Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, я очень рада вас видеть. Встаньте, пожалуйста, в круг.
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель: Ребята, я хочу пригласить вас в нашу лабораторию, чтобы провести опыты. Вы согласны? Чтобы узнать, с чем мы будем проводить опыты, нужно отгадать загадку.
Она богаче всех на свете,
По ней бегут, несутся дети.
А по весне стоит вся в цвете,
И так красива на рассвете.
И кормит всех людей на свете.
Что это? Скажите, дети.
Ответ: Земля-Кормилица
Воспитатель: Интересно, а почему землю называют кормилица? (Ответы)
Воспитатель: Знаете ли вы, дорогие ребята, как называется самый верхний плодородный слой земли, который пронизан корнями растений? (Ответы). Это почва. Она бывает разной: глинистой, песчаной, а самую плодородную почву называют чернозёмом.
— Ребята, давайте вспомним сказку о том, как образовалась почва на нашей Земле.
— Сейчас посмотрите, как выглядела наша Земля много веков назад (на слайде 1) .
Воспитатель: Вот почему для сохранения почвы очень важно беречь растения там, где они есть, и сажать там, где их нет. Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, что может расти на песчаной, каменистой и плодородной почве (Слайд 2)
Как вы думаете, в чём разница, почему на плодородной почве растения растут лучше? (Ответы)
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, что может расти на песчаной, каменистой и плодородной почве (Слайд 2). Как вы думаете, в чём разница, почему на плодородной почве растения растут лучше? (Ответы)
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам подойти к этому столу и посмотреть на схеме, в каком порядке расположены слои Земли. Посмотрите и скажите, как расположены, слои, почему? (Ответы)
Воспитатель: Ребята, пришла пора занимать места в нашей лаборатории.
(Дети садятся за столы, надевают фартуки)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что есть на ваших столах и послушайте внимательно задание. Вам нужно обследовать почву, проверить, из чего она состоит.
Воспитатель:
Опыт №1 «Определить виды почвы»
— Рассмотрите образцы почв и назовите их (Песчаная, глинистая, каменистая, чернозём) .
Опыт № 2 «В почве есть воздух»
— Возьмите стакан с водой и бросьте туда комочек почвы.
— Что вы наблюдаете? (Из почвы выходят пузырьки воздуха)
— Какой вывод можно сделать? (В почве есть воздух)
— И так уважаемые учёные, что мы узнали о почве, проведя этот опыт? (В почве есть воздух) .
Воспитатель: Опыт № 3 «В почве есть вода»
— Возьмите немного свежей почвы, насыпьте её на бумажную салфетку и слегка придавите ладошкой.
— Ссыпьте почву обратно в тарелочку.
— Рассмотрите внимательно салфетку, на которой находилась почва.
— Что вы видите? (На салфетке остался мокрый след) .
— Какой вывод можно сделать? (В почве есть вода) .
— Что мы узнали, проведя этот опыт? (В почве есть вода) .
Воспитатель: А сейчас предстоит ответственное задание. Нужно зарисовать результаты эксперимента. Обозначьте на листочке две линии (Слой почвы). Между ними нарисуйте составляющие почвы – песок (точками, глину (коричневым цветом, камешки овалом, воздух (пузырьки, вода (голубой квадратик) .
Дети моделируют фиксируя результаты опытов, используя символы.
— Скажите, в почве может кто-то жить? (Червяки, жучки)
— Верно. Почва является домом для многих живых существ. А некоторые обитатели почвы, живя в почве, помогают стать ей ещё лучше. Так, например, дождевой червяк, прокладывая свои дорожки в почве, тем самым рыхлит её, что в свою очередь ещё больше заполняет почву воздухом. А мы с вами уже знаем, что воздух и вода необходимы растениям для жизни.
— Ребята, а как вы думаете, какую роль в жизни человека играет почва? Какую пользу, она ему приносит? (Человек выращивает на ней овощи, фрукты, цветы, хлеб).
— Да. Благодаря почве, человек получает еду. Поэтому и называют землю кормилицей.
Вывод: Почва находится на поверхности земли. Почва состоит из воздуха, песка, глины и камешков, воздуха и воды.
Воспитатель напоминает детям, что наш Белгородский край зовётся чернозёмным, а чернозёмы самые плодородные почвы. Поэтому и растительность нашего края богатая, потому и развито в нашем крае сельское хозяйство, выращивающее богатые урожаи сельскохозяйственных культур. Но это богатство края, ребята, надо беречь и сохранять.
Наблюдения за землей
В крестьянском быту все крутилось вокруг земли, поэтому люди подмечали интересные особенности, наделяли ее человеческими чертами характера. Отсюда и такие загадки про землю:
- У нее 4 наряда и носит она их по 3 месяца (времена года меняют наряд деревьев).
- Человек ее попирает, а она его обнимает (человек работает на земле, выращивая урожай; после смерти он идет в землю).
- Слово русское, но если к нему прибавить имя древнегреческой богини победы, то получится лесная ягода. Что это за слова? (земля, Ника и земляника).
Порой рождались шутки:
- По чему человек ходит, а змея ползает? (по земле).
- По чему человек ходит, а телега едет? (по земле).
Ответы на вопрос
Отвечает Смирнов Евгений.
09.10.2023 в 22:40
Загадки о почве могут быть разнообразными и интересными. Вот несколько примеров:
1. Я черная и плодородная, на меня растут растения разнообразные. Часто меня перемешивают, чтобы улучшить качество земли. Что я такое? (Ответ: почва)
2. В меня проникают корни растений, я храню питательные вещества и воду. Без меня растения не смогут расти и развиваться. Что я такое? (Ответ: почва)
3. Я постоянно меняюсь и развиваюсь. Через меня происходят процессы разложения органического материала. Без меня образование плодородной земли было бы невозможным. Что я такое? (Ответ: почвенные микроорганизмы)
4. Я бываю разных цветов, текстуры и состава. Я могу быть почти чёрной или желтой, плотной или рыхлой. Мои свойства влияют на рост и развитие растений. Что я такое? (Ответ: почвенные горизонты)
5. Я создаюсь в результате длительного процесса. В меня попадают останки растений и животных. Я являюсь основой для формирования почвы. Что я такое? (Ответ: гумус)
6. Я могу быть местом обитания множества организмов, таких как черви, микробы, насекомые. Я играю важную роль в циклах питания и удерживаю влагу для растений. Что я такое? (Ответ: рыхлая почва)
7. Я формируюсь из разных материалов: песка, глины, седимента. Мои свойства зависят от пропорций этих компонентов. Я могу быть легкой и легко проницаемой для воды или тяжелой с плохой дренажной способностью. Что я такое? (Ответ: почвенная структура)
Это лишь несколько примеров загадок о почве. Почва — это удивительная и важная составляющая нашей планеты, и загадки об этом могут быть не только интересными, но и помогать углубить знания о почве и ее роли в экосистемах.
Загадки про землю-кормилицу
Образ кроткой, терпеливой матери создается в загадках и пословицах про землю. Ее бьют, режут (глубокая вспашка плугом и обработка мотыгой) — она платит добром, высоким урожаем. Она нуждается в воде, может ее пить (полив) или умываться (дождь). Она имеет лицо, изрытое морщинами (горы). Она изрыгает огонь (извержение вулканов).
Чем больше люди изучают землю (геология, экология, биология), тем яснее становится мудрое устройство земли. Загадки про землю подчеркивают зависимость человека от нее — только она дает нам пищу.
- Все, что на столе стоит, наша матушка родит (продукты получены земледелием и скотоводством).
- Если за ней не ухаживать — ничего не даст, если ухаживать и любить — озолотит (земледелец и земля).
- Она больше всех пьет (дожди и земля).
- Ее лицо покрыто глубокими морщинами, по нему текут слезы (горы и реки).
- Иногда она открывает рот и плюется огнем (извергаются вулканы).
- Люди сильно обижают ее, но она их кормит и поит (вмешательство человека в природу).
- Если ее сначала резать, потом бить, потом воду на нее лить, она много еды наготовит и зимой будешь сытно жить (труд крестьянина требовал ежедневного ухода за огородом и полем).
- Ни один ученый не может повторить то, что она делает с семенем (из зернышка вырастает новое растение).
- Чем она черней, тем милей. Чем больше плачет, тем богаче (почва).
Родная земля, родина
Веками люди воспевали свою родную сторону, малую родину. Место, где родились и провели лучшие годы жизни. Многим знакомо такое чувство, как ностальгия — тоска по родине. Польский музыкант Огинский написал красивый полонез «Прощание с Родиной». В народном творчестве есть такие загадки про землю:
- Если к этому слову прибавить одну букву, то получится человек. Что это за слова? (земля и земляк).
- На чужой сторонушке рад родной воронушке (встреча земляков, ранее не знакомых).
- Она и накормит, и напоит, и от врагов укроет (мать-земля кормит, в болотистых местностях не пройдут враги).
- На ней родился, на ней учился, на ней женился, на ней людям пригодился, на ней жизнь прожить старался, в ней и остался (родная земля).
Топ вопросов за вчера в категории досуг и развлечения
Досуг и развлечения 12.10.2023 14:47 480 Быков Виктор.
Письмо, записка к подарку от Тайного Санты: что писать? Где найти пример?
Ответов: 1
Досуг и развлечения 28.09.2023 20:16 445 Гринчук Ангелина.
Дмитрий Мещеряков (шоу Сердце Ивлеевой) что о нем известно?
Ответов: 1
Досуг и развлечения 24.10.2023 07:03 27 Шейфер Карина.
Какой кубик подходит этой развертке?(см)?
Ответов: 1
Досуг и развлечения 08.11.2023 05:56 52 Чернова Александра.
Как оригинально назвать комнату отдыха?
Ответов: 1
Досуг и развлечения 27.11.2023 12:23 75 Дорош Роман.
Как найти анкету в Леонардо Дай Винчик определенного человека?
Ответов: 1
Досуг и развлечения 29.11.2023 15:24 37 Кулаева Анастасия.
Кто такая Юлькинс из ТикТок, какая биография, соцсети, фото, возраст и ФИО?
Ответов: 1
Досуг и развлечения 20.09.2023 12:30 52 Опарина Полина.
Балабол 3 сезон. Где снимали сериал? В каком городе прошли съемки сериала?
Ответов: 1
Досуг и развлечения 28.11.2023 15:23 33 Карпушкин Роман.
Когда выйдет Лесник 6 сезон? Кто играет в сериале Лесник? Сколько серий?
Ответов: 1
Досуг и развлечения 19.10.2023 09:21 65 Карлин Даша.
Прикольные, оригинальные названия новогодней елки какие есть? Где смотреть?
Ответов: 1
Досуг и развлечения 14.09.2023 02:31 38 Бекейкин Сергей.
Как назвать поделку на Новый год, названия для елки, композиции, игрушки?
Ответов: 1
Пословицы
Земля кормилица
Земля — кормилица, а и та есть просит.
Земля кормит людей, как мать детей.
Матушка-земля — кормилица твоя.
Мать кормит детей, как земля людей.
Мать сыра земля всех кормит, всех поит, всех одевает, всех теплом покрывает.
Мать сыра-земля всех кормит, всех поит, всех одевает, всех своим телом пригревает.
Земля — кормилица.
Земля хоть и кормит, но и сама есть просит.
Кто мать — сыру землю любит, тот голоден не будет.
Добра мать до своих детей, а земля — до всех людей.
Дорогой товар из земли растет.
Из землицы все родится.
Земля ласку любит.
Земелька черная, а белый хлеб родит.
Земля не уродит — никто не наградит.
В хороший год хорош и приплод.
Год на год не приходится.
Земелька черная, а хлебец белый родит.
Земля заботу любит.
Земля — тарелка: что положишь, то и возьмешь.
Иглой да бороной деревня стоит.
Какова земля, таков и хлеб.
Кто землю лелеет, того и земля жалеет.
Кто надеется на небо, тот сидит без хлеба.
Не гляди в небо — там нет хлеба, а к земле ниже — к хлебу ближе.
Пахарю земля — мать, а лентяю — мачеха.
Землю не обижай — овес сажай.
Землю орошаем — урожай поднимаем.
Землю уважай, она дает урожай.
Землю удобряй, так и получишь урожай.
Удобришь землицу — снимешь пшеницу.
Земля хозяев любит.
Земля берёт труд, а отдаёт пуд; не жалей трудов – будет больше пудов.
Нет плохой земли, есть плохие хозяева.
Лес и вода
Возле лесу жить — голоду не видеть.
Лес да вода поле красит.
В лесу — и грибной ряд, в лесу — и пушнина, в лесу — и куриная лавочка.
У леса, как у беса, всего много.
Рощи да леса — всему краю краса.
Много леса — не губи, мало леса — береги, нет леса — посади.
Больше леса — больше снега, больше снега — больше хлеба.
Зелёная ограда — живая отрада.
Сломать дерево — секунда, а вырастить — года.
Срубили деревья — прощай птицы.
Срубленное дерево вновь не вырастет.
Сажай лес в поле — будет хлеба боле.
Дерево водой живёт, дерево и воду бережёт.
В сосновом лесу — молиться, в берёзовом — веселиться.
Растения
Растенье — земли украшенье.
Зелёный наряд радует взгляд.
Чеснок да лук от семи недуг.
Лук и капуста болезнь не пустят.
Кто ест хрен и редьку, болеет редко.
Цветов много в поле, да все не сорвешь.
Цветы что дети, уход любят.
Где цветок, там и медок.
Хорош цветок, да скоро вянет.
На цвет и пчелка летит.
Аленький цветок бросается в глазок.
Не расти траве после осени; не цвести цветам зимой по снегу.
На хороший цветок летит мотылек.
Не с одного цветка пчелка мед берет.
Забота о природе и земле
Не жди от природы милости, сам садочек сади, сам и вырасти.
Дерево скоро садят, да не скоро с него плод едят.
У хорошего садовода хороший сад.
Земля зимой отдыхает, а весной расцветает.
Землю уважай, она дает урожай.
Безо времени лес губить – не из чего будет избу срубить.
И у березки слезки текут, когда с нее корку дерут.
Кто с дерева кору снимает, тот его убивает.
Мужик сосну рубит, а по грибам щепа бьет.
Не все стриги, что растет.
Не мудрено дерево срубить, а мудрено лес вырастить.
Срубить дерево – пять минут, вырастить – сто лет.
Не нужна соловью золотая клетка, а нужна ему земная ветка.
Срубили кусты — прощай, птицы.