Краткое содержание сказки салтыкова-щедрина гиена

Краткое содержание добродетели и пороки салтыкова-щедрина точный пересказ сюжета за 5 минут

Салтыков-Щедрин: сказки. Идейное содержание

Последняя сказка в нашем списке значительно богаче по своему идейному содержанию, чем две предыдущие. Это уже даже и не сказка, а философская притча с экзистенциальным содержанием. Правда, ее можно прочесть не только экзистенциально, но и психоаналитически.

Психоаналитическая версия.
Пискаря до смерти напугало чудесное спасение отца от кипящего котла. И эта травмирующая ситуация бросила тень на всю его последующую жизнь. Можно сказать, что пискарь изживал не свой страх, и его была прочерчена чужой, родительской фобией.

Экзистенциальная версия.
Начнем с того, что слово «премудрый» употребляется Щедриным в прямо противоположном смысле. Вся стратегия жизни пискаря учит тому, как жить нельзя. Он спрятался от жизни, не следовал своему пути и предназначению, поэтому прожил хоть и долго, но бессодержательно.

История создания

Сказка была написана в период, когда писатель трудился над циклом подобных произведений. Некоторые из них уже были опубликованы. История создания произведения тесно связана с особенностями общественного уклада второй половины XIX века. Либералы продолжали отстаивать идею равноправия, справедливого распределения трудовых обязанностей. Тем не менее, к интеллигентам, поддерживающие подобные взгляды, не относились серьезно, так как они красиво говорить умели, а реализовать свои идеи не могли.

1. История создания произведения.

Боясь цензуры, М.Е. Салтыков-Щедрин прибегает к иносказательной форме сказки для того, чтобы передать главную мысль и высмеять пороки самодержавия. Через сказочную форму писателю хотелось показать помещичье общество.

2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).

Как отмечалось, жанр сказки М.Е. Салтыков-Щедрин выбирает неслучайно. Это сказка сатирическая, так как целью писателя было высмеять общественные пороки. Произведение не похоже на назидание, оно похоже на едкую и очень сильную сатиру.

3. Название произведения и его смысл.

4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?

Повествование ведется от третьего лица, наблюдение ведется будто с высоты птичьего полета.

5. Тема и идея произведения. Проблематика.

М.Е. Салтыков-Щедрин отразил в своем произведении события 1860-х гг. Автор поднимает тему социального деления. Крестьяне терпят различные несправедливости от помещиков, которые не умеют жить самостоятельно. Весь этот класс совершенно ничего не умеет делать, помещики похожи на детей, которые не могут выжить в одиночку.

М.Е. Салтыков-Щедрин поднимает проблему неравенства. С этим связан и основной конфликт: тяжелые отношения между классами помещиков и крестьян.

Военная служба. Ссылка в Вятку

В 1845 году Михаил Евграфович оканчивает лицей и поступает на службу в военную канцелярию. В это время писатель увлекается французскими социалистами и Жорж Санд, создает ряд заметок, повестей («Противоречие», «Запутанное дело»).

В 1848 году в краткой биографии Салтыкова-Щедрина наступает длительный период ссылки – за вольнодумие он был отправлен в Вятку. Там писатель прожил восемь лет, сначала служил канцелярским чиновником, а после был назначен советником в губернском правлении. Михаил Евграфович часто ездил в командировки, во время которых собирал информацию о провинциальной жизни для своих произведений.

Гиена и стервятник

Жил в од­ной де­рев­не бо­гатый че­ловек. Дни свои он про­водил в ве­селье и удо­воль­ствии. Но ни­какое бо­гатс­тво не смог­ло за­щитить его от смер­ти.

Од­нажды бо­гач за­болел и умер. Родс­твен­ни­ки оп­ла­кали его и по­хоро­нили, а за мо­гилой сле­дить не ста­ли.

Не­дале­ко от мес­та, где был по­хоро­нен бо­гач, жи­ла ги­ена. Уви­дела она све­жую мо­гилу, по­чу­яла по­живу и ска­зала са­ма се­бе:

— Раз­рою-ка я зем­лю и на­ем­ся до­сыта. Не каж­дый день хо­ронят лю­дей. Кто зна­ет, ког­да еще вы­падет та­кой слу­чай.

Она тот­час при­нялась за ра­боту, и ры­ла зем­лю, по­ка не доб­ра­лась до тру­па.

А воз­ле са­мой мо­гилы рос­ло де­рево. На нем си­дел стер­вятник. Он уви­дел, что де­ла­ет ги­ена, и, ед­ва она соб­ра­лась прис­ту­пить к тра­пезе, зак­ри­чал:

— Эй, ги­ена! Ты дол­жна по­делить­ся со мной!

Ги­ена ис­пу­галась, пос­мотре­ла вверх и уви­дала стер­вятни­ка.

— Нет, — ска­зала она, — не ста­ну я с то­бой де­лить­ся. Я тру­дилась, а ты ни­чего не де­лал. Ни­чего те­бе не по­лага­ет­ся. Ни ку­соч­ка я те­бе не дам.

— Ах, так! — ска­зал стер­вятник, ко­торо­му вов­се не хо­телось от­ка­зывать­ся от по­живы. — Не по­делишь­ся доб­ром — уз­на­ешь, ка­кой у ме­ня клюв. — И он ки­нул­ся на ги­ену.

Ста­ли они драть­ся. Дол­го дра­лись, ник­то не хо­тел ус­ту­пать. На­конец ре­шили оба пой­ти к ца­рю этой стра­ны, что­бы он их рас­су­дил.

Так и сде­лали. Приш­ли к ца­рю и рас­ска­зали ему о сво­ей тяж­бе.

— Ты го­воришь, что всю ра­боту сде­лала од­на? — спро­сил царь ги­ену.

— Да, — от­ве­чала она.

— А ты го­воришь, что по­могал ей? — об­ра­тил­ся царь к стер­вятни­ку.

— Да, — наг­ло от­ве­чал тот.

— Мо­жете вы пред­ста­вить сви­дете­лей?

— Мо­гу, — ска­зала ги­ена. — По­левая мышь це­лый день бе­га­ет под этим де­ревом, она все ви­дела.

— Я то­же мо­гу пред­ста­вить сви­дете­ля, — ска­зал стер­вятник.

— При­веди­те их сю­да, — при­казал царь.

Но ги­ена поп­ро­сила ца­ря са­мого пой­ти к де­реву, по­тому что мышь ни за что не ста­нет уда­лять­ся от сво­ей но­ры. Царь сог­ла­сил­ся и вмес­те со сво­ими со­вет­ни­ками от­пра­вил­ся в путь.

А стер­вятник опе­редил их. Он ра­зыс­кал ле­тучую мышь и ска­зал ей:

— Под­твер­ди ца­рю, что я по­могал ги­ене рас­ка­пывать мо­гилу, не то я те­бя убью.

Вот при­шел царь и стал доп­ра­шивать сви­дете­лей. По­левая мышь под­твер­ди­ла, что мо­гилу рас­ка­пыва­ла ги­ена. А ле­тучая мышь уве­ряла, что все де­лал стер­вятник.

— Я ви­дела это ночью, — ска­зала она. — Я ноч­ное жи­вот­ное. Ночью я ле­таю, ус­таю, а днем мне на­до спать. Что бы­ло днем, я не знаю.

Царь за­думал­ся. Он не знал, кто же из них го­ворит прав­ду. Со­вет­ни­ки то­же пре­быва­ли в сом­не­нии. Тог­да бог Ма­хап­ра­бу сжа­лил­ся над ни­ми. И он ре­шил спор так, что­бы ни­кому не бы­ло обид­но: взял и ожи­вил по­кой­ни­ка.

Царь уви­дел, что мер­твец ожил, и очень об­ра­довал­ся, что ему боль­ше нет на­доб­ности ло­мать го­лову над этой тяж­бой. Он ве­лел вос­став­ше­му из мер­твых пос­ко­рей вер­нуть­ся в свою де­рев­ню. Тот так и сде­лал, вер­нулся до­мой, где его встре­тили об­ра­дован­ные родс­твен­ни­ки.

А меж­ду ги­еной и стер­вятни­ком с тех пор ус­та­нови­лась враж­да. И как уви­дят мер­твое те­ло, сра­зу на­чина­ют драть­ся.

«Дикий помещик» (1869)

У первой и второй сказки, рассматриваемой в настоящей статье, совпадают годы публикации. И это неспроста, потому что их роднит еще и тема. Сюжет этой истории совершенно обычен для Щедрина и оттого абсурден: помещику надоели его мужики, он посчитал, что они портят его воздух и его землю. Барин буквально обезумел на почве собственности и все молился Богу, чтобы тот его избавил от «вонючего» мужика. Крестьянам тоже было не слишком сладко служить у такого странного помещика, и они молили Бога, чтобы он их избавил от такой жизни. Бог пожалел мужиков и стер их с лица помещичьей земли.

Сначала у помещика все шло хорошо, но потом у него стали кончаться запасы еды и воды, и он с каждым днем становился все более диким. Любопытно и то, что первое время к нему приезжали гости и хвалили, когда узнавали, как он лихо избавился от этого ненавистного «запаха мужика» в воздухе. Одна беда: вместе с мужиком пропала из дома вся еда. Нет, мужик не ограбил барина. Просто сам русский аристократ по своей природе ни к чему не приспособлен и ничего не умеет.

Помещик все более дичал, а близлежащая местность все больше приходила в запустение без мужика. Но потом над ней пролетал косяк мужиков и высадил свой десант на эту землю. Снова появились продукты, снова жизнь пошла, как надо.

Помещик к тому времени ушел в леса. За изгнание мужика помещика осуждали даже лесные звери. Такие дела. Закончилось все хорошо. Помещика изловили в лесах, подстригли и даже научили снова пользовался носовым платком, но он все равно скучал по воле. Жизнь в поместье его угнетала теперь. Так можно закончить краткое содержание. Салтыков-Щедрин сказки создавал правдивые и наполненные моральным смыслом.

Оно практически совпадает с предыдущей сказкой о двух генералах. Единственное, что представляется любопытным, — это тоска помещика по воле, по лесам. Видимо, по мнению автора произведения, помещики сами бессознательно страдали от утраты смысла жизни.

Несколько интересных материалов

  • Чехов — Дом с мезонином Рассказ ведется от первого лица. Этим лицом был художник, приехавший на лето погостить к своему приятелю – помещику Белокурову в Т-ую губернию. Живописцу не хотелось трудиться
  • Одоевский Индийская сказка о четырёх глухих Невдалеке от деревни пастух пас овец. Было уже за полдень, и бедный пастух очень проголодался. Правда, он, выходя из дому, велел своей жене принести себе в поле позавтракать
  • Пушкин Сказка о царе Салтане Три девицы, вечерней порою занимались рукоделием, под непринужденную беседу. Каждая из них мечтала стать царицей и добиться определенных целей в жизни.
  • Пушкин — Бахчисарайский фонтан Когда-то в давние времена в Бахчисарайском дворце проживал хан Гирей. Он имел большой гарем, управляемый верным евнухом. Красой гарема считалась прекрасная грузинка Зарема.
  • Лесков

Весной Салтыков-Щедрин встретил гиену на улице

Гиена — это воплощение общественных пороков, корыстолюбия, лицемерия и злобы. Животное находится вне закона и берет на себя функции полицейского, прокурора и судьи, усугубляя угнетение и несправедливость в обществе. Встретив гиену на улице, Салтыков-Щедрин показывает, что подобные явления не только существуют, но и внедрены в каждодневную жизнь.

Автор подробно описывает внешний вид гиены, отмечая ее неприятное и уродливое внешнее обличье

Однако, помимо этого, Салтыков-Щедрин также обращает внимание на моральные качества гиены, которые сильно отличаются от общепринятых норм и ценностей общества

Встреча с гиеной ставит автора перед выбором — просто перейти мимо животного и забыть все или выпустить гиену на волю и позволить ей продолжать делать свое влияние на общество. Салтыков-Щедрин выбирает второй вариант, чтобы показать читателям негативные последствия таких явлений. Он призывает к противодействию и осуждает подобного рода пороки.

Сказка «Гиена» Салтыков-Щедрина укоряет и обличает тех, кто злоупотребляет своей властью, обогащается на чужом горе и поддерживает систему неравенства. Встреча автора с гиеной на улице — это символичный момент, который отражает неправду и коррупцию, присутствующую в обществе.

Другие варианты биографии

  • Во время обучения в лицее Салтыков-Щедрин публиковал свои первые стихотворения, однако быстро разочаровался в поэзии и навсегда оставил это занятие.
  • Михаил Евграфович сделал популярным литературный жанр социально-сатирической сказки, направленной на разоблачение людских пороков.
  • Ссылка в Вятку стала поворотным моментом в личной жизни Салтыкова-Щедрина – там он познакомился со своей будущей женой Е. А. Болтиной, с которой прожил 33 года.
  • Пребывая в вяткинской ссылке, писатель переводил труды Токвиля, Вивьена, Шерюеля, делал заметки о книге Беккари.
  • В соответствии с просьбой в завещании, Салтыков-Щедрин был похоронен рядом с могилой Ивана Сергеевича Тургенева .

Общий недостаток школьной программы

Когда писатель становится классиком, то его сразу начинают изучать в школах. Он вливается в школьную программу. А это значит, изучаются в школе и те, что написал Салтыков-Щедрин, сказки (содержание краткое чаще всего избирают для прочтения современные школьники). И это само по себе неплохо, но такой подход упрощает автора и делает его сочинителем двух-трех произведений. К тому же он создает стандартное и шаблонное человеческое мышление. А схемы обычно не располагают к развитию способности мыслить творчески. Чему в идеале должна учить школа.

Как этого избежать? Очень просто: после прочтения настоящей статьи и ознакомления с темой «Салтыков-Щедрин. Сказки. Краткое изложение сюжетного и идейного содержания» нужно в обязательном порядке прочесть как можно больше его произведений, которые находятся вне школьной программы.

Другие варианты биографии

  • Во время обучения в лицее Салтыков-Щедрин публиковал свои первые стихотворения, однако быстро разочаровался в поэзии и навсегда оставил это занятие.
  • Михаил Евграфович сделал популярным литературный жанр социально-сатирической сказки, направленной на разоблачение людских пороков.
  • Ссылка в Вятку стала поворотным моментом в личной жизни Салтыкова-Щедрина – там он познакомился со своей будущей женой Е. А. Болтиной, с которой прожил 33 года.
  • Пребывая в вяткинской ссылке, писатель переводил труды Токвиля, Вивьена, Шерюеля, делал заметки о книге Беккари.
  • В соответствии с просьбой в завещании, Салтыков-Щедрин был похоронен рядом с могилой Ивана Сергеевича Тургенева .

Ведение охоты

Для поимки добычи природа наделила гиен короткими задними и длинными передними лапами, что позволяет им развивать огромную скорость и преодолевать довольно большие расстояния не останавливаясь.

Как охотник животное во много превосходит по умениям львов. Ведут в основном ночную охоту преодолевая более семидесяти километров. В охоте млекопитающее просто выматывает свою жертву бегом на дальние расстояния. При этом пугая ее дьявольским смехом, переходящий в завывание. Когда жертва не в силах бежать, они перекусывают ей ноги тем самым окончательно обездвиживая ее. Поедают добычу живьем, а не как другие охотники предварительно удушают.

Слух, обоняние и зрение у них на самом высоком уровне. Например, запах падали они ощущают на расстоянии более четырех километров.

Примеры из сказок

В сказках в виде животных, птиц, рыб писатель описывал человеческие пороки:

  • лень;
  • жестокость;
  • жадность;
  • эгоцентризм;
  • рабство;
  • глупость.

Человека можно встретить реже. Но он всё-таки присутствует в произведениях. К примеру, газетчик-обманщик выражает недовольство, ведь правдивость начала обесцениваться. Легкомысленный читатель верит в это и оказывается в тюрьме, где умирает из-за болезни. А газетчик радуется!

  • Могут ли новые технологии заменить искусство итоговое сочинение

      

  • Думать о других сочинение

      

  • Сочинение рассуждение на тему какого человека можно назвать храбрым по тексту станюковича

      

  • И ночь и туман казалось мне были только затем сочинение

      

  • Сочинение по стихотворению батюшкова

«Дикий помещик» (1869)

У первой и второй сказки, рассматриваемой в настоящей статье, совпадают годы публикации. И это неспроста, потому что их роднит еще и тема. Сюжет этой истории совершенно обычен для Щедрина и оттого абсурден: помещику надоели его мужики, он посчитал, что они портят его воздух и его землю. Барин буквально обезумел на почве собственности и все молился Богу, чтобы тот его избавил от «вонючего» мужика. Крестьянам тоже было не слишком сладко служить у такого странного помещика, и они молили Бога, чтобы он их избавил от такой жизни. Бог пожалел мужиков и стер их с лица помещичьей земли.

Сначала у помещика все шло хорошо, но потом у него стали кончаться запасы еды и воды, и он с каждым днем становился все более диким. Любопытно и то, что первое время к нему приезжали гости и хвалили, когда узнавали, как он лихо избавился от этого ненавистного «запаха мужика» в воздухе. Одна беда: вместе с мужиком пропала из дома вся еда. Нет, мужик не ограбил барина. Просто сам русский аристократ по своей природе ни к чему не приспособлен и ничего не умеет.

Помещик все более дичал, а близлежащая местность все больше приходила в запустение без мужика. Но потом над ней пролетал косяк мужиков и высадил свой десант на эту землю. Снова появились продукты, снова жизнь пошла, как надо.

Помещик к тому времени ушел в леса. За изгнание мужика помещика осуждали даже лесные звери. Такие дела. Закончилось все хорошо. Помещика изловили в лесах, подстригли и даже научили снова пользовался носовым платком, но он все равно скучал по воле. Жизнь в поместье его угнетала теперь. Так можно закончить краткое содержание. Салтыков-Щедрин сказки создавал правдивые и наполненные моральным смыслом.

Оно практически совпадает с предыдущей сказкой о двух генералах. Единственное, что представляется любопытным, — это тоска помещика по воле, по лесам. Видимо, по мнению автора произведения, помещики сами бессознательно страдали от утраты смысла жизни.

Главные герои

Премудрый пискарь

«просвещенный, умеренно-либеральный», прожил больше ста лет в страхе и одиночестве.

Отец и мать пискаря

«Жил-был пискарь. И отец и мать у него были умные» . Умирая, старый пискарь учил сына «глядеть в оба» . Понял премудрый пискарь, что вокруг его подстерегают опасности – крупная рыба может проглотить, рак клешней перерезать, водяная блоха замучить. Особенно боялся пискарь людей – еще его отец однажды чуть в уху не угодил.

Поэтому пискарь выдолбил для себя нору, в которую мог попасть только он. Ночью, когда все спят, выходил прогуляться, а днем – «в норе сидел и дрожал» . Он недосыпал, недоедал, но избегал опасностей.

Как-то пискарю приснилось, что он двести тысяч выиграл, но, проснувшись, обнаружил, что у него из норы пол головы «высунулось» . Почти каждый день у норы его поджидали опасности и, избежав очередной, он облегченно восклицал: «Слава тебе, господи, жив!» ».

Боясь всего на свете, пискарь не женился и детей не имел. Он считал, что раньше «и щуки были добрее и окуни на нас, мелюзгу, не зарились» , поэтому его отец еще мог позволить себе семью, а ему «как бы только самому прожить» .

Прожил премудрый пискарь таким образом больше ста лет. Не было у него ни друзей, ни родных. «В карты не играет, вина не пьет, табаку не курит, за красными девушками не гоняется» . Уже и щуки начали хвалить его, надеясь, что пискарь их послушает и из норы выберется.

«Сколько прошло годов после ста лет — неизвестно, только стал премудрый пискарь помирать» . Размышляя над собственной жизнью, пискарь понимает, что он «бесполезный» и если бы все так жили, то «весь пискарий род давно перевелся бы» . Решил он вылезти из норы и «гоголем по всей реке поплыть» , но снова испугался и задрожал.

Мимо его норы проплывали рыбы, но никому не было интересно, как он до ста лет прожил. Да и премудрым его никто не называл – только «остолопом» , «дураком и срамцом» .

Пискарь впадает в забытье и тут снова привиделся ему давний сон, как он двести тысяч выиграл, да еще и «вырос на целых поларшина и сам щук глотает» . Во сне пискарь случайно выпал из норы и вдруг исчез. Возможно его щука заглотала, но «скорее всего — сам умер, потому что какая сласть щуке глотать хворого, умирающего пискаря, да к тому же еще и премудрого?» .

Сатира на дворянскую жизнь

Автор использует гротескное представление о дворянах, чтобы подчеркнуть их жалкую и бессмысленную жизнь. Он изображает дворянские собрания, где основной интерес представителей этого класса сводится к пустым спорам и обсуждению ничтожных проблем. Их претензии на знание и эрудицию обнаруживаются как высокомерие и хвастовство.

Салтыков-Щедрин обращает особое внимание на их эгоизм и безразличие к нуждам и страданиям других людей. В сказке показывается, что дворяне не способны различить истинное благо от бесполезных формальностей, а интересуются только своей собственной выгодой

Автор насмешливо изображает дворянское общество, позволяя нам увидеть повсеместное бездействие и праздность дворян, их напыщенность и попытки хвастаться своими преимуществами. Салтыков-Щедрин показывает, что дворяне живут под покровительством монархии и пользуются своим привилегированным положением, не делая практически ничего для общества.

Образ гиены, которая представляет дворянское общество, отражает их жадность и беспринципность. Она всегда готова проглотить все поединки и споры, безразлично к жертвам и страданиям, которые они могут вызвать. Сатира в сказке на дворянскую жизнь позволяет автору выразить свою негативную оценку этого слоя общества и вызвать улыбку и размышления у читателей.

Образец 2

Как и все сказки Салтыкова-Щедрина, «Рождественская сказка» написана вовсе не для детей. В ней нет волшебства и чудес, которые случаются перед Новым годом. Это печальная история десятилетнего мальчика Сережи, который не смог справиться с несоответствием того, что говорят взрослые, и жизнью, которой они живут на самом деле.

Начинается повествование с церковной проповеди батюшки на празднике Рождества

Он говорил о том, что самое важное в жизни – Правда. Она вечна. Ради неё Христос прошёл через муки и принял смерть

Поэтому люди должны жить по Правде. Помогать ближним, не ожидая от них ничего взамен, любить Бога и друг друга, искать Правду, и всегда её отстаивать

Ради неё Христос прошёл через муки и принял смерть. Поэтому люди должны жить по Правде. Помогать ближним, не ожидая от них ничего взамен, любить Бога и друг друга, искать Правду, и всегда её отстаивать.

Речь священника растрогала людей, но особенно она взволновала десятилетнего сына Марьи Сергеевны Русланцевой – местной небогатой помещицы. Она рано осталась вдовой и растила сына одна. Мальчик был смышлёный и спокойный, но впечатлительный. Вот и после рождественской речи батюшки он никак не мог успокоиться. Слова священника запали в детскую душу. Серёжа очень серьёзно воспринял призывы искать Правду.

Дома он всем заявляет, что отныне будет жить только по Правде. «Я верное слово себе дал! Умру за правду, а уж неправде не покорюсь!» В жизни много несправедливого, мальчик видит это. Разве можно забирать последнюю корову у бедного крестьянина даже за долги? Батюшка говорил, что ближнего надо защищать. И почему господа пьют чай и обедают в столовой, а прислуга на кухне? Это несправедливо!

Но мама и челядинцы Серёже рассказывают, что Правда бывает разная. Каждый по-своему её видит. Приводят примеры про то, что есть законы и их надо соблюдать. И про то, что доброта и Правда не должна быть бездумной. Совершая хорошие поступки для одного, можно сделать несчастным другого. Серёжу пытаются успокоить и отвлечь. Рассказывают, что он пока мал, его главная Правда — быть послушным и молиться за своих близких.

А батюшка так говорил, потому что в церкви нельзя по-другому. Сам священник тоже это подтверждает, объясняя, что праведные речи он обязан прихожанам говорить, «на то и церковь установлена».

Детская душа не может принять таких противоречий. Слова о Правде, которые на Серёжу так подействовали, оказываются просто словами. В жизни всё по-другому.

У мальчика открывается жар. Но даже в горячечном бреду он не может найти выхода из несправедливости. Сказка заканчивается трагически: мальчик умирает. Перед смертью он видит Христоса, свой символ Правды.

Салтыков-Щедрин мастер сатирических сказок, с помощью них он рассказывал обществу о нравственных проблемах. В этой сказке зашифрованы рассуждения автора о готовности общества что-то менять. Понимание несправедливости уже есть, но оно маленькое и слабое… Умрёт оно или окрепнет, зависит от самих людей.

Сказка учит читателя быть честным с самим собой. В жизни часто слова расходятся с делом. Да, и Правда у каждого своя. Но искать и бороться за неё нужно. Главное, делать это с умом.

Популярные сегодня пересказы

Сказка повествует об обычном гороховом стручке, в нем жили пять красивых сестричек горошин. Живя тихой и размеренной жизни, они мечтают повидать белый свет, который по ошибке горошинки считают зеленым.

По жанровой направленности произведение является торжественной проповедью священнослужителя, произнесенной им в одиннадцатом столетии, основная тема которой заключается в осмыслении места русской православной религии в историческом процессе.

Лев Николаевич Толстой – родился 28.08.1828 – умер 7.11.1910. один из великих писателей России. Мать писателя — династии Волконских, отец — из военных чинов. Жил и рос Лев Николаевич в огромной семье.

Как проанализировать сказку «Гиена» Салтыкова-Щедрина?

!

Анализ сказки Салтыкова-Щедрина «Гиена» не так уж и просто сделать. Это не совсем сказка, в ней нет как такового сюжета, это поучение, рассуждение или размышление на тему «Гиена и человек. Что сильнее: человеческое или гиенское». Поэтому главных героев тоже как таковых в этой сказке нет, только гиены как существа в общем и люди.

Автор часто упоминает в повествовании ученого Брэма, который описывал гиен. Глаза гиен он сравнивает с глазками ксендзов и чиновников. Очевидно автор под гиенами понимает людей, которые ведут себя не очень хорошо, пользуются слабостью других людей, запугитают их своим «воем и хохотом»:

Так нередко ведут себя чиновники и начальство: «нападают» именно на подчиненных. Но победить гиену вполне можно, ведь по словам автора:

Зачем автор так подробно описывает характер и повадки гиент? А чтобы показать людям, что не стоит бояться таких вод подлых и низких гиен-людей, ведь их можно победить, стоит лишь немного проявить смелости

Не нужно впадать в некоторый мистический страх и раболепие, мол гиена — это нечто сверхъестественное, чиновник — это нечто важное и ему обязательно нужно подчиняться

Главная мысль сказки «Гиена» указана самим автором в тексте такими словами:

Проще говоря добро обязательно победит зло. Не нужно падать духом, верить, что зло уже заполонило все, проникло во все сферы жизни, все испортило и изгадило, что искоренить его нельзя.

Салтыков-Щедрин, будучи искусным сатириком второй половины XIX века, освещал в своих произведениях главные вопросы современного общества. Его волновали взаимоотношения помещиков и народа, процветание бюрократии, зарождение капитализма. Особенности сказок Салтыкова-Щедрина заключаются в умении автора обличать буржуазное и крепостническое общество, рисовать страшные картины произвола, пустомыслия, предательства, взяточничества и двоедушия.

Общий недостаток школьной программы

Когда писатель становится классиком, то его сразу начинают изучать в школах. Он вливается в школьную программу. А это значит, изучаются в школе и те, что написал Салтыков-Щедрин, сказки (содержание краткое чаще всего избирают для прочтения современные школьники). И это само по себе неплохо, но такой подход упрощает автора и делает его сочинителем двух-трех произведений. К тому же он создает стандартное и шаблонное человеческое мышление. А схемы обычно не располагают к развитию способности мыслить творчески. Чему в идеале должна учить школа.

Как этого избежать? Очень просто: после прочтения настоящей статьи и ознакомления с темой «Салтыков-Щедрин. Сказки. Краткое изложение сюжетного и идейного содержания» нужно в обязательном порядке прочесть как можно больше его произведений, которые находятся вне школьной программы.

Сейчас уже никто не помнит, были ли когда-нибудь бараны вольными животными. Бараны во все времена служили человеку. Люди выводили разные породы рогатых животных. Одни шли на мясо

Описание и особенности

Выглядит она и впрямь непривлекательно. Тело длинное, шея мощная, неподвижная, морда несимпатичная. Передние лапы длиннее задних и кривые, поэтому она смотрится как бы сгорбленная. У нее на лапах по 4 пальца. Голова большая, уши небрежно обрублены от природы и практически без шерсти.

Глаза расположены косо, к тому же постоянно бегают и сильно блестят. Поэтому выражение у них пугающее. Хвост среднего размера, довольно пушистый, шерсть не гладкая, клочковатая, длинная, на спине щетина. Окрас темный, мрачноватый. Все тело покрыто пятнами или полосами неправильной формы. Все это создает животному довольно отталкивающий образ.

Гиена на фото — зрелище не очень эстетичное. С одной стороны, как и любое животное, ее интересно разглядывать. С другой же, смотреть на нее удовольствия не доставляет. Голос у нее действительно неприятный.

Иногда она издают короткие лающие звуки, тогда похоже, что она смеется. И от этого становится еще более жутко. «Адский хохот», говорят люди, услышав смех гиены. Существует выражение «хохочет, как гиена». Обычно это говорят о человеке, который зло смеется над собеседником. И от него не надо ждать ничего хорошего.

Слушать звуки гиены:

Этот зверь жаден, много и неопрятно ест, ходит, некрасиво прихрамывая. Зубы примечательно развиты: они расположены прямо, в одну линию, поэтому у нее широкая сплюснутая морда. Лоб маленький, чрезвычайно крепкие скулы, мощные жевательные мышцы, крупные слюнные железы, язык с бородавками. Вот такой облик у нашей героини.

Прибавим к этому, что гиена животное ночное. И теперь представьте, что вы встретили этого зверя, или стаю таких зверей где-то в пустыне. Понятно, почему они так пугали местных жителей. Тем более, что именно об этой хищнице говорят, что она выбирает слабых и беззащитных, больных и раненых, и нападает на них.

Человек за это и не любил ее. Ставил капканы, отравлял, уничтожал. Однако если эту хищницу ловили щенком, она быстро приручалась, становилась домашним животным, почти как собака.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный мир
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: