Рекомендации к занятиям
Иногда во время занятий с ребенком могут возникать различные трудности. Чтобы этого не произошло, лучше не забывать несколько советов от опытных педагогов.
- Перед первым занятием нужно объяснить ребенку суть игры. Лучше всего показать на простом примере. Объясните, для чего проводится урок. Мотивировать за успешное завершение спины.
- Учитель должен давать пошаговые инструкции, отмечая, есть ли у ребенка время. На все вопросы следует отвечать сразу, не откладывая до конца урока. Инструкцию лучше несколько раз не повторять, чтобы не запутать дошкольников.
- Необходимо внимательно следить за правильной осанкой и положением рук малыша. Исправьте, если ребенок наклонился или неправильно держит карандаш.
- На занятиях желательно обеспечить спокойную обстановку и тишину. Это поможет ребенку сконцентрироваться и лучше понять указания учителя.
- Обеспечьте хорошее освещение во время занятий. Это значительно облегчит выполнение задач и поможет сохранить хорошее зрение.
- Сложность заданий следует увеличивать постепенно. Не стоит сразу давать сложные рисунки с множеством деталей, и наоборот, слишком простое задание покажется ребенку скучным.
- Не нужно ругать ребенка за ошибки. Помните, что ваш ребенок только учится.
- Всегда отмечайте успехи вашего ребенка. Это поможет ему обрести уверенность.
- Необходимо контролировать время занятий, чтобы не переутомлять ребенка. Делайте небольшие перерывы через равные промежутки времени, чтобы разогреться.
Техники выполнения
Существует два способа выполнения графического диктанта. Первый предполагает, что ребенок внимательно слушает слова педагога и поэтапно строит изображение в тетради. Чтобы повысить интерес крохи к выполнению задания, можно составить текст диктанта в стихотворной форме, дополнить загадками, скороговорками.
Вторая техника – не совсем диктант, поскольку малышу приходится работать самостоятельно. Он может:
- копировать выбранную картинку;
- симметрично дорисовать вторую половинку фигурки;
- «собрать» изображение по инструкции со стрелочками, рисуя линии по клеткам.
Графические диктанты для первоклассников проводят индивидуально и в группе. Иногда их превращают в соревнования – кто быстрее выполнит задание
При выборе условий важно учитывать возраст ребенка. Самым маленьким предлагают простые задания по рисованию звездочек, фруктов, стилизованных животных и рыбок. Мальчишек заинтересуют машинки, девочек – цветочки
Когда принцип работы будет понятен ребенку, можно усложнить задание, предложив нарисовать, например, робота, корабль, слона, замок
Мальчишек заинтересуют машинки, девочек – цветочки. Когда принцип работы будет понятен ребенку, можно усложнить задание, предложив нарисовать, например, робота, корабль, слона, замок.
Пособия для занятий с инструкциями также можно приобрести в книжных магазинах и отделах канцтоваров. Учащихся первого-второго класса заинтересуют развивающие пособия по арифметике О.И. Мельникова. Для дошколенка можно выбрать рабочую тетрадь «Занимательная математика» К.В. Шевелева. Первокласснику стоит приобрести пособие О.А. Холодовой, развивающее познавательные навыки и рассчитанное так, чтобы поддержать школьную программу.
Виды графических диктантов
Графические диктанты можно условно разделить на 3 части, когда дети выполняют задания, рисуя по клеточкам самостоятельно или под диктовку:
- Ребёнок должен повторить изображение в своей тетради, считая клетки, которые представлены в образце.
- Во 2 случае ребёнок под диктовку обводит клетки, слушая учителя. Он должен сказать в каком направлении ребёнку нужно двигать ручку, сколько клеток пройти.
- Самодиктант – у ребёнка есть инструкция, где описана задача. Также имеются подсказки о том, какое количество клеток, в какую сторону рисовать.
Как правило, в задачах используются цифровые обозначения шагов. Рядом с ними указаны стрелки, ориентирующие ребёнка в пространстве
Графический диктант вежливый ослик – PDF
Графический диктант вежливый ослик >>> Графический диктант вежливый ослик Графический диктант вежливый ослик На бегу ли, на ходу ли Им с ходулей не сойти. Эта занимательная форма работы содействует развитию орфографической зоркости, способствует более легкому процессу адаптации к школе. Взрослый диктует последовательность действий с указанием числа клеточек их направлений влево, вправо, вверх, внизребенок выполняет работу на слух, а затем сравнивает методом наложения свое изображение орнамента или фигуры с образцом в пособии. Далее в вашем листе будут нарисованы стрелочки, обозначающие стороны направления пространства и цифры указывающие сколько клеток нужно прочертить чтобы получить нужный узор. Слайд 36 32 Про меня говорят, Будто пячусь назад. Многие задания, такие как графические диктанты для детей 6-7 лет и дошкольников, развивают пространственное мышление и восприятие окружающего мира, усидчивость и внимательность, а самое главное помогают подготовить дошколят к письму и азам математики. Многим ребятишкам такие графические диктанты кажутся развлечением, но у многих они в то же время вызывают трудности. Пусть ребенок возьмет в руки мяч и, ритмично подбрасывая и ловя его руками, проговорит медленно скороговорку или чистоговорку. Предложите проговорить скороговорку 3 раза подряд и не сбиться. Подушечки пальцев сомкнуты, пальцы разведены друг от друга. Будут пальчики дружить, В гости часто приходить. Проговорить скороговорку можно, прохлопывая ритм ладошками. Поочередно поднимаем пальцы, начиная с больших, и удерживаем вверху. Носит мама кенгуру В тёплой сумке детвору. Начало рисунка помечено точкой. Так к примеру, научить азам геометрии можно при помощи картинок с квадратами, треугольниками, трапециями, ромбами и т. В пособии использована авторская система, разработанная кандидатом педагогических наук Разукрасить кенгуру в оранжевый цвет, дорисовать глаз. Я составила небольшие диктанты для деток от 5 лет. Слайд 25 21 урок Слайд 26 Встали на ходули, Ищут корма по пути. А я иду пешочком С Мишкой за Мариной! В самом начале, вы ставите точку на бумаге на углу клеточки это будет точка отсчетаона должна быть в таком месте, чтобы ребенок, повторяя узор смог его уместить на листке. Это игровой способ развития пространственного воображения. Вы пользуетесь у него авторитетом, но, согласитесь, авторитет не заменит любви. Графический диктант вежливый ослик Схематичное изображение показывает отличительные особенности, по которым мы можем узнать животное или предмет. Простые задания Простыми считаются упражнения легкие в повторении и по форме. Преогромное спасибо за шаблоны!. А я за Мариной! Еще помимо горизонтальных и вертикальных линий можете добавить диагонали.
Существуют временные рамки работы с графическими диктантами
Для деток 5-летнего возраста – максимум 15 минут. Для детей старшего возраста, до 6 лет – максимум 20 минут (от 15 минут). Для первоклашек (6 или 7 лет) – максимум 30 минут, минимум – 20 минут.
Рисование по клеточкам – отличный способ приучить малыша к карандашу и ручке. Научить правильно её держать, практиковаться, чтобы пальчики не так сильно уставали от держания предмета в школе. Данное упражнение поможет вам обучить малыша правильно считать, поскольку ему потребуется отсчитать точное количество клеточек, прежде чем начать занятие.
И так: перед вами лежит задание графического диктанта, карандаш. Перед ребёнком листок в клетку или тетрадь, ластик и простой карандаш. На листе у ребёнка, с вашей помощью или без неё, изображена в указанном месте, точка отсчёта. Объясните, что с этой точки начинают рисовать линии (вправо, влево, вниз и вверх), в том направлении и с тем количеством клеток, которое вы назовёте. Теперь приступайте, возле названного задания, а они указаны в строчку, ставьте точку карандашом, чтобы не забыть на чём вы закончили диктовку, не запутать ребёнка и, конечно же, себя. Следите за тем, что делает ребёнок. Подсказывайте, если малыш путается, где левая и правая сторона. Считайте вместе, если понадобиться, количество клеток.
Например, у вас фигура, самая стандартная – дом. Расскажите малышу, какой рисунок в итоге получится, или сохраните это в тайне для ещё большего интереса. От точки нужно:
1 → — 1 клетка вправо
Диктуйте чётко, ребёнок должен воспринимать всё на слух. В конце работы посмотрите, насколько фигуры малыша, совпадают с заданными элементами. Если малыш ошибся, выясните вместе, где именно. Ластиком сотрите лишние линии, начиная с точки сбоя, и продолжайте черчение
Важно в процессе учебы сохранить хорошее настроение ребёнка.
Еда
Варианты еды придумывать и рисовать можно самим детям. Подходит все: овощи, фрукты, рыба, еда из кафе.
Гимнастика для пальцев:
Раз, два, три,
Соберём мы все грибы.
Подосиновик в корзинку,
Подберезовик в корзинку,
Мухомор не стоит брать,
Это будет ровно пять.
Гриб
Начать: 3 вниз, 4 вправо.
Повторить, какие грибы бывают съедобными какие можно есть, какие несъедобные, их есть нельзя. Нарисовать несколько грибов и раскрасить их в соответствии с названием. Сказать, что можно приготовить из грибов: грибной суп, груздянку, грибной пирог.
Груша
Начать: 9 вправо, 6 вниз.
Проговорить, что готовят из груш: грушевый компот, грушевое желе, грушевый джем, грушевое повидло, грушевый сок. Можно попробовать срисовать отсюда:
Этапы проведения занятий
Любое отдельно взятое занятие должно состоять из нескольких этапов его проведения. Желательно. чтобы в него входили: сам графический диктант, беседа о получившемся изображении, скороговорки, чистоговорки, загадки, физминутка, пальчиковая гимнастика. Смысловая нагрузка обязательно должна присутствовать на всех этапах его проведения, последовательность которых может быть различной.
Проведите физминутку приблизительно в середине его выполнения. После того как ребенок увидел полученное изображение, необходимо провести обсуждение. Рассказать ему интересные факты о нем, попросить его самостоятельно составить рассказ. После проведения обсуждения загадайте ребенку загадки.
Возможно проведение занятия и в другом порядке. В начале проведения проводится гимнастика для пальчиков. Затем поработайте над самим графическим диктантом с физминуткой. А затем уже необходимо обсудить детали, проговорить чистоговорки и скороговорки, отгадать загадки.
Если хотите, чтобы занятие не стало скучным, вы можете разнообразить проведение работы над скороговорками и чистоговорками. Возможно использование мяча, который ребенок будет ритмично подкидывать на все отдельные слова или слоги. Можно перебрасывать его с руки на руку. Можно прохлопать ритм скороговорки или чистоговорки. Также можете попросить попробовать выговорить скороговорку несколько раз подряд и не запутаться при этом.
Полезные советы
В процессе освоения математической науки, методики “Весёлые клеточки” и новых понятий у малыша и мамы возникают некоторые трудности. Преодолеть их помогут советы опытных педагогов.
Перед началом занятий четко и понятно объясните ребенку, что вы хотите получить в итоге, зачем нужны эти уроки, какие знания получит дошкольник. Эта информация необходима будущему первокласснику для мотивирования действий, заинтересованности в процессе обучения.
Не спешите ругать за ошибки. Разберите их вместе, исправьте. Наладьте дружественную атмосферу.
Не загружайте ребенка сложными схемами типа динозавра с первых уроков. Должно пройти некоторое время, чтобы детсадовец прочно усвоил понятия лево – право, вверх – вниз. Подбирайте картинки с учетом индивидуальных особенностей развития интеллекта, скорости выполнения рисунков. Отдавайте предпочтение симметричным рисункам для медлительных малышей, повторяйте для них инструкцию несколько раз.
Сложно даются маленьким ученикам наклонные линии. Заранее объясните, что такое диагональ, как ее прокладывают, разрешите пользоваться линейкой.
Следите за осанкой, положением рук. Листок должен лежать на столе прямо, спинка не сгибаться в процессе письма.
Соблюдайте тишину, если детсадовцам сложно сосредоточиться
Детям с гиперактивностью, рассеянным внимание, ЗПР лучше проводить индивидуальные занятия, печатать схемы из онлайн-источников для дополнительных упражнений дома.
Радуйтесь положительному результату. Даже если итог работы средний, обязательно хвалите дошкольника за старания.
Делайте перемены
В промежутках между упражнениями читайте веселые стихотворения для разминки пальчиков, попрыгайте, поиграйте.
Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .
Правила работы
Графический диктант по клеткам можно применять как для индивидуальной, так и групповой работы с дошкольниками. Занятие проводится поэтапно:
- Положите перед воспитанником тетрадь в крупную клетку и канцелярские принадлежности.
- Подготовьте место, где будет рисовать ребенок. Оно должно быть хорошо освещено.
- При себе имейте готовое изображение.
- Поставьте точку в тетради на пересечении линий клеток там, где планируется начать рисование. Можно попросить ребенка поставить точку там, где он считает нужным. Желательно объяснить воспитаннику, как строится изобразительная композиция, где в ней должен располагаться объект, сколько места занимать на листе.
- На первом занятии обязательно положите перед воспитанником задание, даже если в дальнейшем запланировано восприятие ребенком информации на слух.
- Объясните ребенку, что означают символы в задании.
- Попросите воспитанника выполнить задание.
Воспитатель должен соблюдать некоторые правила, чтобы рисование получилось удачным. Во время диктовки задания педагог должен произносить только символы: направление и цифру. Другие слова и фразы произносить нельзя, иначе дошкольник может запутаться. Также недопустимо повторять один и тот же символ. Иногда ребенок сам просит повторить символ. Тогда педагог должен предварительно сказать: «Повторяю». Говорить нужно четко и внятно, чтобы ребенок понял с первого раза, начал анализировать информацию, произнесенную педагогом единожды.
Рисование проводится в тишине. Если дошкольник сделал что-то неправильно, ошибся с расстановкой линий по клеткам, то он не должен суетиться, кричать, отвлекать взрослого от зачитывания. Ему нужно подождать, когда педагог закончит зачитывать символы, затем поднять руку и спокойно сказать о своей проблеме. При зачитывании задания взрослый не должен торопиться, особенно на первых занятиях, поскольку у воспитанников еще недостаточно натренирована рука. Если дошкольник не успевает писать вслед за зачитыванием, то педагог должен остановиться, подождать его. Но рекомендуется от занятия к занятию повышать скорость диктовки.
Бывает, что ребятам очень сложно рисовать на первых занятиях. Тогда педагог может начертить клетки на доске, показать воспитанникам, как правильно выполняется задание. Иногда у детей возникают трудности с определением направлений «лево», «право», «верх», «низ». Они могут не знать понятие «диагональ». Все это воспитанникам нужно объяснить. Можно даже подсказать детям, чтобы они при определении направлений ориентировались на свои руки, правую и левую. Показать им, какая рука правая, а какая левая. Либо начертить на доске стрелки, подписать направления.
Педагог не должен перед началом рисования говорить ребенку, какое изображение должно получиться. Глядя на готовый рисунок, ребенок должен понять сам, что это за объект. Иногда для получения полноценного изображения приходится подрисовывать элементы. Например, пятачок у поросенка. В этом случае взрослый должен сказать об этом, в противном случае ребенок может не понять, что изобразил. В некоторых пособиях дополнительные элементы уже изображены
В этом случае важно не ошибиться с начальной линией рисунка. Но обычно стартовая точка хорошо заметна, если ребенок работает по пособию, а не использует обычную тетрадку
Если ребенок утомился, нельзя настаивать на продолжении работы. Пусть немного отдохнет, иначе у него отпадет всякое желание работать дальше, пропадет интерес к изобразительному творчеству и работе руками
Важно с помощью дополнительной информации, интересных сведений, игровых моментов поддерживать внимание и интерес воспитанника, в противном случае рисование по клеткам превратится в непонятную и утомительную рутину для дошкольника. Рекомендуемая продолжительность занятия для дошкольников старшей возрастной группы — 30 минут
Когда работа будет выполнена, похвалите воспитанников за успехи и старания. Можно предложить ребятам раскрасить получившуюся картинку.
Если кто-то из детей оказался рассеянным, невнимательным, ошибся при выполнении творческой работы, педагог должен отметить его недобросовестный подход, но без упреков и прочего выраженного негатива. Также он должен подчеркнуть, что даже одна клетка, отмеченная неправильно, портит все изображение.
Желательно, чтобы ребенок, допустивший ошибку, исправил работу. Пусть сотрет резинкой неправильное изображение. Затем педагог должен надиктовать символы повторно. Обычно второй раз дети проявляют больше старательности и внимательности. Когда воспитанник выполнит задание правильно, для закрепления результата желательно предложить ему нарисовать это же изображение через некоторое время.
Примеры и схемы диктантов
Пример графического диктанта по клеточкам «Бабочка» подойдет для малышей на начальном этапе обучения.
Рисунок не требует больших подсчетов и длинных перемещений по листу. Хорошо подойдет для отработки понимания словесной инструкции.
- Сделать первый шаг на одну клетку вправо.
- Провести линию вниз на 3 клеточки.
- Следующий шаг вправо на одну клетку.
- Подняться вверх на 2 клеточки.
- 1 шаг вправо.
- 2 – вверх.
- 2 клетки вправо.
- 1 – вверх.
- 2 клеточки вправо.
- 3 – вниз.
- 1 клеточка влево.
- 3 – вниз.
- 1 – влево.
- 1 – вниз.
- 1 клетка вправо.
- 2 – вниз.
- 1 – вправо.
- 3 клетки вниз.
- 2 клеточки влево.
- 1 – вверх.
- 2 – влево.
- 2 – вверх.
- 1 клетка влево.
- 1 – вверх.
- 2 – вниз.
- 1 – влево.
- 2 клеточки вверх.
- 1 влево.
- 1 вниз.
- 1 влево.
- 2 вниз.
- 2 влево.
- 1 клеточка вниз.
- 2 – влево.
- 3 клеточки вверх.
- 1 клетка вправо.
- 2 клетки вверх.
- 1 вправо.
- 1 – вверх.
- 1 клеточка влево.
- 3 – вверх.
- 1 – влево.
- 3 – вверх.
- 2 клетки вправо.
- 1 – вниз.
- 2 – вправо.
- 2 – вниз.
- 1 клетка вправо.
- 2 – вниз.
- 1 клетка вправо.
- 3 клеточки вверх.
Графический диктант по клеточкам «Верблюд»
Перед началом рисования необходимо отступить две клетки слева и восемь сверху от края листа – поставить отправную точку. Далее продолжить процесс под диктовку взрослого.
Начало движения:
2 клеточки вверх, 1 шаг вправо, 1 – вверх, 2 клетки вправо, 1 шаг вверх, 2 клеточки вправо, 1 клетка вверх, 1 шаг вправо, 1 клеточка вниз, 1 – вправо, линия из 5 клеточек вниз, 1 шаг вправо, 1 клетка вверх, 1 – вправо, 2 клеточки вверх, 1 – вправо, 1 – вверх, 2 клеточки вправо, 1 клеточка вниз, 1 – вправо, 2 клетки вниз, 1 шаг вправо, 1 – вниз, 1 – вправо, 1 клеточка вверх, 1 – вправо, 2 клетки вверх, 1 – вправо, 1 – вверх, 2 – вправо, 1 клеточка вниз, 1 – вправо, 2 клетки вниз, 1 – вправо, 1 – вниз, 1 – вправо, 4 клеточки вниз, 1 – влево, 2 клетки вниз, 1 – влево, вниз на 7 клеточек, 1 – влево, 1 – вниз, 2 – влево, 1 клетка вверх, 1 – вправо, линия из 5 клеточек вверх, 1 – влево, 2 – вверх, линия влево из 6 клеточек, 2 клетки вниз, 1 – влево, вниз на 5 клеточек, 1 – влево, 1 – вниз, 2 клетки влево, 1 клетка вверх, 1 – вправо, на 5 клеточек вверх, 1 – влево, 2 – вверх, 2 клетки влево, 2 – вверх, 1 клеточка влево, вверх на 6 клеток, 2 – влево, 1 – вниз, 2 клеточки влево.
Пример варианта графического диктанта по клеточкам «Паровоз»
Этот вид диктанта является более длинным и сложным, требует высокой концентрации внимания, поэтому подходит для первоклассников или хорошо подготовленных дошкольников.
Поставить начальную точку, отступив от верха листа – четыре клеточки вниз и пять клеток вправо, затем:
Сделать от первой точки шаг по диагонали вправо вверх, далее провести линию на 2 клеточки влево, затем снова движение по диагонали на 1 клетку вправо вниз, 1 клеточка вниз, 2 клеточки влево, 1 клетка влево вниз по диагонали, 2 клеточки вниз, 1 – вправо, 1 клетка влево вниз по диагонали, 1 – вправо вниз по диагонали, 1 клетка вверх вправо по диагонали, 1 – влево вверх по диагонали, 2 клеточки вправо, 1 клетка влево вниз по диагонали, 1 – вправо вниз по диагонали, 1 клетка вверх вправо по диагонали, 1 – влево вверх по диагонали, 2 клеточки вправо, 1 клетка влево вниз по диагонали, 1 – вправо вниз по диагонали, 1 клетка вверх вправо по диагонали, 1 – влево вверх по диагонали, 2 клеточки вправо, 1 клетка влево вниз по диагонали, 1 – вправо вниз по диагонали, 1 клетка вверх вправо по диагонали, 1 – влево вверх по диагонали, 2 клеточки вправо, 1 клетка влево вниз по диагонали, 1 – вправо вниз по диагонали, 1 клетка вверх вправо по диагонали, 1 – влево вверх по диагонали, 1 клеточка вправо, линия из 6 клеток вверх, 4 клеточки влево, 1 клеточка влево вниз по диагонали, 4 клеточки вправо, 2 – вниз, 2 клетки влево, 1 – вверх, 1 клеточка влево вверх по диагонали, 2 клетки вниз, линией из 3 клеточек влево закончить изображение.
При индивидуальных занятиях важен правильный подбор задания по уровню сложности и интересам ребенка. Для мальчиков можно подобрать роботов, различные модели транспорта. Девочек заинтересуют цветы и орнаменты. Различные животные и растения подойдут для всех детей, поэтому годятся для групповых занятий.
Вариантов готовых диктантов существует великое множество. Найти их несложно, как в магазине, так и в интернете. Можно скачать и распечатать понравившийся рисунок любого уровня сложности. А можно придумать и составить схему изображения самостоятельно, или даже подключить к этому детей.
Ребенок должен остаться доволен результатом своей работы, чтобы ему снова захотелось позаниматься полезным рисованием
Важно суметь сохранить и не сломать атмосферу игры, не испортить положительных впечатлений от занятия и от общения ребенка с взрослым
Оформление статьи: Е.Чайкина
Правила выполнения и советы
Рисование по клеточкам в тетради можно начинать с 5 6 лет.
Для этого занятия требуются:
- тетрадь в клетку или лист;
- простой карандаш. Можно использовать фломастеры или цветные карандаши для раскрашивания нарисованных узоров и картинок;
- ластик, чтобы можно было исправить неверную линию.
Перед началом графического диктанта или рисования нужно отсчитать заданное количество клеточек вниз и вправо. Иначе, рисунок не поместится на лист
При рисовании важно уметь правильно владеть карандашом, ручкой или фломастером
Если у ребенка сформируется привычка держать орудие письма не верно, в дальнейшем при письме рука будет уставать от излишнего напряжения, почерк испорчен, скорость письма снижена. Пальцы руки должны держать карандаш или ручку так: большой и средний палец руки сбоку, указательный сверху. Чтобы научить ребенка, можно использовать салфетку, зажав ее безымянным пальцем и мизинцем.
Нужно помнить о том, что переучить ребенка впоследствии будет сложно
Необходимо обращать внимание и на посадку. Спина должная быть выпрямлена, стул нужно пододвинуть к столу, подошвы ног опираются об пол. Нужно помнить о том, что прямая спина при письме профилактика сколиоза
Нужно помнить о том, что прямая спина при письме профилактика сколиоза.
Правильность расстояния от глаз до тетради залог хорошего зрения. Его можно проверить, поставив руку на локоть и вытянуть ладонь. Если кончики пальцев касаются глаз, то расстояние верное. Если голова находится выше или ниже, расстояние увеличить или уменьшить.
Рисование по клеточкам в тетради выполняется в нескольких вариантах:
- Дать образец выполнения для срисовывания.
- Нарисовать начальный узор, ребенок его продолжит.
- Диктовать последовательность рисования по клеточкам рисунка в тетради.
- Дать схему-модель рисования, где количество клеток обозначено цифрой, направление стрелкой.
Начинать занятия нужно от простого к сложному. В начале обучения лучше использовать тетради с крупными клеточками, затем усложнить, рисуя в обыкновенной тетради
Важно следить за аккуратностью малыша, чтобы он не проводил линии по несколько раз, соблюдал чистоту, выполнял все действия правильно, не поворачивал тетрадь
Время выполнения работы строго определено Санитарными нормами и правилами для детских садов:
- дети 5 лет не более 20 мин.;
- дети 6 лет не более 25 мин.;
- дети 6 7 лет не более 30 мин.
Очень важно доброжелательность и терпение взрослого. Если ребёнку на первых порах сложно считать клетки или выбрать направление, нужно ему помочь и объяснить, как сделать правильно. Во время занятий необходимо хвалить ребенка, сделать так, чтобы он чувствовал поддержку
Перед занятиями взрослый напоминает о том, где находится правая сторона, где левая, где верх и низ
Во время занятий необходимо хвалить ребенка, сделать так, чтобы он чувствовал поддержку. Перед занятиями взрослый напоминает о том, где находится правая сторона, где левая, где верх и низ.
Лучше разогреть мышцы рук и выполнить пальчиковую гимнастику. Желательно, чтобы она сочеталась с темой рисования. Например, перед рисованием овощей, можно использовать гимнастику для пальцев рук Мы капусту рубим, рубим. В гимнастике для пальцев используются различные виды движений: напряжение, расслабление. У ребенка зарядку делать должны все пальцы на руках.
Рисование по клеточкам в тетради нужно начинать после гимнастики рук.
Следует рассказать ребенку и о том, что есть рисунки, но существуют и графические изображения предметов схемы. На них отмечены особенности того или иного предмета, по которым можно определить, что это или кто. Например, у волка острые зубы, у льва пышная грива, у змеи длинное тело, у жирафа длинная шея.
Схемы, предложенные в статье, можно нарисовать на листе для того, чтобы ребенок их срисовывал, можно и продиктовать детям. Используя для самостоятельной работы, оформить их в виде схемы, обозначая цифрами и стрелочками. Алгоритмы выполнения работы дают простор для совместного творчества детей и взрослых: сначала рисует взрослый: создает схему, затем ребенок.
Правила выполнения и советы
Рисование по клеточкам в тетради можно начинать с 5 6 лет.
Для этого занятия требуются:
- тетрадь в клетку или лист;
- простой карандаш. Можно использовать фломастеры или цветные карандаши для раскрашивания нарисованных узоров и картинок;
- ластик, чтобы можно было исправить неверную линию.
Перед началом графического диктанта или рисования нужно отсчитать заданное количество клеточек вниз и вправо. Иначе, рисунок не поместится на лист
При рисовании важно уметь правильно владеть карандашом, ручкой или фломастером
Если у ребенка сформируется привычка держать орудие письма не верно, в дальнейшем при письме рука будет уставать от излишнего напряжения, почерк испорчен, скорость письма снижена. Пальцы руки должны держать карандаш или ручку так: большой и средний палец руки сбоку, указательный сверху. Чтобы научить ребенка, можно использовать салфетку, зажав ее безымянным пальцем и мизинцем.
Нужно помнить о том, что переучить ребенка впоследствии будет сложно
Необходимо обращать внимание и на посадку. Спина должная быть выпрямлена, стул нужно пододвинуть к столу, подошвы ног опираются об пол. Нужно помнить о том, что прямая спина при письме профилактика сколиоза
Нужно помнить о том, что прямая спина при письме профилактика сколиоза.
Правильность расстояния от глаз до тетради залог хорошего зрения. Его можно проверить, поставив руку на локоть и вытянуть ладонь. Если кончики пальцев касаются глаз, то расстояние верное. Если голова находится выше или ниже, расстояние увеличить или уменьшить.
Рисование по клеточкам в тетради выполняется в нескольких вариантах:
- Дать образец выполнения для срисовывания.
- Нарисовать начальный узор, ребенок его продолжит.
- Диктовать последовательность рисования по клеточкам рисунка в тетради.
- Дать схему-модель рисования, где количество клеток обозначено цифрой, направление стрелкой.
Начинать занятия нужно от простого к сложному. В начале обучения лучше использовать тетради с крупными клеточками, затем усложнить, рисуя в обыкновенной тетради
Важно следить за аккуратностью малыша, чтобы он не проводил линии по несколько раз, соблюдал чистоту, выполнял все действия правильно, не поворачивал тетрадь
Время выполнения работы строго определено Санитарными нормами и правилами для детских садов:
- дети 5 лет не более 20 мин.;
- дети 6 лет не более 25 мин.;
- дети 6 7 лет не более 30 мин.
Очень важно доброжелательность и терпение взрослого. Если ребёнку на первых порах сложно считать клетки или выбрать направление, нужно ему помочь и объяснить, как сделать правильно. Во время занятий необходимо хвалить ребенка, сделать так, чтобы он чувствовал поддержку
Перед занятиями взрослый напоминает о том, где находится правая сторона, где левая, где верх и низ
Во время занятий необходимо хвалить ребенка, сделать так, чтобы он чувствовал поддержку. Перед занятиями взрослый напоминает о том, где находится правая сторона, где левая, где верх и низ.
Лучше разогреть мышцы рук и выполнить пальчиковую гимнастику. Желательно, чтобы она сочеталась с темой рисования. Например, перед рисованием овощей, можно использовать гимнастику для пальцев рук Мы капусту рубим, рубим. В гимнастике для пальцев используются различные виды движений: напряжение, расслабление. У ребенка зарядку делать должны все пальцы на руках.
Рисование по клеточкам в тетради нужно начинать после гимнастики рук.
Следует рассказать ребенку и о том, что есть рисунки, но существуют и графические изображения предметов схемы. На них отмечены особенности того или иного предмета, по которым можно определить, что это или кто. Например, у волка острые зубы, у льва пышная грива, у змеи длинное тело, у жирафа длинная шея.
Схемы, предложенные в статье, можно нарисовать на листе для того, чтобы ребенок их срисовывал, можно и продиктовать детям. Используя для самостоятельной работы, оформить их в виде схемы, обозначая цифрами и стрелочками. Алгоритмы выполнения работы дают простор для совместного творчества детей и взрослых: сначала рисует взрослый: создает схему, затем ребенок.
Как проводить занятие
Сначала удостоверьтесь, что имеется весь необходимый дидактический материал:
- у каждого ребенка есть тетрадь в клетку (у тех кто по старше клетка должна быть мелкая, в младших группах — крупная);
- есть в наличие простой и цветные карандаши;
- резинка;
- образец картинки;
- инструкция для воспитателя;
- линейка для длинных или диагональных черточек.
Первое занятие должно быть пробным. Объясните ребятам принцип работы с графическими диктантами по клеточкам, ее цели и задачи. Постарайтесь создать веселую и увлекательную атмосферу, чтобы каждый ребенок был заинтересован.
Заранее проговорите воспитанникам все этапы работы. Например,:
- Давайте нарисуем очень интересную картинку из черточек. Это будет зашифрованная фигурка. А вам нужно будет ее расшифровать, делая черточки на своем листе бумаги.
- Если вы будете слушать меня внимательно и четко выполнять указания, то получите удивительную картинку!
- Я буду просить вас рисовать линии то вверх, то вправо, то вниз, то влево. И буду называть сколько клеточек должна длиться эта линия. А ваша задача — рисовать ровную черту, ре отрывая карандаш от бумаги.
- Давайте сначала я покажу вам на доске как это делать. Нарисуем очень легкий рисунок. А затем другой вариант вы будете рисовать самостоятельно под мою диктовку.
После того как дети научились выполнять простые задания, постепенно повышайте сложность схемы. Обязательно хвалите каждого, кто смог сделать правильно. Распечатывайте детям грамоты, медальки и используйте другие мотивационные методики.
Если у детей появляются сложности, проанализируйте свою методику и определите наиболее частые ошибки. Желательно заносить в протокол информацию о каждом занятии. Так вы сможете отслеживать динамику развития навыков и умений дошкольников.