Буква ы

Как пишется прописная ы?

Произношение слова «строчные»

Интересно, как пра­виль­но про­из­но­сит­ся слово

«стро́чные» или «строчны́е»?

Разделим это сло­во на фоне­ти­че­ские слоги:

В ста­ри­ну это трех­слож­ное сло­во про­из­но­си­лось толь­ко с удар­ным глас­ным окон­ча­ния, как и про­из­во­дя­щее слово:

строка́ — строчно́й, строчны́е 

В совре­мен­ной речи сло­во «стро́чка» с удар­ным глас­ным «о» повли­я­ло на про­из­но­ше­ние это­го при­ла­га­тель­но­го. Словари фик­си­ру­ют двой­ное уда­ре­ние как на глас­ном «о» кор­ня, так и на глас­ном окончания:

«стро́чные» и «строчны́е» буквы.

Средняя оценка: 5. Проголосовало: 3

Правила употребления

Есть несколько случаев, когда пишется прописная буква. Прежде всего, это начало предложения. Причем не имеет значения, каким знаком препинания завершилась предыдущая синтаксическая конструкция. Это может быть точка, вопросительный или восклицательный знаки, многоточие. Другие варианты написания большой буквы по грамматике русского языка:

  1. Имена собственные (ФИО, названия городов/стран/континентов/планет, клички животных, наименования рек/озер/морей/пустынь и прочих географических объектов. Например: Иванов Сергей Львович, Мурманск, Австрия, Америка, Уран, кошка Дуська, река Амазонка, озеро Байкал, Азовское море, пустыня Гоби).
  2. Наименование героев мифологии и религии, обращение к богу в религии (например, Бог, Аллах, Будда, Иисус — все эти слова надо писать с большой буквы, особенно в текстах религиозного содержания, где даже местоимение «Он», указывающее на Бога, пишут с заглавной).
  3. Должности и титулы (Ваше Высочество, Президент РФ). Однако такие варианты, как «монарх», «король/королева», «император» принято писать с маленькой.
  4. Название фирм, журналов, книг, учреждений, заключенное в кавычки. Например: ООО «Аскольд», журнал «Ледокол», книга «Война и мир», учреждение «Международная кембриджская школа».
  5. Первое слово в наименованиях исторических эпох, крупных событий (Бородинская битва, Вторая мировая война, Октябрьская революция).
  6. Местоимение «вы», когда обращение направлено к конкретному человеку («Вы, Анна, сегодня очень меня расстроили». Однако «вы» пишется с маленькой, когда обращаются к большому или неограниченному числу лиц: «вы, мои критики, рады моему провалу!»).

Некоторые слова являются особенно сложными для запоминания. Правила употребления большой и маленькой букв зависят от значения. Например, слово «Родина»: с заглавной она пишется в патриотических текстах. Пример — «каждый должен помнить, что Родина — это наша общая ценность». В других случаях слово употребляется со строчной: «Африка — родина жирафа».

https://youtube.com/watch?v=WVM5BBrQTBM

Немного истории

В современном русском языке буквы делятся на:

  1. Заглавные или прописные.
  2. Маленькие или строчные.

Правила написания заглавных и строчных букв складывались на протяжении многих веков. В первом русском алфавите — глаголице — не было такого разделения. Но уже в ранних образцах древнерусской кириллической письменности присутствуют буквы, по размеру значительно превосходящие другие. По форме написания все буквы в то время напоминали прописные. Но среди них выделялись инициалы или буквицы.

В Древней Руси не существовало деления текста на предложения, но были буквицы, украшавшие начало текста.

Остромирово Евангелие, XI век

Инициалы красиво прописывали и украшали витиеватыми рисунками. По размеру они были значительно больше современных заглавных букв русского языка.

После введения книгопечатания в XVI веке прописные буквы стали ставить в начале предложений, но далеко не всегда. Автор известного учебника по грамматике XVII века Милетий Смотрицкий рекомендовал писать с заглавной буквы:

  1. начало предложения;
  2. каждую строчку стихотворения;
  3. названия наук.

Окончательно утвердилось деление на строчные и прописные буквы с введением Петром I гражданского шрифта в первой половине XVIII века.

Русский язык сильно видоизменялся со временем, как в силу естественных причин, так и путем искусственного реформирования.

Изменения касались и правил использования заглавных букв. Например, в настоящее время названия наук и учебных предметов пишутся с маленькой буквы, в то время как «Грамматика» Смотрицкого рекомендовала писать их с большой.

Общее правило

Прописные буквы чаще всего используются в двух случаях:

  1. В начале предложения.
  2. При написании имен собственных.

Заглавная буква всегда пишется после восклицательного и вопросительного знака, точки и многоточия, которые заканчивают предложение.

С прописной буквы пишутся все собственные имена существительные, включая:

  1. Имена, фамилии и отчества. Примеры: брат Константин, инженер Петрухин, директор Иван Владимирович.
  2. Прозвища, в том числе исторических лиц: Ричард Львиное Сердце, вор по кличке Фокс.
  3. Клички животных: собака Джек, овечка Долли.
  4. Имена и прозвища действующих лиц в художественных произведениях, даже если те же слова часто употребляются в нарицательном значении. Например, «Машенька и Медведь», но «медведь в лесу»; «проказница Мартышка», но «мартышка в клетке».
  5. Имена божеств: Иисус, Перун, Зевс, Аллах.
  6. Названия астрономических объектов: планета Венера, звезда по имени Солнце.
  7. Географические наименования: горы Гималаи, озеро Байкал, река Волга, Тихий океан, город Волгоград, страна Россия
  8. Названия исторических эпох и событий: философ эпохи Просвещения; это произошло задолго до Октябрьской революции; Дмитрий Донской прославился во время Куликовской битвы.
  9. Наименования организаций и учреждений: завод «Гефест», Организация Объединенных Наций, Совет Федерации.
  10. Названия праздников: Первое мая, День независимости.
  11. Аббревиатуры — термины, образованные в результате сокращения до первых букв слов, из которых они состоят. Например, СНГ — Содружество Независимых Государств.
  12. Названия литературных и научных произведений: роман «Война и мир», статья «О вопросах квантовой механики».

Также с заглавной буквы пишутся прилагательные, образованные от собственных имен существительных, в том случае, если они:

  1. Являются притяжательными — то есть выражают принадлежность к какому-либо лицу. Пример: «Мне совсем не понравилась Машина работа».
  2. Посвящены памяти или имени кого-то. Пример: «В музее прошли Ломоносовские чтения».

В остальных случаях прилагательные пишутся со строчной буквы: суворовская тактика, сизифов труд, тургеневская барышня.

Особые случаи и исключения

В некоторых случаях используются исторически сложившиеся или принятые на государственном уровне формы написания, которые отличаются от общих правил.

  1. Названия праздников. В названиях праздников с прописной обычно пишется только первое слово: Восьмое марта, День знаний. Если в названии используется цифра, то с заглавной следует писать следующее за ней слово: «Первое мая», но «1 Мая». Даты при этом пишутся с маленькой буквы: 1 сентября мы отмечаем День знаний. Исторически сложилось, что с заглавной пишутся оба слова в названии праздника День Победы. Законодательно закреплены наименования памятных дат: День Героев Отечества, День Конституции Российской Федерации, День Неизвестного Солдата.
  2. Наименования организаций. Как правило, в организациях прописной пишется только первая буква: Гражданский воздушный флот, Музей народного творчества, Российская академия музыки. Но в названиях высших государственных учреждений России принято писать заглавными все буквы: Верховный Суд России, Совет Министров. Такое же исключение применяется для наиболее важных международных организаций: Общество Красного Креста, Всемирный Совет Мира.
  3. Названия титулов и должностей обычно пишутся с маленькой буквы: генерал армии, канцлер Германии, генеральный секретарь ООН. При этом высшие должности и почетные звания в России пишутся с заглавной: Президент Российской Федерации, Герой России, Председатель правительства РФ.
  4. Наименования наград. В основном в названиях наград только первое слово пишется с заглавной буквы: медаль «Ветеран труда», орден Почетного легиона. Исторически сложилось, что в наименованиях многих советских наград все слова пишутся с прописной буквы: Орден Трудового Красного Знамени, Орден Красной Звезды.
  5. Географические названия. Служебные слова перед географическими названиями пишутся с большой буквы, в середине — с маленькой: Лос-Анджелес, Санта-Барбара, Ростов-на-Дону, Франкфурт-на-Одере. Иноязычные географические термины, обозначающие реку, озеро, город и другие родовые наименования, пишутся с большой: Йошкар-Ола («ола» на марийском означает «город»), Рио-Колорадо («рио» по-испански — «река»). Термины, которые используются в русском языке как нарицательные, в составе сложных иноязычных названий пишутся со строчной буквы: Мичиган-авеню, Гайд-парк.

Как ещё развить мелкую моторику, кроме рисования по точкам?

Если ваш ребёнок по каким-либо причинам не заинтересовался материалами рисования по точкам, вы можете весело провести время, развивая мелкую моторику и другими способами.

  1. Нанизывайте вместе крупный бисер на ниточки или перебирайте бусы;
  2. Приклейте большой лист бумаги или старые обои на стену и пусть ваш ребёнок рисует свои картинки на этом листе. Рисование на вертикальной поверхности требует прикладывания больших усилий и ручки тренируются быстрее;
  3. Как только ваш ребёнок уже достаточно крепко умеет держать в руках мелкие вещи и не отпускает их, если слегка потянуть, начинайте его учить завязывать шнурки или плести косички из любых лент или верёвочек;
  4. Если вы читаете газеты или журналы, дайте ребёнку маркер и предложите ему обвести им все заголовки;
  5. Хорошее сцепление большого и указательного пальцев проще всего развить, перекладывая бобы или даже горошинки из одной миски в другую, используя только два пальца, а не всю ладошку.
  6. Морозные окна или запотевшие зеркала в ванной — отличное место для того, чтобы учиться рисовать указательным пальцем.

При желании, вы можете использовать в повседневной жизни каждый из способов развития мелкой моторики вашего ребёнка, этим вы поможете ему быстрее научиться писать в будущем.

Когда дети достигают возраста 4-5 лет, игры с игрушками начинают надоедать, малыш развивается, ему необходимо подготавливаться к школе. А чтобы подготовка была одновременно полезной и интересной можно использовать точечные рисунки для подготовки руки к письму, развития мелкой моторики. Рисование по точкам – интересное и полезное времяпрепровождение.

Взрослым кажется, что совсем не сложно обвести линии уже готового рисунка. Многие родители считают, что это просто развлечение для детей. Но малышам нужно потратить много сил, чтобы рисовать точечные фрукты, цифры или буквы.

Мозг и руки детей работают несколько иначе, чем у взрослых, поэтому им очень трудно сразу освоить обводилки и рисовать все точно. Но зато потом, в школе такая практика значительно облегчит освоение прописи, ребенку будет проще написать диктант. Ребенку будет проще писать диктант, потому что его рука уже будет натренирована.

Такое занятие как рисование по точкам называется графомоторикой. Обводилки развивают очень много навыков и умений. Ими наделены прописи. Там есть картинки, которые нужно рисовать и многое другое. Задание звучит как «соедини точки и получи рисунок» либо просто «соедини». Прописи — это печатные тетради. Обучение начинается с того, что ребенок обводит печатные прямые линии, буквы, учится рисовать простые рисунки.

Соединение Букв

Работа в «Прописи» начинается после знакомства с буквой, разбором основных ее элементов. Внимательно прочитайте статью «Курсы каллиграфии — 15 шагов по написанию буквы.» Перед тем как начнем соединять буквы выделим несколько методических этапов в обучении.

1) Знакомство с речевой формулой и элементами буквы.
2) Этап неправильного показа ( он есть не на всех страницах) В методике он описан. Учитель проводит это упражнение на доске.

Мы видим, что сначала в букве «н» искажена первая наклонная, затем неправильно написан «Мостик» и т. д В букве нарушены высота, наклон и ширина между элементами.

4) Пропиши элементы
Каждая строка — отработка нового элемента или соединения.

5) Пропиши буквы, соблюдая ритм. Учим ребенка держать расстояние между буквами.
6) Сделай разметку. Учим ребенка держать расстояние между буквами.

7) Пишем букву в узкой строке. Подготовка завершена. наш ученик знает из чего буква состоит, ему известно направление движения.

Пришло время применить все знания в размерах узкой строки. Большое количество строк с вертикальной разметкой позволяют отрегулировать наклон и ширину.

8) Лист тренировок применяется не всегда и не со всеми используется только в двух случаях:

1) когда ребенок не усвоил написание буквы
2) когда проводятся тренировки в письме на скорость

Если упражнение выполняется с легкостью, НЕ НУЖНО ПРОПИСЫВАТЬ ВЕСЬ ЛИСТ от начала до конца. Переходите к следующему этапу работы.

9) Пишем соединения
Если ребенку трудно прописать все строки с соединениями сразу, дозируйте нагрузку.

В школьных прописях соединения прописываются по 3- 4 штуки на одной строке.

Можно перенять этот опыт и попросить ребенка написать за одну тренировку потри соединения каждого вида. В разделе «соединения» вы найдете объяснение всех новых видов соединений.

И изучите с ребенком все виды соединений с изучаемой буквой.

10) Учимся к печатной букве подбирать письменный символ

Упражнение направлено на тренировку памяти. Нередко на уроке даже второклассники спрашивают, как пишется та или иная буква. У некоторых детей темп письма очень низкий только потому, что они долго вспоминают как пишется та или иная буква.

Делаю завязочку на середине строки.

08.10.2019 1:20:06

2019-10-08 01:20:06

Возможные трудности в выборе варианта

Выбор варианта написания слова с прописной или строчной буквы часто бывает затруднен тем, что языковые нормы постоянно меняются.

Может ли заглавная буква использоваться в середине предложения

Прописная буква используется в середине предложения, если это поэтическое произведение. В стихотворениях принято писать каждую новую строку с заглавной буквы, даже если предложение еще не закончилось.

Например:

«Вдали над пылью переулочной,Над скукой загородных дач,Чуть золотится крендель булочной,И раздается детский плач». (Александр Блок, «Незнакомка»)

Прописная и строчная буквы у омонимов

Наиболее часто омонимы встречаются среди следующих категорий:

  1. Имена собственные, которые также имеют нарицательное значение. Дон Жуан и Ловелас — герои литературных произведений, чьи имена давно стали нарицательными. Этот мужчина похож на ловеласа. Шарик — уменьшительно-ласкательное наименование формы предмета и популярная кличка собаки. Малыш искал закатившийся шарик, ему на помощь прибежал пес Шарик.
  2. Географические и астрономические наименования, имеющие нарицательные аналоги. Слово «земля» пишется с прописной, когда речь идет о планете, в остальных значениях — со строчной. Космонавты увидели в иллюминаторе Землю. У бабушки на огороде плодородная земля. Мы приобрели землю у моря.

История использования заглавной буквы ы в русском алфавите

Буква «ы» представляет собой гласный звук, который своеобразен для русского языка. Она обычно произносится с закрытыми губами и протяженным звуком. Отсутствие у нее заглавной формы обусловлено историческими причинами.

В дореволюционной России, до введения алфавитного порядка букв, буква «ы» обозначалась сочетанием «Ы» и «и» – «И». В это время алфавит состоял из 36 букв, и буква «ы» стояла между «Ж» и «И». Однако впоследствии, при упрощении алфавитного порядка, буква «Ы» была удалена из списка заглавных букв.

Современное использование буквы «ы» в русском языке достаточно обширно. Она встречается во многих словах и является важным элементом русской фонетической системы. Буква «ы» также имеет свою специфическую роль в ударении и произношении слов.

Даже без заглавной формы буква «ы» остается неотъемлемой частью русского языка и придает ему особый звучание и уникальность.

Прописи по русскому языку распечатать. Формат А-4.

Коллекция авторских раскрасок для детей всех возрастов. На данный момент насчитывает 14.365 картинок.
-Азбуки (Русская, Украинская, English)
-Для малышей
-Зарубежные мультфильмы
-Отечественные мультфильмы
-Мандалы
Флеш-раскраски для ваших малышей. Огромный выбор интересных картинок.
Интересные и необычные факты обо всем на свете.
Новый раздел ТРАФАРЕТЫ поможет в оформлении праздников. К новому году добавлены тафареты Ёлочки, Игрушки, Олени, Снеговички, Снежинки. Раздел регулярно пополняется, Следите за новинками.
Игры различных жанров для девочек и мальчиков всех возрастов.
Большая коллекция картинок для развития детей. Ребусы, азбуки, цифры, животные, растения.
Фотографии интересных мест, детей, животных. Все самое интересное в фотографиях.

Стенгазеты ко всевозможным праздникам создадут необходимую атмосферу.
-Стенгазеты «С днем рождения»
-Стенгазеты «С новым годом»
-Стенгазеты «Времена года»
-Стенгазеты «С юбилеем»
-Стенгазеты «C 8 марта»
и много других.

Самые разнообразные лабиринты различной степени сложности.
Интересное и смешное видео с участием детей и животных. Мастер классы.
Детские песни для детей к Новому году и другим праздникам.

Аудио-сказки для детей.

Открытки к праздникам. С Новым годом, 14 февраля — День влюбленных, День Святого Валентина, Деньзащитника отечества-23 февраля, 8 марта, День Победы, 1 мая, Ретро открытки, советские открытки, авторские.
Огромная коллекция смайликов, на данный момент содержит 7371 смайликов.
Всевозможные анимированнные картинки и аватарки для соцсетей.
Веселые истории из жизни с детьми и о них.
Загадки для детей на разные темы
Статьи для родителей о воспитании детей, здоровье детей и их досуге.
Поделки с детьми и для детей. Поделки из бумаги, природных материалов, соленое тесто, лепка из глины и пластилина.

Письмо основных элементов

Элемент «Наклонная линия»

Наклонная линия Диагональная наклонная Двойная наклонная

С верхней строки пишу наклонную вниз; Делаю поворот вправо; Пишу диагональную наклонную до середины строки.

Элемент «Двойной крючок»

Речевая формула: Из середины строки пишу диагональную наклонную вверх; Делаю поворот вправо; Пишу вниз крючок до середины строки.

Речевая формула:Элемент «Петля

С верхней строки пишу вниз двойную наклонную; Делаю поворот влево, пишу небольшой полукруг; Пишу вверх диагональную наклонную; Делаю «завязочку» на нижней рабочей строке; Довожу наклонную до середины строки.

Речевая формула:Элемент «Верхняя петля»

С нижней трети строки пишу вверх диагональную наклонную; Пишу маленький полукруг влево; Пишу вниз наклонную линию; Делаю «завязочку» на середине строки.

Речевая формула: Из середины строки пишу вправо горизонтальную линию с небольшим прогибом.

Речевая формула: В нижней трети рабочей строки пишу вправо полукруг от точки 1 до точки 2.Элемент «Нижний полукруг»

Речевая формула: В верхней трети строки пишу влево полукруг от точки 1 до точки 2.Элемент «Верхний полукруг»

(Может быть написан сверху или снизу, направление движения зависит от буквы.) Речевая формула:

• Пишу полукруг в трети строки;

• Пишу полукруг в трети строки;

Элемент «Правый полуовал»

• В верхней трети строки пишу полукруг
Влево;

• Пишу наклонную вниз

• Пишу крючок вправо до середины
Строки.

Элемент «Левый полуовал»

• В верхней трети строки пишу
Диагональную наклонную вправо;

• Пишу наклонную до нижней трети
Строки;

• Пишу поворот влево, немного уже
Ширины обычной разметки.

С верхней строки пишу вниз наклонную; Возвращаюсь по ней вверх до середины строки; Пишу диагональную наклонную вверх; Делаю маленький поворот вправо; Пишу наклонную вниз до верхней трети строки.

Элемент «Крючок», написанный влево

Речевая формула: • С верхней строки пишу двойнуюнаклонную вниз;

• Пишу плавный поворот влево в нижней трети строки.

Элемент «Горизонтальный крючок»

Речевая формула: » Нахожу середину рабочей строки, ставлю точку начала; » Пишу полукруг вправо; • Провожу вправо горизонтальную линию нужной длины.

Возможные трудности в выборе варианта

В русском языке большинство правил неоднозначны и имеют дополнительные пояснения или исключения.

Возможные затруднения в выборе размера графического значка:

  1. Собственные имена мифических, исторических, литературных героев, которые стали употребляться обобщенно, в переносном значении, для обозначения определенного характера или образа жизни людей. Правила написания подобных слов неоднозначны: одни пишутся с большой (Обломов, Наполеон, Гамлет), другие со строчной буквы (донкихот, иуда, геркулес, ставшие именами нарицательными). Вариант их употребления дается в словаре.
  2. Такие же разграничения и свои особенности написания имеют названия географических объектов и важных исторических событий, применяемые в обобщенном (переносном) значении: содом (разврат), олимп (верх), камчатка (последние места) и Чернобыль, Мекка, Хиросима.
  3. Названия аппаратов, техник, единиц измерения, полученные по именам своих изобретателей, пишутся со строчной буквы. Например: рентген, вольт, паскаль и прочее.
  4. Фразеологические обороты и термины, где одно из слов является именем собственным, а также составленные по ним прилагательные большого значка не имеют (ахиллесова пята, демьянова уха, рентгеновы лучи).
  5. Имена прилагательные, которые были составлены по фамилии и имени человека с использованием суффиксов –ск, -овск, -инск – пишутся со строчной буквы (далевский словарь, пришвинская проза).

Немного грамматики

Согласно правилам русского языка, Ы используется для передачи гласного и предшествующему ему твердому согласному:

  • не после приставок, например, быль, вызвать, козы, причем после согласных г, к, х в крайних случаях, в основном в иноязычных, некоторых русских междометиях вроде кыш или гыкать,
  • а также в иностранных собственных именах (Кызылкум, Кыштым) или разговорных формах типа Маркыч;
  • после приставок на согласный кроме «сверх» и «меж» (безысходный, подыгрывать, предыстория);
  • в начале слова в некоторых словах, передающих произношение (ыканье, ыкать) и в некоторых иностранных собственных именах.

Правила и исключения

Некоторые согласные не хотят иметь ничего общего с буквой Ы. Даже при соответствующем произношении, рядом с шипящими пишем букву И. Это связано с тем, что раньше Ж и Ш были мягкими, а потом отвердели, а сочетания ЖИ и ШИ остались с буквой И. Таким образом имеем знаменитое

правило русской грамматики: «ЖИ, ШИ пишется с буквой И».

С буквой Ц история еще сложнее, в некоторых случаях она остается мягкой, поэтому Ы рядом с Ц допускается, но по определенным сложным правилам. Школьникам в связи с этим достался целый список слов, с которыми после Ц пишем Ы: цыган, цыпленок, на цыпочках.

Изучение цифр с помощью времени и календаря

Данный метод – разновидность ассоциативного метода: каждая циферка становится этаким напоминателем для ежедневных дел (например, семь – время пробуждения, девять – садик, три часа – чай с печеньем, пять – прогулка и т.д.).

Прекрасная замена часам – календарь с перемещающимся окошком. Любое предстоящее событие показывается малышу. Взрослому обязательно нужно предоставить обучающемуся самостоятельно управлять календарем.

Счетный календарь

Естественно, чем ярче разукрашен новый обучающийся материал, тем лучше запоминаются цифры. Более того, числа в календаре позволяют без особых трудностей обучать малышей счету до 31.

Для более интересного обучения взрослому желательно приготовить большие яркие часы с круглым циферблатом и разноцветными циферками. Вместо календаря можно вести ежедневник, придумать особую книгу записей или расписание.

Правила написания буквы ы с заглавной буквы

  1. В начале предложения. Буква ы всегда пишется с заглавной буквы в начале предложения, как и другие буквы алфавита.
  2. В названиях и заголовках. Буква ы с заглавной буквы пишется в названиях организаций, книг, фильмов и других заголовках, где принято писать все слова с заглавной буквы.
  3. В сокращениях. Если слово начинается на букву ы и оно является сокращением, то первая буква будет заглавной.

Примеры:

  • Ыква — название ресторана.
  • Ысход — фильм режиссера Игоря Савченко.
  • ЫАР — сокращение от «Южный административный округ Ростова-на-Дону».

Соблюдая эти правила, вы сможете правильно написать букву ы с заглавной буквы в любом контексте.

Строчные буквы

Буквы, которые не попадают под правило употребления прописных, можно выстроить в одну строку

Отсюда пошло их определение — строчные. Стоит обратить внимание на постановку ударения. В словарях зафиксирован единственный нормативный вариант произношения: строчнАя

Строчной символ употребляется в случаях, если это:

  • Аббревиатуры, образованные от нарицательных наименований: вуз.
  • Должности и звания: губернатор, мэр.
  • Слова «земля», «луна» и «солнце», при условии, что они не являются астрономическими названиями.
  • Существительные, образованные от личных имен и фамилий: достоевщина.
  • Единицы измерения, данные по имени ученого: ампер.
  • Имена прилагательные с суффиксом -ск-, обозначающие принадлежность: пушкинские чтения.
  • Учреждения, названия которых не являются собственными именами: детский сад №5.
  • Собственные имена, постепенно ставшие нарицательными: альфонс, донжуан, ванька-встанька.
  • Названия мифологических существ, употребленные в нарицательном или переносном значении пишутся со строчной буквы: геркулес, атлант.

С маленькой букву пишут, когда используют названия:

  • Археологических эпох и геологических периодов: мезозойская эра, эпоха камня.
  • Пород животных: собака лабрадор, американская короткошёрстная.
  • Органов власти множественного числа: министерства Германии.
  • Должностей и титулов, международных организаций: министр Японии.
  • Названия стран света: юг, запад, юго-восток, северо-запад. Но если они входят в состав определенной территории, тогда на письме обозначаются прописной буквой: Дальний Восток, Крайний Север.

Справка! Существительные в русском языке делятся на два вида: собственные и нарицательные. Их часто противопоставляют друг другу, но они могут меняться ролями. Например, «аватар» было только нарицательным, но после выхода нашумевшего фильма слово стало употребляться и как имя собственное — «Аватар». Шумахер — фамилия известного автогонщика, но со временем так стали называть всех, кто способен к быстрой езде. Отсюда это существительное может быть и нарицательным (шумахер).

Основные отличия

Существует множество различий между прописными и строчными буквами.

Фон.

  • Размер. Заглавная больше маленькой примерно в 2 раза. Это хорошо заметно при использовании тетрадного листа в широкую линию: большая буква занимает всю высоту строки, а малая умещается в ее половине.
  • Написание. Заглавная имеет намного больше деталей и особенностей начертания, которые старательно пытаются усвоить ученики первого класса. Она намного сложнее маленькой по начертанию.
  • Частота использования. Заглавная встречается в тексте намного реже маленькой, потому что ее выбор должен оправдываться определенными правилами.

Узнайте о различиях между прописными и малыми графическими знаками самостоятельно, и он больше не будет путать эти два термина.

Особые случаи и исключения

Сложных случаев несколько. Например, если географическое наименование или имя собственное состоит из соединения двух и более слов, то с большой буквы правильно писать следует все элементы: Анна-Мария-Ровенна, Мария-Антуанетта, Орехово-Зуево.

Следует различать нарицательные и собственные имена, которые будут иметь различное написание. Например: лев (животное) и Лев (мужское имя), Кольт (фамилия изобретателя) и кольт (изобретенное им оружие), красная шапочка (название предмета одежды) и Красная Шапочка (девочка-героиня детских сказок).

лова так часто переходят из собственных в нарицательные и наоборот, что бывает трудно разобраться в этом вопросе без помощи словаря или справочной литературы. Фамилии пишутся с заглавной, но автор может написать их с маленькой, желая подчеркнуть, что людей, обладающих определенными качествами, очень много: «Все эти онегины, печорины, базаровы настолько утомили меня, что я хотел прочитать роман о простом и бесхитростном человеке, не терзаемом поисками себя». В этом предложении имя собственное перешло в нарицательное.

Еще пример — «Мы все глядим в наполеоны». «Наполеон» используется в значении нарицательного. Слово пошло еще дальше: появились торт и пирожное «наполеон», название которых также должно писаться со строчной.

Бывают и противоположные случаи, когда нарицательное переходит в собственное и начинает писаться с прописной: «героиня басни Крылова, Мартышка, особого впечатления на школьников не произвела: обычная недалекая вертихвостка». Мартышка — это не просто животное, но персонаж художественного текста. Поэтому, в соответствии с нормами правописания русского языка, слово следует писать с заглавной.

Допустимый вариант — написание с маленькой буквы, если слово вновь стало нарицательным: «И вот такие мартышки, героини басни Крылова, мешают развитию науки и техники». Здесь слово употребляется для обозначения не конкретной героини, а большого числа людей, обладающих сходными признаками.

Определение понятий

Прописные буквы русского алфавита также называют заглавными или большими. Это позволяет выделить их ключевые особенности — они пишутся иначе (увеличены в размерах и имеют иную технику), чем строчные, и используются для выделения первого слова в предложении или в иных случаях. В правилах русского языка четко обозначено, когда их следует использовать.

Иногда все слово или словосочетание может быть написано большими буквами, например:

  1. В заглавиях для привлечения внимания («ТИШИНА!!!»).
  2. При написании аббревиатур (МГУ, ООН, ГИБДД).

В остальных случаях такие буквы ставятся только в начале определенного слова или предложения. Также с заглавной начинается каждая строчка стихотворного текста, даже если предложение в предыдущей не закончено.

Строчные — маленькие буквы. С их помощью пишутся слова, сочетания и предложения. Общий принцип прост: в любом случае по умолчанию следует написать строчную букву, кроме тех ситуаций, когда по правилам русского языка должна быть употреблена заглавная.

Решение проблем с латинскими буквами

Если в списке ваших раскладок нет английской раскладки, то вы не сможете латинские буквы. В этом случае нужно сначала добавить английскую раскладку в список доступных раскладок клавиатуры.

Если у вас Windows 7, то для этого нужно кликнуть правой кнопкой мышки по иконке раскладки клавиатуры и выбрать пункт «Параметры».В результате появится окно с настройками языков. Здесь, на вкладке «Общие», нужно нажать на кнопку «Добавить».После этого нужно выбрать язык и закрыть все окна нажатием на кнопку «ОК».Если же вы пользуетесь Windows 10, то вам нужно нажать на иконку раскладки клавиатуры левой кнопкой мышки и перейти в «Настройки языка».

В результате появится окно «Параметры», открытое в разделе «Регион и язык». Здесь нужно нажать на кнопку «Добавьте язык».

После чего нужно выбрать один из доступных языков и нажать на кнопку «Далее».

После этого появится окно, в котором нужно снять отметку напротив функции «Назначить языком интерфейса Windows». Если этого не сделать, то добавленный язык будет использоваться в качестве основного во всей операционной системе Windows.

Для завершения процесса нужно нажать на кнопку «Установить». В результате выбранный язык появится в списке раскладок клавиатуры и вы сможете работать с латинскими буквами.

Историческая справка

Звуки речи при написании обозначаются особенными графическими знаками, известными нам как буквы. Письмо такими символами считается звуковым. Раздел науки о языке, который изучает начертательные знаки и дает пояснение, как соотносятся между собой буквы и звуки, называется графикой.

Главное графическое средство языка — это буква. К этой группе отнесем: ударения, дефис, знаки препинания, апостроф.

У заглавных и строчных обозначений есть своя история. Вариации начертаний букв стали прослеживаться в письменных памятниках 16 века. А в 17 веке прописные — впервые выделили в отдельный подалфавит. Применение заглавных символов систематизируется после введения Петровской гражданской азбуки.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный мир
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: