Урок № 2
К началу этого урока дети уже повторяли в течение двух-трех дней вслед за мамой А, Я, О, Ё
и хорошо запомнили их в этом порядке.
Закрепляющие игры.
Теперь с этими четырьмя буквами нужно сыграть в пять закрепляющих игр для того, чтобы дети твердо запомнили их как в порядке выученного стишка, так и по отдельности.
Разложите на столе перед ребенком четыре карточки парами, называя их вслух, в том порядке, в котором их ему показывали. После этого приступайте к играм.
А | Я |
О | Ё |
1-я игра. «Ветер».
Объясните ребёнку, что красные буквы — это большие братья, а синие — маленькие братики. Потом скажите: «Налетел ветер и перемешал всех братиков». Перемешайте буквы сами, чтобы они не оказались перевернутыми. Потом пусть ребенок сложит их по порядку парами, называя вслух: А
— рядом Я
, О
— рядом Ё
(поначалу с вашей помощью).
2-я игра. «Прятки».
Накройте меньшие карточки большими (красные буквы сверху) и поменяйте порядок расположения этих пар: «Маленькие братики спрятались под большими и поменялись местами, чтобы Леночка их не нашла. Угадай, какой маленький братик спрятался под большим братом О
? Правильно, под О
спрятался Ё
! А под А
? Правильно, Я
!»
3-я игра. «Перепрятки».
Играете так же, но на этот раз наоборот — большие братья прячутся под маленькими.
4-я игра. «Ворона».
Водите ладонями над карточками, разложенными в правильном порядке, и приговаривайте: «Ворона летела, летела, летела, летела и… буковку съела». Быстро накройте ладонью одну из букв: «Какую букву ворона съела?» Водить лучше одновременно обеими ладонями, чтобы ребенку было сложней догадаться, какую букву вы собираетесь накрыть. Если он не смог быстро ответить, оторвите ладонь на мгновенье и снова накройте букву. Если и тогда не скажет, подскажите, к примеру: «Рядом с О
. Правильно, Ё
!» Со временем ребенок запомнит расположение букв и будет их угадывать легко.
5-я игра. «Карты».
Теперь этими же карточками играйте с ребенком так, как взрослые играют в карты. Вы тасуете карты, потом бросаете на стол перед ним карточку и спрашиваете: «Что это?» Назвал правильно — выиграл и забрал карточку, ошибся — забирает другой ученик, а дома — мама. Не торопитесь разрешать другим ученикам подсказывать, дайте ребенку немного подумать. Поначалу попробуйте бросать карточки парами: сначала О
, за ней Ё
, А
— Я
и т.д. Если ребенок выигрывает уверенно, бросайте парами, но в обратном порядке. Потом начинайте бросать вразброс.
Присутствующая на уроке мама запоминает и записывает, как играть в эти пять игр дома. Играть нужно только один раз в день, если ребенок сам не просит больше. Но каждый раз прекращайте игру, пока он еще хочет играть: «В другой раз доиграем».
Показ трех пар гласных (А — Я, О — Ё, У — Ю).
После того, как вы сыграли в пять игр с первыми двумя парами букв, достаньте следующую изготовленную вами пару карточек У — Ю
, надпишите их на обороте для себя и добавьте их в стопку (после урока отдайте эту стопку, все шесть букв, маме).
А | Я |
О | Ё |
У | Ю |
Показывайте теперь ребенку уже три пары букв так, как вы показывали ему на уроке № 1 две пары. Только на этот раз первые четыре буквы называет ребенок, а последние две вы быстро называете сами, не давая ему ошибиться (напомните об этом и маме). Дайте маме те же наставления, что и на уроке № 1. К следующему уроку за два-три дня показа ребенок запомнит уже новый стишок:
«Это — А
«
«Это — Я
«
«Это — О
«
«Это — Ё
«
«Это — У
«
«Это — Ю
«
Отдайте маме эти шесть изготовленных вами букв, попросите принести их с собой на следующее занятие.
Внимание!
После урока № 2 мама показывает ребенку несколько раз в день уже эти три пары гласных, но в закрепляющие игры играет с ним пока лишь на первые две пары (А — Я, О — Ё
) один раз в день
Гласные и согласные звуки и буквы
Для начала разберемся, сколько всего букв содержит русский алфавит. Всего их 33. Все они делятся на две большие группы: гласные и согласные.
Только мягкий и твердый знаки мы не можем отнести ни к одной из групп: они не обозначают звука, а служат для указания на твердость или мягкость предыдущего звука.
Таблица с карточками гласных и согласных букв в русском языке.
Гласные звуки
Гласные звуки произносятся легко, нараспев. Это возможно благодаря тому, что при артикуляции во рту не образуется преграда для воздушного потока.
Ударные и безударные
Гласные звуки бывают ударные и безударные. Ударные гласные звуки в слове выделяются голосом. Благодаря ударению мы понимаем смысл слова. Есть слова, в которых смысл зависит только от постановки ударения, например: зАмок- замОк. Безударные звуки произносятся не так четко, так что на письме безударные звуки мы проверяем ударением.
Сколько согласных букв и звуков в русском языке?
Согласные звуки образуются благодаря преграде, возникающей во рту во время прохождения воздушного потока. Роль преграды могут играть зубы, язык, губы, в зависимости от характера преграды согласные подразделяются на множество групп, например, губные, зубные и т.д.
Также согласные делят на твердые и мягкие, глухие и звонкие.
Твердые и мягкие
Твердые согласные произносятся более грубо, мягкие же звучат изящнее и смягчаются рядом стоящим гласным или на письме с помощью мягкого знака. В транскрипции мягкие звуки обозначаются рядом стоящим апострофом. Например, в слове ДОМ буква «д» звучит твердо, а в слове ИДЁМ – мягко. Мягкие и твердые согласные представлены в таблице.
Глухие и звонкие
Глухие согласные звуки произносятся без участия голоса, в то время как в формировании твердых звуков участие голоса необходимо. Звонкие и глухие звуки, как правило, образуют пару, например: Б-П, В-Ф и т.д. Существует лишь несколько звуков, у которых нет пары по глухости-звонкости: Щ, Ц, Й, Р, Л, М, Н.
Полностью рассмотреть глухие и звонкие, твердые и мягкие согласные, а также ударные и безударные гласные поможет таблица, представленная на нашем сайте. Ее можно повесить в классе, где дети приступили к более подробному изучению русского алфавита. Также вполне резонно будет повесить таблицу на видном месте дома, если малыш начинает изучать буквы.
Как правильно учить гласные и согласные
КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ЧИТАТЬ ПО СЛОГАМКак правильно учить гласные и согласные.Сперва учим открытые гласные, твердые: А,О,У,Ы,Э.Затем учим твердые звонкие согласные: М,Л.Важно: произносить согласные надо только звуками, то есть не Мэ, не Эм, а просто «М» и все.Затем учим глухие и шипящие звуки: Ж,Ш,К,Д,Т и т.д.Повторение-мать учения.Обязательно на каждом занятии повторяем пройденный материал, то есть те звуки, которые мы учили в предыдущем занятии. Закрепление материала позволит быстрее выработать правильный механизм чтения у ребенка.Читаем по слогам.А вот теперь, когда мы уже выучили часть звуков, нам надо научить ребенка читать по слогам
На самом деле это не так сложно, как кажется.Разберем слог «Ма».Посмотрите в букваре, как первая буква слога — «М» — бежит ко второй букве — «а». Вот так и надо учить ребенка читать по слогам: «м-м-м-ма-а-а-а-а» — «м-м-м-ма-а-а-а-а». Ребенок должен понять, что первая буква бежит ко второй, и в итоге обе произносятся слитно, вместе, неотрывно друг от друга.Учим несложные слоги.Первые слоги, которым вы должны научить ребенка читать, должны быть несложными, состоящими из двух звуков, например, МА, ЛА, ПА, ЛО, ПО.Ребенок должен понять, каким же образом звуки составляются в слоги, он должен понять алгоритм этого чтения по слогам. Тогда спустя пару дней он уже как по накатанной начнет читать более сложные слоги: ЖУ, ВЭ, ДО, то есть с шипящими и глухими согласными.Учим более сложные слоги.Пока еще рано переходить к чтению книг, то есть уже к чтению слов
Лучше подольше позакреплять чтение по слогам, чтобы ребенок основательно понял механизм составления слогов, а из них – уже слов.Итак, после того как ребенок уже начал читать по слогам, состоящим из двух букв, начинайте давать ему более сложные слоги, в которых гласная идет впереди согласной: АВ, ОМ, УС, ЭХ.Учим читать первые простые слова.А вот уже здесь можно начинать давать почитать первые несложные слова: МА-МА, РА-МА, МО-ЛО-КО.Следим за произношением.Чтобы научить ребенка хорошо читать, обязательно следите за первым произношением слогов.Внимание: некоторые родители и даже учителя и воспитатели в детских садах заставляют детей петь слоги. Дети привыкают к этому и начинают петь их постоянно, при этом даже промежутки между словами не делая
То есть «ма-ма-мы-ла-ра-му» поется такими детьми на одном дыхании. А некоторые дети даже умудряются петь весь текст всего абзаца, не делая пауз даже когда стоят точки, запятые или восклицательные (вопросительные) знаки.Поэтому: если вы учите ребенка читать, учите хорошо сразу – не разрешайте ребенку петь все подряд, обязательно заставляйте его делать паузы между словами и тем более, между предложениями. Сразу научите ребенка так: пропел слово, пауза, пропел второе, пауза. Потом он паузы сам будет укорачивать, но для начала паузы делать надо обязательно.В каком возрасте надо учить ребенка читать?Не торопите события. Если вашему ребенку 3 или 4 года, ему совсем неохота сидеть и кропеть над книгами, бегло читать или составлять буквы в слоги. В этом возрасте еще рано начинать учить ребенка читать, если конечно, он сам не изъявляет своего сильного желания овладеть грамотой.Другое дело, в 5 и даже в 6 лет – в этом возрасте, фактически подготовительном возрасте к школе, детей обязательно надо научить читать и писать основные фразы печатными буквами. Типа «МАМА», «КОРОВА», «МОЛОКО». Обычно с этим справляются воспитатели в детских садах. Но те дети, что не ходят в садик по тем или иным причинам, обязательно должны получить эти знания дома от родителей, или бабушки с дедушкой, или от репетитора. Дело в том, что современная программа обучения в средней школе уже подразумевает, что ребенок приходит в первый класс уже умеющий читать по слогам.Поэтому, если вы его научите до школы, то в школе ему будет очень легко читать, и первый стресс от школы он переживет спокойно.Учимся играя.Не старайтесь сразу научить ребенка читать бегло, или выразительно. В первую очередь, он должен научиться составлять слоги самостоятельно, читать их в книге, составлять слова и предложения, то есть овладеть просто техникой чтения. Пусть сперва это будет очень медленно, пусть сложно для него. Но вы должны плавно, тихо и спокойно поправлять его ошибки, как бы играючи. Ведь игра – это всегда расслабление, отсутствие стресса. А именно это и нужно, чтобы ребенок спокойно понял все, что от него требуют взрослые.При соблюдении всех этих советов-правил вы научите ребенка читать довольно быстро – за 1,5-2 месяца.
Предварительный просмотр:
Памятка для родителей
КАК ОБЪЯСНИТЬ ДЕТЯМ РАЗНИЦУ МЕЖДУ ГЛАСНЫМИ И СОГЛАСНЫМИ ЗВУКАМИ
Фонетический разбор для малышей – это одно из самых трудных заданий. Действительно, чтобы определить какой перед тобой звук, ребенку нужно как следует его проанализировать и запомнить, как произносятся гласные и согласные звуки. Без четкого понимания разницы ребенок будет постоянно путаться.Чтобы помочь малышу научиться различать звуки, придерживайтесь следующих правил.
Не говорите ребенку о том, что гласные поются, а согласные нет. Изобретательные дети покажут вам, как можно пропеть звук З или М , и тогда путаницы не избежать. Дело в том, что все звуки в нашем языке можно разделить на 3 группы:
гласные – это голос,
звонкие согласные – это голос и шум,
глухие согласные – только шум.
Наиболее близки к гласным сонорные: р, л, н, м, й. Поэтому довод о том, что гласные поются, а сонорные нет – не используйте ради своего же дальнейшего спокойствия.
Ребенок лучше запомнит различие между звуками, если сам эти различия найдет. Главный вывод, к которому он должен прийти – при произнесении согласных воздуху постоянно что-то мешает легко выпрыгнуть изо рта: то зубы, то губы, а звук М вообще выходит через нос. Дайте малышу зеркальце –пусть он сравнивает, как ведет себя ротик, когда он по очереди произносит гласные и согласные звуки.
Как научить ребенка алфавиту в 4 годика дома?
Многие родители задаются вопросом, как выучить алфавит. Существует множество способов, но самым действенным является обучение с помощью интересных игр, к которым захочется возвращаться.
Игры на изучение алфавита и цифр
Существует множество игр, помогающих изучить буквы и слоги.
Обратите внимание! Не стоит зацикливаться на одном способе, лучшим вариантом будет комбинирование нескольких видов игр, чтобы процесс обучения оставался увлекательным даже спустя несколько недель занятий
Учимся играя
Игровая форма подачи материала способствует легкому его усвоению. Дети обожают играть, поэтому если подать обучающий материал с помощью игры, ребенок будет учиться с удовольствием.
В качестве игры можно предложить малышу:
- лепку;
- раскраски;
- вырезание букв из разных материалов;
- сборку разрезанных карточек с изображением букв.
Лепим буквы
Лепка — очень полезный вариант обучения. Она задействует сразу несколько органов восприятия и помогает в развитии моторики рук.
Буквы можно собирать из разных кусочков, заготовленных заранее, или складывать их из длинных «червяков» путем сборки и скручивания в буквы.
Раскрашиваем буквы
Раскраска может стать отличным обучающим материалом. Алфавит может быть представлен в виде картинок или чистым изображением букв.
Обратите внимание! Если ребенок только начал изучать буквы, ему больше подойдут изображения с буквами и картинками, а размещенные изображения помогут запомнить буквы через ассоциации
Вырезаем буквы из бумаги
Этот способ внесет разнообразие, и поможет развитию мелкой моторики. Полезно вырезать бумажные заготовки (прямоугольники, квадраты и круги) и складывать вместе с ребенком буквы из деталей.
Съедобные буквы
Ребенок с большим интересом отнесется к процессу, если обучение будет ассоциироваться с положительными эмоциями. Сделать буквы съедобными — отличный способ разнообразить процесс.
Можно вместе испечь печенье в виде алфавита, сложить буквы и слоги из нарезанных овощей, а также нарисовать буквы вареньем на поверхности блинов, каши.
Лепка букв
Этап 2. Учим ребенка алфавиту
Ученик узнает названия букв и запоминает их. В русском языке названия букв мало отличаются от звуков, которые они обозначают, поэтому русскоговорящему ребенку трудно понять, что у буквы бывает несколько названий, а в дальнейшем и несколько вариантов чтения.
Попробуйте так объяснить школьнику, почему буква может называться и звучать по-разному:
Как тебя зовут? (Маша, Ваня, Лера) Как тебя называют в семье? (Машенька, Ванечка, Лерочка)Когда ты вырастешь, как тебя будут называть? (Мария, Иван, Валерия). У нас всех есть несколько имен. Дома нас называют одним именем, а официально нас называют по-другому. У каждой буквы тоже есть официальное «имя», которым она называется в алфавите, а есть «имена», которыми буквы читаются в словах.
Мнемонические трюки
Какие мнемонические трюки помогут вам запомнить различия между гласными и согласными буквами? Вот несколько полезных приемов:
- Используйте слова, в которых согласные буквы находятся рядом друг с другом. Например, в слове «новый» согласные буквы «н» и «в» идут подряд, а гласные буквы «о» и «е» разделены ими. Это помогает запомнить, что согласные буквы идут вместе, а гласные отдельно.
- Создайте список гласных букв и список согласных букв. Это поможет вам визуализировать различия и запомнить их. Например, в список гласных букв можно включить буквы «а», «е», «и», «о», «у», а в список согласных букв — все остальные буквы алфавита.
- Ассоциируйте гласные буквы с звуками или предметами. Например, буква «а» может ассоциироваться с звуком «ах», а буква «о» — с круглой формой. Эти ассоциации помогут вам запомнить, какие буквы являются гласными.
Используя эти мнемонические трюки, вы сможете легче запомнить различия между гласными и согласными буквами и станете более уверенным в правильном их использовании.
Онемеющие слоги для запоминания гласных
Онемеющие слоги — это небольшие части слова, состоящие только из гласных звуков. Они помогают запомнить гласные буквы и восстановить произношение слова. Как правило, онемеющие слоги выбираются таким образом, чтобы они не образовывали реальных слов, а ученик мог увидеть их исключительно в контексте запоминания гласных.
Давайте рассмотрим несколько примеров использования онемеющих слогов:
Слово | Онемеющий слог |
---|---|
новый | оэ |
слово | оо |
буквы | уые |
запомнить | аои |
согласные | оае |
гласные | аие |
кластер | ае |
Используя онемеющие слоги, мы можем легче запомнить гласные буквы в словах и быстрее восстановить произношение. Этот метод особенно полезен для изучения новых слов и повышения грамотности в русском языке.
Группировка согласных букв по артикуляционным органам
В русском языке существует несколько способов группировки согласных букв по артикуляционным органам, которые помогут запомнить их легче и более эффективно. Запоминание группировки согласных букв поможет вам лучше различать и использовать их в речи.
Артикуляционные органы — это губы, зубы, язык, гортань и небо. Каждая группа согласных букв имеет свою особенность в артикуляции, поэтому их можно разделить на кластеры для удобства запоминания.
- Губные согласные: п, б, м, ф, в.
- Зубные согласные: т, д, н, с, з, л.
- Язычные согласные: к, г, х, ш, ж, ч.
- Гортанные согласные: р.
- Небные согласные: ц.
Какие согласные буквы входят в каждую группу можно легко запомнить, учитывая их артикуляцию. Например, губные согласные артикулируются губами, зубные — зубами, язычные — языком и т.д. Эта группировка поможет вам лучше понять, как правильно произносить и различать согласные звуки.
Используйте этот новый подход для запоминания группировки согласных букв по артикуляционным органам. Это упростит ваше обучение и применение русского языка в речи.
Запоминание с помощью ассоциаций
Начните с того, чтобы запомнить гласные буквы. Можно выделить основные гласные звуки — «а», «о», «у», «ы», «э», «е», «и», «ю», «я». Для каждой гласной буквы придумайте ассоциацию, чтобы легче запомнить их звучание.
- А — как птица (ассоциация: аист)
- О — как открытый рот (ассоциация: орех)
- У — как усилие (ассоциация: утюг)
- Ы — как усмешка (ассоциация: кот)
- Э — как эхо (ассоциация: эхо)
- Е — как эмоция (ассоциация: единорог)
- И — как идея (ассоциация: истина)
- Ю — как юность (ассоциация: юла)
- Я — как яркий свет (ассоциация: яблоко)
Таким образом, создавая ассоциации для каждой гласной буквы, вы сможете запомнить, какие звуки они произносят. Нужно только придумать подходящую ассоциацию для каждого звука.
Запоминание согласных букв может быть сложнее, поскольку их больше. При этом можно использовать ту же самую технику ассоциаций. Для каждой согласной буквы придумайте слово или объект, которое начинается с этой буквы. Например:
- Б — как бочка (ассоциация: бочка)
- В — как вишня (ассоциация: вишня)
- Г — как гриб (ассоциация: гриб)
- Д — как дом (ассоциация: дом)
- Ж — как жук (ассоциация: жук)
- З — как зима (ассоциация: зима)
- К — как кот (ассоциация: кот)
- Л — как луна (ассоциация: луна)
- М — как молоко (ассоциация: молоко)
- Н — как нос (ассоциация: нос)
- П — как пес (ассоциация: пес)
- Р — как роза (ассоциация: роза)
- С — как солнце (ассоциация: солнце)
- Т — как тюльпан (ассоциация: тюльпан)
- Ф — как флаг (ассоциация: флаг)
- Х — как хлеб (ассоциация: хлеб)
- Ц — как цирк (ассоциация: цирк)
- Ч — как часы (ассоциация: часы)
- Ш — как шарик (ассоциация: шарик)
- Щ — как щенок (ассоциация: щенок)
- Й — как йогурт (ассоциация: йогурт)
- Ь — как мягкий знак (ассоциация: мягкий знак)
- Ъ — как твёрдый знак (ассоциация: твёрдый знак)
Составьте список ассоциаций для согласных букв и повторяйте их, чтобы запомнить звуки, которые они обозначают.
Фонетика без проблем
Вы хотите, чтобы ваш ребенок писал грамотно и русский язык не был для него проблемой? Наши игры помогут вам в этом
Ребенок постепенно научится вслушиваться в звуки родного языка, слышать их, а мы знаем, как это важно для успешного обучения в школе. Мы не загружаем ребенка знаниями в академической форме, а даем возможность присвоить обобщенную модель «думанья» о звуках родного языка, учим способам обработки информации, а значит, универсальным умственным действиям
Практика показывает, что впоследствии ребенок переносит освоенные им способы обработки информации и на другие области знаний.
Вся деятельность по обучению грамоте строятся по единому алгоритму: который отражает иерархию русского языка – от звука к слогу, от слога к слову, от слова к предложению, от предложения к рассказу. Это создает иллюзию «знакомости» у детей, а содержание работы естественным образом меняется в зависимости от изучаемого звука.
Важно, чтобы дети ориентировались НЕ на графическое изображение слова, а на его звуковое воплощение, поэтому на первом этапе мы учим СЛУШАТЬ ЗВУКИ, А НЕ ЧИТАТЬ БУКВЫ