Краткое содержание сказки
В зимнем лесу волк беседует с вороном, белки играют с зайцем в горелки. Их видит Падчерица, которая пришла в лес за хворостом и дровами (послала её жестокая Мачеха). Падчерица встречает в лесу Солдата, рассказывает ему об игре зверей.
Тот объясняет, что под Новый год случаются всякие чудеса, и помогает девочке собрать вязанку. А сам Солдат пришел в лес за елочкой для Королевы. Когда он уходит, в лесу собираются двенадцать месяцев, чтобы развести костер.
Четырнадцатилетняя Королева, ровесница Падчерицы, круглая сирота. Седобородый Профессор учит своенравную девочку чистописанию и математике, но не очень успешно, ибо Королева не любит, чтобы ей противоречили. Она желает, чтобы завтра же наступил апрель, и издает приказ: обещает большую награду тому, кто принесет во дворец корзину подснежников. Глашатаи объявляют о начале весны и королевском приказе.
Мачеха и её Дочка мечтают о награде. Только возвращается Падчерица с хворостом, как её тут же посылают обратно в лес — за подснежниками.
Замерзшая Падчерица бродит по лесу. Выходит на поляну, на которой горит костер, а вокруг него греются двенадцать братьев-месяцев. Девочка рассказывает им свою историю. Апрель просит братьев уступить ему часок, чтобы помочь Падчерице.
Те соглашаются. Кругом расцветают подснежники, девочка их собирает. Апрель дарит ей свое колечко: если случится беда, нужно бросить колечко, сказать волшебные слова — и все месяцы придут на помощь. Братья наказывают Падчерице, чтобы она никому не говорила о встрече с ними.
Падчерица приносит подснежники домой. Мачехина Дочка крадет у спящей Падчерицы колечко, подаренное Апрелем. Та сразу об этом догадывается, умоляет вернуть ей колечко, но старуха и её злая Дочка даже и слушать не хотят. Они идут с подснежниками в королевский дворец, оставив Падчерицу дома.
Торжественный прием в королевском дворце. Королева объявляет, что Новый год не наступит, пока не принесут полной корзины подснежников. Появляются садовники с оранжерейными цветами, но подснежников среди них нет. Лишь когда Мачеха с Дочкой приносят Подснежники, Королева признает, что Новый год наступил.
Она приказывает «двум особам» рассказать, где они нашли цветы. Те плетут небылицу о чудесном месте, на котором растут зимой и цветы, и грибы, и ягоды. Королева решает послать их за орехами и ягодами, но потом у нее возникает мысль поехать туда самой вместе с придворными.
Тогда Мачеха с Дочкой говорят, что чудесное место уже замело снегом. Королева угрожает им за обман казнью, и лгуньи признаются, что цветы рвала Падчерица. Королева едет в лес, приказав «двум особам» сопровождать её вместе с Падчерицей.
В лесу солдаты расчищают дорогу перед Королевой. Им жарко, а придворные мерзнут. Королева приказывает всем работать и сама берет метлу. Появляются Мачеха, Дочка и Падчерица. Королева повелевает дать Падчерице шубу. Падчерица жалуется, что у нее отняли колечко.
Королева приказывает мачехиной Дочке вернуть колечко, и та повинуется. Затем Королева требует, чтобы Падчерица рассказала, где нашла подснежники. Девочка отказывается, и тогда разгневанная Королева велит снять с нее шубу, грозит казнью и бросает её колечко в прорубь.
Падчерица, наконец, произносит волшебные слова и куда-то исчезает. Сразу же наступает весна. Затем лето. Рядом с Королевой появляется медведь. Все разбегаются, только Профессор и старый Солдат защищают её. Медведь уходит. Наступает осень. Ураган, ливень. Придворные, покинув Королеву, бегут обратно во дворец. Королева остается с Профессором, старым Солдатом, Мачехой и её Дочкой.
Возвращается зима, сильная стужа. Сани есть, да ехать нельзя: на лошадях ускакали придворные. Королева мерзнет. Как выбраться из лесу? Появляется старик в белой шубе и предлагает каждому загадать по одному желанию. Королева хочет домой, Профессор — чтобы времена года вернулись на свои места, Солдат — погреться у костра, Мачеха с Дочкой — шубы, хоть собачьи.
Старик дает им шубы, они ругают друг друга, что не просили собольих. И тут же превращаются в собак. Их запрягают в сани.
Двенадцать месяцев и Падчерица сидят у костра. Месяцы дарят девочке сундук с обновками и чудесные сани, запряженные двумя конями. Появляются королевские сани в собачьей упряжке. Месяцы разрешают всем погреться у костра. На собаках, конечно, далеко не уедешь. Надо бы попросить Падчерицу, чтобы подвезла, но надменная Королева просить не хочет и не умеет.
Солдат объясняет ей, как это делается. Королева наконец по-доброму просит Падчерицу, та сажает всех в сани и дает каждому шубу. А собак она через три года приведет к новогоднему костру, и, если они исправятся, их опять превратят в людей.
Все уезжают. Месяцы остаются у новогоднего костра.
Краткое содержание
Холодным предновогодним вечером в лесу белки да зайцы в горелки и догонялки играют. За их игрой наблюдает только бедно одетая девочка, которая пришла в лес за хворостом. На звонкий смех из чащи выходит старый солдат, который рубил елку для королевского двора. Девочка ласково с ним здоровается и со смехом рассказывает о невиданных чудесах.
А в это время в своих покоях капризная Королева сидит за уроками. Старый Профессор изо всех сил старается научить девочку грамоте, а также внушить ей правила поведения, дать уроки порядочности и доброты. Но юная Королева, которая не привыкла к отказам и поучениям, грозит учителю казнью.
В ее сумасбродную голову пришла странная идея: она захотела смешать зиму и весну, велела принести из лесу нежные весенние цветы – подснежники, и она тут же заставила огласить свою волю.
Мачеха, услыхав про приказ Королевы, тут же посылает свою Падчерицу в лес за цветами. Как девочка ни отказывалась, как ни уговаривала злую женщину, но та приказала ей не возвращаться домой без подснежников.
В лесу девочка выходит к яркому костру, у которого сидят 12 братьев-месяцев. Они очень удивились, увидав в такое время в самой чаще человека.
Падчерица, придя ночью в лес, вышла к костру братьев-месяцев
Но когда Падчерица рассказала им о своем горе, они решили ей помочь. Апрель попросил посох у Января, и на несколько минут в лес пришла весна. Девочка быстро собрала цветы, а Апрель подарил ей колечко и сказал, что они всегда придут ей на помощь, поскольку очень она им полюбилась своим трудолюбием, терпением и добрым нравом.
Добрые братья-месяцы пришли на выручку трудолюбивой девочке
Мачеха и Дочка были потрясены тем, что сиротка вернулась домой, да еще и с цветами. Они собрались во дворец, но тут завистливая сводная сестра увидела у девочки колечко и потихоньку выкрала его.
Королева нетерпеливо ожидала цветы, а когда они были принесены, она с радостью отдала обещанные золотые и стала расспрашивать женщин, где же они отыскали цветы в самую стужу. Те сначала много врали, но скоро запутались и признались, что в лесу побывала Падчерица.
Тогда капризная девочка приказала отправляться в лес всем своим придворными и там уже искать заветную полянку, на которой и зимой цветы цветут. Она не теряла надежды, что бедная сиротка расскажет ей свой секрет и не стеснялась в способах ее разговорить. Но когда она взяла перстенек, подаренный братцем Апрелем, и швырнула его в снежный сугроб, умная девушка негромко проговорила заклинание, и братья-месяцы вновь пришли к ней на помощь.
Неожиданно зима сменилась весной — зацвели цветы, затем быстро наступило жаркое лето — поспели ягоды, но через несколько минут загремел гром, поднялся ураган, начался ледяной ливень, за которым вслед пришла зима. Все придворные сбежали, а с Королевой остались лишь Старик Профессор и Солдат.
Пришел седой Январь и пообещал в эту волшебную ночь исполнить желание всех присутствующих. Правительница очень хотела домой, Учитель мечтал, чтобы в природе вновь все шло по заведенному порядку, а Солдат хотел только погреться у костра. Там они нашли и падчерицу, но теперь она была одета в дорогу шубу, которую ей подарили братья, и около нее стояли кони, запряженные в красивые сани.
Злая Мачеха и Дочка хотели только шубы, но поскольку шубы были собачьи, то они оборотились в собак и только через три года смогут вновь получить человеческий облик.
Все в чудесной сказке получили по заслугам
Королева поняла, что не всегда все решают деньги и богатство, всегда нужно быть добрым и участливым, относиться к людям, как к равным, и забыть о гордости.
Сказки «Двенадцать месяцев» краткое содержание
В одной из горных стран жила маленькая девочка, которой когда-то довелось в один день увидеть все двенадцать месяцев. Она проживала в небольшой избушке вместе со своей злой мачехой и ее дочкой. В сказке «Двенадцать месяцев» Маршака читать можно том, что падчерицу женщина недолюбливала, стараясь дать ей как можно больше работы. Однако всё, что девочка выполняла по дому, мачехе совершенно не нравилось. То ли дело ее родная дочь – целый день та сидела дома и поедала пряники и конфеты, пока падчерица таскала воду, дрова, ухаживала за огородом.
Если сказку «12 месяцев» читать полностью, то узнаем, что как-то раз январь выдался очень холодным. За окном было столько снега, что приходилось каждый день вычищать его большой лопатой. И вот в один из таких дней мачеха приказала своей падчерице идти в лес, чтобы нарвать там подснежников для ее дочери, у которой завтра именины. Девочка понимала, что найти весенние цветы, когда деревья стоят наполовину в сугробах, невозможно. Однако делать нечего, пришлось падчерице брать корзину и отправляться в дремучий лес.
Там она нашла поваленное дерево, возле которого хотела сесть и как в ждать погибели. Краткое содержание «Двенадцати месяцев» рассказывает, что через какое-то время вдали девочка увидела небольшой огонек. Она пошла за ним и вышла к большому костру, вокруг которого сидели двенадцать людей. Некоторые из них были стариками, а некоторые – совсем юными мальчиками. Самый старший из них спросил у падчерицы, что она забыла зимой в лесу, и девочка сказала всю правду. Услышав это, все двенадцать месяцев стали переговариваться между собой. Решили они помочь маленькой девочке. Сначала волшебные слова произнес Январь, затем Февраль, а после него – Март. И тут падчерица увидела целое поле подснежников. Девочка быстро кинулась их собирать и набрала столько, что цветы уже даже в корзинку не помещались. Хотела она поблагодарить двенадцать месяцев за то, что так помогли. Да, вернувшись к огню, заметила, что там уже никого не было.
Если читать сказку «Двенадцать месяцев» кратко, то узнаем, что, когда девочка принесла домой цветы, мачеха и ее дочь были удивлены. Они стали расспрашивать у девочки, где она достала подснежники. Пришлось рассказать им всю правду. Тогда сводная сестра удивилась тому, что падчерица не попросила у месяцев земляники, яблок, грибов или ещё чего-нибудь. Мачеха тоже начала ругать девочку, ведь в такой мороз землянику можно было продать подороже. Тогда она решила одеть потеплее свою любимую дочь и отправить ее в лес. Та скоро нашла огонь, возле которого грелись братья-месяцы. Стала она просить у них огурцы, ягоды, фрукты. Но это только разозлило всех вокруг. Тогда Январь поднял большую пургу, которая долго кружила девочку, а затем бросила ее в сугроб из замела снегом. Долго мачеха выглядывала свою дочь, после чего решила отправиться в лес. Ходила-ходила по лесу, но заблудилась в темноте. Так герои сказки «Двенадцать месяцев» и замёрзли.
Падчерица же прожила еще много лет. Она вышла замуж и воспитывала прекрасных детей. А в саду у нее раньше всех поспевали самые вкусные яблоки и груши. Вся деревня шепталась, что якобы у этой хозяйки гостят все двенадцать месяцев.
Об авторе
Самуил Яковлевич Маршак известный детский писатель, живший во времена советского союза. Вряд ли на сегодняшний день существует человек, который не знаком с творчеством этого великого поэта и драматурга. Кто не помнит такие прекрасные и добрые сказки как «двенадцать месяцев», «терем-теремок» или «кошкин дом»? А рассеянного с улицы Бассейной, который все делал наоборот? На его изумительных творениях выросло не одно поколение и его стихи давно стали прекрасным примером детской поэзии, которые во всем многообразии отражают специфику детской жизни.
Детские стихи не были началом его литературной карьеры, но всегда были его страстью. До этого он писал сатирические и лирические произведения, делал переводы с английского, работал в журнале «Новый Робинзон» и сочинял детские пьесы. Но писателя всегда отличала любовь к юному поколению. Интерес к детям у него возник задолго до того, как он начал писать для них книги. Он безо всякой причины посещал школы и детские приюты, где придумывал и рассказывал забавные фантастические истории, разыгрывал вместе с детьми сценки и принимал участие в их шалостях. Возможно, именно из-за этого его стихи такие проникновенные, душевные и добрые, и так часто трогают сердца.
Творчество Маршака базировалось на фольклоре разных стран. Это и прибаутки, и сказки, и загадки. Каждое произведение было доброе и поучительное, одновременно имевшее сказочный и интересный сюжет. Главной темой его творчества являлось счастливое детство, так как оно объединяет в себе и взаимоотношения детей с окружающим миром, и нравственность и любовь к природе и многое другое.
Отдельного внимания в его произведениях удостаивалась тема животных. Писатель считал, что через свое творчество сможет показать юному читателю, что нужно уметь сопереживать тем, кто слабее. Нужно уважать животных, считаться с их чувствами и эмоциями. Он пытался научить детей быть человечными и уважать природу, при этом, не произнося ни одного поучительного слова.
Самуил Яковлевич прожил на свете более полу века, не расставаясь до последнего вздоха с ручкой и бумагой. Он посвятил всю свою жизнь детским душам. Его бессмертная классика навсегда останется в миллионах сердец маленьких и больших читателей.
История создания
«Двенадцать месяцев» Самуила Яковлевича Маршака в обоих вариантах создавались в 1942-1943 году. Это было очень тревожное для страны время. Шла Великая Отечественная война. Маршак тогда посвятил себя созданию военных очерков и стихов. Но посчитав, что люди даже в трудное время нуждаются в отдыхе и веселье, написал все-таки две эти истории — сначала небольшую прозаическую с подзаголовком «Славянская сказка», затем театральную версию под общим названием «Двенадцать месяцев».
Сюжет текстового варианта был навеян одной из богемских историй-легенд. Тогда же, созданная специально для МХАТа, появилась и театральная пьеса с тем же названием. Правда, постановку удалось осуществить лишь после войны: сначала в 1947 году в ТЮЗе, затем в Художественном театре, в 1948 году.
При этом состав героев пьесы «Двенадцать месяцев» Самуила Яковлевича Маршака был значительно расширен и несколько изменена развязка. Она содержит четыре действия.
Это одна из самых популярных и по сей день новогодних театральных сказок. Вместе с прозаическим вариантом они пережили множество книжных изданий. В 1956 году по пьесе был снят мультфильм, в 1972-м, благодаря режиссеру Анатолию Гранику, в прокат вышла ее экранизация.
В 1980 году свое «анимэ» по сказке выпустили даже японские мультипликаторы. Еще при жизни Маршака наметилось было создание по этому произведению ленты самим Уолтом Диснеем, но из-за проволочек советских бюрократов дело сорвалось.
И все это — не считая многочисленных постановок драматической сказки как профессиональными, так и самодеятельными театральными коллективами (в том числе детскими).
Основные персонажи
- Падчерица – живет с мачехой и сводной сестрой, добрая и милая девочка, всем старается помочь;
- Мачеха – жестокая, жадная и завистливая женщина, взвалила всю грязную и тяжелую работу на неродную дочь;
- Дочка – грубая, капризная и ленивая девчонка;
- Королева — рано осталась сиротой, гордая и не привыкшая к неповиновению девочка, ровесница Падчерицы.
- Солдат – честный и добрый военнослужащий, который ответственно исполняет свой долг;
- Старый Профессор – пытается учить и воспитывать девочку;
- Месяцы – братья, символизирующие все месяцы одного года, которые пришли на помощь Падчерице в трудную минуту.
В зимнем бору плутает падчерица, пришедшая за хворостом. Она встречает военного человека, который рассказывает ей про забавы зверей. Помогая ей собрать вызанку хвороста, говорит о том, что в новогоднюю ночь происходят всякие чудеса и что прибыл он в бор за елью во дворец. Когда лес становится пуст, являются братья-месяцы и зажигают огонь в костре.
Королева, которой всего четырнадцать лет, осталась без родителей. Профессор с седой бородой обучает ее правописанию и арифметике, но не весьма благополучно, так как молодая королева не терпит, чтобы ей указывали. Она хочет, чтобы на следующий день наступил весенний месяц апрель, и издает указ о том, что готова заплатить большое вознаграждение тому, кто отыщет ей лукошко подснежников. Слуги объявляют о том, что завтра будет весна.
Мачеха грезит получить монеты. Как только не родная дочь возвращается домой, ее посылают обратно в лес – за весенними цветами для королевы. Падчерица замерзла и находит поляну, где пылает костер, а вокруг собрались все месяца. Услышав рассказ девочки, Апрель вызывается помочь. Вдруг кругом расцветают подснежники, девочка собирает целую корзину.
Весенний месяц дарит ей перстень и обещает прийти на помощь, как только позвучат волшебные четверостишия. Братья просят добрую девушку о том, чтобы эта встреча стала тайной.
Девочка отдает подснежники своей не родной матери, а та, в свою очередь крадет даренный перстень. Не принимая мольбы падчерицы о том, чтобы вернуть кольцо, она несет цветы королеве.
В дворце не начитается пиршество Нового года до тех пор, пока мачеха не приносит желанные подснежники. Принцесса пытается узнать, где нашли мать с дочерью цветы зимой. Но услышав нелепый рассказ, приказывает слугам отвезти ее в это сказочное место.
Мать признается, что собрала подснежники ее не родная дочь. Королева грозится казнить девчонку, если та не расскажет ей, о тайном местечке, где можно найти подснежники, от злости кидает кольцо в реку. В этот момент девушка шепчет заветные слова. Сразу приходит весна, потом лето, следом осень, а за ней снова зима. Вдруг является старичок, и выполняет желания всех поочередно.
Главная мысль:
Сказка повествует о том, что доброта и трудолюбие всегда будет вознаграждаться, а люди с недобрыми участями получают по заслугам.
-
Мир иной краткое содержание
-
Кыш и я в крыму краткое содержание
-
Новости науки за неделю для детей в школу
-
Бюро проверки краткое содержание
- Дефо робинзон крузо краткое содержание для читательского дневника
Дуальность мира
Наш мир, дуальный мир, как бы разделен на два народа. И вся история человечества отслеживает постоянные войны: между государственными системами, между государствами, внутри государств тоже неоднородно (отсюда революции). Даже в семьях одни дети ближе и родней матери, другие – отцу. И много бывает обид на то, что одного ребенка больше любят, а другого меньше. То есть разделение идет по всем планам бытия (что наверху, то и внизу; что в малом, то и в большом). Конечно же само разделение это плохо, но у него есть и свои положительные стороны (как у любого явления в нашей жизни): мы быстрее развиваемся и получаем много опыта именно во время серьезных испытаний. Много передач смотрела по телевизору, да и книги читала о жизни великих людей. Столько труда и невзгод, что диву даешься: как они выжили, откуда бралось столько жизненной силы? А сколько для людей сделали! Это и Святые всех времен и народов, великие ученые, поэты, музыканты, воины! Невольно сравниваешь их судьбы с судьбой падчерицы из сказки.
Чему учит сказка: главная мысль
С. Я. Маршак говорил кратко, но емко о том, что в хорошей сказке жизненной правды не меньше, чем в повести, пьесе или поэме. Основной вывод сказки, ее мораль просты: она учит быть сильными, смелыми, отзывчивыми, правдолюбивыми, трудолюбивыми. Несмотря ни на что, верить в чудеса и никогда не отчаиваться. Глубинная суть произведения заключается в том, что добро всегда побеждает зло, а силы природы помогают тем, кто добр, отзывчив и трудолюбив.
А вот время изменить невозможно: всему есть свой черед. Сказка предостерегает читателя совершать плохие поступки, так как все плохое всегда возвращается к человеку, а вот добрые дела оцениваются по достоинству.
Мораль и идея
Самуил Маршак создал удивительную волшебную историю. Она создает праздничное настроение и учит добру. В этой сказке можно выделить сразу несколько главных мыслей:
- не стоит торопить свою судьбу — всему свой черед;
- творить чудеса способно только доброе сердце;
- хорошему человеку всегда помогут.
Падчерица долгие годы терпела унижение от своей мачехи и сестры, но не перестала быть отзывчивой и приветливой. За свою доброту и кроткий характер она и получила награду от братьев-месяцев. А ее родственницы были злыми и жестокими, поэтому и превратились в собак.
Все сказки написаны, чтобы дети учились быть добрыми и верить в чудеса. И произведение Маршака не стало исключением. Автор создал историю, в которой реальное сочетается с фантастическим так, что несложно поверить в существования волшебства.
Предыстория
Как рассказывается в «Двенадцати месяцах» Самуила Маршака, жила-была на свете семья — женщина с двумя дочерьми. Одна из них была родная, а вторая — падчерица. Собственную-то дочь она любила, а второй, чтобы угодить мачехе, приходилось много работать. Но была она девочкой трудолюбивой и послушной.
Родная доченька жила всласть — нежилась целыми днями на перине да пряники ела. А второй за заботами не присесть — то за водой бежать к колодцу, то за хворостом в лес отправляться, то белье надо выполоскать. Дел невпроворот.
Так и росла девочка — и летнюю жару знала, и от зимней стужи мерзла, и под осенним проливным дождем мокла. Она-то и стала героиней сказочного рассказа Маршака «Двенадцать месяцев». И это именно ей посчастливилось увидеть всех их вместе однажды.
Конец пьесы
Внезапно появляется старик, облаченный в белую шубу, и спрашивает каждого, что бы он хотел получить. Королева желает вернуться во дворец, Профессор — чтобы времена года вернулись на свои места, Солдат согласен на костер, чтобы погреться у него, зябнущие Мачеха с Дочкой просят шубы — любые, пусть и собачьи. Волшебник из лесу выполняет их желания. Но старуха и ее дочь в собачьих шубах тут же начинают ругаться друг с другом, что не попросили собольих. Бранятся и превращаются в собак. Их запрягают в сани, да без толку — собаки везти сани не желают.
Лающим шавкам братья-месяцы обещают вернуть человеческий облик лишь через три года, если они присмиреют и будут исправно нести свою собачью службу — дом и двор сторожить.
Месяцы дарят Падчерице подарки и сани, запряженные лошадьми. Королеве тоже хочется в сани, но она умеет только приказывать. Профессор учит Королеву, как надо просить «по-доброму», а не велеть «по-королевски». Та, сломив свою надменность, просит у Падчерицы отвезти их домой. Девушка соглашается. Королева, ее учитель и сама Падчерица усаживаются в сани, а Солдат забирается на кучерское место.
Все прощаются с месяцами, уезжают восвояси. Братья остаются у костра.
Выше изложили краткое содержание «Двенадцать месяцев» Маршака, написанной им для театра.
История создания
Самуил Маршак в детстве страдал от того, что не было подходящей для ребенка литературы. Он хотел бы читать сказки или интересные истории, но практически все книги были написаны для взрослых, поэтому он решил сам стать писателем.
Сначала он сочинял стихи. Но позже заинтересовался созданием детских рассказов и сказок. Достигнув зрелого возраста, Маршак брал к себе учеников — занимался с ними литературой. Он даже открыл детское издательство, но его разгромили в военные годы.
Тогда Самуил переключился на написание книг для взрослых. В них он поднимал темы войны и страданий, описывал судьбы солдат и простых жителей своей страны. А однажды ему пришло письмо от одного мальчика. Ребенок рассказал, как ему страшно из-за войны и спросил, почему его любимый писатель перестал создавать сказки.
Слова мальчика задели Маршака. Он недолго думал над сюжетом волшебной истории.
Герои сказки
У каждого персонажа «12 месяцев» свой собственный внутренний мир, раскрывающийся в полной мере. Определённых имён в сказке нет, только собирательные названия. Герои «12 месяцев» волшебные и реальные, фантастические и обыкновенные, яркие и запоминающиеся.
Вот небольшая характеристика основных действующих лиц:
- Падчерица. В девушке присутствуют все лучшие качества, присущие русским женщинам. Она добрая, трудолюбивая, скромная, вежливая, честная, терпеливая, готовая пожертвовать собой. В ней очень сильное природное начало. Девочка любит всё, что её окружает: лес, животных, речку. Искренность и открытость героини не мешают ей проявлять твёрдость, способность пойти на смерть ради спасения доверенной тайны. Настоящие чудеса творит природа, придя на помощь юной Падчерице. В конце истории девушка достойно вознаграждена.
- Мачеха и дочь. Мать избаловала свою родную дочь. Вместе они издеваются над сиротой, обижают её, заставляют тяжело трудиться. Обе героини живут меркантильными интересами. Чтобы получить побольше золота, они готовы погубить Падчерицу, заставив её зимой в тёмном лесу искать подснежники. Мачеха и дочка лживые, постоянно ссорятся между собой, готовы предать в любую минуту. У злобной и жадной старухи такая же завистливая и злая дочь. Трудный характер героинь приводит их к серьёзным проблемам. В конце они наказаны по заслугам.
- Королева. Четырнадцатилетняя принцесса осталась сиротой. Её воспитывает прислуга. Все придворные преклоняются девушке и исполняют все её приказания. Это привело к развитию слишком высокого мнения о себе. Принцессе чужды моральные нормы. Она легко распоряжается жизнями людей, а также желает, чтобы и природа выполняла её капризы. В конце девушка оказывается в трудной ситуации и просит падчерицу о помощи. У героини появляется шанс измениться в лучшую сторону.
https://youtube.com/watch?v=0W6zlM7R5fM
Второстепенные персонажи
Рядом с Королевой находятся льстивые придворные и лицемерные послы. В сложной ситуации они сбегают от хозяйки и бросают её на погибель в лесу. Эти люди неискренне относятся к Королеве.
Одним из положительных героев сказки «12 месяцев» является солдат. В нём соединились отзывчивость, великодушие, совесть
Мужчине важно благополучие других людей. Солдат не прислушивается к приказам вышепоставленных лиц, если они неразумные. Он искренне приглашает принцессу и Профессора погреться у костра, готов на самопожертвование
Он искренне приглашает принцессу и Профессора погреться у костра, готов на самопожертвование.
Разным наукам Королеву обучает старый учитель (Профессор). Он образованный, следует законам природы, переживает за безнравственность и эгоизм своей воспитанницы. Учитель проявляет трусость перед ученицей и идёт у неё на поводу, боясь наказания. Это вызывает внутри героя внутренний конфликт.
Волшебные месяцы
В сюжете пьесы присутствуют самые загадочные герои — Двенадцать месяцев. Братья олицетворяют природные стихии, непоколебимый миропорядок. Самого старшего из них звали Январь, остальные моложе своего предшественника. Автор показал этими образами бесконечную смену времён года, смену поколений.
Братьев-месяцев найти не так-то просто. Одной падчерице это удаётся, потому что девушка живёт в гармонии с природой. Остальным героям сначала нужно пройти испытания. Братья видят всех окружающих насквозь. Падчерицу за её добрый нрав они щедро наградили, а мачехе с дочкой преподнесли хороший урок. Каждому из героев месяцы дают возможность исправиться.
Начало произведения
Сказка написана в виде пьесы, и читать ее сокращение тоже можно по действиям. Начинается произведение с забав лесных зверей. Белки и заяц солнечным зимним днем играли в горелки. А за ними наблюдала падчерица, которую мачеха отправила собирать дрова и хворост. На поляну вышел солдат с санями, и девочка рассказала ему об играх животных. Она также помогла ему найти подходящую елку для дворца королевы.
А в это время юная правительница занималась на уроке правописания. Она обращалась с профессором невежливо и грубо. В роскошный класс зашел канцлер, который попросил ее подписать указ о помиловании или казни. Королева выбрала второй вариант, так как это слово более коротко.
Профессора изумило такое решение. Но на его возмущение девочка потребовала рассказать ей что-то интересное, а не перечить. Учитель поведал ей о разных временах года. И вдруг ей захотелось, чтобы на новогоднем банкете были подснежники. Королева издала указ, пообещав щедро наградить того, кто принесет ей цветы.
Этим заинтересовалась мачеха, ей очень хотелось получить оплату. Вместе с дочкой злая женщина решила послать за подснежниками падчерицу. Девочка боялась идти в лес поздней ночью, умоляла не отправлять ее. Но жадная мачеха и слушать ее не стала, выгнала сиротку из дому в метель.
Кульминация. Зима отступает
Первый заговорил Январь, ударяя о землю посохом изо льда:
И после этих слов стихло все в лесу. Перестала завывать вьюга, трещать от мороза деревья. Снег полетел большими мягкими хлопьями. А посох перешел к брату Февралю, который заговорил, словно загудел:
И снова начала зима бушевать. Налетела на лес снежная буря, замела по полям поземкой. Тем временем Февраль передал посох следующему брату — Марту.
Глядит наша героиня: чудеса! Только что была в руках у старика ледяная палка, а у первого весеннего месяца она оказалась древесной веткой с распускающимися почками.
Громко запел веселый молодой Март:
И немедленно исчез зимний лес. Под ногами у девочки оказалась мягкая земля. Потекли, зашумели ручьи. Запели птицы. Появились первые листики на деревьях. Диву дается она: неужели и вправду весна наступила?
А Март торопит ее: всего на час уступил нам место братец Январь. Спеши, ищи свои подснежники!
А в лесу-то этих весенних цветов видимо-невидимо! Кинулась собирать их девочка и набрала целую корзину, даже еще в переднике прихватила.
Встреча с 12-ю месяцами
Падчерице было страшно бродить по темному лесу. Но вдруг она увидела огонек и идущий от него дым. Девочка пошла ему навстречу и оказалась возле большого костра, вокруг которого сидели 12 мужчин разного возраста — от юных до старых. Это были братья-месяцы:
- 3 старика — Декабрь, Январь и Февраль;
- совсем юные — Март, Апрель и Май;
- парни — Июнь, Июль, Август;
- взрослые мужчины — Сентябрь, Октябрь, Ноябрь.
Падчерица подошла к ним, попросила разрешения погреться у огня и рассказала о своей беде. Месяцам стало жаль юную красавицу, которую мачеха послала в лес за подснежниками. Декабрь, Январь, Февраль и Март решили уступить свое место Апрелю, чтобы помочь ей.
Юноша взял волшебный посох, стукнул им о землю, и все стало изменяться: за несколько секунд растаял снег, защебетали птицы, почва покрылась зеленью, а в траве распустились подснежники. Девочка наполнила ими корзину и поблагодарила месяцев за помощь.
Она очень понравилась Апрелю, и юноша решил подарить ей свое колечко, которое обладало особой силой. Если вдруг с падчерицей случится беда, ей нужно бросить перстень и произнести волшебные слова. Тогда все месяцы придут ей на помощь.
Девочка отправилась домой, где ее ждали мачеха со своей дочкой. Она отдала им подснежники и легла спать. Ее сестра заподозрила что-то неладно и решила обыскать сироту, нашла у нее кольцо и забрала себе. После пробуждения падчерица попросила вернуть его, но украшение ей не отдали. Вместо этого, жадная мачеха и ее дочь забрали корзину с подснежниками и отправились во дворец, чтобы получить свою награду.
Театральная версия произведения
Во дворце молодая неумная Королева издала указ о том, чтобы во дворец к Новому Году доставили корзину подснежников. Обещана щедрая награда тому, кто выполнит высочайшее пожелание.
А тем временем в одной деревенской избушке сидят Дочь и ее Мать, которым очень хочется во дворец и получить награду, но искать подснежники зимой не хочется. И тогда они отправляют в лес за подснежниками Падчерицу.
В чудесном зимнем лесу живут говорящие звери. Белки с зайцем играют в горелки и болтают со старым вороном.
Падчерица бредет по лесу и понимает, что скоро просто замерзнет. Она забирается на ветку дерева, чтобы не стать добычей волка и дремлет.
Ей снится сон, что умершая мать идет ей навстречу с горящей лампой. Просыпается, глядь — а впереди, среди чащи, и в самом деле сверкает огонек.
Падчерица слезает с дерева и выходит к костру, у которого разговаривают братья-месяцы. Тронутый ее историей, Апрель просит час у своих братьев, чтобы девушка успела набрать цветов и вернулась домой, не замерзнув в лесу.
Они помогают девушке, а Апрель преподносит ей свое кольцо, которое, случись трудная ситуация, поможет из нее выбраться. Месяцы строго-настрого наказывают девушке никому не говорить о встрече с ними. Она клянется.
Падчерица приносит домой корзину с цветами и тут же засыпает, уставшая. Родная дочь старухи крадет у нее кольцо. Затем они отправляются во дворец с подснежниками. Проснувшаяся Падчерица умоляет мачеху с сестрой вернуть ей кольцо, но ее не слушают.
Во дворце королеве очень хочется узнать, где же эти двое — женщина и девочка — умудрились отыскать цветы в зимнем лесу. Те сочиняют историю о чудесном месте, где прямо на снегу можно собирать и грибы, и ягоды, и подснежники.
— Отправляемся туда все вместе! — решает Королева. Испуганные неминуемым разоблачением, старуха и ее дочь признаются, что цветы принесла из лесу Падчерица.
Но Королева не меняет своего решения и вместе с придворными отправляется в лес, приказав Мачехе, ее родной Дочери и Падчерице сопровождать их.
В лесу Королева требует у Падчерицы показать, где она собирала подснежники. Та отказывается. Тогда разгневанная, она отбирает у Падчерицы шубку, угрожает казнить и швыряет ее кольцо в прорубь. Девушка успевает лишь произнести волшебные слова и тут же исчезает.
И сразу приходит весна, а следом — лето. На Королеву вдруг выходит из лесу медведь. Придворные разбегаются, только Старый Солдат и Профессор, ее учитель, защищают ее.
Далее наступает осень, льет дождь, налетает холодный ветер. Придворные, бросив Королеву и забрав лошадей, возвращаются во дворец. С ней остаются только Профессор, Старый Солдат да Мачеха с Дочкой. И вновь приходит зима со снегом и стужей. Можно бы ехать домой на санях, но лошадей-то нет. Королева мерзнет.
«Изюминка» сказки
Вы когда-нибудь замечали, как зовут героев повести «Двенадцать месяцев»? Думаю, нет. И это совсем не удивительно — автор не дал ни одного имени своим персонажам. Советник, королева, падчерица, мачеха — все они без собственного имени. Маршак хотел показать общество в целом, не переходя на личности. Каждый герой воплощает в себе один слой общества: сиротка — народ, бедный и трудолюбивый, королева — правителей, безжалостных и часто глупых, советник — чиновников, подхалимов и трусов, мачеха — управленцев, готовых ради наживы перечеркнуть все человеческое.
Имена есть только у двенадцати месяцев. Силы природы в образе братьев показаны только с позитивной стороны. И это понятно, ведь окружающий мир дарит человеку жизнь. Благодаря ему мы дышим, выращиваем урожай, продолжаем свой род. Но зачастую люди этого не ценят. Они недовольны тем, что сейчас зима, а не лето, им не нравится дождь, они разочарованы из-за сильного мороза за окном. Хотя мы знаем, что у природы нет плохой погоды. Каждое ее проявление — это обязательное звено цепочки, без которой жизнь на Земле была бы невозможной.