Краткое содержание пьесы Рощина «Валентин и Валентина» — Помощник для школьников Спринт-Олимпиады
1971Краткое содержание пьесы
Читается за 6 минут, оригинал — 2 ч
Действие происходит в наши дни в большом городе.
Комната в стиле пятидесятых годов. Вечерний чай. В кресле бабка Валентины, рядом Валина мать, у зеркала — Женя, старшая сестра. Ждут Валю. Мать возмущается.
Ей кажется, что Валя слишком распущена: в метро та шла в обнимку с молодым человеком. Мать думает, что Валя бросит институт, искалечит себе жизнь, будет голодать, плодить нищих.
Женя пытается ей объяснить, что ещё ничего страшного не происходит, что так все сейчас ходят, но мать не хочет ничего слушать.
Валентина приходит домой. Мать сразу же начинает её отчитывать. Говорит, что она катится по наклонной плоскости, что у неё никакого стыда не осталось, что из-за глупой ошибки она может сломать себе жизнь, что она принимает за любовь совсем другое, что в восемнадцать лет «мальчик» не имеет права жениться.
Валя говорит, что мать так к нему относится, потому что его мать — проводница, а выбирать — выгодно-невыгодно — она не будет.
У них целых три комнаты, неужели не найдётся места для него? Но мать кричит, чтобы они и не надеялись, что нечего зариться на их жилплощадь, просит Валю запомнить, что у той ничего нет, и пока она живёт с ними, она должна делать так, как хотят они. Она запрещает Вале даже видеться с мальчиком. Валя убегает.
Квартира Валентина. Его мать — Лиза тоже не в восторге от его намерения жениться. Она ничего не имеет против самой Вали и против их встреч, но она считает, что жениться сыну рано. Слишком трудно они живут, а начинать в его возрасте с нуля — ещё труднее. Им негде будет жить, нечего есть.
Но сын иного мнения. Катя уезжает в деревню, и Валентин просит её оставить ему ключи.
Приходит Валентина. Сначала они только и говорят, что о своих чувствах. Потом Валя спрашивает, как же они будут жить. Валентин говорит, что переведётся на заочное, пойдёт на работу. Люди ведь даже умирали ради любви! Валя страдает из-за того, что ей приходится постоянно всех обманывать, что её не понимают. Валентин боится, что она не выдержит, сломается.
Валентин у друзей. Они узнают обо всей ситуации и решают собрать им в помощь деньги, чтобы было с чего начинать. Хотят также снять для молодых комнату. В это время сестра Вали — Женя берет её с собой на вечеринку.
Там Валя знакомится с молодым морским офицером Александром Гусевым. Он холост и ищет себе подругу жизни, благо в материальном отношении у него все идёт как по маслу.
Предлагает Вале выйти за него замуж, но та говорит, что любит другого.
Проходит неделя. Комната Кати. Всю неделю Валя потихоньку уносила из дома вещи и прятала их здесь. Вчера она на все решилась, не пошла домой, послала туда подругу, чтобы сказать, что не придёт ночевать.
Валентин рассказал все своей матери, та взяла ключ и все устроила, сказала, что не оставит их. Валя неожиданно говорит Валентину, что никуда подругу не посылала, ничего родителям не говорила: соврала, что готовится к зачёту у другой подруги.
Ей стыдно, что она просыпается в чужом доме, что она стала другой, что родители, наверное, уже ищут её.
Мать Валентины считает, что их детям рано жениться, что их надо развести, не пускать друг к другу. Лиза с ней не согласна. По её мнению, лучше поддержать детей, чтобы не покалечить им души. Лизе жаль Валентину даже больше сына. Входят Валентин и Валентина. Мать даёт Валентине пощёчину и говорит, что из-за неё умирает бабушка. Валя не может не пойти с ними.
Лиза хочет, чтобы Валентин их догнал, но тот отказывается.
Валентин приходит к друзьям, которые уже собрали для них деньги, сняли комнату. Валентин сообщает, что все их хлопоты напрасны.
Валентина дома, лежит в постели, у неё температура, озноб, дрожь. Она не хочет никого видеть. Мать обманула ее: бабушка и не думала умирать. Это был лишь предлог, чтобы Валя вернулась домой. Вале говорят, что все делают только ради её счастья.
Валя вскакивает с постели и хочет идти к Валентину. Мать запрещает ей уходить из дома. Женя вступается за Валю. Говорит, что её жизнь уже сломали, Валину она сломать не даст. Мать сдаётся, распахивает дверь, говорит, что устала и что больше не может.
Валя не уходит: она не может «добить» мать.
Валентин возвращается домой. Володя говорит ему, что он должен бороться за свою любовь, что он должен пойти к Вале, жениться на ней, а с работой и жильём Володя поможет.
Валентин и его друг пытаются позвонить Вале с улицы, но у неё не отвечает телефон. Прохожий рассказывает ребятам о любви. Он говорит, что любовь — это когда ничего не стыдно, ничего не страшно.
Когда ждут и верят, что человек все равно придёт. Ребята ошеломлены. Валентин хочет побыть один.
Появляется Валентина… Первую победу они одержали.
ПредыдущаяСледующая
«Бег». Булгаков. Краткое содержание
Итак, октябрь 1920 года. Северная Таврия. Идет бой между красными и белыми. Молодой питерский интеллигент Голубков скрывается от шальных пуль и гранат в притворе монастыря с Серафимой Корзухиной, дамой из Петербурга. Вместе с ним она бежит в Крым, чтобы там встретиться со своим мужем. Голубков недоумевает, откуда красные в этой местности, ведь она вся была в руках белых.
Тут в монастырь заехал отряд кавалеристов Буденного, чтобы проверить у людей документы. Священники и монахи молились перед образами, в церкви находилось много и другого люду, среди них и беременная Баранбанчикова, у которой внезапно начались схватки. Когда обитель покинули красные, за ними следом появились солдаты во главе с белым командиром Де Бризаром и Люська, походная жена генерала Чарноты. Как оказалось потом, в образе беременной дамы скрывался сам генерал Чарнота, который, услышав голоса своих, не передать словами как обрадовался. Он обнял их всех и стал рассказывать, как вместо поддельных документов его друг Барабанчиков в спешке все перепутал и подсунул ему документы беременной жены.
Теперь все они начинают обсуждать план побега, предложенный Чарнотой. Но вскоре обнаруживается, что у Серафимы начинается тиф, и Голубков от нее не отходит. Все разъезжаются.
Судьба русской интеллигенции
На основе воспоминаний своей второй жены Л. Е. Белозерской об эмиграции и написал свой «Бег» Булгаков. Анализ биографии этой женщины показывает, что тогда она бежала со своим первым мужем в Константинополь, а потом жила в Париже, Марселе и Берлине. Писатель также использовал воспоминания белого генерала Я. А. Слащева.
Михаил Булгаков «Бег» посвятил судьбе которую считал лучшим слоем России. Она была вынуждена покинуть страну и жить в эмиграции. Писатель пытался рассказать о том, что большинство эмигрантов желало жить в России, но им надо было найти консенсус с большевиками и даже отказаться от борьбы с ними, но не поступаясь нравственными принципами. Классик даже написал письмо по этому поводу самому Сталину. Он хотел показать, что он выше белых и красных, но в итоге его посчитали врагом-белогвардейцем. Поэтому публикации «Белой гвардии» не случилось при жизни писателя, как не увидел сцены и «Бег». Булгаков спектакль «Дни Турбиных» смог поставить только после двухлетнего запрета, когда получил личное распоряжение от Сталина.
Литературное направление и жанр
Принадлежность произведений Булгакова к реалистическому или модернистскому направлению – спорный вопрос в булгаковеденье. Пьеса, имеющая такое количество прототипов и основанная на реальных событиях, как будто относится к реалистическому направлению в литературе, хотя Булгаков подчёркивает нереальность и даже невозможность происходящих событий (как рассказ Чарноты о том, что он лежит и рожает).
Не менее сложен вопрос о жанре пьесы. Уже современники Булгакова затруднялись определить, к какому жанру ближе пьеса, к сатирической трагедии или комедии. В.Каверин считал, что пьеса «разрушает условные границы жанра», сочетает в себе черты психологической драмы и фантасмагории. В ней есть и гротеск, и трагедия.
По словам Горького, это комедия, в которой «временами смешно, и даже очень». Трагедия в том, что невозможное происходит на самом деле.
Сам Булгаков определял жанр в подзаголовке – «Восемь снов». Жанр сна позволил изобразить смещённый, воспалённый, безумный мир, поступки людей без мотивов и объясняющихся реальностью причин. В пьесе встречается приём, использованный Кальдероном . «Моя жизнь мне снится», — говорит Голубков.
Корзухин
Осень 1921 г., Париж. Голубков появляется на пороге квартиры Корзухина и просит дать ему тысячу долларов в долг. Но тот уверяет, что у него нет никакой жены, и отказывается давать деньги. Вдобавок он заявляет, что хочет жениться на своей секретарше. Голубков обвиняет его в бездушии. Однако тут в дело встревает Чарнота и, увидев у Корзухина на столе карты, предлагает ему сыграть и ставит медальон Хлудова. В итоге он выигрывает у Корзухина 20 тысяч долларов и за 300 долларов выкупает у него обратно медальон.
Корзухин пьян и вне себя от ярости, он кричит и требует полицию. Наступает кульминационный момент. Из комнаты на крик выбегает секретарша (ею оказалась Люська). Она, сообразив в чем дело и увидев Чарноту, говорит Корзухину, что деньги им уже не вернуть, так как они проиграны. На прощанье она просит Голубкова беречь Серафиму.
Надо отметить, что «Бег» (произведение Булгакова) с необычайной трогательностью и пониманием рассказывает о каждом герое.
Пьеса «Валентин и Валентина»: персонажи и сюжет
Главными героями пьесы являются Валентин и Валентина. Валентин — молодой, энергичный и немного наивный мужчина, который ищет свою вторую половинку. Валентина — прекрасная, самостоятельная и уверенная в себе женщина, которая также ищет своего идеального партнера. Имя главных героев символизирует двух разных людей, которые судьба сводит вместе.
Сюжет пьесы развивается вокруг романтических отношений между Валентином и Валентиной. Они знакомятся на вечеринке и сразу же чувствуют сильное влечение друг к другу. Но затем начинаются трудности, связанные с различиями в их характерах и представлениях о взаимоотношениях.
Персонажи пытаются найти общий язык, но каждая встреча превращается в смешную и даже забавную ситуацию. Тем не менее, герои не сдаются и не перестают искать счастья вместе.
В процессе развития сюжета пьесы появляются и другие персонажи, которые оказывают влияние на отношения главных героев. Они представлены многочисленными друзьями, знакомыми и членами семьи, которые вносят свой вклад в развитие искусства и вкладывают гротескные нюансы в события.
Пьеса «Валентин и Валентина» является ярким примером комедийного жанра, который удачно сочетает в себе юмор, иронию и философические размышления о любви и отношениях. Она позволяет зрителям посмеяться над собственными ошибками и поучиться принимать себя и других такими, какие они есть.
Популярные сегодня пересказы
- Находка — краткое содержание рассказа Зощенко Миша сестрой Лёлей нашли в доме пустую коробку из-под конфет, положили в неё паука и лягушку. Затем они завернули коробку в бумагу и перевязали красивой лентой. Когда пакет был готов, дети положили его на тротуар недалеко от забора
- Краткое содержание новелла Голубая комната Мериме Молодой человек на перроне встречается с дамой, у которой полностью закрыто лицо вуалью. Они садятся в поезд, с целью доехать до небольшого городка.
- Лисичкин хлеб — краткое содержание рассказа Пришвина По жанровой направленности произведение представляет собой рассказ об окружающей природе. Главными героями рассказа являются автор, от лица которого ведется повествование
- Пушок — краткое содержание рассказа Скребицкого Ёжик, которого звали Пушок, был совсем ручным. Он умел прижимать к спине колючки, когда кто-то его гладил. Потому и получил такую кличку.
Валентин и Валентина
На нее внезапно, словно стая птиц, оседает мимоходом группа молодых людей, по виду вчерашних школьников. Папки, книжки, сигареты, транзистор. Гомонят, смеются, острят. Они молоды, на дворе весна, за деревьями контур города, машинный грохот улицы, солнце.
Разговор быстр, перебивчив, небрежен, но спор не так прост, и, в сущности, он станет нервом нашей истории. Мы пока даже не выделим никого из героев, а только послушаем, о чем и как они говорят. И зачем она? Не могу! Я сейчас иду и беру у прохожих интервью: есть любовь или нет и с чем ее вообще едят?
Постепенно среди всех должны выделиться парень и девушка, которые не отрывают глаз друг от друга, но тоже острят, иронизируют в общем тоне. Конечно, правильно, правильно: любовь надо душить в зародыше!
Все это романтика. Я, может, и влюбился бы, да времени нету. Со временем кошмар. Между прочим, еще Наполеон говорил: на женщину не более получаса. А на мужчин и пятнадцати минут много. Ну-ну уж! Пятнадцать, может, уделите?.. И снова общий разговор — его завершает паренек, изображающий репортера.
Есть интервью. Интервью первое. Лукерья Фоминишна, по профессии бабушка, семьдесят три года. А ее внучка, Саша, четыре года с половиной, на тот же вопрос потупилась и стала ковырять землю ногой… Тихо! Еще одно. Парень и девушка тоже идут за всеми. К ним присоединяется паренек с воображаемым микрофоном. Есть любовь на свете или нет?
Как жизнь на Марсе. На свете?.. На каком?.. Валентин и Валентина. Она плачет, не закрывая лица. Он как умеет утешает ее.
Еще темно, но все наполнено и готово к действию. Нашим героям по восемнадцать лет. Ну не надо, слышишь? Я не могу больше, Валя! Пойми, я не могу… Ой, и зачем это? Ну не надо, ты что? Ведь все равно счастье, так случилось, ты же знаешь… Она. Чем мы виноваты? Ну чем? Почему всегда надо все испортить?
Надо врать, прятаться, стыдиться! Когда мне хочется кричать об этом, петь, без конца рассказывать! Убил бы я всех! Так было хорошо, кому мы мешали? Почему надо врать?.. Так было всегда.
Ложь начинается там, где появляется принуждение. Какое мне дело до всегда! Я живу сейчас, я хочу, чтобы сейчас было хорошо. Господи, что они говорили! Мама, бабушка! Даже Женя… Он вздох. У меня тоже был разговорчик… Она. Твоя мама совсем другая. Подожди, сейчас расскажешь… А мои просто не слышат, понимаешь? Им сто — они двести! Вот послушай! Освещается несколько старомодная, в стиле пятидесятых годов, комната. Пианино, часы с боем. Вечерний час. За столом, в кресле, Бабка Валентины, толстая, умная, грубоватая старуха с книгой, тут же Мать Валентины, подтянутая, энергичная, властная, лет сорока шести.
Сейчас она нервная и усталая. У зеркала сестра Валентины Женя, красивая женщина лет двадцати семи, она небрежна, иронична, чуть развинченна. Видишь, семейный совет. Не могу, Валя!.. Ну-ну, не надо! Прошу тебя… Иди. Да, сейчас. Но Валентина не идет, приникает к нему, и они вместе слушают начало разговора. Ну где вот она опять?
Ох, господи!.. Ребята, вы меня удивляете. Восемнадцать лет человеку! Да она святая по нынешним временам! Угу, старая дева. Девчонки уже в седьмом классе бог знает что творят! Спорт, мода, песенки. Больше знать ничего не хотят! Ох, господи! Не знаю. Я устала от этой пошлости. Есть же у нас другая молодежь, почему с нее не брать пример? Это у тебя в английской школе вундеркинды. По нашему Красному Кресту знаешь сколько доноров среди молодежи?
Я одиннадцать лет работаю, а такой сознательности, как теперь… Женя наигранно. Ну да, конечно. Не конечно, а я тебе говорю, что есть. И вас, по-моему, воспитывали как надо… Бабка. Папаша-то был кавалерист! Ну что ты вечно: гусар! Всего два месяца служил в кавалерии. Я Дмитрия, кстати, не осуждаю, он был цельный человек и поступил честно.
С двумя детьми на руках оставил, честно!.. Когда уж тебя жизнь чему научит?.. Не надо об этом. И жизнь тут ни при чем.
Часть первая
Разговор в семье Валентины. Ее мама видела Валю, которая обнималась с Валентином. Считает, что дочь идет по наклонной, хочет уберечь от ошибок. Говорит, в 18 лет думать о женитьбе несерьезно. Запрещает встречи с Валентином.
Мама Валентина не против отношений, но уверяет, жениться рано, и девушка не сможет жить с ним в трудностях. Но оставляет ему самому решать, как поступить. Уходит в рейс. Соседка Катя собирается в деревню, предлагает Валентину поехать с ней. Он отказывается и просит на это время ключи от квартиры.
Валентина переживает об их совместном будущем. Он говорит, что справятся, перейдет на заочное, будет работать.
Валентин с друзьями. Они собираются помочь молодым, собрав деньги, хотят снять им комнату. Валентина идет с сестрой на вечер. Там она знакомится с офицером Гусевым. Он предлагает уехать с ним, но Валя признается, что любит другого.
Впечатления от премьеры ТЮЗа
Фото: Сергей Иванов
Фото: Сергей Иванов
Впечатлили и декорации, которые помогали переноситься из одного места событий в другое, добавляя спектаклю метафор. Движущиеся металлические стены вызывали не только ассоциации с тюрьмой и серостью обывательской мысли, но и иллюстрировали меняющееся сознание главных героев. Современное музыкальное оформление тоже удивительно гармонично вписалось в текст пьесы.
Что касается актерской игры, то здесь, прежде всего, хочется отметить Елену Перову (Валентину). Ее героиня говорила, пела и жила на сцене, и я верила каждой эмоции и каждому взгляду. Безусловный талант Радочинского – в умении создавать актерский ансамбль. В его постановках раскрываются даже второстепенные персонажи.
Фото: Сергей Иванов
А вы успеваете чувствовать?
Основные темы и мотивы в пьесе «Валентин и Валентина»
Одной из главных тем пьесы является трагическая сторона масштабных процессов в обществе, которые оказывают влияние на маленького человека. Куда бы ни пошло героев привычное общение, их окружает хаос и безнадежность. Мотив безысходности активно присутствует в жизни главных героев и отражает атмосферу, в которой они живут.
Вторым важным мотивом является проблема одиночества и несостоявшейся любви. Герои пытаются найти счастье, но постепенно осознают, что жить вместе им просто невозможно. Они стараются ощутить радость от общения, но все равно оказываются одинокими и разочарованными.
Также в пьесе «Валентин и Валентина» прослеживается мотивы разрушения мечт и иллюзий. Герои пребывают в постоянном обмане и самообмане, они стремятся обрести счастье и любовь, но в итоге их ожидания разрушаются, и они понимают, что мечты оказываются нереальными.
Наконец, в пьесе есть мотив противоположности и сопротивления. Главные герои, несмотря на все преграды и сложности, не сдаются и продолжают бороться за свое счастье, несмотря на все сомнения и разочарования.
Таким образом, пьеса «Валентин и Валентина» Евгения Рощина затрагивает несколько важных тем и мотивов, которые остаются актуальными и по сей день. Безысходность, одиночество, разрушение мечт и противоположность — все это вызывает много вопросов и заставляет задуматься о значениях и смысле нашей жизни.
Арест
Голубков попадает на допрос в контрразведку начальника Тихого, который вынуждает подписать документ, уверяющий, что Серафима — коммунистка. Тихий с напарником хотят заработать на шантаже ее мужа Корзухина.
Серафима на допросе видит показания Голубкова, выбивает окно кабинета и зовет на помощь. Под окнами в это время шла конница Чарноты, который появился с револьвером и освободил Серафиму.
Между тем происходит разговор Хлудова с главкомом, которого он ненавидит за то, что тот вовлек его в бессмысленное дело. После всех выяснений они расстаются. У Хлудова наблюдается психическое расстройство, он постоянно видит призрак повешенного им бойца Крапилина. Но тут входит Голубков, который в панике из-за ареста Серафимы и хочет, чтобы генерал помог освободить ее. Хлудов приказывает своему адъютанту, есаулу Головану, доставить к нему Серафиму и тут же добавляет, что, возможно, ее уже расстреляли. Тот через некоторое время возвращается и докладывает, что она находится у Чарноты, который увез ее в Константинополь. Хлудова уже тоже ждут на корабле. К нему периодически приходит призрак вестового. Голубков умоляет его взять с собой, чтобы найти Серафиму.
Герои
Булгаков не в ремарках, а прямо по ходу пьесы описывает внешность и одежду Хлудова. Во внешности контрастируют старые глаза и молодое лицо, оскал заменяет улыбку. Булгаков подчёркивает, что Хлудов болен. Крапилин-вестовой называет Хлудова шакалом, мировым зверем и стервятником, за что его тут же вешают на фонаре.
Идеи Хлудова сами по себе правильны и верны как абстрактные идеи: «Без любви ничего не сделаешь на войне». Но воплощение у них кровавое.
Хлудов – предшественник булгаковского Понтия Пилата, который морально наказан за казни невинных ради идеи. В данной пьесе это белая идея, но в контексте булгаковского творчества идея может быть любой, преступление может быть совершено даже во имя веры, но всё равно за ним последует моральное наказание.
Хлудов не однозначный злодей. Он меняется с того момента, как ему начинает являться солдат. Хлудов чувствует, что душа его раздвоилась, слова, окружающая действительность доходят до него мутно. Он подобен тонущему свинцу.
В пьесе Хлудов раскаивается в преступлениях и готов понести наказание на родине, «пройти под фонариками», то есть даже быть повешенным на фонаре.
Самоубийство Хлудова в финале плохо мотивировано, кажется искусственным.
Голубков – почти точная анаграмма фамилии Булгаков. Этот герой воплощает скрытые мысли автора. Булгаков долго примерял на себя жизнь эмигранта, отказавшись от неё только в начале 30-х.
Голубков легко подписывает показания против Серафимы, но это не характеризует его как подлеца, а просто как слабого человека.
Серафима – жена миллионера. Она чем-то напоминает Белозерскую времён её эмиграции.
Приват-доцент Сергей Голубков наделён чертами философа и богослова Сергея Булгакова, который тоже был во время гражданской войны в Крыму и был выслан в Константинополь. Через Голубкова Булгаков осмысливает проблему интеллигенции и революции. В отличие от Сергея Булгакова, Сергей Голубков идет на компромисс с совестью, возвращаясь на родину и смиряясь с большевизмом.
Корзухин – товарищ министра торговли. Корзухин в пьесе – это символ стяжателя. Один из прототипов – знакомый Белозерской предприниматель и литератор Крымов, уехавший из России, «как только запахло революцией». Крымов вовсе не был омерзительным и бездушным человеком, как характеризует в пьесе Корзухина Голубков.
Генерал Чарнота – симпатичный образ. В отличие от Хлудова, он не запятнал себя преступлениями. Такой человек должен обрести счастье, так что Чарнота закономерно выигрывает у Корзухина в карты 20 тысяч. Хлудову он говорит о своей жизненной позиции, что от смерти он не бегал, но и за смертью к большевикам не пойдёт. В финале генерал Чарнота ассоциирует себя с Вечным Жидом, Голландцем, которые вынуждены вечно скитаться, не находя покоя, быть в состоянии вечного бега.
Образ Чарноты комичен. Бессмысленна его предпринимательская деятельность в Константинополе, «потомок казаков» комично смотрится в женском платье, без штанов. Но через осмеяние в герое происходит перерождение в новую жизнь. Образ бравого генерала, храброго бойца перекрывает комические эпизоды и превращает Чарноту в эпического героя.
Проблематика
Проблема, лежащая на поверхности – крушение белого движения и судьба русской эмиграции, о чём упоминал сам Булгаков. Но, создавая героев далёкими от идеала, Булгаков преследовал иную цель. Он стремился объективно оценить все стороны гражданской войны, и красных, и белых, «стать бесстрастно» над ними.
Философская проблема пьесы состоит в том, как каждый отдельный человек может прекратить бессмысленный бег, которым насыщена его жизнь, тем более если к бегу его подталкивают внешние обстоятельства, как героев пьесы. Ни один из рассмотренных в пьесе вариантов не оказывается идеальным: ни убийства, ни болезнь, ни самоубийство, ни перемещения в пространстве. Пожалуй, сам автор выбирает единственный действенный способ – отойти от событий во времени, попытаться осмыслить их объективно.
Одна из социальных проблем пьесы – объективность осмысления исторических событий, вопрос об истине, который был актуален для Булгакова на протяжении всего его творчества.
Впервые в творчестве Булгакова поднимается проблема осмысления жертв, сопровождающих борьбу за любую идею (в данном случае, жертв гражданской войны), цены их крови и их жизней.
Важнейшая проблема пьесы – проблема преступления и наказания. По Булгакову, любое преступление искупает раскаяние, готовность понести заслуженное наказание. Эта идея воплощена в образе Хлудова, которому после раскаяния перестаёт являться призрак Крапилина, им повешенного.
Сюжет и композиция
У пьесы есть подзаголовок «Восемь снов», который сразу настраивает читателя на то, что происходит что-то фантасмагорическое, чего на самом деле быть не может.
Эпиграф из стихотворения Жуковского «Певец во стане русских воинов» свидетельствует о том, что Булгаков воспринимал эпоху революции и гражданской войны как уже пережитую, стремился из другого времени показать ушедшие события, хотя, несомненно, симпатии Булгакова на стороне белого движения.
Все сны тусклые, света как будто не хватает. С концом сна герои проваливаются во тьму.
Булгаковым было написано несколько финалов. Наиболее сильный в художественном смысле тот, где Хлудов, мучимый раскаянием, возвращается на родину, соглашаясь с любым возможным наказанием. В других вариантах Хлудов стреляется, предварительно расстреливая тараканьи бега. Неоднозначна также судьба Серафимы и Голубкова. В одних вариантах они уезжают во Францию и становятся изгоями, в других – возвращаются на родину.
Поганым паскудным царством, тараканьими бегами в финале Хлудов называет любое общество в целом.
Все умерли, или Валентинов день
Подробности Опубликовано: 07.10.2015 19:10
Жизнеутверждающим спектакль «Валентинов день», показанный в ДК «Октябрь» накануне майских праздников, вряд ли назвал бы кто-нибудь из зрителей. Этот странный сиквел написал современный драматург «из молодых» – Иван Вырыпаев.
Сюжетом пьесы «Валентинов день» Вырыпаев продолжил популярную в позднее советское время драматургическую историю «Валентин и Валентина» Михаила Рощина.
В пьесе Рощина студентка Валентина из состоятельной семьи влюбилась в студента Валентина – сына одинокой проводницы поезда Москва-Владивосток, проживавшего с мамой в коммуналке. А Валентин влюбился в Валентину.
Против их молодого чувства восстали родители обоих влюбленных, ощущавшие классовый мезальянс студенческой пары.
Пылкая любовь Валентина к Валентине огорчила и томимую страстью к нему соседку юноши по коммунальной квартире Катю.
Конфликт интересов влюбленных с интересами родственников и знакомых двигал действие пьесы Михаила Рощина почти по классическим канонам жанра: экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка.
Произведение Ивана Вырыпаева странно тем, что в нем ничего не происходит.
Три героя – Валентин, Валентина и Катя – профессионально передвигаются по сцене, по-актерски качественно произносят реплики, даже выносят ружье, которое затем стреляет за сценой. Но действие мертво.
Нет ни завязки, ни кульминации, ни развязки. Герои пьесы умерли с самого начала, как в еврейском анекдоте: «Когда я ем фиш, все умерли». Роль блюда «фиш» исполняет сюжет пьесы «Валентин и Валентина».
Рощин закончил свою пьесу о Валентине и Валентине в характерной для поздней советской драматургии манере – неопределенностью: первые трудности вроде бы не разлучили влюбленных, но нет уверенности, что следующие трудности в их жизни не приведут к разлуке.
Иван Вырыпаев нафантазировал с этого момента жизнь Валентина, Валентины и Кати незамысловато и прямолинейно: Валентина вышла замуж за ровню и развелась, Валентин женился на Кате, которая оказалась под боком.
Потом Валентин и Валентина встретились и стали мучиться любовью втроем. От этих мучений Валентина хватил удар, и он скончался. Валентина переехала в коммуналку к Кате.
Две женщины жили воспоминаниями о Валентине, ненавидя друг друга, и от этого преставились в один день. Такая вот мертвая любовь.
Несколько оживлял действие репликами в стиле «от автора» и пассажами на аккордеоне музыкант Иван Замотаев. Эти «оживляжи» вместе с «ситцевыми» декорациями оформили спектакль в псевдонародно-эклектичной манере фильма Владимира Меньшова «Любовь и голуби». Хотя поставил спектакль режиссер совсем другой школы: ученик Марка Захарова, ленкомовец Роман Самгин.
Зрители расходились после спектакля молчаливо и озадаченно. «Какое-то странное впечатление, – говорили они друг другу, – будто чего-то не хватает». И точно. Не хватает сюжета, действия и самой пьесы. Если перефразировать Булгакова, то не того автора позвали.
Наталия Теряева
Люся и Чарнота
Чарнота возвращается домой и ссорится с Люсей, потому что врет ей, что ящик с игрушками и газырями у него украли. Она понимает, что на бегах он проиграл последнее. С ними живет и Серафима. Люська признается ему, что вынуждена заниматься проституцией из-за того, что им уже нечего есть и нечем платить за комнату. Она упрекает его за то, что тот разгромил штаб контрразведки, потом сбежал из армии и теперь они живут в нищете далеко от России. Чарнота же постоянно возражал и оправдывался тем, что спасал Серафиму. И тут вдруг Люся заявляет, что уезжает с одним знакомым французом в Париж. Серафима же, услышав же весь этот разговор, решается больше не сидеть ни у кого на шее, а тоже идти зарабатывать на панель.
В этот же день Чарнота на улице встречает Голубкова, играющего на шарманке. Он ищет Серафиму, которая уже нашла себе клиента-грека и идет с ним в номер. За ними следом вбегают Чарнота и Голубков и прогоняют грека. Голубков признается в любви Серафиме, но она отказывает ему, так как не хочет портить ему жизнь.
Тут появляется Хлудов. Его разжаловали из армии, и теперь ему поручается смотреть за Серафимой. Он дает Голубкову медальон и две лиры, потому что тот отправляется в Париж, чтобы просить денег у Корзухина, у которого больная жена. Чарнота решает ехать с ним.