Методика обучения письму в 1 классе

Для вас, родители!: единые требования

Подготовка руки к письму

Для успешного овладения школьными навыками ребёнку необходимо иметь хорошо развитую моторику руки, так как большая нагрузка на руку в школе может вызвать чувство усталости, напряжения и нарушение при формировании почерка.

Овладение навыками письма является длительным и сложным процессом. Без помощи взрослых очень сложно научиться писать, зрительно контролировать направление руки при письме, при этом сохраняя длительность и слитность движений.

ПРОПИСИ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ И ПЕРВОКЛАШЕК

РИСУЕМ ПО КЛЕТОЧКАМ (часть 1)

РИСУЕМ ПО КЛЕТОЧКАМ (часть 2)

РИСУЕМ ПО КЛЕТОЧКАМ (часть 3)

ШТРИХОВКА (часть 1)

ШТРИХОВКА (часть 2)

CКОПИРУЙ УЗОР (часть 1)

CКОПИРУЙ УЗОР (часть 2)

ДОРИСУЙ ВТОРУЮ ПОЛОВИНУ

Приемы обучения письму букв

Дети усваивают написание каждой буквы на отдельном уроке. Огромная роль в обучении письму принадлежит анализу буквы, ее графические составных элементов, сравнению букв ошибки учащихся до составу и по начертанию. Необходимо развить у детей аналитическое видение формы букв.

Хотя буквы русского письменного алфавита и не могут быть «расчленены» на какое-то количество строго определенных элементов, тем не менее часто повторяющиеся элементы могут быть выделены: это палочка короткая в букве п и длинная в букве р, палочка с закруглением внизу — элемент букв и, ш;прямая с петлей в буквах у, д; овал и полуовал в буквах о, с, палочка с двумя закруглениями — внизу и вверху в букве г, малая петля в буквах ц и щ.

В системе обучения грамоте детей обычно выделяется несколько уроков, специальная цель которых — обучение письму важнейших элементов: палочек, закруглений, петель, овалов.

В дальнейшем элементы каждой новой буквы выделяются до ее письма,—в этом и состоит аналитический подход. Он дает основу для конструктивного письма новых букв: учащиеся как бы сами «открывают» способ написания буквы, конструируют новую букву, пишут ее. Конечно, подлинного конструирования нет, учитель лишь создает такую иллюзию у детей, приучая их к самостоятельности, к поиску, к творчеству.

Например, дети уже умеют писать букву а, и им нужно научиться писать букву д. Они сами подходят к способу письма буквыд: нужно у буквы а оставить полуовал, а палочку с загибом заменить на длинную палочку (черту) с петлей внизу. Движение руки при написании буквы д такое же, как и при письме буквы а.

При обучении письму очень важна работа над формой букв, над расположением их деталей, которые взрослый человек обычно не замечает. Недооценка работы над формой буквы приводит к трудноисправимым графическим ошибкам, а в дальнейшем — к неправильному становлению почерка ученика. Что же здесь имеется в виду?

Какое расстояние нужно оставлять между словами? (Примерно равное букве и строчной.) На каком месте должно быть пересечение петли у букв у, д? (На нижней строке.) На какой высоте следует начинать поперечное соединение у буквы м? (На середине строки, если пишут по двойной разлиновке.) На какой высоте следует соединять буквы мил? (Примерно треть высоты буквы.) Какой высоты должно быть нижнее закругление у буквы в? (Примерно две трети высоты буквы). Какой, высоты должна быть петля у буквы е? (Чуть больше половины высоты буквы.) И т. д.

Такая методика обучения письму букв в целом может быть определена как аналитико-синтетическая. В практике она обычно используется в сочетании с подражанием образцу: копированием прописей, многократным переписыванием буквы, слова.

Урок письма на тему «Знакомство со штриховкой» (1 класс)

Урок 3.

Тема: Знакомство со штриховкой

Пропись № 1, с. 6-7

Цель знакомство со штриховкой сверху вниз и снизу вверх, при этом обратить внимание на наклон штриха, на расстояние между линиями. Ход урока

Ход урока

1.Организационный момент

( вспомнить правила: Как правильно сидеть, как правильно держать ручку)

2. Работа в прописи.

( образец и элементы (в дальнейшем буквы), написанные серым цветом для обведения; 2) элементы (буквы) серого цвета, но написанные не полностью, а штрихами, показывающими начало и конец элемента; 3) свободная часть строки для самостоятельного письма)..

1.- Кто нарисован в прописи на с. 6? (Робот.) Умеет ли он говорить понятно и вежливо, если, приветствуя класс, он сказал: «Добрый день, ребят! Здравствуйте,Маш, Саш, Тань, Лен!»

(обращаешься, нужно полностью называть людей — ребята, Маша, Саша, Таня, Лена.)

  1. Далее рассматриваются заштрихованные по-разному четырёхугольники. По направлению голубых стрелок дети определяют, откуда нужно начинать движение руки: сверху вниз или снизу вверх, справа налево или слева направо. Также уточняется: в четырёхугольниках прямые с наклоном или без наклона. После этого учитель говорит: «Нанесение тонких чёрточек (штрихов) на одинаковом расстоянии друг от друга называют штриховкой». Как же можно штриховать?

  2. Тренировка осуществляется сначала на вагончиках, которые частично заштрихованы (дети обводят, а потом штрихуют самостоятельно). После этого они возвращаются к роботу и в соответствии с формой деталей его одежды выбирают для неё вид штриховки и штрихуют.

4. Обратившись к с. 7, дети вспоминают устройство рабочейстроки и назначение голубой стрелки. Затем предполдагают,зачем они знакомились с разными видами штриховки. Ответить наэтот вопрос поможет содержание следующих двух строк прописи,на которых написаны прямые наклонные: длинные и короткие (длядетей — штрихи). Для мотивации обучения штриховке можновернуться к с. 3, 4 прописи, где написаны слова, и в них найтипрямые наклонные, которые встречаются довольно часто.

Перед тренировкой в написании прямых наклонных (длинных и коротких) при помощи голубой стрелки уточняется, что они пишутся сверху вниз; длинная начинается на второй линии-помощнице, а короткая — на первой. Также выясняется, где следует начинать прямую наклонную длинную. Делается вывод: при письме длинной наклонной линии отступ от начала строки должен быть больше, чем при письме короткой наклонной, иначе при письме эта наклонная прямая выйдет за рабочую строку.

Геометрические фигуры предназначены для обведения по контуру. На свободные строки учащиеся внесут те виды штриховки, которые соответствуют формам фигур, после чего заштрихуют и сами фигуры

Понятно, что главное при штриховке -правильное направление движения и соблюдение расстояния между штрихами.
Работа с узорами, (обратить внимание на наклон прямых во втором из них, что поможет в дальнейшем лучше понять секрет наклонного письма.

  1. Итог урока

— рассказать дома о видах штриховки и объяснить, зачем учились штриховать.

Своё настроение в конце урока, отношение к уроку первоклассники показывают, отмечая, выбранную схему.

Мотивация и поощрение

Прежде всего первоклассника нужно убедить в необходимости упражнений. Аргументы для вас и ваших детей:

  • человека с красивым почерком воспринимают аккуратным, внимательным, собранным, ответственным;
  • занятия каллиграфией развивают мелкую моторику, учат ребенка делать выводы и мыслить логически;
  • разборчивые записи легко и приятно читать, что добавляет ученикам баллов в учительских глазах. А вот за небрежность и грязь в тетрадях оценки снижают;
  • ошибки часто возникают не от незнания правил, а из-за торопливости и невнимательности. В этом случае низкая отметка обидна вдвойне, но винить приходится только себя.

Улучшить почерк можно, и начинать занятия нужно при первых признаках ухудшений. Возможны и профилактические домашние упражнения, ведь школьных уроков каллиграфии сейчас явно недостаточно.

Советы родителям:

  1. Не заставляйте ребенка заниматься, а простимулируйте плюсами такой работы – аккуратные тетради, высокие оценки, хорошее отношений учителей.
  2. Будьте терпеливы – мгновенного результата не будет. Не ругайте и тем более не наказывайте своего первоклассника, не сравнивайте его достижения с успехами других ребят – так можно полностью лишить интереса к обучению.
  3. Не подгоняйте ребенка – спешка ухудшает почерк и приводит к опискам. У каждого свой темп обучения.
  4. Не заставляйте переделывать и переписывать задания – от усталости с каждым разом это будет получаться все хуже.
  5. Хвалите за старательность и достигнутые успехи, сравнивая результаты с предыдущими работами – это даст ребенку стимул к развитию.
  6. Давайте возможность активно отдохнуть после уроков, перед выполнением домашних заданий и тренировками в рукописном письме: поиграть в подвижные игры, погулять на свежем воздухе – это насытит мозг кислородом, даст прилив сил.

Пишем грамотно

После переписывания предложений из книг пора переходить к диктантам. В этот момент становится понятно, что некоторые дети обладают интуитивной грамотностью – пишут без ошибок, даже не зная правил. Обычно это много читающие дети с хорошей зрительной памятью. Другим грамотная письменная речь дается труднее, но и таким первоклассникам родители могут помочь.

Систематически проверяйте домашние задания, по возможности первое время выполняйте их вместе с ребенком. Школьник должен объяснить, почему он написал именно так, вспомнить и рассказать необходимое правило. Проследите, не делает ли ребенок ошибок от спешки при переписывании, обязательно исправляйте такие описки, чтобы они не закрепились в памяти, и работайте над концентрацией внимания ученика.

Развивайте словарный запас, устную речь, память – эффективно помогают чтение литературных произведений, заучивание правил, запоминание и декламирование стихотворений. Это позитивно отразится на грамотности письменной речи, широте кругозора и общей эрудиции.

Грамотное и красивое письмо – очень сложный навык, на его формирование может уйти три-четыре года. Самостоятельно с такой задачей ученику младших классов справиться почти невозможно, однако с помощью родителей и при условии регулярных занятий выработать красивый почерк и повысить грамотность письменной речи вполне реально.

Подготовка к письму

Педагоги начальной школы не рекомендуют учить писать дошкольников. Мышцы руки малыша еще не «дозрели» до таких движений, к тому же родители не знакомы с правильной техникой письма и первокласснику потом приходится переучиваться, а исправление плохого почерка сложнее, чем изначальное обучение каллиграфии.

Задача для дошкольного периода – не научить писать, а подготовить руку. Нужно постоянно тренировать пальчики – это послужит основой для умения красиво и правильно писать. Укрепить мышцы кистей помогут:

  • пальчиковая гимнастика;
  • работа с бумагой – вырезание, аппликация, оригами;
  • лепка;
  • рисование – пальцами, карандашами, мелками, кисточками;
  • раскрашивание и штриховка готовых картинок;
  • вышивание, вязание, изготовление поделок из природных материалов, бисера, лент;
  • собирание мозаики, пазлов, конструкторов.

Такие занятия полезны и в начальной школе – для совершенствования мелкой моторики.

Типичные ошибки в написании букв у первоклассников

  1. 1. Нарушение наклона в 65°. Как правило, нарушение наклона приводит к непараллельности элементовбукви даже элементов одной буквы и часто сопровождается искривлением элементов.
  2. Как видно из приведенных примеров, нарушения параллельности нередко приводят к искажению других элементов, например петли у букв у и д. Эта группа ошибок исправляется с помощью специальных упражнений на выработку правильного наклона, с опорой на дополнительную косую разлиновку тетради.
  3. 2. Ошибки, связанные с нарушением пропорций: вертикальных — неодинаковая высота букв или их частей;
  4. горизонтальных — неодинаковая ширина букви их элементов:
  5. пропорций между частями букв (увеличенные или уменьшенные элементы букв).
  6. 3. Искажение овалов, полуовалов и Других элементов, содержащих закругления, изогнутые лини и. К числу этих ошибок относятся искажения, связанные с неумением вести правильную кривую линию (линия как бы состоит из бесчисленных мелких зигзагов — ломаная линия), а также ошибки, связанные с несоблюдением пропорций.
  7. 4. Пропуск элементов отдельныхбукв или замена элементов букв: вместо м — л, вместод — а.

Для успешного преодоления ошибок письма очень важно разобраться в их причинах в каждом отдельном случае, выбрать для исправления ошибки соответствующий прием. В данной классификации графических ошибок учтена эта задача: ошибки группируются по порождающим их причинам

Преодоление ошибок первой группы требует отработки прямых параллельных линий с нужным наклоном к строке в 65°. Исправление ошибок второй группы требует развития глазомера, без чего невозможно соблюдение пропорций. Третья группа ошибок требует работы над кривыми линиями, над изгибами и закруглениями, над плавностью движения руки. Наконец, ошибки четвертой группы связаны с нарушениями внимания.

Конечно, могут быть и другие причины ошибок, общие для всех их типов, например: недостаточная координированность движений руки пишущего, неправильное положение тела при письме, плохая освещенность или плохое зрение, механические помехи (плохое перо неровная бумага или, вернее неровная поверхность стола под бумагой) и т. п. Не следует забывать и о таких ошибках письма, которые нельзя определить как графические: несоблюдение строчки, переписывание через линию полей, непропорционально большие (или маленькие) интервалы между словами, недописывание строки и пр. Часты ошибки в соединениях букв.

Учителю необходимо хорошо знать, какие именно ошибки может дать написание той или иной конкретной буквы и сразу при обучении ее письму предупреждать возможные ошибки. Например, типичные ошибки при письме буквы П заглавной:

  • а) элементы не параллельны, закругление второго вертикального элемента начато слишком высоко;
  • б) верхний элемент горизонтальной касается вертикальных элементов, «лежит» на них;
  • в) верхний элемент не горизонтален, а написан с наклоном. Типичные ошибки при письме буквы х, заглавной и строчной:
  • а) недостаточная округлость полуовалов;
  • б) полуовалы закруглены чрезмерно;
  • в) неровные, неодинаковые закругления, несимметричны части;
  • г) между полуовалами оставлен промежуток — они не слиты.

Секреты тетради с дополнительной горизонтальной линией

Все вы, конечно, знаете о тетрадях в клетку и линейку, в которых и сами писали в школе. Некоторые вспомнят тетради в косую линейку и в крупную клетку. Все они всегда есть в ассортименте отечественных производителей и обязаны лежать на полках ближайшего канцелярского магазина.

Но существуют виды линовок, о которых многие родители никогда не слышали, да и не все учителя знают об их существовании. Но представители старшего поколения, скорее всего, вспомнят, что в 1950-х или 1970-х годах они и сами в школе писали в тетрадях с такой особой линовкой. Позднее они были незаслуженно забыты, но недавно возрождены в массовом производстве.

Вот эти специальные виды линовки:

  • в косую линию с дополнительной горизонтальной,
  • в частую косую,
  • в частую косую с дополнительной горизонтальной.

Менеджеры крупных компаний уже давно знают, что это за тетради. А вот сотрудники небольших фирм и розничные продавцы путают их с обычной «часто косой» и «с косой».

,

А вот дальше и те и другие показывают эти тетради учителям и уже именно они чуть ли не требуют от родительского комитета приобрести их на класс. Главное, что до тех пор, пока тетради с такими линовками не появятся в розничном магазине, спрос на них не возникает.

Теперь перейдем к подробному описанию столь перспективных видов линовки тетрадей.

Тетради в косую линию с дополнительной горизонтальной или, точнее, «в две линии с наклонными с дополнительной горизонтальной»

Отличие этой линовки от обычной «косой» только в дополнительной горизонтальной линии между строками. Главное преимущество такой линовки очень простое: в такой тетради значительно удобнее писать заглавные буквы и нижние «хвостики» строчных.

Тетради в частую косую или, более точно, «в две линии с частыми наклонными».

В такой тетради ребенку значительно легче ставить почерк, и он оказывается намного лучше, чем у детей, не использовавших в начальной школе «частую косую». Ребенок прописывает в ней буквы, как в миллиметровке – только под наклоном в 65°. Именно такую линовку рекомендуют многие учителя и методисты и спрашивают родители на специализированных форумах. Ниже – примеры тетрадей с такой линовкой.

Тетради в частую косую с дополнительной горизонтальной или, точнее, «в две линии с частыми наклонными с дополнительной горизонтальной».

Здесь мы объединили две замечательные идеи: дополнительную линию и частую косую.

Каллиграфическая линейка AB — John Neal Books

Сопутствующие товары

Добавить в корзину

18-дюймовая центрирующая линейка

Westcott

Сейчас:

7,95 долл. США

S425. 18-дюймовая алюминиевая центрирующая линейка. Одна сторона представляет собой центрирующую линейку с нулем в центре и измерениями (в дюймах), простирающимися в обоих направлениях. Другая сторона — обычная линейка, один край…

S425

Добавить в корзину

Westcott

Сейчас:

1,25 доллара США

S1143.

S1143

В продаже

Добавить в корзину

Металлическая линейка: 18 дюймов

Сейчас:

$6,40

Список:

7,81 долл. США

S271. Линейка из нержавеющей стали. 18″. 18″ Гибкая, пробковая спинка. Маркировка 1/16 дюйма и миллиметры. Необходимый инструмент для каллиграфов и переплетчиков.

S271

В продаже

Добавить в корзину

Набор линеек для каллиграфии AB

AB Calligraphy Supply

Сейчас:

$15.00

Список:

16,49 долл.

S1086-S. Набор линеек для каллиграфии AB Эти линейки, разработанные Акино да Силва, являются очень удобными инструментами для облицовки. Каждая линейка имеет размер кредитной карты и подходит для ежедневной практики или подкладки на…

S1086-S

Добавить в корзину

Транспортирная линейка Весткотта

Весткотт

Сейчас:

2,25 доллара США

S984. Транспортирная линейка Весткотта. 6 дюймов, сетка 8 кв. дюймов. 6 дюймов x 1,5 дюйма. Этот инструмент представляет собой линейку и транспортир в одном! Градуирован до 16 и включает сантиметры, миллиметры и маркировку угла/наклона…

S984

Клиенты также просмотрели

В продаже

Добавить в корзину

Набор линеек для каллиграфии AB

AB Calligraphy Supply

Сейчас:

$15.

Список:

16,49 долл. США

S1086-S. Набор линеек для каллиграфии AB Эти линейки, разработанные Акино да Силва, являются очень удобными инструментами для облицовки. Каждая линейка имеет размер кредитной карты и подходит для ежедневной практики или подкладки на…

S1086-S

Выберите параметры

Листы с инструкциями по использованию остроконечной ручки

Инкметис

Сейчас:

$16,95

GL09. Листы с инструкциями по использованию остроконечной ручки. Отпечатано на толстом (4 мил) полупрозрачном материале, похожем на пластик, который не рвется и поддается чистке. Его матовая поверхность пропускает свет, что делает его идеальным для…

GL09

Добавить в корзину

Inkmethis

Сейчас:

$32,00

S3009.

S3009

Добавить в корзину

Руководство JNB Набор из 6

Книги Джона Нила

Сейчас:

5,95 долл. США

GL07-S6. Набор из 6 руководств. Набор из шести различных печатных руководств на полупрозрачном листе (Fine, Medium, Broad, B2, B3, B4). 8,5 «х11». Каждый руководящий лист имеет набор линий, расположенных на равном расстоянии друг от друга. Можно…

ГЛ07-С6

Добавить в корзину

Inkmethis

Сейчас:

26,00 долларов США

S3005.

S3005

Добавить в корзину

Инкметис Руководство Maker

Inkmethis

Сейчас:

28 долларов США

S1115. inkmethis Guide Maker. Для листов размером 8,5 x 11 дюймов. Используйте этот оригинальный инструмент для рисования как горизонтальных, так и наклонных направляющих. Изготовлен из тонкого, гибкого и прозрачного пластика, который позволяет видеть…

S1115

Добавить в корзину

JNB Copperplate / Engrossers Pad 8,5X11 дюймов

Книги Джона Нила

Сейчас:

9,95 долл.

P01-8. Графический блокнот JNB с наклонными линиями для медной пластины. 24-фунтовая облигация. 8,5 «х 11». прибл. 50 листов. Наклонные линии — угол 55 градусов. Гладкая бумага для острого пера. Бумага хорошо впитывает чернила и не…

P01-8

Добавить в корзину

Набор направляющих для остроконечной ручки

Inkmethis

Сейчас:

$32,95

GL09-КОМПЛЕКТ. Набор направляющих для остроконечной ручки. я включает 6 руководств Spencerian и 6 Copperplate/Engrosser’s. Отпечатано на толстом (4 мил) полупрозрачном пластикоподобном материале, который не рвется и может быть…

GL09-SET

Выберите параметры

Книги Джона Нила

Сейчас:

$10,95

P92-8.

P92-8

Добавить в корзину

inkmethis Конвертная линейка

Inkmethis

Сейчас:

$14,00

S1077. inkmethis Конвертная линейка Идеально подходит для простого добавления направляющих и наклонных линий на небелую бумагу. Линейка позволяет выбирать из направляющих с высотой x 4 мм и 5 мм с соотношением сторон 3:2:3 и высотой x 6,5 мм с…

S1077

Прописи, графические дорожки, узоры — Бесплатные учебники

Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

>
Дошкольники

>
Детские пособия

>
Обучение грамоте и чтению

>
Развитие речи

>
Математика

>
Прописи, графические дорожки, узоры

>
Окружающий мир

>
Внимание, память, логика, мышление

>
Развитие мелкой моторики

>
Английский язык

>
Методические пособия

>
Книги для родителей

>
Логопедия, дефектология

>
Артикуляционная гимнастика

>
Постановка звуков

>
Книги детям и логопедам

>
Серия «Школа семи гномов»

>
Начальная школа

>
УМК «Школа России»

>
Обучение грамоте, письмо

>
Русский язык (Канакина, Горецкий)

>
Русский язык (Зеленина, Хохлова)

>
Литературное чтение

>
Математика

>
Информатика

>
Окружающий мир

>
Физкультура

>
Музыка

>
ИЗО

>
Технология

>
Английский язык (Верещагина)

>
Английский язык (Кузовлев)

>
Другие ин. языки

>
ОРКСЭ

>
Другое

>
УМК «Перспектива»

>
Обучение грамоте, письмо

>
Русский язык

>
Литературное чтение

>
Математика

>
Информатика

>
Окружающий мир

>
Физкультура

>
Музыка

>
ИЗО

>
Технология

>
Английский Starlight

>
Английский Spotlight

>
Другие ин.языки

>
ОРКСЭ

>
Другое

>
УМК «Школа 2100″

>
Обучение грамоте, письмо

>
Русский язык

>
Литературное чтение

>
Риторика

>
Математика

>
Информатика

>
Окружающий мир

>
Физкультура

>
Музыка

>
ИЗО

>
Технология

>
Английский язык

>
ОРКСЭ

>
Другое

>
УМК «Планета знаний»

>
Обучение грамоте, письмо

>
Русский язык

>
Литературное чтение

>
Математика

>
Окружающий мир

>
Физкультура

>
Музыка

>
ИЗО

>
Технология

>
Английский

>
ОРКСЭ

>
Другое

>
ОС «Гармония»

>
Обучение грамоте, письмо

>
Русский язык

>
Литературное чтение

>
Математика

>
Информатика и ИКТ

>
Окружающий мир

>
Технология

>
ИЗО

>
Музыка

>
Физкультура

>
ОРКСЭ

>
УМК Русский язык Поляковой (Система Занкова)

>
ОС «Школа 2000» (Петерсон)

>
Доп

пособия для детей

>
Обучение грамоте, письмо

>
Русский язык

>
Литературное чтение

>
Математика (файлы)

>
Математика (альбомы)

>
Английский язык

>
Окр.мир, История

>

Постановка красивого почерка

Для возникновения и закрепления у ребенка навыка аккуратного письма потребуются настойчивость и ежедневные занятия. Обязательно контролируйте процесс, выполняйте письменные работы вместе с ребенком – первоклассникам сложно писать и грамотно, и красиво, они могут допускать ошибки по невнимательности.

Подготовьте все необходимое для занятий: простой карандаш средней мягкости, удобную (можно специальную трехгранную или с отверстиями для пальцев) шариковую или гелевую ручку, прописи 2 видов – для обводки и повторения элементов и букв по образцу, тетради в косую линию. 

Будьте внимательны:

  1. Ваш ученик должен сидеть ровно, с чуть склоненной головой, обе руки – на столе.
  2. Правильное положение тетради – чуть наклонное с левым краем ниже правого. При заполнении листа тетрадь сдвигается кверху.
  3. Ручка лежит на верхней фаланге среднего пальца и фиксируется большим и указательным, кончик направлен к плечу ребенка. Пальцы немного закруглены, но не сжаты, большой выше указательного.

Несоблюдение этих правил приводит к чрезмерному мышечному напряжению и быстрому утомлению, буквы выходят корявыми и почерк формируется некрасивым.

Первый этап обучения письму – заполнение прописей, где линии, фигуры, буквы нужно лишь обвести по пунктирной линии. Ребенок натренирует пальчики и научится правильному написанию букв и их соединений. Затем добавьте графические диктанты, в которых ребенок изображает в тетради в клетку узор по инструкции: одна клеточка вправо, три вверх, две клеточки влево и т.п.

На втором этапе – работа с прописями, где нужно повторить в пустых строчках шаблонные буквы. Ребенок все время имеет перед глазами правильный красивый образец. Каждую новую букву начинайте осваивать только после закрепления красивого написания предыдущей. Потом переходите к буквосочетаниям и словам.

На третьем этапе пишите в прописях по образцу фразы и тексты.

Четвертый этап – закрепление. Ребенок ежедневно переписывает в тетрадь с опорными косыми линиями по нескольку строк из любой книги. Писать нужно не спеша, красиво и аккуратно.  Это самый сложный этап – перед глазами первоклассника уже нет образца, к которому надо стремиться.

Аудиокниги известного автора-фантаста Кира Булычева. Произведения понравились детям и взрослым. Эта легкая и увлекательная фантастика обладает отличным юмором, захватывающим сюжетом и непредвиденной концовкой.

Рекомендации родителям:

На первых порах широко используйте кальку. Пусть школьник положит ее над прописью с образцовой буквой и обводит ее

Отрабатывайте навык правильного написания, пока он не станет автоматическим.
Важно, чтобы ребенок при написании проговаривал буквы и каждый их элемент
Это позволяет контролировать правильность и грамотность письма, концентрировать внимание на своих действиях, благотворно сказывается на речи.
Для профилактики и снижения усталости после школы и домашних занятий массируйте ребенку затылок и шею, кисти и предплечья.

Как научить ребенка писать. Упражнения для развития письма

Подготовка к письму учащихся 1 классов через штриховку

Подготовка к письму учащихся 1 класса с помощью штриховки.

(практические советы)

Письмо – это сложный для ребенка навык, который требует выполнения тонко-координированных движений, слаженной работы мелких мышц кисти руки, способности к сосредоточению, способности управлять своей деятельностью. Овладение письмом – трудоемкий процесс, который обычно приходится на первые месяцы пребывания детей в школе.

Подготовка руки к письму включает несколько направлений:

— развитие ручной умелости (создание поделок, конструирование, рисование, лепка, в которых развивается мелкая моторика, глазомер, аккуратность, умение довести начатое дело до конца, внимание, пространственная ориентация),

— развитие у детей чувства ритма, умения согласовывать слово и движение в определенном ритме,

По утверждению В.А.Сухомлинского, истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок

Очень важно поставить руку, подготовить ее к работе

Штриховка – один из видов упражнений для детей, который главным образом направлен на развитие мелкой моторики. Ребёнок ещё до школы должен научиться правильно держать ручку и карандаш в руках. Занятия штриховкой укрепляют мышцы детской руки, способствуют концентрации внимания, развитию аккуратности и навыка доведения дела до конца. Также упражнения приучают ребёнка действовать по установленным правилам, учат усидчивости, развивают логическое мышление. 

Далее я привожу примеры упражнений по штриховке с работами учащихся, которые помогут качественно подготовить руку к письму.

1. «Золотая рыбка»

2. «Цветок»

3. «Рука в рукавичке»

4

5. «Кот на коврике»

Каллиграфические ошибки по “кинетическому сходству”

Одним из наиболее стойких типов специфических ошибок письма являются смешения букв, начертание первого элемента которых требует тождественных движении руки. Это так называемые ошибки по кинетическому сходству.

С переходом на стадию связного письма, с увеличением объема письменных работ, темпа работы число подобных ошибок значительно возрастает. Смешения букв по кинетическому сходству могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения печатных текстов, так как у детей размываются еще неокрепшие связи между звуком и буквой.

Иногда в тетрадях учащихся встречаются смешения оптически сходных букв, свидетельствующие о несформированности оптико-пространственных представлении.

Предлагаемые примерные виды тренировочных упражнений могут быть включены на уроке в «минутки чистописания». Они будут способствовать выработке контроля за ходом двигательного акта письма. Желательно начинать подобные упражнения не с письма отдельных букв и слогов, а с букв в составе слова или целого предложения, значимых в смысловом отношении единиц речи.

Рассмотрим метод списывания слов и предложений с одновременной расшифровкой зашифрованных букв. Предлагаем следующие виды «шифровок»:

Обратное задание — зашифровать записанные или продиктованные предложения.

Подобным образом строится работа по предупреждению ошибок выбора последующего элемента и в других парах смешиваемых букв.

Предлагаемые «шифровки»:

Обратное задание предполагает «шифровку» предложений учащимися:

Если в работах учащихся встречаются смешения в других парах букв, различающихся количеством однородных элементов, необходимо провести подобную дифференциацию и в этих парах.

Рассмотрим «шифровки» лево- и правоориентированных, вверх и вниз направленных оптически сходных букв:

Одновременно закрепляется правило о заглавной букве в именах людей.

Рассмотрим списывание слов и предложений с одновременным исправлением ошибок кинетических и оптических смешений.

Известно, что развитие функции контроля несколько опережает развитие функции самоконтроля. Ребенок будет предельно внимателен и быстрее найдет ошибку у другого, чем в своей собственной работе.

Предлагаем списать с доски предложения с ошибочно записанными словами:

Как показала практика, подобная работа очень эффективна и результативна: у ребенка появляется достаточная мотивация к письменной деятельности, улучшается зрительное внимание, формируется кинетический контроль за ходом двигательного акта письма. Предложенные вашему вниманию упражнения отвечают, на наш взгляд, не только задачам формирования техники письма, его операционной стороны, но и целям формирования письменной речи через влияние учителя на развитие произвольных форм деятельности, мышления, мотивационно-волевой сферы учащихся

Предложенные вашему вниманию упражнения отвечают, на наш взгляд, не только задачам формирования техники письма, его операционной стороны, но и целям формирования письменной речи через влияние учителя на развитие произвольных форм деятельности, мышления, мотивационно-волевой сферы учащихся.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный мир
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: