Кратко «василий тёркин» а. т. твардовский

Убитый в бою Теркин является на тот свет Там чисто, похоже на метро Комендант приказывает Теркину оформляться Учётный стол, стол проверки, кромешный стол

«Василий Тёркин» очень краткое содержание

А. Т. Твардовский «Василий Теркин» краткое содержание для читательского дневника:

Главным героем поэмы является простой русский солдат Василий Теркин, парень из села в Смоленской области. В поэме нет конкретного сюжета: автор описывает разные случаи из фронтовой жизни Василия Теркина во время Великой Отечественной Войны. Теркин — это собирательный образ русского солдата.

Василий Теркин служит в пехоте в стрелковом полку. Теркин является храбрым, веселым, неунывающим, жизнелюбивым, добрым, отзывчивым парнем. Товарищи и начальство любят его. Василий умеет отлично рассказывать истории и играть на гармони. При этом он является одиноким человеком, его никто не ждет с фронта.

Во время войны Теркин дважды получает ранение. Первое ранение Текин получает, когда обследует подвал, из которого немцы стреляли (глава “Теркин ранен”) После лечения в госпитале Теркин спешит на фронт. Однажды немцы ведут обстрел с воздуха, Василий стреляет по вражескому самолету из винтовки и неожиданно подбивает его.

Командование решает наградить Теркина орденом (глава “Кто стрелял?”). Спустя время Василий Теркин получает свое второе ранение — во время взятия одного села. Немцы ранят Теркина в ногу, он снова оказывается в госпитале (глава “В наступлении”).

За 4 года службы на фронте Василий Теркин проходит много городов и деревень, живет в очень тяжелых условиях. Но он никогда не унывает и всегда подбадривает товарищей. К концу войны солдат Теркин становится офицером. В 1945 г. он доходит до Германии и, возможно, участвует в битве за Берлин. О дальнейшей судьбе Теркина ничего не сообщается.

Это интересно: Поэму «Беглец» Лермонтов написал в 1846 году. Рекомендуем прочитать краткое содержание «Беглец» по главам. Это история о воине, бежавшем с поле боя в родное селение, но родные от него отвернулись из-за проявленной им трусости. Пересказ поэмы будет полезен для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.

Переправа

Во время переправы через реку зимней порой на понтоны погрузились бойцы первого, второго и третьего взвода. Когда первый взвод должен был достичь противоположного правого берега, начался обстрел, погубивший многих бойцов. Переправа сорвалась, но все беспокоились о бойцах первого взвода.

На рассвете дозорные увидели вдалеке маленькую точку на реке. Они приняли плывущего человека за мертвеца из погибших вчера, но сержант в бинокль разглядел живого пловца. Кто-то пошутил, что это Тёркин, а это и вправду оказался он. Его одели, приказали бежать, потом уложили на кровать и стали растирать спиртом. Тёркин попросил погреться изнутри и доложил, что первый взвод просит подбросить огоньку. Продолжился святой и правый бой не ради славы, а ради жизни на земле.

Тёркин-Тёркин

Выздоровев, Тёркин снова оказался дома, на войне, но после отлучки чувствует себя чужим. Вдруг на чей-то вопрос, где Василий Тёркин, отозвался другой, рыжий боец. Тёркин старый, затаив обиду, решил выяснить, кто настоящий. Оказалось, что новый Тёркин Иван, что он тоже герой, что у него два ордена, что он подбил на одну машину больше и уверен, что книга про него, а другое имя для рифмы. Новый Тёркин оказался искусным гармонистом и таким же шутником, так что Василий Тёркин даже согласился уступить ему первенство, а сам решил считаться однофамильцем. Их спор разрешил старшина, объявивший, что по уставу каждой роте вскоре «будет придан Тёркин свой».

Перед боем

Тёркин рассказывает, как он в группе из 10 человек выбирался из окружения, был политруком, чья единственная беседа заключалась в словах «не унывай». По дороге бойцы зашли в деревню командира.

Жена командира приготовила бойцам ужин, заботливо уложила отдыхать. Хозяин ждал её в углу, но она всё не шла, звякала посудой, шила. Тёркину не спалось, было неловко, он вышел на крылечко, смастерил из шинели, верной подруги солдата, постель.

Хозяин не пошёл к жене, он до света рубил дрова, чтобы ей помочь. На рассвете проснулись дети и заплакали, будто поняв, что отец уходит. Тёркин мечтает после войны посетить ту хозяйку, чтобы «поклониться доброй женщине простой».

Тёркин ранен

Зимним днём Тёркину приказали делать связь. Василий шёл за стрелковой ротою. Вдруг рядом зашипел снаряд. Все в страхе упали на землю. Тёркин первый приподнялся, заметил, что снаряд сырой, и справил на него малую нужду. Передав бойцам катушку, Тёркин решил проверить, не из погребка ли бьёт враг. В погребе никого не было, сделан он был на славу. Тёркин решил защищать его двумя имеющимися гранатами.

Боец увидел немецкого солдата в двух шагах. Когда в ровик спрыгнул немецкий офицер и выстрелил в Тёркина, ранив в правое плечо, Тёркин ударил штыком. Тут по рву стала бить тяжёлая артиллерия.

Истекающего кровью Тёркина нашли танкисты, когда он уже терял сознание. Его в обнимку вез незнакомый танкист, грел своим дыханием. Нет святей и чище дружбы, чем на войне.

Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Русская XX века

Александр Трифонович Твардовский  

Теркин на том свете 

Поэма (1954–1963)

Убитый в бою Теркин является на тот свет. Там чисто, похоже на метро. Комендант приказывает Теркину оформляться. Учетный стол, стол проверки, кромешный стол. У Теркина требуют аттестат, требуют фотокарточку, справку от врача. Теркин проходит медсанобработку. Всюду указатели, надписи, таблицы. Жалоб тут не принимают.

Редактор «Гробгазеты» не хочет даже слушать Теркина. Коек не хватает, пить не дают…

Теркин встречает фронтового товарища. Но тот как будто не рад встрече. Он объясняет Теркину: иных миров два — наш и буржуазный. И наш тот свет — «лучший и передовой».

Товарищ показывает Теркину Военный отдел, Гражданский. Здесь никто ничего не делает, а только руководят и учитывают. Режутся в домино. «Некие члены» обсуждают проект романа. Тут же — «пламенный оратор». Теркин удивляется: зачем все это нужно? «Номенклатура», — объясняет друг. Друг показывает Особый отдел: здесь погибшие в Магадане, Воркуте, на Колыме… Управляет этим отделом сам кремлевский вождь. Он еще жив, но в то же время «с ними и с нами», потому что «при жизни сам себе памятники ставит». Товарищ говорит, что Теркин может получить медаль, которой награжден посмертно. Обещает показать Теркину Стереотрубу: это только «для загробактива». В нее виден соседний, буржуазный тот свет. Друзья угощают друг друга табаком. Теркин — настоящим, а друг — загробным, бездымным. Теркин все вспоминает о земле. Вдруг слышен звук сирены. Это значит — ЧП: на тот свет просочился живой. Его нужно поместить в «зал ожидания», чтобы он стал «полноценным мертвяком». Друг подозревает Теркина и говорит, что должен доложить начальству. Иначе его могут сослать в штрафбат. Он уговаривает Теркина отказаться от желания жить. А Теркин думает, как бы вернуться в мир живых. Товарищ объясняет: поезда везут людей только туда, но не обратно. Теркин догадывается, что обратно идут порожняки. Друг не хочет бежать с ним: дескать, на земле он мог бы и не попасть в номенклатуру. Теркин прыгает на подножку порожняка, его не замечают… Но в какой-то миг исчезли и подножка, и состав. А дорога еще далека. Тьма, Теркин идет на ощупь. Перед ним проходят все ужасы войны. Вот он уже на самой границе.

…И тут он слышит сквозь сон: «Редкий случай в медицине». Он в госпитале, над ним — врач. За стенами — война…

Наука дивится Теркину и заключает: «Жить ему еще сто лет!»

О. В. Буткова

ПредыдущаяСтраницаСледующаяСтраница

Оглавление

Анализ поэмы «Теркин на том свете» Твардовского

Произведение «Теркин на том свете» Александра Трифоновича Твардовского – памфлет против казенности, бюрократизации советской жизни.

Поэма была завершена и опубликована в 1963 году. Работа над ней длилась около девяти лет. Есть основания считать, что временное отстранение А. Твардовского от руководства журналом «Новый мир», во многом связано с этой поэмой и попытками ее опубликовать. Ее считали идейно вредной, опасной. По жанру – сатира, гротеск, по размеру, в целом, разностопный хорей, рифмовка перекрестная и смешанная, есть неточные рифмы. Поэт отправляет полюбившегося народного героя в преисподнюю. Интонация фольклорная, сказочная. Связь с традицией смеховой культуры, стилем М. Салтыкова-Щедрина, есть почти кафкианские и дантовские мотивы, пусть и карикатурные. Советскому бойцу в рай, как в пережиток религиозного сознания, точно было не попасть. Ад остался как компромисс. Идеология дотянулась и до посмертия, сам ад разделен на два лагеря – социалистический и буржуазный. В последнем, кстати, можно хотя бы напиться (чего так жаждал В. Теркин по ходу повествования). М. Булгаков в «Белой гвардии» до такого фарсового приема разделения на своих и чужих не додумался (эпизод со сном о рае). Дает поэт и адресок: вне самой Вселенной. На том свете герой сталкивается все с той же волокитой, формализмом, учетом и переучетом. Человек – винтик в государственной машине. А управляет «комбинатом» все тот же Верховный, чье имя не называется (И. Сталин). Одно из авторских отступлений — о лагерях и репрессированных. «Все у нас руководят». Никакого живого дела. С иронией передает герой вывод тамошних управленцев: производство им и на земле обрыдло, то ли дело работа с бумажками. Сарказм: «о мертвом человеке велика забота» (о вручении ордена герою).

Даже в мире мертвых, где «все условно», выворачивают каждого мертвеца наизнанку на предмет лояльности, бдительности. Встреча с бойцом, который «обязан доложить» (доносительство). Критика власти на местах: «дураков хоть пруд пруди». Образ «пламенного оратора» с забитой в рот мочалкой. Автор упоминает Страшный Суд, когда каждый будет судим по делам своим. Наконец, в «Системе» поднимается тревога. В их стройные ряды затесался живой. Дело исправимое, но В. Теркин не дает им такого шанса – вскакивает на подножку поезда в земную жизнь. Очнулся в госпитале. Кругом война. Своего героя из народа поэт просит: правду режь. Свою поэму он называет «сказкой», той самой, в которой «добрым молодцам урок». Канцеляризмы, прозаизмы, просторечия, даже брань. Сатирическая фантастика (как средство отражение реальности), синтаксический параллелизм, диалогичность. Анафора: там, где. Идиомы: хлеб-соль, мертвой хваткой, псу под хвост, глазом не повел. Устаревшая форма глагола: толклися. Парентеза: как говорится, брат, друг бывалый. Эпитеты: час недобрый, тьмы безводной. Сравнения: как чумовой, вроде злой жены, как в музее. Метонимии, инверсия (подняла Проверка). Авторский смех, психологизм.

Поэма «Теркин на том свете» А. Твардовского – остросоциальная критика в фантастическом преломлении, судьба простого человека в условиях земного и загробного социализма.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный мир
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: