М.А. Шолохов «Донские рассказы»: краткое содержание главы «Алешкино сердце»
Главный герой рассказа – небольшой мальчик, которому едва исполнилось четырнадцать лет. Но по своему физическому развитию он слаб и совсем не выглядит на свой возраст. И все это потому, что его семья уже давно голодает. От недоедания у него умерли близкие родственники: мать и сестра. Алексей старается бороться за жизнь, но дается ему это сложно, так как его сестру просто убили из-за похлебки. Алексей видел, как люди перестают быть человечными и гуманными, и это его страшит.
Чудовищна история гибели сестры Алеши. Полька была настолько голодна, что решилась залезть в чужой дом, чтобы найти хоть какую-то пищу. Макарчиха, хозяйка хаты, не стала терпеть воришку и, размахнувшись, ударила утюгом по голове. Из-за этого Полька умерла. А ведь эта женщина когда-то купила дом у этих детей всего лишь за кружку молока и несколько пригоршней муки.
После смерти сестры Лешка голодал уже пять месяцев. Но он все-таки еще пытался выдержать испытание и выжить. Ему некуда было идти: дом был продан, и мальчик страдал от холода. Тогда он пошел в наемные работники, но ничего и тут не получал, кроме побоев. Умер Лешка, спасая ребенка, которым хотели прикрыться бандиты.
Сейчас читают
Жанровая направленность произведения представляет собой короткий сказочный рассказ о природе. Главной героиней рассказа является зима, представленная в образе злой старухи, отличающейся суровостью и морозным холодом.
Творческая жизнь Тургенева являлась очень сложной. Эту книгу автор написал, когда впервые поехал в губернию Калуги в 1856 году. В книге автор написал свои многолетние размышления о взаимодействии человека с природой.
В Афинах было три главных сочинителя трагедий — Эсхил, Софокл и Еврипид. Старший был могучий и великий, средний ясный умом, Еврипид же отличался особой напряженностью и парадоксальностью
Опера известного композитора начинается с момента, когда прислуга Графа Альмавивы парикмахер Фигаро должен был жениться на камеристке Сюзанне
Вы хотите зарегистрироваться?
Первый бой с появления жеребёнка
Месяц спустя конная часть вступила в бой с казачьей сотней. Когда пошли в атаку, Трофим безнадёжно отстал: кобылица стояла и ждала, пока её догонит жеребёнок. Солдат разозлился, сгоряча хотел пристрелить обузу, выпустил в жеребёнка целую обойму патронов, но ни разу не попал — видно, рука дрогнула.
После боя солдаты заночевали в степи. На рассвете к Трофиму подошёл эскадронный и попросил уничтожить жеребёнка. Вид у того уж очень мирный, домашний, и из-за этого у эскадронного во время боя руки дрожали, и врагов рубить он не мог. Трофим промолчал, накрылся шинелью и, «подрагивая от росной сырости», мгновенно уснул.
Трагические страницы братоубийственной войны в рассказах Шолохова
Раскол казачества на Дону, конфронтация красных и белых
Особенности авторской позиции в «Донских рассказах» выделяют сборник из общей массы произведений других советских авторов на эту тему. Шолохов отходит от традиционного описания батальных событий: в сюжетах не показаны боевые подвиги, торжество побед и горечь поражений. Описания событий гражданской войны в «Донских рассказах» грубо-натуралистические и откровенные, в центре повествования почти всегда человек, остервеневший от горя, измученный войной, воспринимающий насильственную смерть, как естественный процесс. Советские критики осуждали писателя за натуралистические подробности в описании смерти или голода, но он отказывался исправлять эти «недостатки». Шолохов считал, что не следует облагораживать сущность гражданской войны высокими идеями, надо писать правдиво, чтобы показать отвратительную сторону братоубийственной бойни.
В молодой литературе страны Советов красных изображали борцами за правое дело, а белых – врагами народа. Герои в рассказах Шолохова, и красные, и белые, устали от кровопролития, им надоело воевать, они испытывают отвращение к войне, которую автор воспринимает как национальную трагедию. Шолохов не дает пояснений происходящим событиям, описывая страшные картины войны, он предоставляет возможность делать выводы самостоятельно.
Где происходили события, описанные в рассказах, понятно из названия сборника. Вся жизнь Михаила Шолохова была связана с донскими землями, он хорошо знал уклад жизни крестьянско-казачьего мира. Казаки являлись особым сословием, они были вольными землепашцами и состояли на военной службе, получали жалование от властей. Одним из первых законов, принятых большевиками, стал Декрет о земле. Зажиточные казаки были исконными владельцами войсковых земель, которые значительно превышали земли неказачьего населения Дона, потребовавшего после революции земельного передела. Казаки встали на защиту своих вековых интересов, атаманом белого движения избрали генерала П. Краснова. На подавление восставших белоказаков были направлены части Красной армии, сторону которой приняла часть казаков, поверивших лозунгам равенства, свободы и братства. Казачество раскололось на две враждебные стороны, было втянуто в кровопролитное противостояние белых и красных.
Лазоревая степь
В следующем рассказе «Лазоревая степь» писатель описывает историю жизни стареющего пастуха по имени Захар, от лица которого ведется повествование в новелле. Вся жизнь деда Захара проходит в службе крепостным в поместье местного пана, после смерти которого усадьба переходит в собственность его сына, жестокого, безжалостного, дикого человека, в прошлом охранявшего в Сибири каторжан.
Во время революционных преобразований молодой пан лишается своего имения, но, озлобившись, собирает казачье войско и изгоняет с собственных земель взбунтовавшихся крестьян, над которыми приказывает совершить жестокую расправу. Среди плененных казаками крестьян оказываются внуки деда Захара, Аникей и Семен, которых старик пытается уберечь от верного гибели.
Однако пан соглашается простить изменщиков лишь при условии их искреннего раскаяния. Мужчины не соглашаются прогибаться под властью хозяина и оказываются расстрелянными вместе с женой Семена, присутствующей при казни мужа. Аникей, принявший три пулевых выстрела, выживает, несмотря на последующий проезд по раненому телу конной повозки, но лишается обеих конечностей ног. Последующая жизнь крестьянина-инвалида становится для него мучительной, поскольку мужчина переживает отсутствие возможности трудиться в полную человеческую силу, выполняя жизненное предназначение на родной земле.
Чужая кровь
Завершающим произведением в сборнике является рассказ «Чужая кровь». В нем рассказывается про одиноких стариков. Дедушка Гаврила и его супруга не дождались с войны любимого сына Петра. О его смерти им сообщил вернувшийся в отпуск Прохор.
Старик плохо относится к новой коммунистической власти и не хочет выполнять указы продкомиссаров, которые отвечают за сбор продовольствия для фронта. Далее, между казаками и красноармейцами завязывается перестрелка, после которой дед обнаруживает в собственном дворе тяжело раненного большевика Николая.
На протяжении многих месяцев, несмотря на различия в идеологии, супруги выхаживают красноармейца. Они привязываются к нему, словно к собственному сыну, и называют его именем погибшего ребенка. Оправившись от пулевого ранения, большевик остается жить в их семье. Он воспринимает Гаврилу как названного отца и помогает тому вести домашнее хозяйство.
Однако через некоторое время на имя Николая приходит письмо, в котором его приглашают на работу на предприятие в родном городе. Мужчина долго не думая покидает Гаврилу и возвращается на старое место проживания. После этого у семейной пары вновь наступают серые и безрадостные будни.
В рассказах Михаила Шолохова простым, но очень ярким языком описаны многочисленные ужасы, происходящие во время боевых действий. В маленьких трагедиях простых людей он смог показать общее настроение всего народа в трудный период войны с белогвардейцами. После ознакомления с пересказом цикла стоит прочитать весь перечень произведений автора в полной версии.
Родинка
В рассказе «Родинка» изображается молодой восемнадцатилетний командир конного эскадрона Николай Кошевой, происходящий из казачьей семьи. Герой отличается казачьей смелостью, удалью, а также имеет уникальную родинку в виде голубиного яйца, расположенную на ноге. Писатель представляет Николая, уставшего от военных действий, повидавшего многочисленную гибель людей, кровь, мечтающего об окончании войны и поступлении в учебное заведение.
Однако пока мечтам Кошевого не суждено исполниться, поскольку гражданская война продолжается и поступает новый приказ об уничтожении банды восставших казаков. Во время жестокого боя Николай погибает от острой шашки казачьего атамана, который решается получить в качестве трофея обувь с убитого красноармейца. Сняв сапог с ноги юноши, атаман видит приметную родинку в виде голубиного яйца, которая приводит его к мучительным слезам, поскольку в убитом бойце атаман узнает собственного родного сына. Не выдержав потери от своих рук собственного ребенка, мужчина решает покончить с жизнью, выстрелив себе в голову.
Основные персонажи
«Донские рассказы» Шолохова представляют читателю образы простых персонажей. Они не обладают философскими мыслями и не делают поэтических рассуждений. Однако остаются при этом обычными людьми с большим внутренним миром.
В рассказах Михаила Шолохова можно встретить таких главных героев:
- Николай Кошевой — командующий эскадроном, молодой и решительный парень;
- Шибалок — обычный красноармеец, который вырастил ребенка в походных условиях;
- Алешка — отзывчивый и очень добрый мальчик, сирота;
- Нахаленок — дерзкий и любопытный 8-летний паренек;
- Степан — 50-летний мужчина, который кормит огромную семью;
- Трофим — средних лет красноармеец, рискнувший своей жизнью, чтобы спасти маленького жеребенка;
- Дарья — возлюбленная Шибалка, оказавшаяся вражеской шпионкой;
- Макарчиха — злющая соседка, которая из-за пищи может убить ребенка;
- Синицын — добрый мужчина, занимающий должность замполита и спасший Алешку от гибели.
Анализ рассказов
«Донские рассказы» Шолохова, краткое содержание которых можно найти в этой статье, вполне реалистичны. В них автор старается рассказать о войне, но делает это правдиво. Нет никакой романтики в том, что происходит на Гражданской, и Шолохов об этом открыто заявляет. Но зато донской писатель видит красоту в другом, показывая, как красив казачий народ, его речь, жизнь и быт.
Михаил Александрович создавал свои рассказы для того, чтобы читатель смог задуматься о смысле жизни, о том, что несет война и о том, что каждый человек делает для того, чтобы она не повторилась. Поэтому эти шолоховские произведения актуальны и для современного общества.
Стоит прочитать их, так как Шолохов в «Донских рассказах», краткое содержание которых представлено в данной статье, демонстрирует главный и важный урок о том, что нельзя забывать историю, которая создавалась смертью и кровью. Автор постоянно напоминает читателю, что в любых ситуациях необходимо оставаться человеком.
Анализ 2
Произведение является одной из составных частей сборника небольших новелл писателя, изданного под названием «Донские рассказы».
Сюжетная линия рассказа повествует о событиях, происходящих в период кровопролитной гражданской войны на территории Придонья.
Главными персонажами произведения представляются обыкновенный служивый по имени Трофим, воюющий на стороне Красной армии, и родившийся в условиях жесточайшей борьбы маленький безымянный жеребенок.
Повествование рассказа строится на контрастном приеме противопоставления, выраженном во взаимоотношениях человека, поставленного в трудные военные условия, окружающей природы и людской совести.
Жеребенок появляется на свет в неурочное время ожесточенных боев и по приказу командира Трофим обязан избавиться от внезапно обнаружившейся обузы, пристрелив малыша
Однако мужчина, понимая важность и необходимость данного поступка, не в состоянии осуществить казнь беззащитного жеребенка. Именно поэтому ребенка боевой кобылы оставляют в отряде, хотя он является тяжелой обузой для солдат. Однако при переправе отряда через широкую реку, слабый жеребенок попадает в беду, поскольку ему не хватает сил добраться до берега и ему на помощь приходит Трофим, спасший малышу в который раз жизнь
Но, ощутив под ногами землю, Трофим оказывается застреленным белогвардейским офицером, наблюдавшим сцену спасения животного
Однако при переправе отряда через широкую реку, слабый жеребенок попадает в беду, поскольку ему не хватает сил добраться до берега и ему на помощь приходит Трофим, спасший малышу в который раз жизнь. Но, ощутив под ногами землю, Трофим оказывается застреленным белогвардейским офицером, наблюдавшим сцену спасения животного.
Рассказ поднимает проблематику важных нравственных заповедей, которые исчезают в человеке, оказавшемся в условиях военных действий, калечащих людей и делающих из них черствых, бездушных, каменных, бесчувственных существ. При этом с появлением в их жизни крохотных, беззащитных животных, несмотря на жестокость и грубость внешних обстоятельств, в людях пробуждается надежда об обретении радости, счастья, спокойствия и мира, а душа их наполняется добром и любовью.
Финал в виде трагической гибели главного персонажа является символичным, поскольку смерть Трофима представляется продолжением жизни маленького жеребенка, которому человек сохранил будущее.
Несмотря на краткость повествовательного содержания рассказа, писатель мастерски описывает историю о сложных взаимоотношения человека и животного, ради которого Трофим совершает героический поступок ценой собственной жизни тем самым демонстрируя истинный человеческие качества в виде милосердия, сострадания, великодушия.
Судьба решена
Вскоре Трофим, словно оправдываясь, сбивчиво рассказывал командиру, как странно вела себя в последнее время его кобыла. Эскадронный был непреклонен: «Пристрелить». Так категорично, впрочем, как и полагалось на войне, принимается решение о судьбе только родившегося существа – отмечает Михаил Шолохов.
Жеребенок должен был дожить лишь до рассвета, поскольку рано утром Трофим направился к конюшне с винтовкой. По дороге он поздоровался с мирно сидящим на крыльце эскадронным – тот пытался сплести половник для вареников. На вопрос командира: «Идешь жеребенка ликвидировать?» ничего не ответил и, махнув рукой, пошел дальше.
Минута, две – но выстрела так и не последовало. Вскоре из-за угла конюшни появился Трофим. Он был смущен – пишет Шолохов. Жеребенок – краткое содержание последовавшего между эскадронным и Трофимом разговора сводилось к тому, что винтовка неисправна – остался жить. «Кончится война – на нем еще… пахать», — рассудил командир.
Вариант 2
Гражданская война – это одно из самых страшных событий, время от времени возникающее на нашей планете. Это период, когда для людей рушатся все их многолетние и даже многовековые порядки, вокруг царит беспорядок и хаос и, что само страшное, брат идёт на брата с оружием. Шолохов Михаил Александрович, великий писатель, обладатель Нобелевской премии по литературе, в своём произведении «Тихий Дон» детально показал весь ужас и трагедию гражданской войны.
Гражданская война в России начала 20 века породила ужасные вещи: террор, экономический упадок, социальную деградацию. В это время общество разделилось на две части: на белых и красных. Первые мечтали вернуть старые порядки, сохранить устои казачества и веру в бога, вторые же хотели разрушить старый мир, построив новый, лучший. Помимо них, существовали и бандиты, которые грабили, убивали и насиловали без какой-либо идейной цели. Это показывает, насколько гражданская война размывает рамки морали и человечности.
Гражданская война – это время, в которое в душе многих происходят метания. Это связано с тем, что людей буквально вынуждают жить и участвовать в том ужасе, в котором они находятся. Семья Мелеховых всегда жила относительно спокойно, история их дома ничем не отличалась от историй других казаков, они вместе вели быт и поддерживали друг друга в сложных ситуациях, однако, когда пришла война, каждый был поставлен перед выбором: за кого быть. Григорий Мелехов, главный герой, например, так и не смог определиться, он метался от красных к белым и обратно. Так и не найдя своего пути, он вернулся домой и понял, что ничего этого ему было не надо. Мужчине необходим был только дом и семья. Ужасы гражданской войны сломили Григория. В начале он страдал от того, что убил австрийца, а потом убийства стали рядовыми случаями.
Шолохов осуждает эту войну. Его герои, которых ни с чего начинает окружать почти что ад на земле, не понимают, что им нужно делать, а главное – во имя чего. Умирают беззащитные дети, сгорают родные хаты, и всё это для простых людей не имеет смысла и конечного результата. Молодые парни становятся солдатами, лишаясь простых радостей: счастья, юности и любви. И если в войне с другими государствами вся страна, движимая духом патриотизма и любовью к Отечеству, объединяется против врагов, то в гражданской эта же самая страна раскалывается на части и уничтожает себя изнутри. А это гораздо серьёзней и трагичней.