Краткое содержание рассказа «Два помещика» подробно
Рассказчику захотелось поделиться с читателями своими впечатлениями о помещиках, живущих с ним по соседству и к одному, из которых он иногда захаживает в гости. Оба по факту являются уважаемыми, почтенными людьми, имеющими репутации достойных господ сразу в нескольких уездах. Один из них, по имени Вячеслав Илларионович Хвалынский, отставной военный в звании генерал-майора. Он высокий мужчина, когда-то имевшим армейскую выправку, но с годами стал обрюзгшим, постаревшим человеком, красившим поредевшие волосы в лиловый цвет купленным на рынке специальным средством. И хотя внешность его уже претерпела некоторые возрастные изменения, Хвалынский по-прежнему ведет себя бодро, весело и нередко отзывается о себе, как о «старом кавалеристе».
В целом, это добряк по натуре, но при этом у него не получается общаться на равных с теми дворянами, кто хоть немного уступает ему в доходах. На небогатых он глядит пренебрежительно, свысока и беседует с ними крайне неохотно. Однако с господами более высокого, чем у него, социального положения или ранга, он ведет себя подобострастно, если проигрывает таким в карты, то сдерживается и не ропщет на переменчивую фортуну. Еще Вячеслав Илларионович не любитель вспоминать о службе, поскольку, скорее всего, и на войне ни разу не был.
Главная его слабость – любвеобильность, при появлении в его поле зрения миловидной женщины он становится готовым на свершение любых героических поступков ради нее. Семьи у Хвалынского нет, он все еще считается завидным женихом. Генерал часто выступает на торжественных собраниях, выставках и прочих мероприятиях, куда его регулярно зовут, но если дело доходит до споров, продолжительных разговоров, то в дебаты ни с кем не вступает, особенно побаиваясь молодежи. Излишним гостеприимством он тоже не страдает и слывет скупердяем.
В корне от генерала в отставке отличается Мардарий Аполлоныч Стегунов, который красавцем никогда не являлся, роста был невысокого и едва ли где служил. Зато он известен своим гостеприимством, хлебосольством, пусть и вконец обленившимся барином, забывшим читать даже «Сонник». Объединяет обоих помещиков только то, что оба не женаты.
Как-то раз автор повествования решил нагрянуть в дом к Стегунову. У того после всенощной находится молоденький батюшка, которому слуга Юшка выносит на подносе рюмку водки. И хотя священник упорно отказывается от спиртного, помещик то ли по доброте душевной, то ли по привычке всем указывать, заставляет того выпить. Потом он выводит рассказчика на балкон, угощает чаем и предлагает насладиться замечательной вечерней панорамой. Сначала их идиллию нарушают куры, забежавшие в сад, за что дворовая девчонка получает по спине от ключницы под одобрение барина, а потом до ушей помещика и его гостя долетают звуки наносимых ударов. На вопрос собеседника, что они означают, Мардарий Аполлоныч отвечает, что по его повелению наказывают «шалунишку», буфетчика Васю. И вообще, по разговору становится понятно, что крепостным Стегунова живется очень тяжко. Когда рассказчик возвращается к себе домой, то на дороге пересекается с тем самым Васькой, что оказался за что-то наказан хозяином. Рассказчик спрашивает: за что? Буфетчик конкретно не объясняет, но замечает, что наказание получил за дело. Причем на барина парень не обижается, а напротив, отзывается о нем, как о справедливом человеке, какого во всей губернии не сыщешь! Рассказчик после услышанного поневоле задумывается о безграничном терпении и трагической судьбе обычного русского народа.
Сюжет и композиция
Рассказ начинается с обращения рассказчика к читателям. Он сразу сообщает о намерении рассказать о двух помещиках и начинает с рассказа об отставном генерал-майоре Хвалынском. Тургенев сначала перечисляет черты помещика милые и даже забавные, как, например, лиловый цвет волос Хвалынского, покрасившего их составом, купленным у мошенника («жида, выдававшего себя за армянина»).
В этом первоначальном обмане – вся суть двойственности героев рассказа.
О Хвалынском читатель узнаёт, что он по-разному разговаривает с людьми более или менее богатыми и чиновными, читает только при гостях, а на войне не бывал, хоть и генерал. Рассказ о ключнице очень близок к истории об одном из гоголевских Иванов, который женат не был, но ключница его имела множество детей, зовущих его тятей.
В целом генерал Хвалынский соответствует своей говорящей фамилии, то есть хочет казаться гораздо лучше, чем есть на самом деле, но человек он пустой.
Второй помещик, Стегунов, поначалу во всём противопоставляется первому, включая внешность, быт и занятия. Читателю уже кажется, что этот помещик будет более симпатичным. Но тут охотник рассказывает, как гостил у милейшего гостеприимного Стегунова, а «таких помещиков у нас на Руси ещё довольно много». При ближайшем знакомстве добряк-помещик оказывается бесчеловечно жестоким, способным травить человека, как лесного зверя, не заботящимся о своих крепостных. Он расправляется с крепостными за малейшую провинность и получает от этого истинное удовольствие.
3 стр., 1162 слов
Характеристика и образ Помещика в сказке Дикий помещик Салтыкова-Щедрина
… своей жизни в лесу. Также читают: Картинка к сочинению Характеристика и образ Помещика в сказке Дикий помещик Популярные сегодня … и режиссёр помещика глупым назвал. Решил помещик соседей-генералов в гости позвать, в картишки перекинуться. Генералы были … в одиночестве. Поведение неспешное и задумчивое В произведениях Антона Павловича Чехова всегда присутствовали прозвища и говорящие фамилии. Рассказ …
Таким образом, второй помещик оказывается гораздо хуже первого, потому что, хотя и не выказывает своего презрения к безродным крестьянам, но унижает их человеческое достоинство.
Кульминация и развязка рассказа – разговор с только что выпоротым буфетчиком Васей, считающим своего барина лучшим во всей губернии. Его человеческое достоинство уже исчезло, запоротое добрым барином.
Последние слова рассказа – мысль рассказчика о старой Руси – были обидны многим современникам, считавшим, что герои рассказа – большая редкость.
Герои
Тургенев даёт подробную характеристику своим героям, описывая их внешность, дом, привычки, поступки, характер и речь. Подобно Гоголю, создавшему в «Мёртвых душах» галерею помещиков, Тургенев, исходя их своей задачи, делает второго помещика более пропащим и безнадёжным в нравственном отношении, чем первого. Трудно даже понять, использует ли Тургенев гротеск как приём осмеяния помещиков или такие диковинные люди действительно водились на Руси в середине 19 в.
Внешность Хвалынского двойственна. С одной стороны, автор называет его человеком «в зрелом возрасте, в самой… поре», с другой сообщается, что у него нет некоторых зубов, щёки обвисли, сам он обрюзг, а поменяли цвет. По одежде героя можно сделать вывод, что он стремится выглядеть щеголем.
Хвалынский называется человеком очень добрым, но его привычки говорят о другом: в беседе с низшими чинами он презрительно проглатывает слова, стремится к почёту, но от звания предводителя отказывается, ведь это требует действий! Одним словом, генерал силён там, где надо произвести впечатление.
Тургенев скептически отзывается об уме Хвалынского, который книги читает только при гостях, а споров, особенно с молодыми людьми, избегает. Хвалынский скряга, хозяйство вести не умеет, но соседи считают его прекрасным помещиком, человеком бескорыстным, «с правилами».
На его фоне Стегунов (его фамилия тоже говорящая, он с удовольствием стегает своих крепостных) кажется открытым и искренним. Он – сама естественность, не пытается казаться чем-то иным. Стегунов нигде не служил, это низенький пухленький старичок с брюшком. Его одежда – полосатый шлафрок на вате. Жизнь его патриархальна. Его дом похож на множество домов других помещиков, где книги преданы забвенью, люди одеты по-старинному, по традиции обращаются к гостям. Стегунов хлебосолен.
Тургенев недаром несколько раз подчёркивает, что его герой ничем не занимается. Такое безделье приводит к нравственным извращениям, какие и проявляются в ловле чужих кур на своём участке (помещик пять раз подряд спрашивает, чьи куры ходят по его участку), травле крепостных или телесных наказаниях.
За минуту
Автор часто охотился у двух помещиков. Это генерал-майор в отставке Вячеслав Хвалынский. Он некогда был красивым и статным, и не утратил военной выправки. Но он очень заносчив, и с небогатыми дворянами не общается, как с ровней.
Зато играть в карты он любит с людьми низшего звания, а с высшими всегда специально проигрывает и льстит. Управляющий у него дрянной. Хвалынский — любитель застолий.
Хвалынский падок до женского пола и считается выгодной партией. Но он до сих пор холост. У него живет ключница, красивая 35-летняя женщина.
Второй помещик, Мардарий Стегунов, тоже холост, но на этом сходство кончается. Он не служил в армии, пухленький, дряблый, не красавец, но живет в свое удовольствие. Любит поговорить. Домом заведует скупая старуха, но Мардарий любит гостей.
Однажды автор обедал у него и стал свидетелем, как Мардарий приказал отобрать кур кучера, зашедших к нему во двор, а также наказания буфетчика. Он пытался извести две семьи опальных мужиков. Но дворовые были им довольны.
Как следует из названия произведения, в рассказе идет речь о двух помещиках, первый из которых генерал-майор в отставке. Зовут его Вячеслав Илларионович Хвалынский. Это человек высокого роста, моложавый для своих лет, подвижный и жизнерадостный. Морщины на его лице почти не заметны, когда генерал смеется или улыбается.
Однако, несмотря на свой добрый нрав, с людьми, находящимися ниже его по своему положению, генерал не может обращаться на равных, разговаривает с ними свысока, пренебрежительно. При этом с людьми выше его по званию или социальному статусу он ведет себя, наоборот, очень почтительно и благосклонно. Даже когда проигрывает им в карты, он вовсе никогда не жалуется. Да и в принципе предпочитает играть с теми, кто победнее или ниже его статусом.
Также Вячеслав Илларионович слывет большим охотником до женщин. Читать он не очень любит, о прошлом своем особо не распространяется. Обосновался он в небольшом уютном домике, а в прислугах у него ходит необычайно глупый управляющий, а также ключница, женщина зрелых лет, но вовсе еще не старая. Несмотря на свой возраст, Хвалынский даже сейчас смотрится в глазах окружающих довольно выгодной партией. Генерал просто обожает бывать на различных обедах и публичных мероприятиях, при этом долгих бесед с гостями не любит.
Второй помещик по имени Стегунов Мардарий Аполлоныч совсем другого поля ягода, и похож на Хволынского лишь тем, что является закоренелым холостяком. В отличие от генерала, Стегунов никогда не служил. Внешность его совершенно иная: росточка он небольшого, полноват, на затылке лысина. Человек он очень жизнерадостный, невероятно щедрый и веселый. Домашними делами заниматься не любит, и особо в это дело не вникает. Зато Мардарий Аполлоныч всегда рад гостям и щедр на угощения.
Однажды главный герой и рассказчик приехал к Стегунову в гости. Сидели они с хозяином на балконе и тут слышат в отдалении чьи-то крики. Гость интересуется у помещика, что это за звуки. Оказывается, это по приказу Стегунова наказывают Ваську-буфетчика. Когда рассказчик возвращался от помещика, ему на пути повстречался тот самый Васька. На вопрос, за что его наказали, тот сказал, что за дело, и что лучшего хозяина, чем у него, во всей губернии не сыскать. И все оставшуюся дорогу рассказчика не покидают мысли о том, в каком ужасном рабстве находится русский народ, и как это рабство деформирует человеческое сознание подневольных и их хозяев. Как же крепко оно засело в нем! И долго еще не отпустит этих людей и их потомков слепое поклонение своим рабовладельцам, которых они так боготворят.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Художественная летопись крепостной деревни
В сборнике рассказов Иван Тургенев показал главного героя крестьянина, который обладает огромными духовными силами. Русское общество оценило новое тургеневское произведение как проповедь освобождения крестьян. Все рассказы, которые были собраны в одно произведение, негативно описывали помещичий быт.
Многие писатели выразили своё восхищение «Записками охотника». Иван Гончаров писал о том, что этот сборник рассказов помогал ему писать. Французский писатель Альфонс Доде назвал это тургеневское произведение «книгой великого романиста». Максим Горький рассказывал о том, с какой жадностью он прочитал произведение Тургенева и как глубоко оно повлияло на него.
Главные и второстепенные герои
Повествование строится вокруг двух соседей рассказчика. Они оба — помещики, живут поблизости от автора и дружат с ним. Все вместе часто выезжают на охоту.
Помещиков зовут:
- Мардарий Аполлоныч Стегунов;
- Вячеслав Илларионович Хвалынский.
Отставной генерал Хвалынский высок и статен, как положено военному, но уже немножко обрюзг и потерял несколько зубов. Вячеслав Илларионович — не злой человек, но он почти не замечает нужд своих крестьян. Несмотря на жесткую дисциплину, его хозяйство плохо управляется и дышит на ладан.
Второй герой — Мардарий Аполлоныч Стегунов. Он абсолютно гражданский человек, далекий от армейских порядков, с полным телосложением и лысой головой. Мардарий Аполлоныч гостеприимен, охотно принимает гостей и до отвала их кормит. Кроме того, он любит старую жизнь и, в отличие от Хвалынского, не выносит новых порядков.
В тексте есть второстепенные персонажи:
- важный петербургский чиновник — косвенно упоминается, как он распорядился посеять вместо пшеницы мак и носить крепостным бабам городские кокошники;
- молодой, недавно закончивший семинарию священник;
- Юшка — старик лет 80, дворовый Мардария Апполоныча;
- Наталка — дочь Ермилы-кучера, девочка лет 11;
- ключница Авдотья;
- Вася-буфетчик.
Анализ рассказа «Два помещика» Тургенева показывает отрицательное влияние крепостного права на человека. Несвобода убивает достоинство не только в крестьянах, но и в их хозяевах.
Уже по описанию внешности, поведения и образа жизни Стегунова и Хвалынского видно старание автора донести до читателей мысль о том, что люди, управляющие крестьянами, никуда не годны.
Они не способны стать причиной положительных перемен, потому что не образованы.
Помещики не только не хотят, но даже и не могут облегчить жизнь крестьян.
Краткий пересказ
Очерк короткий. По большей части он описывает самих помещиков, дает им характеристику. Сюжет начинает развиваться только во второй половине текста.
Однажды в летний вечер рассказчик приезжает к Стегунову. Хозяин обрадовался визиту. В это время у него уже гостил молодой священник, но Стегунов поспешил от него избавиться, заставив выпить водки.
Далее рассказчик и хозяин вышли на балкон и завели разговор. Помещик увидел, что в его саду ходят три чужие курицы. Дворовые принялись отлавливать птиц. На помощь им через плетень перепрыгнула в сад Наталка — дочь кучера. Стегунов распорядился поймать девочку и искренне восхищался суматохой, которая поднялась в результате погони.
Затем главные персонажи перешли к чаепитию. Рассказчик поинтересовался у хозяина, почему выселены несколько дворов. Стегунов пояснил, что в них живут «недостойные» крестьяне, которые находятся у хозяина в немилости, так же как их отцы были в опале при покойном батюшке Стегунова. Затем раздались удары из конюшни — там наказывали кнутом шалуна Васю-буфетчика.
Отправляясь домой, рассказчик встретил в деревне вышеупомянутого Васю. Он спокойно грыз орехи, а на расспросы ответил, что барин наказал его справедливо.
Основная идея произведения
Автор откровенно высмеивает главных героев. Они проводят свои дни бессмысленно и бесцельно, не принося пользы ни себе ни людям. Пустая и никчемная жизнь их не угнетает. Наоборот, они считаются людьми достойными и уважаемыми. Это говорит о том, что остальные и хозяева округи под стать главным героям.
Тургенев изобразил два основных типа представителей помещичьего сословия:
- военного, вышедшего в отставку и не имеющего никаких боевых заслуг, так как служба пришлась на мирное время;
- штатского человека — малообразованного, получившего власть над людьми только по праву рождения.
Краткое содержание «Двух помещиков» показывает намерение автора хотел описать жизнь российской провинции во время крепостного права и показать, что тяжелое положение крестьян складывается в том числе из-за бездарного управления. Тургенев раскрывает тему ужасной жизни русского народа, находящегося в рабстве, и показывает, как неволя деформирует самих крестьян и их хозяев.
После ознакомления с кратким содержанием и анализом произведения Тургенева «Два помещика» рекомендуется самостоятельно прочитать его. Это поможет оценить богатство русского языка, благодаря которому автор метко передал особенности характера и образа жизни провинциальных обитателей.
Иван Тургенев — Два помещика
Крестьянский мир прорастает в миф и размыкается в природу, которая оказывается необходимым фоном едва ли не каждого рассказа. Поэзия и проза, свет и тени переплетаются здесь в неповторимых, причудливых образах.
Иван Сергеевич Тургенев
Сперва опишу вам отставного генерал-майора Вячеслава Илларионовича Хвалынского. Представьте себе человека высокого и когда-то стройного, теперь же несколько обрюзглого, но вовсе не дряхлого, даже не устарелого, человека в зрелом возрасте, в самой, как говорится, поре.
-
Цифровой уголок в школе
-
Интересные конкурсы по химии для школьников в школе
-
Структура игры в доу
-
Ноутбук своими руками из картона для детского сада
- Книга меня зовут мина краткое содержание
Ответы на вопрос
Отвечает Крекотень Кристина.
Позвольте мне познакомить вас с двумя помещиками, у которых я часто охотился. Первый из них — отставной генерал-майор Вячеслав Илларионович Хвалынский. Высокий и когда-то стройный, он и теперь был вовсе не дряхлый. Правда, некогда правильные черты его лица немного изменились, щёки повисли, появились морщины, но выступает Вячеслав Илларионович бойко, звонко смеётся, позвякивает шпорами и крутит усы. Человек он очень добрый, но с довольно странными привычками. Он не может обращаться с небогатыми дворянами, как с равными себе людьми, даже речь его при этом меняется.Хлопотун он и жила страшный, а хозяин плохой: взял себе в управляющие отставного вахмистра, необычайно глупого человека. Хвалынский большой любитель женщин. В карты он любит играть только с людьми низшего звания. Когда же ему приходится играть с вышестоящими, то он сильно меняется и даже не жалуется на проигрыш. Читает Вячеслав Илларионович мало, при чтении постоянно шевелит усами и бровями. На выборах он играет значительную роль, но от почётного звания предводителя по скупости отказывается.О своём военном прошлом генерал Хвалынский говорить не любит. Живёт он один в небольшом домике и до сих пор считается выгодным женихом. Его ключница, полная, свежая, черноглазая и чернобровая женщина лет 35, по будним дням ходит в накрахмаленных платьях. На больших званых обедах и публичных торжествах генерал Хвалынский чувствует себя в своей тарелке. Особым даром слова Хвалынский не владеет, поэтому длинных споров не терпит.Мардарий Аполлоныч Стегунов похож на Хвалынского только в одном — он тоже холостяк. Он нигде не служил и красавцем не считался. Мардарий Аполлоныч низенький, пухленький старичок, лысый, с двойным подбородком, мягкими ручками и брюшком. Он хлебосол и балагур, живёт в своё удовольствие. Своим имением Стегунов занимается довольно поверхностно и живёт на старый лад. Люди у него одеты по-старинному, хозяйством заведует бурмистр из мужиков, а домом — сморщенная и скупая старуха. Гостей Мардарий Аполлоныч принимает радушно и угощает на славу.Как-то приехал я к нему летним вечером, после всенощной. После того, как Стегунов отпустил молодого священника, угостив его водкой, мы сели на балконе. Вдруг он увидел в саду чужих кур и послал дворового Юшку выгнать их. Юшка и ещё трое дворовых кинулись на кур, и пошла потеха. Выяснилось, что это куры Ермила-кучера и Стегунов велел их отобрать. Потом разговор зашёл о выселках, которым отвели плохое место. Мардарий Аполлоныч сказал, что там живут опальные мужики, особенно две семьи, которые никак не удаётся извести. В отдалении я услышал странные звуки. Оказалось, это наказывали Ваську-буфетчика, который прислуживал нам за обедом.Через четверть часа я простился со Стегуновым. Проезжая через деревню, я встретил Васю и спросил, за что его наказали. Он ответил, что наказали за дело, а такого барина, как у них, и в целой губернии не сыщешь.
Отвечает Кот Катя.
«Два помещика» — это одна из известных поэм Александра Сергеевича Пушкина, написанная в 1838 году. В этом произведении Пушкин изображает двух помещиков, представителей двух разных социальных слоев, и их взаимодействие.
Сюжет поэмы разворачивается вокруг двух помещиков — Горе и Чертова. Горе — это старый помещик, представитель старой знати, с привычками и устоями, привязанный к своим землям и традициям. Чертова, напротив, молодой помещик, представитель нового поколения, стремящийся к прогрессу и изменениям. Они представляют две разные философии жизни.
Пушкин описывает их противостояние и беседы, которые они ведут на разные темы. Горе отстаивает старые порядки и традиции, считая их главными ценностями, в то время как Чертова призывает к переменам и считает, что прогресс и развитие — это то, что необходимо обществу.
Через этих двух помещиков Пушкин поднимает важные социальные и философские вопросы. Он обращается к читателю с вопросами о смысле жизни, о значимости прогресса и традиций, о вечной борьбе между старым и новым. При этом Пушкин не делает однозначного выбора в пользу одного из помещиков, оставляя это на усмотрение читателя.
«Два помещика» — это прекрасное произведение, в котором Пушкин, как всегда, проникает в самую суть человеческой природы и общества. Он показывает, что наш мир состоит из противоположностей, и это взаимодействие и противоречия определяют нашу жизнь. Пушкин призывает нас к размышлению и саморефлексии, чтобы мы могли лучше понять себя и мир вокруг нас.
Анализ произведения
Проанализируем сатирическую сказку Михаила Салтыкова-Щедрина.
Основная мысль
Заключается в нехотении правящей элиты учитывать интересы простых людей, что может привести к гибели как самой элиты, так и государственности в целом.
В народе говорят проще – «нельзя пилить сук, на котором сидишь».
Композиция сочинения состоит из трех частей и представляет собой стандартный план художественного произведения:
- вступление;
- основная часть;
- заключение.
Объем произведения небольшой. Сказка занимает всего три страницы текста.
Жанр и направление
Рассказ искусственно стилизован под произведение устного народного творчества. Жанр — сатирическая сказка, направление — эпос.
«Дикий помещик» является примером острой социальной сатиры. Это оригинальный эпос, который не теряет своей актуальности и в наши дни.
Сказочные элементы, использованные автором в рассказе, и небольшой объем произведения делают историю понятной и интересной для разной возрастной категории.
Особенности сюжета
Используя яркие сатирические приемы, автор обличает пороки нашего общества и ставит перед читателем ряд важных вопросов, ответы на которые ему придется искать самому.
В отличие от народных сказок, в повествовании видна работа писателя с текстом.
Образы и характеры персонажей прописаны емко и красочно. В произведении легко найти примеры иронии не только в адрес помещика, но и социального устройства царской России.
В произведении в полной мере использованы такие выразительные средства как:
- ирония;
- гротеск;
- аллегория;
- сравнение;
- алогизм;
- гипербола.
Проблематика
Несмотря на кажущую простоту, сказка имеет много скрытых смыслов и скорее ставит вопросы, чем дает ответы на них. Вдумчивое чтение текста приводит к размышлению о сложных философских категориях. Что есть глупость, человеческая мораль, справедливость и Бог, государство и народ? Чему учит сказка?
Как говорили древние пророки – «человек может отвернуться от общества, но если общество отвернется от человека, наступит его полная деградация».
Основная тема и идея произведения – отношение власти к простым людям, которые являются фундаментом любого государства.