Новые (современные) скороговорки
С помощью скороговорок можно поставить или скорректировать речь. Этот метод используется уже очень давно, соответственно, варианты сложноговорок в основном идут из Древней Руси. Если же вы хотите учиться, используя современные слова, ниже мы предлагаем вам 15 вариантов новых скороговорок.
- Банкиров ребрендили-ребрендили-ребрендили, да не выребрендировали.
- Не видно — ликвидны акции или не ликвидны.
- У блогера в блоге блок о бесчинствах на дороге.
- Вялые акации продаются по акции.
- Проще простого просто перестать простое употреблять.
- Тридцать три депутата закон лоббировали, лоббировали, да не вылоббировали.
- Интервьюер интервента интервьюировал.
- У Дашки в кармашке вискарь для Наташки.
- У рекламы ухватов — швах с охватом, а прихватки и без охвата расхватали.
- В Каннах львы только ленивым венки не вили.
- Хватило зарплаты только на заплаты, зато айфон без предоплаты.
- Принял 100 грамм – новые фото в инстаграм.
- На карнавале короновали клонированного крокодила.
- На ушах лапша, в кошельке не шиша.
- Скреативлен креатив не по-креативному, нужно перекреативить.
Скороговорки на свистящие и шипящие С-Ч
У нас в печурочке – золотые чурочки.
Золотые чурочки – у нас в печурочке.
(Что в печурочке? У кого?)
****
В печурке – три чурки, три гуся, три утки.
(Что в печурке?)
****
Караси в речке, овечки у печки,
Овечки у печки, караси в речке.
(Кто в речке, а кто у печки?)
****
На верхушке каланчи
День и ночь кричат грачи.
День и ночь кричат грачи на верхушке каланчи.
(Кто кричит? Где они находятся? Когда грачи кричат?)
****
У мосточка под кусточком –
Две лисички, две сестрички.
Две лисички, две сестрички –
Под кусточком у мосточка.
(Где сидят лисички? Кто они друг другу?)
****
А за скрюченной рекой
В скрюченном домишке
Жили летом и зимой
Скрюченные мышки.
(В каком доме жили мышки? Какие они были? Где находился домик?)
****
Цветок к цветку –
Цветной узор.
Сосна к сосне –
Сосновый бор.
(Как получается цветной узор? А как сосновый бор?)
****
Нескучные скороговорки по буквам
Скороговорки на «б», «д»
- Невелик бицепс у эксгибициониста.
- Бил дебила бодибилдер Данила.
- Бранденбургские рододендроны из дендрария.
- В Кабардино-Балкарии валокордин из Болгарии.
Скороговорки на «т», «д»
- Константин констатировал инцидент с интендантом и прецедент с претендентом.
- На винте, видать, видна виды видавшая «винда».
Скороговорки на «р»
- В аквариуме у Харитона четыре рака да три тритона.
- Забирайте трудовую, без трудовой трудно трудоустроиться.
- Терминатору термометр не требуется. У терминатора температура субфебрильная.
- На дворе парад, я параду рад, выйду на парад, возьму фотоаппарат.
- Ворует провайдер-варвар, драйверы — дрова, выдворяй провайдера.
- Камер-юнкер юркнул в бункер.
- Забыл Панкрат Кондратов домкрат. Кондрату без домкрата не поднять на тракте трактор.
Скороговорки на «л»
- Видели ли вы меня в инвизибле? Из инвизибла я б не вылез бы.
- Линолеум линял-линял, полиловел и вылинял.
- Не видно, ликвидны акции или неликвидны.
- Обладаешь ли ты налогооблагаемой благодатью?
- Депилированное филе дефилировало на фильдеперсовом дефиле.
Скороговорки на «р», «л»
- Адмирал дев отбирал, обмерял и обмирал.
- Вера Валеру валит из револьвера.
- Банда бандерлогов голодна в берлоге и ограблена орками догола.
- Прокурор проколол дыроколом протокол.
- На похороны Прохора сходить было б неплохо бы.
- Карл у Клары угнал Maclaren, а Клара у Карла угнала Corvette.
Скороговорки на шипящие
- Шёл Шива по шоссе, сокрушая сущее, а навстречу Саша шла, круглое сосущая.
- В шалаше шуршит шелками жёлтый дервиш из Алжира и, жонглируя ножами, штуку кушает инжира.
- У Дашки в кармашке вискарь для Наташки.
- Оповещение средствами вещания: «Всем мещанам с вещами на совещание».
- Саша сама — само совершенство, а ещё самосовершенствуется!
Скороговорки на «п»
- Пакет под попкорн.
- Протокол про протокол протоколом запротоколировали.
- Про пестрых птиц поет петух. Про перья пышные, про пух.
Скороговорки на «в», «з»
- Зверским взвизгом взводный взвизгнул.
- Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу, в грязи от груза арбузов развалился кузов.
Скороговорки на «с»
- Магистра инстаграма со ста граммами мигом санитар настиг.
- Мерчендайзеры соврали — сорван сэмплинг самоваров!
- Майли Сайрус с Марса смылась, на Сириус намылилась.
Скороговорки на шипящие Ч-Ж
Молчи, пора рожь толчи!
(Почему надо молчать?)
****
Четвереную пряжу непочто перечетвертовывать.
(Что нельзя перечетвертовывать?)
****
Испугались медвежонка
Еж с ежихой и с ежонком,
Чиж с чижихой и чижонком,
Стриж со стрижихой и стрижонком.
(Кто испугался медвежонка?)
****
Жук с жучихой не тужили,
Крепко с буквой Ж дружили,
Буква Ж к ним приходила
И жучат жужжать учила.
(Кто дружил с Ж? Кого и чему она учила?)
****
Чирикал черный чижик,
Что он не чижик-пыжик.
(Кто чирикал? Что он чирикал?)
****
Четверть часа чиж чижихе
Пел частушки на плющихе,
Черный кот, большой чудак,
Влез послушать на чердак.
(Кто кому пел? Что он пел? Кто влез на чердак?)
****
Упражнения артикуляционного комплекса
Дома или в детском саду, но лучше начинать именно со следующего комплекса упражнений:
Губами делаем длинную трубочку, стараемся вытянуть ее как можно дальше, удерживаем как можно дольше. Следим, чтобы работали лишь одни губы.
Растягиваем рот в улыбке. При этом упражнении зубы видны хорошо, а губы максимально растянуты. Удерживаем улыбку до усталости губ.
Делаем колечко из губ, снова удерживаем в таком напряженном состоянии.
Чередуем эту цепочку: трубочка – колечко – улыбка – трубочка – колечко – улыбка и так далее.
В положение улыбка открываем и закрываем рот
Важно – губы не делают ни каких посторонних движений.
Высовываем язык из приоткрытого рта и добиваемся того, чтобы язык стал плоский.
То же самое упражнение, но добиваемся острой и узкой формы языка.
Предыдущих два упражнения соединяем и заставляем язык поочередно принять широкую и узкую форму. Чередуем действия.
Поднимаем язык, прячем его за верхние зубы.
Поочередно поднимаем язык к верхнему небу – опускаем к нижнему
Повторяем много раз.
Прижать кончик языка к нижнему небу у зубов и заставить язык «шататься», то уходя вглубь рта, то приближаясь к зубам.
Проверяем, если малыш с легкостью выполняет артикуляционную зарядку, переходим к комплексам постановки звуков. А если у малыша очень трудно выполняются эти движения, то тренируем пока только их, прежде чем разучивать звуки.
Смешные шутки у Саши и Мишутки
Скороговорки на звуки «с» и «ш»
***
Есть сушки Проше, Васюше и Антоше.
И еще две сушки Нюше и Петруше.
***
Смешные шутки у Саши и Мишутки.
***
Самшит самшит — как крепко ты сшит.
***
Казак с шашкой скакал к Сашке играть в шашки.
***
Из шкафа сурок
Своровал шнурок
***
Сыщет зайчишку сыщик
Шишкин с ищейкой Тишкой
В. Сибирцев
***
Сшила Саша Сашке шапку,
Сашка шапкой шишку сшиб.
***
Саше дали кашу,
А Клаше — простоквашу.
***
Яша с Пашей ели кашу,
Саша с Ташей простоквашу,
А Мишутка — селедку под шубкой.
***
Саша Шустов сушит сушки,
Шустро высушил штук шесть.
И смешно спешат старушки
Сушек Сашиных поесть.
***
Шиншилятам сам Шиншил
Сушки сладкие сушил,
А его жена Шиншила
Старый свой шушун сушила.
***
Саша шустро сушит сушки,
Саша высушил штук шесть.
И смешно спешат старушки
Сушек Сашиных поесть.
***
Мышка сушек насушила
Мышка мышек пригласила
Мышки сушки кушать стали
Зубы сразу же сломали.
***
Смешила Маша
Сашнёву Сашу, —
Совала сушку
В часы с кукушкой.
Часы с кукушкой
Склевали сушку.
Смеётся Саша
Над шоком Маши.
***
Становись скорей под душ,
Смой с ушей под душем тушь,
Смой и с шеи тушь под душем,
После душа вытрись суше.
***
Глядят подсолнухи на солнышко,
А солнышко — на подсолнушки.
Но подсолнухов много у солнышка,
А солнышко одно у подсолнушка.
Под солнцем подсолнух солнечно смеялся пока зрел.
Созрел, подсох, склевался.
Длинные
После того, как освоите короткие скороговорки, приступайте к длинным. Их сложность заключается больше не в произношении, а в том, чтобы говорить фразу на одном дыхании. Делать паузу для вдоха можно только между четверостишиями.
Скороговорун скороговорил скоровыговаривал, что всех скороговорок не перескороговоришь не перескоровыговоришь, но заскороговорившись, выскороговорил — что все скороговорки перескороговоришь, перескоровыговоришь. И прыгают скороговорки как караси на сковородке.
Как всех скороговорок не перескороговорить, не перескоровыговорить, так и всех скоропословиц не перескоропословить, не перескоровыпословить, и только все скоропоговорки можно перескоропоговорить, перескоровыпоговорить!
Разнервничавшаяся Вавилонянка Варвара, разнервничала в Вавилоне, неразнервничавшегося вавилонянина Вавилу Вавилонейского.
Разнервничавшегося конституционалиста Константина нашли акклиматизировавшимся в конституционном городе Константинополе и со спокойным достоинством изобретавшим усовершенствованные пневмо-мешко-выколачиватели.
Сшит колпак, не по-колпаковски, вылит колокол, не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать. Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.
У короля Кларика краля, у королевы Карлайлы – карлик. Карлик – Карл, а краля – Клара. У Клары кларнет, у Карла кораллы. Клара украла кораллы у Карла, а Карл у Клары украл кларнет. Нет кларнета у Клары, но есть кораллы. У Карла – кларнет, а кораллов нет. Королева Карлайла карала Клару, за кражу кораллов у карлика Карла, а Кларик король Карла карал, того, кто кларнет у крали украл. Если бы Карл не крал у Клары, Клара тогда бы не крала кораллы, слушал бы Кларик кларнет своей крали, а Карл подарил кораллы Карлайле.
Жили-были три китайцаЯк, Як-Ци-Драк и Як-Ци-Драк-Ци-Драк-Ци-Дрони.Жили-были три китайкиЦыпа, Цыпа-Дрипа и Цыпа-Дрипа-Лимпомпони.Вот они переженились: Як на Цыпе Як-Ци-Драк на Цыпе-дрипеЯк-Ци-Драк-Ци-Драк-Ци-Дрони на Цыпе-Дрипе-Лимпомпони.И у них родились дети:У Яка с Цыпой — Шах,У Як-Цы-драка с Цыпой-дрипой — Шах-Шахмони, У Як-Ци-Драк-Ци-Драк-Ци-ДрониС Цыпой-Дрипой-Лимпомпони —Шах-Шахмони-Лимпомпони.
Говорил командир про полковника и про полковницу, про подполковника и про подполковницу, про поручика и про поручицу, про подпоручика и про подпоручицу, про прапорщика и про прапорщицу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу
Те, кто водят хороводы — хороводоводы.Те, кто изучают творчество хороводоводов — хороводоводоведы.Те, кто любят читать хороводоводоведов — хороводоводоведофилы.Те, кто ненавидит хороводоводоведофилов — хороводоводоведофилофобы.Те, кто поедает хороводоводоведофилофобов — хороводоводоведофилофобофаги.Те, кто ведет борьбу с хороводоводоведофилофобофагами — антихороводоводоведофилофобофаги.Те, кто выдает себя за антихороводоводоведофилофобофагов — квазиантихороводоводоведофилофобофаги!
Кто такие эники?Кто такие беники?Я расспрашивал про этоНо никто не дал ответа.Перерыл я помаленькуСловари-копилкиИ нашел, что слово «бенькиЭто просто — вилки.Беньки, или беники,Присказка к ним — эники!Но не может ложкаЕсть сама окрошку!И не могут мискиСъесть пучок редиски!..Почему же беникиВдруг едят вареники?Потому что слово этоУстарело, как ни жалко,И однажды из буфетаПереехало в считалку.А считалка такова —В ней идет игра в слова,Значит, даже беникиМогут есть вареники!
В недрах тундрыВыдры в гетрахТырят в ведраЯдра кедров!Выдрав с выдрыВ тундре гетрыВытру выдрой ядра кедровВытру гетрой выдре мордуЯдра в ведраВыдру в тундру!
С точки зрения банальной эрудиции каждый индивидуум, критически мотивирующий абстракцию, не может игнорировать критерии утопического субъективизма, концептуально интерпретируя общепринятые дефанизирующие поляризаторы, поэтому консенсус, достигнутый диалектической материальной классификацией всеобщих мотиваций в парадигматических связях предикатов, решает проблему усовершенствования формирующих геотрансплантационных квазипузлистатов всех кинетически кореллирующих аспектов.
Ежели вы не жили возле ежевичника, но ежели вы жили возле земляничника, то, значит, земляничное варенье вам привычное, и вовсе не привычное варенье ежевичное. Ежели вы жили возле ежевичника, то, значит, ежевичное варенье вам привычное, и вовсе не привычное варенье земляничное. Но ежели вы жили возле ежевичника, и ежели вы жили возле земляничника, и ежели вы времени на лес не пожалели, то, значит, преотличное варенье ежевичное, варенье земляничное вы ежедневно ели.
Сорок сорок воровали горох…
Скороговорки на букву С для школьников
***
Ах, вы, сени, сени,
Вышел в сени сонный Сеня.
И в сенях споткнулся Сеня,
И кувырк через ступени.
***
Приготовила Лариса
Для Бориса суп из риса,
А Борис Ларису
Угостил ирисом.
***
Сев в такси
Спросила такса:
-За проезд
Какая такса?
А водитель:
-Денег с такс
Не берём совсем,
Вот так-с.
***
Сорок сорок воровали горох,
Сорок ворон отогнали сорок.
Сорок орлов напугали ворон,
Сорок коров разогнали орлов.
***
Суровый суворовец Суворов
Сурово сверлил сверлом
Сырую стену суворовского училища.
***
Берёзонька коренистенькая,
По корню — криволистенькая,
По серёдке — суковатенькая,
По вершинке — высококудреватенькая.
***
Пособи сапоги сапожнику пошить.
Пряжки серебром на сапогах посеребрить.
Пособи сапоги, пособи сапожки
Мастеру скорей пошить босоногой блошке.
***
Вёз Анос сеять овёс.
Посеял овёс, уродился овёс.
Пришёл Анос, скосил овёс,
Повязал овёс, смолотил овёс.
Повеял овёс до зерна Анос —
Повыбрал овёс, увез овса воз.
***
Мама шьёт сорочку дочке.
Строчит строчки на сорочке.
Срочно строчит сорок строчек:
Растёт дочка, как росточек.
***
Семь суток сорока старалась, спешила,
Себе сапоги сыромятные сшила.
Сказала со смехом соседке синица:
«Стать самой скрипучей сорока стремится!».
***
По дороге топал тополь.
Тополь топал в Севастополь,
Ну, а рядом топал Сева.
Тополь справа, Сева слева.
Где же Сева с тополем?
Уже под Севастополем.
***
Карасёнку раз карась
Подарил раскраску.
И сказал Карась:
«Раскрась, Карасёнок, сказку!»
На раскраске Карасёнка —
Три весёлых поросёнка:
Карасёнок поросят перекрасил в карасят!
М.Яснов
Скороговорки для развития речи и дикции у детей на звук и букву Л
В основном нарушение произношение наблюдается среди детей возрастом 3-4 лет. При этом дети выговаривают этот звук, но получается он искаженным. Часто слышится «в» вместо «л». Например, вось, вместо лось. Это связано с неправильной артикуляцией и постановкой языка, губ. В таком случае большую пользу приносит артикуляционная гимнастика, нежели скороговорки. Ниже представлены скороговорки, для исправления звука «л».
Скороговорки для развития речи и дикции у детей на звук и букву Л
Скороговорки для развития речи и дикции у детей на звук и букву Л
Скороговорки для развития речи и дикции у детей на звук и букву Л
Способы постановки звуков [С], [З], [Ц] поэтапно
Насколько разнообразны дефекты в произнесении звуков , , , настолько же многообразны способы преодоления их. Для произнесения свистящих звуков требуются сложные и точные движения языка, в которых участвуют кончик языка, боковые края языка, спинка языка. Также необходимы точные движения губ (в улыбке), нижней челюсти (едва опущена) и наличие воздушной струи (достаточно сильной и движущейся посередине языка). Для выработки необходимых движений губ и языка следует провести серию артикуляционных упражнений.
Упражнения для губ
«Улыбка». Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы, удерживать это положение 5—7 секунд.
«Трубочка». Вытянуть губы трубочкой:
1-й вариант — произносить длительно звук без участия голоса;
2-й вариант — губы вытягивать слегка вперед, как бы образуя квадрат. Зубы сомкнуты.
«Двери открываются». Медленно открывать рот до получения расстояния в 10—15 мм между верхними и нижними зубами, удерживать губы в положении «Улыбка».
«Зайчик». Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы, поднять верхнюю губу (наморщить нос), опустить на место.
Опустить нижнюю губу, открыть нижние зубы. Губы и зубы сомкнуты. Повторить 5—7 раз.
Гимнастика для языка
«Блинчик». Широкий, ненапряженный язык положить на нижнюю губу.
Следить, чтобы нижняя губа не напрягалась. Верхние зубы должны быть обнажены (то есть сохраняется положение «Улыбка»). Если язык не принимает нужную форму, рекомендуется сделать пассивный массаж, произнести с высунутым между губами языком слоги, например «ба-ба-ба».
По достижении успеха сделать язык широким уже без произнесения этих слогов и дуть узкой холодной струей воздуха до образования желобка по средней линии языка.
«Качели». Поднять широкий язык за верхние зубы, а затем опустить за нижние зубы. Выполнять упражнение под счет 8—10 раз.
«Почистим зубки». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.
«Горка». Улыбнуться, показать зубы, открыть рот, кончик языка положить за нижние резцы, выдвинув среднюю часть спинки языка вперед («построили горку»).
«Обезьянка». Покусать боковые края языка (выполнить упражнение «Горка») и, удерживая кончик языка за нижними зубами, прикусить боковые края языка справа и слева (можно произносить «ей-ей-ей»). Если не получается, то произносить звук «и-и-и», максимально растягивая губы и удерживая кончик языка за нижними зубами.
«Киска сердится». Улыбнуться, показать зубы, открыть рот, кончик языка положить за нижние резцы, выгнуть спинку и погладить ее верхними зубами. При этом надо следить, чтобы нижние зубы не выдвигались вперед.
«Горка высокая — горка низкая». Кончик языка опустить за нижние зубы, выдвинув среднюю часть спинки языка вперед («высокая горка»). Удерживая кончик языка за зубами, оттянуть среднюю часть спинки языка вглубь рта («низкая горка»). Повторить 3—4 раза.
Дыхательная гимнастика
«Ветерок». Просто дуть сквозь сближенные губы, контролируя струю выдыхаемого воздуха с помощью поднесенной ко рту полоски бумаги, кусочка ваты, подвешенного на нитке, или просто путем осязания струи на поднесенной ко рту кисти руки.
«Загнать мяч в ворота». Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребенком), загоняя его между двумя кубиками.
«Кто дальше загонит мяч?» Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу, как бы произнося длительно звук , сдуть ватку на противоположный край стола. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. Следить, чтобы ребенок не надувал щеки, произносил звук , а не .
«Поющий пузырек». Упражнение проделывается перед зеркалом с широко просунутым между губами языком, прилегающим своими боковыми краями к углам рта. По середине языка должен образоваться продольный желобок. Держа вертикально пузырек (пробирку), следует поднести его отверстием к средней части переднего края языка. Если в момент дутья вдоль языка образуется желобок, по которому устремляется воздушная струя, то при поднесении пузырька (пробирки) к языку должен быть слышен сильный шум, который указывает на правильный уклад языка.
«Фокус». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине образовался желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.
Как закреплять результаты занятий
Чтобы достичь необходимого результата, следует заниматься с логопедом на постоянной основе. Настоятельно не рекомендуется бросать занятия при первых улучшениях произношения. Закрепление звука осуществляется путем автоматизации. Этот процесс подразумевает использование отдельных звуков при произношении слогов, фраз и предложений. На занятиях у логопеда даются задания, выполнение которых помогает улучшить навыки разговорной речи. Этап автоматизации считается самым трудным. Задания помогают развить разговорные навыки и внедрить выученные звуки в повседневную речь. Главная задача родителей – облегчить процесс, подсказывая и помогая ребенка.
Самым эффективным способом закрепления результата считают чтение вслух. На начальных этапах можно проговаривать простые скороговорки. В дальнейшем нужно переходить на более объемные тексты
Важно поддерживать с малышом беседу. Это не только тренирует речь, но и развивает слух. При дизартрии у детей в совокупности с упражнениями используют физиотерапию, медикаментозное лечение и логопедический массаж
Дизартрия развивается в 3-6% случаев. Она сопровождается повышенным тонусом и чрезмерным напряжением мышц артикуляционных органов. Специфической особенностью заболевания является сложность преодоления дефектов. Поэтому на процесс восстановления речи уходит гораздо больше времени
При дизартрии у детей в совокупности с упражнениями используют физиотерапию, медикаментозное лечение и логопедический массаж. Дизартрия развивается в 3-6% случаев. Она сопровождается повышенным тонусом и чрезмерным напряжением мышц артикуляционных органов. Специфической особенностью заболевания является сложность преодоления дефектов. Поэтому на процесс восстановления речи уходит гораздо больше времени.
Скороговорки для детей на звук Р
Прежде, чем начинать работу со скороговорками на звук Р, важно выяснить, имеются ли проблемы у ребенка вообще с выговариванием этой буквы. Когда ребенок начинает говорить букву Р? Однозначного ответа логопеды не дают, все зависит от развития конкретного ребенка
Так, например, двухлетний малыш, который ходит в детский сад и имеет старших брата или сестру, с легкостью может «тарабанить барабан». А карапуз на домашнем воспитании может не выговаривать этот сложный звук и до 4-5 лет.
Однако, 5 лет — предел и если ребенок не выговаривает звук Р до этого возраста, значит, у него имеются какие-то проблемы. Следовательно, к логопеду ребенка сводить стоит. Логопед подберет не только артикуляционную гимнастику, но и скороговорки на звук Р. Обычно скороговорки для детей 5 лет на звук Р — это простые фразы из 1-2 предложений.
Ехал Грека через реку, Видит Грека — в реке рак. Сунул Грека руку в реку, Рак за руку Грека — цап! |
На дворе трава, на траве дрова Не руби дрова на траве двора. |
Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет. |
Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали. |
Расскажите про покупки, Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, Про покупочки мои. |
Грач с горяча осерчал на грача |
Проворонила ворона вороненка |
В пруду у Поликарпа три карася, три карпа. |
Рыла свинья, тупорыла, белорыла, Полдвора рылом изрыла, Вырыла, подрыла, До норы не дорыла. На то хавронье и рыло, Чтобы она рыла. |
И прыгают скороговорки, как караси на сковородке. |
Триста тридцать три корабля Лавировали, лавировали, Да и не вылавировали. |
Рубили дроворубы сыры дубы на срубы |
Кричал Архип, Архип охрип. Не надо Архипу кричать до хрипу. |
Три сороки тараторки тараторили на горке. |
Варвара караулила цыплят, а ворона воровала. |
У тридцати трёх полосатых поросят Тридцать три хвостика висят. |
Как на горке, на пригорке Стоят тридцать три Егорки: Раз Егорка, Два Егорка, Три Егорка … (И так до тридцати трёх Егорок.) |
На дворе трава, На траве дрова: Раз дрова, два дрова, три дрова. Отвори, Варвара, ворота, у двора на траве коли дрова. |
Брат сестре твердит три дня. Скоро праздник у меня. Третий день рожденья. Будем есть варенье. |
Бородач боронил бороной борозду |
Разъярённый крокодил Раздражён и нелюдим. |
У репки да редьки корень крепкий |
Тридцать три трубача трубят тревогу |
Красный краб кричит «УРА!». Резать торт пришла пора. |
Выдра в тундре В недрах тундры Выдры в гетрах Тырят в вёдра Ядра кедров! |
Бык тупогуб тупогубенький бычок, У быка была тупа губа. |
Киска у крыски украла ириску. |
У киски в миске сливки скисли
Скороговорки на букву С для детей 5-6 лет
***
У киски в миске сливки скисли.
***
Село Соломатино насолило солонятины.
***
Ест кискa суп из миски.
Сытa кискa, пустa мискa.
***
Слоны умны, слоны смирны,
Слоны спокойны и сильны.
***
На дрожжах поставим тесто,
Потеплей поищем место.
***
Сух сук нёс барсук.
***
У осы не усы, не усища, а усики.
***
Владислав слушает слова, а слышит слоги.
***
В Переславль послали посылку, для последующей пересылки.
***
Селa мышкa в уголок,
Съелa бубликa кусок.
***
Было весело на горке Сане, Соне и Егорке,
А Маруся не каталась — в снег упасть она боялась.
***
Везёт на горку Саня за собою сани.
Ехал с горки Саня, а на Сане сани.
***
Вася косил косилкой спелый овёс.
***
КОсит косец, а зайчишка косИт,
ТрУсит трусишка, а ослик трусИт.
***
В поле Фрося полет просо, сорняки выносит Фрося.
***
Шёл косой козёл с косой,
Пришёл косой козёл с косой.
***
Съел Слава сало, да сала было мало.
***
Смыть себя мыло силилось и смылилось.
***
Села Алеся, с печи ноги свеся,
Не смейся, Алеся, а на печи грейся.
***
Хитрую сороку поймать морока,
А сорок сорок — сорок морок.
***
У Степана есть сметана,
Простокваша да творог, семь копеек — туесок.
***
Скaзaлa со смехом соседке синицa:
Стaть сaмой скpипучей соpокa стpемится!
***
Коси коса, пока роса.
Роса долой, и мы домой.
***
Купила бабуся бусы Марусе.
На рынке споткнулась бабуся об гуся…
Все бусы склевали по бусинке гуси.
***
Сколько сказок, снов, рассказов
Рассказать готов нам сразу
Славный, шустрый, сероглазый из Сибири старичок.
Подружимся со звуком С!
Если правильно выстроить работу артикуляционного аппарата, то при произнесении С губы должны растягиваться в улыбку, а зубы образовывать тоненькую щель. При этом кончик языка плотно придавлен к основанию нижних зубов, а сам язык выгнут, как спинка кошки. Чтобы звук «заработал», струя воздуха должна производиться сильная и узко-направленная.
Ребенок иногда ошибается. В чем, чаще всего, можно увидеть ошибки?
- Вместо С мы слышим другие звуки.
- Совсем исчезает звук С из слов.
- Произносится С, но звучит искаженно, например, мягко.
Когда вы убедились, что рот ребенка принял точную позицию для воспроизведения С, то начните с подражания перед зеркалом, как говорилось выше. Играйте со звуком С – например, сдувайте пылинки или пушинки. Замечательный метод, который можно использовать в данном упражнении – опорные звуки. Для С есть два опорных звука, которые нужно научиться говорить, чтобы произносить С: это И и Ф.
Как только С будет получаться у ребенка отдельно, то нужно переходить к словам и предложениям, а в последнем завершающем этапе, использовать скороговорки.
Как работать со скороговоркой, чтобы было легко выговорить
Шаг 1. Начать с проработки отдельных звуков.
Для этого читать скороговорки, в которых преобладает только одна согласная или группа согласных. Классический вариант следующий:
- отработка сонорных («р», «л», «м», «н»);
- отработка звонких и глухих шипящих («ж», «ш», «ч», «щ»);
- отработка сложных в произношении глухих согласных («ц», «т», «п»).
Шаг 2. Теперь можно начинать работать со скороговоркой в целом.
- Сначала нужно медленно отчитать скороговорку, произнося все слова и звуки четко.
- Постепенно увеличивать темп и остановиться на той скорости, когда начинаете запинаться. Этот момент нужно отработать, и только после этого переходить на более быстрые темпы и скорость.
- Необходимо «почувствовать» скороговорку. Скорее всего, вы освоили быстрый темп и теперь тараторите сложноговорку. Но вам нужно научиться произносить скороговорку с разной интонацией: удивление, размышление, восхищение и прочее, что придумаете.
- Нужно научиться произносить скороговорку шепотом. При этом у вас остается четкая артикуляция согласных при сильном вдохе на гласных и при разомкнутых связках. Голос не должен надрываться, иначе вы рискуете травмировать горло.
И, конечно же, не забывайте о темпе. Везде он есть, и всегда он разный: у слога в слове, у слова в фразе, у фразы в вашей мысли.
Шаг 3. Усложнение задачи. Для этого вам понадобятся орешки или камешки.
Необходимо положить их в рот и начать читать скороговорки, постепенно набирая темп. При этом не забывайте об интонации!
При работе со сложноговорками важна регулярность занятий. Чтобы добиться красивой и понятной речи, достаточно уделять 15-20 минут в день 2-3 раза в неделю. Примерно через месяц вы уже увидите результат, который вас поразит.
Теперь у вас есть 250 вариантов скороговорок для дикции с проработкой всех сложных звуков в русском языке. Желательно заниматься постановкой речи с детского возраста, еще до школы. Однако и взрослый человек, который хочет научиться внятно и понятно произносить слова и предложения, сможет это сделать с помощью скороговорок. Главное – желание и регулярность занятий.