Как поставить звук «с»: упражнения для правильной артикуляции

§7. Обозначение мягкости согласных на письме

Отвлечёмся от чистой фонетики. Рассмотрим практически важный вопрос: как обозначается мягкость согласных на письме?

В русском языке 36 согласных звуков, среди которых 15 пар по твёрдости-мягкости, 3 непарных твёрдых и 3 непарных мягких согласных. Согласных букв только 21. Каким образом 21 буква может обозначать 36 звуков?

Для этого используются разные способы:

  •  йотированные буквы е, ё, ю, я  после согласных, кроме ш, ж и ц, непарных по твёрдости-мягкости,   свидетельствуют, что эти согласные мягкие, например: тётя  — ,  дя´дя — ;
  •  буква и  после согласных, кроме ш, ж и ц. Согласные, обозначаемые буквами ш, ж и ц, непарные твёрдые. Примеры слов с гласной буквой и: ни´тки – , лист – , ми´лый – ;
  •  буква ь, после согласных, кроме ш, ж, после которых мягкий знак является показателем грамматической формы. Примеры слов с мягким знаком про´сьба – , мель – , даль – .

Таким образом, мягкость согласных на письме передаётся не особыми буквами, а сочетаниями согласных букв с буквами и, е, ё, ю, я и ь

Поэтому при разборе советую обращать особое внимание на соседние буквы, стоящие после согласных

Обсуждаем проблему толкования

В  школьных учебниках сказано, что и — непарные по твёрдости-мягкости. Как же так? Мы ведь слышим, что звук – это мягкий аналог  звука .Когда в школе училась я сама, я не могла понять почему? Потом в школе учился мой сын. У него возник тот же вопрос. Он появляется у всех ребят, которые относятся к обучению вдумчиво.

Недоумение возникает, потому что школьные учебники не учитывают, что звук ещё и долгий, а твёрдый нет. Пары – это звуки, различающиеся только одним признаком. А и – двумя. Поэтому  и   не являются парами.

Для взрослых и старшеклассников.

Для того чтобы соблюсти корректность, необходимо школьную традицию транскрибирования звука изменить. Думается, что ребятам легче использовать ещё один дополнительный знак, чем сталкиваться с нелогичным, неясным и вводящим в заблуждение утверждением. Всё просто. Чтобы поколение за поколением не ломало голову, нужно, наконец, показать, что мягкий шипящий звук — долгий.

Для этого в лингвистической практике существует два значка:

1) надстрочная черта над звуком; 2) двоеточие.

Использование надстрочного знака неудобно, поскольку он не предусмотрен набором символов, которыми можно пользоваться при компьютерном наборе. Значит, остаются следующие возможности: использование двоеточия либо графемы, обозначающей букву . Мне кажется, что первый вариант предпочтительнее. Во-первых, ребята поначалу часто смешивают звуки и буквы. Использование буквы в транскрипции создаст основание для такого смешения, спровоцирует ошибку. Во-вторых, ребята теперь рано начинают изучать иностранные языки. И значок   при использовании его для обозначения долготы звука им уже знаком. В-третьих, транскрипция с обозначением долготы двоеточием прекрасно передаст особенности звука. — мягкий и долгий, оба признака, составляющие его отличие от звука , представлены наглядно, просто и однозначно.

Что посоветовать ребятам, которые учатся сейчас по общепринятым учебникам? Нужно понять, осмыслить, а потом запомнить, что на самом деле звуки и пару по твёрдости-мягкости не образуют. А транскрибировать их я советую так, как этого требует ваш учитель.

§3. Гласные и согласные звуки

Звуки делятся на гласные и согласные.У них разная природа. Они по-разному произносятся и воспринимаются, а также по-разному ведут себя в речи и играют в ней неодинаковые роли.

Гласные – это звуки, при произношении которых воздух свободно проходит через ротовую полость, не встречая на своём пути преграды. Произнесение (артикуляция) не сфокусирована в одном месте: качество гласных определяется формой ротовой полости, которая выступает как резонатор. При артикуляции гласных работают голосовые связки в гортани. Они сближены, напряжены и вибрируют. Поэтому при произнесении гласных мы слышим голос. Гласные можно тянуть. Их можно кричать. А если приложить руку к горлу, то работу голосовых связок при произнесении гласных можно почувствовать, ощутить рукой. Гласные – основа слога, они его организуют. В слове столько слогов, сколько гласных. Например: он – 1 слог, о-на – 2 слога, ре-бя-та – 3 слога и т. д. Бывают слова, которые состоят из одного гласного звука. К примеру, союзы: и, а и междометия: О!, А!, У-у-у! и другие.

В слове гласные могут быть в ударных и безударных слогах. Ударный слог тот, в котором гласный произносится ясно и выступает в своём основном виде. В безударных слогах гласные видоизменяются, произносятся по-другому. Изменение гласных в безударных слогах называется редукцией.

Ударных гласных в русском языке шесть: , , , , , .

Запомни:

Возможны слова, которые могут состоять только из гласных, но согласные тоже необходимы. В русском языке согласных намного больше, чем гласных.  

Старая и новая редакции

  • ← Предыдущее
  • Следующее →

Вопрос

№59 учебника 2011-2022:

Прочитайте. Какие буквы пропущены в словах?

     Ал(?)бом, обез(?)яна, об(?)явление, помощ(?), ме лоч(?), рел(?)с, плат(?)е, под(?)езд, об(?)ём, об(?)ясне ние, в(?)юга, лож(?), медвед(?), глуш(?).

По какому признаку можно распределить слова в четыре группы? Запишите слова группами. Докажите, что вы правильно выполнили задание.

Подсказка

№59 учебника 2011-2022:

Раздели слова в группы:

  • слова с разделительным ъ (ставится после приставки перед корнем, начинающийся на гласный е, ё, ю, я) 
  • слова с разделительным ь (ставится в корне или на конце корня перед гласными е, ё, ю, я, и)
  • слова с ь — показателем мягкости согласного (ставится в словах для обозначении мягкости предшествующего согласного)
  • слова с грамматическим ь на конце после шипящих у существительных женского рода

Ответ

№59 учебника 2011-2022:

Вариант ответа #1:

     В словах упражнения пропущены ь и ъ знаки.    

     Слова можно разделить на четыре группы. Группа 1 — слова с мягким знаком, который используется для обозначения мягкости согласного. Группа 2 — слова с разделительным мягким знаком. Группа 3 — слова с разделительным твёрдым знаком. Группа 4 — существительные на шипящий женского рода с мягким знаком на конце.    

     Альбом, рельс, медведь.

     Обезьяна, платье, вьюга.

     Объявление, подъезд, объём, объяснение.

     Помощь, мелочь, ложь, глушь.

Группа 1 — слова с мягким знаком, который используется для обозначения мягкости согласного: альбом, рельс, медведь. Мягкий знак указывает на мягкость согласного, если согласный звук последний в слове и если за мягким согласным следует другой согласный.

     Группа 2 — слова с разделительным мягким знаком: обезьяна, платье, вьюга. Разделительный ь пишется в корне или суффиксе после согласных пред гласными е, ё, ю, я, и.

     Группа 3 — слова с разделительным твёрдым знаком: объявление, подъезд, объём, объяснение. Разделительный ъ пишется после приставок, которые оканчиваются на согласный, перед корнями, которые начинаются с гласных е, ё, ю, я.

     Группа 4 — существительные на шипящий женского рода с мягким знаком на конце: помощь, мелочь, ложь, глушь. В существительных женского рода на шипящий, после шипящего пишется мягкий знак.   

Вариант ответа #2:

слова с разд. твёрдым знаком слова с разд. мягким знаком слова с мягким знаком после шипящих слова с мягким знаком — показателем мягкости

объявление

подъезд

объём

объяснение

обезьяна

платье

вьюга

помощь

мелочь

ложь

глушь

альбом

рельс

медведь

  • ← Предыдущее
  • Следующее →

§ Развивающие игры для закрепления материала

Первоклассники, хоть уже и школьники, но еще малы, и отказываться от обучения в игровой форме не стоит. Поэтому предлагаем несколько развивающих заданий, благодаря которым детям будет проще усвоить новый материал.

 Угадай-ка

Пишем таблички с транскрипцией слов. Задача ребенка назвать слово и назвать мягкие звуки. Таблички лучше всего делать яркими и крупными, тогда детям интереснее будет на них реагировать.

Чтобы начать игру выбираются легкие слова: ; ; ; . А в конце можно усложнить задание и дать такие слова: ; ; .

Играя, ребенок визуально запоминает обозначение мягких согласных звуков и получает практические навыки использования знаний при письме.

 Выбирай твердые!

Игра по аналогии со «съедобное – не съедобное»

Чтобы игра заинтересовала внимание детей используется мяч. Учитель выстраивает детей в круг и произносит слог, если согласный твердый – ребенок ловит мяч, а если мягкий – нет

После того как ребенок словил мяч, он должен самостоятельно придумать новый слог и бросить мяч другому игроку.
Игра позволяет детям быстрее различать твердость и мягкость согласных звуков.

 Найди пару

Детям даются слова с употреблением первой согласной в твердой форме, а ребенок должен придумать слово, в котором первый согласный будет мягким. Например, выдаются слова: рад, лак, мыл, воз. А дети должны подобрать: ряд, люк, мел, вез (если дети придумают другие слова, но в правильном мягком употреблении согласной, необходимо засчитать как верный ответ). Если ребенок придумает несколько слов, необходимо его похвалить.
Эта игра развивает фантазию ребенка и расширяет его словарный запас, когда дети делятся написанными словами.

 Физкультминутка

Учитель говорит слова, начинающиеся на согласные. Если первый согласный звук твердый, дети должны присесть, а если слово начинается с мягкого согласного, то дети выпрыгивают и поднимают руки вверх.
Эта игра всегда воспринимается детьми с радостью. Потому что засидевшись на уроке, позволяет им размяться. А еще неплохо развивает реакцию и способность внимательно воспринимать информацию.

 Споем друзья!

Учитель напевает любую известную мелодию, используя слоги с твердыми согласными (например, мелодия «В лесу родилась елочка»). А дети должны в ответ напевать эту же согласную, только в мягком употреблении.

Учитель: Па-па-па…

Дети: Пи-пи-пи…

У: Хо-хо-хо…

Д: Хи-хи-хи… и т. д.

Игра не только быстро учит различать твердость и мягкость согласных, но и позволяет детям проявить свое творчество.

При практических занятиях очень важно уделять больше внимания проведению занятий в игровой форме. В процессе игры ребенок лучше усваивает и запоминает информацию, которую взрослые пытаются ему донести

Чем интереснее игра, тем лучше запомнится урок. Если детям давать только сухие правила и упражнения, они быстро теряют интерес к процессу обучения, и не будут вникать в суть правил.

Правила переноса слов с мягким знаком в середине слова

Как известно, слова переносятся по слогам. В словах с мягким знаком в середине есть свои правила. Дело в том, что мягкий знак так прочно связан с буквой предыдущего мягкого согласного, что даже при переносе слова всегда остаётся с ней. 

Пример:

КОНЬКИ — в слове две гласные: О, И. 2 слога, мягкий знак в середине слова указывает на мягкость согласного звука Н.

При переносе слова КОНЬКИ на одной строке оставим часть КОНЬ-, а часть КИ запишем уже на следующей строке.

КОЛОКОЛЬЧИК — в слове 4 гласные: О, О, О, И. 4 слога, мягкий знак в середине слова указывает на мягкость согласного звука Л.

Делим так: КО-ЛО-КОЛЬ-ЧИК.

Запомните! При переносе слов с мягким знаком в середине мягкий знак нельзя отрывать от согласного, мягкость которого он обозначает.

Парные твёрдые и мягкие согласные

Многие звон­кие и глу­хие соглас­ные в рус­ском язы­ке отли­ча­ют­ся при­зна­ком твёрдости/мягкости и обра­зу­ют соот­но­си­тель­ные пары:

С помо­щью твер­дых и мяг­ких соглас­ных мож­но раз­ли­чить слова:

  • рад — ряд;
  • вить — выть;
  • сын — синь;
  • маг — миг.

Несколько соглас­ных зву­ков не име­ют пары по при­зна­ку твёрдости/мягкости. Всегда твер­дые соглас­ные — это зву­ки , , . В любой пози­ции в сло­ве они зву­чат толь­ко твёрдо:

  • жир
  • шёл­ко­вый
  • цит­рус .

Буквы, которые обозначают только мягкие согласные звуки

Буквы й, ч, щ всегда обозначают мягкие согласные звуки: , , .

Здесь действует следующее правило: данные мягкие согласные остаются мягкими всегда, независимо от последующей гласной буквы.

Буквы, которые обозначают мягкие и твердые согласные звуки

Буквы б, в, г, д, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х могут обозначать и твердые, и мягкие согласные звуки. Это отражается в следующей таблице:

Буквы Звуки
б ,
в ,
г ,
д ,
з ,
к ,
л ,
м ,
н ,
п ,
р ,
с ,
т ,
ф ,
х ,

Согласные буквы, представленные выше, называются парными по мягкости и твердости.

При сравнении слов мама () и мята () можно прийти к выводу, что на письме в обоих словах используется одна и та же буква – м, но произнесение звуков разное. Только во втором случае согласный звук является мягким. Данный пример показывает взаимосвязь согласной буквы и гласной буквы, стоящей за ней.

уНД СПНЙЮ

I. нПЦЮМХГЮЖХНММШИ ЛНЛЕМР (ОЯХУНКНЦХВЕЯЙХИ МЮЯРПНИ).

— гДПЮБЯРБСИРЕ, ПЕАЪРЮ! яЕЦНДМЪ С МЮЯ МЕНАШВМШИ СПНЙ Х МЮ СПНЙ Й МЮЛ ОПХЬКХ ЦНЯРХ, ОНЯЛНРПХРЕ МЮ МХУ, ВРНА ОНРНЛ МЕ БЕПРЕРЭЯЪ.

мЮ ДНЯЙЕ ДБЕ ЙЮПРХМЙХ:

— йЮЙЮЪ ХГ ЩРХУ ЙЮПРХМНЙ бЮЛ АНКЭЬЕ МПЮБХРЯЪ? оНВЕЛС?

— рЮЙ ОСЯРЭ МЮ ОПНРЪФЕМХХ БЯЕЦН СПНЙЮ С МЮЯ АСДЕР ОПЕЙПЮЯМНЕ МЮЯРПНЕМХЕ!

-гЮ НЙМНЛ, МЮ ДБНПЕ ЯРНХР НЯЕМЭ, БЯЪ ГЕЛКЪ ОНЙПШРЮ ОЕЯРПШЛ ЙНБПНЛ КХЯРЭЕБ. х ЯЕЦНДМЪ МЮ СПНЙЕ ГЮ ЙЮФДНЕ ОПЮБХКЭМН БШОНКМЕММНЕ ГЮДЮМХЕ бШ АСДЕРЕ ОНКСВЮРЭ ЙКЕМНБШЕ КХЯРНВЙХ, НМХ КЕФЮР С БЮЯ МЮ ОЮПРЮУ Ю Б ЙНМЖЕ СПНЙЮ ОНЯЛНРПХЛ, ЙРН АНКЭЬЕ ЯНАПЮК КХЯРЭЕБ ДКЪ АСЙЕРЮ КЧАХЛНИ ЛЮЛЕ.

— оНВЕЛС ДКЪ АСЙЕРЮ КЧАХЛНИ ЛЮЛЕ? (Б ЙНМЖЕ МНЪАПЪ БЯЪ ЯРПЮМЮ НРЛЕВЮЕР дЕМЭ ЛЮРЕПХ)

II. оНБРНПЕМХЕ ХГСВЕММНЦН.

-нРЙПШБЮЕЛ РЕРПЮДХ Х ГЮОХЯШБЮЕЛ ВХЯКН.

— ю ЯЕИВЮЯ МЮ ОЕПБНИ ЯРПНВЙЕ ГЮОХЬХРЕ ЦКЮЯМШЕ АСЙБШ, ГЮЯРЮБКЪЧЫХЕ ЯНЦКЮЯМШИ ГБСЙ ЯРЮМНБХРЭЯЪ ЛЪЦЙХЛ (ъ, х, е, ╗, ч)

— оПНВХРЮИРЕ МЮОХЯЮММШЕ АСЙБШ. оПНБЕПЭРЕ РЮЙХЕ АСЙБШ ГЮОХЯЮМШ С БЮЯ? (АСЙБШ МЮ ЩЙПЮМЕ ОНЪБК)

— йРН ЯВХРЮЕР, ВРН НМ БШОНКМХК БЕПМН, АЕПЕР КХЯРНВЕЙ.

— мЮ БРНПНИ — ГЮОХЯЮРЭ ЦКЮЯМШЕ АСЙБШ, ГЮЯРЮБКЪЧЫХЕ ЯНЦКЮЯМШИ ГБСЙ ЯРЮМНБХРЭЯЪ РБ╦ПДШЛ (ю, н, с, ш, щ)

— оПНВХРЮИРЕ МЮОХЯЮММШЕ АСЙБШ (АСЙБШ МЮ ЩЙПЮМЕ ОНЪБК)

— йРН ЯВХРЮЕР, ВРН НМ БШОНКМХК БЕПМН, АЕПЕР КХЯРНВЕЙ.

— йЮЙНИ БШБНД ЛНФЕРЕ ЯДЕКЮРЭ? (ПЮЯЯЙЮГШБЮЧР ОПЮБХКН)

— лНКНДЖШ, Ъ ПЮДЮ, ВРН бШ УНПНЬН СЯБНХКХ ЯКНФМСЧ РЕЛС.

III. нОПЕДЕКЕМХЕ РЕЛШ СПНЙЮ. (оПНАКЕЛМЮЪ ЯХРСЮЖХЪ)

— ю БНР, ВРН МНБНЦН СГМЮЕЛ ЛШ ЯЕЦНДМЪ — бШ ЯЕИВЮЯ ЯЮЛХ ЯЙЮФХРЕ.

— лШ СФЕ ЯЙЮГЮКХ, ВРН МЮ ДБНПЕ ЯРНХР НЯЕМЭ, Ю ЙРН ХГ БЮЯ ЛНФЕР БЯОНЛМХРЭ Х ОПНВХРЮРЭ ЯРХУХ ПСЯЯЙХУ ОНЩРНБ Н ГНКНРНИ НЯЕМХ. (дЕРХ ВХРЮЧР НРПШБЙХ ХГ ЯРХУНБ — ХДСР ЯКЮИДШ).

— йЮЙНЕ БПЕЛЪ ЦНДЮ ХГНАПЮФЕМН МЮ ЙЮПРХМЮУ? нЯЕМЭ

— гЮОХЯШБЮЕЛ ЩРН ЯКНБН (Ъ ОХЬС МЮ ДНЯЙЮ, Ю ДЕРХ Б РЕРПЮДЭ)

— йЮЙЮЪ НПТНЦПЮЛЛЮ ГДЕЯЭ БЯРПЕВЮЕРЯЪ? (Э)

— яЙЮФХРЕ, ЯЙНКЭЙН Б ЩРНЛ ЯКНБЕ АСЙБ Х ГБСЙНБ?

— дЮБЮИРЕ ОПНДНКФХЛ МЮЬ ПЪД ЯКНБ :

йЮЙ ОПЕБПЮРХРЭ ЯКНБН :

(мЮ ДНЯЙЕ ЯКНБЮ) ЛЕК √ Б ЛЕКЙНЕ ЛЕЯРН ПЕЙХ ХКХ ЛНПЪ; лекэ — ЯЙНКЭЙН АСЙБ Х ГБСЙНБ Б ЩРНЛ ЯКНБЕ?

СЦНК √ Б РНОКХБН, ЙНРНПНЕ ХЯОНКЭГСЕРЯЪ Б АНКЭЬХУ ОЕВЮУ; сцнкэ — ЯЙНКЭЙН АСЙБ Х ГБСЙНБ Б ЩРНЛ ЯКНБЕ?

ЬЕЯР √ Б ВХЯКН? ьеярэ- ЯЙНКЭЙН АСЙБ Х ГБСЙНБ Б ЩРНЛ ЯКНБЕ?

(МЮ ДНЯЙЕ — нЯЕМЭ, ЛЕКЭ, СЦНКЭ, ЬЕЯРЭ)

— оНВЕЛС ОНКСВЮЕРЯЪ АСЙБ АНКЭЬЕ ВЕЛ ГБСЙНБ Б ЩРХУ ЯКНБЮУ? (Э МЕ ДЮЕР ГБСЙЮ)

— еЯКХ ЛЪЦЙХИ ГМЮЙ МЕ ДЮЕР ГБСЙЮ- ГЮВЕЛ НМ МСФЕМ Б ПСЯЯЙНЛ ЪГШЙЕ?

— яТНПЛСКХПСИРЕ РЕЛС МЮЬЕЦН СПНЙЮ.

— рНВМЕЕ ЯЙЮГЮРЭ РЕЛЮ МЮЬЕЦН СПНЙЮ ╚яКНБЮ Я ЛЪЦЙХЛ ЯНЦКЮЯМШЛ ГБСЙНЛ МЮ ЙНМЖЕ ЯКНБЮ╩

— дЮБЮИРЕ ОПНВХРЮЕЛ УНПНЛ

IV. яКНБЮПМН-НПТНЦПЮТХВЕЯЙЮЪ ПЮАНРЮ.

— оНЯЛНРПХЛ МЮ ЯКЮИД. оПНВХРЮИРЕ ЯКНБЮ

(мЮ ЯКЮИДЕ МЮОХЯЮМШ ВЕРШПЕ ЯКНБЮ)

ЯЕМРЪАПЭ, ЛЮПР, НЙРЪАПЭ, МНЪАПЭ

— вЕЛ ОНУНФХ ЩРХ ЯКНБЮ?

— йЮЙНЕ ЯКНБН ЛНФМН ЯВХРЮРЭ КХЬМХЛ? оНВЕЛС?

— гЮОХЬХРЕ МЮГБЮМХЪ НЯЕММХУ ЛЕЯЪЖЕБ Б РЕРПЮДЭ.

— оПНВХРЮИРЕ, ВРН БШ ГЮОХЯЮКХ.

— йЮЙСЧ ПНКЭ ХЦПЮЕР ЛЪЦЙХИ ГМЮЙ Б ЩРХУ ЯКНБЮУ? (ЯЛЪЦВЮЕР ОНЯКЕДМХИ ЯНЦКЮЯМШИ ГБСЙ)

V. тХГЛХМСРЙЮ.

— оПХЬКН БПЕЛЪ НРДНУМСРЭ

пЮГ — ОНДМЪРЭЯЪ, ОНДРЪМСРЯЪ,

дБЮ — ЯНЦМСРЭЯЪ, ПЮГНЦМСРЭЯЪ,

рПХ — Б КЮДНЬХ РПХ УКНОЙЮ.

цНКНБНЧ РПХ ЙХБЙЮ.

мЮ ВЕРШПЕ ПСЙХ ЬХПЕ.

оЪРЭ ПСЙЮЛХ ОНЛЮУЮРЭ.

ьЕЯРЭ Х ЯЕЛЭ — РХУНМЭЙН ЯЕЯРЭ.

— ю РЕОЕПЭ МЮ БМХЛЮМХЕ! оПНБЕДЕЛ ХЦПС.

лЪЦЙХИ ГМЮЙ Б ЙНМЖЕ — УКНОНЙ.

мЕР ЛЪЦЙНЦН ГМЮЙЮ — ЯХДХЛ РХУН.

дЕМЭ, ГБЕПЭ, КЕЯНЙ, КЕМЭ, ЬЮКЮЬ, ДНЛ, ОЕМЭ, НЙСМЭ, ГБЕПЭ, АЮМЙЮ, СЦНКЭ, ЯРЕОЭ, ЙМХЦЮ, КНЯЭ.

— лНКНДЖШ!

VII. пЮАНРЮ МЮ ЙЮПРНВЙЮУ.

— ю ЯЕИВЮЯ ЛШ ОПНБЕПХЛ, ЙЮЙ БШ МЮСВХКХЯЭ ОХЯЮРЭ ЯКНБЮ Я ЛЪЦЙХЛ ГМЮЙНЛ МЮ ЙНМЖЕ ЯКНБЮ.

— с БЮЯ МЮ ЯРНКЮУ КЕФЮР ЙЮПРНВЙХ. бЮЛ МЮДН ГЮОХЯЮРЭ ЯКНБЮ Х ОНДВЕПЙМСРЭ ОПНОСЫЕММСЧ АСЙБС

хЦНП, ДЕМ, ЛЕК, СЦНК, ЪЙНП,

— оПНБЕПЪЕЛ.

— яЙЮФХРЕ, ЦДЕ БШ МЮОХЯЮКХ ЛЪЦЙХИ ГМЮЙ? оНВЕЛС?

VIII. пЮАНРЮ Я СВЕАМХЙНЛ. (ДХТТЕПЕМЖХПНБЮММНЕ ГЮДЮМХЕ)

— ю РЕОЕПЭ ОНПЮАНРЮЕЛ ОН СВЕАМХЙС. нРЙПШБЮЕЛ СВЕАМХЙХ.

сОПЮФМЕМХЕ 149, ЯРП 80. вХРЮЕЛ ГЮДЮМХЕ

— ОПНБЕПЪЕЛ, ВРН С БЮЯ ОНКСВХКНЯЭ

— йЮЙНИ МЮОПЮЬХБЮЕРЯЪ БШБНД:

Iу. пЮАНРЮ Б ЦПСООЮУ.

— бЯЕ ЛШ ГМЮЕЛ ЙНРЮ лЮРПНЯЙХМЮ ХГ оПНЯРНЙБЮЬХМН. нМ МЮОХЯЮК ОХЯЭЛН, Ю ПЮГ НМ МЕ УНДХК Б ЬЙНКС, ОХЯЭЛН С МЕЦН ОНКСВХКНЯЭ Я НЬХАЙЮЛХ. лШ ОНЛНФЕЛ ЕЛС? оПНВХРЮЕЛ ОХЯЭЛН Х ХЯОПЮБХЛ НЬХАЙХ.

⌠оХЯЭЛН ДЪДЕ тЕДНПЮ НР лЮРПНЯЙХМЮ■ :

дНПНЦНИ ДЪДЪ тЕДНП!

фХБЕЛ ЛШ ГДЕЯЭ УНПНЬН. ьЮПХЙ НВЕМЭ ДНБНКЕМ, ВРН С МЕЦН ЕЯР АСДЙЮ.

пЮДНЯРМШИ РЮЙНИ. цКЮГЮ ЯБЕРЪРЯЪ ЙЮЙ СЦНКЙХ.

мЮ ОПНЬКНИ МЕДЕКЕ ЯПСАХКХ АЮМЙС. йЮЙ ПЮГ БНБПЕЛЪ

. оЕВЙХМ ГЮУБНПЮК. оНОЮПХКЯЪ ПЮГ ЬЕЯР Х ЯРЮК ГДНПНБШЛ.

оЕМЙХ ЯН ДБНПЮ ЛШ Я ьЮПХЙНЛ БЯЕ САПЮКХ. бЕЯМНИ ЯДЕКЮЕЛ ЦПЪДЙХ ПЕДЙХ

. сФ НВЕМ оЕВЙХМ ХГ МЕЕ ЯЮКЮР КЧАХР.

— хЯОПЮБХРЭ НЬХАЙХ ДНОСЫЕММШЕ лЮРПНЯЙХМШЛ.

у. дНЛЮЬМЕЕ ГЮДЮМХЕ.

— нРЙПНИРЕ ДМЕБМХЙХ, ГЮОХЬХРЕ ДНЛЮЬМЕЕ ГЮДЮМХЕ: СОПЮФМЕМХЕ 150, ЯРП. 81

уI. хРНЦ.

— МЮЬ СПНЙ ОНДУНДХР Й ЙНМЖС Х Ъ УНВС ОНЙЮГЮРЭ : БНР ЙЮЙНИ АСЙЕР ОНКСВХКЯЪ С МЮЯ ГЮ СПНЙ. ю РЕОЕПЭ БШ ЯНЯРЮБЭРЕ АСЙЕР ДКЪ КЧАХЛНИ ЛЮЛШ.

— оНЙЮФХРЕ ДПСЦ ДПСЦС.

— лНКНДЖШ. йПЮЯХБШЕ С БЮЯ ОНКСВХКХЯЭ АСЙЕРШ

— ЕЯКХ БШ ЯВХРЮЕРЕ, ВРН МЮ СПНЙЕ БШ ОНПЮАНРЮКХ УНПНЬН — ОНУКНОЮИРЕ Б КЮДНЬХ!

— яОЮЯХАН ГЮ СПНЙ!

Закрепим новые знания на практике

  1. Подберём слова с мягким знаком к следующим словам: кон, брат, мел, жар, шест, банка, уголки. 

Проверим: кон — конь, брат — брать, мел — мель, жар — жарь, шест — шесть, банка — банька, уголки — угольки. Как мы видим, изменилось значение слов, согласный звук стал мягким, изменилось количество букв, а количество звуков осталось прежним.

  1. Выпишем следующие слова в таблицу: носик, есть, котик, курица, зорька, пальма, Вася, рис, сталь, пальто, василёк, пыль. В первый столбик запишем слова, в которых мягкость согласного звука обозначается буквами Е, Ё, Ю, Я, И. Во второй — слова, в которых мягкость согласного звука обозначается мягким знаком.

Зачеркнём слова, в которых не нужно было писать букву «Ь» (мягкий знак). ПАЛЬТО, ПАЛЬКА, КОНЬКИ, ЗОНЬТЫ, СОСУЛЬКА, ВЕШАЛЬКА, СТУПЕНЬКИ, ПЕСЕНЬКА, ЛЕСЕНЬКА, ЛИСОНЬКА, ОЛЕНЬ, ОБЕДЬ, МЕБЕЛЬ, ГЛОБУСЬ.

Проверим: ПАЛЬТО, ПАЛЬКА, КОНЬКИ, ЗОНЬТЫ, СОСУЛЬКА, ВЕШАЛЬКА, СТУПЕНЬКИ, ПЕСЕНЬКА, ЛЕСЕНЬКА, ЛИСОНЬКА, ОЛЕНЬ, ОБЕДЬ, МЕБЕЛЬ, ГЛОБУСЬ.

  1. Вставим букву и разделим слова для переноса: пал…то, бол…ница, мал…чик, рел…сы, васил…ки, жил…цы, школ…ники, тонен…кий, белен…кий, серен…кий, учител…ница.

Проверим: Во всех словах нужно писать мягкий знак — показатель мягкости согласного звука. Для переноса слова делим так: паль-то, боль-ни-ца, маль-чик, рель-сы, ва-силь-ки, жиль-цы, школь-ни-ки, то-нень-кий, бе-лень-кий, се-рень-кий, учи-тель-ни-ца.

  1. Выпишем в столбик слова, в которых букв больше, чем звуков. Объясним, почему мы так сделали, укажем количество букв и звуков. Малыши, банька, носок, сок, конь, олень, гусь, рыбаки, портфель, утро.

Проверим:

Банька — 6 б., 5 зв.

Конь — 4 б., 3 зв.

Олень — 5 б., 4 зв.

Гусь — 4 б., 3 зв.

Портфель — 8 б., 7 зв.

В этих словах звуков меньше, чем букв, потому что мягкий знак не обозначает звука.

А ещё закрепить свои знания, довести их до автоматизма можно, занимаясь на онлайн-тренажёрах образовательной платформы iSmart. Изучение русского языка станет интересной, увлекательной игрой, облегчит прохождение школьной программы и поможет в обучении.

Вот так выглядят на платформе задания на закрепление темы «Мягкий знак»:

Бывают случаи, когда после буквы, передающей мягкий согласный, мягкий знак на письме не нужен, например: кости, грызть, пенсия, бантик. Буква Ь не пишется в сочетаниях согласных нч, нщ, в частности, перед суффиксами −чик, −щик, −щин (а). Например, нянчить, одуванчик, стаканчик, птенчик, каменщик, банщик. Но это тема другого урока, мы разберём её позже.

Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине слова можно проверить по орфографическому словарю. Он главный помощник в грамотном письме. Не ленитесь работать со словарём, и вас ждёт успех!

Тренируйте навыки своего ребёнка на образовательной платформе iSmart, это поможет закрепить на практике изученные в школе темы, освоить сложные правила русского языка легко, интересно, увлекательно. 

iSmart — лучший способ совершенствовать свои знания по всем предметам школьной программы, подготовиться к контрольным, проверочным работам, ВПР, олимпиадам, а также изучить дополнительные предметы, не вошедшие в школьную программу.

Регистрируйте ребёнка на платформе iSmart и начинайте заниматься!

Как обозначатся твердые и мягкие звуки на письме

На письме твердость и мягкость согласных звуков обозначается только при написании транскрипции. Для обозначения мягкого звука используют апостроф «`». Твердые же звуки не выделяются никакими знаками на письме.

Ниже приведем поясняющую таблицу, в которой наглядно отображено, что один и тот же звук может быть и твердым, и мягким, в зависимости от того, какая гласная за ним следует.

Таблица с примерами написания звуков в мягком и твердом употреблении

баран белье
ворс вяз
горб гиря
дом дядя
золото земля
кот кит
лыжи лимон
мусор мяч
нора Нюра
полы пение
робот река
солнце семя
тон темя
фурор финал
хомяк хижина

Можно заметить, что согласные звуки образуют по твердости-мягкости пары: — ; — и др. На письме и твердые и мягкие звуки обозначаются одинаковой буквой, а вот произносятся по-разному. С помощью такой таблицы дети легче понимают, твердость и мягкость согласных звуков, при этом запоминая, что знак «ь» всегда делает согласный мягким, а знак «ъ» — всегда твердым согласный, за которым он стоит.

Функции мягкого знака в различных частях речи

Не имея собственного звука, Ь, тем не менее, выполняет несколько функций. Роли его разнообразны. Они зависят от части речи, в которой Ь употреблен:

  1. На конце имен существительныхмягкий знак несет смягчение предшествующей согласной («бронь», «рань»). За ту же самую функцию он отвечает и посреди слова при использовании парных и непарных согласных. Примеры: авоська, таранька. Это же характерно для глаголов и наречий. В последних мягкий знак ставится в конце после шипящего звука во всех случаях, кроме слов-исключений («невтерпеж», «уж»,«замуж»).
  2. Функция разделения в середине глаголов, существительных, прилагательных, перед мягкими гласными («я», «ю», «е», «ё»): «вьюга», «муравьиный», «льётся». Это же касается твердых гласных в некоторых заимствованных словах из других языковых групп: «шампиньон», «папильотка», «ботильоны».
  3. Определение морфологических характеристик слов. Употребление на конце существительных мягкого знака после шипящих звуков указывает на III склонение: брешь, дрожь, фальшь. Также характерно для той же части речи в именительном и винительном падежах (пасть, трость). После шипящих звуков в глаголах Ь ставится в инфинитиве («петь», «ждать», «плакать», «бежать»), повелительном наклонении («врежь», «смажь», «обрежь»), в глаголах 2-го лица, единственного числа («читаешь», «говоришь», «любишь», «лазаешь»).

Итак, у мягкого знака есть основные функции. Сводятся они к смягчению, разделению и обозначению формы. Во всех частях речи он выполняет сходные назначения.

в кембриджском словаре английского языка

Примеры софтов

софтов

Софтов показывает небольшую ставку.

Из Business Insider

Он относился к софтам .

Из проекта Гутенберг

Эти примеры взяты из корпусов и источников в Интернете. Любые мнения в примерах не отражают мнение редакторов Кембриджского словаря, издательства Кембриджского университета или его лицензиаров.

Как произносится softs ?

Обзор

слабак

мягко

мягко-мягко

мягкость

мягкие

програмное обеспечение

разработка программного обеспечения

инженер-программист

разработка программного обеспечения

Проверьте свой словарный запас с помощью наших веселых викторин по картинкам

  • {{randomImageQuizHook. copyright1}}
  • `randomImageQuizHook`.`copyright2`

Авторы изображений

Попробуйте пройти викторину

Слово дня

одиночество

Соединенное Королевство

Ваш браузер не поддерживает аудио HTML5

/ˈsɒl.ɪ.tʃuːd/

НАС

Ваш браузер не поддерживает аудио HTML5

/ˈsɑː.lə.tuːd/

ситуация одиночества без других людей

Об этом

Блог

Ни за что! Использование слова «путь» (2)

04 января 2023 г.

Мягкий знак — показатель мягкости

Мягкий знак — удивительная буква

Она не обозначает ни одного звука, но всё равно имеет важное место в русском алфавите. Какую же роль она выполняет?

Рассмотрим картинку и назовём предметы:

Это МЕЛ и МЕЛЬ.

Слова «МЕЛ» и «МЕЛЬ» на письме различаются только буквой Ь. А если их произнести и прислушаться: — . 

В слове МЕЛ последний звук звучит твёрдо.

В слове МЕЛЬ последний звук звучит мягко.

Последние звуки в словах парные по мягкости-твёрдости. Эту мягкость на письме показывает мягкий знак.

Запомните! Буква Ь не обозначает мягкость предыдущего согласного звука, а только указывает, на его мягкость. Поэтому эту букву так и называют: «Мягкий знак – показатель мягкости».

Для чего показывать мягкость согласных звуков? Проведём небольшое исследование. Запишем несколько слов с мягким знаком: МЕЛЬ, КОНЬ, СЕМЬЯ, КОНЬКИ.

Значение каждого из этих слов мы понимаем и можем объяснить. Теперь в каждом слове уберём мягкий знак и объясним значение получившихся слов. Итак, была МЕЛЬ — мелкое место в водоёме, а стал МЕЛ — один из видов известняка. Был КОНЬ — животное, а стал КОН — часть игры. Была СЕМЬЯ — группа людей, объединённая родством, а стало СЕМЯ — орган для распространения и размножения растений.

Что произошло со значением каждого из этих слов? Оно изменилось.

А что же со словом «КОНЬКИ»? Если в этом слове убрать букву Ь, то его значение не просто изменится, оно пропадёт совсем: КОНЬКИ — КОНКИ.

Запомните! Значение слова изменится или совсем пропадёт, если в его записи удалить или по ошибке не написать букву мягкий знак.

Отличительные признаки мягких и твердых звуков

Какой звук стоит после согласного:

  • Если после согласного звука стоит гласный а, о, у, э, ы – то согласный твердый.
  • Если после согласного стоит гласный и, е, ю, я – то согласный мягкий.

Отработка на примерах:В словах «мама», «нора» – согласные твердые, потому что после них идут «а» и «о».В словах «лети», «няня» – согласные мягкие, потому что после них идут «е», «и», «я».

  • Если после согласного звучит другой согласный – то первый согласный будет твердым.
  • Есть звуки, которые могут быть только твердыми, и звуки, которые могут быть только мягкими, независимо от того, какой звук слышится и какая буква пишется после них.

Всегда твердые звуки – ж, ш, ц.Всегда мягкие – й, ч, щ.Распространенным способом выучить эти звуки является простой прием: пишем буквы, передающие эти звуки, в строчку, и подчеркиваем «й, ч, щ». Подчеркивание символизирует подушечку, на которой сидят мягкие звуки. Подушечка мягкая, значит и звуки мягкие.

Мягкий знак и твердый знак

Если согласный в конце слова, и после него стоит буква «ь» – то согласный мягкий.

Это правило легко применить, если ребенок видит написанное слово, но оно не поможет, если ребенок выполняет задание на слух.

Движение языка при произношении мягких и твердых звуков

При произношении мягкого звука язык движется немного вперед, приближаясь к нёбу (или касаясь его) своей серединой.При произношении твердых звуков язык не движется вперед.

Итоговый тест

    • От формы ротовой полости в момент произнесения звука
    • От преграды, образуемой органами речи в момент произнесения звука
    • произнесение гласных под ударением
    • произнесение гласных в безударном положении
    • особое произнесение согласных
    • У гласных
    • У согласных
    • Да
    • Нет
    • Да
    • Нет
    • 5
    • 11
    • 20
    • 5
    • 10
    • 14
    • 10
    • 15
    • 20
    • 3
    • 6
    • 12
    • Особыми значками
    • Сочетаниями букв
    • Сильная позиция
    • Слабая позиция
    • У гласных
    • У согласных
    • У всех: и гласных, и согласных

     

Правильные ответы:

  1. От формы ротовой полости в момент произнесения звука
  2. произнесение гласных в безударном положении
  3. У согласных
  4. Нет
  5. Нет
  6. 11
  7. 14
  8. 15
  9. 6
  10. Сочетаниями букв
  11. Сильная позиция
  12. У всех: и гласных, и согласных

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный мир
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: