Краткое содержание
Неожиданно пропала совесть, но люди не заметили пропажу и жили своей прежней жизнью. В суете привычных будней он не осознали, «что чего-то вдруг стало недоставать и что в общем жизненном оркестре перестала играть какая-то дудка». Некоторые даже почувствовали себя свободнее: теперь можно было без помех клеветать, обманывать, льстить, подставлять ближних — никакие душевные терзания им отныне не грозили.
Жить стало легко и радостно. Совесть исчезла внезапно, как будто её и не было никогда, а вместе с ней исчезла и «та нравственная смута, которую приводила за собой обличительница-совесть». Но свобода вместе с лёгкостью бытия принесла и моральное разложение: в обществе участились «грабежи и разбои, началось вообще разорение».
А между тем несчастная совесть лежала на обочине дороги — истерзанная, оплёванная, всеми позабытая. Прохожие при виде её брезгливо морщились и старались отшвырнуть от себя подальше, словно какую-то заразу. Лишь жалкий пропойца отважился подобрать совесть в надежде получить за неё немного выпивки.
Взяв совесть в руки, пьяница неожиданно почувствовал, что «его пронизала словно электрическая струя какая-то»: голова его очистилась от винных паров, в нём заговорила память, в душе появился страх. Прошлая жизнь показалась ему «сплошным безобразным преступлением», и проснувшееся самосознание принялось нещадно тиранить пропойцу, скатившегося на самое дно. На руках пропойцы и раньше висели цепи, но теперь, под воздействием совести, они стали вдове тяжелее. Он принялся горько рыдать над своей долей, не понимая, что «лютейшая из всех горестей, — это горесть внезапно обретённой совести».
Пропойца понял, что единственный выход из положения — поскорее избавиться от совести. Он отправился к питейному дому и всучил совесть хозяину, Прохорычу. Едва опомнившись от случившегося, Прохорыч стал размышлять о том, что очень плохо спаивать бедный народ, да ещё и поддельным патентом. Он понял, что с таким подходом быстро разорится — ему страстно хотелось «перебить посуду и вылить вино в канаву». Но в дело вмешалась его жена Арина Ивановна, которая на следующий день ловко подсунула совесть квартальному надзирателю Ловцу.
Ловец «стеснять себя не любил и запускал лапу довольно свободно». Придя, как обычно, на базарную площадь, он хотел было по старой привычке запустить лапу в чужое добро, но не смог: совесть не давала ему присвоить чужое имущество. Квартальный испугался не на шутку, а мужики, видя, что он очумел, «стали шутки шутить, стали Ловца Фофаном Фофанычем звать».
Вернувшись домой без добычи, квартальный снял пальто и тут же стал прежним — совесть то в кармане осталась. В тот же миг ему сделалось «опять и легко, и свободно, и стало опять казаться, что на свете нет ничего чужого, а всё его». Решил он вернуться на рынок, надел пальто и вновь почувствовал давление совести. Ему даже показалось, что в кошельке «кошельке лежат не его, а чьи-то чужие деньги». Недолго думая, Ловец раздал их народу, а затем пригласил нищих отобедать у него дома.
Ловчиха смекнула, что с её мужем творится что-то неладное. Уложив его спать, она пошарила в карманах пальто и отыскала совесть. Ловчиха хотела избавиться от ненужной ноши, но только так, чтобы совесть «того человека не в конец отяготила, а только маленько в беспокойство привела». Как следует поразмыслив, она подкинула совесть крупному финансисту и железнодорожному изобретателю, еврею Самуилу Давыдычу Бржоцкому.
Самиул Давыдыч обедал в своём роскошном доме в окружении любящей семьи, когда ему принесли письмо. Так Бржоцкий получил злосчастную совесть, но, «с виду тщедушный и слабый, геройски вытерпел самые лютые истязания» и ни копейки не вернул из украденных денег. Вскоре он смекнул, как избавиться от неё: сделать «пожертвование в некоторое благотворительное учреждение, состоявшее в заведовании одного знакомого ему генерала». Он переложил совесть в другой конверт, где уже лежала сторублёвая ассигнация, запечатал и отправился к генералу.
Так совесть долгое время передавали из рук в руки, но «никто не хотел её приютить, а всякий, напротив того, только о том думал, как бы отделаться от неё». Наконец, совести самой надоело бродяжничать. Она попросила одного мещанина отыскать ей «маленькое русское дитя», чтобы поселиться в его добром чистом сердце. Так всё и случилось. И теперь растёт дитя, а вместе с ним и совесть, чтобы побороть в будущем «все неправды, коварства и насилия».
Краткое содержание рассказа Пропала совесть Салтыкова-Щедрина
Произведения других авторов кратко Краткая биография Салтыкова-Щедрина М. Салтыков-Щедрин был рожден в Тверской губернии в 1826 году. В возрасте 10 лет он начал обучение в Московском дворянском институте. Показав себя как отличного ученика, вскоре получил перевод в Царскосельский лицей. В 19 лет Михаил поступил на военную службу, в канцелярию. В это время впервые начали публиковаться его произведения.
Пропала совесть Краткое содержание Пропала совесть Салтыкова-Щедрина для читательского дневника Рассказ о том, что у людей вдруг пропала совесть. Без неё, как оказалось, жить стало лучше. Люди начали грабить, и в конце концов остервенели. Совесть всеми забытая лежала на дороге.
ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Пропала совесть (1989)
Салтыков Щедрин «Пропала совесть» краткое содержание
В сказке Салтыкова-Щедрина изгнанная совесть долго шаталась по белому свету, перебывала у многих тысяч людей, но никто не хотел её приютить, а всякий, напротив, только и думал, как бы от неё отделаться. И тогда взмолилась совесть последнему своему содержателю, какому-то мещанинишке и попросила отыскать для нее маленькое русское дитя. «Отыскал мещанинишка маленькое русское дитя, растворил его сердце чистое и схоронил в нем совесть. Растет маленькое дитя, а вместе с ним растет в нем и совесть. И будет маленькое дитя большим человеком, и будет в нем большая совесть. И исчезнут тогда все неправды, коварства и насилия, потому что совесть будет не робкая и захочет распоряжаться всем сама».
Вот так красиво заканчивается сказка великого русского писателя.
Прохорыч тотчас же начал каяться. Грешно спаивать народ! Он даже речи принялся произносить перед завсегдатаями кабака — о вреде водки. Некоторым кабатчик предлагал взять у него совесть, но все сторонились такого подарка. Прохорыч даже собирался вылить вино в канаву. Торговли в этот день никакой не было, копейки не нажили, зато кабатчик спал спокойно, не то что в прежние дни. Жена поняла, что с совестью торговать невозможно. На рассвете она выкрала у мужа совесть и бросилась с ней на улицу. День был базарный, народу на улицах было много. Арина Ивановна сунула докучную совесть в карман квартальному надзирателю по фамилии Ловец.
Так и передавали совесть из рук в руки. Никому она была не нужна. И тогда совесть попросила последнего, у кого оказалась в руках: «Отыщи ты мне маленькое русское дитя, раствори ты передо мной его сердце чистое и схорони меня в нем! »
«Растет маленькое дитя, а вместе с ним растет и совесть. И будет маленькое дитя большим человеком, и будет в нем большая совесть. И исчезнут тогда все неправды, коварства и насилия, потому что совесть будет не робкая и захочет распоряжаться всем сама».
Чтобы правильно составить план, нужно внимательно изучить текст, определить его главную тему и его идеи, а так же его основное направление
Если текст художественный, важно обратить внимание на главных персонажей, выписать их имена. Помните, что в план должны входить только самые яркие и основные моменты. Он должен служить вам структурированным напоминанием о происходящем в тексте
Он должен служить вам структурированным напоминанием о происходящем в тексте
Пункты плана должны быть емкими, но при этом содержательными. Постарайтесь поделить свой план так, чтобы можно было легко проследить за цепью событий. Используйте не только пункты, но и подпункты. Придерживайтесь классической композиции плана:
Он должен служить вам структурированным напоминанием о происходящем в тексте. Пункты плана должны быть емкими, но при этом содержательными. Постарайтесь поделить свой план так, чтобы можно было легко проследить за цепью событий. Используйте не только пункты, но и подпункты. Придерживайтесь классической композиции плана:
О писателе
Для начала хотелось бы сказать несколько слов о самом писателе, заслуги которого значительны и велики, а произведения, написанные им в течение всей жизни, ставят его в один ряд с великими умами России: с Достоевским, Толстым, Пушкиным, Чеховым.
Итак, Салтыков-Щедрин родился в 1826 году 27 января (по старому стилю 15) в дворянской семье старинного рода. Одаренность, ум, невероятное трудолюбие были верными спутниками писателя с детских лет. В 10-летнем возрасте был отдан в Московский дворянский институт, через два года за отличную учебу был переведен в Царскосельский лицей. «За вольнодумие» был сослан в ссылку на Вятку на целых 8 лет. В 1856 году с связи со смертью Николая I молодой писатель возвращается назад и возобновляет писательскую деятельность. Участие в крестьянской реформе, должность губернатора губернии и работа в Министерстве внутренних дел стали для писателя неотъемлемой частью жизни.
Вам будет интересно:»Сады Луны» (Gardens of the Moon) Стивена Эриксона: краткое содержание, главные герои
Выйдя на пенсию, он становится главным редактором журнала «Современник». Согласитесь, впечатляющий список достижений! Талантливый писатель, сатирик, государственный деятель, художник оставил в истории своей страны незабываемый след, произведения Салтыкова-Щедрина злободневны и не потеряли актуальности и на сегодняшний день.
Проблема собственного несовершенства
Писатель не раз обращается в своих произведениях к теме сказки. И вот перед читателем необычная ситуация – из жизни общества пропадает совесть. Что же стало с людьми? Они стали чувствовать себя свободнее, но не стоит заблуждаться и путать окрыляющее чувство свободы с чувством вседозволенности, порождающем хаос, агрессию и злобу. Исчезает человеческое в самом человеке, именно то, что должно отличать в нем существо думающее, созидательное, чуждое разрушению и краху.
Что же стало с совестью? Обратите внимание, как автор называет ее: «надоедливая приживалка», и это не случайно. Таким образом автор дает понять читателю, что совесть подобна чему-то живому и настоящему, нуждающемуся в подпитке и заботе, которая в свою очередь отблагодарит своего «хозяина» благодатным чувством покоя и удовлетворенности самим собой. А без человека она превращается в тот ненужный придаток и становится той «надоедливой приживалкой»
А без человека она превращается в тот ненужный придаток и становится той «надоедливой приживалкой».
Далее в произведении Салтыкова-Щедрина в качестве примера можно наблюдать умиротворенный сон владельца питейного заведения, который, быть может, впервые в жизни повел себя как ответственный человек за свои поступки. Или, скажем, самый первый «хозяин» совести – пьяница-пропойца, который освободился от гнета винного угара и осознал всю свою никчемность существования, поэтому он и чувствует страх. Но горький пьяница губит только самого себя, он и отвечает только за свои поступки, в отличие от Прохора – владельца питейного заведения, губящего своим зельем столько народа. Совесть дает Прохору чувство облегчения, так как впервые в жизни он поступает по совести. Что же хочет нам сказать автор?
Краткое содержание «Пропала совесть» Салтыкова-Щедрина, анализируемое нами в этом материале, охватывает важные стороны жизни человеческого общества. Была бы совесть рядом, то не было бы пьяниц на свете, да и владельцы пивных стали бы печь хлеб да булочки. Взрослые люди обязательно улыбнутся в этом месте, так как каждый из них знает, насколько мир наш не прост. Но на то ведь она и сказка – подумаете вы. Сказка «Пропала совесть» – своего рода напоминание для взрослых и урок для детей.
Почему вам лгут и как мы можем это доказать
Чтобы безнаказанно убивать мирных жителей и при этом все еще иметь поддержку россиян, люди у власти каждый день вам врут.
Разберем на примере зверств российской армии в Киевской области.
В освобожденных от российских войск районах Киевской области нашли тела 410 убитых мирных жителей. Это не окончательная цифра, поиски продолжаются, и каждый день эта цифра растет.
Один из городов, в которых нашли больше всего убитых украинцев — Буча. В городе обнаружили братскую могилу, где похоронили около 300 человек. Теперь сравните выдачу по поисковому запросу «Буча» в Google и в российском Яндексе:
Несколько дней в российском интернете не показывали разбомбленный город, трупы мирных жителей на улицах и другие доказательства военных преступлений российской армии.
Сейчас Яндекс понял, что такое цензурирование слишком заметно, и фото разрушений появились в поиске. Но на первых местах поисковик все еще удобно подкладывает статьи от российских государственных СМИ о том, что все фотографии и видео из Бучи — фейк.
Чтобы россияне не знали правду, Яндекс удалил из поисковой выдачи ссылки на сайты независимых российских СМИ. Из выдачи пропали сайты «Медиазоны», «Медузы», «Холода», «Настоящего времени», «Псковской губернии», «Людей Байкала», The Village, «Тайги.инфо» и других медиа. Их все заблокировали в России за освещение войны.
Прочитайте в международных СМИ доказательства того, что массовые убийства в Буче происходили в период оккупации города российскими военными:
Массовые убийства мирных жителей в Буче: что известно на данный момент (Русская служба BBC News)Satellite images show bodies lay in Bucha for weeks, despite Russian claims (The New York Times)
Мотыжин. Братская могила мирных жителей, убитых оккупантами.
Встреча с загадочным человеком в сказке «Пропала совесть»
Неожиданная встреча
Во время прогулки по лесу герой нашей сказки встретил загадочного человека. Он был одет в старую, поношенную одежду, а его глаза светились каким-то невиданным блеском. Однако, несмотря на свой устрашающий вид, человек не представлял угрозы, поэтому наш герой решил поприветствовать его и побеседовать.
Таинственные рассказы
Оказавшись в обществе необычного человека, герой начал слушать его рассказы. Они были невероятными и наполнены темными предсказаниями. Загадочный незнакомец говорил о том, как люди теряют свою совесть и становятся жестокими, эгоистичными и безжалостными. Он предупреждал, что это может случиться со всеми, и что надо беречь свою душу и не позволять ей извращаться.
Не сходить с пути
В заключение беседы загадочный человек сказал, что главное – не сходить с того пути, который мы выбрали для себя. Если мы будем следовать своей совести и делать только то, что считаем правильным, то всегда будем на верном пути. Но если согласимся на жестокость, на насилие и на несправедливость, то мы станем потерянными и чужими этому миру.
Тема
Основная тема
сказки «Дикий помещик» заключается в социальном неравенстве, огромной пропасти между двумя существовавшими в России классами: помещиками и крепостными крестьянами. Порабощение простого народа, сложные отношения между эксплуататорами и эксплуатируемыми —главная проблематика данного произведения.
В сказочно-аллегорической форме Салтыков-Щедрин хотел донести до читателей простую идею
— именно мужик является солью земли, и без него помещик является лишь пустым местом. Мало кто из помещиков задумывается над этим, а потому отношение к мужику презрительное, требовательное и зачастую откровенно жестокое. Но только благодаря мужику помещик получает возможность пользоваться всеми благами, которые он имеет в достатке.
В своем произведении Михаил Евграфович делает вывод, согласно которому именно народ является поильцем и кормильцем не только своего хозяина-помещика, но и всего государства. Истинным оплотом державы служит не класс беспомощных и ленивых землевладельцев, а исключительно простой русский народ.
Именно эта мысль не дает писателю покоя: он искренне сетует на то, что крестьяне уж слишком терпеливы, темны и забиты, и не осознают в полной мере всей своей силы. Он критикует безответственность и терпение русского народа, который ничего не предпринимает для улучшения своего положения.
* * *
Пропала совесть. По-старому толпились люди на улицах и в театрах; по-старому они то догоняли, то перегоняли друг друга; по-старому суетились и ловили на лету куски, и никто не догадывался, что чего-то вдруг стало недоставать и что в общем жизненном оркестре перестала играть какая-то дудка. Многие начали даже чувствовать себя бодрее и свободнее. Легче сделался ход человека: ловчее стало подставлять ближнему ногу, удобнее льстить, пресмыкаться, обманывать, наушничать и клеветать. Всякую болесть вдруг как рукой сняло; люди не шли, а как будто неслись; ничто не огорчало их, ничто не заставляло задуматься; и настоящее, и будущее – все, казалось, так и отдавалось им в руки, – им, счастливцам, не заметившим о пропаже совести.
Совесть пропала вдруг… почти мгновенно! Еще вчера эта надоедливая приживалка так и мелькала перед глазами, так и чудилась возбужденному воображению, и вдруг… ничего! Исчезли досадные призраки, а вместе с ними улеглась и та нравственная смута, которую приводила за собой обличительница-совесть. Оставалось только смотреть на божий мир и радоваться: мудрые мира поняли, что они, наконец, освободились от последнего ига, которое затрудняло их движения, и, разумеется, поспешили воспользоваться плодами этой свободы. Люди остервенились; пошли грабежи и разбои, началось вообще разорение.
А бедная совесть лежала между тем на дороге, истерзанная, оплеванная, затоптанная ногами пешеходов. Всякий швырял ее, как негодную ветошь, подальше от себя; всякий удивлялся, каким образом в благоустроенном городе, и на самом бойком месте, может валяться такое вопиющее безобразие. И бог знает, долго ли бы пролежала таким образом бедная изгнанница, если бы не поднял ее какой-то несчастный пропоец, позарившийся с пьяных глаз даже на негодную тряпицу, в надежде получить за нее шкалик.
И вдруг он почувствовал, что его пронизала словно электрическая струя какая-то. Мутными глазами начал он озираться кругом и совершенно явственно ощутил, что голова его освобождается от винных паров и что к нему постепенно возвращается то горькое сознание действительности, на избавление от которого были потрачены лучшие силы его существа. Сначала он почувствовал только страх, тот тупой страх, который повергает человека в беспокойство от одного предчувствия какой-то грозящей опасности; потом всполошилась память, заговорило воображение. Память без пощады извлекала из тьмы постыдного прошлого все подробности насилий, измен, сердечной вялости и неправд; воображение облекало эти подробности в живые формы. Затем, сам собой, проснулся суд…
Жалкому пропойцу все его прошлое кажется сплошным безобразным преступлением. Он не анализирует, не спрашивает, не соображает: он до того подавлен вставшею перед ним картиною его нравственного падения, что тот процесс самоосуждения, которому он добровольно подвергает себя, бьет его несравненно больнее и строже, нежели самый строгий людской суд. Он не хочет даже принять в расчет, что большая часть того прошлого, за которое он себя так клянет, принадлежит совсем не ему, бедному и жалкому пропойцу, а какой-то тайной, чудовищной силе, которая крутила и вертела им, как крутит и вертит в степи вихрь ничтожною былинкою. Что́ такое его прошлое? почему он прожил его так, а не иначе? что такое он сам? – все это такие вопросы, на которые он может отвечать только удивлением и полнейшею бессознательностью. Иго строило его жизнь; под игом родился он, под игом же сойдет и в могилу. Вот, пожалуй, теперь и явилось сознание – да на что оно ему нужно? затем ли оно пришло, чтоб безжалостно поставить вопросы и ответить на них молчанием? затем ли, чтоб погубленная жизнь вновь хлынула в разрушенную храмину, которая не может уже выдержать наплыва ее?
Встреча с Пропастью
Герой сказки, Митька, попадает в глубокую яму, где встречает Пропасть. Он сразу же замечает, что у Пропасти нет ни рта, ни глаз, ни ушей, и ему становится страшно.
Пропасть говорит Митьке, что в ней пропадает множество вещей, среди которых и совесть. Митька интересуется, можно ли вернуть совесть, на что Пропасть отвечает, что это возможно только в том случае, если найдутся люди, готовые жить совестливо и честно.
После этой встречи Митька понимает, что ему нужно изменить свою жизнь и жить совестливо. Он решает отправиться в путешествие, чтобы найти людей, которые могут помочь ему в этом.
Пропасть неожиданно становится для Митьки своеобразным наставником, показавшим ему, как важно иметь совесть.
Встреча с Пропастью оказывает на Митьку сильное воздействие и помогает ему изменить жизнь.
Пропасть в сказке символизирует беспечность и безответственность, а совесть — честность и справедливость.
Новая жизнь
Перемены
События сказки «Пропала совесть» заставляют героев пересмотреть свои привычки и стиль жизни. Вместо бесконечного выпивания и корысти, главный герой начинает заботиться о других людях. Он меняет свое отношение к жизни, ставит своей целью помощь нуждающимся и поправление ситуации в обществе.
Другие люди
Одним из ключевых моментов в новой жизни героя является помощь бедным и несчастным людям. Он открывает свое сердце, и теперь его главной заботой становится благотворительность и забота о других
Герой узнает, что самое важное в жизни – это не богатство, а хорошие дела и человеческие отношения
Результаты
Новая жизнь героя успешна и приносит ему удовлетворение. Он находит себе новых друзей, которые разделяют его убеждения и помогают ему в деле благотворительности. Такая жизнь наполняет его душу и дает новые смыслы, которые он не мог найти раньше, занимаясь только своими корыстными интересами. В результате, он становится счастливым человеком, который заботится о других и дарит радость и надежду.
Анализ сказки Пропала совесть Салтыкова-Щедрина сочинение
Основной идей произведения являются авторские размышления на социально-нравственную тему места в жизни человека чувства в виде совести, раскрывающуюся на примере образов героев сказки, попавших в необычную ситуацию.
Сюжетная композиция сказки выстроена в описании общества, из жизни членов которого вдруг неожиданно пропадают муки совести, при этом герои произведения ничуть не сожалеют об утрате негодной тряпицы и надоедливой приживалки в виде совести, поскольку стали ощущать себя более свободными, почувствовав вседозволенность, порождающую агрессивную злобу и общественный хаос.
Писатель изображает картину падения человека, в котором исчезают человечность, созидание, препятствующие разрушительному краху в душах людей, подставляющим друг друга, выказывающим лесть, пресмыкание, лгущим, оговаривающим ближнего путем клеветы и наушничества.
Повествование сказки пронизано авторским отношением к проблеме совестливого человека, поскольку в этом проявление писатель видит живое и настоящее, что влечет за собой ощущение людьми благодатных чувств в виде удовлетворения собственными поступками и, соответственно, душевного покоя.
Один из героев сказки, изображенный автором в качестве горького пропойцы, алкоголика, первый обретает совесть и, освободившись от пьяного угара, осознает свое бесполезное, никчемное существование, в ужасе вспоминая собственные постыдные поступки. Еще одним из героев, почувствовавших муки совести, становится торговец спиртным Прохор, который испытав впервые данное чувство, ощущает собственное облегчение, впервые совершив поступок ответственного человека.
Писатель доносит собственный взгляд на чувство совести, которое, по его мнению, сочетается с моральными принципами общественного самосознания, способных понимать положительную и отрицательную сторону жизни, подчеркивающих истинную сущность каждого человека. Данная способность развивается с детства, поскольку душа младенца является чистой и непорочной, впитывающей все доброе, хорошее, что вкладывается в маленькое бескорыстное сердце.
Финал произведения ясно демонстрирует необходимость с младенчества воспитывать в детях положительные человеческие качества, заключающиеся в добре, любви, сострадании, милосердии. Совесть в качестве главной героини сказки желает обрести себя в душе малыша, способного принять ее в свое сердце и растворить в нем, ощущая совесть в виде хранительницы истинной человечности.
Вариант 5
Драма «Гроза» А.Н. Островского пронизана трагическими событиями и внутренними конфликтами, одним из главных из которых является образ главной героини — Катерины и ее трагедия совести. Катерина предстает перед нами как юная женщина, которая не радуется своей красоте, считая ее лишь поводом для бед и несчастий («Что, красавица? <…> Тебя красоты радости не радуются? Вот красота к чему ведет…»). Она испытывает возмущение от того, как ее муж, Кабанов, относится к ней, всегда оплевывает и оскорбляет ее («С такими узами, от кого хочется хорошую жену свою уйдешь!..»). Катерина о себе говорит, что не умеет обманывать, не может скрыть ничего и ощущает себя, будто птица, желающая взлететь («…почему люди не летают, как птицы? Знаете, иногда мне кажется — птицей я, ты стоишь на горе, так тянет вылететь…»).
Прекрасно раскрывается образ Катерины через ее воспоминания о себе в детстве и юности. Она рассказывает, что была очень непокорным ребенком, которая не раздумывая, убегала от дома и отправлялась гулять на Волгу, управляя лодкой («… мать меня хоть с ножками любила, приодела как куколку, калинку доила — работать не отваживала. Хотела спьяну на меня взять — как разовьется! Отмалкивают меня что-нибудь дома, а уже вечер, темно, я бегом на Волгу — села в лодку и оттолкнула от берега. Утром нашли ее через столицу километров десять!..»). Эти воспоминания свидетельствуют о ее жажде свободы и непредсказуемости.
Также Катерина вспоминает свою молодость, когда была еще не замужем. Она рассказывает о своих мечтах о золотых храмах, необычных садах, невидимых голосах, а также о том, как она летит по воздуху и пушистыми облаками. Однако сейчас все эти мечты у нее исчезли («И как много у меня было мечтаний, Варенька, какие мечтания! Или золотые храмы, или какие-то необычные сады, и пели невидимые голоса, и пахло кипарисом, и горы, и деревья, кажется, уже не такие, как обыкновенно, а такие, как записаны на иконах, — как будто летаю я, а лечу по воздуху. А теперь иногда мечтаю, но редко, и то не то…»).
Однако, несмотря на свое внутреннее беспокойство, Катерина утверждает, что она никогда не будет молиться за свою греховность и любовь к другому мужчине («Знаешь: ведь после всего-то я не буду за этот грех молиться, никогда! А ведь — камень на душе, камень…»). Катерина испытывает чувство греха и страх, указавая на неправильность своих чувств к Борису, несмотря на то, что она уже давно влюблена в него («Я годами ужелюблю. Как будто ты к нам пришел за грех. Как только я тебя увидела, так сразу не в себе почувствовала. Первый раз, кажется, если бы ты рукой манил, я за тобою и пошла бы, если бы ты за край света, так и всю жизнь за тобой и не огляделась…»).
Катерина также говорит о том, как она сама наказала себя за все беды и боли, которые причинила окружающим ее людям («Почему же себе не наказала? Ведь так мне не легче! От одной я бы и умерла! А тут и сама губила, и его губила, и себя позорила — ему вечно подчинена! Да! Себя позорила — ему вечно подчинена.»). В конечном итоге, она осознает, что ее смерть станет причиной наказания и за долгое время убившей ее любви, и за ее провинность перед мужем и семьей («Извиняюсь, было жаль! Не хотел вам навредить; но в себе свободна не была. Что сказала, что делала — не помню себя вовсе.»). Катерина осознает, что ее жизнь была разрушена, но она винит только себя за это («Если бы я с ним слегка прожила, может быть, какая-то радость видела… Ну: все равно, душу свою губила, ведь.»).
Особенно поражает мучительный внутренний конфликт и непонимание Катерины со стороны окружающих ее людей. Они не могут понять, как она смогла предать своего мужа и утонуть в большой реке («Женщина бросилась в воду!»). Но его решение окончательно, и Катерина уходит из жизни, чтобы избежать трагического окончания своей истории. Ее самым глубоким страданием становится ее самолюбие, ее душевный терзаный голод. В финале она сознается Борису, что ее мучением служит религиозность ее природы, ее религиозная трагедия («Наиболее сильная и самая глубокая сторона ее внутренней муки — греховность ее любви, строгость религиозности ее натуры. Ей решающий мотив для ее смерти… тому неожиданно разрушенной любовью служит, а не обуздания тирании…»).
Мне нравится1.2 k.Не нравится741
Основные проблемы
Писателя волнует состояние русского общества, где процветают ложь, мздоимство, наушничество и оговоры
При пересказе произведения следует обратить внимание на такие важные моменты:
- дальнейшее развитие общества, в котором людей волнует только собственное благополучие и отсутствует ответственность за свои поступки, невозможно;
- каждый человек должен постоянно испытывать это глубокое чувство и соизмерять с ним каждый свой поступок;
- начиная с младенчества, в каждом человеке нужно воспитывать чистоту помыслов, любовь, сострадание, ответственность за дела.
Изменить мир к лучшему могут только люди, у которых совесть находится глубоко в душе. Автор возлагает на нее большие надежды, только это чувство поможет сохранить в человеке лучшие качества. Писатель считает, что с юного возраста в человеке необходимо воспитывать любовь, милосердие, доброту.