Запрещенная улица
ЗА: В Средние века папская процессия двигалась самым кратким и прямым путем между дворцом Латеран (который был папской резиденцией вплоть до XIV века) и собором святого Петра. И именно на этой дороге, впоследствии получившей название Via Sacra (Священная улица), а сейчас эта улица носит название ул. Сан Джованни, согласно слухам Иоанна умерла в родах во время папской процессии.
Вскоре после этого папская процессия преднамеренно стала сворачивать с виа Сакра, следуя гораздо более длинным путем, только чтобы обойти стороной ту точку, где имел место «отвратительный случай».
Так продолжалось до 1486 г., когда Адам Бурчард, епископ страсбургский и распорядитель церемонии инаугурации папы Иннокентия VIII, отдал приказ опять следовать прямым путем. Однако в конце церемонии папа подвергся резкому осуждению со стороны архиепископа флорентийского, епископа массанского и апостольского субдиакона за то, что процессия вынуждена была пройти через то место, «где у Иоанна Английского родился ребенок».
ПРОТИВ: Путь в обход виа Сакра пролегал не из-за папессы Иоанны, а просто потому, что эта улица стала чересчур узкой для того, чтобы по ней безопасно могла следовать папская процессия. Это вполне правдоподобное объяснение, поскольку средневековый Рим был в состоянии полнейшей разрухи и там повсюду валялись колонны, статуи и разные обломки, которые часто перегораживали дорогу.
Однако этот аргумент не объясняет, почему столь резкому осуждению подвергли папу высокие официальные лица, а также и тот факт, почему процессия 1486 г., следуя по виа Сакра, не встретила на своем пути никаких значительных препятствий.
Почему христиане напали на Рим
Папа Клемент VII
В первой четверти XVI века в Италии из-за раздробленности установился период постоянных войн, а римские папы в своей политике ловко лавировали между Францией и Священной Римской Империей, стараясь получить себе кусочек послаще. Папа Клемент VII не был исключением. Он продолжал политику предшественников, правда очень странным образом. Своими постоянными предательствами и переходами на сторону противника, Клемент настроил против себя практически всех и вынужден был спрятаться в замке Святого Ангела.
В 1527 году, когда войска императора Карла V ослушались приказа и напали на Рим, в некогда великом городе из-за общего бардака оказалось всего 5000 ополченцев и 189 швейцарских гвардейцев против 34 000 испанских солдат и немецких наемников, разъяренных и голодных.
По пути к ним присоединялись толпы мародеров, грабителей и дезертиров, прослышавших о возможности пограбить Рим. Интересно то, что политика папского престола так достала окружающих, что правители земель, через которые мародеры шли на Рим, сами кормили их, снабжали проводниками и свободным пропуском через свои земли.
Появление первых римских епископов
Первые христианские проповедники и епископы, которые появились на территории Римской Империи, постоянно подвергались гонениям. Несмотря на это, роль папы римского с каждым столетием становилась всё более значительной на политической карте Европы.
Поборов язычество и утвердив католическую веру на территории средневековой Европы, католическая церковь путём разнообразных реформ смогла стать настолько богатой, что европейские короли постоянно просили у неё денег в долг. За счёт этого католическая церковь постоянно «выбивала» себе различные льготы, чем заслужила немалую ненависть со стороны некоторых представителей знатных фамилий.
Первым римским епископом был сам Святой Пётр, который разделил честь основания римской церкви с апостолом Павлом. Павел, скорее всего, был гражданином Римской Империи, в Вечный город он прибыл в 61 году. Пётр приехал в Рим из римской провинции Антиохии, где проповедовал своей пастве христианское учение. Точно известно, что Пётр появился в Риме после Павла, где они встретились и приняли мученическую смерть.
Именно с деяниями святого Петра связана легенда о том, как он, убегая из Рима, встретил Иисуса Христа, который шёл, чтобы повторно принять мученическую смерть за Петра. Скорее всего, что два апостола погибли от рук римского императора Нерона в 64 году, хотя точно об этом неизвестно.
Сюжет
Ужасающая трагедия, произошедшая в Риме в 1599 году , когда молодая женщина казнена за умышленное убийство ее тиранического отца, была хорошо известной правдивой историей, переданной устно и задокументированной в Annali d’Italia (it) , хронике из двенадцати томов. по истории Италии, написанная Людовико Антонио Муратори в 1749 году. События произошли во время понтификата Папы Климента VIII .
Портрет Беатрис Ченчи , приписываемый Гвидо Рени
Шелли был первым принес драматизировать историю после просмотра портрета Беатриче Ченчи (в) от Гвидо Рени , картины , которая заинтриговала поэтическое воображение Shelley.
Акт I
Пьеса начинается с того, что кардинал Камилло обсуждает с графом Франческо Ченчи убийство, к которому причастен граф Ченчи. Камилло говорит Ченчи, что дело будет замалено, если Ченчи отдаст церкви треть своей собственности, которая находится за Пинцианскими воротами. Граф Ченчи отправил двух своих сыновей, Рокко и Кристофано, в Саламанку , Испания, в надежде, что они умрут от голода. Добродетельная дочь графа, Беатриче, и Орсино, прелат, влюбленный в Беатриче, обсуждают просьбу к Папе, чтобы избавить семью Ченчи от жестокого правления графа. Орсино отказывается от петиции, показывая, что он недобросовестен, похотлив по отношению к Беатриче и жаден. Услышав известие о зверской смерти своих сыновей в Саламанке, граф устраивает пир, чтобы отпраздновать их смерть, и приказывает своим гостям повеселиться с ним. Ченчи пьет вино, которое он считает «кровью моих детей», которую он «жаждет пить!» Во время пира Беатрис просит гостей защитить ее семью от ее отца-садиста, но гости отказываются, опасаясь жестокости и возмездия Ченчи.
Акт II
Граф Ченчи мучает Беатрис и ее мачеху Лукрецию и объявляет о своем намерении заключить их в тюрьму в своем замке в Петрелле. Слуга возвращает просьбу Беатрис Папе, нераспечатанную, и Беатриче и Лукреция отчаялись последней надежды графа на спасение. Орсино призывает сына Ченчи, Джакомо, обеспокоиться присвоением Ченчи приданого его жены после убийства Ченчи.
Акт III
Беатрис сообщает Лукреции, что граф совершил невыразимый акт против нее и выражает чувства духовного и физического осквернения, вызванного кровосмесительным изнасилованием Ченчи над ее дочерью. Орсино и Лукреция соглашаются с предложением Беатрис убить графа. После того, как первая попытка отцеубийства не удалась, потому что Ченчи прибывает рано, Орсино вступает в сговор с Беатрис, Лукрецией и Джакомо во втором заговоре с целью убийства. Орсино предлагает Марцио и Олимпио, двум пострадавшим слугам, совершить убийство.
Акт IV
Произведение перемещается в замок Петрелла на Апеннинах Апулии. Олимпио и Марцио входят в спальню Ченчи, чтобы убить его, но не решаются убить спящего графа и вернуться к заговорщикам с невыполненным актом. Угрожая убить Ченчи, Беатрис пристыдила слуг. Олимпио и Марцио душат графа и выбрасывают его тело с балкона, где оно запутывается в сосне. Вскоре после этого прибывает Савелла, папский легат, с обвинением в убийстве и приказом о казни против Ченчи. Обнаружив труп графа, легат арестовывает заговорщиков, за исключением Орсино, который скрывается.
Акт V
Беатрис Ченчи в тюрьме
Подозреваемые привлечены к ответственности за убийство в Риме. Марцио подвергается пыткам и признается в убийстве, осуждая членов семьи Ченчи. Несмотря на то, что Беатрис узнала, что Лукреция и Джакомо также признались, она отказывается сделать это, твердо настаивая на своей невиновности. На суде все заговорщики признаны виновными и приговорены к смертной казни. Бернардо, еще один сын Ченчи, в последнюю минуту безуспешно обращается к Папе с просьбой пощадить его семью. Говорят, что Папа заявил: «Они должны умереть». Пьеса заканчивается тем, что Беатрис стоически идет на казнь за убийство. Его последние слова: «Мы полностью готовы. Что ж, это очень хорошо. »
Тест на стуле
ПРОТИВ: В средние века в течение более чем четырех столетий два стула с отверстиями в сиденьях играли центральную роль в церемонии инаугурации нового папы. Во время церемонии папа, сидя на первом стуле, получал посох и ключи от дворца Латеран, затем все это он должен был положить на второй стул. Эти стулья существуют до сих пор — один в Ватикане, другой в Лувре — и примечательные отверстия в сиденьях этих стульев заставляют предположить, что они использовались для того, чтобы проверить, является ли новый папа полноценным мужчиной — с тем, чтобы казус, подобный тому, который случился с Иоанной, никогда впредь не мог повториться, и ни евнух, ни женщина не смогли бы взойти на папский престол.
Два эти стула упоминались в описании восхождения на трон Пасхалия II в 1099 г. И только в 1522 г. Адриан VI отменил эту часть ритуала, но священники задолго до того отказывались интерпретировать эту процедуру как анатомический тест. Но легенда гласит, что это был именно тест на обладание нового папы всеми признаками принадлежности к мужскому полу, и что традиция держалась много дольше правления Адриана; об этом очень много говорится у протестантских авторов, чьи мотивы, конечно, весьма сомнительны.
ЗА: На самом деле речь должна идти о трех стульях, только один из которых является sella stercoraria — «навозным креслом», названным так потому, что он напоминает туалет.
Это стул, на который, по слухам, должен был сесть каждый вновь избранный папа — после Иоанны — для осмотра его гениталий, и тем самым доказать, что он является мужчиной. После осмотра, который всегда проводил дьякон, он торжественно возвещал собравшейся публике: Mas nobis dominus est! — Мужчиной является наш владыка! — И только тогда новому папе вручались ключи от собора св. Петра.
Довольно странный обычай, если на папский трон никогда прежде не всходила женщина.
Религиозная легенда? Протестантская пропаганда? Происки тайной организации католиков? С уверенностью нельзя сказать, является ли история Иоанны реальным фактом, и вполне возможно, что мы никогда не узнаем правды.
Однако даже если мы воспринимаем историю Иоанны как легенду, будет весьма полезным сравнить ее с историей короля Артура. Люди во всем мире верят в существование короля Артура — в его круглый стол, в меч, извлеченный им из камня, в Ланселота и Гвиневру. И хотя история Артура впервые появилась 600 лет спустя в историческом сочинении Гальфрида Монмутского, который утверждал, что «об Артуре он прочел в одной из древних книг, написанных на английском языке, которая рассказывает на старинный манер о деяниях всех королей Британии». Однако никто и никогда не видел той книги, о которой пишет Гальфрид Монмутский. Современные ученые согласны с Уильямом Ньюборгским, который написал еще в 1190 г.: «Совершенно ясно, что все, о чем написал Монмут, выдумано с начала и до конца — либо из-за неумеренной любви ко лжи, либо для того, чтобы сделать приятное бриттам».
Ну и что, если история Иоанны базируется на таком же непрочном основании? Почему история короля Артура так хорошо известна всем, тогда как история Иоанны утеряна и забыта? Верите ли вы в то, что это не более чем легенда, или в то, что это чистая правда — в любом случае здесь есть вопросы для обсуждения.
Смотреть трейлер фильма «Иоанна — женщина на папском престоле» на русском онлайн
Производство «Ченчи» Шелли
- (1886) Большой театр, Ислингтон, Лондон, Великобритания (частное производство)
- (1891) Париж, Франция
- (1919) Москва, Россия
- (1920) Москва, Россия
- (1922) Прага, Чехословакия
- (1922) Новый театр, Лондон, Великобритания
- (1926) Лондон, Великобритания
- (1933) Армянское культурное общество Лос-Анджелеса, Калифорния (на армянском)
- (1935) Народный театр, Ньюкасл, Великобритания
- (1936) Йельский университет
- (1940) Беллингхэм, Вашингтон
- (1947) Театр Equity Library Theater, Нью-Йорк
- (1947) Радио BBC производство
- (1948) Производство BBC Radio
- (1948) Принстонский университет
- (1949) Mt. Колледж Холиок
- (1950) Школа Уолта Уитмана
- (1950) Университет Юты
- (1953) Компания Swan, Лондон, Великобритания
- (1953) Оксфорд, Великобритания
- (1970) Клуб экспериментального театра La MaMa, Нью-Йорк, штат Нью-Йорк
- (1975) Колледж Эмерсон, Бостон, Массачусетс
- (1977) Репертуар Жана Кокто, Театр Бувери-Лейн, Нью-Йорк
- (1985) Театр Алмейда, Лондон, Великобритания
- (1991) Lyric Studio, Лондон, Великобритания
- (1992) Театр Red Heel в Студии 5, Театр Уолнат-Стрит, Филадельфия, Пенсильвания
- (1995) Театр Spotlighter, Балтимор, Мэриленд
- (1995) Элмхерст Колледж, Элмхерст, Иллинойс
- (1997) Театр Северного полюса, Гринвич, Лондон, Великобритания
- (1997) The Swinish Multitude (с театральной труппой Лондонского университета), Вестминстер, Лондон, Великобритания
- (1997) El Teatro Campesino, Сан-Хуан-Баутиста, Калифорния
- (2001) Народный театр, Ньюкасл-апон-Тайн, Великобритания
- (2003) Театр Хеймана, Перт, Вт восточная Австралия
- (2005) The Lizard Loft and Cruel Theater, Гонолулу, Гавайи
- (2008) Университет Гвельфов, Онтарио, Канада
- ( 2008) Колледж Вассара, Нью-Йорк
- (2008) Театр Red Bull, Театр Святого Клемента, Нью-Йорк
- (2008) Труппа Шекспира, Bryn Mawr College, Пенсильвания
- (2009) Mestno gledališče ljubljansko, Любляна, Словения (на словенском)
- (2010) East Los Angeles College, Monterey Park, Калифорния
- (2011) Пекинский фестиваль Fringe (на китайском)
- (2019) Театральная группа Amitis, Театр Нуфель Лушато, Тегеран (на персидском языке)
- (2019) Западный университет, Лондон, Онтарио, Канада
Запачкайте это как следует! — Как средневековье оживало во время съемок
С таким интернациональным актерским составом с самого начала было ясно, что фильм нужно снимать на английском языке. Но Вортман еще до начала съемок подчеркивал, что трудности должны быть минимальными: «Раньше я всегда говорил, что предпочитаю снимать фильмы на немецком, потому что тогда я могу обсуждать с актерами каждую строку во всех нюансах, однако теперь я обнаружил, что артисты очень хорошо понимают, чего я от них хочу, и по-английски тоже».
Съемочный период продолжался в течение 60 дней; съемки проходили в Саксонии-Анхальт (земля в Центральной Германии — прим.пер.), сцены в Айфеле и большая часть римских сцен снимались в Уарзазате, Марокко.
Тот факт, что снимается исторический фильм, был особенно заметен по работе отделов, в ведении которых находятся костюмы и дизайн фильма. Все конструкции, созданные художником-постановщиком Берндом Лепелем и его командой, были построены на основании тщательно проведенных исторических исследований. Нужно было как можно более достоверно создать и небольшую деревушку, где прошло детство Иоанны, и монастыри, и маленькие городки — так, чтобы зрители сразу почувствовали, что они перенеслись в середину IX века. А как говорит Зёнке Вортман, там было довольно грязно.
Средневековые костюмы, созданные под руководством Эстер Вальц в Румынии, были искусственно состарены, прежде чем использовать их в фильме. «Это было непростым делом: как следует выпачкать и практически привести их в негодность. Но я все время повторял: еще грязней, еще! — Средние века были очень грязными, и не надо бояться показать их такими». Однако Вортман признает, что даже аутентичная грязь должна демонстрироваться только до известных пределов. Например, у актеров не было зубных протезов, изображающих «гнилые зубы», что было типично для того времени: «Надо отдать должное среде обитания, но не слишком этим увлекаться. Зрители должны полюбить наших героев, а плохие зубы могут им в этом помешать».
Но объем работы был огромным и без искусственных гнилых зубов. Вортман говорит, что костюмеры и гримеры иногда должны были вставать в 2 часа ночи, чтобы подготовить к дневным съемкам 500 человек массовки.
Многие сцены на натуре, действие которых происходит в средневековом Риме, решено было снимать в Северной Африке, после того, как все другие возможные места съемок были относительно быстро отвергнуты. «Очень недолго мы думали о том, что, возможно, будем снимать прямо в Риме, — говорит Мошкович. — Также как вариант мы рассматривали Болгарию, потому что там уже построена большая декорация, изображающая древний Рим. Но когда мы снимали несколько сцен для фильма «Комплекс Баадера-Майнхофа» (The Baader Meinhof Complex) в Марокко, мы там обнаружили несколько таких мест, которые вполне можно использовать, чтобы снимать сцены из римской жизни».
Во многих крупных проектах есть сцены, которые снимались в Уарзазате, например, в «Гладиаторе» Ридли Скотта, в фильме «Царство небесное» (KINGDOM OF HEAVEN), в фильме «Астерикс и Обеликс: Миссия Клеопатра». «Там совершенно замечательные условия для съемок, — говорит Оливер Бербен. — Этот город окружен таким ландшафтом, которого просто нет в Германии. А для тех, кто хочет, как мы, показать Рим 840 г., это совершенно идеальный пейзаж: не Рим времени правления Цезаря, но Рим времен упадка».
Для остальных съемок главным было единственное правило: все, что можно снимать в Германии, нужно снимать в Германии. Монастырская церковь святого Кириака в Гернроде была использована для съемок бенедиктинского монастыря в Фульде, куда была принята Иоанна, переодетая в мужское платье. Еще одним важным пунктом съемок стал замок Кверфурт, к западу от Галле, тоже в земле Саксония-Анхальт, а также лес Шмидтхаймер в Айфеле, где была построена деревня, в которой прошло детство Иоанны.
«Общая тенденция была такая: держаться подальше от Восточной Европы, — говорит Оливер Бербен. — Главная причина — это DFFF (Deutscher Filmförderfonds), а также тот факт, что очень многие страны прилагают большие усилия, чтобы снимать там».
Мошкович и Вортман также подчеркивают роль DFFF в решении о месте выбора натурных съемок. Вортман считает, что съемки в Германии имеют далеко идущий приятный побочный эффект: «Я был искренне рад возможности снова открыть для себя — или даже впервые узнать — новые факты из немецкой истории; я даже не мог себе вообразить, какое огромное количество замков в одной только земле Саксония-Анхальт».
Адаптация Антонена Арто
Француз Антонен Арто сделал адаптацию под названием Les Cenci в 1935 году, исполненную в декорациях и костюмах Бальтюсом в Театре де Фоли-Ваграм на музыку Роже Дезормьера .
Использование сюрреализма в постановке и из-за отсутствия финансовых средств спектакль был снят с афиши после 17 представлений . Арто использовал очень яркие и тревожные образы, призванные освободить аудиторию от их обычного состояния, особенно во время сцены убийства, где главный герой, граф Ченчи (роль, которую сыграл Арто), убит двумя своими слугами. Эти изображения должны были освободить то, что Арто называл «дикарем под кожей» — цель, к которой Арто стремился во многих своих постановках. Музыка Désormières состоит из записанных звуков гула собора Нотр-Дам-д’Амьен, которые разносятся в четырех углах комнаты, вне контекста, только из-за их звукового воздействия, затем мы обнаруживаем всплеск волн Мартено , генераторы шума, громкоговорители, шум шторма … орехи, скрипы папок для последней сцены Ченчи, тюрьмы, которую Антонен Арто хотел, чтобы она «высвободила шум фабрики в полном движении».
Критика разделилась, и хвалебная статья Пьера Жана Жува в NRF поступит слишком поздно. Арто считает это «наполовину провалом»: «Дизайн был хорош», — писал он Жану Полану . Меня предало осознание. »
Критический прием
В своем произведении 15 мая 1886 г. В обзоре пьесы Оскар Уайльд заключил: «На самом деле никто не понимал более ясно, чем Шелли, миссию драматурга и значение драмы». Альфред и Х. Бакстон Форман также хвалил Ченчи как «трагический шедевр», возведя Шелли в компанию Софокла, Еврипида и Шекспира. Ли Хант, которому была посвящена пьеса, восторгалась «великой добротой натуры и энтузиазмом к добру» Шелли. Мэри Шелли в своем примечании к пьесе написала, что «всеобщее одобрение вскоре сделало« Ченчи »лучшей трагедией современности». Она критически оценила Акт V: «Пятый акт — шедевр. Это лучшее из того, что он когда-либо писал, и может претендовать на гордое сравнение не только с любым современным, но и предшествующим поэтом». Она отметила, что «Шелли хотела, чтобы Ченчи игрались», имея в виду, что работа, которую она написала, была «превосходного качества», чтобы быть актерской игрой, а не «драмой». Шелли безуспешно пытался поставить пьесу в Ковент-Гарден.
Байрон написал свою критику пьесы в письме к Шелли: «Я читал Ченчи — но, помимо этого, я считаю, что эта тема по существу не драматична, я не большой поклонник наших старых драматургов как моделей. Я отрицаю, что до сих пор у англичан вообще была драма. Однако ваш Ченчи был произведением силы и поэзии ». Байрон сказал Томасу Медвину в разговоре: «Ченчи — это… возможно, лучшая трагедия нашего времени». Уильям Вордсворт якобы назвал пьесу «величайшей трагедией века». Увидев представление пьесы в 1886 году, Джордж Бернард Шоу заметил, что «Шелли и Шекспир — единственные драматурги, которые в отчаянии имели дело с таким качеством».
Рецензент, пишущий для Literary Gazette в 1820 году, с другой стороны, писал, что пьеса была «ядовитой», «отвратительной» и «отвратительной». Табу на инцест, отцеубийство и отцеубийство, а также негативное изображение Римско-католической церкви, однако, не позволили разыграть «Ченчи» публично.
История появления первых пап
Институт папства появился в начале V века, хотя предпосылки к его появлению были еще в конце IV века. Сформировался институт папства в Риме, так как именно там христианская община имела земли, которые ей к тому времени принадлежали на законных основаниях. Был создан римский епископат, которому вскоре было суждено стать центром католической власти в Европе. Через некоторое время римские епископы стали официально носить титулы пап. В VI веке католическая церковь уже представляла собой достаточно влиятельную организацию.
Официальный титул «папа» появился следующим образом:
- Ещё в древнем Риме, когда христианское учение только зарождалось, папами именовали всех священников, которые имели право благословлять своих прихожан;
- После того, как римский император Константин в 313 году издал закон о свободе вероисповеданий, и христианство стало постепенно получать статус официальной римской религии, титул «папа» стали носить только епископы;
- Когда христианская церковь раскололась на Римскую Католическую и Константинопольскую Православную, папский сан начали присваивать только римским или александрийским епископам.
До того, как в 1054 году произошёл Великий раскол христианской церкви, папу римского избирали в Риме. Собиралась вся светская и духовная власть, которая могла добраться в Рим в назначенное время, и выбирала нового папу. В 1059 году на Лютеранском соборе было решено положить конец подобной практике, и избрание папы теперь должно было проходить на конклаве кардиналов, которые являлись первыми епископами Католической церкви.
Избрание папы римского очень редко проходило гладко. Начиная с эпохи раннего средневековья, папский престол постоянно становился заложником политическим амбиций европейских светских властителей. Католическая церковь постоянно использовалась в борьбе за общественно-политическое влияние в Европе, причём многие средневековые монархи действовали достаточно жёстко, особенно в период раннего средневековья.
Ближе к периоду высокого средневековья борьба между духовной и светской властью обострилась. Воспользовавшись тем, что христианская церковь пришла в упадок из-за постоянных набегов викингов, которые происходили в период с 793 по 1000 годы, германские короли Оттоны начали сажать на папский престол своих марионеток.
Оперные адаптации
В 1949 году немецкий композитор Бертольд Гольдшмидт написал три акта оперы по мотивам пьесы Шелли под названием Беатриче Ченчи с либретто по Мартина Эсслин «на основе стихотворной пьесы Шелли Ченчи ». Опера получила первый приз на Фестивале Британии в 1951 году. Впервые опера была исполнена в 1988 году. Первое исполнение Беатрис Ченчи в Великобритании состоялось с 9 до 12 часов.11 июля 1998 г.в Тринити-колледже музыки .
В 1951 году британский композитор-классик Хавергал Брайан написал оперу по пьесе Шелли под названием «Ченчи» , оперу в восьми действиях. Премьера состоялась в 1997 году в Лондоне в исполнении «Симфонии тысячелетия» режиссера Джеймса Келлехера.
В 1971 году состоялась премьера оперы Беатрикс Ченчи (in) в двух действиях аргентинца Альберто Хинастеры , либретто которого на испанском языке написано в соавторстве с аргентинским композитором Уильямом Шандом .
Разграбление Рима. Подвиг швейцарской гвардии
В беззащитный город хлынули испанские и немецкие войска, превратившиеся в мародеров и убийц. Последний бой на ступенях Собора святого Петра им дала швейцарская гвардия папы.
Они тянули время и платили жизнями за то, чтобы высшие иерархи церкви через тайный ход перебрались из дворца в замок Святого Ангела.
Из 189 защищавшихся гвардейцев, выжили лишь 42, а их раненого предводителя отнесли домой и закололи прямо на глазах жены. Этот подвиг гвардейцев помнят до сих пор, и именно 6 мая швейцарская гвардия присягает на верность очередному римскому папе.
В итоге все высшие церковные сановники укрылись в замке Святого Ангела, причем проявили такую прыть, что закрыли решетку перед носом у одного из кардиналов, и его пришлось поднимать в замок с помощью корзины.
Мародеры убивали жителей, грабили церкви, вытаскивали драгоценности из реликвий, разрывали богатые захоронения. Особенно жестоко расправлялись со священниками, а монахинь насиловали и продавали в солдатские бордели. Даже самые уважаемые и близкие к императору граждане Рима могли избежать насилия, лишь заплатив огромный выкуп. Тела погибших сбрасывали в Тибр, а непогребенные останки объедали собаки. Из Ватикана сделали конюшню, а страницами книг и манускриптами выстилали денники лошадей.
Особенно отличились немецкие наемники-лютеране. Разграбив церкви, они ходили по горящему городу в облачениях кардиналов и священников, а их предводитель, сидя на осле, изображал римского папу.
Клемента VII выпустили из замка Святого Ангела только за баснословный выкуп в четыреста тысяч дукатов. Само разграбление Рима длилось девять месяцев, а самая страшная волна побоищ прошла за восемь дней. Мародеры в итоге покинули город, когда началась чума, оставив после себя огромное, воняющее разлагающимися телами пепелище.
Итоги и последствия
Прекрасный город Рим, столица итальянского Ренессанса, превратился в настоящую свалку, полную обездоленных и замученных людей. Как писал один венецианец: «В сравнении с нынешним состоянием Рима, даже ад — ничто». Из 55 тысяч жителей в городе осталось только десять, а погибло по самым скромным подсчетам от шести до двенадцати тысяч горожан. Общая сумма выкупов составила от трех до четырех миллионов дукатов.
Глядя на то, что произошло с городом, даже кардинал Колонна, ненавидевший Папу и поднявший против него восстание, разрыдался.
Разграбление Рима окончательно подорвало авторитет папства вообще и Клемента VII в частности. После унизительного выкупа, он был вынужден заключить мир с императором, а римляне навсегда возненавидели его, считая виновником трагедии, случившейся с их городом. Когда он умер, жители Рима устроили праздник с песнями и плясками, а труп выкопали, пронзили мечом сердце и оставили валятся на улице.
Самое интересное, что само разграбление Рима многими христианами Европы было воспринято как кара за грехи пап и кардиналов, за отхождение от канонов христианства, а мародеров и убийц считали рукой Провидения, которая покарала разлагающихся изнутри священнослужителей. Мартин Лютер, публично осуждавший разграбление Рима, все же написал: «Христос сделал так, что император, преследовавший Лютера для Папы, уничтожил Папу для Лютера».
В итоге Рим потерял былое величие, из папского двора начался отток художников, поэтов и скульпторов, из-за чего начался закат итальянского Ренессанса.
История в очередной раз преподнесла пример того, каким чудовищным чувством юмора она обладает. Центр христианской религии был разграблен и уничтожен христианами, более того, как посчитало тогдашнее общество, совершенно справедливо и в наказание за грехи.