Очень краткое содержание (в двух словах)
Один помещик не любил мужиков и очень хотел от них избавиться. Бог ему в этом отказал, тогда он сильно усложнил им жизнь и мужики сами попросили Бога избавить их от мучений. Бог их пожалел, и они все исчезли. Помещик обрадовался, решил зажить по-новому — пригласил театр, но нет мужика, некому сцену ставить, он уехал. Потом пригласил генералов в карты играть, но нет мужика, некому их кормить, они уехали. Тут исправник приехал, напугал помещика, куда, мол, мужиков дел, налоги некому платить, продуктов на рынке нет. Но помещик решил не сдаваться и вскоре одичал, двор зарос, с медведем сдружился. А начальство, тем временем, решило мужиков вернуть и помещику пригрозить, чтобы так больше не делал. И вот опять налоги потекли в казну, а на рынке появились продукты. А помещик и сейчас живой, только рычит иногда и тоскует о прежней жизни без мужика.
Краткое содержание (подробно)
Жил-был один помещик. Жил он, горя не зная и всего ему хватало. Однако был он глуповат и читал только газету «Весть». Его беспокоило одно обстоятельство, что мужиков слишком много развелось. И вот решил он пожаловаться богу, мол, куда ни глянь, одни крестьяне, скоро все съедят. Но бог знал, что помещик глупый и не внял его словам.
Тогда помещик стал усложнять жизнь своим мужикам, чтобы извести их. Начал скот отбирать, дрова забирать, за любую повинность штрафовать. Мужики не выдержали такого отношения и сами обратились к богу с мольбой забрать их у этого помещика с детьми малыми. Им лучше сгинуть, чем с таким хозяином жить. Господь выслушал бедняг, поднял мякинный вихрь и забрал всех мужиков со двора.
Наконец, успокоился помещик. Двор был пуст, мужиков нигде не видно было и стало как-то легче и чище. Тут решил он устроить театр, потешить себя да друзей. Пригласил актера Садовского с труппой. Когда те приехали, изумились. Не было ни одного мужика, чтобы помогать с декорациями. Вот они развернулись и уехали недовольные приемом. На прощание обозвали его глупым.
Через некоторое время помещик снова заскучал и решил пригласить знакомых генералов поиграть в карты. Те приехали жутко голодными, а хозяин им по одному прянику и леденцу выдал. Они рассердились, сказали, что он глупый и голодные уехали восвояси.
Задумался помещик, что это его все подряд глупым называют. Но эти мысли быстро его покинули. Он решил быть твердым душой до конца. Глядишь, и наградят за это, дадут министра за непреклонность. Временами он звал Сеньку, а потом вспоминал, что мужика то вовсе не стало.
Вскоре, прослышав про такое вопиющее нарушение, приехал к нему капитан-исправник. Помещик обрадовался, думал, что тот приехал хвалить его за смекалку. А тот приехал ругаться, потому как нет мужиков, некому и налоги платить в казну. Никто вот уже давно хлеб с мясом на рынок не возит. Все продукты с базара пропали. Испугался тогда помещик, что могут его сослать в дальнюю провинцию. К тому времени он совсем оброс, не умывался, питался, чем попало. В саду уже змеи завелись, а к дому стал подходить медведь.
Через некоторое время помещик совсем одичал, стал чаще ходить на четвереньках, есть зайцев целиком с потрохами и со шкурой, подружился с медведем. Даже предложил ему вместе на зверя ходить. Медведь, хоть и не отказывался, но говорил, что помещик глупый, ведь ему мужики больше нравились.
Тем временем начальство было совсем обеспокоено пропажей крестьян и отсутствием еды на рынке. Решили они найти пропавших мужиков и вернуть их, а дикого помещика взять под надзор. Следить за ним остался тот самый слуга Сенька, которого он так часто звал. Казна стала снова пополняться, на рынке появились продукты. А дикий помещик и поныне жив, только тоскует по прежней жизни в лесу и временами мычит.
см. также:Краткие содержания других произведений
Параметры сералек
Однозначных параметром, по которым девушки отбирались в гарем, не было. Всё зависело от личных предпочтений барина.
Однако чаще всего серальками становились незамужние девицы, не утратившие девичьей чести. Многие помещики считали своей почётной обязанностью лишить их целомудрия, став первым мужчиной в их жизни. Одни питали слабость к совсем юным созданиям, другим нужны были умудрённые опытом особы.
Красота, как относительное понятие, не являлась определяющим фактором для отбора наложниц. Таким образом, становится, очевидно, что попасть в число наложниц могла любая крестьянка вне зависимости от возраста и внешних данных, ведь для барина главное было насытить свою похоть. Хотя бывали исключения, когда дворяне создавали специализированные гаремы, куда отбирали девушек с определёнными параметрами.
Александра Козловская
Поведение с крепостными людьми другой дворянки, княгини Александры Козловской, и вовсе было таково, что, по замечанию Шарля Массона, помещица «олицетворяла в себе понятие о всевозможных неистовствах и гнусностях».
Кроме того, что наказания, которым Козловская подвергала своих слуг, носили часто извращенный характер, они отличались просто патологической жестокостью: в частности, она приказывала раздевать людей при себе догола и натравливала на них собак. Массон писал о том, как она наказывала своих служанок: «Прежде всего, несчастные жертвы подвергались беспощадному сечению наголо; затем свирепая госпожа, для утоления своей лютости, заставляла класть трепещущие груди на холодную мраморную доску стола и собственноручно, со зверским наслаждением, секла эти нежные части тела. Я сам видел одну из подобных мучениц, которую она часто терзала таким образом и вдобавок еще изуродовала: вложив пальцы в рот, она разодрала ей губы до ушей…».
Николай Струйский
Потомственный дворянин коллекционировал орудия пыток. Коллекцию он держал в подвале усадьбы, время от времени спускаясь туда и устраивая суд «понарошку» над одним из своих крепостных. Приговор в данном случае был далеко не «понарошечный». Как правило, «подсудимого» приговаривали к такому наказанию — замучить до смерти с помощью любовно собранных со всей Европы орудий пыток.
Николай Струйский
Еще одно «увлечение» Струйского — домашний тир, где крепостных заставляли бегать в ограниченном пространстве, а хозяин вел по ним огонь из ружей и пистолетов. В кровавых забавах помещика-садиста погибли более двухсот крестьян, причем окончательная цифра так и неизвестна.
Струйского никто не судил за его «забавы», и умер он в преклонном возрасте в своем богатом имении. После смерти помещика крепостные крестьяне разнесли по кирпичикам барский дом, в подвале которого хранилась пыточная коллекция садиста-графомана. Причиной неуязвимости Струйского были огромные богатства, которые достались ему благодаря бунту Пугачева. Дело в том, что в Пензенской губернии восставшие вырезали под корень многочисленную родню Струйского, который и унаследовал их имения.
Лев Измайлов
Лев Измайлов
А вот страстью помещика Измайлова была охота. У него на псарне только в одной усадьбе, при селе Хитровщина, содержалось около 700 собак. И жили они в куда лучших условиях, чем измайловские дворовые слуги. Каждая собака имела отдельное помещение, отменный корм и уход, в то время как крепостные скучивались в смрадных тесных помещениях, питались несвежей пищей и годами ходили в истрепанной от времени одежде, потому что барин не велел выдавать.
Как-то за обедом Измайлов спросил прислуживавшего ему старого камердинера: «Кто лучше: собака или человек?» Камердинер на свою беду ответил, что даже сравнивать нельзя человека с бессловесной неразумной тварью, за что барин в гневе тут же проткнул ему руку вилкой, и, обернувшись к стоявшему рядом дворовому мальчику, повторил свой вопрос. Мальчик от страха прошептал, что собака лучше человека. Смягчившийся помещик наградил его серебряным рублем.
Выезд помещика Измайлова на охоту был для крестьян беспокойным временем. За удачную травлю зверя барин мог щедро наградить, но за ошибки и промахи следовала немедленная кара. За упущенного зайца или лису крепостных пороли прямо в поле, и редкая охота обходилась без суровых наказаний.
Звериная травля не всегда была основной целью помещика. Часто охота заканчивалась грабежом прохожих на дорогах, разорением крестьянских дворов, насилием над их домашними, в том числе женами. Общеизвестный факт, что Измайлов содержал гарем из дворовых девушек, многие из которых были малолетними. Число наложниц помещика-самодура было постоянным и по его капризу всегда равнялось тридцати, хотя сам состав постоянно обновлялся. Девушек барин не только развращал, но и жестоко наказывал: их пороли кнутом, одевали на шею рогатку, ссылали на тяжелые работы.
Казалось бы, после такого Измайлов не мог избежать наказания. Однако Сенат оказался чрезвычайно милостив к помещику, учредив над ним опеку.
Виктор Страшинский
Пятьсот с лишним женщин и девушек изнасиловал и дворянин Виктор Страшинский из Киевской губернии. Причем многие из его жертв были не его собственными крепостными, а крестьянками дочери, Михалины Страшинской, владелицы имения в селе Мшанец. По свидетельству настоятеля мшанецкого храма, помещик постоянно требовал присылать в свою усадьбу, село Тхоровка, девушек и жен для плотских утех, а если присылка почему-либо задерживалась — приезжал в село сам.
Против Страшинского возбуждали четыре судебных дела, однако расследование тянулось беспрецедентно долго. От первых обвинений до приговора прошло без малого 25 лет. А мера наказания, избранная императором Александром II, как и в случае с Измайловым, привела в изумление русское общество: «1) Подсудимого Виктора Страшинского (72 лет) оставить по предмету растления крестьянских девок в подозрении. 2) Предписать киевскому, подольскому и волынскому генерал-губернатору сделать распоряжение об изъятии из владения Страшинского принадлежащих ему лично на крепостном праве населенных имений, буде таковые окажутся в настоящее время, с отдачею оных в опеку…».
Гарем Юсупова
Достоверно неизвестно, но многие знаменитые личности XIX века отмечали в своих воспоминаниях, что у князя Николая Юсупова — большого эстета и богатейшего человека Российской империи, имелся свой собственный гарем из крестьянок.
Особенность этого сераля заключалась в том, что все его наложницы обладали неимоверной красотой и в обязательном порядке обучались балету. Для повышения профессионализма сералек Юсупов пригласил на должность преподавателя известного балетмейстера Йогеля.
Князь весьма дорожил своим женским коллективом, который он представлял гостям в дни шикарных празднеств. На протяжении всего торжества дворовые девушки танцевали, а в конце, когда Николай Борисович подавал секретный сигнал, девицы скидывали с себя театральные костюмы, и представали перед собравшимися похотливыми стариками в обнаженном виде. В этот самый момент князь вставал, и демонстративно долго аплодировали своей труппе, его примеру следовали все приглашённые, которые вместе с ним участвовали в последующей оргии.
« Голова Бориса Годунова: почему невозможно восстановить внешность царя
Михаил Гаврилов в роли Григория Червинского:
Сложный и заносчивый человек, сын богатого помещика Петра Червинского и Анны Червинской, избалованный и нечестный. В нем есть, безусловно, обаяние, но это уже заслуга актера. Актер прекрасно справился со своей сложной ролью, показав нам этого неприятнейшего героя.
Григорий Червинский воспылал сумасшедшей любовью к крепостной Катерине, но это сложно назвать любовью, так как Григорий постоянно мучает Катю, не желает ей счастья и свободы, считает Катю своей собственностью. Григорий совершил убийство своего «соперника в любви» Алексея, и этим поступком перечеркнул все хорошее, что было в нем.
Надо сказать, что Григорий по-своему любил свою жену Натали, и пытался зажить с ней счастливой жизнью.
О сериале «Крепостная» 2019.
Не стану повторять то, о чем уже давно сказано про сериал «Крепостная» на других сайтах. ….
Скажу лишь, что в фильме довольно красочно передана атмосфера второй половины 19-го столетия. Режиссерами и создателями фильма проделана колоссальная работа по подбору актеров, костюмов и декораций. Надо сказать, что я довольно критично отношусь ко многим постановкам, поэтому мне сложновато порой стопроцентно окунуться в атмосферу фильма, прочувствовать все.
Но при просмотре фильма «Крепостная» мне все-таки удалось отвлечься от реальности и немного «погрузиться» в иную реальность: с одной стороны — это богатство, красота платьев и пышность светских балов, с другой — это суровый крестьянский быт. Мне трудно судить о правдивости и достоверности показанных в фильме некоторых событий и фактов того времени, но в фильме показано, как страдают все — и богатые, и бедные. Да… «богатые тоже плачут», у каждого своя чаша и мера страданий.
Главные и второстепенные герои
Основное действующее лицо — барин Пётр Петрович, он же рассказчик. Все главы цикла написаны от его лица. Герой любит охотиться, любоваться природой и наблюдать за жизнью простых крестьян. Вот как можно кратко охарактеризовать других главных персонажей:
Ермолай. Подневольный человек, принадлежит помещику — соседу главного героя. Женат, груб с супругой. Во время охоты добывает куропаток и тетеревов, которых доставляет на господскую кухню.
Хорь
Трудолюбивый и мудрый крестьянин, неграмотный, зато наблюдательный, умеющий подмечать важное в каждом человеке. Хорь — энергичный реалист, у него крепкое хозяйство и семья, которая не бедствует.
Калиныч
Приятель Хоря, весёлый и беззаботный человек, романтик, любящий и тонко чувствующий природу. Калиныч не имеет семьи и не стремится ею обзаводиться. Он наивен, не отличается проницательностью и практичностью.
Бирюк. Милосердный, добрый и отзывчивый человек, мрачный на вид. Бирюк работает лесником, ответственно выполняя свои обязанности. Он пережил предательство супруги, которая бросила его с двумя детьми.
В сборнике много второстепенных персонажей, но некоторые показаны особенно ярко. Одна из героинь — Лукерья из рассказа «Живые мощи». Когда-то женщина упала с крыльца, после чего у неё отнялись ноги. Пролежав без движения несколько лет, Лукерья умерла. Список остальных второстепенных героев:
- Арина Тимофеевна. Работала горничной в господской семье и была замужем за мельником. Хозяйка ценила её за скромность, миловидность и услужливость. Потом Арина влюбилась в лакея, и её наказали тем, что отправили в деревню вместе с младенцем. Парня, которого она полюбила, послали в солдаты.
- Матрёна. Миловидная девушка, крепостная, имевшая несчастье стать объектом страсти молодого помещика. Девушка сбежала с ним от хозяйки, а потом, чтобы её любимому не пришлось участвовать в судебных тяжбах, вернулась к барыне.
- Моргач. Человек без выдающихся черт характера, не добрый и не злой. Моргач служил у барина кучером, потом стал приказчиком и обрёл не только достаток, но и свободу. Семья Моргача — он сам и его сын.
- Аркадий Павлович Пеночкин. Бывший офицер, доброжелательный, рассудительный и воспитанный молодой помещик. Своих крестьян он наказывает, но считает, что это для их же блага. В округе Аркадий Павлович считается завидным женихом.
Серальки
На Руси девушек, используемых дворянами в качестве сексуальных рабынь, называли серальками. Такое наименование произошло от французского слова «сераль», которым европейцы обозначали восточные гаремы.
В серали помещиков русские красавицы попадали против своей воли, лишь по прихоти хозяина. Каждый «уважающий» себя дворянин XVIII-XIX веков считал неотъемлемым атрибутом своей благородный усадьбы гарем из крепостных девок.
Самым «любвеобильным» аристократом в истории страны считался Виктор Страшинский, который владел 500 «серальками». Он был настоящим чудовищем, которому чужды нормы морали и человечность.
Положение девушек в гаремах было незавидным. Андрей Заболоцкий-Десятовский, занимавшийся от лица государства сбором информации о жизни крепостных крестьян, в своих отчётах отмечал, что помещики не видели ничего предосудительного в своих развратных и насильственных действиях: «Иной помещик заставляет удовлетворять свои скотские побуждения просто силой власти, и, не видя предела, доходит до неистовства, насилуя малолетних детей…».
Домогательства помещиков были столь обычным делом, что некоторые историки выделили их в отдельную категорию повинности под названием «барщина для женщин». Смирившись с подобным раскладом, крепостные оправдывали сексуальные извращения господ принципом: «Должна идти, коли раба».
Насилие над женщинами носило систематический характер. Чаще всего вечером, когда закабалённые жители поместья возвращались с полевых работ, барский слуга подходил к тому или иному двору, в зависимости от «очереди», и уводил дочь или сноху крестьянина к хозяину для плотских ночных утех.
Довольно часто помещики, которые благополучно проживали в городах или даже за границей, периодически наведывались в свои имения исключительно с одной целью – ублажить свои сексуальные желания.
В этом случае все повзрослевшие за время отсутствия барина девочки вносились управляющим в специальный список, а потом по одной, а иногда сразу группой, доставлялись в барскую спальню для гнусных дел.
Насильное растление бесправных крестьянок фактически не считалось преступлением, лишь единичные помещики бывали привлечены к ответственности, совсем не соответствовавшей тяжести их противоправных деяний.