Красные и белые в годы гражданской войны

Михаил шолохов — донские рассказы: краткое содержание

Проблематика

Проблема выбора занимает важное место в рассказе. Каждый человек стоит перед выбором каждый день

Но не всем приходится выбирать под страхом смерти, зная, что от этого решения зависит твоя судьба. Так, Андрею приходилось решать: предать или остаться верным присяге, согнуться под ударами врага или бороться. Соколов смог остаться достойным человеком и гражданином, потому что определял свои приоритеты, руководствуясь честью и моралью, а не инстинктом самосохранения, страхом или подлостью.
Во всей судьбе героя, в его жизненных испытаниях, отражается проблема беззащитности простого человека перед лицом войны. От него мало что зависит, на него наваливаются обстоятельства, из которых он пытается выйти хотя бы живым. И если себя Андрей смог спасти, то свою семью — нет. И он чувствует себя виноватым за это, хотя это и не так.
Проблема трусости реализуется в произведении посредством второстепенных героев. Образ предателя, который ради сиюминутной выгоды готов пожертвовать жизнью однополчанина, становится противовесом образу отважного и сильного духом Соколова. И такие люди были на войне, говорит автор, но их было меньше, только поэтому мы одержали победу.
Трагедия войны. Многочисленные потери понесли не только солдатские части, но и мирные жители, которые никак не могли защитить себя.

Характеристика главных героев

  1. Андрей Соколов – обычный человек, один из многих, которым пришлось оставить мирное существование ради того, чтобы отстоять Родину. Простой и счастливый быт он меняет на опасности войны, даже не представляя, как можно остаться в стороне. В экстремальных обстоятельствах он сохраняет душевное благородство, проявляет силу воли и стойкость. Под ударами судьбы он сумел не сломаться. И найти новый смысл жизни, что выдает в нем доброту и отзывчивость, ведь он приютил сироту.
  2. Ванюшка – одинокий мальчик, которому приходится ночевать, где придется. Мать его убили при эвакуации, отца на фронте. Оборванным, пыльным, в арбузном соке – таким он предстал перед Соколовым. И Андрей не мог оставить ребенка, представился его отцом, дав шанс на дальнейшую нормальную жизнь и себе, и ему.

В чем смыл произведения?

Одна из главных идей рассказа – необходимость учесть уроки войны. На примере Андрея Соколова показано не то, что может сделать война с человеком, а что может сотворить со всем человечеством. Замученные концлагерем пленные, осиротевшие дети, разрушенные семьи, выжженные поля – это не должно повторяться никогда, поэтому и не должно забываться.

Не менее важна идея того, что в любой, даже самой страшной ситуации, надо оставаться человеком, не уподобляться животному, которое от страха действует только на основании инстинктов. Выжить – главное для любого, но если это дается ценой предательства себя, своих товарищей, Родины, то спасшийся солдат — уже не человек, он не достоин этого звания. Соколов не предал своих идеалов, не сломался, хотя прошел через то, что современному читателю даже представить сложно.

Жанр

Рассказ – короткий литературный жанр, раскрывающий одну сюжетную линию и несколько образов героев. «Судьба человека» относится именно к нему.

Однако если присмотреться к композиции произведения, то можно уточнить общее определение, ведь это – рассказ в рассказе. Вначале повествует автор, который волею судьбы встретился и разговорился со своим персонажем. Андрей Соколов сам описывает свою трудную жизнь, повествование от первого лица позволяет читателям лучше проникнуться чувствами героя и понять его. Авторские ремарки вводятся, чтобы характеризовать героя со стороны («глаза, словно присыпанные пеплом», «ни единой слезинки не увидел в его словно бы мертвых, потухших глазах… только большие, безвольно опущенные руки мелко дрожали, дрожал подбородок, дрожали твердые губы») и показать, как глубоко страдает этот сильный человек.

Какие ценности пропагандирует Шолохов?

Главная ценность для автора (и для читателей) – мир. Мир между государствами, мир в обществе, мир в душе человека. Война разрушила счастливое течение жизни Андрея Соколова, как и множества людей. Эхо войны до сих пор не утихает, поэтому уроки ее нельзя забывать (хотя часто в последнее время это событие переоценивается в политических целях, далеких от идеалов гуманизма).

Также писатель не забывает о вечных ценностях личности: благородстве, смелости, воле, желании прийти на помощь. Время рыцарей, дворянского достоинства давно прошло, однако истинное благородство не зависит от происхождения, оно в душе, выражается в ее способности к милосердию и сопереживанию, даже если окружающий мир рушится. Этот рассказ – отличный урок мужества и нравственности для современных читателей.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Сюжет рассказа «Родинка» по главам

Краткое содержание Шолохов «Родинка» с описанием каждой главы:

Глава 1

На столе разбросаны патронные гильзы, уздечка, хлеб, баранья кость. Рядом сидит восемнадцатилетний «Николка Кошевой, командир эскадрона», и заполняет анкету. В соответствующей графе пишет – «Землероб. Член РКСМ».

Николка крепок, широк в плечах, да и выглядит старше своих лет – «старят его глаза в морщинках лучистых». Несмотря на юный возраст, за его плечами ликвидация двух банд, а также многочисленные схватки и бои, в которых он показал себя «не хуже любого старого командира».

«Казак Николкин отец, а по отцу и он — казак», но память о нем почти стерта. В германскую войну отец пропал без вести, мать умерла. Тяжело было Николке одному – в работниках батрачил, пока не примкнул к красному полку. От отца же унаследовал Николка «любовь к лошадям, неизмеримую отвагу», да крупную родинку на левой ноге.

Глава 2

Квартирует Николка в хате, что «стоит на яру над Доном». Ранним утром появляется взводный и сообщает, что «банда пробилась из Сальского округа, совхоз Грушинский заняла». Нарочный «скакал сорок верст, не передыхая», чтобы передать Николке приказ – срочно выдвигаться на подмогу.

Во время сборов Николка устало думает о том, что уже «уморился так жить… Опостылело все…». Ему бы отправиться в город учиться, а он должен сражаться с бандой. Но ничего не поделаешь – приказ есть приказ.

Глава 3

Уже трое суток уходит от преследования отряда Николки Кошевого банда, состоящая из «полсотни казаков донских и кубанских, властью советской недовольных».  Народ в банде отъявленный, «служивский, бывалый», но все же нервничает атаман, поглядывает на дорогу.

Семь лет не бывал атаман в родных краях: поначалу был «плен германский, потом Врангель, в солнце расплавленный Константинополь, лагерь в колючей проволоке, турецкая фелюга со смолистым соленым крылом, камыши кубанские, султанские, и — банда». За время лишений зачерствела у атамана душа, но на родной земле стала точить ее «боль, чудная и непонятная».

Глава 4

Во дворе старого мельника Лукича появляются двое конных. Атаман, прикинувшись красным, выведывает у старика обстановку. Убедившись, что все чисто, атаман признается, что ликвидирует красных и приказывает Лукичу «зерна на семьдесят коней приготовить и молчать». Мельник упирается – ему жаль зерна, который он собирал по крохам. Атаман угрожает ему расправой за пособничество красным.

Глава 5

На заре отправляется Лукич на хутор, чтобы пожаловаться красноармейцам на бандитов, потравивших все его зерно. Он сообщает Николке, что банда во главе с атаманов все еще находится на мельнице – «водки с собой навезли, лакают, нечистые». Николка отдает приказ седлать лошадей.

Глава 6

Завязывается перестрелка. Увидев, как на него «скачет один и шашкой помахивает» юный командир, атаман хладнокровно прицеливается и стреляет. Под Николкой падает раненая лошадь, а сам он, схватив маузер, устремляется к атаману. Дождавшись, когда командир расстреляет всю обойму, атаман наотмашь рубит шашкой и убивает его.

Атаман наклоняется, чтобы взять бинокль, да «сапоги снять хромовые с мертвяка». С трудом сняв их, он видит на ноге, чуть выше щиколотки, знакомую родинку. Узнав в убитом командире единственного сына, атаман, «стиснув зубами запотевшую сталь маузера, выстрелил себе в рот…».

Заключение

В произведении Шолохова показан весь ужас гражданской войны, ставшей трагедией для всего народа. В войне, где отец убивает родного сына, нет победителей и проигравших.

История создания

Интересна история создания этого рассказа. Однажды на охоте, М. Шолохов встретил человека. Между новыми знакомыми завязался разговор, и случайный прохожий рассказал Шолохову о своей печальной судьбе. Трагическая история глубоко затронула душу писателя, и он решил обязательно написать рассказ. К работе он приступил не сразу, в течение десяти лет писатель муссировал эту идею, и лишь потом, всего за несколько дней, перенес ее на бумагу, и год написания рассказа стал 1956. Произведение увидело свет в самом конце года, в канун года 1957.

Рассказ «Судьба человека», был посвящен писателем Е. Г. Левицкой. Она была в числе первых читателей «Тихого Дона», и способствовала выпуску этого романа в свет.

Комсомолка, спортсменка и просто красавица

Но Любовь все расставляет на свои места, соединяет разорванное и возвращает потерянное. Она становится и органом слуха, и единственно верным языком общения между людьми, смотрящими друг на друга с разных берегов, с позиций разных судеб и жизненных путей.

В 1998-м, через три года после кончины Александры Николаевны, на приеме в российском консульстве сын полковника и сестры милосердия Белой армии Константин Пио-Ульский встретил Ольгу, некогда пионерку, идейную комсомолку, примерную советскую девушку, которую полюбил с первого взгляда. 

Еще во времена Советского Союза Ольга окончила факультет журналистики МГУ. Работала в ТАСС во Вьетнаме, а затем в Югославии. Ольга всегда интересовалась историей Гражданской войны, имела на нее свою, отличную от официальной, точку зрения, доставала запрещенные книги по истории и литературе, ходила в церковь. 

В 90-е годы она приехала в Нью-Йорк, где работала сначала в Русской миссии при ООН, а затем в визовом отделе российского консульства. Именно там, на приеме, посвященном подготовке предстоящего ежегодного Дворянского бала, и увидел ее Константин. 

Вскоре он привел Ольгу на могилу матери, Александры Николаевны, и с присущим ему юмором сказал: «Мама, ты, наверное, перевернешься сейчас в гробу, но я женился на комсомолке». Так произошло знакомство свекрови и ее «советской» невестки. 

Ольга и Константин Пио-Ульские

Сейчас, спустя более 20 лет брака, Ольга является главной хранительницей истории семьи Пио-Ульских. Она внимательно изучает и систематизирует семейные фотографии, журналы и книги, посвященные Белому движению, письма, газетные вырезки, листы старых календарей, на которых рукою матери Константина сделаны какие-либо записи. Она помнит все, что хранят семейные архивы, и все, что узнала от Константина.

Несколько месяцев назад, сидя на кладбище Ново-Дивеевского монастыря перед могилой своего внезапно ушедшего сына, Ольга обратила внимание на соседнее захоронение, заброшенное и полуразрушенное:

— Смотрю, рядом стоит крест. Его перекладинки, которые, по-моему, называются крестовины, надломились, обвисли, как сломанные крылья у небесной птицы. Запустение, разорение, забвение… Не осталось потомков, некому ухаживать за могилами. Мне так стало грустно. Да еще вспомнила слова из молитвы за умерших, где говорится: «Господи, когда уделом умершего станет забвение, когда образ его поблекнет в сердцах и время изгладит место с могилою и ревность молитвы о нем, тогда Ты не остави его, дай отраду одинокой душе…»

Тогда Ольга своими силами починила и покрасила этот крест

Через несколько дней, идя по кладбищу, она обратила внимание еще на одну заброшенную могилу, затем еще на одну, и еще… За несколько месяцев Ольга Пио-Ульская восстановила 30 деревянных крестов на могилах белых офицеров, солдат и их семей. . Но гранитные кресты, поломанные во время урагана «Сэнди», она привести в порядок не смогла — для этого нужны значительные финансовые средства

Тогда Ольга обратилась за помощью в «Русское дворянское собрание в Америке», но безрезультатно — средств на восстановление могил белых воинов в организации не нашлось. Однако Ольга останавливаться не намерена — она и дальше будет продолжать начатое дело, насколько хватит сил

Но гранитные кресты, поломанные во время урагана «Сэнди», она привести в порядок не смогла — для этого нужны значительные финансовые средства. Тогда Ольга обратилась за помощью в «Русское дворянское собрание в Америке», но безрезультатно — средств на восстановление могил белых воинов в организации не нашлось. Однако Ольга останавливаться не намерена — она и дальше будет продолжать начатое дело, насколько хватит сил.

…Ровно сто лет назад белые офицеры и солдаты отплывали от Крыма, увозя с собой мечту о возвращении на Родину. Вернуться в Россию они не смогли, но Россия сама вернулась к ним и заботливыми женскими руками, с молитвой в сердце и слезами на глазах восстанавливает память о них в месте их вечного упокоения.

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

ПОМОЧЬ

Офицера чуть не похоронили заживо

Хранил Господь и будущего мужа Александры, полковника Корниловской армии Антония Георгиевича Пио-Ульского. Александра и Антоний оба были в составе Добровольческой армии с самого первого дня ее образования, оба прошли Первый Кубанский Ледяной поход и последующие походы и сражения, но на полях Гражданской войны их дороги так и не пересеклись. Судьбоносная встреча произойдет позже, уже после эвакуации, при крайне необычных обстоятельствах.

А пока что молодой офицер Антоний Пио-Ульский командует артиллерийской бригадой Корниловского полка. Сын генерал-лейтенанта Российского флота, крупнейшего российского ученого и инженера Георгия Пио-Ульского, Антоний родился, как говорят сейчас, с серебряной ложкой во рту. Выходец из знаменитой и состоятельной семьи, в свои юные годы он вряд ли догадывался, какой суровой и трагической стороной повернется к нему жизнь. Первая мировая война, Октябрьская революция, Гражданская война, Вторая мировая — все эти исторические вехи стали для Антония событиями личными, определившими его жизненный путь.

Антоний Пио-Ульский в Корниловской Армии

Противостояние с большевиками на территории России закончилось для Антония Пио-Ульского так же, как и для других белых офицеров и солдат — приказом генерала Врангеля об эвакуации. Но что означает «эвакуация», когда речь идет о 150 тысячах человек? Это больше сотни кораблей, лазареты, тыловые учреждения. Это дни и ночи тяжелых погрузочных работ, когда каждая минута промедления может стоить не одну человеческую жизнь, ведь красные наступают. «Армия прикроет отход», — пообещал генерал Врангель. И армия всеми силами старалась оправдать слова своего главнокомандующего, сдерживая наступление большевиков на Перекопском перешейке. 

Здесь же, на Перекопе, на Юшуньских позициях, сражался и полковник Пио-Ульский. Во время боя он был контужен. Антоний лежал, полузасыпанный землей, с открытым ртом, и не мог двинуть ничем, при этом находясь в полном сознании. Его нашли однополчане и приняли за мертвого.

Обездвиженный, в отчаянии и ужасе, Антоний слушал их разговор о том, что его нужно похоронить, но не мог выговорить ни слова.

От погребения заживо молодого офицера спасло лишь то, что все еще продолжался бой, и похоронные хлопоты было решено отложить. К ночи бой прекратился. Температура воздуха резко упала, начало примораживать. Мороз оказался спасительным — от холода контузия начала уменьшаться, частично вернулась возможность двигаться. Антоний с трудом дополз до своей части и, таким образом, остался жив.

В другом бою Антоний был ранен в руку. Пуля, попавшая в него, так на всю жизнь и осталась военным трофеем в его теле — доставать ее в боевых условиях врачи не посчитали необходимым и возможным. 

Анализ произведения

Основной сюжет

Жизнь и трагедия донского казачества показана в романе через призму жизненных событий в обычной казачьей семье. Род Мелеховых, живущий на хуторе Татарский, состоит из главы семейства, старшего урядника Пантелея Прокофьевича, его жены Василисы Ильиничны, старшего сына Петра и его жены Дарьи, младшего сына Григория и невестки Натальи, единственной дочери Дуняши. В первой книге автор показывает нам картины казацкой жизни, особенности их быта без прикрас и особой идеализации, старясь быть объективным показывает как строгие порядки, так и разумный миропорядок, особенные жизненные понятия и ценности.

Нарушает привычный размеренный ход казачьей жизни Первая мировая война, революция и начало Гражданской войны, которые разрушают гармонию спокойного бытия и приносят жестокость, кровь, насилие, безудержную жажду разрушения и уничтожения. На примере семьи Мелеховых Шолохов показывает судьбу миллионов людей, вынужденных переживать тяготы тяжелого военного времени, которое обнажало сущность каждого человека, обостряло до крайности все человеческие чувства. Многое приходится пережить и вынести этой семье (глава семьи умирает от тифа, уже довольно пожилая Ильинична тоже уходит из жизни, старшего брата убивают красные комиссары, невестка Дарья, заразившись «плохой болезнью» кончает жизнь самоубийством, жена Григория Наталья погибает), в конце романа в живых остается только центральный персонаж — младший Григорий Мелехов, его сын Михаил и дочь Дуня, которая выходит замуж за парня, убившего её старшего брата).

В описании драматической судьбы донского казачества в эпоху этой ужасной братоубийственной войны, автор умело и гармонично сочетает документальную историческую правду с художественным вымыслом. Будучи сам рожденный на берегах реки Дон, Шолохов как никто другой понимает проблемы казаков, которые издавна со своими семьями жили на окраинах русской земли, защищая свои поля и жилища от набегов татар, и таким образом совмещали нелегкую жизнь и земледельцев, и воинов. Они ценили свободу превыше всего, и всегда, в любую минуту были готовы отдать свою жизнь для защиты родной земли. Именно поэтому в душе главного героя романа Григория Мелехов, Шолохов показал читателю, непрекращающийся борьбу между интересами собственника и простого труженика. Как обычный крестьянин Мелехов не прочь поддержать власть красных, но как собственник земли он не готов её отдавать и поэтому поддерживает взгляды белого движения.

Сын Анатолий

Месяца через три Соколов получил письмо от сына Анатолия — тот узнал адрес у соседа.

Анатолий — сын Соколова, артиллерист, молодой, красивый, плечистый

Оказалось, он попал в артилле­рийское училище, где пригодились его способности к математике.

Через год Анатолий с отличием окончил училище, пошёл на фронт. Отцу написал, что получил звание капитана, командует артилле­рийской батареей, имеет шесть орденов и медали. Обрадованный Соколов начал мечтать о послевоенной жизни вместе с сыном, о внуках, но и здесь у него «полная осечка» вышла.

К Берлину отец и сын подошли разными путями и оказались поблизости, но встретиться не успели — 9 мая 1945 Анатолий был убит снайпером.

Заготовители на целине.

В Гремячем тем временем появились новые люди: два ражих заготовителя скота. Но Разметнов задержал их, заметив, что и ручки у приезжих белые, и лица не деревенские. Тут «заготовители» предъявили документы сотрудников краевого управления ОГПУ и рассказали, что ищут опасного врага, есаула белой армии Половцева, и профессиональное чутье подсказывает им, что он прячется в Гремячем.

После очередного партсобрания Давыдова подкараулила Варя, чтоб сказать: мать хочет выдать ее замуж, сама же она любит его, дурака слепого. Давыдов после бессонных раздумий решил осенью на ней жениться. А пока отправил учиться на агронома.

Через два дня на дороге были убиты два заготовителя. Разметнов, Нагульнов и Давыдов сразу же установили наблюдение за домами тех, у кого покупали скот. Слежка вывела на дом Островнова. План захвата предложил Макар: они с Давыдовым врываются в дверь, а Андрей заляжет во дворе под окном. После недолгих переговоров им открыл сам хозяин. Макар ударом ноги вышиб запертую на задвижку дверь, но выстрелить не успел. Возле порога полыхнул взрыв ручной гранаты, а следом загремел пулемёт. Нагульнов, изуродованный осколками, погиб мгновенно, а Давыдов, попавший под пулемётную очередь, умер на следующую ночь.

Выводы, к которым подводит читателя Шолохов

«Родинка» — полное содержание рассказа не может никого оставить равнодушным — заставляет по-настоящему задуматься о том, что в сложных условиях разрухи и непримиримой вражды люди ожесточаются, забывают о гуманизме и сочувствии. Автор не называет в этом, да и в других рассказах, правых и виноватых, так как в подобной ситуации их просто не может быть

Гражданская война стала общечеловеческой трагедией, о которой никогда не следует забывать — на это хочет обратить внимание читателя Шолохов. Родинка (анализ рассказа подводит к такому выводу) становится символом нерушимой кровной связи: у Николки она такая же, как у отца

Следовательно, в противостоянии героев (отец воспитал достойного сына) нет победителей, это изначально противоречит человеческой сущности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный мир
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: