твердыми, и звуки, которые могут быть только мягкими, независимо от того, какой звук слышится и какая буква пишется после них.

Всегда твердые звуки – ж, ш, ц.Всегда мягкие – й, ч, щ.Распространенным способом выучить эти звуки является простой прием: пишем буквы, передающие эти звуки, в строчку, и подчеркиваем «й, ч, щ». Подчеркивание символизирует подушечку, на которой сидят мягкие звуки. Подушечка мягкая, значит и звуки мягкие.

Мягкий знак и твердый знак

Если согласный в конце слова, и после него стоит буква «ь» – то согласный мягкий.

Это правило легко применить, если ребенок видит написанное слово, но оно не поможет, если ребенок выполняет задание на слух.

Движение языка при произношении мягких и твердых звуков

При произношении мягкого звука язык движется немного вперед, приближаясь к нёбу (или касаясь его) своей серединой.При произношении твердых звуков язык не движется вперед.

Согласные в русском языке и их транскрипция

В отличие от гласных, при произношении которых волна звука из гортани изливается свободно, при произношении согласного, звуковой волне приходится преодолевать препятствия в виде зубов, языка, губ. Поэтому он всегда воспроизводится как шум, тогда как гласные можно пропеть.

Само название такого звука «со-гласный» сложилось потому, что для выраженности его произношения, рядом должен быть гласный:

  1. , , ;
  2. , , .

Если обратить внимание на то, как в приведённых примерах звучит согласный, обозначенный буквой «н«, то легко заметить различие в его произношении для слов из первой и второй строки. В первой строке «н» является твёрдым, а во второй – мягким

Чтобы на письме  можно было отличать буквы от звуков, была придумана специальная конструкция — транскрипция, таким образом когда возникает необходимость обозначить звук мы заключаем его в квадратные скобки. Мягкие и твёрдые согласные имеют свои правила транскрипции:

  • твердый – ;
  • мягкий – .

В обоих случаях обозначение звука заключается в квадратные скобки, но, чтобы отметить его мягкость, используется специальный значок – «перевёрнутая запятая» или апостроф.

А вы знали?

В древнеславянской азбуке существовало 49 букв, которые назывались буквицами, из которых 24 гласных (их ещё называли гласящие или мужские), 24 согласных (согласующие или женские) и одна Вселенская бесполая.

Твёрдые согласные звуки

При произношении подобного звука не приходится производить никаких дополнительных артикуляционных действий, чтобы воспрепятствовать прохождению звуковой волны.

Так, например, произносятся твёрдые согласные «к«, «л«, «г» в словах , , .

Мягкие согласные звуки

При образовании такого звука нашему языку приходится выполнять дополнительные движения. Его средняя часть должна подняться к твёрдому нёбу и таким образом усилить препятствие на пути звуковой волны, что смягчает звук.

По данному принципу воспроизводятся мягкие согласные «к«, «л«, «г» при произношении слов , , .

В каком слове при обозначении мягкости согласных нужны и буква гласного и знак “ь”

В данном случае, в слове “сирень” мы видим, что согласная “н” смягчается благодаря наличию гласной “е” и знака “ь”.

Смягчение согласных происходит только при наличии смягчающих гласных и знака “ь”. Такие гласные, которые смягчают согласные, называются смягчающими гласными. В русском языке таких гласных существует несколько: “е”, “и”, “ю”, “я”.

Таблица смягчения согласных звуков

  • Смягчающие гласные: “е”, “и”, “ю”, “я”
  • Смягчающий знак: “ь”

В слове “сирень” мы видим, что согласная “н” смягчается благодаря наличию смягчающей гласной “е” и знака “ь”. Таким образом, согласная “н” становится мягкой.

В слове “бальный” мы видим, что согласная “л” смягчается благодаря наличию смягчающей гласной “я” и знака “ь”. Таким образом, согласная “л” становится мягкой.

В слове “принёс” мы видим, что согласная “н” смягчается благодаря наличию смягчающей гласной “е” и знака “ь”. Таким образом, согласная “н” становится мягкой.

В слове “буква” мы видим, что согласная “в” не смягчается, так как рядом нет смягчающей гласной и знака “ь”.

Таким образом, при обозначении мягкости согласных звуков в русском языке нужны как буква гласного, так и знак “ь”.

Чем отличаются звуки [Й] и [И]

Внимание! Поезд прибыл на станцию «Исследовательская»! Здесь мы станем настоящими сыщиками, как известный Шерлок Холмс. Скажите, ребята, какими качествами он обладал? (наблюдательность, внимание, хорошая память)

 

Эти качества и нам пригодятся.

Исследование №1. Прочитайте загадки и назовите, с какой буквы и звука начинаются отгадки.

Мы коричневым раствором

Мажем локти и коленки

Димке, Кате и Егору,

Пете, Маше, Васе, Ленке.

И теперь любой поймет,

Что лекарство – это…(йод)

Это детская площадка.

Мячик здесь, ведро, лопатка.

И мальчишки, и девчушки

Принесли с собой…(игрушки)

По утрам его съедаю.

Вкус фруктовый обожаю.

Они разные бывают:

С вишней и с клубникой,

С персиком, черникой…

Если ты их знаешь —

Загадку отгадаешь…(йогурт)

Ждёт меня подружка:

На макушке – ушко.

Если танцевать пойдёт,

Всё заштопает, зашьёт… (иголка)

Ответ: в первой и третьей загадке отгадки начинаются с буквы и звука , во второй и четвёртой – с буквы и звука .

Исследование №2. Посмотрите на две буквы: Й, И. Что у них общего? Чем они отличаются?

Ответ: они похожи по написанию, но Й имеет сверху чёрточку –знак кратности.

Исследование №3. Вспомните информацию, полученную на предыдущих уроках: какой из звуков , является гласным? Какой согласным?

Верный ответ: согласный звук, образуется с помощью голоса и шума.–звук гласный, образуется с участием одного голоса.

Исследование №4. Ещё раз потренируем память: звук имеет пару? Он твёрдый или мягкий?

Прав тот, кто ответил: звук не имеет пары и всегда мягкий. В транскрипции он помечается запятой – знаком мягкости: воробей – ,буйвол – .

Исследование №5. Вспомните правило: гласные образуют слоги, согласные – нет. В слове столько слогов, сколько гласных букв: дуб – 1 гласная, 1 слог;паль-ма – 2 гласные, 2 слога; ма-ши-на – 3 гласные, 3 слога.

Слог может состоять из одной гласной, из одной согласной– нет: о-де-ко-лон, а-на-нас, о-стров.– согласный, поэтому слог из одного не состоит. Он присоединяется к предыдущему или последующему гласному: мо-ло-дой, ай-ва, ко-фей-ник, йо-гурт.

Примените это правило по отношению к словам: лейка, игла, поймал, иду, йога, вилка. Разделите слова на слоги.

Проверьте себя: лей-ка, иг-ла, пой-мал, и-ду, йо-га, вил-ка.Назовите слово, в котором слог состоит из одной гласной (и-ду).

Исследование №6. Вам даны слова в единственном числе: строй, попугай, герой. Образуйте от них слова множественного числа.

 

Что получилось? Сверьте с верным ответом: строй – строи, попугай – попугаи, герой – герои.

Что заметили в каждой паре слов? Если в единственном числе слова, которые обозначают предметы, оканчиваются на – й-, то во множественном числе на конце слова появляется – и-.

Ребята, выучите правило переноса буквы Й: его не отрывают от предшествующей буквы. Например: вой-на, мой-ка, не бой-ся, све-жий. Если Й – первая буква в слове, то переносится с последующим гласным: страна Йе-мен.

Наш багаж знаний пополнился. Нам надо поспешить!

Правило встречается в следующих упражнениях:

1 класс

Страница 50,
Канакина, Горецкий, Учебник

Страница 82,
Канакина, Горецкий, Учебник

Страница 107,
Канакина, Горецкий, Учебник

Страница 112,
Канакина, Горецкий, Учебник

Страница 42,
Канакина, Горецкий, Рабочая тетрадь

Страница 43,
Канакина, Горецкий, Рабочая тетрадь

Упражнение 154,
Климанова, Макеева, Учебник

Упражнение 155,
Климанова, Макеева, Учебник

Упражнение 65,
Полякова, Учебник

Упражнение 5,
Иванов, Евдокимова, Кузнецова, Учебник

2 класс

Упражнение 201,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 132,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 136,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 133,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 88,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 52,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 123,
Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 134,
Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 136,
Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 3,
Иванов, Евдокимова, Кузнецова, Петленко, Романова, Учебник, часть 1

3 класс

Упражнение 124,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 52,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 39,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 43,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 29,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 30,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 25,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 239,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 45,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 34,
Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, часть 2

4 класс

Упражнение 57,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 54,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 174,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2

5 класс

Упражнение 280,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 310,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 319,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 187,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 33,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

Упражнение 47,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

Упражнение 48,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

Упражнение 49,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

Упражнение Задачка стр.26,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

Упражнение 51,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

7 класс

Упражнение 481,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 36,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 550,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Мягкий знак и его роль в процессе мягкости

Мягкий знак служит для обозначения перед собой мягкого (палатализованного) звука. Главная его функция состоит в том, чтобы делать предшествующую согласную мягкой и изменять ее произношение.

В русском языке существуют определенные правила использования мягкого знака. Однако, существуют также исключения. Правила употребления мягкого знака основываются на фонетических и грамматических особенностях языка.

Согласные перед мягким знаком произносятся смягченно. Это означает, что при произнесении звука перед мягким знаком, язык ближе подходит к мягкому небу, что влияет на произношение звука. Например, согласная «т» перед мягким знаком произносится как «ч», согласная «д» — как «дь».

Мягкий знак также влияет на написание согласных. Согласные, перед которыми стоит мягкий знак, пишутся с «и» после «ж», «ш», «щ», «ч», а также после «ц». Например, слова «лучший», «положить», «ночью», «горчица» являются примерами использования мягкого знака.

Мягкий знак является важным элементом правильного произношения и написания русского языка. Понимание его роли и использование соответствующих правил помогает говорить и писать корректно и понятно.

Причины и механизмы смягчения

Смягчение согласного — это звуковой процесс, при котором звук становится более мягким и близким к гласному. Смягчение может происходить в определенных условиях и изменяться в зависимости от контекста и позиции звука в слове.

Основные причины, приводящие к смягчению согласного, включают:

  • Позиция звука в слове: Смягчение обычно происходит в конце слова или перед гласными звуками. Например, в слове «кот» смягчение происходит у конечного согласного ‘т’.
  • Влияние соседних звуков: Смягчение также может происходить под воздействием соседних звуков. Например, в слове «мальчик» смягчение происходит у согласного ‘л’ под влиянием гласного ‘ь’.
  • Грамматические правила: Смягчение может быть обусловлено грамматическими правилами. Например, в русском языке смягчение происходит во множественном числе у согласных звуков перед гласным звуком ‘и’.

Механизм смягчения заключается в изменении активности речевого аппарата. При смягчении согласного речевой аппарат более расслаблен и мышцы языка приближаются к более открытой позиции. Это приводит к изменению акустических характеристик согласного звука, делая его более мягким и близким к гласному.

Смягчение согласного — важный фонетический процесс, который влияет на произношение и различение слов в русском языке. Понимание причин и механизмов смягчения помогает лучше понять фонетическую сторону языка и грамматические закономерности.

Таблица с звуками, смягчающими согласные звуки

В русском языке есть определенные звуки, которые могут смягчать согласные звуки при их произношении. Это звуки, которые изменяются в зависимости от контекста или наличия определенных букв в слове. Ниже приведена таблица с примерами и правилами, регулирующими смягчение согласных звуков:

  • Звук «е» смягчает согласные звуки «г», «к», «х», «хв», «ч», «ш», «щ».

    Примеры: «мегафон», «брекеты», «техника», «техврач», «течка», «теща», «тещура».

  • Звук «и» смягчает согласные звуки «ж», «ш», «ч».

    Примеры: «миграция», «лицо», «работница».

  • Звук «я» смягчает согласные звуки «д», «т».

    Примеры: «ядро», «работящий».

  • Звук «е» смягчает согласные звуки «б», «п», «в», «ф», «м».

    Примеры: «веб-разработчик», «степлер», «ревень», «ребро», «ремень».

  • Звук «ё» смягчает согласный звук «ж».

    Пример: «объём».

  • Звук «ю» смягчает согласный звук «с».

    Пример: «ресурс».

  • Звук «с» смягчает согласный звук «ш».

    Пример: «слово».

Смягчение согласных на конце слова:

Смягчение согласных звуков на конце слова происходит в русском языке в определенных случаях. Изначально смягчение звуков было звуковой характеристикой говорящего, которая в дальнейшем перешла в правило орфоэпии.

В русском языке смягчаются согласные звуки в следующих сочетаниях:

  • Конечный звук «к» смягчается в звук «ч» в следующих прилагательных и наречиях: «сердечный», «красивый», «немедленно».
  • Конечный звук «г» смягчается в звук «ж» в следующих существительных и прилагательных: «полунощник», «царственный», «обмороженный».
  • Конечный звук «х» (в транскрипции «kh») смягчается в звук «ш» в следующих существительных и глаголах: «рыбах», «нарох», «забрехал».

Это лишь некоторые примеры смягчения согласных звуков на конце слова. Однако, для полного понимания правил смягчения, следует ознакомиться со всей таблицей смягчения звуков.

Смягчение согласного в русском языке и его особенности

Смягчение согласного – это процесс изменения произношения согласных звуков в русском языке при нахождении мягкого знака (ь) после них. В результате смягчения происходят изменения в самом звуке или его окружении.

Особенности смягчения согласных в русском языке:

  1. Смягчение согласных происходит только при наличии мягкого знака (ь) после них.
  2. Смягчаются следующие согласные: к, г, х, ж, ш, щ, ч.
  3. Смягчение происходит в самом звуке: к превращается в ц, г в з, х в с, ж в ш, ш в щ, ч в щ.
  4. Смягчение также может затрагивать звуки, находящиеся перед смягчаемым согласным.
  5. При смягчении согласных происходит изменение в написании слова: конечная согласная меняется на мягкую.
  6. Примеры слов с смягчением согласных: кошка, дождь, хрущев, жизнь, шуметь, щи, чашка.

Смягчение согласного является одной из особенностей русской фонетики и лексики. Знание этого явления помогает правильно произносить и писать слова, а также понимать историческое развитие русского языка.

Правила смягчения звуков в словах

В русском языке существуют определенные правила, которые определяют, какие звуки смягчаются в словах. Смягчение звуков происходит, когда за смягчаемым согласным звуком следует гласный звук «е» или «и».

В таблице ниже приведены примеры смягчаемых согласных звуков и соответствующих им смягченных вариантов:

Смягчаемый звук Смягченный вариант Примеры слов
К Ц каска — цаска, карта — царта
Г Ж груша — жруша, газета — жазета
Х Ш хлеб — шлеб, хата — шата
Ч Щ чай — щай, очки — щки
Т Ц ток — цок, тень — цень
Д Ж дом — жом, день — жень
С Ш сок — шок, соль — шоль
З Ж зуб — жуб, звезда — жвезда
Л Ль лед — льед, ложка — льожка
Н Нь нос — ньос, ночь — ньочь

Знание этих правил поможет правильно произносить русские слова и говорить без неправильных согласных звуков.

Примеры и иллюстрации

Для более ясного представления о том, что такое смягчение согласного, рассмотрим несколько примеров:

  1. Слово «хомяк»

    В русском языке слово «хомяк» имеет значение маленького грызуна. Согласная «х» в этом слове является глухой неаспирированной согласной и смягчается на письме благодаря букве «о» перед ней. Окончание «-ак» показывает, что перед этими буквами стоит смягченная согласная.

  2. Слово «богема»

    Слово «богема» в русском языке описывает свободный образ жизни и интеллектуальных людей. В этом слове смягчение согласной происходит за счет гласной «е» перед согласной «м». Смягченную согласную можно обозначить символом «ь».

  3. Слово «речь»

    Смягчение согласной в слове «речь» происходит за счет гласной «е» перед согласной «ч». Кроме того, в этом слове присутствует мягкий знак после согласной «р». Оба этих фактора указывают на то, что согласная звуков «ч» в слове является смягченной.

Согласные звуки, которые могут быть смягчены

В русском языке существуют некоторые согласные звуки, которые могут быть смягчены при наличии определенных условий. Это особенность фонетической системы русского языка, которая требует изменения произношения некоторых согласных звуков в смежных позициях.

Следующие согласные звуки могут быть смягчены:

  1. Согласный звук (киррическое) может быть смягчен до звука в следующих случаях:
    • перед передними гласными , , , , , ;
    • после приставки , перед гласной (например, слова ‘скиснуть’, ‘скисший’).
  2. Согласный звук (гэ) может быть смягчен до звука (жэ) в следующих случаях:
    • перед передними гласными , , , , , ;
    • после приставки , перед гласной (например, слова ‘зжечь’, ‘зжатый’).
  3. Согласный звук (ха) может быть смягчен до звука (ша) в следующих случаях:
    • перед передними гласными , , , , , ;
    • после приставки , перед гласной (например, слова ‘шхуна’, ‘шхунистый’).

Смягчение согласных звуков в русском языке является одним из ключевых элементов фонетической системы. Правильное произношение и учет смягчения звуков позволяют говорящему ясно выражать свои мысли и корректно воспринимать речь собеседника.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный мир
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: