«чучело» — краткое содержание рассказа в. железникова

Мир художественной литературы 7 класс краткое содержание

Краткое содержание

Николай Николаевич Бессольцев проживает в маленьком приокском городишке. Мужчина носит пальто в заплатах, поэтому его прозывают Заплаточником. К нему приезжает внучка Лена. Она идет учиться в их городскую школу, где ученики ее начинают прозывать «Чучелом». Лена старается не обращать внимания на кличку, не реагировать на нападки и оскорбления, относится к ним как к шуткам и вместе с одноклассниками смеется. Но те, будучи в натуре озлобленными и бессердечными, издеваются над новенькой и унижают ее, показывают свое лидерство. У Лены добрая, ранимая душа, и она смиряется с  их жестоким отношением, стараясь подружиться с ровесниками. На счастье девочки один паренек Димка Сомов, мальчик из порядочной семьи, которого все любили в школе, захотел быть ее другом. Никто из взрослых не обращает внимания на нездоровую атмосферу в подростковом коллективе, классному руководителю тоже не до того, так как она озабочена собственной свадьбой.

Ленин класс собрался пойти в кино, вместо того, чтобы сидеть на уроке литературы. Лена, не дошла до кино, потому что разбила коленку и вынуждена была вернуться в медпункт. Дима Сомов вспомнил о копилке, где хранились общие деньги класса, заработанные для экскурсионной поездки в столицу. Мальчик вернулся в класс за копилкой, где был встречен Маргаритой Ивановной и признался ей в прогуле урока литературы. Это подслушали Попов и Шмакова, спрятавшиеся под своей партой, испугавшись наказания за прогул, а также Лена.

С утра в школу все ребята явились нарядно одетыми, так как собирались отправиться в Москву. Но классный руководитель отменила поездку на экскурсию, наказав учеников за прогул литературы. Она опрокинула копилку и вышла из класса. Одноклассники начинают разбираться, кто же из них оказался предателем. Сначала подозревают Диму, на которого указала Железная кнопка. Потом Попова, а тот в свой черед сообщает о разговоре, который они подслушали вчера, прячась в кабинете. Лена Бессольцева, желая предотвратить признание Димы, говорит, что это сделала она, возлагая его вину на себя. Одноклассники тут же объявили ей бойкот.

Лена терпит унижения, издевки, побои. Сомов говорит ей, что откроет ребятам правду, но никак не может собраться с духом, не хватает смелости. Николаю Николаевичу, собиравшему любимые картины, шедевры своего деда, не до внучкиных проблем. Бессольцев не видит травли, несмотря на то, что все творится на его глазах.

Последней каплей, переполнившей терпение Лены, стало сожжение чучела в ее платье. Поджег его Димка. Героиня тут же старается потушить горевшее чучело, потому что девочке кажется, что это сжигают ее. С этого момента ее поведение становится другим, она больше не боится.

Каникулы подходили к концу, наступил последний день. Героиня пришла к классному руководителю, она хотела, чтобы учительница поведала своему классу правду, но та была занята собой и собственным мужем.  И девочка идет в класс, чтобы проститься.

В тот день все пришли к Диме домой на его день рождения. Лену, конечно же, не пригласили. Но девочка надела свое прожженное платье и отрезала волосы. Она хотела походить на чучело. Так Лена отправилась домой к Димке и все высказала. Железная Кнопка узнала о Димке правду и от Попова.

Новая четверть началась с объявления бойкота Димке. Лена в том не участвовала. Прощаясь, Бессольцев подарил школе полотно «Машка». Когда вернулась классная, Кнопка поведала про все то, что испытала Лена. Маргарите Ивановне стало неловко от осознания того, что она была совершенно  безразличной к событиям в классе, занимаясь своей личной жизнью. Группировка Мироновой распалась, поняв, что бойкотирование не всегда является выходом. Ребята развернули картину и узнали в ее героине Лену, добрую, бескорыстную девочку, у которой чистая, светлая душа. Подойдя к доске, Рыжий написал: «Чучело, прости нас!».

Владимир Железников. «Чучело». Краткое содержание :

В этой статье я попытаюсь вкратце раскрыть основные идеи, заложенные автором в произведение «Чучело». Краткое содержание этого произведения будет по максимуму заполнено деталями, важными для понимания сюжета.

Главная героиня

Главная героиня, Лена Бессольцева, приходит новой ученицей в одну из провинциальных школ. Она переехала жить к своему замкнутому деду, которого все в селе недолюбливают. Он занимается тем, что коллекционирует картины.

«Особый» класс

Прийдя в новую школу, Лена сталкивается с презрительным отношением к себе. В её новом классе есть своя иерархия отношений. Во главе класса стоит Миронова, которую нарекли «Железная кнопка» за упёртость в том, что касается её прав в обществе.

Мальчишка по кличке «Лохматый», который считает, что физическая сила — это главное, что должно быть в человеке. Шмакова – самая красивая девочка в классе, во всем ищущая выгоды. Попов – её подкаблучник. Валька – маленький мальчик из очень бедной семьи, мечтающий о большом состоянии. Марина – девочка, мечтающая уехать к отцу.

Васильев – тихоня класса. И последний персонаж, Сомов, который из всех самый богатый и авторитетный.

Железников. «Чучело»: краткое содержание

Все эти совершенно разные дети относятся к Лене неприязненно, думая, что она такая же сумасшедшая, как и её дед. Стараясь завоевать уважение класса, Лена с улыбкой на лице принимает все колкости в свой адрес. Вскоре из-за этого ей дают кличку «Чучело».

Краткое содержание может быть лишь поверхностным, так как в самом произведении много тонкостей и деталей, которые сложно пересказать. Однако мы продолжаем… «Дон Жуан» класса, Дима Сомов, поддерживает Лену, и вскоре их дружба перерастает во влюбленность.

Однако отношения между ними также быстро заканчиваются, как и начались. Причина этому — поведение Димы, который под «пытками» учительницы Маргариты Ивановны выдает своих одноклассников и одноклассниц, прогулявших урок.

Маргарита Ивановна отменяет запланированную поездку в Москву, к которой все очень долго готовились. Обозленные ребята решают отыскать виновного и наказать. Лена, зная кто виновный, не хочет выдавать друга и берет всю вину на себя. Её объявляют изгоем, издеваются над ней и жестоко избивают.

Лена искренне надеется, что Дима признается во всем, но он не решается на это. Помимо Димы и Лены, правду знают еще двое: Попов и Шмакова, которые в тот день прятались под партой и слышали весь разговор учительницы с Димой. Но они пока молчат.

Кульминация произведения

Вскоре Дима окончательно предает Лену. Присоединившись к своим одноклассникам, Дима символически сжигает чучело. Видя, насколько далеко все может зайти, Попов набирается смелости и рассказывает все, что случилось на самом деле. Лена покидает школу, не желая больше учиться в ней.

Дедушка дарит все свои картины городу и оставляет его вместе с внучкой. Одну из картин с изображением его бабушки, на которую очень похожа Лена, он дарит школе.

Краткое содержание «Чучело» заканчивается сценой, в которой дети раскаиваются перед Леной, написав под подаренным портретом: «Чучело, прости нас!»

Заключение

Произведение «Чучело», краткое содержание которого только что было изложено, является очень глубоким и затрагивает психологию детей и их отношений.

Автор прекрасно описал непохожих друг на друга персонажей, показав с изюминкой каждого, кто учится вместе с героиней по кличке «Чучело».

Краткое содержание этого произведения, как и любого другого, не в силах раскрыть всю ту глубину мысли, которая выражается в отдельных диалогах или незначительных действиях персонажей.

Сюжет

Девочка по имени Лена приезжает в гости к своему дедушке, Николаю Николаевичу, который имеет славу чудака в своем городе. Старик занимается тем, что выкупает картины, написанные своим дальним родственником, из-за чего у него постоянно не хватает денег, и он ходит в обносках.

Лену отправляют учиться в школу, где она попадает в совсем недружный класс. Классная руководительница скоро собирается выходить замуж, и поэтому ничего, кроме своих проблем не замечает. В классе выделялись две девочки-подруги, Железная Кнопка и Шмакова. Девочки смогли объединить класс вокруг себя и подчинить себе. Лену в классе не полюбили, часто задирали из-за ее дедушки. Одноклассники придумали обидную кличку для девочки, и теперь стали называть ее Чучелом.

У класса была цель-поехать на осенних каникулах в Москву. Для исполнения задуманного, им пришлось подрабатывать, а все, что получили, они складывали в общую копилку. В день, когда они наконец-то собрали необходимую сумму для поездки, класс решил прогулять учебу и отметить окончание сбора денег сходив в кино. Однако их план срывается, когда выясняется, что один из одноклассников рассказал о планах прогулять учебу классному руководителю. Маргарита Ивановна наказывает подопечных, лишив их поездки. Все подозрения падают на новенькую. Лена же знает, кто сдал их учителю, но из-за своих чувств к мальчику не рассказывает, надеясь, что он сам признает свою вину, и расскажет классу о своем поступке. Однако мальчик, струсив, присоединяется к классу, и вместе с ними начинает издеваться над девочкой.

Класс объявляет Лене бойкот. Они издеваются над ней, пугают, гоняя по улице. Они даже крадут у нее платье, надевают на чучело и сжигают его. Идейным вдохновителем данной демонстрации становится Железная Кнопка, полная уверенности в том, что людей, которые плохо поступают необходимо наказывать. Ее подруга тоже не упускает шанса увеличить свою толпу почитателей.

Лена решает отомстить за необоснованные обвинения и действия одноклассников. Она бреет голову наголо, надевает остатки платья, не успевшие сгореть на чучеле, и в таком виде приходит на празднование дня рождения мальчика, который на самом деле виноват за срыв поездки. Там она рассказывает всю правду своим обидчикам. После этого ребята объявляют бойкот Диме.

Николай Николаевич, узнав обо всем, что произошло с его внучкой, дарит городу свое собрание полотен, а школе приносит в дар полотно, на котором написана девочка, внешностью похожая на Лену. Класс испытывает чувство вины перед Леной.

6 класс

Глава первая

Ленка неслась по узким, причудливо горбатым улочкам городка, ничего не замечая на своем пути.

Мимо одноэтажных домов с кружевными занавесками на окнах и высокими крестами телеантенн — вверх!..

Мимо длинных заборов и ворот, с кошками на их карнизах и злыми собаками у калиток — вниз!..

Куртка нараспашку, в глазах отчаяние, с губ слетал почти невнятный шепот:

Дедушка!.. Милый!.. Уедем! Уедем! Уедем!.. — Она всхлипывала на ходу. — Навсегда!.. От злых людей!.. Пусть они грызут друг друга!.. Волки!.. Шакалы!.. Лисы!.. Дедушка!..

Вот ненормальная! — кричали ей вслед люди, которых она сбивала с ног. — Летит, как мотоциклетка!

Ленка взбегала вверх по улице на одном дыхании, словно делала разбег, чтобы взлететь в небо. Она и в самом деле хотела бы тотчас взлететь над этим городком — и прочь отсюда, прочь! Куда-то, где ждала ее радость и успокоение.

Потом стремительно скатывалась вниз, словно хотела снести себе голову. Она и в самом деле была готова на какой-нибудь отчаянный поступок, не щадя себя.

Подумать только, что же они с нею сделали! И за что?!

Анализ произведения

По своему описанию повесть пугает своей жестокостью, показывая перед читателями метания маленькой ни в чем не виноватой девочки. Автор показывает, как, порой аморальным путем, детям свойственно утверждаться как личность в социуме. Основной темой «Чучела» является борьба маленького и одинокого в своей беде человека против жесткого общества.

Произведение написано в жанре бытовой прозы. Главная мысль повести: только доброта и способность к состраданию помогают вырасти маленькому и не устоявшемуся человеку в настоящую личность.

Для составления своего собственного мнения, более полного понимания мотивов и проблем героев, пополнения базы аргументов и подготовки к выпускному сочинению рекомендуется прочитать повесть полностью в оригинале.

Решающее событие

В классе была копилка, в которой дети копили деньги на желанную поездку в Москву. Приближалось время путешествия – осенние каникулы. Школьники пришли на последнее в четверти занятие. Должны были проводить урок физики. Однако на доске шестиклассники увидели объявление от Маргариты Ивановны: вместо физики будет русская литература.

Дима звал ребят для «шефства» в детском садике после уроков, но одноклассники мальчишки не хотели этим заниматься. Сомов собирался объявить о том, что Валя сдает собак на убиение. Но когда в класс пришел брат Вальки, Дима снова побоялся его и промолчал про промысел братьев. Позже брат Вали стирает запись с доски, и Дима снова умалчивает об этом. Для класса это была возможность сказать, что объявление учительницы никто не видел. Поэтому дети пошли в кино.

На половине пути Дима вспомнил, что копилка с деньгами все еще в классе: мальчик возвращается, чтобы забрать копилку. Ленка тоже вернулась: она упала и повредила колено, поэтому девочка пошла к медсестре.

В классе Диму ждала учительница. Когда Маргарита Ивановна обвинила мальчика в трусости, тот не удержался и рассказал все, как было: выдал класс. Признание мальчика слышала Лена, а также Шмакова с ее «слугой», прятавшиеся под партой. Все дети молчали о происшедшем.

На следующий день классная руководительница объявила, что за срыв урока поездка в Москву отменяется. Деньги из копилки были поделены детьми между собой. Школьники старались выяснить, кто «предал» группку. И Лена взяла «вину» Димы на себя. Началась травля девочки. Одноклассники не только издевались над школьницей, оскорбляли Лену, но также несколько раз избили Лену и сожгли платье девочки. В конце концов, дети даже соорудили чучело, надели на него Ленино платье и собирались его сжечь. Лена не выдержала: однажды Николай Николаевич показал внучке картину, где была изображена младшая сестра художника-крепостного Бессольцева, Маша. Лена заметила свою схожесть с коротко остриженной родственницей. Тогда она надела обгоревшее платье, остриглась – как девушка на картине – и пошла к одноклассникам. Девочка все рассказала, а после они с дедушкой уехали из города навсегда.

Владимир Железников — автор книг для детей и подростков. В своих произведениях этот писатель рассказывал о жизни современных ему мальчишек и девчонок, о непростых жизненных ситуациях, в которые они попадают. Взаимопониманию в отношениях между людьми он придавал в своих книгах особое значение.

Сюжет повести «Чучело»

В одну из провинциальных школ советской России приходит новая ученица Лена Бессольцева. Она приходится внучкой художнику, ведущего замкнутый образ жизни, что стало причиной отстранения от него горожан. Одноклассники стараются улыбаться Лене, но на самом деле открыто дают понять новой девочке, чьи здесь правила.

Со временем Бессольцеву начинают презирать за ее доброту и мягкосердечность, одноклассники дают девочки кличку «Чучело» подчеркивая, таким образом, ее бестолковость и отсутствие собственного мнения. У Лены добрая душа, и она всячески пытается наладить контакты с одноклассниками, даже не реагируя на оскорбительную кличку.

Однако жестокость детей, ведомыми лидерами класса, не имеет границ. Только один человек испытывает чувство жалости к девочке, и начинает вместе с ней дружить Дима Сомов. Однажды дети решили прогулять уроки и пойти в кино. Дима вынужден был вернуться в класс, чтобы забрать копилку, которую там забыл.

Его встретила учительница, и после длительного допроса, мальчик вынужден был рассказать правду о том, что его одноклассники сбежали из уроков. После этого дети решают наказать Диму за предательство, но неожиданно Лена, сохранявшая все это время нейтралитет, заступается за своего друга и начинает оправдывать его.

Одноклассники быстро забывают согрешение Димы, и переносят свою агрессию на девочку. Лене объявили бойкот, чтобы проучить ее. Жестокие дети, абсолютно ничего не понимающие в жизненных ценностях, сжигают чучело символизирующее Лену в школьном дворе.

Девочка, не в силах больше выдерживать такого социального гнета, просит дедушку покинуть этот город. Через некоторое время, дедушка со своей несчастной внучкой уезжают. После того как Бессольцева ушла из их жизни, детей одолели страшные мучения совести, они понимали, что потеряли действительно хорошего, честного человека, но что либо предпринимать было уже поздно.

Основные персонажи повести

Главные герои:

  • Лена Бессольцева (Чучело) – открытая, доверчивая, дружелюбная девочка, которой пришлось вынести тяжелые испытания.
  • Дима Сомов – красивый, умный мальчик из обеспеченной семьи, малодушный трус.
  • Николай Николаевич Бессольцев (Заплаточник) – дедушка Лены, добрый, мягкий, замкнутый человек, коллекционер картин.

Другие персонажи:

  • Маргарита Ивановна – молодая учительница, классный руководитель 6‑А, добрая, справедливая, но зацикленная на своей личной жизни.
  • Миронова (Железная Кнопка) – принципиальная, озлобленная на весь мир девочка с мощными лидерскими задатками.
  • Шмакова – главная красавица в классе, подлая и хитрая девочка.
  • Валя – безжалостный, корыстолюбивый мальчик, ловит бездомных собак и сдает их за деньги в живодерню.
  • Лохматый – главный силач в классе, сын лесника.
  • Рыжий – мальчик, выполняющий роль шута в классе.
  • Васильев – принципиальный и порядочный, но при этом слабохарактерный одноклассник Лены.

Отзыв

Произведение В. Железникова «Чучело» является поучительным и для детей, и для взрослых. Автор показывает в нем жестокое и безжалостное детское общество. В нем присутствуют ложь, предательство, унижение и угнетение – все это не должно присутствовать в коллективе шестиклассников.

В целом, я очень даже положительно отношусь к произведению «Чучело». Мне импонирует то, что его автор поднимает множество важных проблем, зачастую существующих в подростковом коллективе и нередко приводящих к жутким драмам и даже трагедиям. Светлая, добрая, честная шестиклассница Лена, которая является моей любимой героиней в этой книге, подвергается всеобщей травле, становится изгоем, жертвой человеческого безразличия и страха. Ее дедушке было не до неприятностей внучки, мужчина не желал оторваться от подготовки коллекции полотен и проникнуться ее проблемами. А классная дама Маргарита Ивановна относилась с безразличием к тому, что творилось во вверенном ей классе, потому как лично у нее все в жизни складывалось прекрасно. Оказавшись среди таких бесчувственных людей, в подобной ситуации любой правильно воспитанный ребенок будет обречен на неприятие в подростковом коллективе, члены которого воспитывались в семье иначе или их вообще воспитывала улица. Лена же видя, какие злые и безжалостные ее одноклассники, все равно старалась наладить с ними нормальные отношения, была не по-детски мудрой и терпеливой. При всей создавшейся ситуации один лишь Васильев вел себя здравомысляще, потому что он лично симпатизировал Лене.

Что хотел донести до нас писатель Железников? О чем говорит эта повесть? Чему учит? Писатель помогает нам осознать то, что каждому из нас нужно уметь прощать и держать ответ за собственные поступки и деяния. Шестиклассники  считали, что во всем виноват предатель, и не осознавали собственной вины за прогул занятия. Вместо того чтобы в этом признаться, дети пытались найти козла отпущения, и это к трагическому результату: Димка не смог набраться решимости, твердости духа и сознаться, что это он сказал классному руководителю о самовольном уходе его класса с литературы. То есть, Дима смалодушничал, он, боясь реакции одноклассников, поступил нечестно по отношению к героине, воспользовался ее бескорыстием и тем, что ее травят в классе. Он не был уверен в правильности собственного поступка, открыв учителю правду. Основной мыслью произведения «Чучело» является призыв к милосердию, гуманности, доброте. Ребятам нужно было быть гуманными и простить Лену и Диму, но они были категоричны, безжалостны и по-звериному жестоки. Поэтому при чтении повести, да и после знакомства с ней создается неприятное впечатление, в душе возникает тягостный осадок.

Железников говорит своим читателям, что малодушие, нерешительность, слабохарактерность может стать предательством, подлостью по отношению к кому-то, сильно осложнить жизнь человека, испортить ее. Автор учит нас всегда подходить ответственно к собственным поступкам.

Кроме того, писатель в своей повести обращает внимание на равнодушие и безответственное отношение к проблемам школьников взрослых, людей, которые должны нести свет души, «сеять разумное, доброе, вечное», то есть учителей. Заботясь больше о себе, они не пытались прекратить травлю новенькой девочки, остановить детскую жестокость

Также вызывает негодование и дед Лены Бессольцевой, Николай Николаевич, который кроме сбора произведений искусства собственного деда, ни на что не обращает внимания, не вникает в проблемы родного ему человечка, не пытается его защитить в этом жестоком мире.

Меня немного успокоил финал повести, где дети раскаялись, а их учитель и дед девочки осознали свою неправоту по отношению к ребятам и к детским проблемам и сделали для себя вывод, что нужно вникать в их дела и помогать совершать им правильные поступки, воспитывать их, доносить до их сознания простые истины, учить доброте, сердечности, гуманности, уважению чувств других людей, взаимопомощи.

Почему он стал писать для детей?

Отчего сын военного, окончив артиллерийское училище и получив университетское образование, решил потратить еще пять лет своей жизни на обучение в литературном институте? Относительно этого обстоятельства на интересный факт в своих воспоминаниях указывает Владимир Железников. Писатель — это не профессия, а призвание. Но однажды, еще в юные годы, Владимир Карпович зачитал свое небольшое эссе одному многоопытному литератору. Тот раскритиковал произведения незрелого прозаика, но все же высказал мнение, что писательскому делу обучиться можно

Правду сказал профессионал или нет, не столь важно. Но, обучаясь в Владимир Железников вынужден был еще и трудиться

Работу он нашел в популярном детском журнале «Мурзилка». И именно в стенах редакции этого издания нашел свое истинное призвание. Здесь начал свой творческий путь один из лучших советских детских писателей.

Список и краткая характеристика героев повести Владимира Железникова «Чучело»

Герои повести — это учащиеся шестого класса «А» в обычной средней школе 80-х годов. У каждого из них уже складывается характер, каждый имеет собственное мнение, взгляды на окружающий мир и неповторимую судьбу:

  • Лена Бессольцева


    — главная героиня повести «Чучело». Открытая для общения, доверчивая и добрая девочка. Она новенькая в классе. Лена пытается приспособиться к коллективу, но не умея постоять за себя в полной мере, смеётся над шутками в свой адрес вместе с обидчиками и так теряет шанс заслужить уважение ребят.
  • Миронова или Железная Кнопка


    — девочка-лидер с характером бойца. Принципиальная, озлобленная, властолюбивая героиня. Постоянна занята поиском справедливости, но её справедливость скорее «личное мнение», чем правда. Живёт под девизом: «вижу цель, не вижу препятствий».
  • Дима Сомов


    — сынок из обеспеченной семьи. Хорош внешне, любим в кругу учителей, мечта девчонок. Дима некоторое время изображает из себя благородного защитника новенькой, но будучи малодушным трусом быстро покажет себя во всей красе.
  • Васильев


    — один из одноклассников лены. Участия в травле девочки не принимал, но и заступиться за неё ввиду своей слабохарактерности не мог.
  • Шмакова


    — главная красавица в классе. Любит окружать себя поклонниками. В душе пуста и неинтересна.
  • Попов


    — «подкаблучник» и «раб» избалованной Шмаковой, готовый ради неё на всё.
  • Валя


    — корыстный и безжалостный мальчишка. Занимается отловом бездомных собак, сдаёт их на живодёрню в обмен на деньги. Ничего не боится за счёт своего старшего брата. Главная ценность — деньги.
  • Марина


    — девочка из неполной семьи. Скучает по отцу и конфликтует с матерью. Свою тоску вымещает на окружающих людях.

Главные герои

Прозванная товарищами Чучелом шестиклассница Лена Бессольцева отличается открытостью, честностью, доверчивостью, стремлением приходить на помощь другим людям. Одноклассники насмехаются над наивной девочкой с момента ее появления в новой школе, позднее они начинают травить Лену и откровенно над нею издеваться.

Привлекательный внешне и неглупый Дима Сомов происходит из довольно состоятельной семьи. Подросток кажется окружающим храбрым и мужественным, но в сложной ситуации он проявляет несомненное малодушие и трусость.

Дед Елены Николай Николаевич Бессольцев поглощен коллекционированием картин, немолодой мужчина не придает никакого значения собственному облику и не замечает насмешек по своему адресу. Но он является благородным и порядочным человеком и полностью поддерживает внучку, ставшую жертвой жестокости сверстников.

Герои повести

Лена Бессольцева является главной героиней произведения. Она становится новой ученицей в одной из школ того времени. Переехала Лена в дом своего замкнутого дедушки, который занимается коллекционированием картин.

Героиня, попав в новую школу, сразу же сталкивается с презрением в свой адрес со стороны учащихся. В ее классе существует своя иерархия отношений. Самые заметные персонажи:

  • В самом начале главенствует Миронова с прозвищем Железная Кнопка. Прозвали ее так за упертость в том, что относится и задевает ее права в обществе.
  • Есть мальчик с кличкой Лохматый, он уверен что, физическая сила, это единственное, чем можно решить любую проблему.
  • Самая красивая девчонка класса — Шмакова, она уверенно пользуется своей внешностью и ищет выгоду везде.
  • Попов — ее верный подкаблучник.
  • Маленький мальчишка Валька, который растет в бедной семье и мечтает о материальном благополучии.
  • Девочка Марина, мечтает уехать к родному отцу.
  • Васильев, тихоня и затворник.
  • Сомов — самый авторитетный и богатый из всех.

Лена, чтобы завоевать хоть какое-то уважение среди сверстников, воспринимает все унижения и оскорбления с улыбкой.

Основные персонажи

Основные герои произведения – обычные школьники шестого класса. Каждый из них — непростой персонаж. Они обладают характером, принципами, своим особым мнением и взглядом на жизнь.

  • Лена Бессольцева – главная героиня книги. Очень общительная, ранимая и крайне доверчивая девочка. В классе она новенькая, и ей непросто войти в сложившийся коллектив.
  • Дима Сомов – мечта всех девочек в классе, любимчик учителей, избалован родителями. Его малодушие не позволяет ему стать настоящим другом для Лены.
  • Миронова, она же Железная Кнопка – лидер класса, жестокая и непримиримая. Легко подчиняет себе людей.
  • Шмакова – первая красавица класса, хитрая и подлая. Намеренно окружает себя почитателями и поклонниками. Это ее единственный интерес.
  • Попов – «паж» Шмаковой. Ради этой избалованной девочки готов на любую подлость.
  • Васильев – еще один одноклассник Лены. Он хорошо к ней относится, но защищать ее не стал, когда девочка в этом нуждалась.
  • Марина – конфликтная особа. Ее родители в разводе, и свои проблемы она вымещает на окружающих.
  • Валя – в свободное от учебы время ловит бездомных собак и за деньги сдает их живодерам.
  • Рыжий – шутник и балагур.
  • Лохматый – сын лесника, сильный и ловкий.

Железников в своем произведении отвел важные роли и для взрослых персонажей:

  • Бессольцев Николай Николаевич – дедушка Лены. Преданный ценитель произведений искусства, коллекционер. Уважаемый человек в своем городке. Очень душевный и дружелюбный, как и его внучка.
  • Кузьмина Маргарита Ивановна – классный руководитель. Слишком мягкая по характеру женщина. Часто предпочитает не замечать сложностей в классе, чтобы не решать их.
  • Тетя Клава – парикмахер, мать Марины.

Предательство одноклассника

Ленка за свое поведение получает прозвище Чучело. Авторитетный Димка Сомов, как ни странно, поддерживает новенькую во всем, после чего дружба быстро перерастает в зачатке любви. Но отношения закончились, так и не начавшись.

Поведение Димы является главной причиной разрушенной влюбленности. Он из-за строгой учительницы выдает своих одноклассников, которые прогуляли уроки. Маргарита Ивановна отменяет поездку в Москву, которую все с нетерпением ждали. После такого обозленные дети начинают искать виновника ситуации. Лена берет всю вину на себя, так как не хочет предавать своего единственного друга. Одноклассники объявляют Лене бойкот и жестоко избивают.

Всю правду знают Шмакова и Попов, которые слышали весь разговор Димки и Маргариты Ивановны в злополучный день, прячась под партой. Но эти двое пока не собираются ничего рассказывать.

Другие персонажи

Классный руководитель Лены и Димы Маргарита Ивановна, молодая и симпатичная женщина, вступает в брак именно в тот период, когда одноклассники объединяются против Бессольцевой. Сосредоточившись на личной жизни, учительница не сразу осознает, что произошло с ее подопечными.

Шестиклассница Миронова, которую одноклассники именуют Железной Кнопкой, обладает жестким и принципиальным характером. Девочка является лидером среди товарищей и призывает их не прощать предательства, виновницей которого она считает Лену.

Шмакова увлекается модными нарядами, товарищи видят в ней подлинную красавицу. Хитрая, изворотливая и бесчестная ученица долго скрывает от одноклассников правду, позволяя им травить Бессольцеву.

Алчный Валька без колебаний сдает на живодерню бродячих собак. Он с энтузиазмом поддерживает идею бойкота, который его товарищи объявляют Лене.

Сын лесника по прозвищу Лохматый отличается физической силой. Недальновидный подросток также охотно присоединяется к травле.

Рыжий из-за своего цвета волос играет в компании приятелей роль шута. Паренек старается не выделяться среди других ребят и молча поддерживает все их действия.

Одноклассник Бессольцевой Васильев не принимает участия в издевательствах над Леной и осуждает поведение товарищей. Но в то же время он не в силах открыто противостоять лидерам коллектива и заступиться за несчастную девочку.

История создания повести В. Железникова

По словам самого автора «Чучело» — автобиографичная повесть. Подобная школьная душераздирающая драма произошла не с самим Владимиром Железниковым, а с его племянницей. Когда он узнал о травле девочки, это очень всколыхнуло его душу.

Писатель решает написать пьесу «Бойкот», в которой описывает несколько тяжелых дней девочки-изгоя. Именно это произведение позже ляжет в основу повести «Чучело», где события вместо нескольких дней будут длиться полгода.

Вспоминая об истории и мотивах создания рассказа, Железников отмечал, что хотел понять истоки жесткого поведения детей. Его интересовала, сможет ли маленькая и ранимая девочка выстоять против всех обидчиков.

Главные герои и их характеристика

Лена Бессольцева – ученица шестого класса, новенькая в классе. Приехала в провинциальный город к деду. Открытая и дружелюбная девочка, очень доверчивая и наивная. Не привыкла отстаивать свою точку зрения, из-за чего постоянно старается подстраиваться под остальных.

Николай Николаевич Бессольцев – очень замкнутый пожилой человек, дедушка Лены. Мужчину считают слегка чудаковатым, однако уважаемым человеком. У него огромная коллекция картин в доме. Характер дедушки Лены тоже мягкий, дружелюбный и доверчивый.

Дима Сомов – новый одноклассник Лены. Самый красивый и обеспеченный мальчик в классе. Несмотря на популярность и ум, герой оказывается трусом.

«Чучело»

Дети, как известно, жестоки. Злость и несправедливость порождает страх. Ребенок боится быть не таким, как все

Этой важной теме посвящено произведение «Чучело», которое в 1982 году написал Владимир Железников. Фото, расположенное выше, — это кадр из фильма, снятого по мотивам повести

Кинолента пользуется и сегодня огромной популярностью благодаря работе режиссера и превосходному актерскому составу. Но стоит отдать должное автору повести и сценария. Железников впервые поднял тему в столь резкой форме. Советские писатели и сценаристы, работающие до него в этом жанре, предпочитали изображать жизнь школьников в более радужных тонах.

Дети в книге Железникова абсолютно реальные. Они способны на предательство, обман и на жестокость. Но и добрыми они умеют быть. Для этого им не хватает лишь взаимопонимания. Повесть «Чучело» — произведение о добре и милосердии. Но оно учит также быть сильным, уметь противостоять злу. «Теперь я ученая, отбиваюсь, даже когда меня бьют,» — говорит главная героиня книги Лена Бессольцева.

Владимир Железников — детский писатель, с творчеством которого интересно и полезно будет ознакомиться каждому взрослому. Ведь для всех возрастов едины.

Писатель создал более двадцати художественных произведений. В качестве автора и соавтора он принял участие в создании тринадцати кинолент. С 1988 года писатель исполнял обязанности художественного руководителя киностудии «Глобус». Ушел из жизни 3 декабря 2015 года. Похоронен в Москве.

Повесть Железникова «Чучело» вызывает самые противоречивые чувства у своих читателей. В героях повести можно узнать себя, своих одноклассников или знакомых. Автор очень точно сумел описать чувства и поведение детей, которое очень часто присущи в социальных группах.

Создавая повесть, Железников хотел показать, что зачастую дети бывают бесчувственны и жестоки по отношению к более незащищенным сверстникам. Подросткам свойственно утверждать свою личность аморальными методами, путем оскорбления человека, который не имеет возможности дать отпор таким действиям. Такой «куклой для битья и оказалась» главная героиня повести Лена Бессольцева.

О том, Владимир Железников

Биография этого человека складывалась таким образом, что стать он мог отнюдь не творческой личностью. Родился Железников в семье военного в 1925 году. Родители, как это часто бывает с представителями этой профессии, регулярно меняли место жительства. И с юных лет Железников видел перед собой образ отца-пограничника. Неудивительно, что, окончив школу, будущий писатель поступил в артиллерийское училище.

Владимир Железников в детстве видел столь много разных городов и населенных пунктов, так часто менял друзей и одноклассников, что этот опыт в сочетании с литературными способностями взяли все-таки свое. И, будучи уже взрослым человеком, имея за своей спиной юридической образование, он поступил в Литературный институт им. Горького. Хотя, по его собственным словам, сочинять он начал задолго до этого, еще в девятилетнем возрасте. Именно тогда он написал первую в своей жизни повесть. Но какой теме посвящено было это произведение, и сохранилось ли оно вообще, неизвестно.

Итог бойкота Лены

В скором времени Димка окончательно предал Лену. Он присоединился к остальным и сжег чучело, действие являлось символическим. Наконец Попов, поняв, насколько все далеко зашло, рассказывает всем настоящую версию происходящих событий. Лена уходит из школы, и не собирается больше в нее возвращаться.

Ее дедушка подарил всю свою коллекцию картин городу и уезжает вместе со своей внучкой. Одно изображение его бабушки, которая в молодости похожа на Ленку, преподносит школе.

Произведение Владимира Железникова «Чучело» очень глубокое, показывает многие аспекты детской психики и отношений между детьми. Автор произведения детально описал непохожесть друг на друга всех героев, одноклассников Лены-Чучела. По книге Железнякова был снят фильм, который хорошо передал атмосферу произведения. Краткий пересказ повести по главам не полностью раскрывает глубину всех мыслей, заложенных в произведение, и детям рекомендуется прочитать его полностью. Ведь главное находится в диалогах и мелких поступках и действиях всех персонажей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный мир
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: