Методика проведения игры
Проведя методику с разрезными рисунками, например по временам года, необходимо вначале подобрать картинки по этой теме. Целью данного метода является выявление умений составлять целый образ из частей. Задачей же является ориентирование по форме, цвету, величине, выявление наглядного образного мышления, координирование движения рук, а также мелкой моторики. Как провести эту забаву?
Перед проведением игры логопед раскладывает на столах для детей части иллюстрации, которые состоят из 4 частей. Затем предлагает ребятам собрать предмет, просит их наложить детали на образец, запомнить расположение частей для того, чтобы самостоятельно собрать иллюстрацию. После чего рисунки раскладывает в разброс, убирает образец, предлагая деткам вновь их собрать. Ребенок должен назвать объект, который разрезан.
Если ребенок с первой попытки правильно складывает изображения, это означает, что у него наглядно — образное действенное мышление хорошо сформированы
Если же маленький ребёнок выполнил задачу со второй попытки, то можно предположить, что у него слабо сформированы внимание и воображение
Одним, словом эта методика помогает развитию у крохи логики, памяти, внимания, воображения, мышления, активизирует речь и сенсорное восприятие.
Составление картинок из частей
Есть много литературы по этой теме, я пользуюсь этими пособиями:
- Комплект по здоровьесбережению детей;
- Набором картинок по социальному развитию
- Иллюстрации по речевой активности детей.
Ещё использую в работе самодельный материал, скачиваю с интернета картинки и делаю игры. Итак, это было небольшое отступление, вернёмся к теме разговора.
Рисунок, который разделён по прямым линиям на несколько частей, является разрезным. Дошкольник не должен думать о форме детали рисунка, он концентрируется на полном изображении.
Когда малыш собирает рисунок, он должен представить то, что он собирает, какой образ у него получится. В этом случае куски он должен соотносить с изображением так, чтобы ему было отведено правильное место. В противном случае не получится иллюстрация. От детей это требует сосредоточенности, серьезности, внимательности.
При складывании разрезных изображений малыш начинает осознавать предметную целостность, составлять иллюстрацию из частей. У него тренируется память, развиваться мышление, ориентировка в пространстве. Рисунки прекрасно влияют на усовершенствование мелкой ручной моторики. Закрепляя знания о предметах и явлениях, собирая целое из кусочков, формируется цель игры разрезные картинки.
Простые правила, легко освоиться
Правила этой игры очень просты и всегда одни и те же, поэтому дети быстро освоются с ними. Они должны определить, что происходит первым, а что — потом, для различных предметов или действий, представленных на карточках. Например, что делается сначала — мыть руки или чистить зубы, читать книку или рисовать, и так далее.
Основная цель игры — научить детей устанавливать связь между разными действиями и понимать, что некоторые действия не могут произойти без предварительного совершения других. Это помогает развить их логическое мышление и способность к последовательности, что является важным навыком для успешного обучения и усвоения новых материалов.
Игра проводится в групповой форме, что способствует развитию навыков коммуникации и сотрудничества у детей. Она также может быть использована как инструмент для диагностики уровня развития логического мышления и последовательности у каждого ребенка, что позволяет обнаружить и помочь в устранении проблем в их развитии.
- Простые и понятные правила игры позволяют детям быстро освоиться и начать активно участвовать;
- Игра развивает навыки логического мышления и способность к установлению последовательностей;
- Групповая форма проведения игры развивает навыки коммуникации и сотрудничества;
- Игра может быть использована как инструмент для диагностики и помощи в развитии у детей;
- Занимательное времяпровождение, которое помогает детям учиться и развиваться в игровой форме.
Разработка дидактической игры
1. Выбор темы и целей Первым шагом в разработке дидактической игры является выбор темы, которая будет в основе игрового процесса. Тема должна быть интересной и актуальной для целевой аудитории. Цели игры определяются с учетом образовательных задач, которые нужно достичь при помощи игры. Они должны быть конкретными и измеримыми. |
2. Составление сценария Сценарий игры определяет ход игрового процесса и включает в себя описание всех действий игроков, задания и взаимодействия с игровым окружением. Сценарий должен быть логичным, последовательным и понятным. Он должен учитывать уровень подготовки игроков и предоставлять им достаточно информации для успешного прохождения игры. |
3. Создание игровых элементов Создание игровых элементов включает в себя разработку графики, звуков и интерфейса игры. Игровые элементы должны быть привлекательными и соответствовать теме игры. Графика и звуковые эффекты могут использоваться для повышения мотивации игроков и создания атмосферы игры. |
4. Тестирование и корректировка После создания дидактической игры ее необходимо протестировать с помощью тестовых пользователей. В процессе тестирования выявляются ошибки и недостатки, которые должны быть исправлены. После корректировки проводится повторное тестирование, чтобы убедиться в качестве игры и её соответствии целям обучения. |
Разработка дидактической игры требует тщательного планирования и учета основных принципов обучения. Использование различных дидактических методов и средств помогает создать эффективную и интересную обучающую игру.
Варианты игры
Для занятия необходимо распечатать картинки на плотных листах, вырезать, ламинировать для длительной эксплуатации.
Первый вариант
Набор карточек изображает бытовые и природные процессы по любой тематике на выбор. Картинки сгруппированы попарно или по трое. Каждая группа отражает, что представляет собой объект или явление сначала, что с ним происходит потом, что становится результатом. Задача игрока – составить логическую цепочку.
Примеры групп картинок для игры:
- гусеница – куколка – бабочка;
- ягоды малины – варенье;
- яйцо – цыпленок;
- семечко – растение;
- корова – молоко;
- ржаные колосья – замес теста – хлеб;
- помидоры – кетчуп;
- овощи – суп;
- снежинки – снеговик;
- цветок на ветке – созревшее яблоко и т.д.
Все сочетания должны быть просты, понятны для детей дошкольного возраста.
Ход игры:
- Предложите игроку рассмотреть карточки.
- Пусть определит причину и следствие, разложит картинки от начала к концу процесса.
- Ребенок должен объяснить, почему выбрал такую последовательность.
- Пусть по каждой группе картинок составит предложение, грамотно произнесет его вслух.
Второй вариант
Примеры групп картинок для игры:
- четверть круга, половина, три четверти, целый круг;
- стебель с одним цветком, тремя, пятью, семью;
- цветок с двумя лепестками, четырьмя, шестью, восьмью;
- игрушечная пирамидка с одним кольцом, тремя, пятью, собранная до конца и т.д.
Задача игрока – правильно разложить карточки в ряд, рассказать, как изображенный объект меняется от начала до конца.
Третий вариант
Игра представляет собой наборы из 4-х или 6-ти сюжетных картинок для составления рассказов. Получающийся при составлении карточек сюжет должен быть понятным для дошкольника, не содержащим скрытого смысла. Например, 4 картинки: папа подготовил инструменты – сделал скворечник – прибил его к стволу дерева – к корму слетелись птицы. Задача ребенка – понять сюжет, изложить его устно.
Важный момент при развитии ребенка, его подготовки к школе, научиться определять последовательность событий. Для тренировки подойдет дидактическая игра «Логические цепочки». Карточки нужно распечатать, разрезать на квадратики и предложить малышу определить, что сначала, а что потом. Не торопите ребенка, пусть хорошо подумает, включит логику, объяснит свою точку зрения, а потом у него будет получаться все быстрее и легче. Для деток 6-7 лет можно предложить по расставленным в логическом порядке картинкам составить небольшой рассказ в качестве развития речи.
Дидактическая игра «Что сначала, что потом» (старший возраст)
Цель: учить детей связно выражать свои мысли, составлять сложные предложения, определять причину и следствие в предложенной ситуации.
Задачи: учить составлять рассказ, расширять словарный запас ребенка, развивать логическое мышление, связную речь; научиться систематизировать полученные знания.
Все карточки представляют собой процесс возникновения продукта. Игра знакомит с привычными каждому ребенку продуктами: шоколад, масло, яичница, хлеб, сосиски ит. д. Это помогает ребёнку быстрее понять правила игры и составить логические цепочки.
В игре всего 7 сюжетов, поэтому играть в нее могут не более 7 человек.
Основные варианты игры:
1 вариант. Определить последовательность.
Ведущий отбирает карточки одного сюжета и предлагает разложить их в нужном порядке. Что было в начале, что потом, что произвели.
Как следствие, у ребенка развивается логическое мышление и улучшается визуальное восприятие, память. Ребенок учится выстраивать причинно-следственные связи, так как анализирует не отдельные образы, а целую цепочку.
2 вариант. Определить лишнюю карточку.
Ведущий смешивает все карточки, игроки должны вернуть их в свою цепочку
Это стимулирует у ребенка внимание, развивает реакцию и наблюдательность
3 вариант. Рассказать историю.
Ведущий предлагает придумать историю приготовления продукта. Если ребёнок затрудняется, ему можно помочь дополнительными вопросами. Данный вариант игры заставляет ребёнка проговаривать свои мысли, что развивает речь, улучшает ее связность и также стимулирует логическое мышление.
Дидактическая игра «Веселый счет» (старший дошкольный возраст) Цель: Формировать представление о числе и количестве, упражнять детей в количественном счёте по заданному числу, закреплять счёт в пределах.
Дидактическая игра «Дикие животные Северной Осетии» (старший дошкольный возраст) Цель: закрепить знания детей о животном мире Северной Осетии, о зависимости существования диких животных от среды обитания. Расширять представления.
Дидактическая игра «Крестики-нолики» (старший дошкольный возраст) В одном из журналов, несколько лет назад, увидела игру, принцип нашей в детстве игры «крестики-нолики». Мне так понравилась идея, вспомнилось.
Дидактическая игра по ИЗО. деятельности «Найди поле для лошадки» (старший дошкольный возраст) дидактическая игра по художественно-эстетическому развитию: «Найди поле для лошадки» (старший дошкольный возраст). Цель: закрепление знаний.
Дидактическая игра «Самара на все времена» (старший дошкольный возраст) Дидактическая игра «Самара на все времена».Возраст детей: 6 – 7 лет. Кол-во игроков: 1 – 6. Методическая ценность: игра возбуждает у детей.
Игра-путешествие «Музеи мира» (старший дошкольный возраст) Цель: Расширение кругозора детей о разнообразии музеев мира. Задачи: Формировать у дошкольников представления о разнообразии музеев. Развивать.
Конспект развлечения «Своя игра» (старший дошкольный возраст) Цель. Поощрять стремление к интеллектуальной оригинальности. Задачи. Развивать познавательные способности детей, умения и навыки диалогической.
Военно-патриотическая развлекательная игра «Зарница» (старший дошкольный возраст) Цель: Патриотическое воспитание детей. Задачи: Воспитание дошкольников в духе готовности к защите Родины; формирование товарищества и дружбы,.
Игра по закреплению знаний об основных стадиях роста овощей «Что сначала, что потом» Экологическая игра «Что сначала, что потом» Коллеги,предлагаю вашему вниманию дидактический материал, полезный для экологической игры старшего.
Дидактическая игра «Что сначала, что потом» — развлекательное обучение для детей
Дидактическая игра «Что сначала, что потом» представляет собой увлекательный способ обучения для детей средней группы. Игра поможет развить логическое мышление, навыки классификации и последовательности, а также способствует развитию речи и памяти у детей.
Основная цель игры — научить детей определять последовательности действий и событий. Для этого в игре используются специальные карточки с иллюстрациями, на которых изображены различные повседневные ситуации или процессы. Дети должны указать, что происходит в каждой ситуации первым, а что — вторым. Например, на одной карточке изображены картинки с покупками в магазине: сначала ребенку нужно выбрать продукты, а потом заплатить за них.
Игра проводится в форме коллективного или индивидуального занятия. В процессе игры дети обсуждают и анализируют иллюстрации на карточках, делятся своими мнениями и объясняют свой выбор. Это способствует развитию коммуникативных навыков и активизации речи у детей.
Дидактическая игра «Что сначала, что потом» может быть проведена как часть урока или занятия по развитию речи и мышления. Она может быть использована для домашнего обучения, а также в детских садах и школах. Игра проста в организации и требует минимальных материальных затрат.
В игре можно использовать различные карточки для каждой темы или на каждом уровне сложности. Например, карточки с иллюстрациями процесса приготовления пищи, утренней гигиены или игровых моментов. Это помогает детям узнать и запомнить различные последовательности действий в их повседневной жизни.
Дидактическая игра «Что сначала, что потом» — это не только активное и интересное занятие для детей, но и эффективный метод обучения, который развивает логику, речь и память. Дети получают удовольствие от игры, в то время как они учатся и развиваются.
Преимущества дидактической игры
Основные преимущества дидактической игры:
- Активное участие учащихся. Во время игры дети активно взаимодействуют друг с другом и с учителем, обмениваются мнениями и идеями. Это позволяет им лучше усваивать новый материал и развивать коммуникативные навыки.
- Мотивация к обучению. Дидактическая игра создает интерес и желание учиться, так как она представляет материал в увлекательной и доступной форме. Ребята не только получают новые знания, но и получают удовольствие от процесса обучения.
- Развитие критического мышления. Во время игры дети вынуждены анализировать ситуации, принимать решения и обосновывать свои действия. Таким образом, они развивают критическое мышление, учатся рассуждать логически и аргументировать свою точку зрения.
- Стимулирование творческого мышления. Дидактическая игра часто требует от детей нестандартных решений и творческого подхода. Они могут создавать свои собственные задания, разрабатывать стратегии игры, что способствует развитию их творческого потенциала.
- Укрепление социальных навыков. Во время игры дети учатся работать в команде, выполнять роли и обязанности, принимать решения в группе. Все это развивает навыки сотрудничества, эмоциональный интеллект и способность эффективно взаимодействовать с другими людьми.
Использование дидактических игр в образовательном процессе позволяет сделать обучение интересным, эффективным и разнообразным. Они оказывают положительное влияние на развитие когнитивных, социальных и эмоциональных навыков детей.
«Что сначала, что потом?» (конспект сюжетной ООД по ФЭМП в подготовительной к школе группе)
Организация: МДОБУ «Руэмский детский сад «Лесная сказка»
Населенный пункт: Республика Марий Эл, поселок Руэм
Цель: Формирование у детей элементарных математических представлений.
Задачи:
1. Учить называть числа в прямом и обратном порядке, раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее.
2. Учить распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, группировать по цвету, форме, размеру.
3. Учить пользоваться в речи понятиями: сначала, потом…
4. Учить определять время по часам.
5. Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10.
6. Дать детям элементарные представления о времени: последовательности всех дней недели.
Дидактический наглядный материал: Картины Вини пуха, Пятачка, ослика Иа, Тигра, иллюстрация с изображением звезд на темном фоне, рисунок человечка из разноцветных геометрических фигур, макет часов, карточки с заданиями, шнур для дорожки с заданиями, аудиозапись песенки Вини пуха.
Ход занятия
Звучит песенка Вини пуха.
ВоспитательРебята, кто поет эту веселую песенку? Какая у нас часть суток в данный момент? Следом за утром приходит… . После дня приходит… Затем наступает самое темное время суток…
Я расскажу вам одну историю про Вини пуха. Внимательно слушайте, будете отвечать на вопросы.
Однажды Вини пух пригласил своих друзей в гости к себе. К нему пришли Пятачок, кролик, ослик Иа и тигр. Сколько друзей пригласил Вини пух?
Своих друзей он приглашал в субботу и просил их прийти в гости на следующий день. В какой день недели придут гости к Вини пуху? Вини пух назначил гостям точное время. Посмотрите на часы. Во сколько гости должны прийти?
Гости были у Вини пуха в воскресенье, а в следующие три дня друзья договорились кататься на лыжах. В какие дни недели друзья будут кататься на лыжах?
Они договорились встречаться на горке, когда на часах будет (показываю время). Во сколько они договорились встречаться?
По вечерам Вини пух, и его друзья любили смотреть на звездное небо. Посмотрите на звездное небо. Давайте посчитаем звезды. (Прямой и обратный счет в пределах 10)
Физкультминутка
Мы считали и устали
Дружно все мы тихо встали.
Ручками похлопали раз, два, три,
Ножками потопали раз, два, три.
Выше руки, шире плечи, раз, два, три.
Дыши ровней.
Ручками похлопали раз, два, три,
Ножками потопали раз, два, три.
ВоспитательРебята, давайте мы тоже сходим в гости к Вини пуху. По лужайке вьется тропинка, по которой мы пойдем. Тропинка непростая, а с игровыми упражнениями. Пора в путь дорогу.
Первое игровое упражнение: «Скажи наоборот»
Высоко — низко, далеко-близко, слева — справа, вверху — внизу большой -маленький, широкий — узкий ночь-день, вечер-утро.
Второе игровое задание: «Какой цифры не стало»
1245, 68910, 5789, 1345, 3578, 4578, 1256.
Третье игровое упражнение: «Из каких геометрических фигур состоит разноцветный человечек». Танграм.
Четвертое игровое упражнение: «Реши примеры».
2+3= 2+8= 7-4=
5+5= 4+5= 9-5=
7+3= 3+3= 10-5=….
Воспитатель Все задания выполнили. Вот мы пришли к Вини пуху. Но его нет дома. Вини пух приготовил нам игровое упражнение. Игра называется: «Отвечай, не зевай».
Назови предыдущее число, числа 5.
Назови последующее число, числа 7.
Назови число, большее на 1 числа 7.
Назови число, равное числу 5.
Из каких чисел состоит число 4; 6; 8;
Молодцы. Вини пух обрадуется. Ребята уже поздно. Нам пора вернуться в наш детский сад. Но в садик мы вернемся лишь после того как вы ответите на мои вопросы.
В какое время суток Вини пух любил ходить в гости? Сколько друзей у Вини пуха. В какой день недели Вини пух праздновал свой День рождения?
Во сколько гости пришли к Вини пуху? Во сколько они договорились кататься на лыжах? В какие дни недели Вини пух и его друзья катались?
Вот мы и вернулись.
Литература
1. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. – От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования. Москва, 2015.
2. Помораева И.А., Позина В.А. «Формирование элементарных математических представлений. Подготовительная к школе группа. Москва, 2015.
Опубликовано: 31.05.2017
От простого к сложному
Сначала лучше применять самые простые рисунки с маленьким количеством отдельных кусков. Изображение должно быть знакомо малышу. Хорошим вариантом являются две похожие картиночки, одна из которых поделена на 2 части. В этом случае одна может быть образцом.
После того, как ребенок освоит эту забаву, пример картинки ему не будет нужен. Для этой игры пригодятся рисунки из раскрасок или старых книжек. Намного интереснее будет, если нарисуете их сами. Используйте яркие, но не раздражающие цвета.
Сначала разрежьте изображения на две, далее на три детали. Затем количество кусков увеличивайте постепенно тогда, когда ребенок складывает самостоятельно предыдущий рисунок. Вы должны знать, что число собираемых элементов возрастает, а их размер уменьшается. Бывают случаи, когда малыш складывает картинки с крупными кусками легче.
Количество предметов должно выбираться в соответствии с возрастом, особыми качествами вашего чада.
Правила игры «Что сначала, что потом»
1. Подготовка
Перед началом игры необходимо подготовить игровые карточки. На каждой карточке должно быть изображение предмета или действия, а также название этого предмета или действия.
Пример:
— Изображение: картинка человека, который одевает шапку.
— Название: «Одевание шапки».
2. Правила
Игра проводится с детьми в группе. Ведущий выкладывает игровые карточки на стол или пол, с изображением лицом вверх. Детям объясняют, что они должны по очереди выбирать две карточки и определить, что делается сначала, а что — потом.
Дети могут делать выбор сами или попросить помощи ведущего. Если предметы или действия изображены на карточках, определить порядок проведения можно по логике или знаниям, которыми дети уже обладают.
3. Выигрыш
Целью игры является развитие ментальных процессов детей, таких как внимание, логическое мышление, речь, память. В конце игры можно поздравить детей с успехом и подвести итоги игры
Преимущества дидактической игры «Что сначала, что потом»
Дидактическая игра «Что сначала, что потом» имеет ряд преимуществ, которые делают ее полезной и эффективной для детей средней группы:
- Развитие логического мышления. В процессе игры дети учатся определять последовательность действий и отличать правильный порядок. Это способствует развитию их логического мышления и умения планировать.
- Определение причинно-следственных связей. Игра помогает детям понять и запомнить, что некоторые действия являются предварительными к другим действиям, и показывает, какие действия должны производиться первыми и какие — вторыми.
- Укрепление понимания временных последовательностей. Игра помогает детям узнать, что некоторые события происходят до или после других событий. Они могут использовать этот навык в повседневной жизни, чтобы лучше осознавать происходящее вокруг них.
- Развитие коммуникативных навыков. В процессе игры дети общаются и объясняют друг другу последовательность действий. Это помогает развить их коммуникативные навыки и способность выражать свои мысли и идеи.
- Стимулирование воображения и творческого мышления. Игра предлагает детям задачи, в которых они могут использовать свое воображение и творческий потенциал. Они могут придумывать различные и нестандартные варианты решения задач.
Все эти преимущества делают дидактическую игру «Что сначала, что потом» не только интересной и увлекательной, но и полезной для развития детей средней группы.
Выбор участников
1. Возраст участников. Дидактическая игра должна соответствовать возрастным особенностям участников. Необходимо учитывать уровень их развития, интеллектуальные и познавательные способности.
2. Количество участников. В зависимости от целей и задач игры, рассмотрите оптимальное количество участников. Слишком большая группа может привести к тому, что все участники не смогут активно вовлечься в процесс, а слишком маленькая группа может не создать необходимой атмосферы и интерактивности.
3. Интересы и предпочтения участников. Участникам должно быть интересно и полезно участвовать в игре. Если участники имеют схожие интересы и предпочтения, потенциал игры может быть максимально реализован.
4. Наличие руководителей и организаторов. Дидактическая игра требует руководства и организационной работы. Необходимо учесть наличие квалифицированных руководителей, которые будут контролировать игровой процесс и помогать участникам при необходимости.
Факторы выбора участников | Рекомендации |
---|---|
Возраст участников | Учесть уровень развития и интеллектуальные способности |
Количество участников | Определить оптимальный размер группы |
Интересы и предпочтения | Учесть общие интересы и предпочтения участников |
Наличие руководителей | Обеспечить наличие квалифицированных руководителей |