Краткое содержание Деревенский пожар Салтыков-Щедрин
Вы здесь: Критика24. Деревенский пожар краткое содержание Салтыков-Щедрин М. В деревне Софонихе в июне, в разгар пахоты, случился пожар. Все взрослые были в поле, поэтому деревня выгорела дотла. Крестьяне потеряли все имущество и стали нищими. К счастью, не погиб скот.
Анализ сказки Деревенский пожар Салтыкова-Щедрина Анализ сказки Деревенский пожар Салтыкова-Щедрина сочинение Произведение представляет собой сочетание бытового очерка с сатирическим сказанием, состоящих из двух частей, о типичных суровых буднях русского крестьянства. Сюжетная композиция первой части сказки состоит из описания реалистичной картины произошедшего в деревне пожара, в которой писатель выражает всю глубину трагического несчастья простого люда, не скрывая авторского сочувствия к произошедшему. Пожар уничтожает все деревенские строения, погибает несколько местных жителей, в том числе и дети, но домашний скот остается нетронутым огнем, поэтому в душах деревенских жителей остается надежда на восстановление в будущем собственных жизней. Во второй части композиция раскрывает социальный контраст существующего общества в виде сатирического изобличения образов доброй помещицы и сельского батюшки, изображенных писателем как подлинное лицемерие, фальшь и практическая бесплодность, пытающихся при помощи денег успокоить расстроенных, горюющих людей.
2 часть. Последыш
Глава 1
Странники добрались до Волги. Вокруг шла веселая косьба. Странники увидели, как чудный старик куражился над крестьянами. Он заставил разметать богатырский стог. Ему показалось, что сено не досохло. Это оказался князь Утятин. Удивились странники, почему так ведут себя крестьяне, если им давно уже дана вольная и вотчина принадлежит не князю, а им. Влас объясняет товарищам, в чем дело.
Глава 2
Помещик был очень богат и важен. Он не поверил, что отменили крепостное право. Его хватил удар. Приехали дети, их жены. Все думали, что старик помрет, а он выздоровел. Испугались наследники отцовского гнева. Одна из барынь сказала, что крепостное право вернули. Пришлось уговорить крепостных продолжать вести себя как раньше, до вольной. Пообещали заплатить за все причуды родителя. Приказы князя были настолько смешны, насколько нелепы. Один из стариков не выдержал и высказал князю. Его было приказано наказать. Уговорили Агапа пить и кричать так, как будто его бьют. Напоили до смерти старика, к утру умер.
Глава 3
Крестьяне, веря в обещания наследников, ведут себя как крепостные. Князь Последыш умирает. Но обещания никто не выполняет, земли, обещанные, не переходят к крестьянам. Идет судебная тяжба.
«Поносительное зрелище»
Накануне казни всем видным московским дворянам были разосланы приглашения. Им следовало явиться и наблюдать позорное зрелище. Из исполнения приговора императрица сделала настоящий спектакль. Обычно такой метод применяют для устрашения и усмирения непокорных. Это значит, что Екатерина II знала — не все дворянство на ее стороне. Тогда она не имела еще большой власти. Именно для противников императрицы, которая для всех была всего лишь немецкой женой немецкого же императора, было устроено показательно дело.
В октябре 1768 года Дарью Салыткову привязали к столбу на Красной площади. Над ее головой читалась надпись «душегубица и мучительница». После «поносительного зрелища» Салтычиха была доставлена в Иоанн-Предтеченский женский монастырь для пожизненного заключения в подземной камере без дневного света и человеческого общения. Жесткий режим продлился одиннадцать лет, потом осужденную перевели в пристройку к храму.
Вынесение приговора
По итогам следствия удалось выяснить, что Дарья Салтыкова (Салтычиха) была повинна в смерти тридцати восьми крестьян и «оставлена в подозрении» по поводу смерти еще двадцати шести человек. Сенаторы не вынесли конкретный приговор, так что решение принимала сама императрица Екатерина II. Екатерина несколько раз изменяла приговор. Всего существовало как минимум четыре наброска императрицы. В 1768 году окончательное решение было вынесено. Салтыкову приговорили к лишению дворянского звания и фамилии, отбыванию «поносительного зрелища» в течение часа и пожизненному заключению в монастыре.
Биография Дарьи Салтыковой
Что это был за человек — Дарья Николаевна Салтыкова? В современных текстах встречаются совершенно различные описания ее внешности и образа жизни. Одни историки утверждают, что она была достаточно красива, другие исследовали называют Салтычиху уродливой женщиной. В собрании Музея изобразительных искусств имени Пушкина хранится портрет практически полной ее тезки и дальней родственницы — Дарьи Петровны Салтыковой. Кстати, ее родная сестра, Наталья Петровна (в замужестве Голицына), много лет спустя стала прообразам Пиковой Дамы Пушкина. Портрет был написан в Париже в том самом 1762 году, когда в Москве на Салтыкову завели следственное дело.
Портретами Салтычихи часто называют изображения этой дамы (фото ниже) в молодости и зрелости. Но это не Дарья Салтыкова. На некоторых портретах неизвестной помещицы виден орден, а настоящая Салтыкова никаких наград за свою жизнью не снискала. Большую часть информации о Салтычихе можно узнать из материалов следственного дела, хранящегося в Российском государственном архиве древних актов. В девятнадцатом веке по материалам этого дела было опубликовано несколько статей историков-любителей.
Ольга Серафимовна, учитель русского языка и литературы из села Петровское, рассказала корреспонденту газеты «Сельские зори» о своих сыновьях, которые заключили контракт с Министерством обороны России и отправились в зону специальной военной операции.
Руслан (крайний слева) и Александр (второй справа) вместе с сослуживцамиФото: предоставлено Ольгой Серафимовной
О том, что от своего решения идти воевать они не откажутся, мама поняла сразу. Ольга Серафимовна хорошо знает своих сыновей, которые получили боевой опыт на Северном Кавказе. Руслан и Александр хорошо осознавали, что их опыт как никогда нужен стране в зоне СВО. В конце лета братья заключили контракт с Минобороны. Их определили в штурмовики на самом горячем направлении.
Военный путь Руслана
В начале октябре Ольга Серафимовна получила известие о серьёзном ранении старшего сына. Руслан и Александр в составе одной штурмовой группы брали позиции противника, шли друг за другом. Старший, прикрывая младшего, получил ранение. Бой продолжался ещё несколько часов.
Раненый боец родился в рубашке, сказали потом врачи. Если бы снайперская пуля попала в артерию, кровопотеря была бы смертельной. Но вражеская пуля засела рядом с нервным сплетением, что тоже слишком коварно. Удалить её хирургам невозможно даже с помощью лазера, есть большой риск паралича.
Ольга Серафимовна создала экспозицию с копиями разрушенных храмов и усадеб для школьного музеяФото: Вера Малыгина
— Руслан рассказал, что его ранили иностранные наёмники. Была слышна нерусская речь. Их обезвредили. Среди снайперов оказалась и женщина,
поделилась мама бойца.
Ольга Серафимовна рассказала, что Руслан находился на передовой чуть больше месяца, и за это время успел получить боевую награду и потерять товарищей.
— На глазах Руслана погиб 18-летний парень — Саша… Представьте, его в армию не взяли по состоянию здоровья, а он всё равно пошёл служить по контракту. Вот такая у нас молодёжь!
с гордостью говорит Ольга Серафимовна.
Сына и мужа ждёт из зоны СВО жительница Первомайского района
23 ноября , 12:05
Срочная служба самого Руслана проходила в годы второй чеченской кампании, он принимал в ней участие. Служил на территории Северной Осетии, Дагестана, на границе с Грузией. Воевал на машине спецсвязи. Во время службы был ранен в руку.
Боевой опыт Александра
Младший брат Александр тоже прошёл нелёгкими военными тропами Северного Кавказа. В составе отряда специального назначения «Росич» боролся с боевиками в Дагестане. Во время срочной службы получил военную специальность «снайпер». Камуфляжная форма ветерана боевых действий хранится в музее истории Петровского района.
— Однажды в горах сослуживца Саши серьёзно ранило. И он понёс его на себе. По пути услышал, что рядом боевики. У него слух отменный, зоркий взгляд. Ведь он охотой увлекался с малых лет. Опасность чует по шестому чувству какому-то. Он решает спрятать сослуживца. Дал ему обезболивающее. Дождался, когда боевики уйдут. В течение двух суток нёс товарища до безопасного места. За этот поступок сыну вручили почётный знак отличия — зелёный берет, которым он очень гордится,
рассказывает Ольга Серафимовна.
Начальник пожарно-спасательной части Никифоровского округа отправился в зону СВО
17 ноября , 11:55
На фронтах специальной военной операции Александр также проявляет геройский характер. Награждён медалью Минобороны «За воинскую доблесть» I степени, медалью «За отвагу».Представлен к ордену Мужества за то, что после гибели командира взял руководство подразделением на себя и в течение трёх недель удерживал и брал новые позиции.
Идейные сыновья
Ольга Серафимовна не сомневалась в том, что сыновья на передовой поведут себя как настоящие мужчины. Однако эта уверенность, как и наличие наград, не успокаивает материнское сердце. Она всё в время в ожидании весточки с фронта, пусть редкой, но очень необходимой, которая на несколько дней ослабит тревогу.
Справляться с ней помогает тесное общение с невестками и внуками. У Руслана — двое сыновей. Старший — тоже Александр — с осени служит в армии, в войсках Росгвардии. В семье второго сына подрастает 10-месячная дочка. Любящая бабушка находит в ней утешение.
«Продолжаю дело наших предков, победивших нацизм». Тамбовчанин выполняет боевые задачи в зоне СВО
16 ноября , 15:05
— Мои сыновья ушли на фронт не из-за денег. Они у меня идейные! Сказали, что не хотят, чтобы на войну забрали чьего-то ребёнка, неопытного парня. Мол, мы побывали в разных передрягах и должны встать на защиту Родины,
рассказывает мама бойцов.
Ольга Серафимовна добавляет, что желание её сыновей защищать Родину не остановит ранение. Руслан, по её мнению, даже с пулей в ноге всё равно захочет вернуться на передовую.
Материалы по теме:
Житель Первомайского округа уволился с работы, чтобы защищать Родину
Мичуринский участник СВО: «Победа будет за нами!»
«Ангелом жизни» на передовой СВО стал уваровский контрактник
4 часть. Пир на весь мир
Странники расположились в конце села под ивою. Они вспоминают барина – Последыша. Под пир начинают петь и делиться историями.
Песнь Веселая. Ее поют как плясовую попы и дворовые люди. Не пел только вахлак. Песня о тяжелой доле русского мужика.
«Славно жить народу на Руси святой»:
Барщинная песня. Вторая песнь печальная и протяжная. Герой сказания – нечесаный Калинушка. Расписная у него только спина от розги и плетей. Горе топит Калинушка в кабаке, жену видит только в субботу, «аукнет» ей из барской конюшни.
Про холопа примерного – Якова Верного. Рассказ ведет дворовый Викентий Александрович. Главный герой рассказа – господин, жестокий и злой. За взятки он приобрел себе деревню и установил свой закон. Жестокость господина была по отношению не только к дворовым. Родную дочь выдал замуж, высек парня и «прогнал (детей) нагишом». У Поливанова был холоп – Яков. Он служил хозяину как верный пес. Заботился о барине холоп, ублажал, как мог. Старик начал болеть, отказывали ему ноги. Яков носил его на руках как ребенка. У Якова вырос племянник Гриша. Яков попросил разрешения женить на девушке Арише, но барину самому нравилась девчонка, отправил он Григория в рекруты. Холоп загоревал. 2 недели пил, почувствовал барин, каково ему без помощника. Яков вернулся и предано снова стал ухаживать за помещиком. Направились они проведать сестру. Беззаботно расположился помещик в карете, Яков повез его в лес. Барин испугался, когда увидел, что свернули они с дороги к оврагу. Испугался, решил, что ждет его смерть. Но зло смеялся холоп:
«Нашел душегуба!»,
«…руки убийством марать…».
Рассказ «О двух великих грешниках». Ионушка стал рассказывать историю отца Питирима из Соловков. Двенадцать разбойников с атаманом Кудеяром бесчинствовали на Руси. Неожиданно у разбойника Кудеяра проснулась совесть. Он стал спорить с ней, пытаясь одержать верх. Отрубил голову красавице, убил есаула. Но совесть победила. Распустил атаман шайку, ушел молиться. Долго он сидел под дубом, прося у Бога. Услышал господь грешника. Предложил ему спилить ножом вековое дерево. Атаман приступил к труду, но дуб ему не поддавался. Пришел к нему пан Глуховский. Он стал хвастаться, что легко убивает и спит спокойно, без угрызений совести. Не выдержал Кудеяр, вонзил нож пану в сердце. Дуб рухнул в ту же минуту. Одному грешнику отпустил Бог грехи, освободив мир от другого злодея.
Крестьянский грех. Аммирал-вдовец получил за службу от государыни 8 тысяч душ. Оставляет аммирал завещание старосте. В ларце спрятаны вольные. Родственник после смерти аммирала выведывает у Глеба, где хранится вольная и сжигает завещание. Крестьянский грех – это предательство среди своих. Он не прощается даже Богом.
Песня Голодная. Мужики поют ее хором, как чеканный марш, слова надвигаются тучей и затягивают душу. Песня о голоде, постоянном желании еды у мужика. Он готов съесть все один, мечтает о ватрушке с большой стол. Песня поется не голосом, а голодным нутром.
К странникам присоединяется Гриша Добросклонов. Он говорит мужикам, что главное для него добиться хорошей жизни крестьянам. Поют песню о доле народной и трудовой жизни. Мало чего просит народ у Бога – света и свободы.
Эпилог. Гриша Добросклонов
Григорий жил в семье бедного захудалого крестьянина. Он был сыном дьяка, который хвастался детьми, но не думал об их пропитании. Григорий помнил песню, которую пела ему мать. Песня «Соленая». Суть песни – мать сумела посолить кусок хлеба сына своими слезами. Парень рос с любовью к матери в сердце. Уже в 15 лет он знает, за кого отдаст жизнь. Перед человеком простираются две дороги:
- Просторная, где бесчеловечно воюют между собой люди ради страстей и греха.
- Тесная, где честные люди страдают и борются за угнетенных.
Добросклонов думает о родине, он идет своей дорогой. Встречает бурлаков, поет песни о великой и могучей стране. Григорий сочиняет песню «Русь». Он верит, песня поможет крестьянам, придаст оптимизма, заменит грустные сказания.
Преступления против дворян
В биографии Дарьи Салтыковой есть место не только убийствам крепостных крестьян. Она мстила и дворянам. Землемер Николай Тютчев (дед поэта Федора Ивановича Тютчева) долго состоял с ней в романтических отношениях, но потом решил жениться на другой девушке. Тогда Салтычиха приказала крестьянам сжечь дом невесты Тютчева, но люди испугались. Их ждало наказание либо от государства, либо от помещицы. Когда Тютчев женился, он уехал со своей супругой в Орел, а Салтыкова снова приказала своим людям убить их. Но вместо этого крестьяне сообщили об угрозе самому бывшему любовнику помещицы. Так что известный русский поэт Федор Тютчев мог бы никогда и не родиться именно из-за ревности Дарьи Салытковой к бывшему возлюбленному, который взял в жены другую.
Жертвы Дарьи Салтычихи
Богатая юная леди вышла замуж за ротмистра Конного полка Глеба Алексеевича Салтыкова, который был на шестнадцать лет ее старше. В двадцать пять лет Дарья Николаевна стала вдовой и полноправной владелицей всех своих имений и крестьян. При этом она начинает терзать своих рабов: бьет их скалкой, плетью, утюгом за мнимые повинности в уборке комнат, палит жертвам волосы, щипцами для завивки волос прижигает лица. Страдали в основном девушки и женщины, иногда доставалось и мужчинам. Жертв добивали во дворе лакеи батогами, плетьми и палками. Если она действительно извела со света 139 душ, то это четвертая часть принадлежавших ей крепостных крестьян.
Через полгода после смерти супруга Дарья Слатыкова начинает зверски избивать крепостных. Истязания начинались с нанесения жертве нескольких ударов первым предметом, попавшимся под руку. Чаще всего это было полено. Постепенно тяжесть ран становилась сильнее, а сами побои — продолжительнее и все изощреннее. Дарья Салтыкова обливала молодых девушек и женщин кипятком, била их головой об стену, хватала жертву за уши горячими щипцами для волос. Многие убитые не имели волос на голове, были заморены голодом или оставлены голыми на морозе. Особенно любила Салтычиха убивать невест, которые скоро должны были выйти замуж.
В дальнейшем следствие определило, что возможными жертвами Салтычихи могли стать 139 крепостных. Согласно официальным данным, пятьдесят человек считались умершими от болезней, шестнадцать — выехавшими или сбежавшими, семьдесят два человека отсутствовали, об остальных было ничего не известно. По показаниям самих крепостных крестьян, Салтыкова убила 75 человек.
Похожие фильмы
- «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» (Великобритания, США, 2017 год). Мать убитой девушки, устав от бездействия полиции, арендует три билборда и оставляет на них послание местному шерифу.
- «Гость» (США, Великобритания, 2013 год). К родителям погибшего солдата приезжает незнакомец и утверждает, что он – боевой товарищ их сына.
- «Глубокие реки» (Россия, 2018 год). Молодой парень приезжает домой, чтобы помочь отцу-лесорубу и братьям заготовить лес и заработать деньги.
Автор статьи Юрий Сибиряков Любит хорошие фильмы и сериалы разных жанров. Образование филологическое.
Отличная статья!31Нет…2
Тест по биографии
Прочитав краткую биографию Салтыкова-Щедрина, пройдите тест.
Главным героем данного произведения является глупый и богатый помещик, чью судьбу и изъяны характера и описывает автор
Помимо помещика особое внимание в сказке уделяется слугам помещика. Второстепенные герои произведения – это Митька (слуга помещика), соседи помещика, друзья-мужики, мышонок, живущий в доме помещика
Также в процессе повествования автор упоминает вымышленного героя Уруса Кучума Кильдирбаева.
Главный герой произведения – человек необразованный, льстивый, самодовольный и лживый. Он называет себя опорой Русского государства. Главное его достоинство – это наличие дворянского титула, которым он кичится перед первым попавшимся знакомым. Как и Обломов в одноименном романе Гончарова, помещик проводит свою жизнь в бессмысленных разговорах с мужиками, в удовольствие и безделье. Цель жизни помещика сводится к одному – приятное время препровождение, чтобы его «мягкое, бело и рассыпчатое» тело не уставало от житейских забот.
Помещик общается только со своими мужиками, крестьянами, которые находятся у него в услужении. При этом он боится их, не переносит «простой люд». В произведении описывается, как мгновенно исчез весь крестьянский люд со двора помещика. Помещик рад избавиться от надоедливых мужиков, однако вскоре понимает, что жить без них от не в состоянии. Недальновидность и глупость главного героя показана с преувеличением, в каждой части повествования автор делает отсылки к глупым поступкам помещика.
Стоит отметить, что и сами крестьяне считают своего хозяина необразованных, недалёким, глупым потомственным дворянином. В сказании три раза крестьяне называют помещика глупым (автор использует принцип троекратного повтора). Каждый кто знаком с помещиком отмечает его глупость и неправильный подход к ведению хозяйства, однако сам герой этого не замечает и ведет разгульный образ жизни, предаваясь нереальным мечтам.
Смысл фильма
Суть фильма «Мама, я дома» раскрыл в интервью режиссер фильма, Владимир Битоков. Эта картина рассказывает о горе матери. Тоня Копылова узнает, что ее сын погиб на войне, но не желает смириться с этим и стремится вернуть домой его или хотя бы тело. Добиться своего ей не удастся, но в конце картины она примиряется с горем и принимает произошедшее.
Она последовательно проходит все стадии горевания: отрицание, торг, гнев, депрессия, принятие.
При этом Тоню неправильно называть плохой матерью. Она жестока, цинична, груба по отношению к родным, но это не проявление ненависти и злобы, а манера ее общения: вероятно, она не умеет иначе. Точно так же она разговаривает с соседкой, с начальником Борисом и другими людьми, с которыми взаимодействует. На протяжении фильма она демонстрирует, что близкие ей небезразличны: она помогает Егорке, когда он засовывает в нос мелкую деталь, оббивает пороги инстанций, чтобы вернуть сына, а также отправляет прочь из дома Ксению с внуком при появлении незнакомца (мотивируя это тем, что они будут ей мешать, но так она стремится их защитить и уберечь от опасности).
Близкие отвечают Тоне таким же отношением: мы видим ее ссоры и взаимные упреки с дочерью и можем предположить, что и общение с сыном было таким же. Об этом говорят и Валера с Ксенией, утверждающие, что разгадка поступка Жени – уход на войну – в том, что он стремился сбежать от нее. Первоочередная проблема Копыловых – в отсутствии любви, взаимоуважения и взаимопонимания в семье. И виноват в этом не один единственный человек, а вся семья.
Кадр из фильма.
Заботу о себе и тепло Тоня получает в итоге от незнакомца, выдающего себя за Женю. Он помогает ей на уборке помидоров, возвращает похищенные деньги, вместо нее отправляется на дачу, чтобы расписать стены. Эти поступки меняют отношение женщины к парню и к произошедшему в целом, поэтому она и не желает его отпускать, когда он уходит. Трактовка последних сцен фильма такова, что женщина смирилась с потерей своего настоящего сына и готова принять вместо него другого.
Фильм «Мама, я дома» во многом напоминает другую драму – «Три билборда на границе Эббинга, Миссури». В обоих картинах мать теряет своего ребенка и, не желая мириться с горем, пытается добиться правды. Разница в целях: Тоня стремится вернуть домой сына или его тело, в то время как Милдред, героиня «Трех билбордов…» – наказания для убийц ее дочери.
В фильме «Мама, я дома» есть и множество других тем. Здесь поднимаются проблемы российской глубинки, бюрократии, чиновников, борьбы человека против системы. Вторая половина картины позволяет даже рассматривать ее как психологический триллер: в доме Тони появляется незнакомец и выдает себя за ее сына, а затем устанавливает свои порядки. Все это – дополнительные темы, которые тесно переплетены с основной – историей о матери, потерявшей своего ребенка и не желающей это принять, а потому готовой пойти на все, в том числе и против государства.
Доносы на Салтычиху
Жалоб на жестокое обращение с крепостными крестьянами шло много еще во времена Елизаветы Петровны и Петра III. Однако праздная жизнь Дарьи Салтыковой продолжалась очень долго. Никто не проверял жалоб. Дело в том, что женщина принадлежала к известному дворянскому роду, представитель которого был генерал-губернатором Москвы в 1732-1740 годах. Все дела о жестокостях решались в ее пользу. Кроме того, Дарья Салтыкова никогда не скупилась на подарки императорам и императрицам. Доносчиков же пороли кнутом и ссылали в Сибирь.
У Салтыковой было много влиятельных родственников, она подкупала должностных лиц, так что поначалу жалобы приводили только к наказанию самих жалобщиков. Однако двум крестьянам, Ермолаю Ильину и Савелию Мартынову, нескольких жен которых она ужасным образом убила, все же удалось передать донос лично Екатерине II. Императрица тогда только вступила на престол, так что пожелала разобраться с московской помещицей. Екатерина II использовала это дело в качестве показательного процесса для демонстрации дворянству готовности бороться с коррупцией и злоупотреблениями на местах.
В общей сложности расследование по делу Салтычихи велось даже не шесть, а восемь лет. За два года до начала правления императрицы Екатерины II крепостные двадцать один раз пытались донести до ведома властей информацию о зверствах помещицы. Но дела не заводили, так что история Дарьи Салытковой — история бюрократии и коррупции. Сохранились конкретные фамилии и должности взяточников. Следствие было начато в октябре 1762 года только по высочайшему повелению императрицы Екатерины II.