Знакомство со звуком [а] и буквой а

Конспект занятия по обучению грамоте «звук [а]. буквы а, а»

Фонетика

В транскрипции есть значок , но он является лишь частным случаем из всего многообразия звуков, которые на письме передает заглавная и строчная буква А. звучит только под ударением — например, как в слове “весна”.

В большинстве безударных позиций в русском языке произносится нейтральный гласный — например, как вторая буква в фамилии “Мандельштам”.

Если же буква А большая и маленькая на письме стоит в позиции непосредственно перед ударным слогом, то она произносится как — например, как в слове “вареники”. Аналогичное произношение имеет место в безударных сочетаниях “ао” или “оа”. Трудности с правописанием вызывает тот факт, что буква О в позиции не под ударением звучит абсолютно так же, — например, как в слове “волосатый”. Именно поэтому в русском языке существуют проверочные слова и разработана система правил, которую приходится использовать для выбора корректного варианта написания.

Еще один вариант того, как произносится письменная буква А большая и маленькая — это . Такое произношение имеет место после шипящих (но не всегда) — например, как в слове “частокол”.

Что же касается крика младенца, его принято обозначать на письме именно с помощью буквы А прописной. Однако это сильно упрощает качество того звука, который на самом деле производит ребенок. Если вслушаться, то в крике новорожденного можно расслушать оттенки Э, Ы и иных гласных звуков. Звук А среди них является доминирующим, но не единственным, и редко звучит в чистом виде.

Предварительный просмотр:

Тема : Звук , буква А.

Цель: Закреплять правильное произношение звука , познакомить с буквой А.

— уточнить произношение звука ;

— определять позицию звука в слове;

— учить детей выделять звук из состава слогов, слов и предложений;

— развивать мелкую, общую и артикуляционную моторику;

— учить детей изменению силы и высоты голоса;

— развивать фонематический слух и восприятие;

— формировать у детей самоконтроль за речью через оральный, тактильно – вибрационный и акустический контроль;

— воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Демонстрационный материал : схема отличия буквы от звука, буква А, предметные картинки (дуб, клён, берёза, осина, сосна, рябина).

Раздаточный материал : индивидуальные зеркала, красные фишки, синие фишки, счетные палочки.

I. Вводная часть (Организационный момент).

Правило поведения на занятии.

— Раз, два, три, четыре, пять

Будем мы сейчас опять

Смотреть, слушать, размышлять,

Но друг другу не мешать.

Внятно, четко говорить,

Не вертеться, не шалить.

II. Основная часть.

— Ребята, отгадайте загадку.

Зелёный полосатый шар,

С начинкой алой словно жар,

Лежит на грядке, словно груз,

Скажите, что это. ( Арбуз )

— Сегодня на занятии мы будем говорить о звуке .

2. Развитие артикуляционной моторики.

— Но для начала давайте разомнем наши губки и язычок.

— упражнения для губ: улыбка – хоботок, заборчик;

3. Работа по развитию речевого дыхания и голоса.

-Развитие диафрагмального дыхания.

— А теперь давайте с вами надуем животик, как шарик.

Вот мы шарик надуваем,

А рукою проверяем (надуваем живот).

Шарик лопнул – выдыхаем,

Наши мышцы расслабляем.

— Сейчас давайте произнесем звук беззвучно, просто губками – шепотом – тихо – громко;

— А теперь наоборот: громко – тихо – шепотом – беззвучная артикуляция.

4. Акустико – артикуляционный образ звука.

— Ребята, а сейчас давайте произнесем звук и посмотрим, какое положение принимают наши губки? ( рот широко открыт ). А как лежит язычок во рту? ( язык спокойно лежит внизу, кончик языка за нижними зубами ).

5. Развитие фонематического слуха.

— Ребята, на доске висят картинки. Давайте назовём, что там изображено ( дуб, клён, берёза, осина, сосна, рябина ). Нужно отобрать те картинки, в которых есть звук . Говорим название дерева, длительно произнося звук . ( берёзааа, осинааа, соснааа, рябинааа )

6. Соотношение звука с буквой.

— Ребята, посмотрите на доску. Это буква А. Запомните, звук на письме обозначается буквой А.

Вот два столба наискосок,

А между ними — поясок.

Ты эту букву знаешь? А?

Перед тобою буква А .

— А теперь давайте превратимся в листочки.

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим.

Дунул ветер – полетели.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

И на землю тихо сели.

8. Автоматизация звука в слогах, словах.

— Звуковой анализ и синтез слогов типа: АП, АС, СА, ПА.

— Выкладывание схемы слогов из цветных фишек.

— Выкладывание звуковой схемы слова цветными фишками.

— Определение места звука в слове.

9. Подведение итогов занятия.

— Итак, ребята, какой звук и букву мы сегодня изучали?

— Доскажите словечко до конца: ос…а, кос…а, лис…а, лун…а, ложк…а, берез…а, сосн…а, ветк…а, осин…а, собак…а, калин…а, рябин…а.

Когда необходимо обратиться за помощью к логопеду

С походом на прием к логопеду не стоит затягивать. Чем раньше начнется работа над речью малыша, тем быстрее он научится красиво и четко говорить. Необходимо проконсультироваться со специалистом в следующих случаях:

  • В 3-4 года ребенок не может вытягивать губы трубочкой, надувать щеки, высовывать язык, дотрагиваться им до нёба, а также воспроизводить простейший ритм.
  • После 3,5 лет малыш пропускает слоги в словах, путает их местами.
  • В 4,5 — 5 лет дошкольник не говорит связными фразами, путает в предложении род, число и падеж.
  • Ребенок говорит в нос.
  • Он захлебывается словами, не успевая за мыслями.
  • Малыш глотает слоги.
  • Ему не хватает дыхания на произнесение фразы.
  • Ребенок говорит монотонно.
  • Дошкольник не стремится к общению и обсуждению увиденного, услышанного и т.д.
  • Домашние занятия над неверным произношением букв не приносят ожидаемого эффекта.
  • У ребенка врожденные аномалии — заячья губа, короткая связка на языке, пониженный слух и т.д.

Правильная речь ребенка формируется не сразу. Существуют возрастные нормы, определяющие, к какому возрасту малыш должен уметь выговаривать ту или иную букву.

Если ребенок не может правильно произносить определенную букву, родители могут заниматься с ним дома.

Для верного произношения необходимы натренированные мышцы губ и языка, а также правильное дыхание. Научить ребенка верно выговаривать буквы помогут артикуляционные и дыхательные упражнения, а также игры и скороговорки для закрепления полученного навыка.

Обязательно надо подбадривать и хвалить ребенка за успехи. Видя поддержку взрослых и эффект от проделанной им работы, ребенку будут нравится занятия. А это — залог хорошего результата. Так малыш научится правильно произносить даже такие сложные буквы, как Р, Ш, Ж, Л, С.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Что является причиной неправильного произношения

Существует несколько причин, влияющих на неправильное произношение.

К ним относятся:

  1. Дефекты органов артикуляционного аппарата
  • неправильное строение зубного ряда,
  • неверный прикус,
  • слишком высокое или слишком низкое нёбо,
  • короткая подъязычная связка,
  • малоподвижная верхняя губа,
  • слишком большой или слишком маленький узкий язык.
  1. Физиологические
  • недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата (например, неумение держать язык в определенном положении при произнесении звуков),
  • общая физическая ослабленность в период активного становления речи,
  • снижение слуха,
  • неумение различать звуки, сходные по звучанию ({с}-{ш}, {б}-{п} и т.д.)
  1. Педагогические

Дети склонны к подражанию, поэтому авторитетные взрослые и сверстники по возможности должны обладать чистой речью. Нельзя подавать неверный пример: сюсюкать, уподобляться детскому произношению

Важно выговаривать все звуки в слове и четко артикулировать

В каком возрасте ребенок должен выговаривать буквы Р, Л, Ж, Ш, С

Логопеды заявляют, что становление звуков происходит у детей примерно в одинаковые сроки. Буквы С, Ш, Ж ребята должны уметь произносить в 4 года.

Самые трудные в произнесении Р и Л появляются в речи детей позже. Но в норме  ребенок должен осилить Р к 6 годам. Чуть раньше он должен произнести твердую букву Л.

[һ]

Һ авазы- звук һ

– фарингальный звук. Он образуется в глотке и произносится с придыханием. Близкий к нему звук есть в английском языке: hat, hand, hare. В русском языке наиболее близким звуком можно считать в словах халат, холодок, если произнести его без гортанного призвука. Нужно помнить, что татарский более заднего, глоточного происхождения.

Прослушайте и повторите:

Аудио 06:08- 06:50

Аудио 06:54- 07:20

Җөмһүриятебездә зур йөкле автомобильләр ясыйлар. – В нашей республике делают большегрузные автомобили.

Һәр егетнең яхшы һөнәре булырга тиеш. Таһир – игенче. – У каждого парня должна быть хорошая профессия. Тахир- хлебороб.

Шәһәребездә һәйкәлләр күп. Галимҗан Ибраһимовка да бер һәйкәл куелыр инде. – В нашем городе много памятников. И Галимджану Ибрагимову поставят когда-нибудь памятник.

Дополнительные упражнения

Произнесите по несколько раз каждый ряд:

ак-әк, аз-әз, ат-әт, ар-әр, ам-әм;

ак-әк, ук-үк, аз-әз, уз-үз, укы-үке;

он-өн, ом-өм, ок-өк, ас-әс-ус-үс-ос-өс;

жи-җи, же-җе, жу-җу;

ун-уң, ан-аң, ин-иң;

хам-һәм, хас-һәс, хат-һава.

  1. Звуки, обозначаемые одинаковыми буквами татарского и русского алфавита

Сложности звуковой системы татарского языка не исчерпываются специфическими татарскими буквами. Кроме этого существует разночтение общих букв для татарского и русского алфавитов.

Согласные звуки

На острове рядом с согласными дружно живут согласные звуки. Посмотрите на эти буквы. Произнесите их вслух. Подумайте, а какое препятствие во рту они встречают?

Ответ: воздух проходит через сомкнутые губы.

Этим согласные отличаются от гласных, при произношении звуков воздух как бы запинается о губы, небо, язык.

Какое слово загадано в стихе? Угадай!

Согласный звук – его скажи,

На выдохе произнеси.

И вот запнулась буква «З» —

Сквозь зубы воздух шел уже.

А после подоспела «В»,

И губы помогают мне.

Их трубочкой сверну,

И громко букву «У» скажу.

Запнется буква «К» вдали,

Какое слово говорим?

Ответ: звук.

Звонкие и глухие согласные

Если звук произносится звонко, его называют – звонким согласным звуком.

Звуки, которые произносятся приглушенно, называют – глухими согласными звуками.

Твердые и мягкие согласные

Есть такие буквы, которые делают согласный мягким звуком. Например, рядом с мягким и твердым знаком согласный смягчается. Вот послушайте: моль, перед ь звук л ‘] – мягкий.

Некоторые гласные также могут сделать согласный мягким, это буквы: е, ё, ю, я, и. Произнесем: «Мел», первый звук слова произносится мягко .

Твердыми согласными звуками останутся, если встанут перед гласными а, э, о, ы. Например: мыло. М и Л – остаются твердыми звуками, потому что стоят после гласных Ы, О.

Задание

Прочти стишок, на месте пропусков вставь недостающие согласные звуки.

Зашумела буква…,

Замычала буква …,

Зарычала, замурчала,

Буква …, начнем сначала?

Ответ: ш, м, р.

Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я

На острове «Звукослов» все дружат. Но несколько букв все-таки отличаются от остальных.

Посмотрите на эту таблицу. Подумайте, почему эти гласные написаны в 2 строки.

Ответ: выше мы уже говорили, что звуки нижнего ряда делают согласный звук мягким.

Например: пила, «п» стоит рядом со звуком , поэтому произносится мягко.

А еще гласные е, ё, ю, я, ю – особенные. Произнесем: «Юла». Что слышится в начале слова?

Ответ:.

Действительно, все эти гласные могут обозначать два звука, если стоят в начале слова или перед ъ, ь;

  • Я = + . Яблоко.
  • Ю = + . Юла.
  • Е = + . Ель.
  • Ё = + . ПОДЪЁМ.

Совет: правильное произношение звуков поможет вам справиться с выполнением заданий, главное быть внимательным, прислушиваться к тому, что мы говорим и как именно звучит слово.

Те же самые гласные звуки – е,ё,ю,я, могут обозначать и один звук.

Запомните, друзья, в середине слова перед согласным эти гласные будут обозначать один гласный звук. А согласный перед ними будет мягким.

Посмотрите на это слово: мешок. Произнесем, что слышим? Ответ: .

Запомним, какие звуки образуют эти гласные.

  • Е = . Например: – мел.
  • Ю= . Например: – люк.
  • Я= . Например: – лямка
  • Ё= .- лед Задание

Какие звуки есть в слове лента?

Ответ: .

Какие хорошие звуки мы повстречали. Дорогие наши путешественники, благодаря жителям острова мы прошли таинство посвящения. Наше знание русского языка стало лучше. Отправляемся на соседний остров «Алфавит».

Буква Ж

Эту разницу легко заметить даже ребенку. Пусть он положит свою ладонь на горло взрослого, который произносит по очереди буквы Ш и Ж. Ребенок ощутит, как вибрируют голосовые связки, когда говорят букву Ж. При произнесении буквы Ш они останутся неподвижными.

Обратите внимание, как правильно выговаривать букву Ж. Губы должны быть округлены, а зубы находиться близко друг от друга

Широкий кончик языка приближен к альвеолам (углублениям в кости верхней челюсти), края языка прижаты к боковым зубам, а задняя часть языка поднята и стремится назад. Посередине языка проходит теплая струя воздуха. Голосовые складки напряжены и дают голос.

Для занятий подходят артикуляционные и дыхательные упражнения для буквы Ш. Они точно так же развивают и подготавливают губы, язык и дыхание к произнесению буквы Ж.

Игры с буквой Ж

  1. Жужжать как жук, пчела или муха.
  2. «Пчелы собирают мед». Участники воображают себя пчелками и жужжат, кружась и перемещаясь по комнате. По сигналу нужно как можно быстрее «улететь» в «домик».
  3. «Мухи в паутине». Игра подойдет для компании детей. Часть из них изображает паутину, образуя круг. Другая часть детей — «мухи», они вбегают и выбегают из круга, жужжа при этом. По сигналу дети-»паутинки» берутся за руки, а те «мухи», что не успели выбраться из круга, тоже становятся в паутину. Игра длится до тех пор, пока все «мухи» не пойманы.
  4. «Кому это нужно?» Взрослый показывает ребенку сюжетные картинки, на которых не хватает предметов. Затем нужно достать предметную картинку и спросить, что на ней изображено (предметы, в названии которых встречается буква Ж). Например, картинка, на которой нарисованы ножницы. Ребенок произносит название вслух и решает, какой сюжетной картинке не хватает ножниц. Например, они нужны бабушке, чтобы шить.

Скороговорки с буквой Ж

  • Женя и Вика жуют ежевику.
  • В живом уголке жили ежи да ужи.
  • Жарко жабе в теплой луже. Жаба ждет дождя и тужит.
  • Что на ужин у ежей? Кожура от желудей.
  • У ужа — ужата, у ежа — ежата.
  • У крошки Матрешки пропали сережки. Сережки Сережка нашел на дорожке.
  • Лежит ежик у елки, у ежа иголки.
  • На крыше у Шуры жил журавль Жура. Жил журавль Жура на крыше у Шуры.

[ң]

– носовой звук, образующийся при помощи маленького язычка. Наиболее близким в русском языке можно считать звукосочетание в слове ‘гонг’ при произнесении его в нос. Этот звук часто встречается во французском языке: jardin, bien, chien (если кто-то знает французский), а также в английском: working, playing- .

Прослушайте и повторите:

Аудио 04:56- 05:37

Ң авазы- звук ң

Аудио 05:39- 06:05

Әле караңгы иде. Яңгыр ява башлады. – Еще было темно. Начался дождь.

Мин соңга калдым. – Я опоздал.

Бу эш җиңел булмаса да, мин аны аңладым, шуңа тиз башкардым. – Даже если это работа была нелегкой, я ее понял, поэтому быстро сделал.

Татар җырының ниндидер бер моңы бар, аны аңлап та булмый, аны күңел аша сизеп кенә була. – У татарской песни есть особый напев, его нельзя понять, его можно только почувствовать

Как проводить логопедические занятия с ребенком дома. Советы

Занятия должны проходить в игровой форме. Так ребенок не будет настороженно к ним относиться, нервничать и комплексовать.

Нельзя чрезмерно настаивать на упражнениях и заставлять ребенка. Занятия должны приносить ему удовольствие. Лишь в этом случае произношение быстро начнет улучшаться.
Занятие не должно превышать 15 минут, а артикуляционная гимнастика (разминка) пусть длится не менее 5 минут. Так упражнения принесут наибольшую пользу.
Не стоит повторять дыхательные и голосовые упражнения больше 4-5 раз. Дети быстро утомляются, затрачивают больше кислорода, чем обычно, и могут почувствовать головокружение.
Ребенок не должен быть простужен (заложенный нос, больное горло), иначе дыхательные упражнения будут выполняться неверно и не принесут пользы.
Чтобы усилить эффект от занятий, надо обязательно закреплять навыки в течение дня. Детям будет интересно играть и произносить скороговорки вместе со взрослыми. Делать это можно и дома, и на прогулке.
Можно предложить ребенку побыть в роли учителя. Пусть он «научит» любимую игрушку выговаривать букву.
Развить речь помогут игры и упражнения для мелкой моторики — лепка, раскрашивание, конструирование букв.
Обязательно хвалите малыша

Ему важно ощущать свои достижения.

Как научиться правильно читать английские гласные

Как мы уже выяснили, в английском всего 6 букв, которые обозначают гласные. Но именно с ними у начинающих часто больше всего проблем в произношении. Дело в том, что одна и та же гласная может читаться по-разному, в зависимости от ее букв-соседок, а также типа слога.

В английском языке бывает четыре типа слога: закрытый, открытый, «гласная + r» и «гласная + r + гласная».

Закрытым называют слог, который оканчивается на любую согласную, кроме r, или их сочетание. Например, в слове frog (лягушка). Ударная гласная в закрытом слоге читается четко и кратко:

  • a — — map,

  • o — — blog,

  • e — — red,

  • i — — milk,

  • y — — myth,

  • u — — cut.

Открытым же считают такой слог, который оканчивается на гласную или на согласную с последующей гласной e, которая не читается. Ее еще называют немой. В открытом слоге под ударением большинство гласных (за исключением e и y) читаются так же, как произносятся в алфавите:

  • a — — male,

  • o — — alone,

  • e — — zero,

  • i — — lie,

  • y — — my,

  • u — — cute.

В слоге третьего типа после ударной гласной следует r или ее сочетание с другими согласными. Ударная гласная в таком случае будет читаться как долгий, протяжный звук. В транскрипции его можно узнать по знаку двоеточия рядом со звуком:

  • a — — start,

  • o — — sort,

  • e — — pearl,

  • i — — dirt,

  • y — — Byrd,

  • u — — turn.

И наконец, последнее правило чтения гласных в английском языке: если после ударной гласной следует r, а за ней — другая гласная, нужно пользоваться четвертым типом чтения:

  • a — — dare,

  • o — — more,

  • e — — here,

  • i — — desire,

  • y — — tyre,

  • u — — pure.

Для удобства мы собрали все эти типы чтения в одной схеме ниже. Пользуйтесь ею, если будете сомневаться, как правильно читать гласную в слове.

Гласные дифтонги и трифтонги

Вы наверняка заметили примеры в предыдущей главе, где одна гласная буква обозначает 2, а то и 3 звука. Это не ошибка: похожие случаи есть и в русском языке. Например, буква ю в слове юла тоже обозначает два звука — . Такие двойные звуки называются дифтонгами. А тройные — трифтонгами

При этом важно понимать, что дифтонги могут быть выражены как одной, так и двумя буквами, а трифтонги — только тремя

Давайте же разберемся, как правильно их читать. Для этого мы составили таблицу с примерами.

Как читать гласные дифтонги и трифтонги
Примеры слов Дифтонг/трифтонг
pride
may
mouse
bone
enjoy
tear
pair
sure
fire
flower
slower

Гласные буквосочетания

Мы уже говорили о том, что в английском на чтение буквы может влиять то, как она сочетается с другими. Таблица ниже поможет вам познакомиться с основными гласными буквосочетаниями и звуками, которые они обозначают.

Но помните: в английском языке есть и исключения

Поэтому, если вы столкнетесь со сложным случаем, важно проверить, как произносится слово. Для этого стоит воспользоваться орфоэпическим словарем

Как читаются гласные буквосочетания
Сочетания букв Транскрипция Примерное произношение на русском Пример слова Позиция
ai, ay, ei, ey эй maybe Ударная
ai, ay, ei, ey и money Безударная
ai эе airport Перед согласной r
ae и aegis
au о autumn
ea, ee и sea Во всех случаях, кроме тех, где сочетание стоит перед согласной r
ea, ee иэ dear Перед согласной r
ie и grief Везде, кроме слова friend
oa , оу, о goat
oi, oy ой employ
oo , , у book
ou ау mountain В середине слова

Обратите внимание на то, что в некоторых случаях сочетание двух букв выражает один гласный звук. Такие сочетания называют диграфами

Не перепутайте!

Диграфы часто путают с дифтонгами

Важно помнить, что к первым относятся те сочетания букв, которые выражают один звук. А ко вторым — те буквы или сочетания, которые обозначают два звука и более

Английский для начинающихНачните говорить с первого урока →

Занимайтесь английским бесплатно!
Выполняйте интерактивные упражнения и прокачивайте языковые навыки
Начать учиться

[ү]

– мягкий и более огубленный . Близкий к нему звук встречается в русских словах ‘тюк’, ‘кювет’. Произнесите эти слова, придав еще большее огубление (сверните губы в трубочку), и Вы примерно получите искомый звук.

Прослушайте и повторите:

Аудио 02:34- 03:10

Ү авазы- звук ү

Аудио 03:12- 03:50

Күлдә күп балык була, ә чүлдә балык булмый. – В озере бывает много рыбы, а в пустыне рыбы нет.

Үрдәк күп ашарга ярата. Ул үлән ашый һәм тиз үсә. – Утка любит много есть. Она ест траву и быстро растет.

Үткән елны мин үзәккә бардым. Анда бөтенесе үзгәргән. – В прошлом году я ездил в центр. Там все изменилось

Мин үзем дә үзешчән артист кына. – Я и сам всего лишь самодеятельный артист.

Тизәйткеч- скороговорка:

Күпер башында күп күркә,

Күп күркәгә кирәк күп көрпә. – На мосту много индюков, а большому количеству индюков нужно много крупы.

[к]

Прослушайте и повторите

Аудио 09:54- 10:07

Шундый ук к авазы- такой же звук к

3. Фонетические закономерности татарского языка

Теперь Вы практически знаете произношение всех татарских букв.

В татарском языке двумя основными правилами практической фонетики являются:

– закон сингармонизма;

– четкое произнесение последнего слога.

3.1. Закон сингармонизма

В татарском языке все слова по произношению делятся на твердые и мягкие. Твердыми словами мы называем те, в которых употребляются гласные непереднего ряда: , , , . А мягкими – слова, в которых употребляются гласные переднего ряда: , , , , .

Мягкие звуки: , , , , .

Твердые звуки: , , , .

Обратите внимание на парное противопоставление по твердости-мягкости. Этот закон имеет большое значение, так как не только все слова, но и все аффиксы подчиняются этому закону сингармонизма

Соответственно, практически все аффиксы, частицы имеют два варианта: твердый и мягкий. Поэтому Вам необходимо научиться на слух определять мягкость или твердость татарских слов

Этот закон имеет большое значение, так как не только все слова, но и все аффиксы подчиняются этому закону сингармонизма. Соответственно, практически все аффиксы, частицы имеют два варианта: твердый и мягкий. Поэтому Вам необходимо научиться на слух определять мягкость или твердость татарских слов.

Прослушайте и повторите несколько раз, попробуйте на слух уловить разницу между произношением разных столбцов.

Аудио 10:09- 11:01

нечкә сүзләр            калын сүзләр

мягкие слова            твердые слова

өстәл (стол)          арыш (рожь)

бүрәнә (бревно)         балык (рыба)

эшләпә (шляпа)         сан (число)

хәреф (буква)             баш (голова)

сүз (слово)                     авыл (деревня)

рәсем (рисунок)          алтын (золото)

бер (один)

ике (два)                     тугыз (девять)

өч (три)                     сыйныф (класс)

көн (день)                    башмак (башмак)

тәрҗемә (перевод)     кайда (где)

нәрсә (что)          кайчан (когда)

ничек (как)                     бара (идет)

эскәмия (скамья)       торба (труба)

Более подробно закон сингармонизма мы рассмотрим на Втором уроке.

3.2. Правило четкого произношения последнего слога

Что касается ударения, то в татарском языке оно качественно отличается от русского. Запомните, что все слоги в татарском языке необходимо произносить отчетливо. Поэтому с самого начала обучения Вам следует делать слабое ударение на последнем слоге, так Вы избавитесь от распространенной ошибки русскоязычных, изучающих иностранные языки: «глотать окончания слов».

Аудио 11:02- 12:32

Кайбер күнегүләр -некоторые упражнения

Алмаштынганнардыр, ачуланучылар,әһәмиятлелекне, башлангычныкы, гомум дәүләтчелек, җаваплылык, кулъяулыкларсыз,  мәсәләләрдән, мөстәкыйльлек, пәнҗешәмбенең, төрләндерергә, укытучылык, үзенчәлекле, үзләштерүчән, үзәкчелекләрнең.

Аудио 12:34- 13:03

Чагыштырыгыз -сравните

Как (русск.) -как, корт (русск.)-корт, сырт-сорт (русск.)-сөрт, без (русск.)-без, сын (русск.)-сын, гөл- гол (русск.), карт (русск.)- карт, кол (русск.)- кол.

Прочитайте, обращая внимание на новые звукобуквы (попробуйте догадаться о смысле выделенных слов):

Аудио 13:04- 14:12

Мәк, рәт, шәп, фән, бәлеш, тәртә, чәйнек, тәлинкә, эшләпә, кәбестә;

Мүк, күк, күл, күп, бүре, күрәгә, күсәк, бүрәнә;

Көн, төн, көл, төлке, өрпәк, көрәк, өстәл;

Кәҗә, җен, җил, җир, җәй, җыю, җылы, җыр, рәнҗү;

Соң, иң, аң, уң, таң, тәңре, бәрәңге;

Һава, һич, һәр, һөнәр.

При выполнении упражнения последний слог произносится отчетливо.

[о]

Прослушайте и повторите

Аудио 08:30- 08:47

О авазы- звук о

Прослушайте и повторите:

Аудио 08:50- 09:06

Ы авазы-звук

Прослушайте и повторите

Аудио 09:07- 09:20

Е авазы- звук е

в – данная буква в татарском языке служит для обозначения двух звуков: и . Второй звук есть в английском языке: William , will .

Прослушайте и повторите:

Аудио 09:22- 09:38

Татар телендәге в авазы -звук в в татарском языке

,

г – эта буква также обозначает два звука: звонкий г и глухой г.. Это достаточно различающиеся звуки. Глухой г,, образованный при помощи маленького язычка, знаком русскоязычному читателю: он получается, когда человек картавит и не выговаривает .

[ө]

 – этот гласный звук представляет для русскоязычного читателя наибольшую трудность. Самый близкий вариант татарского можно встретить в словах ‘клён’, ‘мёд’, ‘Пётр’. Но в татарском языке короткий, а русский встречается только под ударением. Попробуйте данные русские слова произнести как можно короче и с б’ольшим огублением, и Вы будете близки к нужному звуку. Он похож на частый в английском языке звук: bird, work. ,.  Но английскому звуку не хватает огубленности.

Прослушайте и повторите:

Аудио 01:31- 02:05

Ө авазы- звук ө

Аудио 02:08- 02:32

Өйдә гөлләр матур була. – Дома цветы бывают красивые.

Көзен көннәр кыскара. – Осенью дни укорачиваются.

Төнлә урамда матур көй ишетелде. – Ночью на улице послышалась прекрасная мелодия.

Мин татар телен өйрәнәм. – Я учу татарский язык.

Быел абыем өйләнә. – В этом году мой брат женится.

Буква «А» в различных азбуках, языках и системах

ААнна

В качестве примеров приведем также слова из разных областей, начинающихся на букву «А». Среди них имена собственные и нарицательные, общеизвестные и редкие.

#
Слова

Слова начинающиеся на букву «А»
Айсберг, автор, агент, анекдот
Слова заканчивающиеся буквой «А»
Голова, буква, метка, таблица
С буквой «А» в середине слова
Раб, избранные, публикация
Слова содержащие несколько букв «А»
Азбука, алфавит, аналог, анкета
Страны
Абхазия, Австралия, Австрия. Смотреть все страны на букву «А»

Города
Абаза, Абакан, Абвиль, Абдулино. Смотреть все города на букву «А»

Животные
Аист, Антилопа, Акула. Смотреть всех животные на букву «А»

Овощи, фрукты и ягоды
Абрикос, Авокадо, Айва, Ананас, Алыча, Ангурия, Апельсин, Арбуз.
Профессии
Авиатор , Автогонщики, Автослесари, Акушер, Аниматоры, Армировщики. Смотреть все профессии на букву «А»

Все имена на букву «А» со значениями и происхождением
Мужские имена
Александр, Алексей, Алик, Алмаз, Альберт, Анатолий, Армен, Арсен, Ашот. Смотреть все мужские имена на букву «А», а также их значение и происхождение
Женские имена
Ава, Авдотья, Агата, Аделина, Александра, Алина, Алиса, Алла, Алсу, Аля. Смотреть все женские имена на букву «А», а также их значение и происхождение

Стихи

* * *Буква «А» всему глава,У нее солидный вид,Потому что буква «А»Начинает Алфавит!Астры, аисты, аптекиС буквой «А» дружны навеки!

Скороговорки

* * *Астроном, адвокат и один альпинист, Архитектор, аптекарь и даже артист Сели однажды на карусели. Не удержались и вниз полетели: Аптекарь, артист, акробат, астроном. Кто из них вам еще не был знаком?

Дом из буквы А

— Сынок, это буква А, — сказала мама.— Она не игрушка, а я люблю играть, — ответил мальчик сердито.— Сделай из меня дом. Две палочки шалашиком, посередине — перекладина, — предложила буква А.— Внизу я поставлю автобус, а на перекладину – аквариум, — согласился мальчик.— На крыше может жить аист, а под крышей мы повесим абажур, — подхватила буква А.— А на обед у нас будут ананасы и апельсины, – сказал мальчик.— Я привезу их из Африки на аэроплане, – ответила буква.— Ты интереснее игрушек, буква А, — засмеялся мальчик.Расскажи, что бы ты поместил в домик из буквы А?

[җ]

– данный звук также часто встречается в английском языке, и в заимствованиях с английского в русском языке передается буквосочетанием дж: ‘джемпер’, ‘Джек’- Jack . Также оформляются и татарские заимствования: джилян – җилән, Джалиль – Җәлил. Звук в русском языке всегда твердый, но образовать от него мягкий вариант для русскоязычного читателя обычно не представляет трудности. Необходимо отметить, что твердый также нехарактерен для татарского языка, как для русского. Поэтому смешения этих звуков, как правило, не происходит.

Прослушайте и повторите:

Аудио 03:52- 04:27

Җ авазы- звук җ

Аудио 04:29- 04:54

Егеткә җитмеш җиде һөнәр дә аз. – Парню и семьдесят семь профессий мало.

Минем җырым җирдә туды һәм җилдә яңгырады. – Моя песня родилась на земле и звенела на ветру.

Кәҗә хуҗалыгында сарык хуҗа булмый. – В хозяйстве козы овца хозяйкой не будет.

Тизәйткеч- скороговорка

Җәйнең ямьле көннәрендә җиләк җыя Җәмилә – В погожие летние дни собирает ягоды Жамиля.

Знакомимся с алфавитом и транскрипцией

article=»»>ÐлÑÐ°Ð²Ð¸Ñ â ÑÑо пеÑвое, ÑÑо пÑинÑÑо ÑазбиÑаÑÑ Ð¿Ñи обÑÑении ÑÑениÑ. Рне зÑÑ: бÑÐºÐ²Ñ Ð²Ð°Ð¶Ð½Ð¾ оÑлиÑаÑÑ Ð¿Ð¾ видÑ, ÑмеÑÑ Ð¸Ñ Ð¿Ð¸ÑаÑÑ, а поÑле â веÑно ÑиÑаÑÑ. Ðез ÑÑого изÑÑение ÑзÑка не ÑдвинеÑÑÑ Ñ Ð¼ÐµÑÑвой ÑоÑки.

ÐÑак, в английÑком бÑкв менÑÑе, Ñем в ÑÑÑÑком, â вÑего 26. СÑеди Ð½Ð¸Ñ ÐµÑÑÑ 6 бÑкв, коÑоÑÑе обознаÑаÑÑ Ð³Ð»Ð°ÑнÑе звÑки (a, o, e, i, u, y), и 21 â ÑоглаÑнÑе (b, c, d, f, g, h, j, k, l, m, n, p, q, r, s, t, v, w, x, y, z).

ÐбÑаÑиÑе внимание!

ÐÑква y Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð¾Ð±Ð¾Ð·Ð½Ð°ÑаÑÑ Ð¸ глаÑнÑй, и ÑоглаÑнÑй звÑк.

РаÑÑмоÑÑиÑе ÑаблиÑÑ Ð½Ð¸Ð¶Ðµ: Ñам Ð¼Ñ ÑобÑали Ð¸Ñ Ð²Ñе.

ÐнглийÑкий алÑавиÑ
ÐÑква ТÑанÑкÑипÑÐ¸Ñ ÐÑква ТÑанÑкÑипÑиÑ
Aa Nn
Bb Oo
Cc Pp
Dd Qq
Ee Rr
Ff Ss
Gg Tt
Hh Uu
Ii Vv
Jj Ww
Kk Xx
Ll Yy
Mm Zz

Ðа пиÑÑме ÑÑи бÑÐºÐ²Ñ Ð²ÑÑажаÑÑ 44 ÑазлиÑнÑÑ Ð·Ð²Ñка. ЧÑÐ¾Ð±Ñ Ð¾ÑÑазиÑÑ ÑÑо многообÑазие, лингвиÑÑÑ Ð¿ÑидÑмали ÑпеÑиалÑнÑе обознаÑÐµÐ½Ð¸Ñ â ÑÑанÑкÑипÑиÑ. ЭÑо оÑобÑй ÑпоÑоб пиÑÑменно изобÑазиÑÑ Ð·Ð²Ñк, коÑоÑÑй обознаÑÐ°ÐµÑ ÐºÐ¾Ð½ÐºÑеÑÐ½Ð°Ñ Ð±Ñква или Ð¸Ñ ÑоÑеÑание.

РанÑÑе иноÑÑÑанÑÑ, коÑоÑÑе ÑоÑели говоÑиÑÑ Ð¿Ð¾-английÑки, обÑзаÑелÑно ÑÑили и ÑÑанÑкÑипÑиÑ. Ðо ÑейÑÐ°Ñ ÑÑо пеÑеÑÑало бÑÑÑ Ñак важно: Ð²Ñ Ð² лÑбой Ð¼Ð¾Ð¼ÐµÐ½Ñ Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑе оÑкÑÑÑÑ ÑеÑÐ²Ð¸Ñ Ð´Ð»Ñ Ð¿ÐµÑевода и пÑоÑлÑÑаÑÑ Ð½Ñжное Ñлово. Ðднако знаÑÑ ÑÑи обознаÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð²ÑÑ ÐµÑе полезно, и Ð¼Ñ ÑовеÑÑем наÑÑиÑÑÑÑ Ð¸Ñ ÑиÑаÑÑ. ЭÑо можно ÑделаÑÑ Ñ Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾ÑÑÑ ÑÑаÑÑи Skyeng Magazine «Ðикие закоÑÑÑки: как ÑиÑаÑÑÑÑ ÑÑанÑкÑипÑии в английÑком ÑзÑке».

Буква Ш

Чтобы буква Ш произносилась правильно, речевой аппарат должен быть хорошо натренирован.

При верном произнесении буквы Ш язык располагается строго симметрично. Губы всегда округленные, а зубы максимально приближены друг к другу. Посередине широкого языка идет теплая струя воздуха, которую легко ощутить ладонью у рта. Голосовые связки разомкнуты.

Зачастую детям сложно выполнять подобные действия языком и губами. Поэтому встречаются разнообразные способы выговаривания буквы Ш.

  • межзубное произношение (звук в этом случае шепелявый, а язык просунут между зубами),
  • произнесение «в нос»,
  • способ, при котором язык упирается в зубы, и звук становится похожим на Т,
  • при нарушении прикуса звук похож на Ф,
  • звук, напоминающий С.

Букву Ш можно научиться выговаривать дома. Для этого надо ежедневно выполнять упражнения для постановки дыхания и тренировки мышц языка и губ.

Кроме этого, обязательно нужно выполнять игровые задания для закрепления изученных навыков.

Артикуляционная гимнастика выполняется ежедневно, в начале занятия

Важно размять не только язык, но и губы

  1. Упражнения для языка:

«Спрячь конфетку». Ребенок должен удерживать широкий язык на нижней губе. На его край взрослый кладет маленький кусочек зефира или пастилы. Малышу нужно спрятать кусок сладости, зажав его языком за верхними зубами и прилепив на нёбо. Упражнение выполняется в медленном темпе. Рот не должен открываться шире 2 см.
«Футбол». Нужно улыбнуться и положить широкий язык на нижнюю губу. Перед этим надо подготовить кусочек ваты. Ребенок должен дуть на вату, произнося звук Ф. Нужно докатить ее до противоположного конца стола

Важно следить, чтобы звук произносился как Ф, а не Х — это повлияет на ширину струи воздуха. Щеки не должны надуваться.
«Гармошка»

Надо улыбнуться, приклеить язык к нёбу, и, не отпуская языка, открывать и закрывать рот. Стоит представить. что это мех гармошки. С каждым разом нужно открывать рот все шире, и дольше удерживать язык в положении у нёба (от 3 до 10 счетов). Стороны языка не должны провисать. Рот и губы всегда неподвижны.

  1. Упражнения для губ:

«Трубочка». Ребенок должен вытянуть губы трубочкой и беззвучно произносить букву У.
«Зайчик». Надо улыбнуться, открыв верхние и нижние зубы. По очереди поднимается верхняя и нижняя губы

Важно следить, чтобы зубы были сомкнуты, а губы возвращались в исходное положение.

Игры с буквой Ш

  1. Закончить фразу (или повторить ее). Стоит заранее подготовить картинки в помощь. Например:

Шу-шу-шу — Маша кушает лапшу. Ши-ши-ши — кашу ешьте, малыши.Шо-шо-шо – Паша пишет хорошо.

  1. Игра «Измени слово». Надо изменить слово так, чтобы в нем появился звук «ш». На первых порах может потребоваться помощь взрослого. Но скоро ребенок сможет изменять слова по образцу самостоятельно.

Горох — горошек, орех — орешек, воробей — воробушек, хлеб — хлебушек и т.д.

  1. Шипеть, как змея, как спущенный воздушный шарик и т.д.
  2.  Песни, потешки, стихотворения.

Буква Ш — Шипящая, Иногда-Шуршащая, Часто- Шелестящая, Изредка- Шкварчащая.

Змея шипит,шипит,шипит, Полгода учит алфавит, Устала бедная уже, А знает только букву — Ш-Ш-Ше.

Шу-шу-шу — шуршала мышь, Шу-шу-шу — шумел камыш, Дятел шустрый, шалунишка, Шелушил шестую шишку. Что за шорох? Слышат уши, Кто-то дышит глуше, глуше, Кто-то машет выше, выше, Кто-то шепчет: «Тише, тише».

Скороговорки с буквой Ш

Хороший способ в увлекательной форме закрепить изученный навык произнесения буквы Ш — учить забавные скороговорки.

  • Мышка кошке сшила сапожки, кошка мышке сшила штанишки.
  • Шура шилом для шиншиллы в шалаше сапожки шила.
  • Парус наш на совесть сшит, нас и шторм не устрашит.
  • Кашалот не любит кашу — у него от каши кашель.
  • Хрюшка Нюша мышку Машу пригласила кушать кашу. Мышка Маша хрюшке Нюше принесла кусочек груши.
  • Паша Саше шьёт сапоги, а Саша Паше печёт пироги.
  • Шили рубашку с кармашками, сшили, ушили, перешили, зашили, да не вышили.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный мир
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: