Развиваться на ветру безударную гласную в корне можно проверить словом развитие так ли

Разбор по составу (морфемный) слова «прилежный. «прилежный» — морфемный разбор слова, разбор по составу (корень суффикс, приставка, окончание) прилежный морфемный разбор

Значение слова «развивается»

В тексте глагол «развивается» используется в двух основных значениях:

Распрямляться, раскручиваться.
Совершенствоваться; находиться в процессе развития.
Становиться глубже (по своему содержанию).

Сейчас бизнес отца успешно развивается, но так было не всегда.
Проект, запущенный в прошлом году, развивается.
Надежда постоянно развивается: посещает разные курсы, много читает и учит иностранные языки.
К сожалению, болезнь моей бабушки стремительно развивается.

Несмотря на проблемы со здоровьем, Митя хорошо развивается физически.
Врач сказал, что из-за недостатка йода развивается хроническая усталость.
По мнению специалистов, на сегодняшний день активно развивается продажа всевозможных гаджетов.

Окончание

Чтобы найти и правильно выделить в слове окончание, попробуйте поизменять его. То, что будет изменяться – и есть окончание. Красивая – красивое – красивые – окончания тут -ая, -ое, -ые.

Теперь пошли лайфхаки.

Если слово никак не изменяется, то окончания у него нет. Депо, кино, ножницы – как не изменяй, всегда депо, кино и ножницы. Пальто, очки – то же самое. У подобных слов вы окончания просто не выделяете.

Если окончания нет, но при изменении вашего слова оно появляется – значит оно нулевое. Чтобы показать нулевое окончание – просто нарисуйте пустой квадрат. Например, в слове «друг» – нулевое окончание. «Сказал» – тоже нулевое. Окончания появятся, если мы будем изменять эти слова: «друга», «сказали».

Идем дальше. Если у вас в окончании есть гласные, которые обозначают два звука, то есть «й» и еще какой-то – поизменяйте слова и послушайте, пропадает ли «й». Например: «вдохновениjэ», «вдоховениjу», «вдохновениjа». Видите, «й» никуда не пропадает. Значит он не в окончании.

В таких случаях надо поделить окончание посередине пунктирной линией и показать, что в нем два звука – «й» (более правильно – «j») и еще какой-то. Затем нужно выделить второй звук в окончание, а первый вообще не трогать.

Наречия – неизменяемые слова. Деепричастия – тоже неизменяемые. Поэтому у них окончаний никогда нет. Деепричастие можно узнать так – к нему одновременно задаются два вопроса: как, что делая. Например: Я ел (как? что делая?) слушая Познера. Слушая – деепричастие.

Вот с наречиями сложнее. Прочитайте мою статью на эту тему, потому что вам надо научиться отличать наречия от прилагательных. Это обязательно надо сделать, иначе будете ошибаться вплоть до ЕГЭ в 11 классе.

«Ть» у глаголов – всегда окончание. Но есть некоторые школьные программы, например программа Бабайцевой, где это суффикс. Спросите у своего учителя и выделяйте так, как она прикажет.

«Чь» в глаголах – часть корня. Поэтому в словах «беречь», «печь», «мочь», «стеречь» корнем будет все слово.

Всё, с окончаниями закончили.

Полезные материалы по теме

Пробегитесь еще раз глазами по статье и прочитайте те тексты, на которые я ссылаюсь. Статьи относительно небольшие, я в каждой из них даю советы о правильном выделении морфем.

Подпишитесь на мою рассылку. О русском языке можно писать бесконечно, поэтому в ближайшее время о нем выйдет много новых статей. Я постараюсь сделать их максимально полезными и простыми, чтобы понятно было и школьникам, и родителям, которые учат уроки со своими детьми.

Посмотрите мои подборки с курсами по русскому. Их на данный момент три: для подготовки к ВПР во всех классах, подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Я надеюсь, вы сможете там найти для себя классный курс и будете тратить в разы меньше денег на репетиторов. Еще я там даю несколько бесплатных электронных книг и справочников для скачивания. Я подбирал их лично, они все очень хорошие.

Из учебников я вам очень рекомендую вот этот: «Русский язык. Теория. 5-9 класс». Это учебник Бабайцевой. Он хорош тем, что в нем собрана вся теория русского и все правила, которые изучаются в 5-9 классе. Это самая лучшая книга для подготовки к экзамену.

Материалы там могут немного отличаться от вашего школьного учебника. Например, у вас может быть сказано, что «ть» окончание, а у Бабайцевой – суффикс. У вас причастия могут быть отдельными частями речи, а у Бабайцевой – формами глагола. Но вот эти лингвистические тонкости на экзамены вообще никогда не выносятся, поэтому просто не думайте о них. Книга отличная.

Какое правило применяется?

«Развевается» – форма 3-го л. ед. ч. наст. вр. глагола «развеваться», что значит – «на ветру колыхаться, трепетать; рассеиваться под действием струи воздуха, ветра».

Происходит глагол от слова «веять», который в свою очередь произошел от старославянского «вѣѩти». Исходная форма «веять» будет проверочным словом для глагола «развевается», так как корень в этих словах один и тот же – «-ве-». Есть и другие проверочные – веялка, навеяно, развеять.

Слово «развивается» – та же форма, что и у вышеобозначенного глагола, но другое происхождение – происходит от глагола «развиваться» – «совершенствоваться».

Пишется с гласной «и» в корне, проверочными словами будут: развитие, привить, развиться.

Примеры предложений

Над зданием администрации города развевается российский триколор.

Наше предприятие год от года поступательно развивается.

Словообразовательный разбор

Как правильно определить безударную гласную в корне? Для этого мы можем воспользоваться словообразовательным разбором.

 Деления слова на морфемы (такой разбор называется морфемным) не всегда достаточно для полного анализа, поэтому рассмотрим следующий алгоритм:

1. Объяснить лексическое значение;2. Разбить слова на морфемы;3. Сравнить слово с другими однокоренными для выяснения способа образования слова;4. Определить, от чего образована основа слова.

Рассмотрим этот алгоритм на примере слова “вып_вал”:

1. Вып_вал — употреблять что-то жидкое.2. ВЫ (приставка) — П_ (корень) — ВА (суффикс) — Л (формообразующий суффикс).3. Вып_вал — вып_вать — пить. Слово образовали с помощью приставки ВЫ и суффикса ВА и Л.4. Основа образована от слова “пить”. Здесь “-ть” иногда вносят в основу, иногда считают окончанием.

Теперь с помощью этого разбора поймем, какую букву писать в слове “к_шачий”. Для этого мы найдем слово, от которого образовано “к_шачий”, или однокоренное, где ударение будет падать на спорную букву:

1. К_шачий — относящееся к кошке или принадлежащее ей.2. К_Ш (корень) — АЧ (суффикс) — ИЙ (окончание).3. К_шачий — к_шкин — кошка — кот

Слово образовали с помощью суффикса АЧ (также обратите внимание на чередование Т—Ш).4. Основа “к_шач” образована от “кот”.5

Проверочное слово — кОт.

Поздравляю с успешным разбором слова! Теперь можно отдохнуть: выпить чаю и взять котейку на коленки.

Топ вопросов за вчера в категории Русский язык

Русский язык 18.05.2023 04:37 273 Нурмагомедов Рашит

15. Подбери слова к схемам. Запиши в три столбика. Жёлтенькие, заходи, отгадка, берёзонька, отвезу,

Ответов: 2

Русский язык 03.05.2023 16:07 463 Luts Henri

1. В каком ряду все слова образованы приставочным способом? 1) записать, разжечь; 2) покусать,

Ответов: 2

Русский язык 07.07.2023 07:02 3039 Батраков Денис

Выполни одну зарисовку можешь выполнить работу краской цветными карандашами но начали сделай

Ответов: 2

Русский язык 15.06.2023 20:57 2966 Пожарная-Часть Аромашевская

Здоровье-Лучшее богатство будет уместно в ситуации когда- ДАМ 10 БАЛЛОВ

Ответов: 2

Русский язык 13.11.2023 17:36 463 Кабылкаев Арсен

7. Послушай чтение одноклассника. Определи, како (художественный или нехудожественный). Оглядись,

Ответов: 1

Русский язык 03.06.2023 15:23 254 Естафьева Соня

Вычеркни дополнения из предложений Дополнение может быть выражено существительными или

Ответов: 1

Русский язык 19.06.2023 20:57 971 Царева Юля

Соответствуют ли действительности данные утверждения о сложносочинённых предложениях? Выбери

Ответов: 2

Русский язык 29.06.2023 08:30 671 Кошерь Миша

В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? Укажите правильный вариант ответа:

Ответов: 3

Русский язык 30.04.2023 10:25 896 Кузьмин Артем

решите: Тест по теме «Правописание имён числительных» 1. Найдите пример с ошибкой в образовании

Ответов: 2

Русский язык 19.02.2021 02:02 407 Фишер Виктория

Спишите, расставляя знаки препинания (если это необходимо) и объясняя графически их поставку.

Ответов: 3

Переход из одной части речи в другую

Как же можно создавать новые слова? Образовывать новые слова можно несколькими способами:

  • добавлением приставок и суффиксов: кушать — покушать;
  • сокращением слова: заместитель — зам;
  • сложением слов: лес + парк — лесопарк;
  • переходом из одной части речи в другую.

Последний прием рассмотрим подробнее. 

Порой слово может стать другой частью речи, так как оно станет выполнять другую грамматическую функцию в предложении. Например, сначала слово обозначало действие, а теперь — предмет: печь (пирожки) — (русская) печь. Слово будет выглядеть абсолютно так же, иногда может добавляться приставка (запечь). Именно поэтому понять без контекста часть речи у таких слов бывает сложно.

Теперь внимательно изучаем таблицу и примеры:

Переход из этой части речи В эту часть речи
существительное наречие местоимение
существительное —> капельку (1*), посередине
прилагательное —> гостиная (2*), ванная вплотную (3*) в настоящей (4*) книге (роль указательного местоимения)
причастие —> раненый (5*) В данный (6*) момент…
деепричастие —> сидя, молча
числительное —> Трое подошли… Много думал
местоимение —> каждый Чувствую себя ничего…
  1. “Я видел капельку (сущ) дождя, стекающую по окну” — “Эх, хотя бы капельку (наречие) побольше времени”.
  2. “Последний раз Анет видела его в гостиной (прил) комнате.” — “Гостиная (сущ) была просторной”.
  3. “В плотную (прил) землю сложно посадить семена.” — “Я подошел к ней вплотную (наречие)”.
  4. “Я так и не разобрался с настоящим (прил) временем.” — “В настоящей (мест) книге мы должны были найти примеры указательных местоимений”.
  5. “Раненый (прич) в плечо боец старался доползти до укрытия.” — “Раненый (сущ) не мог разговаривать от боли”.
  6. “Данное (прич) слово нельзя вернуть, выполняй свое обещание!” — “В данный (мест) момент сложно понять, что происходит”.

Суффикс

Вот тут сложнее всего. Суффикс находится после корня, но иногда он один, а иногда нет. И дети не знают, как правильно выделять.

Чтобы это сделать, надо запоминать «популярные» суффиксы. Например, суффикс основы инфинитива – тот, который стоит перед окончанием «ть»: «играть» – корень тут «игр», а суффикс – «а». Поэтому в слове «играя» два суффикса – «а» и «я».

«Ений» – суффикс, с помощью которого от глагола образуются существительные. Например: потепление, вдохновение, измерение, оледенение

Обратите внимание, в окончании йотированная буква, поэтому мы ее делим пунктиром, гласный звук убираем в окончание, а «й» оставляем суффиксу

«Тель» – суффикс, который обозначает человека, выполняющего какую-то профессиональную деятельность: учитель, строитель, потребитель, хранитель и пр. Давайте разберем слово «учитель» – «тель» – суффикс, обозначающий человека по профессии, «и» – глагольный суффикс (потому что в инфинитиве «учить» он стоит перед «ть»), корень «уч».

И так далее.

Значение слова «развевается»

Если мы откроем словарь, то увидим, что глагол имеет несколько основных лексических значений:

Трепетать, колыхаться на ветру; колебаться от ветра.
Рассеиваться ветром или воздухом.

В мультфильме плащ моего любимого героя всегда развевается.
На крыше соседнего дома развевается какая-то непонятная тряпка.
Рубаха Егора развевается на ветру, но он всё равно продолжает идти вперёд.
Елизавета спускается по лестнице, а длинный красный шлейф развевается за её спиной.
На этой картине мы видим красивую чёрную лошадь. Её хвост развевается по ветру.
Назар долго смотрел, как развевается на ветру прозрачная ткань и падает на землю.
Татьяна Ивановна стоит на палубе, а за её плечами развевается синий шёлковый платок.
Мы проснулись раньше всех и увидели, что над армейской палаткой развевается красный флаг.

Последние заданные вопросы в категории образование

Образование 30.11.2023 18:37 27 Passagir Victor.

Как решить задачу: Два игрока поочередно подбрасывают монету?

Ответов: 0

Образование 30.11.2023 18:36 7 Михайлов Александр.

Как решить: Два маляра, работая вместе, могут за 1 ч покрасить стену 40 м²?

Ответов: 1

Образование 30.11.2023 18:36 6 Амосов Никита.

Как решить: 15 января Пётр берёт кредит в банке 600 тыс. руб. на 6 месяцев?

Ответов: 0

Образование 30.11.2023 18:34 25 Глазкова Светлана.

Как решить: В правильной шестиуг. пирамиде сторона основания равна апофеме?

Ответов: 0

Образование 30.11.2023 18:32 23 Сергієва Руслана.

Как решить: Из треугольника АВС случайным образом выбирается точка Х?

Ответов: 0

Образование 30.11.2023 18:30 14 Басырова Амина.

На сколько ступенек нужно подняться, чтобы увидеть горизонт за 4,8 км?

Ответов: 1

Образование 30.11.2023 18:29 21 Пенягина Настя.

Как решить: Стоимость чайной пары складывается из стоимости чашки и блюдца?

Ответов: 1

Образование 30.11.2023 18:23 18 Евсеев Матвей.

Как ответить на вопросы теста Выставка «12 признаков живого»?

Ответов: 1

Образование 30.11.2023 18:20 20 Талантов Баяс.

«Попрыгунья». Когда жена Дымова решила порвать с Рябовским (см.)?

Ответов: 1

Образование 30.11.2023 18:12 11 Вафина Гульчечек.

«Клячонка» или «клячёнка» — как правильно пишется, почему?

Ответов: 0

Ответы на вопрос

Отвечает Тетюрин Илья.
28.11.2023 в 16:50

Разбор слова «трещотка»

Слово «трещотка» состоит из следующих морфем:

1. Трещ-: это корень слова, который обозначает звук, возникающий при трении или разрыве чего-либо. В данном случае, корень «трещ-» указывает на звук, который издает предмет, называемый «трещотка».

2. -отка: это суффикс, который образует отглагольное существительное от глагола. В данном случае, суффикс «-отка» указывает на то, что «трещотка» является предметом или инструментом, связанным с трещанием.

Таким образом, слово «трещотка» означает предмет или инструмент, издающий звук трещания.

Порядок полного морфемного разбора по составу

Чтобы избежать ошибок, морфемный разбор предпочтительно связать с разбором словообразовательным. Такой анализ называется формально-смысловым.

  • Установить часть речи и выполнить графический морфемный анализ слова, то есть обозначить все имеющиеся морфемы.
  • Выписать окончание, определить его грамматическое значение. Указать суффиксы, образующие формуслова (если есть)
  • Записать основу слова (без формообразующих морфем: окончания и формообразовательных суффиксов)
  • Найди морфемы. Выписать суффиксы и приставки, обосновать их выделение, объяснить их значения
  • Корень: свободный или связный. Для слов со свободными корнями составить словообразовательную цепочку: «пис-а-ть → за-пис-а-ть → за-пис-ыва-ть», «сух(ой) → сух-арь() → сух-ар-ниц-(а)». Для слов со связными корнями подобрать одноструктурные слова: «одеть-раздеть-переодеть».
  • Записать корень, подобрать однокоренные слова, упомянуть возможные варьирования, чередования гласных или согласных звуков в корнях.

Как найти морфему в слове?

Пример полного морфемного разбора глагола «проспала»:

  • окончание «а» указывает на форму глагола женского рода, ед.числа, прошедшего времени, сравним: проспал-и;
  • основа форы — «проспал»;
  • два суффикса: «а» — суффикс глагольной основы, «л» — этот суффикс, образует глаголы прошедшего времени,
  • приставка «про» — действие со значением утраты, невыгоды, ср.: просчитаться, проиграть, прозевать;
  • словообразовательная цепочка: сон — проспать — проспала;
  • корень «сп» — в родственных словах возможны чередования сп//сн//сон//сып. Однокоренные слова: спать, уснуть, сонный, недосыпание, бессонница.

Разбор слова по составу.

План: Как разобрать по составу слово?

При проведении морфемного разбора соблюдайте определённую последовательность выделения значимых частей. Начинайте по порядку «снимать» морфемы с конца, методом «раздевания корня». Подходите к анализу осмысленно, избегайте бездумного деления. Определяйте значения морфем и подбирайте однокоренные слова, чтобы подтвердить правильность анализа.

  • Записать слово в той же форме, как в домашнем задании. Прежде чем начать разбирать по составу, выяснить его лексическое значение (смысл).
  • Определить из контекста к какой части речи оно относится. Вспомнить особенности слов, принадлежащих к данной части речи:
    • изменяемое (есть окончание) или неизменяемое (не имеет окончания)
    • имеет ли оно формообразующий суффикс?
  • Найти окончание. Для этого просклонять по падежам, изменить число, род или лицо, проспрягать — изменяемая часть будет окончанием. Помнить про изменяемые слова с нулевым окончанием, обязательно обозначить, если такое имеется: сон(), друг(), слышимость(), благодарность(), покушал().
  • Выделить основу слова — это часть без окончания (и формообразующего суффикса).
  • Обозначить в основе приставку (если она есть). Для этого сравнить однокоренные слова с приставками и без.
  • Определить суффикс (если он есть). Чтобы проверить, подобрать слова с другими корнями и с таким же суффиксом, чтобы он выражал одинаковое значение.
  • Найти в основе корень. Для этого сравнить ряд родственных слов. Их общая часть — это корень. Помнить про однокоренные слова с чередующимися корнями.
  • Если в слове два (и более) корня, обозначить соединительную гласную (если она есть): листопад, звездолёт, садовод, пешеход.
  • Отметить формообразующие суффиксы и постфиксы (если они есть)
  • Перепроверить разбор и значками выделить все значимые части

В начальных классах разобрать по составу слово
— значит выделить окончание и основу, после обозначить приставку с суффиксом, подобрать однокоренные слова и затем найти их общую часть: корень, — это всё.

* Примечание: Минобразование РФ рекомендует три учебных комплекса по русскому языку в 5–9 классах для средних школ. У разных авторов морфемный разбор по составу
различается подходом. Чтобы избежать проблем при выполнении домашнего задания, сравнивайте изложенный ниже порядок разбора со своим учебником.

Примеры морфемного анализа слов

Дождался (дождал□ся)

  1. Глагол, изменяемое слово.
  2. Дождалась, дождались. Нулевое окончание (□) указывает на то, что глагол в м. р., в ед. ч. Примеры слов с таким же окончанием: показал□ся, смеял□ся.
  3. Основа дождал—ся — простая, членимая, прерывистая.
  4. Суффикс —а— — основообразующий, суффикс —л— — формообразующий (значение глаголов прошедшего времени), постфикс —ся— — словообразовательный и формообразующий. Примеры слов с такими же суффиксами: купался, ругался.
  5. Приставка до— — словообразовательная, обозначает действие, доведённое до конца. Примеры слов с такой же приставкой: доехал, дошёл, долетел.
  6. Корень —жд-; ждал — ждёт — ожидавший; —жд-//-жд‘-//-жид— — корень свободный, т. к. в современном русском языке есть слово «жду», где корень равен основе.
  7. Исторических изменений в составе слова нет.

Кольцо (кольцо)

  1. Существительное, изменяемое слово.
  2. Кольца, кольцом, о кольце. Окончание -о указывает на то, что существительное ср. р., II скл., в И. п. или В. п., в ед. ч. Примеры слов с таким же окончанием: яблоко, облако.
  3. Основа слова кольц— — простая, нечленимая, непрерывная.
  4. Корень кольц-; кольца — колец — колечко; кольц-//колец-//колеч‘- — корень свободный, т. к. в современном русском языке есть слово «кольцо», где корень равен основе.
  5. В морфемном составе слова есть изменения, исторически было: кольцо (родственными словами были кол, колодец). Опрощение. Причина — изменение в фонетическом строе языка в результате падения редуцированных гласных и утраты мотивированного слова.

Проверь себя

Задание 1.Выберите верный вариант ответа:

Примерить (одежду) — глагол, где есть корень с чередованием.Горнолыжный (курорт) — прилагательное, где есть корень с чередованием.

  1. Верны оба варианта
  2. Верно только первое утверждение
  3. Верно только второе утверждение
  4. Оба утверждения ложны

Задание 2.Выберите верный вариант ответа:

Буду болеть и болел — это разные формы слова, а не новые слова.Читать и читающий — это разные формы слова, а не новые слова.

  1. Верны оба варианта
  2. Верно только первое утверждение
  3. Верно только второе утверждение
  4. Оба утверждения ложны

Задание 3.Выберите строчку(и), в которых все слова имеют корни с чередованиями:

  1. выб_рать, к_сой, д_рижер
  2. б_регу, заст_лать, з_ревать
  3. р_стовщик, зап_рать, зан_мать
  4. сн_ть, зам_рать, утв_рь

Задание 4.Выберите строчку(и), в которых все слова имеют корни с чередованиями:

  1. посн_мать, заж_гаю, г_реть
  2. Р_стов, к_сался, пр_крывать
  3. забл_стеть, пост_рать, пл_вец
  4. м_крица, соч_тать, г_ревать

Задание 5.Выберите верный вариант ответа:Лощеный — лоск — однокоренные слова.Морфемный разбор нужен, чтобы понять, от чего образовано слово.

  1. Верны оба варианта
  2. Верно только первое утверждение
  3. Верно только второе утверждение
  4. Оба утверждения ложны

Ответы: 1 — 4; 2 — 1; 3 — 3, 4; 4 — 1, 3; 5 — 2.

развиваться I

Морфологические и синтаксические свойства

  наст. прош. повелит.
Я развива́юсь развива́лсяразвива́лась
Ты развива́ешься развива́лсяразвива́лась развива́йся
ОнОнаОно развива́ется развива́лсяразвива́ласьразвива́лось
Мы развива́емся развива́лись
Вы развива́етесь развива́лись развива́йтесь
Они развива́ются развива́лись
Пр. действ. наст. развива́ющийся
Пр. действ. прош. развива́вшийся
Деепр. наст. развива́ясь
Деепр. прош. развива́вшись
Будущее буду/будешь… развива́ться

раз—ви—ва́ть—ся

Глагол, несовершенный вид, непереходный, возвратный, тип спряжения по классификации А. Зализняка — 1a. Соответствующий глагол совершенного вида — развиться.

Приставка: раз-; корень: -ви-; суффикс: -ва; глагольное окончание: -ть; постфикс: -ся.

Семантические свойства

Значение

  1. раскручиваться, распрямляться ◆ От дождя её кудряшки развивались.
  2. находиться в процессе развития, совершенствоваться ◆ Он развивался физически. ◆ Дети развиваются играя.
  3. становиться глубже по содержанию ◆ В фильме развивается интересный сюжет.

Гипонимы

Родственные слова

Ближайшее родство
  • существительные: витьё, завивка
  • прилагательные: витой
  • глаголы: развивать, развить, развиться; вить, виться, завить, завиться, завивать, завиваться

Этимология

Образовано из раз- + вить, далее от праслав. *vī́tī (*vь̀jǭ; *vītь), от кот. в числе прочего произошли: русск. вить, укр. ви́ти, болг. ви́я, сербохорв. ви̏ти, ви̏jе̑м, словенск. víti, чешск. vít, viji, польск. wić, в.-луж. wić, н.-луж. wiś. Из праиндоевр. *wei- «вить»; ср.: балт. *wī̂-, лит. výti «вить», латышск. vît; др.-инд. váyati «плетёт, ткёт», vītás «витой», vyáyati «вьёт, крутит», лат. vieo, viēre «плести», готск. waddjus «вал», англ. withy.

Перевод

Список переводов
  • Английскийen: untwist; (о волосах) come uncurled
  • Украинскийuk: розвиватися
  • Чешскийcs: rozvíjet se; vyvíjet se
Для улучшения этой статьи желательно:
  • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
  • Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»

Словообразовательный анализ

Словообразовательный анализ (разбор) — это процесс выявления способа образования того или иного слова, а также средств словообразования. При словообразовательном разборе обычно выявляется основа слова, от которого образовано данное слово, а также последовательность присоединения суффиксов, приставок, сокращения, сращения и т.д.

Словообразовательный раз­бор сло­ва наце­лен на то, что­бы ука­зать самую близ­кую одно­ко­рен­ную лек­се­му, от кото­рой оно было обра­зо­ва­но. Результатом это­го поис­ка явля­ет­ся состав­ле­ние сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ной пары, опре­де­ля­ю­щей соот­но­ше­ние про­из­во­дя­ще­го и про­из­вод­но­го сло­ва.

Обычно про­из­вод­ное слово отли­ча­ет­ся одной мор­фе­мой. Выделив про­из­во­дя­щую осно­ву исход­но­го сло­ва, срав­ним её с осно­вой про­из­вод­но­го сло­ва, в кото­рой появился новый сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ный эле­мент — при­став­ка, суф­фикс и т. д.

По тому, какая мор­фе­ма участ­во­ва­ла в сло­во­об­ра­зо­ва­нии, опре­де­лим спо­соб обра­зо­ва­ния лек­се­мы.

Способ образования слов Примеры
1. Приставочный текст → подтекстгнать → догнать
2. Суффиксальный белый → белизнапахать → пахотасотво­рить → сотворение
3. Приставочно-суффиксальный люди → безлюдныйдолгий → задолгодом → надомник
4. Бессуффиксальный отды­хать → отдыхзеленый → зеленьсупруг → супру­га
5. Постфиксальный какой → какой-нибудьчто → что-тогде → где-либо
6. Сложение:1) двух основ2) двух основ + суф­фикс3) сокра­щен­ных основ4) началь­ных букв или зву­ков пожар, опасный → пожа­ро­опас­ныйдиван, кро­вать → диван-кроватьканат, ходить → кана­то­ходецморе, пла­вать → море­пла­вательспециаль­ный корреспон­дент → спец­корМХАТ, ОБСЕ, ЮНЕСКО
7. Слияние целых слов густо, насе­лен­ный → густо­на­се­лен­ныймало, зна­ко­мый → мало­зна­ко­мый
8. Переход из одной части речи в дру­гую заго­ра­ю­щие (сущ.) — заго­ра­ю­щие (прич.) люди;про­хо­жий (сущ.) — про­хо­жий (прил.) чело­век

Пропуск одной сту­пень­ки в сло­во­об­ра­зо­ва­нии (невер­ное опре­де­ле­ние про­из­во­дя­ще­го сло­ва) вле­чет за собой оши­боч­ное состав­ле­ние сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ной пары:

  • ходить — при­ход; (ходить → при­хо­дить → при­ход);
  • мир — при­ми­ре­ние (мир → при­ми­рить → при­ми­ре­ние);
  • холод — холод­но­ва­тый (холод → холод­ный → холод­но­ва­тый).

Как след­ствие это­го, сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ный раз­бор выпол­ня­ет­ся невер­но.

Морфемы

Морфема — неделимая наименьшая часть слова.

Все слова имеют определенную структуру, в этом они чем-то похожи на конструктор. “Детальки”, из которых мы можем образовать слово, называются морфемы.

Давайте теперь представим слово в виде собранного дома и рассмотрим основные части:

Почему слово похоже на дом?Основная часть дома — корень. В нем хранится главная информация о слове. Эта морфема есть в любом слове. Во всех родственных словах будет один и тот же корень, поэтому родственные слова имеют общее лексическое значение.Для словообразования используются суффиксы (у дома это чердак) и приставки (гараж). Приставки стоят перед корнем, ПРИстраиваются к слову. Суффиксы идут после корня. В слове может и не быть этих морфем, дом может быть без гаража и без чердака. 

В русском языке есть еще инфиксы, конфиксы и другие “-фиксы”, но они не изучаются в школе. Возможно, когда-нибудь на филологическом факультете вы откроете их страшную тайну…

Корень, суффиксы, приставки образуют основу слова. После основы идет окончание, которое постоянно меняется, тем самым помогая образовывать новые формы слова. Окончание может быть нулевым, то есть отсутствовать в слове.

Как правильно пишется слово «развиваться»

развива́ть(ся)

развива́ть(ся), -а́ю(сь), -а́ет(ся) (к разви́ть)

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: покорствовать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Предложения со словом «развиваться»

  • А дальше события развивались стремительно – и совсем не так, как он ожидал.
  • – Я хотела сообщить это сразу по моей активации, но события начали развиваться очень быстро.
  • Чувство вины может усиливаться так называемым контрафактным мышлением – мысленным моделированием, которое происходит задним числом и показывает, как могли развиваться события.
  • (все предложения)

Цитаты из русской классики со словом «развиваться»

  • В Европе развивались знания и улучшался материальный быт, при постепенном развращении нравов; в России же сохранялась чистота веры и нравственности, причем она не отставала и на пути просвещения, утверждая его на религиозных основаниях.
  • Вообще, вещество мозга продолжает развиваться и увеличиваться у человека до 40–50 лет; в старости же он начинает уменьшаться, сжиматься, делается тягучим и более водянистым.
  • Правда способна развиваться до бесконечности, открывая новые и новые горизонты и облекаясь в новые, более совершенные формы.
  • (все
    цитаты из русской классики)

Афоризмы русских писателей со словом «развиваться»

  • Говоря строго, язык никогда не устанавливается окончательно: он непрестанно живёт и движется, развиваясь и совершенствуясь… Язык идёт вместе с жизнию народа…
  • Поэзия исчерпаема (хотя еще долго способна развиваться, не сделано и сотой доли), так как ее атомы несовершенны — менее подвижны. Дойдя до предела своего, поэзия, вероятно, утонет в музыке. Музыка предшествует всему, что обуславливает.
  •  — Ничего! Да, это великое русское слово, в нем неколебимость России, в нем могучая сила русского народа, испытавшего и вынесшего больше, чем всякий другой народ. Посмотрите историю, начиная с татарского ига, припомните, что вынесла Россия, что вытерпел народ русский, — и чем больше всего испытаний, тем более крепла и развивалась страна. Только могучему организму — все нипочем.
  • (все афоризмы русских писателей)

Часть речи: причастие

Действительное причастие:

Настоящее время
Единственное число Множественное число
Мужской род Женский род Средний род
Им.

развивающийся

развивающаяся

развивающееся

развивающиеся

Рд.

развивающегося

развивающейся

развивающегося

развивающихся

Дт.

развивающемуся

развивающейся

развивающемуся

развивающимся

Вн.

развивающегося

развивающийся

развивающуюся

развивающееся

развивающиеся

развивающихся

Тв.

развивающимся

развивающеюся

развивающейся

развивающимся

развивающимися

Пр.

развивающемся

развивающейся

развивающемся

развивающихся

Прошедшее время
Единственное число Множественное число
Мужской род Женский род Средний род
Им.

развивавшийся

развивавшаяся

развивавшееся

развивавшиеся

Рд.

развивавшегося

развивавшейся

развивавшегося

развивавшихся

Дт.

развивавшемуся

развивавшейся

развивавшемуся

развивавшимся

Вн.

развивавшегося

развивавшийся

развивавшуюся

развивавшееся

развивавшиеся

развивавшихся

Тв.

развивавшимся

развивавшеюся

развивавшейся

развивавшимся

развивавшимися

Пр.

развивавшемся

развивавшейся

развивавшемся

развивавшихся

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный мир
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: