Писатель о своем рождении. Доктор Янсен
Родился он в доме Павловых на Покровской горе в семье красного командира, участника четырех войн, раненного белоказаками и контуженного немцами.
Но в появлении на свет Бориса Васильева есть заслуга еще одного человека, не являющегося ему родственником. Яркий и пронзительный образ Человека с большой буквы, любимого всем Смоленском, врача волей Господней доктора Янсена действительно патетичен. Это он посоветовал маме будущего писателя, страдающей чахоткой, рожать: «Рожайте, Эля. Роды &minus- это великое чудо»… Семь лет спустя неверующая прежде мама писателя стояла на коленях в грязи и истово молилась… Все население пришло на похороны последнего святого города. Бессребреник Янсен, не ведающий выходных, живущей предельно аскетично, погиб, спасая двух мальчишек, попавших в канализационный колодец.
Детство Бори
Главный герой родился в Смоленске. Его ранние года пришлись на НЭП, поэтому его родители жили бедно. В магазинах были разные товары, но люди не всегда могли что-то купить, поэтому чаепитие часто было скудным. К столу подавали:
- колотый сахар;
- черный хлеб;
- бабушкино печенье из ржаной муки.
Воспитанием Бори занималась бабушка и дедушка. Его научили читать, дружить со всеми, невзирая на национальность. На Покровской горе обитали венгры, татары, евреи и другие народы. Мама Бори прививала ему бытовой интернационализм. Она же рассказывала о том, что людей нужно делить на порядочных и непорядочных. Национальность в этом не играет никакой роли.
В 1936 году власти осушили городской канал. На дне в иле оказалось большое количество огнестрельного и холодного оружия. Дети с удовольствием копались в грязи и искали себе трофеи. Не стал исключением и Боря. Он нашел сломанную саблю, штык, а также бердан без приклада.
Особенно сильно жители Смоленска любили доктора Янсена. У него не было научных степеней и наград, но это не помешало ему вести врачебную деятельность. Многих людей он спас. В том числе и маму Бори. Когда она заболела чахоткой во время беременности, все уговаривали ее сделать аборт. Но доктор отговорил от этого и сказал, что роды — великое чудо. Сам доктор погиб, когда спасал из канализационного люка детей.
Процесс взросления
Боря жил насыщенно и целыми днями пропадал на улице. Зимой дети любили прицепиться к саням и так ехать. Лошади быстро неслись по улицам и тащили за собой ребятишек. Летом Боря с отцом возвращались с ярмарки, и тогда мальчик спросил у папы, зачем людям столько энергии. Военный немного подумал и ответил, что для работы. С тех пор Боря уяснил важную вещь — каждый день нужно проводить в действиях.
Во времена детства главного героя лошади были средством передвижения. На одной мальчик учился ездить верхом. Уже во взрослом возрасте герою было неприятно видеть, что лошадь стала игрушкой и декоративной зверушкой.
В 30-х годах в Смоленске списали три машины в утиль. Так организовали автоклуб. Однажды Боря случайно задел керосиновую лампу, она упала в бочку с бензином. Чудом отец мальчика смог ее выкатить на улицу, где она и взорвалась.
Летом семья Бори отправлялась на дачу. Отец и сын отправлялись в путь на велосипедах. Герой рос в мире, где произошло столкновение двух эпох, и он видел, как кардинально все менялось. Родители и бабушка много сил отдали на воспитание достойного члена общества. Им удалось это сделать.
Первая работа писателя «Танкисты» была поставлена в театре, и она сразу стала популярной. Поэтому Борис решил закончить военную карьеру. Путь к славе был очень долгим, наполненным разочарованием, но юноша упорно следовал плану. Отец героя не дожил до этого момента. Тихий и интеллигентный человек до последнего скрывал свою боль. После этой трагедии Боря понял, о чем именно нужно писать.
Семья Васильевых. Образ отца
Подробно писатель рассказывает о своей семье: о папе, маме, бабушке, двух сестрах Гале и Оле. Благодаря пайку отца семья не голодала, вспоминает Васильев Борис Львович («Летят мои кони»). Однако в доме всегда было только самое нужное. Культ труда отличал образ жизни Васильевых.
Трогательно и душевно изображен образ отца. Невысокий мужчина, всем сердцем принявший Революцию, он, опаленный войной, любил и декламировал поэзию, инициировал и создал автоклуб для детей. А однажды Борис Львович стал свидетелем настоящего мужества отца, когда тот воспрепятствовал пожару, выкатив из огня раскаленную и неподъемную бочку с бензином. Бессребреник, всегда одетый в офицерскую форму, не признающий другого транспорта, кроме велосипеда. Он был счастлив, когда сын поступил в бронетанковую академию, и несчастен, когда тот оставил ее для творческой работы в театре. Отец не дожил один год до окончательного творческого становления сына. Писатель, пройдя длительный период творческих поисков, написав повесть «А зори здесь тихие», пришел на могилу отца с той фразой, которую тот не дождался при жизни: «Папа, я сделал…».
Впечатляющим представляется сон, в котором Борис Львович видит покойного отца, гуляющим с ним по старому, запущенному саду. Небо затянуто осенними тучами, но в саду тихо, светло и тепло. Кусты смородины и крыжовника засыпаны листьями. Под ними, кроме ягод, лежат яблоки. Однако солнца не видно. Весь свет исходит от отца, спокойного, не выражающего сыну ни порицания, ни одобрения, угощающего его прохладными яблоками, поднятыми с земли.
Сейчас читают
Омон Кривомазов был обычным мальчиком, который мечтал о небе. По этой причине он решил поступить в лётное училище, а затем был зачислен в космонавты и прошёл подготовку к полётам на луну.
Повествование ведется от первого лица. Юлия Васильевна работает гувернанткой. Она обучает детей рассказчика. Однажды рассказчик вызвал ее к себе в кабинет, для того чтобы выплатить ей заработную плату.
В данном рассказе группа детей от трёх до шестнадцати лет, в результате авиакатастрофы очутились на необитаемом острове. Быстро обсудив суть произошедшего, они решают выбрать главного
Миша Пряслин мало времени проводил дома из-за постоянной работы. В период осень-весна он трудился на лесозаготовках. По приезду домой тоже покоя не было. из-за отсутствия мужчин в селе женщины часто просили помощи.
Васильев &minus- идеалист, круто меняющий свою судьбу
О жизненных и творческих поисках подробно рассказывает читателям полное содержание «Летят мои кони». Васильев рассказывает о том, как он трижды по собственной воле круто менял свою судьбу. Впервые &minus- поступив на инженерный факультет в бронетанковую академию. Второй раз &minus- в 1954 году, демобилизовавшись «для занятий литературным трудом», точнее говоря, желая писать театральные пьесы.
Третий раз &minus- в 1969 году, когда писатель с 25-летним стажем наконец осознал и ощутил особенности своего таланта, понял, что и как ему следует писать, перестал работать «на хлеб насущный» и начал действительно творить. Он сменил театр на кинематограф и не ошибся.
Популярные сегодня пересказы
Правитель вымышленного королевства Сильвио жалуется преданному слуге и другу Панталоне, что его единственный сын принц Тарталья уже около десяти лет болен каким-то неизлечимым недугом
Главная героиня Алиса находит загадочный камень чёрного цвета. Девочке очень интересно узнать его происхождение, поэтому она отправляется в приключение.
Александр Трифонович Твардовский появился на свет 21.06.1910 года. Его отец был кузнецом, а мать звалась Марией Митрофановной. Родился он на Хуторе Загорье.
Главный герой по фамилии Иванов сидел в тюрьме, отсидел этот срок и вышел на свободу. Сейчас у него в планах прийти к Гавриловым. Он желает установить размеренную, равномерную жизнь.
-
Амели нотомб антихриста краткое содержание
-
Король с арбата краткое содержание
-
Уголок ручной труд в доу
-
Образ на выпускной начальной школы
- Дом отдыха снегири детский сад
Начало истории
Рассказчик появился на свет в Смоленске, который раскинулся на берегу Днепра — вечной границе между Русью и Литвой. Он любит и очень гордится своим городом, у которого интересная и богатая история. Юность Васильева прошла во времена НЭПа, когда прилавки ломились от всевозможного товара, продуктов и всякой всячины. Правда, денег в его семье на покупки не было. Собственно, поэтому их чаепитие проходило с «колючим колотым сахаром, куском черного хлеба и бабушкиным печеньем, испеченным из ржаной муки».
Основное воспитание мальчику дала его любимая бабушка. Женщина обучила Бориса чтению, письму
Она с детских лет объясняла внуку, что абсолютно не важно, как ты говоришь, важно, что именно.
В соседях были разные национальности:
- цыгане;
- татары;
- евреи;
- поляки;
- венгры.
Все жили дружно и мирно. Строгая мать Бори с юности прививала сыну бытовой интернационализм, говорила о равенстве, поэтому он никогда не разделял людей на русских и нет. Для него существовали только порядочные и непорядочные граждане.
В 1963 году местное правительство решило избавиться от крепостного рва, поэтому рабочие его просто осушили. В результате на дне канавы было обнаружено огромное количество холодного и огнестрельного оружия. Местная ребятня после этого дни напролет ковырялась в вонючем иле и грязи в поисках боеприпасов. Детям не мешала ни мошкара, ни комары, ни пиявки.
Борис в итоге стал обладателем:
- русской берданы, правда, у нее отсутствовал приклад;
- австрийского штыка;
- поломанной офицерской сабли.
https://youtube.com/watch?v=hycrft0rSXI
Смоленск &minus- малая родина писателя
Воспоминания свои Борис Львович тесно связывает с родным городом Смоленском. С детства Васильев мечтал быть историком. С благодарностью он вспоминает школьных учителей, воспитывающих гражданственность и любовь к малой родине. Это был период смены двух эпох. Страна отходила от ран гражданской войны. Древний город, когда-то выросший на пути из варяг в греки, был интернационален: русские, поляки, литовцы, евреи… Польские кварталы, латышские улицы, татарские пригороды… Писатель сравнивает с плотом вечно пограничный Смоленск, соседствовавший в разные времена с Литвой, Речью Посполитой, и через который проходила черта оседлости. Разные люди составили население города-плота, спасаясь от произвола, преследования…
Впечатления от войны умалчиваются писателем-фронтовиком
Борис Львович, фронтовик и одновременно мыслитель, гуманист, в книге очень кратко пишет о своем участии в Великой Отечественной войне. Он не идеализирует войну, считая науку убивать вынужденной, неестественной. Писатель вспомнил эпизод, когда с посеревшим лицом директор школы 22.06.1941 года сообщил ему и еще трем его одноклассникам о начале войны. Какой была реакция ребят? В ту пору мальчишки знали все типы оружия так, как сегодняшние ребята ориентируются в марках автомобилей… Реакция была парадоксальной: четверо мальчишек, не сговариваясь, закричали: «Ура!..». А домой с фронта из них вернулся лишь Борис. Писатель, пережив войну, просто перелистнул эту страницу своей биографии.
Краткий анализ стиха «Ель рукавом мне тропинку завесила»
Вариант 1
Один из величайших русских поэтов девятнадцатого столетия – Фет Афанасий Афанасьевич, среди работ которого много лирической поэзии. Стихотворение «Ель рукавом мне тропинку завесила» тоже принадлежит к жанру лирики.
Оно было написано в 1891 году, и по мнению многих критиков относится к циклу стихотворений о любви поэта к Марии Лазич. Несмотря на то, что Фет сам прервал отношения с Лазич, он очень долго жалел об этом, выражая тоску по потерянной любви в своих стихах. На то, что стихотворение посвящено именно ей, намекают последние строчки.
Стихотворение написано четырехстопным хореем, который присущ стихам Фета. Многочисленные повторения, чередование полных и неполных предложений, употребление междометий и восклицаний создают уникальный ритм, который в точности отражает настроение лирика.
В первом четверостишие Фет описывает одиночество и растерянность, что царили у него на сердце. Во втором четверостишие начинается действие, резкое движение, далекие звуки, говорящие о беспокойстве поэта. В последнем четверостишие поэт предвкушает встречу с любимой, зная, что ее уже нет в живых.
Эти строчки можно интерпретировать как предчувствие поэтом собственной смерти, ведь Фет умер через год после написания этого стихотворения, в 1892 году.
Вариант 2
Стихотворение А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила…» (1891 г.) на первый взгляд относится к традиционному для поэта жанру пейзажной лирики. Однако многие исследователи его творчества считают, что в нем содержится скрытое указание на главную трагедию в жизни Фета.
В молодости он был страстно влюблен в М. Лазич, но предпочел любви благосостояние, женившись на богатой невесте. Обеспеченная жизнь не доставляла поэту счастья, что было причиной его постоянного душевного конфликта. Его возлюбленная трагически погибла, и Фет до конца жизни винил себя в ее смерти. Многие неопубликованные при жизни произведения он посвятил своей первой любви. Поэтому это стихотворение многие критики относят к любовной лирике Фета.
Лирический герой находится один в глубоком лесу. Его душа испытывает множество противоречивых чувств («и грустно, и весело»). Автор сам не может разобраться, какое из них является преобладающим. Природа живет своей жизнью, не обращая на героя никакого внимания: поднимается ветер, колеблется листва под ногами.
Внезапно ситуация меняется. Лирический герой слышит громкий звук, резко нарушающий его одиночество. Можно предположить, что автор изобразил заблудившегося в лесу путника, которые еще не осознал до конца серьезность своего положения. Звук рога выводит его из задумчивости. Герой понимает, что он приносит ему спасение от возможной гибели в одиночестве.
К концу жизни Фет все чаще задумывался над смыслом и значением прожитых лет. Отвержение М. Лазич он считал своей главной ошибкой, кардинально изменившей судьбу обоих влюбленных. С учетом этого можно предположить, что в образе путника в дремучем лесу автор представлял себя на склоне лет.
Долгая жизнь подобна бесцельным скитаниям. Она быстро пролетела и не принесла долгожданного счастья. В образе «зова глашатая медного» Фет представляет призыв своей давней возлюбленной из другого мира.
Она приветствует «странника бедного» и желает поскорее с ним воссоединиться. Поэт уже не боялся смерти, он многое познал в своей жизни, но так и не достиг идеала. Жизнь уже не может принести ему ничего нового. Бессильная старость доставит только боль и страдания.
Фет надеется на существование загробного мира в любой форме, лишь бы в нем он смог наконец-то встретиться с той девушкой, которая была предназначена ему судьбой. Вина в ее преждевременной гибели до сих пор тяготит поэта, поэтому он считает, что своей смертью сможет искупить тяжелый грех.
Восхождение к творчеству
На 36 страницах текста рассказывает о себе, о своих местах, стремлениях в автобиографической повести «Летят мои кони» Борис Васильев. Содержание его рассказа о творческом пути включает несколько этапов. Он с благодарностью вспоминает людей, которые помогли ему в творческом становлении.
Руководитель ЦТСА (Центрального театра Советской Армии) Попов Алексей Дмитриевич, беседовавший 3 мая 1954 г. с молодым писателем Васильевым, написавшим пьесу «Танкисты», повлиял на его решение о демобилизации.
Директор сценарной студии Дулгеров В.Е., способствовавший продвижению киносценария фильма «Очередной рейс» и съемке одноименного фильма Свердловской киностудией. Эта студия запомнилась знакомством с Ю. Друниной и К. Рапопортом.
Режиссер Петров Владимир Михайлович, способствовавший осознанию писателем особенностей своего таланта. Он первый начал серьезно работать с Васильевым. К сожалению, это продлилось недолго: режиссер умер достойной смертью прямо на съемочной площадке.
Писатель Борис Николаевич Полевой, которому Борис Львович поведал о своих творческих планах в 1954 году. Он способствовал созданию повести «А зори здесь тихие», принесшей Васильеву всесоюзную известность. Далее были написаны «В списках не значился», «Завтра была война», «Великолепная шестерка», «Неопалимая купина».
В сердце каждого настоящего офицера нашла свой отзыв фраза Бориса Васильева «Есть такая профессия &minus- Родину защищать!» из фильма «Офицеры», где блистательно сыграли Юматов и Лановой.
В последние годы жизни Васильев писал исторические романы о древнерусских князьях.
Видео: Буктрейлер «Экспонат №…»
Борис Васильев по-детски ярко и образно рассказывает об улицах города с сотнями ломовых извозчиков- с восхищением повествует о руинах средневековой темницы в Лопатинском саду, о месте, где по приказу Святополка зарезали священномученика князя Глеба, о Варяжской улице, рвах Королевского бастиона, древних курганах, о древнем дубе на Покровской горе, который, по преданиям, был одним из священных деревьев в роще, посаженной еще древними славянами-кривичами.
Он вспоминает, как в 1936 г в осушенном крепостном рве ребятня обнаружила оружейный клондайк: от средневековых татарских сабель до пулеметных лент времен Первой мировой войны.
Развитие событий
В судьбе маленького Бориса важную роль сыграл доктор Янсен. У мамы, когда еще вынашивала ребенка, была диагностирована чахотка. Многочисленная родня и врачи настоятельно рекомендовали, чтобы она избавилась от плода, но женщина была настроена категорично, она оставила малыша.
Только доктор Янсен был на ее стороне и оказывал беременной всяческую поддержку и помощь. За это его и любили граждане города, и с любыми болячками спешили к нему на прием. Это был добрый, скромный и отзывчивый старик.
Многочисленное семейство Бори, которое состояло из двух несовершеннолетних детей, мамы с папой, бабушки и тетки с дочкой, питались на паек папы, а также на его офицерскую зарплату.
Также не помереть с голоду помогал огород, который располагался возле дома, за ним по очереди ухаживали все члены семьи. Трудное и голодное детство навсегда привили Васильеву желание работать, он не любил бездельников и потребителей. В доме не было лишних вещей, мебель постоянно чинили, а вещи штопали и перешивали. Единственной отрадой мальчика были книги.
Зимой Борис целыми днями пропадал на улице, он катался с горки и на ломовых извозчиках — это было его любимым развлечением. Ребятня цеплялась к санкам, кони неслись во всю мочь, а морозный ветер холодил лицо. Для детей подобная забава была настоящим праздником.
Вскоре он ушел в отставку, а уже в 23 года Васильев написал свое первое произведение — пьесу под названием «Танкисты». За нее Борис получил одобрение от театрального руководителя.
Заключение
Произведение Васильева описывает процесс взросления, отношения в семье, влияние близкого окружения на становление личности подрастающего ребенка, формирование жизненных ценностей и взглядов.
Город Смоленск, стоящий на берегу Днепра стал Родиной автора. Город является многонациональным и напоминает автору ярмарку. Он отчетливо помнит комнату, где проживало семейство Васильевых, и бабушкины подруги приходили к ней попить чаю.
С трепетом в душе герой вспоминает свой родной город, и ему становится больно от перемен, произошедших за все это время. Во времена его детства здесь жили отзывчивые и добрые люди, готовые в любой момент прийти на помощь.
Возле дома автора, рос очень старый дуб, и однажды учитель привела весь класс на экскурсию к этому дереву. Она сказала, что это дерево очень старое и является одним из первых жителем Смоленска.
Мама Бориса болела чахоткой и, будучи в положении, врачи рекомендовали ей срочное прерывание беременности. Но доктор Янсен, был с их мнением не согласен, и, следуя его рекомендациям, мама благополучно родила здорового ребенка.
Отец автора вовремя войны, был командиром кавалеристов, но это не отразилось на его любви к литературе, музыке и способность радоваться жизни. Все эти замечательные качества он прививал сыну с самого раннего детства.
У отца было хобби, он копировал картины, написанные по мотивам русских сказок, и все стены в доме были увешаны этими полотнами.
Бабушка автора в прошлом была актрисой, и, выйдя на пенсию, пошла, работать билетершей в кинотеатр. Благодаря этому герой мог посещать все сеансы еще тогда немого кино. Когда Бориса забрали на войну, бабушка умерла.
Семья Васильевых часто переезжала, и поэтому Борису приходилось менять школу, что плохо сказывалось на его успеваемости. Но обладая хорошей памятью и умению забалтывать учителей, спасали его. Еще страсть к чтению, отнимала много времени и мешала учебе.
Свое первое произведение Борис написал, работая матросом на катере, но редколлегия журнала с треском разгромили повесть. Этот случай стал хорошим уроком для автора, и побудил его основательно заняться литературной деятельностью.
Заключение
Не случайно написал повесть Васильев Борис Львович «Летят мои кони». Текст произведения читается запоем. Читатели повести замечают парадокс: писатель настолько полнокровно рассказывает о своем бытии, что вызывает у них самих ответную потребность серьезно размышлять о собственной жизни.
Захватывающе излагает свои мысли Борис Васильев («Летят мои кони»). Краткое содержание повести, следуя ходу мысли его автора, должно содержать и черты документальности, и глубокую жизненную философию, и тонкий ненавязчивый юмор. Сама повесть не следует буквально за хронологическим порядком событий. Она похожа, как и жизнь автора (по его же признанию), на яркое лоскутное одеяло. Писатель раскрывает перед нами весь свой творческий потенциал, все свои нематериальные богатства. Он действительно предстает перед нами без всякого чванства, но с подлинным достоинством человека творческого.
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Поделись в соцсетях:
Оцени статью:
- 60