§7. Обозначение мягкости согласных на письме
Отвлечёмся от чистой фонетики. Рассмотрим практически важный вопрос: как обозначается мягкость согласных на письме?
В русском языке 36 согласных звуков, среди которых 15 пар по твёрдости-мягкости, 3 непарных твёрдых и 3 непарных мягких согласных. Согласных букв только 21. Каким образом 21 буква может обозначать 36 звуков?
Для этого используются разные способы:
- йотированные буквы е, ё, ю, я после согласных, кроме ш, ж и ц, непарных по твёрдости-мягкости, свидетельствуют, что эти согласные мягкие, например: тётя — , дя´дя — ;
- буква и после согласных, кроме ш, ж и ц. Согласные, обозначаемые буквами ш, ж и ц, непарные твёрдые. Примеры слов с гласной буквой и: ни´тки – , лист – , ми´лый – ;
- буква ь, после согласных, кроме ш, ж, после которых мягкий знак является показателем грамматической формы. Примеры слов с мягким знаком про´сьба – , мель – , даль – .
Таким образом, мягкость согласных на письме передаётся не особыми буквами, а сочетаниями согласных букв с буквами и, е, ё, ю, я и ь
Поэтому при разборе советую обращать особое внимание на соседние буквы, стоящие после согласных
Обсуждаем проблему толкования
В школьных учебниках сказано, что и — непарные по твёрдости-мягкости. Как же так? Мы ведь слышим, что звук – это мягкий аналог звука .Когда в школе училась я сама, я не могла понять почему? Потом в школе учился мой сын. У него возник тот же вопрос. Он появляется у всех ребят, которые относятся к обучению вдумчиво.
Недоумение возникает, потому что школьные учебники не учитывают, что звук ещё и долгий, а твёрдый нет. Пары – это звуки, различающиеся только одним признаком. А и – двумя. Поэтому и не являются парами.
Для взрослых и старшеклассников.
Для того чтобы соблюсти корректность, необходимо школьную традицию транскрибирования звука изменить. Думается, что ребятам легче использовать ещё один дополнительный знак, чем сталкиваться с нелогичным, неясным и вводящим в заблуждение утверждением. Всё просто. Чтобы поколение за поколением не ломало голову, нужно, наконец, показать, что мягкий шипящий звук — долгий.
Для этого в лингвистической практике существует два значка:
1) надстрочная черта над звуком; 2) двоеточие.
Использование надстрочного знака неудобно, поскольку он не предусмотрен набором символов, которыми можно пользоваться при компьютерном наборе. Значит, остаются следующие возможности: использование двоеточия либо графемы, обозначающей букву . Мне кажется, что первый вариант предпочтительнее. Во-первых, ребята поначалу часто смешивают звуки и буквы. Использование буквы в транскрипции создаст основание для такого смешения, спровоцирует ошибку. Во-вторых, ребята теперь рано начинают изучать иностранные языки. И значок при использовании его для обозначения долготы звука им уже знаком. В-третьих, транскрипция с обозначением долготы двоеточием прекрасно передаст особенности звука. — мягкий и долгий, оба признака, составляющие его отличие от звука , представлены наглядно, просто и однозначно.
Что посоветовать ребятам, которые учатся сейчас по общепринятым учебникам? Нужно понять, осмыслить, а потом запомнить, что на самом деле звуки и пару по твёрдости-мягкости не образуют. А транскрибировать их я советую так, как этого требует ваш учитель.
§3. Гласные и согласные звуки
Звуки делятся на гласные и согласные.У них разная природа. Они по-разному произносятся и воспринимаются, а также по-разному ведут себя в речи и играют в ней неодинаковые роли.
Гласные – это звуки, при произношении которых воздух свободно проходит через ротовую полость, не встречая на своём пути преграды. Произнесение (артикуляция) не сфокусирована в одном месте: качество гласных определяется формой ротовой полости, которая выступает как резонатор. При артикуляции гласных работают голосовые связки в гортани. Они сближены, напряжены и вибрируют. Поэтому при произнесении гласных мы слышим голос. Гласные можно тянуть. Их можно кричать. А если приложить руку к горлу, то работу голосовых связок при произнесении гласных можно почувствовать, ощутить рукой. Гласные – основа слога, они его организуют. В слове столько слогов, сколько гласных. Например: он – 1 слог, о-на – 2 слога, ре-бя-та – 3 слога и т. д. Бывают слова, которые состоят из одного гласного звука. К примеру, союзы: и, а и междометия: О!, А!, У-у-у! и другие.
В слове гласные могут быть в ударных и безударных слогах. Ударный слог тот, в котором гласный произносится ясно и выступает в своём основном виде. В безударных слогах гласные видоизменяются, произносятся по-другому. Изменение гласных в безударных слогах называется редукцией.
Ударных гласных в русском языке шесть: , , , , , .
Запомни:
Возможны слова, которые могут состоять только из гласных, но согласные тоже необходимы. В русском языке согласных намного больше, чем гласных.
Старая и новая редакции
- ← Предыдущее
- Следующее →
Вопрос
№59 учебника 2011-2022:
Прочитайте. Какие буквы пропущены в словах?
Ал(?)бом, обез(?)яна, об(?)явление, помощ(?), ме лоч(?), рел(?)с, плат(?)е, под(?)езд, об(?)ём, об(?)ясне ние, в(?)юга, лож(?), медвед(?), глуш(?).
По какому признаку можно распределить слова в четыре группы? Запишите слова группами. Докажите, что вы правильно выполнили задание.
Подсказка
№59 учебника 2011-2022:
Раздели слова в группы:
- слова с разделительным ъ (ставится после приставки перед корнем, начинающийся на гласный е, ё, ю, я)
- слова с разделительным ь (ставится в корне или на конце корня перед гласными е, ё, ю, я, и)
- слова с ь — показателем мягкости согласного (ставится в словах для обозначении мягкости предшествующего согласного)
- слова с грамматическим ь на конце после шипящих у существительных женского рода
Ответ
№59 учебника 2011-2022:
Вариант ответа #1:
В словах упражнения пропущены ь и ъ знаки.
Слова можно разделить на четыре группы. Группа 1 — слова с мягким знаком, который используется для обозначения мягкости согласного. Группа 2 — слова с разделительным мягким знаком. Группа 3 — слова с разделительным твёрдым знаком. Группа 4 — существительные на шипящий женского рода с мягким знаком на конце.
Альбом, рельс, медведь.
Обезьяна, платье, вьюга.
Объявление, подъезд, объём, объяснение.
Помощь, мелочь, ложь, глушь.
Группа 1 — слова с мягким знаком, который используется для обозначения мягкости согласного: альбом, рельс, медведь. Мягкий знак указывает на мягкость согласного, если согласный звук последний в слове и если за мягким согласным следует другой согласный.
Группа 2 — слова с разделительным мягким знаком: обезьяна, платье, вьюга. Разделительный ь пишется в корне или суффиксе после согласных пред гласными е, ё, ю, я, и.
Группа 3 — слова с разделительным твёрдым знаком: объявление, подъезд, объём, объяснение. Разделительный ъ пишется после приставок, которые оканчиваются на согласный, перед корнями, которые начинаются с гласных е, ё, ю, я.
Группа 4 — существительные на шипящий женского рода с мягким знаком на конце: помощь, мелочь, ложь, глушь. В существительных женского рода на шипящий, после шипящего пишется мягкий знак.
Вариант ответа #2:
слова с разд. твёрдым знаком | слова с разд. мягким знаком | слова с мягким знаком после шипящих | слова с мягким знаком — показателем мягкости |
объявление подъезд объём объяснение |
обезьяна платье вьюга |
помощь мелочь ложь глушь |
альбом рельс медведь |
- ← Предыдущее
- Следующее →
§ Развивающие игры для закрепления материала
Первоклассники, хоть уже и школьники, но еще малы, и отказываться от обучения в игровой форме не стоит. Поэтому предлагаем несколько развивающих заданий, благодаря которым детям будет проще усвоить новый материал.
Угадай-ка
Пишем таблички с транскрипцией слов. Задача ребенка назвать слово и назвать мягкие звуки. Таблички лучше всего делать яркими и крупными, тогда детям интереснее будет на них реагировать.
Чтобы начать игру выбираются легкие слова: ; ; ; . А в конце можно усложнить задание и дать такие слова: ; ; .
Играя, ребенок визуально запоминает обозначение мягких согласных звуков и получает практические навыки использования знаний при письме.
Выбирай твердые!
Игра по аналогии со «съедобное – не съедобное»
Чтобы игра заинтересовала внимание детей используется мяч. Учитель выстраивает детей в круг и произносит слог, если согласный твердый – ребенок ловит мяч, а если мягкий – нет
После того как ребенок словил мяч, он должен самостоятельно придумать новый слог и бросить мяч другому игроку.
Игра позволяет детям быстрее различать твердость и мягкость согласных звуков.
Найди пару
Детям даются слова с употреблением первой согласной в твердой форме, а ребенок должен придумать слово, в котором первый согласный будет мягким. Например, выдаются слова: рад, лак, мыл, воз. А дети должны подобрать: ряд, люк, мел, вез (если дети придумают другие слова, но в правильном мягком употреблении согласной, необходимо засчитать как верный ответ). Если ребенок придумает несколько слов, необходимо его похвалить.
Эта игра развивает фантазию ребенка и расширяет его словарный запас, когда дети делятся написанными словами.
Физкультминутка
Учитель говорит слова, начинающиеся на согласные. Если первый согласный звук твердый, дети должны присесть, а если слово начинается с мягкого согласного, то дети выпрыгивают и поднимают руки вверх.
Эта игра всегда воспринимается детьми с радостью. Потому что засидевшись на уроке, позволяет им размяться. А еще неплохо развивает реакцию и способность внимательно воспринимать информацию.
Споем друзья!
Учитель напевает любую известную мелодию, используя слоги с твердыми согласными (например, мелодия «В лесу родилась елочка»). А дети должны в ответ напевать эту же согласную, только в мягком употреблении.
Учитель: Па-па-па…
Дети: Пи-пи-пи…
У: Хо-хо-хо…
Д: Хи-хи-хи… и т. д.
Игра не только быстро учит различать твердость и мягкость согласных, но и позволяет детям проявить свое творчество.
При практических занятиях очень важно уделять больше внимания проведению занятий в игровой форме. В процессе игры ребенок лучше усваивает и запоминает информацию, которую взрослые пытаются ему донести
Чем интереснее игра, тем лучше запомнится урок. Если детям давать только сухие правила и упражнения, они быстро теряют интерес к процессу обучения, и не будут вникать в суть правил.
Правила переноса слов с мягким знаком в середине слова
Как известно, слова переносятся по слогам. В словах с мягким знаком в середине есть свои правила. Дело в том, что мягкий знак так прочно связан с буквой предыдущего мягкого согласного, что даже при переносе слова всегда остаётся с ней.
Пример:
КОНЬКИ — в слове две гласные: О, И. 2 слога, мягкий знак в середине слова указывает на мягкость согласного звука Н.
При переносе слова КОНЬКИ на одной строке оставим часть КОНЬ-, а часть КИ запишем уже на следующей строке.
КОЛОКОЛЬЧИК — в слове 4 гласные: О, О, О, И. 4 слога, мягкий знак в середине слова указывает на мягкость согласного звука Л.
Делим так: КО-ЛО-КОЛЬ-ЧИК.
Запомните! При переносе слов с мягким знаком в середине мягкий знак нельзя отрывать от согласного, мягкость которого он обозначает.
Парные твёрдые и мягкие согласные
Многие звонкие и глухие согласные в русском языке отличаются признаком твёрдости/мягкости и образуют соотносительные пары:
С помощью твердых и мягких согласных можно различить слова:
- рад — ряд;
- вить — выть;
- сын — синь;
- маг — миг.
Несколько согласных звуков не имеют пары по признаку твёрдости/мягкости. Всегда твердые согласные — это звуки , , . В любой позиции в слове они звучат только твёрдо:
- жир
- шёлковый
- цитрус .
Буквы, которые обозначают только мягкие согласные звуки
Буквы й, ч, щ всегда обозначают мягкие согласные звуки: , , .
Здесь действует следующее правило: данные мягкие согласные остаются мягкими всегда, независимо от последующей гласной буквы.
Буквы, которые обозначают мягкие и твердые согласные звуки
Буквы б, в, г, д, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х могут обозначать и твердые, и мягкие согласные звуки. Это отражается в следующей таблице:
Буквы | Звуки |
б | , |
в | , |
г | , |
д | , |
з | , |
к | , |
л | , |
м | , |
н | , |
п | , |
р | , |
с | , |
т | , |
ф | , |
х | , |
Согласные буквы, представленные выше, называются парными по мягкости и твердости.
При сравнении слов мама () и мята () можно прийти к выводу, что на письме в обоих словах используется одна и та же буква – м, но произнесение звуков разное. Только во втором случае согласный звук является мягким. Данный пример показывает взаимосвязь согласной буквы и гласной буквы, стоящей за ней.
уНД СПНЙЮ
I. нПЦЮМХГЮЖХНММШИ ЛНЛЕМР (ОЯХУНКНЦХВЕЯЙХИ МЮЯРПНИ).
— гДПЮБЯРБСИРЕ, ПЕАЪРЮ! яЕЦНДМЪ С МЮЯ МЕНАШВМШИ СПНЙ Х МЮ СПНЙ Й МЮЛ ОПХЬКХ ЦНЯРХ, ОНЯЛНРПХРЕ МЮ МХУ, ВРНА ОНРНЛ МЕ БЕПРЕРЭЯЪ.
мЮ ДНЯЙЕ ДБЕ ЙЮПРХМЙХ:
— йЮЙЮЪ ХГ ЩРХУ ЙЮПРХМНЙ бЮЛ АНКЭЬЕ МПЮБХРЯЪ? оНВЕЛС?
— рЮЙ ОСЯРЭ МЮ ОПНРЪФЕМХХ БЯЕЦН СПНЙЮ С МЮЯ АСДЕР ОПЕЙПЮЯМНЕ МЮЯРПНЕМХЕ!
-гЮ НЙМНЛ, МЮ ДБНПЕ ЯРНХР НЯЕМЭ, БЯЪ ГЕЛКЪ ОНЙПШРЮ ОЕЯРПШЛ ЙНБПНЛ КХЯРЭЕБ. х ЯЕЦНДМЪ МЮ СПНЙЕ ГЮ ЙЮФДНЕ ОПЮБХКЭМН БШОНКМЕММНЕ ГЮДЮМХЕ бШ АСДЕРЕ ОНКСВЮРЭ ЙКЕМНБШЕ КХЯРНВЙХ, НМХ КЕФЮР С БЮЯ МЮ ОЮПРЮУ Ю Б ЙНМЖЕ СПНЙЮ ОНЯЛНРПХЛ, ЙРН АНКЭЬЕ ЯНАПЮК КХЯРЭЕБ ДКЪ АСЙЕРЮ КЧАХЛНИ ЛЮЛЕ.
— оНВЕЛС ДКЪ АСЙЕРЮ КЧАХЛНИ ЛЮЛЕ? (Б ЙНМЖЕ МНЪАПЪ БЯЪ ЯРПЮМЮ НРЛЕВЮЕР дЕМЭ ЛЮРЕПХ)
II. оНБРНПЕМХЕ ХГСВЕММНЦН.
-нРЙПШБЮЕЛ РЕРПЮДХ Х ГЮОХЯШБЮЕЛ ВХЯКН.
— ю ЯЕИВЮЯ МЮ ОЕПБНИ ЯРПНВЙЕ ГЮОХЬХРЕ ЦКЮЯМШЕ АСЙБШ, ГЮЯРЮБКЪЧЫХЕ ЯНЦКЮЯМШИ ГБСЙ ЯРЮМНБХРЭЯЪ ЛЪЦЙХЛ (ъ, х, е, ╗, ч)
— оПНВХРЮИРЕ МЮОХЯЮММШЕ АСЙБШ. оПНБЕПЭРЕ РЮЙХЕ АСЙБШ ГЮОХЯЮМШ С БЮЯ? (АСЙБШ МЮ ЩЙПЮМЕ ОНЪБК)
— йРН ЯВХРЮЕР, ВРН НМ БШОНКМХК БЕПМН, АЕПЕР КХЯРНВЕЙ.
— мЮ БРНПНИ — ГЮОХЯЮРЭ ЦКЮЯМШЕ АСЙБШ, ГЮЯРЮБКЪЧЫХЕ ЯНЦКЮЯМШИ ГБСЙ ЯРЮМНБХРЭЯЪ РБ╦ПДШЛ (ю, н, с, ш, щ)
— оПНВХРЮИРЕ МЮОХЯЮММШЕ АСЙБШ (АСЙБШ МЮ ЩЙПЮМЕ ОНЪБК)
— йРН ЯВХРЮЕР, ВРН НМ БШОНКМХК БЕПМН, АЕПЕР КХЯРНВЕЙ.
— йЮЙНИ БШБНД ЛНФЕРЕ ЯДЕКЮРЭ? (ПЮЯЯЙЮГШБЮЧР ОПЮБХКН)
— лНКНДЖШ, Ъ ПЮДЮ, ВРН бШ УНПНЬН СЯБНХКХ ЯКНФМСЧ РЕЛС.
III. нОПЕДЕКЕМХЕ РЕЛШ СПНЙЮ. (оПНАКЕЛМЮЪ ЯХРСЮЖХЪ)
— ю БНР, ВРН МНБНЦН СГМЮЕЛ ЛШ ЯЕЦНДМЪ — бШ ЯЕИВЮЯ ЯЮЛХ ЯЙЮФХРЕ.
— лШ СФЕ ЯЙЮГЮКХ, ВРН МЮ ДБНПЕ ЯРНХР НЯЕМЭ, Ю ЙРН ХГ БЮЯ ЛНФЕР БЯОНЛМХРЭ Х ОПНВХРЮРЭ ЯРХУХ ПСЯЯЙХУ ОНЩРНБ Н ГНКНРНИ НЯЕМХ. (дЕРХ ВХРЮЧР НРПШБЙХ ХГ ЯРХУНБ — ХДСР ЯКЮИДШ).
— йЮЙНЕ БПЕЛЪ ЦНДЮ ХГНАПЮФЕМН МЮ ЙЮПРХМЮУ? нЯЕМЭ
— гЮОХЯШБЮЕЛ ЩРН ЯКНБН (Ъ ОХЬС МЮ ДНЯЙЮ, Ю ДЕРХ Б РЕРПЮДЭ)
— йЮЙЮЪ НПТНЦПЮЛЛЮ ГДЕЯЭ БЯРПЕВЮЕРЯЪ? (Э)
— яЙЮФХРЕ, ЯЙНКЭЙН Б ЩРНЛ ЯКНБЕ АСЙБ Х ГБСЙНБ?
— дЮБЮИРЕ ОПНДНКФХЛ МЮЬ ПЪД ЯКНБ :
йЮЙ ОПЕБПЮРХРЭ ЯКНБН :
(мЮ ДНЯЙЕ ЯКНБЮ) ЛЕК √ Б ЛЕКЙНЕ ЛЕЯРН ПЕЙХ ХКХ ЛНПЪ; лекэ — ЯЙНКЭЙН АСЙБ Х ГБСЙНБ Б ЩРНЛ ЯКНБЕ?
СЦНК √ Б РНОКХБН, ЙНРНПНЕ ХЯОНКЭГСЕРЯЪ Б АНКЭЬХУ ОЕВЮУ; сцнкэ — ЯЙНКЭЙН АСЙБ Х ГБСЙНБ Б ЩРНЛ ЯКНБЕ?
ЬЕЯР √ Б ВХЯКН? ьеярэ- ЯЙНКЭЙН АСЙБ Х ГБСЙНБ Б ЩРНЛ ЯКНБЕ?
(МЮ ДНЯЙЕ — нЯЕМЭ, ЛЕКЭ, СЦНКЭ, ЬЕЯРЭ)
— оНВЕЛС ОНКСВЮЕРЯЪ АСЙБ АНКЭЬЕ ВЕЛ ГБСЙНБ Б ЩРХУ ЯКНБЮУ? (Э МЕ ДЮЕР ГБСЙЮ)
— еЯКХ ЛЪЦЙХИ ГМЮЙ МЕ ДЮЕР ГБСЙЮ- ГЮВЕЛ НМ МСФЕМ Б ПСЯЯЙНЛ ЪГШЙЕ?
— яТНПЛСКХПСИРЕ РЕЛС МЮЬЕЦН СПНЙЮ.
— рНВМЕЕ ЯЙЮГЮРЭ РЕЛЮ МЮЬЕЦН СПНЙЮ ╚яКНБЮ Я ЛЪЦЙХЛ ЯНЦКЮЯМШЛ ГБСЙНЛ МЮ ЙНМЖЕ ЯКНБЮ╩
— дЮБЮИРЕ ОПНВХРЮЕЛ УНПНЛ
IV. яКНБЮПМН-НПТНЦПЮТХВЕЯЙЮЪ ПЮАНРЮ.
— оНЯЛНРПХЛ МЮ ЯКЮИД. оПНВХРЮИРЕ ЯКНБЮ
(мЮ ЯКЮИДЕ МЮОХЯЮМШ ВЕРШПЕ ЯКНБЮ)
ЯЕМРЪАПЭ, ЛЮПР, НЙРЪАПЭ, МНЪАПЭ
— вЕЛ ОНУНФХ ЩРХ ЯКНБЮ?
— йЮЙНЕ ЯКНБН ЛНФМН ЯВХРЮРЭ КХЬМХЛ? оНВЕЛС?
— гЮОХЬХРЕ МЮГБЮМХЪ НЯЕММХУ ЛЕЯЪЖЕБ Б РЕРПЮДЭ.
— оПНВХРЮИРЕ, ВРН БШ ГЮОХЯЮКХ.
— йЮЙСЧ ПНКЭ ХЦПЮЕР ЛЪЦЙХИ ГМЮЙ Б ЩРХУ ЯКНБЮУ? (ЯЛЪЦВЮЕР ОНЯКЕДМХИ ЯНЦКЮЯМШИ ГБСЙ)
V. тХГЛХМСРЙЮ.
— оПХЬКН БПЕЛЪ НРДНУМСРЭ
пЮГ — ОНДМЪРЭЯЪ, ОНДРЪМСРЯЪ,
дБЮ — ЯНЦМСРЭЯЪ, ПЮГНЦМСРЭЯЪ,
рПХ — Б КЮДНЬХ РПХ УКНОЙЮ.
цНКНБНЧ РПХ ЙХБЙЮ.
мЮ ВЕРШПЕ ПСЙХ ЬХПЕ.
оЪРЭ ПСЙЮЛХ ОНЛЮУЮРЭ.
ьЕЯРЭ Х ЯЕЛЭ — РХУНМЭЙН ЯЕЯРЭ.
— ю РЕОЕПЭ МЮ БМХЛЮМХЕ! оПНБЕДЕЛ ХЦПС.
лЪЦЙХИ ГМЮЙ Б ЙНМЖЕ — УКНОНЙ.
мЕР ЛЪЦЙНЦН ГМЮЙЮ — ЯХДХЛ РХУН.
дЕМЭ, ГБЕПЭ, КЕЯНЙ, КЕМЭ, ЬЮКЮЬ, ДНЛ, ОЕМЭ, НЙСМЭ, ГБЕПЭ, АЮМЙЮ, СЦНКЭ, ЯРЕОЭ, ЙМХЦЮ, КНЯЭ.
— лНКНДЖШ!
VII. пЮАНРЮ МЮ ЙЮПРНВЙЮУ.
— ю ЯЕИВЮЯ ЛШ ОПНБЕПХЛ, ЙЮЙ БШ МЮСВХКХЯЭ ОХЯЮРЭ ЯКНБЮ Я ЛЪЦЙХЛ ГМЮЙНЛ МЮ ЙНМЖЕ ЯКНБЮ.
— с БЮЯ МЮ ЯРНКЮУ КЕФЮР ЙЮПРНВЙХ. бЮЛ МЮДН ГЮОХЯЮРЭ ЯКНБЮ Х ОНДВЕПЙМСРЭ ОПНОСЫЕММСЧ АСЙБС
хЦНП, ДЕМ, ЛЕК, СЦНК, ЪЙНП,
— оПНБЕПЪЕЛ.
— яЙЮФХРЕ, ЦДЕ БШ МЮОХЯЮКХ ЛЪЦЙХИ ГМЮЙ? оНВЕЛС?
VIII. пЮАНРЮ Я СВЕАМХЙНЛ. (ДХТТЕПЕМЖХПНБЮММНЕ ГЮДЮМХЕ)
— ю РЕОЕПЭ ОНПЮАНРЮЕЛ ОН СВЕАМХЙС. нРЙПШБЮЕЛ СВЕАМХЙХ.
сОПЮФМЕМХЕ 149, ЯРП 80. вХРЮЕЛ ГЮДЮМХЕ
— ОПНБЕПЪЕЛ, ВРН С БЮЯ ОНКСВХКНЯЭ
— йЮЙНИ МЮОПЮЬХБЮЕРЯЪ БШБНД:
Iу. пЮАНРЮ Б ЦПСООЮУ.
— бЯЕ ЛШ ГМЮЕЛ ЙНРЮ лЮРПНЯЙХМЮ ХГ оПНЯРНЙБЮЬХМН. нМ МЮОХЯЮК ОХЯЭЛН, Ю ПЮГ НМ МЕ УНДХК Б ЬЙНКС, ОХЯЭЛН С МЕЦН ОНКСВХКНЯЭ Я НЬХАЙЮЛХ. лШ ОНЛНФЕЛ ЕЛС? оПНВХРЮЕЛ ОХЯЭЛН Х ХЯОПЮБХЛ НЬХАЙХ.
⌠оХЯЭЛН ДЪДЕ тЕДНПЮ НР лЮРПНЯЙХМЮ■ :
дНПНЦНИ ДЪДЪ тЕДНП!
фХБЕЛ ЛШ ГДЕЯЭ УНПНЬН. ьЮПХЙ НВЕМЭ ДНБНКЕМ, ВРН С МЕЦН ЕЯР АСДЙЮ.
пЮДНЯРМШИ РЮЙНИ. цКЮГЮ ЯБЕРЪРЯЪ ЙЮЙ СЦНКЙХ.
мЮ ОПНЬКНИ МЕДЕКЕ ЯПСАХКХ АЮМЙС. йЮЙ ПЮГ БНБПЕЛЪ
. оЕВЙХМ ГЮУБНПЮК. оНОЮПХКЯЪ ПЮГ ЬЕЯР Х ЯРЮК ГДНПНБШЛ.
оЕМЙХ ЯН ДБНПЮ ЛШ Я ьЮПХЙНЛ БЯЕ САПЮКХ. бЕЯМНИ ЯДЕКЮЕЛ ЦПЪДЙХ ПЕДЙХ
. сФ НВЕМ оЕВЙХМ ХГ МЕЕ ЯЮКЮР КЧАХР.
— хЯОПЮБХРЭ НЬХАЙХ ДНОСЫЕММШЕ лЮРПНЯЙХМШЛ.
у. дНЛЮЬМЕЕ ГЮДЮМХЕ.
— нРЙПНИРЕ ДМЕБМХЙХ, ГЮОХЬХРЕ ДНЛЮЬМЕЕ ГЮДЮМХЕ: СОПЮФМЕМХЕ 150, ЯРП. 81
уI. хРНЦ.
— МЮЬ СПНЙ ОНДУНДХР Й ЙНМЖС Х Ъ УНВС ОНЙЮГЮРЭ : БНР ЙЮЙНИ АСЙЕР ОНКСВХКЯЪ С МЮЯ ГЮ СПНЙ. ю РЕОЕПЭ БШ ЯНЯРЮБЭРЕ АСЙЕР ДКЪ КЧАХЛНИ ЛЮЛШ.
— оНЙЮФХРЕ ДПСЦ ДПСЦС.
— лНКНДЖШ. йПЮЯХБШЕ С БЮЯ ОНКСВХКХЯЭ АСЙЕРШ
— ЕЯКХ БШ ЯВХРЮЕРЕ, ВРН МЮ СПНЙЕ БШ ОНПЮАНРЮКХ УНПНЬН — ОНУКНОЮИРЕ Б КЮДНЬХ!
— яОЮЯХАН ГЮ СПНЙ!
Закрепим новые знания на практике
- Подберём слова с мягким знаком к следующим словам: кон, брат, мел, жар, шест, банка, уголки.
Проверим: кон — конь, брат — брать, мел — мель, жар — жарь, шест — шесть, банка — банька, уголки — угольки. Как мы видим, изменилось значение слов, согласный звук стал мягким, изменилось количество букв, а количество звуков осталось прежним.
- Выпишем следующие слова в таблицу: носик, есть, котик, курица, зорька, пальма, Вася, рис, сталь, пальто, василёк, пыль. В первый столбик запишем слова, в которых мягкость согласного звука обозначается буквами Е, Ё, Ю, Я, И. Во второй — слова, в которых мягкость согласного звука обозначается мягким знаком.
Зачеркнём слова, в которых не нужно было писать букву «Ь» (мягкий знак). ПАЛЬТО, ПАЛЬКА, КОНЬКИ, ЗОНЬТЫ, СОСУЛЬКА, ВЕШАЛЬКА, СТУПЕНЬКИ, ПЕСЕНЬКА, ЛЕСЕНЬКА, ЛИСОНЬКА, ОЛЕНЬ, ОБЕДЬ, МЕБЕЛЬ, ГЛОБУСЬ.
Проверим: ПАЛЬТО, ПАЛЬКА, КОНЬКИ, ЗОНЬТЫ, СОСУЛЬКА, ВЕШАЛЬКА, СТУПЕНЬКИ, ПЕСЕНЬКА, ЛЕСЕНЬКА, ЛИСОНЬКА, ОЛЕНЬ, ОБЕДЬ, МЕБЕЛЬ, ГЛОБУСЬ.
- Вставим букву и разделим слова для переноса: пал…то, бол…ница, мал…чик, рел…сы, васил…ки, жил…цы, школ…ники, тонен…кий, белен…кий, серен…кий, учител…ница.
Проверим: Во всех словах нужно писать мягкий знак — показатель мягкости согласного звука. Для переноса слова делим так: паль-то, боль-ни-ца, маль-чик, рель-сы, ва-силь-ки, жиль-цы, школь-ни-ки, то-нень-кий, бе-лень-кий, се-рень-кий, учи-тель-ни-ца.
- Выпишем в столбик слова, в которых букв больше, чем звуков. Объясним, почему мы так сделали, укажем количество букв и звуков. Малыши, банька, носок, сок, конь, олень, гусь, рыбаки, портфель, утро.
Проверим:
Банька — 6 б., 5 зв.
Конь — 4 б., 3 зв.
Олень — 5 б., 4 зв.
Гусь — 4 б., 3 зв.
Портфель — 8 б., 7 зв.
В этих словах звуков меньше, чем букв, потому что мягкий знак не обозначает звука.
А ещё закрепить свои знания, довести их до автоматизма можно, занимаясь на онлайн-тренажёрах образовательной платформы iSmart. Изучение русского языка станет интересной, увлекательной игрой, облегчит прохождение школьной программы и поможет в обучении.
Вот так выглядят на платформе задания на закрепление темы «Мягкий знак»:
Бывают случаи, когда после буквы, передающей мягкий согласный, мягкий знак на письме не нужен, например: кости, грызть, пенсия, бантик. Буква Ь не пишется в сочетаниях согласных нч, нщ, в частности, перед суффиксами −чик, −щик, −щин (а). Например, нянчить, одуванчик, стаканчик, птенчик, каменщик, банщик. Но это тема другого урока, мы разберём её позже.
Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине слова можно проверить по орфографическому словарю. Он главный помощник в грамотном письме. Не ленитесь работать со словарём, и вас ждёт успех!
Тренируйте навыки своего ребёнка на образовательной платформе iSmart, это поможет закрепить на практике изученные в школе темы, освоить сложные правила русского языка легко, интересно, увлекательно.
iSmart — лучший способ совершенствовать свои знания по всем предметам школьной программы, подготовиться к контрольным, проверочным работам, ВПР, олимпиадам, а также изучить дополнительные предметы, не вошедшие в школьную программу.
Регистрируйте ребёнка на платформе iSmart и начинайте заниматься!
Как обозначатся твердые и мягкие звуки на письме
На письме твердость и мягкость согласных звуков обозначается только при написании транскрипции. Для обозначения мягкого звука используют апостроф «`». Твердые же звуки не выделяются никакими знаками на письме.
Ниже приведем поясняющую таблицу, в которой наглядно отображено, что один и тот же звук может быть и твердым, и мягким, в зависимости от того, какая гласная за ним следует.
Таблица с примерами написания звуков в мягком и твердом употреблении
баран | белье | ||
ворс | вяз | ||
горб | гиря | ||
дом | дядя | ||
золото | земля | ||
кот | кит | ||
лыжи | лимон | ||
мусор | мяч | ||
нора | Нюра | ||
полы | пение | ||
робот | река | ||
солнце | семя | ||
тон | темя | ||
фурор | финал | ||
хомяк | хижина |
Можно заметить, что согласные звуки образуют по твердости-мягкости пары: — ; — и др. На письме и твердые и мягкие звуки обозначаются одинаковой буквой, а вот произносятся по-разному. С помощью такой таблицы дети легче понимают, твердость и мягкость согласных звуков, при этом запоминая, что знак «ь» всегда делает согласный мягким, а знак «ъ» — всегда твердым согласный, за которым он стоит.
Функции мягкого знака в различных частях речи
Не имея собственного звука, Ь, тем не менее, выполняет несколько функций. Роли его разнообразны. Они зависят от части речи, в которой Ь употреблен:
- На конце имен существительныхмягкий знак несет смягчение предшествующей согласной («бронь», «рань»). За ту же самую функцию он отвечает и посреди слова при использовании парных и непарных согласных. Примеры: авоська, таранька. Это же характерно для глаголов и наречий. В последних мягкий знак ставится в конце после шипящего звука во всех случаях, кроме слов-исключений («невтерпеж», «уж»,«замуж»).
- Функция разделения в середине глаголов, существительных, прилагательных, перед мягкими гласными («я», «ю», «е», «ё»): «вьюга», «муравьиный», «льётся». Это же касается твердых гласных в некоторых заимствованных словах из других языковых групп: «шампиньон», «папильотка», «ботильоны».
- Определение морфологических характеристик слов. Употребление на конце существительных мягкого знака после шипящих звуков указывает на III склонение: брешь, дрожь, фальшь. Также характерно для той же части речи в именительном и винительном падежах (пасть, трость). После шипящих звуков в глаголах Ь ставится в инфинитиве («петь», «ждать», «плакать», «бежать»), повелительном наклонении («врежь», «смажь», «обрежь»), в глаголах 2-го лица, единственного числа («читаешь», «говоришь», «любишь», «лазаешь»).
Итак, у мягкого знака есть основные функции. Сводятся они к смягчению, разделению и обозначению формы. Во всех частях речи он выполняет сходные назначения.
в кембриджском словаре английского языка
Примеры софтов
софтов
Софтов показывает небольшую ставку.
Из Business Insider
Он относился к софтам .
Из проекта Гутенберг
Эти примеры взяты из корпусов и источников в Интернете. Любые мнения в примерах не отражают мнение редакторов Кембриджского словаря, издательства Кембриджского университета или его лицензиаров.
Как произносится softs ?
Обзор
слабак
мягко
мягко-мягко
мягкость
мягкие
програмное обеспечение
разработка программного обеспечения
инженер-программист
разработка программного обеспечения
Проверьте свой словарный запас с помощью наших веселых викторин по картинкам
- {{randomImageQuizHook. copyright1}}
- `randomImageQuizHook`.`copyright2`
Авторы изображений
Попробуйте пройти викторину
Слово дня
одиночество
Соединенное Королевство
Ваш браузер не поддерживает аудио HTML5
/ˈsɒl.ɪ.tʃuːd/
НАС
Ваш браузер не поддерживает аудио HTML5
/ˈsɑː.lə.tuːd/
ситуация одиночества без других людей
Об этом
Блог
Ни за что! Использование слова «путь» (2)
04 января 2023 г.
Мягкий знак — показатель мягкости
Мягкий знак — удивительная буква
Она не обозначает ни одного звука, но всё равно имеет важное место в русском алфавите. Какую же роль она выполняет?
Рассмотрим картинку и назовём предметы:
Это МЕЛ и МЕЛЬ.
Слова «МЕЛ» и «МЕЛЬ» на письме различаются только буквой Ь. А если их произнести и прислушаться: — .
В слове МЕЛ последний звук звучит твёрдо.
В слове МЕЛЬ последний звук звучит мягко.
Последние звуки в словах парные по мягкости-твёрдости. Эту мягкость на письме показывает мягкий знак.
Запомните! Буква Ь не обозначает мягкость предыдущего согласного звука, а только указывает, на его мягкость. Поэтому эту букву так и называют: «Мягкий знак – показатель мягкости».
Для чего показывать мягкость согласных звуков? Проведём небольшое исследование. Запишем несколько слов с мягким знаком: МЕЛЬ, КОНЬ, СЕМЬЯ, КОНЬКИ.
Значение каждого из этих слов мы понимаем и можем объяснить. Теперь в каждом слове уберём мягкий знак и объясним значение получившихся слов. Итак, была МЕЛЬ — мелкое место в водоёме, а стал МЕЛ — один из видов известняка. Был КОНЬ — животное, а стал КОН — часть игры. Была СЕМЬЯ — группа людей, объединённая родством, а стало СЕМЯ — орган для распространения и размножения растений.
Что произошло со значением каждого из этих слов? Оно изменилось.
А что же со словом «КОНЬКИ»? Если в этом слове убрать букву Ь, то его значение не просто изменится, оно пропадёт совсем: КОНЬКИ — КОНКИ.
Запомните! Значение слова изменится или совсем пропадёт, если в его записи удалить или по ошибке не написать букву мягкий знак.
Отличительные признаки мягких и твердых звуков
Какой звук стоит после согласного:
- Если после согласного звука стоит гласный а, о, у, э, ы – то согласный твердый.
- Если после согласного стоит гласный и, е, ю, я – то согласный мягкий.
Отработка на примерах:В словах «мама», «нора» – согласные твердые, потому что после них идут «а» и «о».В словах «лети», «няня» – согласные мягкие, потому что после них идут «е», «и», «я».
- Если после согласного звучит другой согласный – то первый согласный будет твердым.
- Есть звуки, которые могут быть только твердыми, и звуки, которые могут быть только мягкими, независимо от того, какой звук слышится и какая буква пишется после них.
Всегда твердые звуки – ж, ш, ц.Всегда мягкие – й, ч, щ.Распространенным способом выучить эти звуки является простой прием: пишем буквы, передающие эти звуки, в строчку, и подчеркиваем «й, ч, щ». Подчеркивание символизирует подушечку, на которой сидят мягкие звуки. Подушечка мягкая, значит и звуки мягкие.
Мягкий знак и твердый знак
Если согласный в конце слова, и после него стоит буква «ь» – то согласный мягкий.
Это правило легко применить, если ребенок видит написанное слово, но оно не поможет, если ребенок выполняет задание на слух.
Движение языка при произношении мягких и твердых звуков
При произношении мягкого звука язык движется немного вперед, приближаясь к нёбу (или касаясь его) своей серединой.При произношении твердых звуков язык не движется вперед.
Итоговый тест
-
- От формы ротовой полости в момент произнесения звука
- От преграды, образуемой органами речи в момент произнесения звука
-
- произнесение гласных под ударением
- произнесение гласных в безударном положении
- особое произнесение согласных
-
- У гласных
- У согласных
-
- Да
- Нет
-
- Да
- Нет
-
- 5
- 11
- 20
-
- 5
- 10
- 14
-
- 10
- 15
- 20
-
- 3
- 6
- 12
-
- Особыми значками
- Сочетаниями букв
-
- Сильная позиция
- Слабая позиция
-
- У гласных
- У согласных
- У всех: и гласных, и согласных
Правильные ответы:
- От формы ротовой полости в момент произнесения звука
- произнесение гласных в безударном положении
- У согласных
- Нет
- Нет
- 11
- 14
- 15
- 6
- Сочетаниями букв
- Сильная позиция
- У всех: и гласных, и согласных