Лаконичность
Река Эвротас, рядом со Спартой. Крупнейшая река Лаконии.
Слово «лаконичность» происходит от названия области Древней Греции — Лаконии, в которой находился древний город Спарта. Лаконичность — это краткий и емкий способ выражения мыслей, подходящий для отдачи военных приказов. Во время сражений необходим краткий и меткий язык, позволяющий быстро выражать мысли и мобилизовать войско.
Для тех людей, которые тонко чувствую мир, способных к высокоинтеллектуальной деятельности необходим богатый словарный запас, для точного выражения своих мыслей. А краткая форма изложения мыслей не всегда может подойти.
Краткость сестра таланта, только тогда, когда необходимо выразить основную мысль. А для глубокого научной работы необходимы обширные, подробно изложенные знания. Краткость хороша тогда, когда она является квинтэссенцией знаний.
Если же лаконичность, скованность словарного запаса, является постоянным спутником человека, то она начинает мешать ему познавать в полном объеме окружающий мир, делиться чувствами и переживаниями.
У людей с ограниченным чувственным восприятием — скудный словарный запас. Ограниченность словарного запаса, может быть и свидетельством ограниченности интеллектуальной деятельности.
Возможно, древняя Спарта может послужить историческим примером того, каким может стать общество находящееся в условиях постоянной военной опасности. Какие черты характера могут сформироваться в людях. Возможно, Спарта превратилась в страну «психопатов», людей с расстройством психики?
В устройстве спартанского общества, теоретически, существовали и положительные идеи, но из-за постоянного ведения войн они не смогли воплотиться в реальности.
Спартанское воспитание мальчиков
По словами Плутарха, спартанцы бросали в пропасть Тайгетского хребта младенцев, родившихся слабыми или неправильно сложенными. Это преувеличенное предание, скорее, надо понимать в том смысле, что они выбрасывали таких малюток из дорийского племени, отдавали их периэкам. Здоровые мальчики, по достижении шестилетнего возраста, были переводимы из родительского дома в общественные спартанские воспитательные дома, которыми управлял начальник, называвшийся педономом. Он делил мальчиков на отряды (агелы – буквально «стада»). Воспитание в этих домах было военное, дисциплина в них была строгая. Целью спартанского воспитания было подготовить воспитанников к службе в армии, сделать их способными к перенесению трудностей и лишений, с которыми соединена походная и лагерная жизнь, развить в них физическую силу и крепкое здоровье. Поэтому главным занятием мальчиков и подрастающих юношей в этих воспитательных домах были гимнастические и военные упражнения: бег, борьба, прыжки, бросание диска, метание копья, приобретение искусства владеть оружием, военные маневры.
Упражнения происходили под открытым небом и в ненастье и в холод. Воспитанники ходили босые, хотя грунт земли в Спарте был каменистый; волоса у них были острижены коротко, голова оставалась и под дождем и в холод непокрытою; теплой одежды им не давали; они спали на сене, соломе или камыше, который ломали для себя сами на берегах Эврота. За всякий проступок, всякую небрежность их строго наказывали палками или бичами; педонома всегда сопровождали служители с бичами в руках. Спартанцы полагали, что чем строже воспитание, тем лучше. Пища воспитанников была грубая. Твердость характера мальчиков испытывалась жестоким бичеванием, которому каждый год подвергали их у жертвенника Артемиды Орфийской, и были юноши, без стона умиравшие под бичами – к такому терпению были приучены эти «победители в испытании при жертвеннике». Развивая гимнастикой физические силы мальчиков и юношей, спартанские воспитатели строго учили быть скромными, почтительными к старшим, послушными.
Спартанцы даже и в позднейшие времена мало ценили умственное образование
По их мнению, важно было только уменье понимать и ловко вести житейские дела, приобретаемое опытностью и разговорами с опытными людьми, и уменье выражать свои мысли коротко и сильно; к этому и приучало их воспитание. Спартанцы были изворотливы, хитры, славились искусством давать ловкие ответы, говорить ясно, сильно и коротко, «лаконически»
Они были люди практической жизни, воины, потому для них дороже образованности были находчивость и привычка сохранять присутствие духа. Важнейшим умственным достоинством спартанца, военного человека, было искусство быстро сообразить суть дела и без колебаний, не теряя времени, действовать как надо. Жизнь сердца и воображения была у них мало развита.
По достижении 18 лет спартанские мальчики выпускались из воспитательных заведений и получали право носить длинные волосы, не брить бороду. Они теперь назывались меллиренами (будущими юношами), должны были заниматься военными упражнениями и учиться партизанской войне. Меллиренами они оставались до 20 лет; с 20 лет поступали в разряд иренов (юношей) и оставались в нем до 30 лет. Спартанцы-ирены все еще находились под надзором воспитателей и продолжали обучаться военному делу. Из числа их были выбираемы 300 всадников, находившихся в мирное время на службе при эфорах, а на войне составлявших свиту царей. Из дослуживших в этом отряде до 30 лет эфоры выбирали людей, которых посылали исполнять свои распоряжения; эти люди назывались агафоэргами (доброделами); их было пять.
Одним из важнейших средств давать должное воспитание подрастающему поколению спартанцы считали то, чтобы мальчики и юноши имели опытных друзей, были соединены чувствами личной преданности с людьми солидных лет, потому каждый спартанец зрелого возраста постоянно имел при себе мальчика или юношу. Эта близкая дружба могла иногда быть соединена с извращением полового чувства; но вообще мотивом её было желание старших помогать развитию гражданских и военных доблестей в молодом поколении. Если же старший друг позволял себе вступать в порочные сношения к молодому другу, то это считалось постыдным преступлением, и он подвергался презрению.
Воспитание спартанских юношей и девушек. Художник Э. Дега, ок. 1860
Как же воспитывали детей в Древней Спарте
В возрасте семи лет, ребенка забирали из родного дома и сурово воспитывали. Целью воспитания было вырастить из детей сильных, послушных и бесстрашных мужчин. Их учили грамоте, учили по-долгу молчать и лаконично говорить. Чтобы выявить самых ловких и смелых, взрослые специально ссорили учеников между собой, таким образом вызывая драки. Еду подростки должны были воровать, но если они попадались на этом, то их пороли. Наказывали их не за то, что они воровали, а за то, что оказались слишком неуклюжими и попались. С годами их воспитание становилось все суровее, их стригли наголо, заставляли ходить босыми и не принимать теплых ванн, а спать на жестких постелях из тростника.
Уже возмужавших юношей подвергали жестокому испытанию. Подведя испытуемого к алтарю богини Артемиды его беспощадно бичевали, причем он не должен был не проронить ни звука. На этом испытании были и смертельные случаи. Так же, существовало еще одно испытание. Массовые нападения на илотов. Испытание объявлялось эфорами, и смысл его заключалось в том, что юные спартанцы должны были убивать самых крепких илотов, тем самым держа остальных в страхе и повиновении.
В брак спартанец мог вступить только после разрешения общины. Причем еще долгое время молодожены должны были жить отдельно. Им даже не принадлежали их собственные дети. Старейшины строго осматривали новорожденных, если находился хоть какой-то дефект, то младенца оставляли умирать у обрыва горного хребта Тайгет. Воспитание в древней Спарте не заканчивалось с приходом совершеннолетия, а продолжалось до зрелого возвраста.
Воля законодателя и угроза восстания илотов сделали Спарту сплоченым обществом, не ведавшим смуты на протяжении нескольких столетий. Но плата за это стала очень высокой. Такой суровый образ жизни и жестокое воспитание детей в древней Спарте, привело к духовному обеднению народа и экономической отсталости Лаконии в сравнении с остальными полисами Пеллопонеса. Единственное, что могла создать Спарта — это могучее войско. Со временем Лакония стала оплотом политической реакции для всей Древней Греции.
Все статьи
<<Предыдущая статья | Следующая статья>> |
Поделиться в соц. сетях:
Мыслители Древней Греции
Лакония: прогулка в историю
Крылатый конь Пегас
Греческий стиль. Зарождение и расцвет
О зарождении литературы в Древней Греции
Реформаторская деятельность Солона
Спартанское воспитание
Воспитание нового поколения в Спарте имело особенности, характерные для условий в которых наиболее вероятно появление деструктивных людей. С самого детства, спартанский ребенок был поставлен в условия выживания, борьбы за свое существование, подвергался телесным наказаниям. Развитие сочувствия, эмпатии, творческой мысли в таких условиях крайне затруднительно.
Отбор детей в Спарте. Жан-Пьер Сен-Урс.
В древней Спарте существовала система отбора младенцев после рождения. Решением старейшин, от физически слабых младенцев избавлялись. Далее, ребенок вводился в особую систему воспитания «агогэ», где выживали только физически сильные. Таким образом, общество лишалось части интеллектуального потенциала и разнообразия, который не зависит от физического развития тела.
В истории существует масса примеров того, что физическая слабость, компенсируется мощным интеллектом и наоборот, физическая сила иногда бывает у тех, кто слабо развит интеллектуально. Получая физически сильную армию, спартанское общество утрачивало интеллектуально преимущество, что привело его к падению перед более интеллектуально сильным противником.
В Спарте, после достижения примерно семилетнего возраста, детей отправляли в специальные поселения, где они учились выживать. Слабые погибали. Спартанский ребенок был поставлен в такие условия, при которых его инстинктивная часть должна была овладеть им. А интеллектуальная, созидательная часть, для которой необходимо тонко чувствовать мир и нужна способность к эмпатии, почти не развивалась.
Отношение родителей и детей было холодным. Дети с детства отдавались на воспитание в специальные военные лагеря. Что способствовало появлению эмоциональной тупости, не развитому эмоциональному интеллекту.
Мужчины заключали союз с женщинами только для рождения детей. Тесных эмоционально близких контактов у них было мало. У спартанцев существовало почти полное отсутствие собственности и частной жизни. Дети граждан считались государственным достоянием. Подрастающее поколение не имело полноценного общения со своей семьей, не получало опыт семейной жизни.
Казахское воспитание юных красавиц
Традиции и обряды занимали достойное место в жизни казахских народов. При рождении ребенка проводился необычный ритуал, который требовал поднесения ребенка к стремени на лошади знаменитого человека. Первая стрижка волос ребенка приносила огромный праздник семье, ребенку дарили ценности и угощения.
Воспитание казахской девочки отличалось продуманностью и внимательностью, она многому училась за первые двенадцать лет. Казачки рано выходили замуж, это объяснялось плохим материальным состоянием семьи и обычаями. Малыши до семи лет не разделялись в воспитании по половому признаку, к ним применялась общая система обучения. После этого возраста, обязанностями казахской девочки были все домашние заботы. Юная хозяйка училась готовить, убирать, смотреть за скотиной, а главное, воспитывать младших детей.
До замужества девочка умела вести хозяйство и в полной мере заботится о детях, передавая им культурные традиции и нравственность. Воспитание девочек большую часть времени проводилось бабушками и дедушками. Физического наказания девочек в семье, как традиционного не было.
Маленькие казачки учились правильному поведению в присутствии мужчин, и мать требовала от нее исключительных манер в процессе воспитания. Красавиц обучали ухаживать за волосами и делать прически, которые подобает носить замужним женщинам. Наряду уделялось много внимания и с возрастом его элементы кардинально менялись, а украшения передавались младшим девушкам в семье. Воспитание имело и мужские элементы, к примеру, обучение верховой езде.
Важно! Казахи обожали своих детей и не скупились на ласку, а хвалили детей лишь за заслуги. Такое отношение учило девочек правильно выражать любовь к окружающим и ценить свою культур, ведь в ней они находили защиту и заботу.
Воспитание молодежи от 7 до 20 лет
В лагерях спартанцы спали на подстилках из соломы, а одежду им разрешали носить только с 12 лет. В лагерях они занимались физическими упражнениями, учились владеть мечом и копьём. Кормили их скудно, зато подростки учились незаметно воровать пищу.
За детьми постарше следил педон — надзиратель из числа достойных граждан. В возрасте 20 лет из юношей выбирали ирена, который считался самым достойным и выносливым и должен был командовать младшими, а заодно учить их добродетели.
Детей в подростковом возрасте учили говорить кратко и лаконично. Подростки принимали участие в криптиях, то есть в грабежах деревень, где жили земледельцы-илоты, а также в облавах на них.
Домой спартанцы возвращались в возрасте 17 лет и должны были пройти ещё одно испытание — добраться до высокогорного храма Артемиды. В нём им предстояло «принести жертву» — вытерпеть порку мокрыми розгами. Проводя её, жрец ставил целью отсечь слабых. Подросток должен был вытерпеть порку, не издав ни звука.
После 17 лет спартанец мог принимать участие в военных походах, но ему запрещалось заниматься ремеслом и торговлей. Вероятно, поэтому у Лакедемона был слабый флот и только одна колония — Тарент на юге Италии основанный около 700 года н. э. Взрослые спартанцы также жили отрядами, занимались воспитанием молодёжи и соблюдали строгую дисциплину в отношениях с женским полом.
Суровое спартанское образование привело к тому, что войско Лакедемона считалось одним из лучших в Греции и имело обычай никогда не отступать с поля боя. Например, в 480 году до н. э. спартанский царь Леонид и 300 его воинов погибли в битве с персами в Фермопильском ущелье. Достойно показали они себя и в Пелопонесской войне против Афинского морского союза, начавшейся в 431 году до н. э.
Воспитание девочек отличалось. Иногда от них требовали обучиться пользоваться оружием, а ещё заставляли много заниматься спортом. В других греческих полисах воспитание подростков было менее суровым, так как стояла цель подготовить не только воинов, но и людей других профессий.
Рис. 3. Древняя Спарта.
О воспитании и обучении в Спарте и в Афинах в эпоху античности можно рассказать в докладе или сообщении для 5 класса.
Что мы узнали?
Спартанское воспитание в эпоху античности было суровым, его целью было подготовить отважных и закалённых воинов. С самого детства дети фактически были собственностью государства, мальчики с 7 до 17 лет воспитывались вне дома в лагерях.
-
/5
Вопрос 1 из 5
7 правил воспитания детей по-спартански:
1. Не пеленайте ребенка, не создавайте для него тепличных условий в комнате. Прививание спартанских навыков начиналось с первых дней жизни ребенка: в младенческом возрасте его никогда не кутали, а когда он подрастал, то его отучали от страха перед темнотой и одиночеством.
2. С первых дней жизни своего чада формируйте у него правильную осанку. Для этого как можно раньше начинайте приобщать ребенка к физкультуре, следите за тем, чтобы он обязательно делал утреннюю зарядку, играл в подвижные игры, научился плавать, правильно сидел за столом, готовя уроки. Уже с младенческого возраста спартанских детей приучали к военной выправке, в семье закладывались основы главных качеств будущего защитника государства, которые должны были отличать спартанца от представителей других народов, — сила, выносливость и готовность к преодолению жизненных трудностей.
3. Если здоровье вашего ребенка позволяет, как можно раньше запишите его в спортивную секцию, где под руководством опытных тренеров он будет физически и духовно развиваться. В 7 лет спартанских мальчиков забирали из семьи и помещали в специальные государственные воспитательные учреждения. Там их воспитанием занимались воины, которые прославились мужеством на поле боя и с которых дети могли брать пример.
4
Закаливайте малыша и не забывайте, что солнце, воздух и вода — ваши первые помощники в этом важном процессе! Закаливание следует начинать не тогда, когда ребенок уже заболел, а с самого раннего возраста, и проводить постоянно или вообще не проводить
5. Не отказывайтесь от помощи и советов старшего поколения в процессе воспитания. Воспитание детей было делом всей спартанской общины. Часто военачальники и государственные деятели вели с детьми беседы на моральные и политические темы, присутствовали при состязаниях.
6. Пусть ваш ребенок занимается музыкой и танцами. Правда, спартанцы занимались музыкой и танцами отнюдь не для развития музыкальных и танцевальных способностей. Танец с оружием, исполнявшийся юношами, скорее напоминал боевое упражнение. Его элементами были атаки, прыжки, оборонительные приемы и молниеносные удары — то есть все, что требовалось воину во время боя.
7. Воспитывайте у ребенка желание постоянно повышать свой интеллектуальный, культурный и физический уровень. В Спарте только после 30 лет по закону заканчивался процесс государственного образования, так как этот возраст символизировал достижение полного физического и нравственного развития для представителей обоих полов.
Воспитание девушек в Спарте мало чем отличалось от воспитания юношей. Девушки воспитывались дома, но в их воспитании на первом месте были физическое развитие и военная подготовка. По достижении определенного возраста им разрешалось принимать участие в военных походах.
По материалам: ped-kopilka.ru, justlady.ru
Афины, как пример неравноправия в воспитании детей
Как и во многих других городах того времени в Афинах было ущемление прав и свобод женщин. Это отражалось на воспитании девочек, а также отношениях в семье.
Мать с первых лет жизни обучала девочек скромности и покорности в отношениях с мужчинами. Им не позволялось развивать физические умения и заниматься спортом. По сравнению с уровнем воспитания в Спарте, афинская система образования был рассчитана лишь на мальчиков.
Афинская девочка обучалась дома, мамами и бабушками, во время свободное от домашних забот. В их ежедневные занятия входило чтение и письмо, а особенности времяпрепровождение – были уроки музыки. Маленькие хозяйки в Афинах учились рукоделью и ведению домашних дел. Главным заданием и целью женщин в Афинах была забота о семье.
Выйти на улицу как девочкам, так и женщинам в Афинах, было позволено лишь в сопровождении рабов.
Важно! Естественно, воспитывать девочку скромной и уступчивой к взрослым стоит, но ущемлять ее права как в Афинах противопоказано.
Спартанские девушки
Воспитание спартанских девочек, как писал Плутарх, было похоже на воспитание мальчиков с той лишь разницей, что физическими упражнениями они занимались, не покидая родительского дома.
Развитие тела и стойкости духа было важно для девочек. Но при этом девушки были в Спарте олицетворением чистоты, отношение к ним мальчиков и мужчин было почтительно-уважительным, почти рыцарским
За внимание красавиц юноши сражались на гимнастических соревнованиях. С юности девушки чувствовали себя полноценными членами общества, гражданками, принимали активное участие в делах общества. Женщины пользовались уважением мужчин, поскольку разделяли их увлечения военным делом, их патриотизм и политические взгляды
Женщины пользовались уважением мужчин, поскольку разделяли их увлечения военным делом, их патриотизм и политические взгляды.
Но при всей общественной активности спартанки во все времена славились во всей Греции своей домовитостью, умением вести хозяйство и сохранять домашний очаг.
Спарта и ее модель воспитания молодежи оставила большой след в мировом военном деле. Считается, что принципы дисциплины спартанского войска использовал при создании своей армии Александр Македонский. Да и современная пехота берет свое начало именно из Спарты.
Современная Спарта – небольшой административный центр на юге Пелопоннеса. Население его не более 20 тысяч человек, и к детям отношение здесь совершенно обычное, их совершенно по-гречески обожают и балуют. О великом прошлом напоминают лишь немногочисленные руины.
Спарта
Спарта (Лакедемон) — это древнегреческое государство, расположенное на полуострове Пелопоннес в области Лакония.
Древняя Спарта. Карта.
Древняя Спарта обладала военным могуществом в античном мире и в V в. до н. э. считалась наиболее сильным государством.
Появление такого военизированного государственного устройства, обусловлено историческими событиями. В те далекие времена, у человечества еще не было таких знаний, которые бы позволили защищаться от враждебных племен с помощью научных достижений. Войны дикарей происходили непосредственно между людьми, примитивным способом.
Для своего выживания, общество Спарты объединилось и создало военную систему, которая позволила им занять доминирующую позицию в своем жизненном пространстве. Появление такого военного государства, свидетельствует о том, что его соседи не уступали по жестокости спартанцам.
Древняя Греция. Ваза. Воины.
Если посмотреть на древнюю Спарту с точки зрения психологии, то в период своей военной мощи, устройство Спарты, может послужить примером государственного образования созданного тиранами, а ее систему воспитания «агогэ», можно назвать «школой жестокости» или «системой травмирования».
Еда как роскошь
Воспитанникам казармы выдавали тонкий плащ в качестве одежды и все – иначе это уже была роскошь, а не необходимость. Мальчики ходили оборванными и босыми. Из еды им выделяли черную похлебку, которой хватало, чтобы не погибнуть от голода. Сейчас мы бы назвали такую еду помоями. Дети ели варево, состоящее из гнилого мяса, уксуса, крови и соли. Спартанцы употребляли пищу из единого котла и не имели права просить добавку.
Варварский метод воспитания, не правда ли? Никто не будет спорить, что современные дети разбалованы фаст-фудом, сладостями, снеками. Но при этом родители стараются давать своему чаду продукты здорового питания.
Тотальное ограничение в самом необходимом – это геноцид маленького человека. Когда узнаешь подобные исторические факты, бросает в дрожь. Неужели ребенку можно дать похлебку вместо супа, каши или молока (речь не идет о каких-то лакомствах).
Спартанцы. Классическая эпоха
Прежде всего спартанцы заключили союз с Элидой и Тегеей , а затем привлекли на свою сторону полисы остального Пелопоннеса . В образовавшемся Пелопоннесском союзе гегемония принадлежала Спарте, которая осуществляла руководство на войне, а также являлась центром собраний и совещаний Союза. При этом она не посягала на независимость отдельных государств, которые сохраняли свою автономию. Также союзные государства не платили Спарте взносы ( др.-греч. φόρος ), не существовало и постоянного союзного совета, но он при необходимости созывался в Спарте ( др.-греч. παρακαλειν ). Спарта не пыталась распространить свою власть на весь Пелопоннес, но общая опасность во время Греко-персидских войн подтолкнула все государства, кроме Аргоса, перейти под начальство Спарты. С устранением непосредственной опасности спартанцы поняли, что им не под силу продолжать войну с персами далеко от своих границ, и, когда Павсаний и Леотихид опозорили спартанское имя, спартанцы были должны допустить, чтобы Афины взяли на себя дальнейшее руководство на войне, а сами ограничились Пелопоннесом. Со временем начало проявляться соперничество между Спартой и Афинами, вылившееся в Первую Пелопоннесскую войну , завершившееся Тридцатилетним миром .
Остроумие
В дополнение к силе и доблести в бою, в Спарте высоко ценили краткость и остроумие.
Даже сегодня мы используем фразы “лаконичный ум” или “лаконичная мысль”. Слово “лаконичный” происходит из слова “Лакония” – регион, где находилась Древняя Спарта.
Если вы смотрели фильм Снайдера, то слышали некоторые примеры лаконичного остроумия. Например, когда персидский царь сказал, что он закроет стрелами Солнце, царь Леонид ответил: “Тогда мы будем сражаться в тени.”
Пожалуй, самый брутальный случай произошел, когда Король Филипп II Македонский (отец Александра Македонского) развернул огромную кампанию с целью покорить Грецию. Чтобы подчинить спартанцев, он прислал им сообщение: “Если я приведу свою армию в ваши земли, я уничтожу ваши фермы, убью ваших людей и сожгу ваш город”. Спартанцы ответили одним словом: “Если”.
Конечно, такой хардкор – это круто, но дело в том, что в Спарте лаконичность и остроумие отчаянно тренировались с ранних лет. Детям задавали вопросы, и если ответы не устраивали наставников, детей наказывали.
Особенности спартанского физического воспитания
Спарта — это пелопонесский городом-государством, основанный дорийцами, покорившими местные народы. Во аспектах общественной жизни (то сеть культуре, политике, социальному устройству) этот полис отличался от остальных в Древней Греции. Физическое воспитание в Спарте тоже имело отличительные черты, обусловленные военным и социальным факторами.
Главной особенностью Спарты, как государства, было то, что спартиаты (привилегированный класс) были в меньшинстве по сравнению с коренным населением, которое они покорили.
Авторитет верховной власти спартиаты поддерживали силой оружия, что требовало беспрекословного подчинения закону, общинно-военного проживания, корни которого уходили ещё к племенным традициям, и особого внимания к физической подготовке. Для нахождения в привилегированной прослойке нужно было быть не только потомком знати, но и соответствовать требованиям.
С самого младенчества происходило разделение на слабых и сильных: первых отдавали низшему слою спартанского общества – пэриэкам, а не сбрасывали с обрыва (в ходе недавних исследований в окрестностях города обнаружились кости, но не младенцев, а слабых мужчин), вторые жили до 6 лет с родителями, но воспитывались «кормильцами» — воспитателями, развивающими в детях силу и выносливость.
После 6 лет мальчики переводились в воспитательные учреждения, где подчинялись Педоному – «начальнику» такой школы. Дисциплина отличалась жестокостью, что подготавливало детей к будущей военной службе. Мальчики упражнялись в беге, владении орудием, метании снаряда. Занятия проводились при любых погодных условиях, будь то дождь или снег.
В качестве развлечения молодые спартиаты отправлялись в криптии — набеги на поселения местных (илотов) -, где устраивалась охота на мужчин и скот. В 17 лет юноша отправлялся в храм Артемиды, где претерпевал обряд посвящения – жрецы били его розгами по спине, при этом запрещалось кричать. Если же крик сдержать не удавалось, то «обряд» продлевался.
Сами воспитанники жили в тяжёлых условиях – подолгу не мылись и спали на самодельных подстилках. Отношения с противоположным полом в этом возрасте основывались на боевой подготовке — на публичных соревнованиях по борьбе девушки-спартанки выкрикивали слова ободрения или насмешки, чем раззадоривали борцов. При этом отношение к юным спартанкам было почтительным, поступки, порочащие честь и достоинство, запрещались под страхом наказания.
Школа длилась до 18 лет, потом два года молодые спартиаты занимались военными упражнениями, находясь в классе миллиренов. В 20 лет происходил прерхрод в разряд иренов, где продолжали обучаться военному ремеслу, но уже в качестве пеших воинов. Отличившихся отбирали в качестве конной свиты, сопровождавшей царя в походах.
Жизненный уклад был общинным, главная общественная единица – отряд соратников. Вне боевых действий воины продолжали обучаться искусству боя, считая, что торговля и несвязанные с войной ремёсла – удел низших слоёв общества.
Обучение было раздельным – девушки занимались отдельно. Молодых спартанок в раннем возрасте учили пению, танцам, игре на музыкальных инструментах, за исполнение сложных композиций выдавалась награда. В плане укрепления и закаливания тела предпочтение отдавалось бегу, метанию и борьбе. Спартанцы считали, что это повышало шансы рождения крепких детей.
Женщины спартанки. Бытовой аспект
В жизни каждого человека есть целый ряд областей, куда не дано проникать постороннему: воспитатели здесь бессильны. Есть опыт, который каждая девушка должна не столько изучить, сколько рано или поздно пережить сама. В «фаллической фазе» — так 3игмунд Фрейд называет пятый и шестой годы жизни — ребенок начинает осознавать свою половую принадлежность; причем девушка, чтобы вжиться в роль женщины, берет за образец свою мать. В возрасте своенравном, когда любят задавать вопросы, подрастающая девочка проявляет повышенный интерес к жизненным процессам, но наталкивается на строгость или молчание. Всякая потребность в сексуальном знании подавляется с помощью запретов. Если маленькая девочка бессознательно или во сне трогает свои гениталии, мать отводит ее ручку. Девочка должна научиться сублимировать присущую ей наблюдательность и легкую возбудимость. Каждый день малютка слышит все те же предостережения. Всюду подстерегают и манят опасности, всюду ожидают запреты, возможность вины, угроза наказания — этого достаточно, чтобы отбить у девушки охоту к удовольствиям. Чувство вины связано с правомерными упреками к самой себе.