Знакомимся со звуком «У»
В первую очередь необходимо объяснить разницу между звуком и буквой. Звук-это то, что мы можем услышать и произнести, а буквами обозначаются звуки речи, их мы видим, пишем.
Знакомство со звуком начинается с осознания артикуляции, изучения графического изображения профиля звука.
Особенности артикуляции: губы в форме трубочки и вытянуты максимально вперед. Спинка языка приподнята, язык отходит от нижних зубов. Голосовые связки работают, горло дрожит. Воздух выдыхается без преград. Чтобы лучше понять артикуляцию и воспроизведение звука «У», предложите ребенку положить ладонь на горло, он почувствует легкую вибрацию связок.
Затем ребенок учиться правильно воспроизводить звук с помощью артикуляции. Если у него не сразу получается, предложите рассмотреть профиль и повторить.
Звукопроизношение неразрывно связано с фонематическим восприятием. Поэтому далее выполняются упражнения на выделение звука на слух в разных частях слова, из группы других гласных. Выделять гласные сложнее, чем согласные. Необходимо начинать с простых заданий: Произнесите цепочку звуков, услышав звук «У» малыш должен хлопнуть в ладоши.
Постепенно усложняйте задачу: говорите слоги, слова. Сначала подбирайте для детей слова на звук «У» в начале слова, затем в конце и в середине. Поясните, что такое звуковая схема слова и какими цветами обозначается каждый звук. В итоге дети должны уметь определять количество звуков в слове.
В конце изучается обозначение звука буквой и формируется ее зрительный образ.
Последние заданные вопросы в категории образование
Образование 30.11.2023 18:51 15 Пономорёва Алёна.
Какие существительные и прилагательные подобрать к слову реставрация?
Ответов: 0
Образование 30.11.2023 18:50 16 Муромов Арсений.
Какие существительные и прилагательные подобрать к слову диагностика?
Ответов: 0
Образование 30.11.2023 18:47 6 Афанасьева Анна.
Как решить: Объем треугольн. пирамиды 14. Плоскость проходит через сторону?
Ответов: 0
Образование 30.11.2023 18:45 27 Кемпа Юля.
Как решить: Охотник Генри попадает в муху на стене с вероятностью 0,6?
Ответов: 0
Образование 30.11.2023 18:44 9 Маньков Максим.
Как решить: Моторная лодка в 5:00 вышла из пункта А в пункт В (160 км)?
Ответов: 1
Образование 30.11.2023 18:44 10 Матвеева Катюша.
Как решить: 15 февраля планируется взять кредит в банке на сумму 2 млн руб?
Ответов: 0
Образование 30.11.2023 18:41 17 Горун Софія.
Как решить: Из единичного куба вырезана правильная четырёхугольная призма?
Ответов: 1
Образование 30.11.2023 18:37 27 Passagir Victor.
Как решить задачу: Два игрока поочередно подбрасывают монету?
Ответов: 0
Образование 30.11.2023 18:36 7 Михайлов Александр.
Как решить: Два маляра, работая вместе, могут за 1 ч покрасить стену 40 м²?
Ответов: 1
Образование 30.11.2023 18:36 6 Амосов Никита.
Как решить: 15 января Пётр берёт кредит в банке 600 тыс. руб. на 6 месяцев?
Ответов: 1
Буквы и природа
М. Яснов
Все буквы на страницах книг
Живут, как им велит язык.
Но в мире шумном, заоконном,
Живут по собственным законам.
Пройдись на луг, спустись по горке –
Для жителей дупла и норки
Звук «Б» – порой любимый звук:
Бобр, белка, бурундук, барсук.
У насекомых букву «Ч»
Найдёшь в сверчке и саранче;
Кузнечик, бабочка, пчела –
Всем, как ни странно, «Ч» мила!
А вот у многих нам знакомых
Не столь приятных насекомых
Ты «мягкий знак» в конце найдёшь:
Слепень и трутень, шершень, вошь!
Домашний скот узнать легко –
В начале слов поставим «КО»:
Корова, конь, коза, кобыла
И кот (не скот, но тоже мило).
У букв – особенные лица,
И если хочешь подразниться,
Поставь в конце ударный «Я»:
Червяк! Хомяк! Змея! Свинья!
А тех, кого боимся мы,
Нередко пишем через «Ы»:
Рысь, выдра, крыса, мышь и бык…
Какой хитрющий наш язык!
Как правильно: в течениЕ или в течениИ?
Как правильно написать: «в течении 24 часов» или «в течение 24 часов», «сказать в заключение» или «сказать в заключении»? Отвечают эксперты портала http://gramma.ru:
Правописание предлогов типа в течение, в продолжение, в отличие, во избежание, в заключение, вследствие, наподобие, а также наречия впоследствии и в самом деле представляет некоторую трудность.
Нужно иметь в виду, что все эти слова образованы сочетанием предлога с существительным, стоящим в форме определенного падежа. Поэтому те буквы, которыми заканчиваются «трудные» предлоги и наречия, в действительности представляют собой не что иное, как падежные окончания исходных существительных.
В заключение, в течение, вследствие, в отличие, во избежание, в продолжение, наподобие – в данном случае предлоги в и на сочетаются с винительным падежом существительных на -ие, окончание которого совпадает с окончанием именительного падежа таких существительных. Наречие впоследствии образовалось сочетанием предлога в с формой предложного падежа существительного последствие, благодаря чему и сохраняет окончание именно предложного падежа: -и.
Сложность представляют, на мой взгляд, два момента. Во-первых, необходимо в каждом отдельном случае понимать, какая именно часть речи перед нами – существительное + предлог либо наречие. Становясь предлогами, существительные утрачивают свое лексическое и грамматическое значение, а также теряют самостоятельность. Привязываясь к существительным, предлоги вместе с падежными окончаниями существительных лишь указывают на их отношение к словам, которым подчинены.
Например, у существительного течение есть лексическое значение поток воды, направление воды. Течение может употребляться в разных падежах с разными предлогами: от течения, по течению и т.д. Предлог же в течение выражает только временные отношения: в течение месяца, в течение дня.
Во-вторых, следует обратить внимание на то, что некоторые предлоги и наречия, образованные из предложно-падежных форм существительных, пишутся слитно: наподобие, вследствие, впоследствии. Слитность и раздельность написаний регулируется лексико-морфологическим принципом орфографии
Если помните, есть бородатый анкедот: «По Красной площади бродит мужик с транспарантом, на котором написано: «Свободу Леониду Ильичу Брежневу!». Подошедший милиционер: «Ты чё, мужик?! С чего ты взял, что Брежнев в тюрьме?». «Так по радио утром сообщили: «В заключении Леонид Ильич Брежнев сказал…»». Не делайте подобных ошибок!
Я учу глаголы
Воскобойников
Я пришёл из школы,
Я учу глаголы…
Мне их выучить – пустяк!
У меня свой метод!
Применяется он так –
Новый метод этот:
«Кричать» – кричу,
«Вертеть» – верчу,
«Двигать» – двигаю,
«Прыгать» – прыгаю!..
Я и прыгал!
Я и двигал!
Я и топал!
Я и пел! –
До тех пор, пока в прихожей
Вдруг звонок не зазвенел…
Открываю: наш сосед
(Он живёт под нами).
Не причёсан,
Не одет –
В тапках и в пижаме…
Он кричит:
– Прошу прощенья!
Это что – землетрясенье?!
Или, может быть, слоны
Надо мной поселены?!
Или, может быть, у вас
Школа вся гостит сейчас?!
– Уважаемый сосед,
Никого в квартире нет…
Я пришёл из школы
И учу глаголы…
Как писать: «в отсутствии» или «в отсутствие»
Ирина Белкина, сайт kakprosto.ru
Довольно часто в русском языке встречаются спорные предлоги, правильное написание которых требует знаний, а не интуитивной расстановки букв. К таковым относятся устойчивый предлог «в отсутствие», который очень часто в письменной речи путают с существительным и предлогом «в отсутствии».
Инструкция
1
«В отсутствии» употребляется исключительно как свободное сочетание предлога «в» и существительного «отсутствие», поставленного в предложном падеже и имеющего окончание -и. Например: «Суд не усмотрел повода для прекращения заседания в отсутствии одного из свидетелей». Или: «В отсутствии на уроках школьника учитель не заподозрил ничего криминального». Здесь существительное с предлогом «в отсутствии» употребляется исключительно в значении «в том, что он отсутствовал».
2
Если вы используете в речи «в отсутствие» в качестве предлога, то выражение всегда пишется с буквой –е на конце. Более того, предлог «в отсутствие» можно проверить, заменив на словосочетание «при отсутствии кого-либо». Например: «В отсутствие родителей дети ведут себя слишком шумно». Или: «И в отсутствие актеров, играющих сказочных героев, новогодний праздник прошел феерично».
3
Не следует ориентироваться при проверке устойчивого сочетания «в отсутствие» на другое сочетание «в присутствии». Последнее всегда пишется с буквой –и на конце. Например: «В присутствии жены он становился робок и застенчив». Или: «Подростки в присутствии милиции становились грустными и хмурыми».
4
Запомните, что предлог «в отсутствие» употребляется только при ответе на вопрос «кого?» Ни в коем случае не «чего?» Именно поэтому словосочетания типа «в отсутствие ветра», «в отсутствие мнения», «в отсутствие электричества», «в отсутствие денег» и т.д. считаются некорректным. Такие слова «в присутствии» и «в отсутствие» употребляются только по отношению к людям. По отношению к неодушевленным предметам правильно говорить: «при наличии электричества», «при наличии ориентира», «при отсутствии денег», «при отсутствии мотива» и т.д.
Песенка про существительное
Т. Рик
Вещи, люди и цветы,
Носороги и коты,
Джинсы, майки и штиблеты –
Называются ПРЕДМЕТЫ.
Шубы, шапки и зонты,
Гвозди, гайки и винты,
Сёла, города, планеты –
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!
Ах, какие все слова восхитительные!
Называются они СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.
Небоскрёбы и мосты,
Уши, ноги и хвосты,
Булки, яблоки, котлеты –
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!
Ручки, ластики, листы,
И отвёртки, и болты,
Звёзды, облака, кометы –
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!
Ну какие же слова поразительные!
Называются они СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.
Зайцы, мышки и кроты,
Пальмы, ёлки и кусты,
Мухоморы и конфеты –
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!
Кубики и колобки,
Куклы и снеговики,
И компьютер, и дискеты –
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!
До чего же все слова изумительные!
Не забудьте, все они – СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.
Мухи, комары, сверчки,
Мотыльки и светлячки,
Книжки, письма и газеты –
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!
Да, давно сказать пора:
Доктора и повара,
Журналисты и поэты –
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!
Все младенцы, и банкиры,
Лётчики и пассажиры,
Дяди Коли, тёти Светы
(И они у нас – ПРЕДМЕТЫ!)
ПОСЫЛАЮТ ВАМ ПРИВЕТЫ!
Узнаем слова с буквой У в конце
В этом разделе мы узнаем слова, которые заканчиваются на букву «У».
Ниже приведены примеры таких слов:
Слово |
---|
друг |
глуш |
лук |
хлеб |
слон |
куп |
клин |
суп |
Это только некоторые примеры слов, заканчивающихся на букву «У». Есть и другие слова, которые мы можем изучить.
Будь активным и любознательным, и помни, что изучение новых слов является важным этапом в процессе обучения.
Популярные слова
Клин — это острый предмет, который используется для заточки или чистки чего-либо. Например, повар может использовать клин для того, чтобы заточить ножи.
Глуш — это устройство, которое снижает звук выстрела огнестрельного оружия. Например, охотники часто используют глуш во время охоты на животных.
Слон — это крупное млекопитающее, которое обитает в тропических и субтропических лесах и саваннах. Слон — один из самых больших наземных животных.
Лук — это растение семейства лилейных, у которого съедобный побег и луковица. Лук — широко используемый овощ в кулинарии.
Друг — это человек, с которым у вас дружеские отношения. Друзья обычно поддерживают друг друга и помогают в трудных ситуациях.
Суп — это густая и насыщенная жидкость, которую обычно готовят на основе овощей, мяса или рыбы. Суп — популярное блюдо во многих кухнях мира.
Куп — это действие покупки чего-либо за деньги. Например, если вы хотите приобрести новую игрушку, то вам нужно будет совершить куп.
Редкие и необычные слова
В данном разделе мы рассмотрим необычные слова, в которых буква У находится в конце. Эти слова могут показаться редкими, но они также имеют свое место в русском языке.
- Суп — это пищевое блюдо, которое большинство людей обычно употребляет в горячем виде. Он готовится на основе бульона и может быть приготовлен из разных ингредиентов.
- Куп — это неглубокое водоемное пространство, которое обычно имеет форму впадины. В такие места можно поплавать или покупаться.
- Лук — это однолетнее или многолетнее растение, которое часто используется в качестве овоща в пищу. В некоторых случаях лук может использоваться как лекарственное средство.
- Слон — это крупное млекопитающее с длинным хоботом, широкими ушами и большими бивнями. Слоны обитают в тропических районах и являются одними из самых умных животных.
- Друг — это человек, который имеет дружественные отношения с другим человеком. Друзья могут поддерживать и помогать друг другу в трудные моменты.
- Клин — это острое или заостренное изделие, которое используется для разных целей. Например, клин может использоваться для расщепления древесины.
- Хлеб — это пищевой продукт, который готовится при выпечке теста из муки и воды. Хлеб может использоваться в качестве основного продукта в питании.
- Глуш — это территория или место, которое находится далеко от городской суеты и шума. В глуши можно насладиться тишиной и природой.
Эти слова являются интересными и помогут вам расширить свой словарный запас. Не бойтесь использовать их в вашей речи!
Учим написание слов с буквой У в конце
В русском языке существуют много слов, в которых в конце стоит буква У. Например:
- долг
- хлеб
- клин
- куп
- глуш
- суп
- друг
- слон
Чтобы запомнить спеллинг этих слов, важно понимать, как они произносятся и какая буква используется в конце. Например, слово «долг» произносится , а буква У в конце обозначает звук
Аналогично, в словах «хлеб», «куп», «суп» и «слон» буква У также обозначает звук .
Но есть и исключения. В словах «клин», «глуш» и «друг» буква У в конце обозначает звук .
При изучении правописания слов с буквой У в конце, важно запомнить их написание. Например, слово «суп» пишется с буквой У в конце, а не с буквой О
А слово «хлеб» пишется с буквой У, а не с буквой Е.
Постепенно запоминая и практикуя написание слов, с буквой У в конце, можно научиться писать их верно без ошибок.
Пишем слова с У в конце
В данном разделе представлены слова, которые оканчиваются на букву «У».
- глуш
- клин
- друг
- суп
- куп
- слон
- лук
- хлеб
Упражнения на написание слов
Давайте проверим вашу способность писать слова с буквой «У» в конце. Вам нужно будет написать следующие слова:
1. куп — это существительное, обозначающее небольшое количество какого-то товара, которое обычно покупается вместе.
2. клин — это существительное, обозначающее острый или заостренный предмет или угол.
3. суп — это существительное, обозначающее пищевое блюдо, приготовленное на основе бульона или кипяченой воды с добавлением различных ингредиентов.
4. лук — это существительное, обозначающее овощ, который состоит из нескольких сочных листьев, сросшихся у основания.
5. слон — это существительное, обозначающее крупное млекопитающее, характеризующееся большим размером, длинной хобота и исполинскими бивнями.
6. друг — это существительное, обозначающее человека, с которым у кого-то есть дружеские отношения.
7. глуш — это существительное, обозначающее место, где отсутствуют постоянные жители и обычно нет развитой инфраструктуры.
8. хлеб — это существительное, обозначающее пищевой продукт, приготовляемый из распаренного и замешанного теста.
Попробуйте написать эти слова правильно, без ошибок. Удачи!
Прописная буква
Е. Измайлов
Обычная буква выросла вдруг,
Выросла выше всех букв – подруг.
Смотрят с почтеньем
На букву подруги.
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится в слове
Не зря и не просто
Буква такого высокого роста.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая – совсем не пустяк:
В букве большой уважения знак!
Таня, Ваня, Петя, Галя,
Лена, Нина, Мила, Валя,
Коля, Ира, Алексей,
И Серёжа, и Андрей.
Никогда не забывайте –
Имя буквой выделяйте.
Кошка – Маришка,
Котёнок – Тишка,
Щенок – Дружок,
Цыплёнок – Пушок,
Корова – Бурёнка,
Коза – Найдёнка,
Поросёнок – Хрюша
И бычок – Гаврюша.
Все их клички до одной пишут с буквы прописной!
Кошка – Пушинка,
Собака – Смешинка,
Петух – Крикун,
Козёл – Бодун,
Воробей – Тишка,
Поросёнок – Гришка.
Красотка – синичка,
Как напишешь клички?
Имена, фамилии,
Клички, города
Все с заглавной буквы пишутся всегда.
Начинает буква
Важные слова:
Иванова Анна.
Шуя и Москва.
Почему же мы с тобой
Пишем с буквы прописной:
Таня, Ваня, Мила, Нина,
Коля, Петя и Ирина,
Иванов, Петров, Орлов
Ленинград, Москва, Ковров?
Прилагательные
Компотный: ароматный и сладкий.
Сандаликовый: изготовленный из древесины сандалии.
Тортовый: приготовленный из слоёного теста и крема.
Желудочный: относящийся к желудку.
Масленичный: связанный с праздником Масленица.
Самоварный: используемый для заваривания чая.
Чемоданчиковый: маленький и компактный.
Молотковый: имеющий форму молотка.
Космический, умелый, искренний, мощный
- Космический — относящийся к космосу, космическим явлениям и объектам.
- Умелый — обладающий хорошо развитым мастерством, искусством, умением.
- Искренний — искренне думающий, говорящий или действующий.
- Мощный — обладающий большой или сильной силой, энергией, возможностью.
Какое к слово ты ассоциируешь с «космический»? Например, «космический корабль». А теперь с «умелый»? Как насчет «умелый врач»? Давай продолжим с «искренний», ассоциируется с «искренний друг». А какой предмет ассоциируешь с «мощный»? Может быть, «мощный молоток».
А вот несколько слов, которые в самом конце заканчиваются на букву «у»:
- Компот — сладкий напиток из вареных фруктов.
- Молоток — инструмент для забивания или выбивания гвоздей.
- Сандалик — легкая обувь с открытыми пальцами и открытой пяткой.
- Масленица — праздник, который отмечается перед Великим постом.
- Чемоданчик — небольшой чемодан.
- Костюм — комплект одежды одного стиля или вида.
- Желудок — пищеварительный орган у человека и животных.
- Торт — сладкое кондитерское изделие.
Загадочный, роскошный, неповторимый, мягкий
Загадочный, роскошный, неповторимый, мягкий
Костюм — это особый вид одежды, состоящий из пиджака и брюк или юбки. Костюмы могут быть очень стильными и элегантными, подходящими для особых случаев или официальных мероприятий.
Самовар — это предмет, используемый для кипячения воды. Он имеет интересную форму и декоративное оформление. В России самовары были частью традиционной культуры и использовались для приготовления чая.
Желудок — это орган пищеварительной системы, который находится в животе. Он выполняет функцию переваривания пищи и имеет мягкие стенки, способные обрабатывать пищу и усваивать питательные вещества.
Сандалик — это вид обуви, который представляет собой открытые туфли или сандалии. Они могут быть удобными и практичными для летнего сезона, когда нужно обеспечить хорошую вентиляцию ног.
Молоток — это инструмент, который используется для забивания гвоздей или разбивания предметов. Он имеет тяжелую головку и рукоятку, и может быть изготовлен из металла или дерева.
Масленица — это русский праздник, который отмечается неделю перед Великим постом. В этот день готовят и употребляют много блинов, отмечают праздник народными гуляниями и традиционными играми.
Торт — это сладкое блюдо, состоящее из нескольких слоев пирога, разделенных кремом или начинкой. Торты могут быть разнообразными, с разными вкусами, формами и украшениями, и являются популярным десертом на различных торжественных мероприятиях.
Конспект фронтального занятия в подготовительной группе «Звук и буква [У]»
Автор-составитель:
учитель-логопед
Волкова Татьяна Андреевна
Цель:
- Знакомство со звуком и буквой У
- Четкое произнесение звука У
- Выделение начального ударного гласного
- Развитие фонематического восприятия
- Знакомство с буквой У
Ход занятия:
Дыхательная гимнастика
Ребята, встаньте в круг, сейчас мы будем заниматься дыхательной гимнастикой.
Вдыхаем через нос, выдыхаем через рот.(3 раза)
А теперь давайте глубоко вдохнем и медленно выдохнем. Молодцы!
Подведение к теме
— Ребята, я сейчас вам загадаю загадки, а вы попробуйте их отгадать. Но я буду спрашивать только тех, кто поднимает руку.
Две антенны на макушке,
А сама сидит в избушке,
На себе её везёт,
Очень медленно ползёт. (Улитка)
На ниточке крючок,
Для рыбки — червячок. (Удочка)
На доску вывешиваются картинки.
— Какой звук слышится в начале слова улитка, удочка?
— Как вы думаете, с каким звуком мы сегодня познакомимся?
Сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком и буквой У.
Уточнение артикуляции
-Посмотрите в зеркало. Сделайте губы трубочкой и протяните: «Ууууууу».
-Какой у нас звук получился? (Звук «У»)
-Этот звук гласный или согласный? (гласный)
-Как вы определили что он гласный? -Правильно, потому что мы можем его пропеть.
Каким цветом будем обозначать этот звук? (красным)
- Посмотрите на картинки, скажите, что на них изображено? Какая из них лишняя и почему? (утка, улитка, автобус, утюг)
- Развитие фонематического восприятия
-Ребята, сейчас я буду называть вам слова, и если вы услышите в слове звук У, хлопайте в ладоши.
Улица, умывальник, ложка, уксус, малина, утро, соль, лошадь, удача.
Определение места звука в слове
-Я сейчас буду показывать картинки со звуком «У», а вы должны будете определить место звука в словах. (начало.середина, конец)
улитка, лук, лягушка, удочка, туфли, утка, паук, утюг
На доску вешается буква У.
-Дети, а вы знаете чем отличаются звук и буква?
-Ребята, а вы знаете из каких частей состоит буква «У»?
— А на что она похожа? Нарисуйте пальчиками в воздухе букву У.
- написание буквы в прописях
- Я раздам вам листочки с разными буквами, но вы должны будете найти среди них букву «У» и обвести её в кружок!
- Итоги: -Какой звук и букву мы сегодня проходили? (он какой? Гласный?)
Печатная буква «У» для дошкольников
После зрительного ознакомления с новой буквой, словами в которых она содержится, можно переходить к письменной работе. Прежде всего ребенок должен освоить печатный символ покажите из каких фрагментов он состоит (палочки, кружки, крючки и т.д.). Пусть он попробует написать заготовки для буквы.
Как только малыш освоит навык написания отдельных элементов переходите на изучение целой буквы. Для этого можно использовать прописи или самостоятельно поставить точки в тетради, чтобы ребенок их соединил. Еще один отличный вариант- использование трафаретов, обводя их тренируется зрительная память.
Писать необходимо каждый день, но не более 15-20 минут.
Правописание гласных Е — О в окончаниях
1. После шипящих под ударением в соответствии с произношением пишется о, без ударения — е:
- в окончании существительных в формах именительного падежа (среднего рода) и творительного падежа: плечо, блиндажом, вожжой, клещом, листажом, метражом, монтажом, муляжом, параличом, парчой, плечом, пращой, стеллажом, шалашом, а также: Петром Ильичом, Сергеем Кузьмичом, Ильей Фомичом; но без ударения: вече, баржей (но: баржой), добычей, зрелищем, плачем, престижем, сажей, рыбищей, сапожищем, типажем, тоннажем, топорищем, хронометражем, а также: Иваном Петровичем, Наташей, Растроповичем;
- в окончании прилагательных: большой, большого, большому, о большом, меньшой (устар., разг.), меньшого (но: меньшего), меньшому, о меньшом; но без ударения: горячего, колючего, свежего; а также в кратких формах среднего рода: общо, свежо; но без ударения: колюче, певуче;
- у наречий, возникших как застывшая форма творительного падежа существительных: голышом, нагишом.
2. После шипящих под ударением в окончании существительных родительного падежа множественного числа пишется е, если произносится : вожжей (вожжи), клещей, ножей, свечей.
Примечание. Различаются в написании формы творительного падежа слов вираж (крутой поворот) и вираж (химический раствор) соответственно: виражом и виражем.
Гостиная или гостинная? Как писать слово гостиница?
Только ГОСТИНАЯ!
Прилагательное ГОСТИНАЯ образовано от существительного ГОСТЬ с помощью суффикса -ИН- (суффиксальный способ словообразования). Позднее произошла субстантивация прилагательного, то есть его переход в разряд существительных, но дополнительных суффиксов (Н) при этом не добавилось. Сейчас слово ГОСТИНАЯ употребляется как прилагательное или как существительное. Но всегда с ОДНИМ «Н».
Это слово не относится к исключениям, прилагательные имеют стандартный набор суффиксов: -н-, -ан-, -ян-, -ин-, -енн-. Чтобы не ошибиться, нужно только внимательно смотреть на структуру слова и помнить набор суффиксов на -Н- (об этом напишу позже, если есть необходимость)
Кстати, с корнем ГОСТ(Ь)- еще одно слово традиционно вызывает вопросы. Это слово ГОСТИНИЦА. Посмотрим, как оно образовалось:
ГОСТ'(Ь)+ ИН (Суффикс) + ИЦ(А) — окончание.
Корни с чередованием О — А
- кос – кас: в корне пишется а, если сразу за корнем следует суффикс а. Например: коснуться – касаться;
- лож – лаг: в корне пишется а, если сразу за корнем следует суффикс а. Например: приложение – прилагать;
- клон – клан: в корне по ударением может быть как о так и а, но без ударения пишется только о. Например: поклон – кланяться;
- твор – твар: как и в предыдущем случае, под ударением может быть и о и а, но без ударения только о. Например: творец – тварь;
- гор – гар: буква а бывает только под ударением, без ударения пишется о. Пример: гореть – загар;
- плав – плов: буква о пишется только в двух словах: пловец и пловчиха, в остальных словах пишется а. Пример: плавучий, сплавить;
- зар – зор: без ударения пишется только а. Пример: зарево – зори. Исключение: зорянка, зоревать;
- раст – рос: перед ст и щ в словах без ударения пишется а. Пример: расти – росло, возраст, взращённый; Перед с без последующего т пишется о. Пример: выросший, недоросль; Исключение: ростовщик, росток, Ростислав, Ростов, отрасль;
- равн – ровн: корень равн пишется преимущественно в словах, связанных по значению со словом «равный» («одинаковый»). Пример: сравнить, равномерный. Корень ровн пишется преимущественно в словах, связанных по значению со словом «ровный» («прямой, гладкий»). Пример: подровнять, ровнять;
- мак – мок: корень мак пишется в таких словах, которые означают «опускать, что-нибудь в жидкость». Пример: макать, обмакнуть. Корень мок пишется в словах означающих «становиться влажным, впитывать жидкость». Пример: мокнуть, намокать, промокнуть.