Краткое содержание рассказа «никита» а. платонова

«никита»: краткое содержание. «никита» платонова чему учит?

Краткое содержание рассказа Астафьева “Последний поклон”

Вернувшись с войны, рассказчик едет навестить свою бабушку. Он хочет встретить ее первой, поэтому к дому пробирается задами. Рассказчик замечает, как обветшал дом, в котором он вырос. Крыша баньки провалилась, огороды заросли, а в доме нет даже кошки, поэтому пол по углам прогрызли мыши.

Над миром пронеслась война, появились новые государства, погибли миллионы людей, а в доме ничего не изменилось, и бабушка все так же сидит у окна, сматывая в клубок пряжу.

Она сразу узнает внука, а рассказчик замечает, как бабушка постарела. Налюбовавшись внуком с орденом Красной Звезды на груди, старушка говорит, что устала за свои 86 лет и скоро умрет.

Она просит внука приехать и похоронить ее, когда придет ее час.

Вскоре бабушка умирает, но с уральского завода отпускают только на похороны родителей.

Я еще не осознал тогда всю огромность потери, постигшей меня. Случись это теперь, я… бы ползком добрался от Урала до Сибири, чтобы закрыть бабушке глаза, отдать ей последний поклон.

В сердце рассказчика поселяется “гнетущая, тихая, вечная” вина. Он выведывает у односельчан подробности ее одинокой жизни. Рассказчик узнает, что в последние годы бабушка обезножила, не могла носить воду с Енисея и мыла картошку в росе; что ездила она на моленье в Киево-Печерскую лавру.

В своих рассказах он пытается поведать о ней людям, чтобы вспомнили они о своих бабушках и дедушках, и чтобы жизнь ее была “беспредельна и вечна, как вечна сама человеческая доброта”.

“Да от лукавого эта работа”, – нет у автора слов, которые передают всю любовь к бабушке и оправдывают его перед ней.

Автор знает – бабушка простила бы его, вот только нет ее, и прощать некому.

Краткое содержание рассказа Астафьева “Последний поклон”

Краткое содержание

Отец Никиты ушел давно на войну, и от него не было никаких вестей. Маме приходилось много работать, потому что жили они вдвоем. Рано утром она уходила в поле, а маленький Никита, которому было всего пять лет, оставался один.

Уходя, мама дала ему задания на целый день. Ребенку необходимо было собрать яйца, съесть хлеб с молоком и ждать маму.

Когда ребенок остался один, то его начало все пугать. В каждой вещи он видел людей. Например, старый пень злобно смотрел на него и пугал. В колодце жили болотные чудища, которых очень боялся мальчик. Одно лишь солнышко радовало мальчонку – он знал, что это умерший дедушка. Ему было очень страшно и все вокруг его пугало. Никита просил маму прийти раньше, но она находилась далеко в поле, поэтому не слышала его.

Мальчик лег во дворе на землю, но и там ему начали казаться люди, которые хотят вылезти на солнышко. Мальчик очень испугался, поэтому долго не мог подняться на ноги. Но когда у него появились силы – он побежал к маме в поле. Но на полпути сел и уснул. Проснулся он, когда уже был вечер. Ему сказал проходящий пастух, что мама его уже давно пошла домой.

Тогда Никита, что есть силы, побежал к дому. Дома он увидел маму и солдата, которого она кормила ужином. Солдат взял Никиту на руки и сказал, что все время думал о нем. Как бы тяжело ему не было – он все время вспоминал своего маленького сына.

Так же отец сказал, что теперь весь век будет жить с ними и никуда не уйдет. Мальчик был очень этому рад. Ему теперь было не страшно. Утром они с папой обходили их владения, и никто больше не пугал маленького мальчика. Он рассказал об этом отцу, на что тот сказал, что Никита очень добрый мальчик, поэтому во всем людей видит.

Они начали ремонтировать дом, и папа доверил сыну выравнивать гвозди. У Никиты это начало получаться, чему он был очень рад. Он спросил у папы, почему у всех предметов злые лица, а у гвоздика, который он только что выровнял, доброе?

Папа объяснил ребенку, что этот гвоздь он сам сделал, приложив сой труд, поэтому он и добрый. Тогда Никита предложил папе «трудом работать», чтоб все были живы. И папа с ним согласился. Отец знал, что у него самый добрый сын на свете, поэтому и называл его Добрый Кит.

«Никита» очень краткое содержание

Андрей Платонов «Никита» краткое содержание для читательского дневника:

Главные герои: Никита — пяти летний мальчик, мать — колхозница, отец — солдат.

Уходя на работу мать дала Никите несколько заданий: покушать, пособирать яйца, прогнать соседского петуха. Одному мальчику показалось, что все вокруг него – живое.

В сарае в бочке казалось живет маленький бородатый человек, на солнце – умерший дедушка. В заброшенном колодце обитают водяные люди, а баня – это бабушка. Пень на огороде показался сердитым. В страхе Никита бежит к маме на поле, но от страху засыпает на пол пути.

Проснувшись вечером, мальчик узнает, что мама пошла домой. Придя туда он увидел рядом с матерью солдата – его отца, который пришел с фронта

Занимаясь домашними делами, папа дал сыну важное задание – выпрямлять гвозди

Гвоздь кажется мальчику тоже живым, но добрым. Как объясняет отец, это от работы, а выдуманные человечки непрочные, поэтому злые.

Вывод:

В детстве решается каким будет человек добрым, или злым. Когда родители рядом они могут внести большой вклад. К сожалению, война наложила отпечаток на многих детей. У большинства не было счастливого конца, как у Никиты. Но отец, будучи на войне не забыл сына и всю накопленную любовь передал после возвращения.

Важна главная мысль: труд может преобразить любого человека, сделать его смелее.

Читать краткое содержание Платонов Никита

В свои пять лет Никита выступает настоящим хозяином дома: весь день до самого вечера он должен следить за имуществом, он знает каждое растение, каждое животное, каждый предмет во дворе. Живет малыш с мамой, которая по утрам уходит на работу, оставляя сына дома одного справляться со множеством поручений, ведь кому-то нужно поддерживать хозяйство и следить за домом и огородом. С отцом Никита в осознанном возрасте незнаком – тот уже несколько лет воевал на фронте, а по окончанию войны не вернулся домой.

Одиночество и однообразие будней развивают в мальчике воображение, пробуждают фантазию, которая помогает ему не скучать. Он наделяет все предметы вокруг себя чертами людей: баня для него – это покойная бабушка, в солнце он увидел дедушкин образ, в бочке из сарая обитает маленький злой бородач, который украл мамины ножницы, а в колодце живут крошечные водяные человечки. Камни, кусты, цветы, даже старый пень – все вокруг Никиты оживает, он разговаривает с воображаемыми существами, рассуждает об их прошлом и настоящем, пытается их поучать, угрожает. Однако все вокруг настроено против него — все разговаривают с ним, сильнее и сильнее пугая. Только баня-бабушка и солнце-дедушка единственные во всем мире существа, к которым мальчик часто обращается за помощью и защитой. Но они не отвечают ему и смотрят так, как будто Никита им чужой.

Собственные фантазии зачастую доводят ребенка до испуга, и вот в один из таких моментов он громко призвал на помощь маму, но та была далеко и не слышала сына. Однако все предметы вокруг малыша смотрели своими злобными лицами и сердито ухмылялись, не любили его. Даже под землей кто-то жил – отовсюду ему чудилась вражда и опасность. Тогда он быстро принял решение и побежал на работу к матери, но по дороге уморился и заснул, присев возле плетня.

Вернувшись домой к вечеру, мальчик обнаружил, что мать дома не одна: за столом сидел солдат. Это был его отец, вернувшийся с войны. В объятиях отца он почувствовал тепло и защиту. Ему больше не было страшно: ведь отец теперь никогда не уйдет от них с матерью, об этом наутро он решил громко сообщить всем своим врагам во дворе. Разговор сына с невидимыми существами случайно услышал из сарая работавший там отец. Вместе с Никитой они обошли двор, приводя его в порядок, а в процессе работы мальчик поведал отцу часть своих детских фантазий.

Отец разглядел в своем мальчике доброе сердце и не стал ругать его за «детские глупости». Днем, занявшись ремонтом дома, он дал работу и сыну. Выпрямляя молотком гвоздь, Никита увидел в нем доброго улыбающегося человечка и задал отцу вопрос: почему лопух, пень, водяные люди были злыми, а этот — добрый. И здесь отец преподает малышу ценный урок: злое то, что не прочно, потому что оно выдумано. А то, что человек создает своим трудом – оно доброе. Поэтому, работая своими руками, человек оживляет мир вокруг себя и делает его добрым.

Оцените произведение:

  • 4.23
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Голосов: 546

Читать краткое содержание Никита. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Характеристика Никиты из рассказа Никита

Характеристика Никиты из рассказа Никита с цитатами довольно интересна. В данном произведении рассказывается о пятилетнем мальчишке, живущем в небольшом селе со своей мамой. Его папа вынужден был отправиться на войну. Тогда мальчик был еще грудничком. Соответственно, совсем не помнит родного отца. Мама ребенка трудится с раннего утра и до поздней ночи. Пока она работает, он находится без присмотра, бродит по двору и дому, рассматривая все, что его окружает.

Мальчишка невероятно добродушный и общительный. У него богатое воображение. Предметы, которые его окружают, он воспринимает как тайные образы. Например, в бочке, по его мнению, обитает небольшой человечек, а с солнца смотрит дедушка. Спустя время мальчик начинает представлять, что за ним наблюдают злые лица. Особый страх у него вызывает пень. Он настолько пугает его, что мальчик мчится через все село к маме. При этом у околицы его одолевает усталость и он засыпает.

Когда мальчишка просыпается, то возвращается домой и там видит папу, вернувшегося с войны. После этого ему уже не виделись злые люди в обычных предметах. Папа расколол пугающий сына пень и нашел для ребенка работу. Он поручил ему выпрямлять гвозди, и объяснил что все предметы, в которые вложен труд людей, не могут быть злыми. Папе искренне хотелось, чтобы его сынишка вырос трудолюбивым и добродушным мужчиной. Вот так выглядит характеристика героя Никита из рассказа Никита.

Герои и образы

Главный герой рассказа – маленький Никита, который остался «хозяином», потому что отец его на войне, а мать уходит на целый день работать. Никита – творец мифов, населяющий свой мир удивительными существами. Маленький человечек живёт в пустой бочке в тёмном сарае. В старом колодце обитают водяные люди, а умерший дедушка живёт на солнце.

Никиту окружают враждебные сущности. Тот, кто живёт в бочке, отобрал у матери Никиты ножницы. А вредные колодезные жители вовсе хотели выпить у Никиты глаза, пока он спал. Никита пытается противостоять придуманным существам, пугает их, но сам боится. Под стеной сарая живут змеи, и Никита пытается их задобрить кусками хлеба или пугает возвращением отца. Но образ отца не пугает существ. Может быть, потому, что отец оставил Никиту младенцем, образ отца не может защитить мальчика.

Никита рассуждает как язычник. Солнце для него доброе, на нём живёт умерший дедушка. Мальчик объясняет обычные для взрослых события волшебством. Чавкнувшая в колодце пасть – это не какая-нибудь лягушка, а великан и его дети.

Все предметы и явления в сознании Никиты антропоморфны. Стол – это человек на четырёх ногах. Банька – бабушка, у которой труба – это голова. Больше всего мальчика пугает пень. Он напоминает ему голову торчащего из земли человека. Его лицо сумрачное и нелюдимое, с немигающими глазами. Никита уверен, что под землёй у пня есть пузо и ноги.

Никита изобретает собственную веру в перерождение душ, по которой окружающие – это умершие близкие. Петух похож на утонувшего весной пастуха

Никита приходит к важному выводу: умершие не хотят быть мёртвыми, поэтому предметы – это тайные люди. Умершие люди карабкаются из земли, чтобы вылезти на свет солнца

И некоторым, как пню, это удаётся. Они недружелюбны к Никите. Его не любят ни колья плетня, ни лопухи.

Мир враждебен Никите не изначально. Мальчик совершает плохой поступок, именно поэтому он начинает бояться и баньки, и кольев, и пня. Ведь он убил одного из «тайных людей» — цветок. Никита сорвал цветок из чистого любопытства, желая посмотреть, есть ли у него внутри кишки.

Увидев в сломанном стебле (теле цветка) молоко, Никита уверился, что цветок был маленьким и сосал свою мать. Психология ребёнка не только позволяет увидеть в цветке круглое личико с человеческим выражением, «маленькие глаза, нос и открытый влажный рот», но и уничтожить «живое дыхание» просто из любопытства.

Никита, задающий о каждом предмете вопрос «кто ты есть?», чувствует свою вину, поэтому и принимает осуждение от баньки-бабушки, кольев, избы и пня в огороде. Даже дедушка-солнце закрывается от внука тучкой, правда, откликается на зов мальчика.

Вернувшийся отец сразу замечает, что Никита разговаривает с предметами. Солдат сразу же побеждает ветхий пень, исколов его на дрова. Именно отец формирует представления ребёнка о мире, объясняя, что он всех выдумал. Отец объясняет разницу между фантазией и деятельностью.

Для отца-солдата главная работа – война, но это не значит, что отец забыл о сыне. Он его «умирал и помнил». Никита замечает в облике отца лицо, руки, медаль на груди и ясные пуговицы на рубашке. Всего за один день Никита усвоил жизнеутверждающую философию отца: «Всё трудом работать, и все живые будут».

Анализ рассказа Никита Платонова

Он видел жизнь и подвиги русских солдат, но больше всего его ранили судьбы детей на войне. Никита не был свидетелем боевых действий, но они повлияли на его детскую душу: мальчик боится, что чужие займут его двор и дом. Война — виновница Никитиных страхов. Тема и проблематика Тема рассказа — взросление ребёнка, который преодолевает страх перед окружающим миром и учится преобразовывать его. Основная мысль: человек — творец окружающего его мира, только от него зависит, каким он будет — добрым или злым. В рассказе поднимается проблема разлуки детей с родителями, в которой виновата война; проблема уязвимости детского мира, не защищённого родительской мудростью; проблема преображающего мир человеческого труда.

Тема: Проблематика рассказа А.П.Платонова «Никита» путем целостного анализа произведения.

Тема:

Проблематика рассказа А.П.Платонова «Никита» путем целостного анализа произведения.

Цель

: осмысление нравственной проблематики рассказа А.П.Платонова «Никита» путем целостного анализа произведения

Задачи:

1. обучать технологии анализа текста художественного произведения, 2. развивать языковое чутье учащихся, операции логического мышления, устную речь, 3. воспитывать нравственные качества личности каждого ребенка.

Оборудование:

портрет писателя, иллюстративный материал, отражающий поэтапно работу детей в группахХод урока. Здравствуйте, ребята. Наш урок я хочу начать словами одного текста. («Рано утром мать уходила со двора…» до «…Никита, пяти лет от роду». Что это за текст? Кто автор? Верно, с содержанием рассказ А.П.Платонова «Никита» вы знакомились дома. А что такое рассказ? А как вы думаете, что сложнее: пересказать содержание текста или проанализировать его? А что вы понимаете под анализом художественного произведения? (ответы ребят: тема, основная мысль произведения, проблемы, образ главного героя, особенности языка текста — будут потом интерпретироваться как цели урока) На уроке я и предлагаю заняться этой сложной, но интересной работой. В тетради записываем тему: Анализ рассказа А.П.Платонова «Никита» и поставим следующие цели (на доске появляются записи) и определим работу наших 6 творческих групп. Постановки задач работы групп. Время работы 10-12 минут. №1 Что мы знаем о Никите. Задание: 1. Причитайте план. 2. Ответьте на каждый пункт плана, составив единый рассказ. Никита – это главный герой произведения … 1. Возраст? 2. Где живет? 3. С кем живет? 4. Почему с мамой? А где дедушка, бабушка, папа? 5. Почему остался один дома? 6. Какие обязанности были на него возложены? 7. Как велела Никите мама жить в огромном мире под солнцем? 8. Куда отправился Никита после ухода мамы? С какой целью? 9. Каким увидел он мир? №2 1. Какие предметы внушали Никите страх? (перечислите) 2. Зачитайте (кратко из текста) или перескажите по памяти о каждом предмете. 3. Задание распределите между всеми членами группы. 4. Подведите итоги, ответив на вопрос: Что необычного в том, как Никита видит окружающие его предметы? №3 1. К кому Никита обращался за помощью, когда ему было особенно страшно? А) перечислите эти предметы, Б) зачитайте характеристику этих предметов из текста. 2. Что еще не испугало Никиту? Какое маленькое открытие он сделал? №4 Чтение текста по ролям. 1. Распределите роли: автор, отец, Никита. 2. Подготовьте выразительное чтение вслух отрывка, начиная со слов: «Во дворе все молчали…» до конца так, чтобы вас приятно было слушать. №5 1. Поразмышляйте над вопросом: «Что значит, по вашему мнению, быть добрым?» 2. Составьте или общий текст, или каждый свой. 3. Подготовьтесь прочитать его вслух. №6 1. Ответьте на вопрос: Интересен ли, прост ли, сложен язык произведения? Найдите и зачитайте средства художественной выразительности (Эпитеты, олицетворения), используемые в рассказе. А теперь проверим работу групп. Задача остальных слушать, оказывать помощь. А выводы, к которым мы придем, будем записывать в тетради. На доске и в тетради появятся такие записи: 1. Тема рассказа : послевоенное детство. Оно раскрывается на образе Никиты, который познает окружающий мир. 2. Основная мысль текса :быть добрым – значит быть нужным. 3. Проблемы: вечные проблемы добра и зла, каким быть… 4. Состояние Никиты в течение дня: (проследить через слова – сирота, одиночество, страх, добро…) 5. Язык произведения сложный, интересный, образный. Домашнее задание: Проблемный вопрос «Каким я помню детство», ответить письменно

О произведении

Рассказ «Никита» Платонова был написан в 1945 году. Это история о маленьком мальчике, который силой своей фантазии наделял жизнью все окружавшие его предметы. Перебороть детские страхи и почувствовать уверенность в себе помог Никите его отец, вернувшийся с войны.

Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Никита», которое пригодится для читательского дневника и подготовки к уроку литературы в 5 классе.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Другие персонажи

  • Мать Никиты — добрая женщина, вынужденная целыми днями работать в поле за трудодни.
  • Отец Никиты — солдат, вернувшийся с фронта, добрый и заботливый.

Краткое содержание

Пятилетний Никита жил с мамой, которая работала в поле, а «отец давно ушёл на главную работу — на войну, и не вернулся оттуда». Каждый раз, оставляя Никиту одного на хозяйстве, мать наказывала ему не баловаться, собирать куриные яйца и гонять со двора чужого петуха.

Поначалу Никита боялся оставаться один в доме, но затем осмелел и принялся изучать «воробьёв, и пауков, и мух, и кур во дворе». Когда же это занятие надоело мальчику, он принялся фантазировать. Заметив в сарае пустую бочку, он решил, что там живёт маленький человек с длинной бородой, которая ему постоянно мешает. Никита вспомнил, что недавно у матери пропали ножницы, и решил, что это сделал незнакомец из бочки — «это он, должно быть, взял ножницы, чтобы обрезать себе бороду». Никита принялся ругать бородача, но сам испугался и выбежал на улицу.

На небе Никита увидел «доброе солнце», которое было очень похоже на его умершего дедушку: он также был всегда добр и ласков к маленькому внуку. Мальчик решил, что дедушка живёт на солнце.

Непоседливый Никита побежал за огород, к старому колодцу, из которого уже давно не брали воду. В его глубине поблёскивала вода, в которой отражалось синее небо. Гладя на воду в колодце, Никита решил, что там живут маленькие водяные люди — «ростом они были с воробья, но толстые, безволосые, мокрые и вредные». Он хотел было поругать их, но вспомнил, что тут может жить великан с детьми, и что есть силы побежал в свой двор, к «дедушке»-солнцу.

У сарая Никита заметил две земляные норы и решил, что тут живут змеи, которые непременно приползут к ним ночью в дом и ужалят. Чтобы этого не произошло, мальчик положил у каждой норы по кусочку хлеба.

На какой бы предмет ни глянул Никита, везде ему мерещились живые существа. И даже в старой баньке он увидел умершую бабушку — «вон у ней голова есть — это не труба, а голова — и рот щербатый в голове. Она нарочно баня, а по правде тоже человек!». Неожиданно Никита понял, что «везде есть люди, только кажутся они не людьми». Глядя на предметы во дворе, он видел «незнакомые, злобные лица».

От страха мальчик стал звать мать, а потом побежал к ней в поле. Устав, он присел под дерево, но полуденный зной разморил его, и он уснул. Проснулся Никита под вечер. Он побежал домой и увидел мать, которая «смотрела, не отводя глаз, на старого солдата, который ел хлеб и пил молоко». Незнакомец, от которого так хорошо пахло хлебом и добротой, взял оробевшего Никиту на руки. Это был его отец, возвратившийся с фронта. Он пообещал мальчику, что теперь уже никогда с ним не расстанется.

Радостный Никита поспешил сообщить радостную новость всем злым «головам» во дворе. Но те молчали: «всем стало боязно отца-солдата». Когда Никита, помогая отцу по хозяйству, стал выпрямлять молотком гвозди, он заметил, что гвоздь похож не на злого, а на доброго человечка. Отец объяснил, что гвоздь-человечек оттого добрым получился, что Никитка сделал его своим руками.

И что в итоге?

Никита — сообщает злым «головам во дворе», что его отец вернулся, помогает отцу по хозяйству.

Отец Никиты — возвращается с фронта.

Заключение

Детство Никиты пришлись на тяжёлые военные и послевоенные годы, когда взрослые были вынуждены либо воевать, либо много работать. Предоставленный самому себе, мальчик научился развлекать себя, одушевляя окружавшие его предметы. Лишь с приходом отца мальчик смог обрести душевную гармонию.

После ознакомления с кратким пересказом «Никита» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Доминика Гудкова

    10/10

  • Кирилл Олейников

    10/10

  • Вероника Клюнк-Повстина

    10/10

  • Анна Сорокина

    10/10

  • Татьяна Козлова

    8/10

  • Соня Киселёва

    10/10

Астрология и талисманы

Чтобы дать полное обозначение имени Никита, необходимо разобраться с тем, какие вещи, планеты, дни недели будут наиболее благоприятными для этого человека. Представить их можно в виде списка:

  • планета-покровитель – Меркурий;
  • благоприятный день недели – среда;
  • покровительствующий знак зодиака – Близнецы;
  • благоприятный цвет – фиолетовый;
  • камень-талисман – гранат;
  • растение – колокольчик;
  • животное – еж.

Немного странным может показаться то, что при обозначении имени Никита используется еж. Это животное – символ самозащиты. Наши предки приписывали ему способность сражаться с нечистью и колдовством. На востоке еж считается символом богатства и гостеприимства. Это сильный талисман.

Читательский дневник по рассказу «Никита» Платонова

Сюжет

Отец 5-летнего Никиты еще не вернулся с войны, мать трудится в колхозе. День он один в избе. Чудятся ему повсюду враждебные существа и люди. В колодце, бане, норах, плетне, лопухах. Только солнце доброе, ласковое. Там – умерший дедушка. Наконец, отец приходит с войны. У Никиты больше нет страха. От отца он узнает, что только доброе сердце видит все вокруг живым, чувствующим. Мальчик выпрямляет для отца гвоздь – и видит в нем доброго человечка. Ведь все, что своим трудом сделано – доброе, долговечное.

Отзыв

Мир глазами ребенка. Для мальчика всюду жизнь, даже умершие живы. Часто недобрые, кроме дедушки, а все люди. Он пытается с ними общаться, договариваться. Мир такой большой и непонятный. Солнце – символ добра, света, помощи. Все, что сделано своими руками – доброе, вечное. Тема семьи, беззащитности детства, войны, тяжелого труда, одиночества. Рассказ учит беречь семью, быть сплоченными, бесстрашными, трудолюбивыми. Учит не сдаваться, помогать людям, жить по совести.

Вариант 2

Произведение посвящено восприятию мира и отношениям между людьми. Автор ставит проблему влияния на одиночества и деятельности по преобразованию мира

Героем рассказа является пятилетний мальчик Никита. Автор показывает его добрым и любознательным, а также самостоятельным. Подобный персонаж должен был сразу вызвать симпатию у читателей. Подчеркивание положительных качеств главного героя требуется писателю для того, чтобы показать, что все страхи, пережитые Никитой во время действия рассказа, — это не преломление его нечистой совести или больного разума, а вполне нормальные явления, хотя и выразившиеся в весьма причудливой форме.

Маленький Никита постоянно остается дома один. Автор намекает, что мальчику не хватает живого человеческого общения и деятельности, которые, тем более необходимы в его возрасте, для формирования личности.

Мать его постоянно находится на роботе, а отца он не помнит, поскольку тот на фронте. Не имея общения и не занятый какими-либо занятиями, развивающими ум и воображение, не занятый ничем полезным, Никита пускает свои интеллектуальные способности, пускаясь в фантазии. Он начинает олицетворять предметы. Причем, показательно, что он, от безделья населяет мир вокруг себя людьми, причем часть из которых – это родственники, хотя и воображаемые. Солнце у него связывается с дедом, а баня с бабушкой

Этим Платонов желал показать, насколько важно для каждого человека общение и губительно одиночество и бездействие. Герой рассказа в своем воображении пытается найти то, что ему недоступно, но необходимо

Погружение в мир фантазий автор рассказа все же считает злом. От достаточно безобидных замен реальных контактов с людьми (однако же, не дающих ничего ни разуму, ни сердцу), Никита, погружаясь все глубже и глубже в конструируемый им мир, вывод на свет чудовищ. Они, хотя и тоже воображаемые, но не становятся от этого менее ужасными. Вообразив затем страшных незнакомых людей, живущих в его доме, главный герой пугается и бежит к матери, но по дороге засыпает.

Далее автор, вероятно, для контраста, с целью оттенить и сделать более отчетливой свою главную мысль, вводит в действие отца мальчика, вернувшегося с войны. Никита получает от старшего наставника, который необходим ему для  полноценного развития, уроки нормальной жизни. Отец включает его в нормальную жизнедеятельность – дает ему посильную работу, посадив выпрямлять гвозди.

В одном из обработанных им гвоздей Никита опять видит человечка. Он бросается к отцу с вопросом, опасаясь, что страхи вернулись. Однако получает ответ, что это не человечек в гвозде не несет для него зла, так как он не выдуман, а сделан своими руками.

Автор стремился показать, что бесплодные мечтания и фантазии, вызванные одиночеством, недостатком общения вредны, так как уводят человека с пути, предназначенному ему его собственной природой. Нормальное саморазвитие возможно только в обществе и не может происходить без приложения собственных усилий.

Сочинение по рассказу Платонова Никита 5 класс

В рассказе Андрея Платоновича Платонова главным героем выступает пятилетний мальчик по имени Никита. Его отец не вернулся с войны, из-за чего матери Никиты приходилось постоянно трудиться в поле. Мальчик же оставался дома один. В рассказе описан день из жизни Никиты.

Фразой «Везде есть люди, только кажутся они не людьми» автор пытался показать, как все вокруг казалось Никите живым, когда он целый день ходил по двору и избе.

Воображение Никиты вмещает в себя великанов, змей, водяных людей, для каждого из которых мальчик придумывает свои привычки, черты характера, поведение.

Обратите внимание

Все герои для него делятся на две категории – злые и добрые. Например, в старом пне он видит опасность и угрозу, а в солнце доброту и радость. Мальчик общается с неодушевленными предметами, так как ему необходимо узнавать мир. Даже автор говорит о нем: «Он хотел теперь узнать то, чего он не знал».

Описанный в рассказе день был особенным для Никиты, так как именно тогда с войны возвращается отец. Этот день был наполнен для мальчика радостью и счастьем. Первое, что делает отец, — раскалывает старый трухлявый пень. Так, автор дает понять, что теперь Никите нечего боятся. Также отец и сын постелили новый пол, положив этим начало их новой жизни.

Сочинение Никита по рассказу Платонова

В своем рассказе «Никита» А.Платонов повествует о пятилетнем мальчике по имени Никита. Мать Никиты почти весь день проводит за работой в поле, а отец Никиты находится на войне. Отца Никита совсем не знает.

Уходя на работу, мать оставляет все хозяйство на Никиту. Мальчик, будучи совершенно один, начинает фантазировать. Ему везде мерещатся странные существа, которые так или иначе хотят навредить Никите и его маме.

Совершенно напуганный, он бежит к своей маме в поле. Пробежав до конца всю деревенскую улицу, Никита сел ненадолго отдохнуть. Но, нечаянно опустив голову к земле, Никита заснул и проспал до вечера.  Очнувшись, Никита снова собрался идти в поле к матери.

Но пастух сказал ему, что его мама уже давно ушла домой.

Я думаю, что причина всех страшных фантазий Никиты — одиночество. Оставаясь один, он проявлял интерес ко всему, что происходит во дворе.

Но из-за того, что рядом с ним не было близкого человека, который бы объяснил ему многие вещи, ему постоянно мерещились разные странные и страшные существа. А когда в его жизни появился отец – все изменилось.

Существа теперь вовсе не казались ему страшными. Он даже смог найти доброе существо — маленький добрый человечек, которого он увидел в гвоздике.

Важно

Мне кажется, что после этого Никита окончательно перестанет видеть вокруг себя одних лишь злых существ и, что самое главное, будет видеть больше добрых существ

Ведь буду еще пятилетним ребенком, важно не боятся собственных фантазий, а также нужно всегда быть вместе со своими родными

5 класс

Никита

  • Сочинение Книга в современном мире 7 классКомпьютер прочно вошёл в нашу жизнь. В поисковых системах интернета можно найти много разнообразной информации. Но ведь книга не только источник информации, книга — это верный надёжный друг, который никогда не изменит и не предаст.
  • Сочинение на тему Звуки летаЛюди, живущие в умеренном климатическом поясе в области умеренно континентального климата, большую часть года живут в своих жилищах и лишь летом выезжают отдыхать на природу, часто на море.
  • Сочинение на тему Человека и природы в литературеОтношения человека и природы были актуальны во все времена. Взаимоотношения двух самых удивительных сторон живого воспеты в различных видах современного искусства, в том числе и в литературе. Ещё Александр Сергеевич Пушкин подчеркивал живую частицу
  • Анализ поэмы Кому на Руси жить хорошо сочинениеЗнаменитое произведение «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов Николай Алексеевич создавал долгих четырнадцать лет, с тысяча восемьсот шестьдесят третьего по тысяча восемьсот семьдесят седьмой годы. В это время создавалась непосредственно сама поэма,
  • Сочинение опишите какую-нибудь вещь, игрушку, предмет обихода 5 классУ меня есть старый мишка, мягкий медвежонок. Очень старый. У него один ненастоящий глаз и солдатской блестящей пуговицы, и нижние лапы пришиты не на свои места. Раньше им играла моя сестра, а до нее мишкой играла мама. Когда я был маленьким,
  • Сочинение Дуэль Печорина и ГрушницкогоДействие романа «Герой нашего времени» происходит на Кавказе. Сам конфликт и последующая сатисфакция происходят «на водах» куда оба действующих лица, − Печорин и Грушницкий приехали, лечится.

Бизнес и карьерный рост

В значении имени Никита спрятан огромный потенциал победителя. Он может добиться много в любой сфере деятельности. Это чрезвычайно талантливый и одаренный человек, и его успех в жизни во многом зависит от него самого. Никита обладает достаточной целеустремленностью, ответственностью и трудолюбием – теми качествами, которые позволят ему покорить любую вершину.

Лучше всего лидерские качества человека, названного таким красивым именем, проявляются в работе. Его мнение является авторитетным для коллектива. Чаще всего Никита делает свой выбор в пользу творческой профессии. Для него важнее добиться известности и славы, нежели заработать много денег. Никита ставит перед собой высокую планку и с упорством преодолевает все преграды. Ему нравится работать в той сфере, где по достоинству оценят его новый и нетрадиционный подход к решению проблемы.

А вот бизнесмен из Никиты может получиться неважный. Особенно если речь идет о партнерском деле. Никита – не командный игрок, а одиночка. Ему сложно подстраиваться под других, подчиняться и договариваться. Никита добьется гораздо больших успехов в своих начинаниях, если будет работать один, а не в коллективе

Для этого человека важно, чтобы работа приносила ему моральное удовлетворение. Следует обеспечить Никите эмоциональный покой и спокойствие, поскольку он склонен к неврастении

Происхождение и значение имени Никита

С принятием князем Владимиром христианства началась новая эпоха в истории государства. Вскоре после крещения Руси в православной церкви начинает формироваться ономастикон – словарь личных имен, которыми можно было называть человека при крещении. Давались они по специальным календарям – святцам. Священник при совершении таинства крещения самостоятельно выбирал имя для младенца. Считалось, что одновременно с этим новорожденный получает своего небесного покровителя. Именно в это время и получили широкое распространение имена древнееврейского, латинского и греческого происхождения. Популярно стало называть детей Анна, Яков, Наталья, Павел, Екатерина, Никита. Что означает то или иное имя, родители, как правило, не задумывались. А между тем, называя ребенка особым образом, взрослый зачастую предопределяет его судьбу.

История имени Никита связана с одним из персонажей русского былинного эпоса. Первое письменное упоминание о киевском богатыре относится к 992 году и встречается в Повести временных лет. Здесь говорится о Никите-Кожемяке, сумевшем побороть при князе Владимире печенежского великана.

Именины Никиты и святые покровители

День ангела человека, названного этим именем, выпадает на следующие даты:

  • в феврале – 13;
  • в марте – 4;
  • в апреле – 2, 16, 17;
  • в мае – 13, 17, 27;
  • в июне – 2, 5, 6, 10, 30;
  • в июле – 4, 7;
  • в сентябре – 22, 28;
  • в октябре – 26;
  • в декабре – 30.

Одним из покровителем имени, день памяти которого приходится на 28 сентября, является Никита Готский. Этот христианский святой родился и жил на берегах Дуная. Никита был гот по происхождению. Вместе с другими христианами он участвовал в распространении истинной веры среди своих соплеменников. Умер Никита в 372 году. Он был предан мученическим пыткам и брошен живьем в огонь. Но его тело оказалось неповрежденным, а озарилось чудесным светом. Возле гробницы святого стали происходить чудесные исцеления. Позже его мощи были перенесены в Константинополь.

Дни памяти еще одного святого Никиты (Алфанова) приходятся на 17 мая и 30 июня. Этот человек вместе с четырьмя своими родными братьями в 1389 году в Новгороде основал Сокольницкий монастырь. После смерти святых возле их мощей стали совершаться исцеления.

Выбирая имя для новорожденного ребенка, желательно, чтобы именины совпадали с днем его рождения или следовали сразу за ним.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный мир
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: