Хлеб для собаки

Хлеб для собаки сочинение

Краткое содержание Тендряков Хлеб для собаки

Писатель вырос в тяжелое время сталинских репрессий — это наложило неизгладимый отпечаток на детские воспоминания, по мотивам которых было написано произведение «Хлеб для собаки». История происходила в маленьком поселке, где вырос автор. Этот период жизни оставил у Владимира неизгладимые впечатления.

Содержание книги наполнено жуткими картинами: репрессированный народ, отправленный отбывать срок на каторгу в Сибирь, не способный по состоянию здоровья пережить дорогу и не добраться до места ссылки, оставался погибать от голода и холода на глазах у местного населения в отдаленных местечках страны. Вид у этих несчастных был омерзительный и вели они себя как сумасшедшие. Люди старшего поколения проходят мимо убогих. Ребятишки же нет — с любопытством наблюдают за бедными, голодающими бродягами. Детки смотрят на бездомных до последнего их вздоха.  Приходилось следить за репрессированными начальнику станции, чтобы никто не убежал, его систематично проверял милиционер Ваня Душной.

Литератор описывает трагичный эпизод кончины каторжника, который из последних сил пытается держаться за дерево, чтоб не упасть. Он хочет жить. Автор использует приём антитезы для усиления восприятия повествования ломких, лучистых рук гладкому, сильному стволу берёзы.

Позже в рассказе возникает вопрос начальника станции, которому по службе приходится смотреть за «куркулями», он размышляет о том, что ждет детей сталкивающихся с таким жестоким обращением с бездомными людьми. Автор вспоминает свое детство, через что ему пришлось пройти и без прикрас описывает всю жестокость и черствость того времени.

Главный герой не прошел мимо этих униженных людей. Мальчику было совестно не голодать, поэтому украдкой помогал едой нуждающимся — каждый день делился. Недолго он мог кормить попрошаек, число их начало расти, бедолаги стали не давать герою проходу. Отец ребенка увидел, как его сын старается помочь ссыльным, но не заругал, хотя был очень строгим. Он просто предупредил, на всех не хватает даже у страны и отправил играть. Долгое время ребёнок реагировал на просьбы голодных, но вдруг что-то внутри перемкнуло. Володя разозлился, сердце забилось чаще от волнения, в глазах потемнело. Мальчик закричал, заругался, начал их прогонять. Попрошайки начали потихоньку уходить, а главный герой не мог остановиться.

Книга написана душевно, очень трагично! Эта история легко читается. Личная драма ребёнка написана простыми словами. Вчитываясь, чувствуешь глаза, наполненные слезами, невозможность повлиять на людские судьбы.

Этот юноша принял решение больше не подавать нуждающимся людям у своего дома, его стала мучить совесть. Начались бессонные ночи, он винил себя за жалость к врагам.

Неожиданно прибегает лохматая собака. Бездомный пёс предан своими хозяевами, скорее всего им самим есть уже ничего не осталось. Герой рассказа приобрел новый смысл в жизни, он стал заботиться о несчастном животном, которое никому не нужно. Володя понимает, что если он будет кормить этого пса, то будет иметь право сам есть и спокойно спать. Совесть мальчика мучила, но не так уже сильно.

Историю можно было бы и закончить, но автор добавил ещё один тяжёлый эпизод в рассказ. У смотрящего вокзала не было шансов выжить. Чтобы совесть не мучила, он пошел на самоубийство. Ведь он не нашел собаку нуждающуюся в его подачках.

Не простая история жизни у главного героя. Прочитав книгу, долго хранишь отпечаток в душе от тяжелого времени той эпохи, от безысходности, не возможности повлиять на ситуацию. Только возникает сочувствие и жалость в сердце читателя.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Краткое содержание

Одни из них так исхудали, что были похожи на скелеты с громадными, печально светящимися глазами. А иные так опухли из-за сильного голода, что их кожа, голубая от напряжения, кажется, вот-вот треснет. Им предопределено было умереть, и они тихо погибали в маленьком сквере, на глазах у жителей деревени.

Милиционер Ваня Душной следил за тем вот, чтобы из этого маленького сквера они никуда не выходили. Там они и лежали прямо на земле, тихо умирая. Взрослые пробовали держаться подальше от ужасного места, но малышей было нельзя удержать от “животной любознательности». С ужасом и жалостью они смотрели на страдальческий уход в небытие этих несчастных людей.

Управляющий станции, следя за детьми, не мог понять, какими людьми станут эти «зачарованные гибелью» малыши.

Володя, будучи добросердечным и чутким мальчиком, изумляется, как он не свихнулся от лицезрения погибающих без еды людей. Но объясняет себе это тем, что уже сумел привыкнуть к людским страданиям и очерстветь душой. Володя был сыном неплохо зарабатывающего рабочего, и поэтому не ведал, что такое голод.

Исхудавших до костей куркулей в деревне называли «шкилетниками», а тех, у кого были отеки, — «слонами». Как-то раз Володя стал очевидцем разговора между Дыбаковым и одним из шкилетников. Дыбаков нарвался на умирающего человека, лежащего в пыли , и уже хотел обойти эти “останки”, но человек пожелал поговорить с ним перед гибелью. Он не мог понять, из-за чего его обрекли на смерть от голода. «Правда ли за то, что у меня были две лошадки?», — спросил он, на что получил равнодушное согласие.

От вида этих жутких людей у Володи пропал аппетит, и, в отличие от брата, он почти перестал есть. Ему было жалко умирающих, которым приходилось от голода грызть древесную кору, но он осознавал, то это — народные враги, которые не заслуживают сочувствия.

По утрам конюх Абрам приезжал в березовый лесок на станции и забирал умерших людей. Тех, кто еще был жив, не трогал, а трупы укладывал на телегу, словно дрова. Так проходила их привычная деревенская жизнь.

Володе было тяжко понимать, что он был одним из немногих, кто никогда не голодал. Мальчишка решился делиться едой с теми, кто «очень-очень голоден «, даже если он должен был считать их врагами. Ему достаточно было пойти в березовый лесок и протянуть голодающим кусок хлеба. Но Володя понимал, что это нужно было сделать тайком.

У Володи получилось спрятать недоеденный обед так, что мать ничего не заподозрила. Придя в лесок, он нарвался на «одного из “слонов”, бродящих по деревне «. Володя дал ему остатки обеда, пообещав принести на следующий день новую еду.

На следующий день Володя тоже отнес всю недоеденную пищу на пустырь. Но отдать обещанную еду «слону» он не успел. Через дорогу перебежала больная искалеченная женщина по имени Отрыжка, уговаривая поделиться пищей с ней. Она хотела отнести еду своему голодному сыну. Володя отдал ей всю еду и возвратился домой, так и не дойдя до пустыря.

На следующий день мальчишка заметил знакомого “Слона”, стоящего у ворот его дома. Володя дождался возвращения матери и отнес нищему хлеба и картошки. У “Слона” мальчишка разузнал, что у Отрыжки не было сына. Она все выдумывала, лишь бы ей дали поесть.

Свидетелем беседы Володи и “Слона” был папа мальчугана. Володя любил его и испытывал гордость за своего отца — героя-революционера. Он страшно испугался, что отец будет считать его предателем, если выяснит, что он помогает “куркулям”. Но папа лишь отметил, что хлеба в государстве на всех не хватает и что так голодным не поможешь.

Совсем скоро Володя встрял в западню. Когда голодающие увидели доброту мальчугана, они начали приходить к его дому и просить дать им хлеба. С каждым днем их появлялось все больше и больше. И когда однажды они пришли целой толпой, и окружили мальчика, умоляя дать им поесть, с Володей случилась истерика. Он закричал на голодающих, прогоняя их прочь.

Так произошло “полное излечение” от ребяческой жалости. Однако совесть мальчика не могла успокоиться просто так. Как-то раз Володя приметил плешивую, истощавшую собаку, без всякого выражения на морде, и подумал, что нашел «самое несчастное и беспомощное существо в деревне «.

Мальчишка стал давать собаке хлеб, но собака не хотела брать пищу из его рук. Она хватала кусок хлеба только когда он бросал его на землю. Но Володя не и не ждал от собаки благодарности, ему было достаточно того, что он поддерживает жизнь другого существа и так зарабатывает себе “право на пищу и жизнь»…

Заканчивается рассказ документальным комментарием о том, за рубеж вывозили на продажу миллионы центнеров зерна, в то время как в собственной стране миллионы людей умирали от голода.

Самое голодное создание

Но вот в произведении появляется собака. «Неожиданно снизу, под крыльцом, как бы из ниоткуда появилась собака. У нее была взъерошенная на спине и боках, серыми клочками шерсть и тусклые пустынные, какие-то не промыто желтые глаза». Именно она оказалась самым голодным созданием в селе.

Герой находит в этом животном спасение. Начиная подкармливать этого голодного пса, мальчик осознает, что «не облезшую от голода собаку кормил я хлебом не ее, а свою совесть. Не могу сказать, чтобы моей совести настолько уж нравилась такая подозрительная еда. Моя совесть еще была воспалена, но не настолько сильно, чтобы быть опасной для жизни».

Тендряков смог передать не только свои воспоминания из детства, но и вызвать сопереживание и сострадание в душах читателей. Произведение показывает огромную пропасть между настоящим, живым участием человека и холодным идейным миром. Человечность сможет проявиться лишь в сочувствии, переживании, сострадании к определенному живому созданию.

Тендряков поставил читателей пред выбором: жить по совести, нравственным правилам, сопереживая и сострадая, либо заботиться лишь о собственном благосостоянии.

Произведение Тендрякова не позволяет читателю остаться равнодушным, и такие рассказы необходимы. Писатель пытается донести мысль, что любому человеку нужно отвечать за собственные поступки, быть внимательным ко всем живым созданиям и ответственным перед людьми и своей совестью.

Самое голодное существо

Человек, способный на сострадание, не может спокойно наблюдать чужую смерть. Он или поможет, или сойдет
с ума. В этом, пожалуй, главная мысль рассказа Владимира Тендрякова
. Мальчик начал подкармливать бродячую оголодавшую собаку. Он нашел
самое несчастное существо, которому едва ли кто-нибудь проникнется жалостью. Автор говорит: «Я кормил не собаку, а свою совесть».

Начальник станции, которого из-за фуражки прозвали «красной шапочкой», застрелился. Он каждый день ходил вдоль березового
скверика. Ему не пришла в голову мысль найти для себя несчастную собаку, дабы кормить ее
каждый день, тем самым успокаивая свою совесть.

События, описанные в рассказе, произошли в 1933-м. В этот год за границу было экспортировано около десяти миллионов центнеров зерна
. Только на Украине в разгар голода погибло от трех
до четырех
миллионов человек.

Рассказ «Хлеб для собаки» Тендрякова был написан в 1970 году. В его основу легли воспоминания писателя, детство которого пришлось на тяжелый послереволюционный период. Это было жестокое, немилосердное время, показанное сквозь призму детского восприятия.

Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Хлеб для собаки» по главам. Пересказ книги также будет полезен для читательского дневника.

Характеристика героев рассказа

Рассказчик

Рассказчик —  мальчик одиннадцати лет, от лица которого ведется повествование. Вырос в деревне в бедной многодетной семье, без отца. Способный, смышленый, но скромный и «диковатый», очень худой из-за недоедания, стесняется своего положения. В деревне его уважали, обращались к нему за помощью, а в райцентре он одинок, ни с кем из сверстников не сдружился.

Лидия Михайловна

Лидия Михайловна — учительница французского языка и классный руководитель главного героя-рассказчика, красивая молодая женщина примерно 25 лет, брюнетка с короткой стрижкой. Представляется герою утонченной и загадочной, под стать предмету, который преподает.

По словам героини, в детстве она была непослушным ребенком. Не похожа на «типичного учителя» того времени. Живет, по меркам эпохи, обеспеченно, имеет квартиру в «учительском доме». Добрая и сочувствующая, понимающая женщина.

Талантливый педагог и порядочный человек, уважает ученика, не смотрит на него свысока, относится по-человечески и стремится помочь, не унизив его и не демонстрируя своё превосходство, материальное, статусное и возрастное. Ради этого поступает «не педагогично», осознает свою вину, но человечность для неё оказывается важнее карьеры.

Василий Андреевич

Василий Андреевич — строгий директор школы, как педагог является противоположностью Лидии Михайловны.Он из тех учителей, кто добивается уважения через страх. Персонаж говорит громко, часто отчитывает учащихся. Любимое выражение «Что побудило тебя заниматься этим грязным делом?» – с этой фразой он обращается к провинившимся школьником. Вызов к нему «на ковер» напоминает допрос и часто заканчивается слезами учеников. По мнению героя, директор будто бы специально этого добивается.

Второстепенные герои

Эпизодические и фоновые персонажи — это учащиеся школы, жители деревни и райцентра, Распутин высвечивает типажи, создает ёмкие и яркие образы.

Мать рассказчика — деревенская женщина, одна воспитывает троих детей, волевая и достаточно умная, хотя образования не имеет и грамотой не владеет. Хорошая мать, отправляет сына в райцентр для его же блага, переживает за него, старается помочь, чем может, присылая продукты, а иногда и деньги.

Вадик — старший в компании игроков в «чику», признанный авторитет, семиклассник, рослый и крепкий, носит рыжую челку. При игре хитрит, это все понимают, но уличить не решаются. Отличается грубостью и жестокостью.

Птаха — одноклассник героя-рассказчика, пришел к ним в класс в начале третьей четверти. Ранее герой его не встречал. Оказалось, что Птаху оставили на второй год, но до января он школу не посещал. Описывается как «большеголовый, коренастый, стриженый под машинку». Дружит с Вадиком и потакает ему, не имеет собственного мнения, жесток и драчлив. «Птаха» — прозвище персонажа, личное имя в тексте не упоминается.

Тишкин — одноклассник героя, суетливый, робкий. Постоянно рвался отвечать, тянул руку, а когда вызывали, часто терялся у доски и молчал.

Тетя Надя — знакомая семьи главного героя, хозяйка квартиры, в которой он поселился, приехав в райцентр. «Крикливая и замотанная женщина», мать троих детей.

Федя — младший сын тети Нади, приводит героя в компанию игроков в «чику».

Дядя Илья — деревенский житель, пожилой мужчина, сосед семьи главного героя, прослыл прижимистым, скупым стариком, но когда герой помогает ему по таблице узнать о его выигрыше 400 рубелей по облигации, он отблагодарил его ведром картошки.

Дядя Ваня — деревенский житель, водитель, ездит на «полуторке», привозит мальчику продукты, которые передает мать.

Главный герой рассказа

Взрослые старались обходить это мрачное место. Детвора тоже не заходила, боялась, но любопытство, «зверушечье» какое-то, брало вверх, и они лезли на забор и оттуда наблюдали за происходящим. Их душил страх, брезгливость, они изнемогали от скрытой, и оттого невыносимо острой, пронизывающей жалости, но продолжали смотреть во все глаза. «Что же вырастет из таких детей? Любуются смертью…» — говорил начальник станции, бродящий по долгу службы по перрону.

Среди тех детей был и десятилетний мальчик Володька Тенков — главный герой рассказа «Хлеб для собаки». Анализ произведения поможет лучше понять тему, идею и проблематику произведения. Рассказ разворачивается как череда воспоминаний, следовательно, повествование ведется от первого лица — от имени этого мальчика. Уже взрослым он довольно долго удивлялся и не мог понять, как он, будучи ребенком, уязвимым, впечатлительным, с неокрепшей психикой, не заболел и не от того мрака и ужаса. Но далее он вспоминает, что душа его к тому времени уже была «обмозолена». Человек ко всему рано или поздно привыкает, смиряется. Вот и его душа привыкла видеть боль, страдания, публичные унижения «опрятных» людей от одного только голода. Впрочем, привыкла ли? Нет, скорее, выработала свой «защитный слой». Она страдала и бесконечно мучилась, но продолжала глубоко дышать, сопереживать и искать спасительные пути из безысходности.

Средства художественной выразительности

Анализируемое стихотворение включает в себя различные тропы.

  1. Очень яркими и выразительными являются эпитеты («времена златые», «в безмолвной тишине»).
  2. Созданию образа великой России способствуют метафоры ( «земные боги», «венчалась славою счастливая Россия» и другие).
  3. Также в произведении можно встретить олицетворения («каждый шаг в душе рождает», «чуть дышит ветерок» и другие.)
  4. Звукопись: В первой части при описании озарённого луной пейзажа используются аллитерации с сонорами «л», «н», «р».
  5. Лексика стихотворения – книжная, местами – архаичная. Даже для пушкинской эпохи упоминание о воинских кольчугах было анахронизмом.
  6. В создании эффекта торжественности поэту помогают анафоры (чуть слышится, чуть дышит – в 1-й строфе), инверсии (орел младой).

Благодаря такому разнообразию средств художественной выразительности у поэта получилось создать атмосферу величия в стихотворении.

Средства художественной выразительности позволили автору максимально точно передать настроение в стихотворении, а также раскрыть его основную мысль.

Хлеб для собаки анализ — Собаки и кошки

Спасибо большое братан ты мне очень помог

класс

Вы офигенный чувак!

Самый топовый расказщик

Классно надеюсь перескажу на 5

лучше моей учительницы рассказал

вы молодец, спасибо!

Спасибо) Пригодится на сочинение) 6 декабря)

Иван Новаковский удачи. Я тож пишу

молодчик

спасибооо большое ))

Красава, благодаря тебе на русском произведения смог привести, спасибо

и запоминается лучше

спс это помогает

Спасибо большое, у Вас самый хороший канал с пересказами.

Этот рассказ был на егэ по литературе

ахахха все перед егэ смотрят)00

Большое спасибо) Надеюсь, что пригодится завтра на ЕГЭ

Самый полезный канал на YouTube

спасибо большое. завтра экзамен, пересматриваю некоторые ваши видео. спасибо большое

Смысл названия рассказа

Заглавие, как ему и полагается, выделяет самую суть произведения, его конкретику, но понятно это становится только финале. Сама же фраза уже обладает своей атмосферной подачей. И ещё даже не зная толком о чём пойдёт повествование, начинаешь испытывать чувство жалости, сопереживания и даже вины.

Хлеб здесь олицетворяет не просто еду, а скорее ценность или дар. И поделиться хлебом означает что-то гораздо большее, чем просто кормление

Получается, что и собака, пусть и голодная, это образ (символ) чего-то более важного и значимого

О чём рассказ

К 1933-му году голодный мор в стране достиг своего пика. Истощённые жители городов и деревень из последних сил цеплялись за жизнь.

В небольшом посёлке вместе с семьёй проживает 10-летний Володя Тенков. Ответственная должность его отца позволяет им не испытывать нужду в пропитании. Но именно этот достаток становится причиной терзаний и душевных расстройств подростка.

В школу он еду брать боится, стесняясь осуждения и зависти.

Интересно: Смысл стихотворения Лермонтова — Ангел

Помимо жителей в посёлке, в берёзовом сквере возле станции обитают раскулаченные ссыльные, не доехавшие до места назначения. Старшие их и за людей не считают, называя южным словом «куркули», а молодняк бегает посмотреть на их предсмертные агонии. Человеческий облик эти личности давно утратили: извиваясь и корчась они обгладывают кору с деревьев или собирают мусор на дороге. Из-за навешенного ярлыка «врагов государства» никто им даже и не думает помогать.

В то же время именно их поведение и внешний вид заставляет мальчика ещё больше задуматься: какое право он имеет быть сытым, когда вокруг творится такое безумие. И разве не перестали они уже быть врагами?

Эти мысли сводят его с ума. Он еле ест, истерзанный внутренними противоречиями. В какой-то момент ему кажется, что выход найден: поделиться с «самым голодным».

Его попытка помочь кому-нибудь привела к тому, что он, наоборот, возненавидел эти полумёртвые, ползающие на коленях, c пузырящейся пеной у рта, тела. Больше он не пытался.

Душевные терзания и угрызения совести после этого никуда не делись, но добавилась ожесточённость.

И неизвестно, что бы стало с Володей если бы не одно событие.

Однажды он увидел возле крыльца собаку. А в ней то самое «самое голодное» существо и своё спасение.

Тема отзывчивости в рассказе

Голод везде

Главный герой, имени которого писатель не указывает, естественно, шокирован таким ужасным зрелищем. Однако он был в определенном роде подготовлен к таким событиям, прекрасно зная о том, что его сверстники тоже голодают.

Именно по этой причине он отказывался брать на школьные занятия обеды. Однажды он увидел картину, которую не смог забыть. Девушка, держа в руках, несла домой молоко, но случайно поскользнулась и банка разлетелась на части. Она упала на колени и начала горько плакать. А после вычерпывала ложкой из следа от копыта находящееся в нем молоко. Без жадности, не торопясь, с какой-то страшной смиренностью. Главный герой не понимал, что такое голод, однако ему довелось видеть, как сильно страдают от него окружающие.

Образы главных героев — муки человеческой совести

Главный герой рассказа маленький мальчик, которому было стыдно быть сытым, в то время как за его окном умирали от голода ссыльные. Он часто передавал им остатки своей пищи, но когда число нуждающихся и просящих непрерывно возрастало, у маленького ребенка случился эмоциональный срыв: он прогнал от своего двора людей, крича им вслед, чтобы больше не возвращались к нему.

Куркули ушли, а непреодолимое чувство стыда и жалости так и остались в душе маленького человека. Он воспринимал свой поступок как проявление той нечеловечности, которая была присуща людям, отправивших в ссылку невиновных.

Исцелить совесть мальчика, помогла собака, которая случайно забрела в его двор. Ребенок начинает кормить собаку хлебом, чтобы хоть как то загладить чувство вины он не смог помочь людям, то хотя бы заботится о таком же несчастном и потерянном живом существе.

Этому человеку повезло меньше, нежели мальчику, ему не встретилась собака, которую он смог бы накормить. Единственным выходом исцелить свою совесть для начальника стало самоубийство.

После прочтения рассказа, читателя еще долго не покидает чувство морального и духовного опустошения. Все ужасы того времени, мы словно переживаем вместе с героями. Читая рассказ, трудно поверить в то, что такие события происходили в цивилизованном двадцатом веке, а не на заре средневековья, однако это наша история, помнить которую священный долг каждого.

Рассказ «Хлеб для собаки» Тендрякова был написан в 1970 году. В его основу легли воспоминания писателя, детство которого пришлось на тяжелый послереволюционный период. Это было жестокое, немилосердное время, показанное сквозь призму детского восприятия.

Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Хлеб для собаки» по главам. Пересказ книги также будет полезен для читательского дневника.

Место и время действия

События, описанные в рассказе, происходят через три года после окончания второй мировой войны, в 1948 году, в Советском Союзе, на территории Иркутской области. Названий конкретных населенных пунктов не упоминается. Основной сюжет разворачивается в райцентре, который в тексте именуется «поселком», также описываются некоторые события, происходившие в деревне, откуда родом главный герой.

Из текста известно, что деревня стоит на реке Ангара. Вероятно, автор имел в виду населенные пункты, с которыми была связана его ранние годы: село Усть-Уда и деревню Аталанка Усть-Удинского района Иркутской области.

История создания

Эти поэтические строки написаны в 1828 году, известна даже более точная дата – 19 мая. В то время поэт пребывал в Петербурге. В печать стихотворение вышло с 1829 году – его выпустили в альманахе “Северные цветы”, но история создания этого стиха не ограничивается сухими фактами.

Черновой вариант стихотворения был значительно длиннее: в чистовике осталось только 16 строк из изначальных 36. Изменилось и название произведения, которое Пушкин изначально планировал назвать “Бдение” или “Бессонница”. Но в результате произведение получилось цельным и действительно читается без пауз, как и задумывал автор.

“Воспоминание” – произведение очень мрачное, что достаточно нехарактерно для пушкинской лирики. Объясняется это тем, что поэт находился под глубоким впечатление от расправы над друзьями-декабристами – теми, кому посвящено это стихотворение – и не мог избавиться от пессимистического настроя.

В. Тендряков: «Хлеб для собаки», или «Пища для совести»

Да, от мальчишеской жалости он излечился, но что делать с совестью? От неё невозможно избавиться, иначе — смерть. Он сыт, очень сыт, можно сказать, до отвала. Наверное, этих продуктов пятерым хватило бы, чтобы спастись от лютой голодной смерти. Он их не спас, он их жизни просто-напросто съел. Эти мысли не давали ему ни есть, ни спать. Но однажды к их крыльцу подошла собака. У неё были пустые, «немытые» глаза… И вдруг Володьку словно банным паром обдало: вот оно — самое голодное и несчастное существо в мире! И он начал её кормить: каждый день выносил ей кусок хлеба. Она схватывала его на лету, но так ни разу и не подошла к мальчику. Самое преданное человеку существо на земле так ни разу ему не доверилось. Но Володе и не нужна была эта благодарность. Не ободранного пса он подкармливал, а свою совесть. Нельзя сказать, что предложенная «пища» так уж нравилась совести. Она время от времени «хворала», но без угрозы смертельного исхода. На этом рассказ не заканчивается. В.Тендряков («Хлеб для собаки») включил ещё один эпизод, совсем маленький, но очень эффектный, можно сказать, от автора эмоциональное «итого».

В тот самый месяц совершил самоубийство тот самый прогуливающийся по перрону начальник станции. «Человек» и «недочеловек»: он переступил эту тонкую грань и не выдержал… Как он не догадался найти для себя какую-нибудь плешивенькую собачонку, чтоб отрывать от себя что-то и делиться этим каждый день? Вот она истина!

Ещё раз хочется напомнить, что статья посвящена рассказу В. Тендрякова «Хлеб для собаки». Краткое содержание не может отобразить в полной мере тот эмоциональный надрыв в душе маленького мальчика, описать его страх и вместе с тем безмолвный протест против существующего миропорядка. Поэтому прочтение произведения в полном объеме просто необходимо.

В начале произведения автор описывает воспоминания из детства, которые происходили в послереволюционную эпоху. Вспоминает, как он с ребятами, наблюдал в скверике смерть зажиточных крестьян, сосланных в Сибирь, которые так и не добрались до места назначения.

Владимир был из семью служащего, который получал хороший паек. Однако, мальчик знал, что быть не голодным это стыдно. Он, втайне от родителей, выносил остатки еды «куркулям». С каждым днем число попрошаек возрастало. Однажды, сорвавшись, мальчик прогоняет их.

Ночами Володя не может уснуть, потому что жалеет своих врагов. Как-то вечером, сидя с отцом на крылечке у дома, мальчик увидел собаку с пустыми желтыми глазами. У нее была неестественно взлохмаченная шерсть, отец объяснил, что шерсть выпадает от голода. Неожиданно появившаяся собака убегает.

Володя понял, что наконец-то нашел существо, которое нуждается в его помощи. На следующий день мальчик стал поджидать одинокую и голодную собаку у ворот. Собака появилась, он стал подзывать ее, маня куском хлеба. Изнеможенное животное долго не решалось подойти. После получаса уговоров собака все таки схватила хлеб и исчезла.

То же самое повторялось и в последующие дни, собака приходила, съедала брошенный хлеб, но не верила в искренние намерения мальчика и не сближалась с ним. Володя знал, что многие ссыльные питались собаками, видимо ей удалось от них сбежать, однако доверие к людям у нее исчезло навсегда.

Судьба каторжников

Содержание рассказа наполнено ужасными картинами. Осужденные жители страны, приговоренные к отбыванию срока на каторге в дальних уголках Сибири, по состоянию здоровья не были способны пережить долгую дорогу. Они не могли доехать до места ссылки и умирали от голода.

Внешний вид у этих людей был просто омерзительный. Они вели себя, словно сумасшедшие. Старики старались пройти мимо убогих, а дети с любопытством смотрели на бедных и голодных бродяг до самой их кончины. За репрессированными обязан был смотреть начальник станции. Чтобы они не сбежали, чиновника постоянно проверял милиционер.

Автор описывает трагический эпизод смерти каторжника, из последних сил пытающегося удержаться за дерево, чтобы не упасть на землю. Он стремится выжить. Писатель применяет прием антитезы, чтобы усилить восприятие книги, противопоставляет могучему стволу березы хрупкие руки бедняги.

https://youtube.com/watch?v=-i6wIyepIF4

Читательский дневник по рассказу «Хлеб для собаки» Тендрякова

Сюжет

Голодное лето 1933 г., поселок на севере. Семья 10-летнего Володи Тенкова сыта, его отец – начальник. В сквере мрут «куркули», раскулаченные мужики, не доехавшие в ссылку. Володя кормит самого несчастного доходягу – и свою совесть. Но он не в силах помочь всем, и в слезах гонит «шкилетников» от дома. Он дает хлеб собаке, ведь ее никому не жалко. Она ест – и он может есть. А начальник станции не нашел такой собаки – и покончил с собой.

Отзыв

Хлеб для собаки – символ совести. Мальчику стыдно есть, пока вокруг мучаются от голода. Помочь кому-то – заслужить право и самому что-то съесть в этот день. Тема голода в стране, раскулачивания, врагов народа, несправедливости, жестокости, равнодушия, лицемерия, семьи. Быть сытым, быть добрым – стыдно. Тема жертв времени: это и люди-куркули, и та же собака, и потрясенный жалостью и стыдом Володя, его одноклассники, и начальник станции. Рассказ учит милосердию, будит совесть, изображает страшные картины той эпохи, заставляет задуматься: а как я бы поступил на месте героя?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный мир
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: