Кратко «гамлет» уильям шекспир

«гамлет», краткое содержание трагедии (в. шекспир)

Введение в сюжет и персонажи

Прежде чем изучить трагедию Вильяма Шекспира «Гамлет» в кратком содержании, нужно ознакомиться с основой сюжета. События развиваются в Эльсиноре — королевской резиденции, расположенной в Дании.

Недавно по всей стране прошла печальная новость — король мертв. Трон занят его родным братом, Клавдием. Перед своими подданными будущий король делает два заявления: о своей скорой коронации и вступлении в брак с королевой (вдовой его умершего брата). Эти новости расстраивают Гамлета, сына умершего короля. Его злит, с какой легкостью мама и дядя забыли о своей скорби.

Прежде чем приступать к рассмотрению сюжета, необходимо познакомиться с героями пьесы. Основные действующие лица «Гамлета»:

  1. Гамлет — принц, сын бывшего короля, племянник Клавдия. Умер от рук Лаэрта. Главный персонаж.
  2. Клавдий — король Дании. Убийца своего брата, прежнего короля. Взял в жены Гертруду, убит Гамлетом.
  3. Полоний — занимает должность главного королевского советника, погиб от рук Гамлета. Имеет дочь Офелию и сына Лаэрта.
  4. Лаэрт — сын Полония и брат Офелии. Занимается фехтованием, убит Гамлетом. Также является тем, кто убил Гамлета.
  5. Горацио — единственный настоящий друг принца.

Кроме главных персонажей в пьесе есть немало второстепенных действующих лиц, влияющих на сюжет. К ним относятся:

  1. Офелия — помешалась в результате кончины отца, погибла, утонув в реке. Она дочь Полония и сестра Лаэрта.
  2. Гертруда — королева Дании, вышла замуж за Клавдия, является матерью принца. Выпив вино, которое было отравлено королем, умерла.
  3. Призрак прежнего короля.
  4. Гильденстерн, Розенкранц — учились с главным героем в одном университете, были его товарищами и умерли по его вине.
  5. Фортинбрас — принц из Норвегии.
  6. Марцелл, Бернардо — несут офицерскую службу.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Солдатам ночных караулов у дворца датского короля две ночи подряд являлся призрак, похожий на недавно умершего короля. Узнав об этом, сын покойного монарха принц Гамлет решил удостовериться в этом. Встреча с призраком привела его в смятение — призрак поведал, что отца Гамлета отравил, влив яд спящему в ухо, его брат Клавдий, нынешний король. Призрак призвал Гамлета к мщению.

Гамлет решил притвориться безумцем, чтобы получить правдивое доказательство вины Клавдия. Тот, подозревая, что принц на самом деле не безумен, а с какой-то целью притворяется, послал к нему его друзей Гильденстерна и Розенкранца, чтобы они выведали, что на уме у Гамлета. Но тот понял истинную причину их приезда и стал на вопросы отвечать бессмысленными монологами.

В это время в город прибыла труппа бродячих артистов. Гамлет попросил их поставить пьесу «Убийство Гонзаго», немного изменив её сюжет, чтобы герой пьесы был убит таким же способом, как отец Гамлета. Король Клавдий поднялся и ушёл, когда увидел сцену убийства героя пьесы. Гамлет понял, что его отца убил именно Клавдий.

Вскоре принц увидел короля, преклонившего колени в молитве. Гамлет решил, что не будет сейчас его убивать, так как убитый во время молитвы попадёт в рай. Принц пришёл к королеве Гертруде, своей матери, ставшей женой Клавдия. Во время разговора с ней, Гамлет убил Полония, ближнего вельможу короля, который спрятался за ковром, чтобы подслушать разговор. Принц думал, что там прячется король.

Король, понимая, что Гамлет опасен для него, отослал его в Англию вместе с Гильденстерном и Розенкранцем за данью. Этим придворным он вручил письмо для английского правителя, в котором содержалось требование, чтобы он казнил Гамлета. Принц спас свою жизнь, подменив письмо.

Дочь Полония и возлюбленная Гамлета Офелия после смерти отца сошла с ума. Тем временем Гамлет возвратился в Данию. Сын Полония Лаэрт намерен отомстить за убийство отца. Король посоветовал ему вызвать принца на поединок на затупленных рапирах, но выбрать наточенный клинок и убить, как бы случайно. Лаэрт решил смазать свой клинок ядом, а король предложил дать принцу отравленное вино, если не удастся первый замысел.

Безумная Офелия утонула, намеренно либо случайно совершив самоубийство. Гамлет и его друг Горацио, не знавшие об этом, зашли на кладбище и неожиданно увидели похороны Офелии. Вскоре Лаэрт вызвал принца на поединок. Во время поединка они оба получили ранения отравленным клинком, а королева, ощутив жажду, выпила отравленное питьё.

Лаэрт, умирая, раскрыл Гамлету замысел короля. Принц убил Клавдия и умер сам. Королевский престол Дании перешёл норвежскому принцу Фортинбрасу.

Краткое содержание «Гамлета»

Сюжет произведения основывается на историческом предании, долгие годы циркулировавшем в среде интеллектуальной элиты и не раз ставившегося на сцене. Новаторство переработки Шекспира состоит в подчинении событий единству духовной драмы. Прояснить смысл «Гамлета» за авторством Шекспира можно, только кратко проследив и уяснив события пьесы.

Первые три акта

Действие начинает завязываться в тот момент, когда юный Горацио и стражники, Марцелл и Бернардо рассказывают Гамлету о виденном ими страшном явлении. Глубокой ночью перед стенами замка Эльсинор появляется призрак почившего монарха. Принц в урочный час присоединяется к караулу и узнает во вновь явившемся призраке своего отца. Тот открывает ему тайну своей смерти. Вероломный Клавдий убил его, во время полуденного сна влив в ухо яд, после чего сам стал королем. Гамлет потрясен услышанным. Его прежняя неприязнь к Клавдию, соблазнившему вдову своего монаршего брата, мать Гамлета, обращается в ненависть. Он клянется отомстить убийце отца, но все же терзается сомнениями. Чтобы проверить, правда ли за преступлением стоит Клавдий, Гамлет с помощью прибывшей в замок актерской труппы воспроизводит сцену убийства. От увиденного венценосный злодей приходит в сильное волнение, бледнеет и убегает, тем самым подтверждая подозрения Гамлета. Наедине с собой, подслушиваемый спрятавшимся принцем, король кается в своих преступлениях.

Тем временем принц притворяется безумным. Желая узнать причину сумасшествия сына, король и королева обращаются за советом к Полонию. Тот предполагает, что все дело в любви Гамлета к дочери сановника Офелии. Он предлагает проследить за сумасшедшим, чтобы удостовериться в этом. Гамлет, встретив поджидавшую его Офелию во дворе, заявляет, что все его клятвы в любви были ложью и советует ей идти в монахини. Раскусив козни Полония и прикрываясь своей личиной безумца, принц раз за разом высмеивает его. Клавдий, посчитав племянника опасным для общества, решает отправить его в Англию.

Четвертый акт

Гамлет объясняется с матерью, раскрывая перед ней преступление Клавдия и жестоко упрекая ее. В порыве гнева он убивает спрятавшегося за ковром в покоях королевы Полония. Узнав об этом, Клавдий пугается и ускоряет отбытие Гамлета за море, отдавая приказ англичанам, чтобы те умертвили сумасшедшего принца. Узнав о кончине своего отца, Полония, Офелия повреждается умом, вскоре после чего кончает с собой.

Последний акт

Гамлет отплывает по приказу Клавдия, но на пиратском корабле возвращается в Данию. Здесь его уже подстерегает Лаэрт, сын Полония, жаждущий отомстить за своего отца. По наущению Клавдия, Лаэрт соглашается смазать свою рапиру ядом и подготовить кубок с отравленным вином. Главный герой соглашается на поединок. В ходе сражения противники ранят друг друга. Наблюдавшая за битвой королева Гертруда пригубляет из отравленного кубка и умирает. Принц протыкает шпагой Клавдия, тот погибает. Друг за другом гибнут Лаэрт и Гамлет. Горацио, свидетель трагедии, пересказывает ее прибывшему в замок норвежскому принцу Фортинбрасу.

Акт третий

Сцена первая

Розенкранц и Гильденстерн сообщают королю, что им не удалось выяснить причину безумия принца. Клавдий и Полоний расставляют ловушку для Гамлета, когда он встречает Офелию.

Гамлет пытается понять, что останавливает человека от самоубийства, исполняя свой знаменитый пасьянс: «Быть или не быть?». Офелия хочет вернуть подарки принцу. Гамлет говорит девушке, что никогда не любил ее, и приказывает ей удалиться в монастырь.

Клавдий понимает, что Гамлет не сумасшедший и уж точно не влюблен. Он решает отправить принца в Англию для сбора налогов, надеясь защитить себя от опасности, которой угрожает его племянник.

Сцена вторая

Гамлет дает указания актерам и просит Полония пригласить королевскую чету на представление, а Гораций внимательно наблюдает за тем, какое впечатление пьеса производит на Клавдия.

Король и королева и их придворные готовятся к представлению. Гамлет кладет голову на руки Офелии. Актеры разыгрывают сцену убийства старого короля. В следующей сцене король-актер клянется королю-актеру, что после его смерти она никогда не выйдет замуж ни за кого другого. В сцене, где Луциан отравляет Гонзаго, король и его свита покидают зал.

Розенкранц просит Гамлета предстать перед матерью и снова пытается выяснить причину безумия своего друга. Полоний снова вызывает принца к королеве.

Сцена третья

Король приказывает Розенкранцу и Гильденстерну отвезти Гамлета в Англию. Полоний велит Клавдию спрятаться за ковром, чтобы подслушать разговор принца с матерью.

Царь пытается молиться, но он не знает, сможет ли он загладить грех братоубийства покаянием. Когда Гамлет застает убийцу своего отца на коленях, он не решается пронзить его мечом, потому что душа Клавдия отправится прямо на небеса.

Сцена четвёртая

Полоний просит королеву быть строгой с сыном и прячется за ковром. Гамлет груб со своей матерью. Гертруда в ужасе и считает, что сын хочет ее убить. Она просит о помощи. Полоний следует за ней. Гамлет прокалывает ковер, думая, что за ним прячется король. Полоний умирает. Принц говорит матери, что хочет пронзить ее сердце, если это еще возможно.

Гамлет стыдит свою мать за предательство. Королева, осознав свою вину, умоляет о пощаде. Гамлет видит привидение. Гертруда в ужасе и считает, что ее сын действительно сошел с ума. Призрак объясняет Гамлету, что явился, чтобы укрепить его решимость, и просит его утешить мать. Принц рассказывает королеве о призраке.

Гертруда признается сыну, что он вырвал у нее сердце. Гамлет просит свою мать встать на путь добродетели, а также сказать королю, что он не сумасшедший, а просто очень хитрый. Королева говорит, что она никогда не сможет этого сделать.

Главные герои и их характеристика

  • Гамлет – с самого начала пьесы интерес читателя сосредотачивается на личности этого персонажа. Этот «книжный» мальчик, как писал о нем сам Шекспир, страдает от болезни приближающегося века – меланхолии. По своей сути он является первым рефлексирующим героем мировой литературы. Кто-то может подумать, что он слабый, неспособный к действиям человек. Но на деле мы видим, что он силен духом и не собирается покоряться тем проблемам, которые обрушились на него. Его восприятие мира меняется, частицы былых иллюзий превращаются в прах. От этого появляется тот самый «гамлетизм» — внутренний разлад в душе героя. По натуре своей он мечтатель, философ, но жизнь вынудила его стать мстителем. Характер Гамлета можно назвать «байроническим», ведь он максимально сосредоточен на своем внутреннем состоянии и довольно скептически относится к окружающему миру. Он, как и все романтики, склонен к постоянному сомнению в себе и метаниям между добром и злом.
  • Гертруда – мать Гамлета. Женщина, в которой мы видим задатки ума, но полное отсутствие воли. Она не одинока в своей утрате, но почему-то не пытается сблизиться с сыном в момент, когда в семье произошло горе. Без малейших угрызений совести Гертруда предает память покойного мужа и соглашается выйти замуж за его брата. На протяжении всего действия она постоянно пытается оправдать себя. Умирая, королева понимает, насколько ошибочным было её поведение, и каким мудрым и бесстрашным оказался её сын.
  • Офелия – дочь Полония и возлюбленная Гамлета. Кроткая девушка, любившая принца до самой своей смерти. На её долю тоже выпали испытания, которые она не смогла вынести. Её безумие — не наигранный ход, придуманный кем-то. Это то самое сумасшествие, которое наступает в момент истинного страдания, его невозможно остановить. В произведении есть некоторые скрытые указания на то, что Офелия была беременна от Гамлета, и от этого осознание её судьбы становится вдвойне тяжелее.
  • Клавдий – человек, который убил родного брата, ради достижения собственных целей. Лицемерный и подлый, он все же несет тяжкое бремя. Муки совести ежедневно пожирают его и не дают в полной мере наслаждаться правлением, к которому он пришел столь ужасным способом.
  • Розенкранц и Гильденстерн – так называемые «друзья» Гамлета, которые предали его при первой же возможности неплохо заработать. Без промедлений они соглашаются доставить послание, в котором говорится о смерти принца. Но судьба приготовила для них достойное наказание: в результате они погибают вместо Гамлета.
  • Горацио – пример настоящего и верного друга. Единственный человек, которому принц может довериться. Они вместе проходят через все проблемы, и Горацио готов разделить с другом даже смерть. Именно ему Гамлет доверяет рассказать свою историю и просит его «подышать ещё в этом мире».

Смерть Гамлета

Могильщики роют могилу и шутят между собой. Медленно приближается похоронная процессия во главе с королем и королевой. Это хоронят Офелию. Лаэрт притворно заламывает руки, бросается в могилу и просит похоронить его вместе с сестрой. Гамлет не выдерживает фальши. Между молодыми людьми вспыхивает ссора. Их разнимает король. Он напоминает Лаэрту о предстоящем поединке.

Гамлет и Гораций остаются одни. Принц рассказывает другу о содержании письма, в котором Клавдий просил убить его. Воспользовавшись печатью отца, ему удалось подменить послание. Теперь его должны вручить норвежскому королю предавшие его друзья.

Появляется приближенный короля Озрик, который сообщает о споре Клавдия о том, что Гамлет сумеет победить в поединке Лаэрта. Принц соглашается принять участие, но предчувствует ловушку. Перед боем он просит прощения у Лаэрта. Король ставит на стол кубок с отравленным вином.

Во время поединка Лаэрт ранит Гамлета. По правилам турнира они обмениваются оружием. Принцу удается ранить соперника. Гертруда выпивает вино из кубка за победу сына и немедленно умирает. Раненый Лаэрт признается в предательстве. Разгневанный юноша убивает отравленным клинком короля и умирает сам.

Кратко изложить пересказ пьесы по актам можно в читательском дневнике. Содержание трагедии Шекспира в сокращении можно использовать для сочинения, доклада о творчестве драматурга или творческой работы.

Акт четвёртый

Сцена первая

Королева рассказывает Клавдию об убийстве Полония. Король просит Розенкранца и Гильденстерна позаботиться о принце и отнести его тело в часовню.

Сцена третья

Гамлет насмехается над королем, говоря, что Полоний находится в ужине, где его едят черви, и на небесах, куда могут попасть слуги короля, чтобы найти то, что нужно королю. Наконец, принц признается, что спрятал тело на лестнице в хижине.

Клавдий посылает своих слуг найти Полония и говорит Гамлету, что тот должен отправиться в Англию ради собственного блага. Король, оставшись один, считает, что благодарный британец должен отдать свой долг, убив датского принца.

Сцена четвёртая

Фортинбрас посылает солдат, чтобы сообщить датскому королю о проходе норвежской армии через его территорию. Норвежский капитан объясняет Гамлету цель похода его военачальника — кусок польской земли, который ничего не значит. Принц удивляется, что двадцать тысяч человек гибнут за честолюбие другого, а он, сын убитого отца, не может решиться на справедливую месть.

Сцена пятая

Первый дворянин рассказывает королеве о безрассудстве Офелии. Гораций считает, что лучше принять девушку, чтобы она не смущала мужчин. Прибывшая Офелия поет странные песни и оплакивает своего отца. Король просит Горация присмотреть за безумной дочерью Полония.

Лаэрт, тайно вернувшийся из Франции, возглавляет толпу, которая провозглашает его королем. Клавдий клянется, что он невиновен в смерти Полония. Вид безумной Офелии вызывает у Лаэрта еще большую жажду мести. Девушка дарит цветы всем присутствующим.

Король предлагает Лаэрту собрать своих мудрейших друзей, чтобы обсудить вину Клавдия в смерти Полония.

Сцена шестая

Матросы передают Горацию письмо от Гамлета. Принц сообщает своему другу, что его захватили пираты, и просит передать письма королю и поспешить к нему на помощь.

Сцена седьмая

Король объясняет Лаэрту, что не наказал Гамлета из любви к королеве и страха перед толпой, которая предаст датского принца мученической смерти.

Гонец приносит Клавдию письмо от его племянника, в котором тот пишет, что приземлился голым в Датском королевстве и просит аудиенции. Лаэрт просит короля позволить Гамлету вернуться, чтобы наказать его за убийство отца. Король интересуется, до какой степени Лаэрт готов это сделать. Сын Полония обещает убить Гамлета, обмакнув острие его шпаги в ядовитую мазь

Король решает принять меры предосторожности и готовит для поединка отравленный кубок

Королева приносит весть о смерти Офелии, утонувшей в реке, в которую она упала, когда развешивала венки на прибрежной иве.

В чем суть концовки

Смысл «Гамлета» проясняется в его концовке. В поединке с Лаэртом утверждается бесстрашная, благородная натура принца. Однако в обмен на реализацию своего человеческого потенциала, герой принимает неизбежную смерть: он, как и Лаэрт, виновник мести, отринувший жизнь в угоду чести. Перед гибелью юноши мирятся друг с другом, признают в противнике достоинство. Вероломный Клавдий и сластолюбивая Гертруда умирают, принимая заслуженную кару за свои деяния. Когда последним испускает дух Гамлет, смысл произведения достигает своего апогея в диалоге принца с Горацио и обещанием последнего хранить память друга. Горацио повествует о трагедии Фортинбрасу, который тоже был признан Гамлетом достойным человеком.

Смысл «Гамлета», если кратко заключить вышеизложенное, состоит в превосходстве духа над слабостями плоти. Вместо приятной, но лишенной чести и достоинства жизни, герои предпочитают мучительную смерть во исполнение долга.

Особенности композиции и жанра

Гамлет» относится к жанру трагедии

Однако важно учитывать театральность пьесы. Автор видит мир как сцену, а всю жизнь — как театр

Это был творческий взгляд Шекспира и его особый взгляд на явления, которые окружают человека.

Драмы автора традиционно относят к культуре барокко. Последний характеризуется мрачностью, смертью и пессимизмом. Эти характеристики можно увидеть в произведениях английского драматурга.

Композиционная структура представлена повествованием о жизни главного героя. Каждая часть пьесы полностью раскрывает личность Гамлета и сопровождается изменениями в его поведении. Со временем события разворачиваются таким образом, что читатель чувствует постоянное напряжение, которое не ослабевает даже после смерти персонажа. Логическая цепочка представлена следующим образом:

  1. Завязка. Главный герой встречает призрак убитого отца. Он завещает сыну отомстить за свою смерть. В этой части произведения Гамлет сталкивается с подлостью и людским предательством. С этого момента начинаются душевные терзания персонажа. Жизнь теряет для него всякий смысл.
  2. Развитие действия. Гамлет решает притвориться душевнобольным, чтобы обмануть дядю и узнать правду о смерти отца. Затем герой случайно убивает советника короля Полония. Принц сознает, что он исполнитель воли Господа.
  3. Кульминация. Герой, благодаря уловке с пьесой, убеждается в том, что король убил его родителя. Клавдий осознает опасность, исходящую от племянника, поэтому принимает решение избавиться от него.
  4. Гамлета отправляют для казни в Великобританию. В это же время Офелия, лишившись рассудка, трагически гибнет.
  5. Развязка. Принц избегает казни, однако ему приходится вступить в бой с Лаэртом. Основные действующие персонажи умирают в этой части.

В «Гамлете» есть несколько главных героев. Краткое описание каждого из них помогает читателю лучше узнать их:

  1. Клавдий — датский король. Похоронив брата, тут же связал себя узами брака с его женой. Коварный и умный мужчина, врун и лицемер по натуре. Он использует близких для различных интриг. Впоследствии от его действий гибнут невинные люди. Правителя мучает совесть за содеянное, поэтому герой не может спокойно жить.
  2. Лаэрт — сын королевского советника, брат Офелии, безвольная и бесхарактерная личность. Верой и правдой служит Клавдию, выполняет все поручения правителя. Погибает от отравленной шпаги в сражении с Гамлетом.
  3. Офелия — возлюбленная главного персонажа, дочь Полония. Добродушная героиня, оказавшаяся марионеткой в руках короля. Девушка невольно действует против любимого. Сходит с ума после гибели отца, заканчивает жизнь самоубийством.
  4. Гамлет — принц Дании. Молодой человек возвращается на родину из-за внезапной гибели отца. Много времени проводит за размышлениями о смысле бытия, удача повсюду сопутствует герою. Юноша всем сердцем влюблен в Офелию, все усилия направляет на месть за смерть короля.
  5. Горацио — верный друг главного героя, преданный и надежный юноша. Помогает Гамлету реализовать его планы. В конце произведения хочет умереть с товарищем, но тот завещает ему нести правду в народные массы.
  6. Полоний — советник Клавдия, организатор всех козней во дворце, преданно служит королю. Гамлет убивает мужчину, когда он подслушивает разговор героя с матерью. Из-за королевских интриг гибнет вся его семья.
  7. Гертруда — мать принца. Умная, но в то же время слабовольная героиня, идет на поводу у новоиспеченного короля, принимает активное участие в заговоре против Гамлета. Испив отравленного вина, понимает правоту сына.
  8. Розенкранц, Гильденстерн — университетские друзья принца. Предают Гамлета, становясь шпионами короля. Сопровождают юношу на корабле с поручением убить его. Однако судьба распоряжается иначе — наследник престола спасается, а они погибают.

Образ и биография Гамлета

В основе сюжета пьесы лежит жажда отмщения принца датского действующему королю Дании, Клавдию, за убийство своего отца. Гамлет прибывает из Виттенбергского университета на похороны отца. В это же время друзья принца, несущие по ночам караул, встречаются с призраком, называющим себя умершим правителем. Юноши сообщают об этом Гамлету, и вскоре герой сам видит привидение.

Молодому человеку удается поговорить с ночной тенью, которая ведает следующее: короля отравил Клавдий, когда правитель мирно отдыхал в саду. Призрак молит сына отомстить за него. Гамлет решает притвориться сумасшедшим, чтобы вывести дядю на чистую воду. При этом персонаж продолжает скорбеть о потере отца — его страдания усугубляет предательство матери, Гертруды — сразу после кончины мужа женщина вышла замуж за его брата Клавдия.

Первой подозревать о безумстве Гамлета начала Офелия, дочь Полония, прислуживающего новому королю. Вскоре новость о том, что принц сошел с ума, долетела и до Клавдия. Но монарха не так просто провести, он отправляет друзей юноши — Розенкранца и Гильдестерна — выяснить, по-настоящему ли безумен племянник. Цель подосланных товарищей Гамлет тут же раскрывает, поэтому продолжает играть в умалишенного.

Приезд в город артистов вдохновляет героя на новую «проверку» виновности Клавдия. Гамлет просит труппу вставить в пьесу «Мышеловка» стихи собственного сочинения об убийстве короля его братом. Присутствующий на представлении муж Гертруды не выдерживает прямого указания на вину и покидает театр, тем самым выдав преступление. Принца Гамлета приглашает в покои королева, возмущенная поведением сына. Во время разговора тот ошибочно принимает спрятавшегося за ковром Полония за короля и пронзает его шпагой.

Потрясенный убийством отца, из Парижа приезжает Лаэрт. Дома юношу ожидает еще один сюрприз — с ума сходит его сестра Офелия. Клавдий решает уничтожить Гамлета руками разгневанного Лаэрта, придумав хитрую идею: отпрыск Полония встретится с принцем в поединке, в котором поразит его отравленным мечом.

Перед поединком правитель для верности ставит на стол кубок с вином и ядом, чтобы дать выпить Гамлету. В этом представлении суждено было умереть всем: Лаэрт ранил противника, при смене рапир принц датский нанес смертельный удар ядовитым мечом Лаэрту и королю, королева же случайно выпила отравленное вино.

При анализе произведения литературоведы дают вполне конкретную характеристику герою. Главный персонаж трагедии становится мизантропом, потому что оставаться филантропом, храня при этом честь, в таком обществе невозможно. По соционике тип личности Гамлета — этико-интуитивный экстраверт: нетерпимый к злу романтик склонен к бесконечным рассуждениям, сомнениям и колебаниям, сосредоточен на глобальных проблемах человечества. Задается вопросами, достойны ли люди счастья, в чем смысл жизни, есть ли возможность искоренить зло.

Гуманиста, человека нового времени, его терзает необходимость отомстить. Но решения даются Гамлету с трудом, потому как он не уверен в том, что мир изменится к лучшему с уходом Клавдия. Да и убийство сравняет его с теми, кто на «темной стороне». Героя ждут сплошные разочарования, даже в любви. Он приходит к выводу, что человек — существо слабое перед злом. Не может смириться с несправедливостью, но и найти силы на решительные шаги тоже непросто.

Философская суть «Гамлета» — трагедия конфликта высокой личности с обществом, где процветают ложь, предательство и лицемерие. Рассуждения принца говорят о внутренней борьбе, герой разрывается между чувством долга и своим мировоззрением. А знаменитый монолог «Быть или не быть» не просто отражает вопрос всех времен: что проще — смириться с несчастьями и продолжать жить или же прекратить душевные страдания смертью. На первый план выводится вопрос о выборе: бороться с несправедливостью или же бездействовать.

Сочинения

Вечность проблем трагедии «Гамлет»История создания трагедии В. Шекспира «Гамлет»Трагедия Шекспира «Гамлет»«Быть или не быть?» — главный вопрос пьесы «Гамлет» В. ШекспираГамлет — идеальный герой своего времениПроблемы добра и зла в трагедии Шекспира «Гамлет»Любил ли Гамлет ОфелиюМонолог «Быть или не быть?» — высшая точка раздумий и сомнений ГамлетаПроблема выбора в трагедии Уильяма Шекспира «Гамлет»Характеристика образа Гертруды в трагедии Шекспира «Гамлет»Характеристика образа Полония в трагедии Шекспира «Гамлет»Личность ГамлетаХарактеристика образа Лаэрта в трагедии Шекспира «Гамлет»Трагедия «Гамлет» (1600-1601)Добро и зло в трагедии Шекспира «Гамлет»Вечные трагедии человечества (По трагедии У. Шекспира «Гамлет»)«Гамлет»: проблемы героя и жанраГамлет как носитель гуманистических идей эпохи возрожденияТрагичен ли образ ГамлетаВ чем трагедия Офелии«Гамлет» одно из самых великих произведений мировой драматургииТрагедия “Гамлет”Конфликт трагедии «Гамлет»Чем близок нам Гамлет сегодняГлавные образы трагедии В. Шекспира «Гамлет»Мои размышления над образами Печорина и ГамлетаПроблема выбора в трагедии «Гамлет»Место действия и время трагедии «Гамлет»Характеристика образа Клавдия в трагедии Шекспира «Гамлет»\»Он человек был — человек во всем; ему подобных мне уже не встретить\» (по трагедии Шекспира \»Гамлет\»)Гамлет — личность обращенная к будущемуВечные трагедии человечестваЛегенда о Гамлете из датской летописи и ее переосмысление ШекспиромДатский римлянин образ Горацио тень Гамлета«Гамлет принц датский» произведение искусства и человеческой гениальностиТворчество Шекспира отличается своей масштабностью — чрезвычайной широтой интересов и размахом мыслиПоэтическая трагедия «Гамлет»Зазеркалье принца Гамлета потусторонний мир в трагедииТрагедия «Гамлет» ее философско моральные мотивыГамлет наш современникЭтот мир «Гамлета» значение второстепенных героевМастерство драматургической композиции трагедии «Гамлет»Образ Гамлета. Предварительные замечанияВызов, брошенный всему миру (по трагедии У. Шекспира «Гамлет»)«Гамлет» трагедия главного герояГамлет и его высокое понятие о честиГамлет сценический и Гамлет внутреннийВ чем для нас тайна ГамлетаНевидимые лица трагедии. Отец ГамлетаГамлет и Дон КихотНовый взгляд в будущее (по трагедии У. Шекспира «Гамлет»)«Гамлет» У. Шекспира — Трагедия разбуженного сознанияЯ исповедую ГамлетаОбраз Полония в трагедии Шекспира «Гамлет»Содержание «Гамлета» и вытекающие из него идейные проблемыСудьба и жизнь. Два короля Гамлет и КлавдийСцена на кладбище в трагедии «Гамлет»Завязка трагедии «Гамлет»Определите главные морально-философские мотивы трагедии Вильяма Шекспира «Гамлет»Трагедия «Гамлет» Уильяма ШекспираЗначение «Гамлета» в духовной истории человечестваДеление действия на пять частей в трагедии «Гамлет»Образ Горацио и его роль в трагедии «Гамлет»Что вкладывает Гамлет в понятие «человек»В чем сходство и в чем различие образов Гамлета и ПечоринаГамлет герой Шекспира«Вечные» вопросы в трагедии В. Шекспира «Гамлет»Понимание образа Лаэрта в трагедии «Гамлет»Трагический конфликт принца ГамлетаРазличие между видимостью и сущностью в трагедии «Гамлет»Поэтический взгляд на мир в трагедии «Гамлет»Развязка трагедии «Гамлет»Женские образы в трагедии У. Шекспира «Гамлет»Загадка сюжета трагедии «Гамлет»Художественный образ ГамлетаПроблема Добра и Зла в трагедии В. Шекспира «Гамлет» (Второй вариант)Что вкладывает Гамлет в понятие «человек» (по пьесе В. Шекспира)Многогранность шекспировских характеров образ ОфелииФилософская глубина «Гамлета»Наш современник Вильям ШекспирЭпическое лирическое драматическое в трагедии «Гамлет»Проблема Добра и Зла в трагедии В. Шекспира «Гамлет» (Первый вариант)Образы Горацио и Фортинбраса. Их значения для понимания финала трагедииТрагедия разбуженного сознанияЛюбовь и безумие Офелии (по трагедии У. Шекспира «Гамлет»)Одинокость главного героя в трагедии Шекспира «Гамлет»Соотношение мести и справедливости в трагедии У. Шекспира «Гамлет»

Проблемы

Проблематика, освещенная в «Гамлете» очень широка. Здесь темы любви и ненависти, смысла жизни и назначения человека в этом мире, сила и слабость, право на месть и убийство.

Одна из главных – проблема выбора, с которой сталкивается главный герой. В его душе много неуверенности, он в одиночестве долго размышляет и анализирует все происходящее в его жизни. Рядом с Гамлетом нет никого, кто смог бы помочь ему принять решение. Поэтому он руководствуется лишь собственными моральными установками и личным опытом. Сознание его разделяется на две половины. В одной живет философ и гуманист, а в другой, человек, который понял суть прогнившего мира.

Его ключевой монолог «Быть или не быть» отражает всю боль в душе героя, трагедию мысли. Эта невероятная внутренняя борьба изматывает Гамлета, навязывает ему думы о самоубийстве, но его останавливает нежелание совершать ещё один грех. Его все больше начала волновать тема смерти и её тайна. Что там дальше? Вечная тьма или продолжение страданий, которые он терпит при жизни?

История создания

Как большинство трагедий английского драматурга, «Гамлет» по сюжету является литературной обработкой исторических событий, произошедших в Дании и изложенных в трудах историка Саксония Грамматика.

Прообразом главного персонажа является принц Амлет, сын короля Ютландии Горвендила и королевы Геруты. В момент гибели отца наследник был очень мал. Став взрослым, он вынужден был притворяться безумным, чтобы скрывать от окружающих свой ум.

Убивший правителя Фенгомон несколько раз пытался разоблачить принца. Однажды он подослал к нему влюбленную в Амлета девушку, но она предупредила его об измене. Второй раз он подстроил разговор наследника с матерью. В результате беседы принц убил спрятавшегося советника Фенгомона и добился от королевы признания в заговоре против отца. В пьесе автор отходит от первоначального источника:

  1. Герута влюбляется в Фенгомона на свадьбе. Вспыхнувшее чувство является причиной убийства старого короля.
  2. Прибывший в Англию Амлет изменяет приказ родного брата правителя Ютландии, повелевшего убить сопровождавших принца придворных, на обручение с английской принцессой. По сюжету трагедии Гамлету не удалось добраться до Англии.
  3. Согласно историческому источнику, вернувшийся на родину наследник совершает убийство дяди и матери. У Шекспира гибель каждого персонажа закономерна и служит разрешением определенной философской или нравственной проблемы.

Чтобы узнать подробности сюжета по главам, произведение следует читать или слушать полностью.

Смысл

Основная идея трагедии заключается в поиске смысла бытия. Шекспир показывает человека образованного, вечно ищущего, обладающего глубоким чувством эмпатии ко всему, что его окружает. Но жизнь вынуждает его столкнуться с истинным злом в различных проявлениях. Гамлет осознает его, пытается разгадать, как именно оно возникло и почему. Его потрясает факт того, что одно место может так быстро превратиться в ад на Земле. И акт его мести заключается в том, чтобы уничтожить зло, проникшее в его мир.

Основополагающей в трагедии становится мысль о том, что за всеми этими королевскими разборками стоит великий перелом всей европейской культуры. И на острие этого перелома возникает Гамлет – новый тип героя. Вместе со смертью всех главных героев рушится веками сложившаяся система миропонимания.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный мир
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: