Развивающее значение
В классификации детских развивающих занятий собирание пазлов стоит на самых верхних ступенях. Какие качества характера вырабатывает и какие навыки прививает сбор пазлов:
- Аккуратность. Картинку надо собрать тщательно — чтобы совпадали все детали.
- Терпение. Занятие требует выдержки. Но эта игра способна настолько заинтересовать малыша, что он может просидеть даже час или больше, пытаясь собрать картинку.
- Усидчивость. Неотделима от терпения.
- Идет развитие мелкой моторики.
- Игра расширяет кругозор ребенка, его воображение, фантазию, прививает творческие навыки.
- Развивается логическое мышление и абстрактное.
- Ребенок учится смотреть вперед и строить в голове планы — каким будет его следующий шаг — то есть какой элемент пазлов будет следующим. Это помогает малышу учиться мыслить стратегически, заглядывая вперед.
- Собирание пазлов, особенно без подсказки или с минимальными, взрослых, учит ребенка принимать самостоятельные решения.
- Формируются понятия части и целого.
Дидактическая игра «Пазлы»: цель, задачи, картотека
Дидактическая игра «Пазлы» — средство развития памяти и мыслительной способности у дошкольников 4–6-летнего возраста. Увлеченно собирая части картинок, дети получают представление о разнообразии предметного мира, о внешних признаках и назначении окружающих объектов.
Дидактическая игра «Собери пазл»
Для игры необходимы картинки, разрезанные на несколько частей. На них могут быть изображены объекты, относящиеся к разным лексическим категориям: одежда, мебель, транспорт и прочее.
Цель игры, предназначенной для средней дошкольной группы, — формирование начальных представлений о разнообразии окружающего мира.
Задачи:
формирование представлений о форме, размере, окраске, материале и иных признаках объектов окружающего мира, об их назначении;
усиление познавательной активности;
обучение навыку соединения частей в единое целое, выделения признаков объектов;
совершенствование сенсорного восприятия, моторики пальцев рук;
развитие памяти, умения логически мыслить и концентрировать внимание;
воспитание аккуратности в работе, приучение к самостоятельности;
творческое развитие.
Педагог раскладывает на столе перед воспитанниками части разрезанной картинки, просит их хорошенько рассмотреть. Игровая задача — составить из частей цельное изображение. Сначала воспитанники могут выполнять задание с ориентацией на картинку-образец. Когда дети наловчатся составлять пазлы, образцы можно убрать.
Математические пазлы
Игра предназначена для дошкольников подготовительной группы, формирует начальные математические знания, учит считать до 10-ти, развивает память, внимание и зрительное восприятие. Для игры нужны картинки, которые необходимо разделить на 10 продольно идущих полосок, одинаковых по ширине
На левом конце каждой полоски нужно написать определенную цифру от 1 до 10. Цифры должны идти по порядку от верхнего к нижнему краю картинки, которую затем нужно разрезать на полоски
Для игры нужны картинки, которые необходимо разделить на 10 продольно идущих полосок, одинаковых по ширине. На левом конце каждой полоски нужно написать определенную цифру от 1 до 10. Цифры должны идти по порядку от верхнего к нижнему краю картинки, которую затем нужно разрезать на полоски.
Педагог раскладывает полоски перед ребенком, просит составить картинку, ориентируясь не только на совмещающиеся части изображения, но и на цифры.
Пазлы на тему праздников
Игра предназначена для дошкольников старшей группы. Для нее нужно сделать 6 картинок, изображающих знакомые детсадовцам праздники. Например, Рождество, Масленица, Купала, Пасха, 9 Мая, 8 Марта. Также нужны 6 аналогичных разрезанных на 12 частей изображений. То есть всего должно быть 72 кусочка. Разрезать картинки можно в произвольном порядке, пазлы могут быть треугольными, квадратными, прямоугольными — любыми.
Цель дидактической игры «Пазлы» — расширение и уточнение представлений о народных и государственных праздниках, семейных традициях.
Задачи:
знакомство с классификацией и особенностями праздников;
расширение представлений о возможностях досуга в праздничные дни;
формирование навыка составления целого из частей;
воспитание представления о важности семейных и дружеских отношений, взаимопонимания между близкими людьми, доброжелательности и сплоченности;
развитие памяти, умения образно и логически мыслить;
формирование навыка коллективной и самостоятельной работы, развитие коммуникабельности;
воспитание уважительного отношения к семье, истории страны, традициям народа.
Дети рассматривают цельные изображения праздников, рассказывают, как в их семье принято праздновать то или иное событие, какой праздник считается самым любимым. Затем педагог раскладывает на столе части разрезанных картинок по очереди, а дети пытаются соединить их в одно целое.
Игру можно усложнить: перемешать пазлы 2-х изображений.
История
Пазлы были придуманы, как учебный материал для запоминания карты мира. Идея разрезать бумажную большую карту пришла в голову англичанину Джону Спилбери в 18 веке. Ноу-хау пошло в массы. Хоть и стоила новинка по тем временам дороговато, но современники Спилбери оценили по достоинству новаторский подход учителя географии и вовсю раскупали игру. Затем стали выпускать не только карты, но и прочие изображения, картины, портреты — в виде пазлов.
Затем в Америке появился картон, и игра пошла в широкие массы, став доступной даже беднякам. А в 20 веке в салонах Европы знать развлекалась собиранием красивых картин из огромного количества мелких элементов. Некоторые такие картины собирались по нескольку лет, настолько они были огромны и сложны.
В дореволюционной России заграничную игру называли «пузеля» и привозили прямиком из Англии. Доступны они были тогда, конечно, только знати. В России в советский период пазлов не было, поскольку игра считалась капиталистическим излишеством и ненужной советским детям забавой.
Временной план игры
Все элементы образовательного процесса в детском саду должны быть строго хронометрированы. Только в этом случае не будет нарушений дисциплины, а вся новая информация будет восприниматься максимально эффективно. План игры состоит из 3 важных этапов:
Введение — 1–2 минуты. Воспитатель объясняет или напоминает правила игры и раздаёт необходимые материалы. Если они уже заготовлены на столах, то объясняет назначение каждого.
Собственно игра — 3–7 минут. Педагог помогает, направляет действия детей в случае необходимости.
Подведение итогов — 1–2 минуты
На этом этапе важно похвалить каждого участника, независимо от успеха результатов его игры.
Даже игра в лото проводится под наблюдением взрослого
Пример хронометража игры «Где это можно купить?»
При изучении темы «Покупки» воспитатель объясняет малышам, в каких отделах магазина продаётся та или иная продукция. Целью этой игры является закрепление знаний малышей о различных товарах и отделах магазинов (продуктовом, хозяйственном и т.д.), развитие умения ориентироваться в окружающей обстановке, воспитывать желание помогать взрослым.
- Объяснение правил: дети обсуждают, где мамы покупают те или иные продукты, потом взрослый раздаёт маленькие картинки с продукцией, а на стену вешает большой плакат, на котором изображены различные отделы магазина (2 минуты).
- Дети раскладывают картинки по соответствующим отделам, объясняя свой выбор (2 минуты).
- Подведение итогов (3 минуты).
Игра «Где это можно купить?» развивает умение дошкольника ориентироваться в окружающем мире
Пример конспекта игр «Что за форма» и «Лото»
Автор
Макрушина Татьяна, МДОУ детский сад «Сказка», Саратовская область, р.п. Дергачи
Название
Фрагменты настольно-печатных игр «Что за форма» и «Лото»
Возраст детей, группа
3–4 года, младшая
Описание игры «Что за форма»
Ход игры:Дети сидят полукругом. Воспитатель показывает картинки и предлагает по очереди назвать геометрическую форму предмета. Объясняет, чем отличается шарик от кубика.
Предлагает построить домик из кубика и призмы, проложить к нему дорожку из кирпичиков
Обращает внимание детей на размеры «строительных материалов».
Воспитатель просит каждого ребёнка взять по одной геометрической форме и назвать её.
Дети играют самостоятельно, возводя из имеющихся предметов любые постройки…>
Описание игры «Лото»
Ход игры:В коробке у воспитателя лежат большие карты, на которых изображены огород, сад и цветник, и маленькие карточки с изображением овощей, фруктов цветов. Дети рассматривают маленькие карточки.
Воспитатель спрашивает у ребёнка, который держит в руках картинку с вишней, где она растёт (на дереве)
Затем уточняет, где растёт дерево вишня. Дети отвечают, что в саду. Воспитатель спрашивает, где растут цветы (в лесу, на клумбе, на лугу), огурцы (на грядке в огороде) и другие овощи.
Педагог даёт детям рассмотреть карточки, на которых изображены огород, сад и цветник.
«Сейчас вы будете играть так, чтобы всё, что растёт в огороде, появилось в огороде, что в цветнике, попало в цветник, что в саду — в сад. Все предметы должны встать на свои клеточки на карте».
Кто первым закроет все клеточки, тот и выигрывает. Дети обмениваются карточками, и игра продолжается.
Такая игра используется, когда ставится задача систематизации, закрепления знаний о других предметах, например, о посуде, мебели, одежде, обуви и т.д…>
Цит. по: http://www.maam.ru/detskijsad/nastolno-pechatnye-igry-chast-3.html
Настольно-печатные игры в детском саду активно применяются как непосредственно на занятиях, так и при проведении досуга. Этот вид деятельности помогает не только отработать, закрепить полученные знания, но также развивает познавательные процессы, речь, мелкую моторику, воспитывает терпение и умение соблюдать правила. Кроме того, дети с удовольствием осваивают разные формы проведения игр: индивидуальную, парную и коллективную, что формирует навыки конструктивного взаимодействия со сверстниками.
Обновлено: 26.09.2019
103583
Дидактическая игра – пазлы для детей старшего дошкольного возраста. «Семейные праздники».
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад «Теремок».
Дидактическая игра – пазлы для детей старшего дошкольного возраста.
«Семейные праздники».
Воспитатель:
первой квалифицированной категории
Марьина С.И.
Губахинский городской округ «город Губаха», 2020
Дидактическая игра
«Семейные праздники».Задачи:
Для педагога:
дидактическая:
— уточнить уровень знаний детей об их семьях, семейных праздниках, традициях(увлечениях);
— расширить первоначальные представления о семейных праздниках, традициях.
воспитательная:
— воспитывать чувства семейной сплоченности (на основе представлений о семье, ее составе, доброжелательных взаимоотношениях и домашнем уюте);
развивающая:
— развивать наглядно – образное, логическое мышление, память, умение составлять целое из частей.
•Воспитание чувств любви и гордости за свою семью, уважения к родителям, к
традициям семьи. Развитие коммуникативных умений, доброты и
взаимопонимания в семьях учащих
Задачи:
1) познавательный аспект: расширять с помощью игры представление о различных
семьях, о проведении свободного времени дома и на улице;
2) развивающий аспект: формирование навыков групповой работы; способности
доказывать свое мнение;
3) образовательный аспект: познакомить с классификацией праздников, закрепить
знания учащихся о семейных традициях;
4) воспитательный аспект: воспитание чувств любви, гордости за свою семью,
уважения к родителям, родственникам; развитие интереса к истории своей семьи,
семейным тради
Игровая задача для детей:
собрать картинку из отдельных частей.
Правила:
организационные:
— от 2 – 6 игроков, 1 ведущий; место проведение за столом;
дисциплинарные:
— соблюдать в процессе игры правила поведения (уметь выбирать ведущего, не мешать друг другу, быть внимательным).
игровые:
— кто первый соберет целое из отдельных частей, тот выигрывает.
Игровые действия:
Ведущий предлагает детям выбрать и рассмотреть в виде образца картинки с изображением различных праздников. Затем ведущий выкладывает в центре стола маленькие разрезные картинки определенного праздника. По сигналу ведущего игроки выбирают маленькие разрезные картинки, объединяя их в одно целое зависимости от принадлежности к празднику. Выигрывает тот, кто быстрее соберет из отдельных частей картинку. По окончании игры, дети сравнивают полученное изображение с изображением праздничной картинки; рассказывают о традиции празднования своей семьи.
Игровые атрибуты:
— 6 картинок с изображением различных праздников; 72 маленьких разрезных карточки с изображением определенного праздника. Разрезные карточки определенного праздника связаны между собой принцип деления на 12 частей, разрезанных: по вертикали, горизонтали, диагонали, на большие и маленькие квадраты, прямоугольники, треугольники и т.д.
Как правильно собирать
Правильно собирать пазлы тоже нужно уметь. Какие этапы есть при сборке деталей:
- Первым делом нужно найти поверхность, свободную от вещей, чистую и гладкую где вы будете пазлы раскладывать. При выборе места учитывайте конечный размер картинки.
- Первым делом собираем рамку. Понять, где рамка среди кучки деталей можно, рассмотрев все элементы — у рамки одна из сторон или две — если это угловая фигурка — будут гладкой.
- Сортируем оставшиеся детали. Легче всего сортировать по цветам. Белое — в отдельную кучку, красное — в отдельную и т. д. Так будет гораздо проще в процессе сборки.
- Выкладывайте небольшие блоки. Если две детали скреплены между собой, уже становится значительно проще идти дальше. Так понемногу собирается вся картинка.
Причина №7: оценка взрослыми возможностей ребенка
Когда мы смотрим на ребенка, играющего в головоломки и другие игры, мы можем многое узнать о его темпераменте, интересах и стратегиях. Родители, наблюдая за поведением ребенка, складывающего пазлы, видят, он настойчив или быстро бросает дела. Можно понять, что его интересует и увлекает, любит ли он игровые задачи или избегает их. Такие наблюдения стоит организовывать часто, поскольку они являются ценным источником информации, например, для психологов и педагогов, работающих с детьми, испытывающими трудности в обучении. Хотя диагноз дислексии, дискалькулии и т. д. возможен только после раннего школьного периода, информация о развитии ребенка в первые годы жизни может помочь в его постановке.
Очевидно, что пазлы полезны для детей. Их можно собирать и взрослым. А еще более полезным оказывается совместное собирание пазлов старшими и младшими детьми вместе с родителями. Не упустите прекрасный шанс для развития своих наследников.
Дидактическая игра «Собери пазл»
Для игры необходимы картинки, разрезанные на несколько частей. На них могут быть изображены объекты, относящиеся к разным лексическим категориям: одежда, мебель, транспорт и прочее.
Цель игры, предназначенной для средней дошкольной группы, — формирование начальных представлений о разнообразии окружающего мира.
Задачи:
формирование представлений о форме, размере, окраске, материале и иных признаках объектов окружающего мира, об их назначении;
усиление познавательной активности;
обучение навыку соединения частей в единое целое, выделения признаков объектов;
совершенствование сенсорного восприятия, моторики пальцев рук;
развитие памяти, умения логически мыслить и концентрировать внимание;
воспитание аккуратности в работе, приучение к самостоятельности;
творческое развитие.
Педагог раскладывает на столе перед воспитанниками части разрезанной картинки, просит их хорошенько рассмотреть. Игровая задача — составить из частей цельное изображение. Сначала воспитанники могут выполнять задание с ориентацией на картинку-образец. Когда дети наловчатся составлять пазлы, образцы можно убрать.
Шесть золотых правил
После усовершенствованных «Крестиков-ноликов» Алена стала придумывать следующие игры, и в процессе определила для себя семь важных правил, которые станут залогом интересной и полезной игры:
- Игра — для малышей, а не для взрослых. Чтобы вызвать у детей интерес, не делайте игру слишком тяжелой, равно как и чересчур легкой.
- Для детей — развлечение, для педагога — инструмент. Игра — не просто для забавы. И если для детей это развлечение, то педагог должен сформулировать цель, которую хочет достигнуть этой активностью, например, закрепить учебный материал или развить логическое мышление малышей.
- «Квадраты» — универсальное игровое поле. Для введения в напольные игры отлично подходит универсальное игровое поле «Квадраты»: прямоугольник, составленный из 24 квадратов. Рекомендуемый размер — 1,4 на 2,8 метров, чтобы детям было удобнее по нему передвигаться. Можно создать игровое поле самостоятельно, например, начертить квадраты изолентой на полу, а можно использовать уже готовый материал, например, баннерное полотно.
- Игра — это движение. Продумайте, что должен делать ребенок: убирать картинки, крутить обруч, прыгать с мячом. Дети любят движение, и стоять на месте им будет скучно.
- Правила — основа порядка. Подумайте и четко объясните детям, что можно делать во время игры, а что нельзя. Так будет легче контролировать процесс и достичь дидактических целей.
- Все хорошо в меру. Чтобы игры не надоели детям, оптимально проводить их не больше двух-трех раз в неделю. Исключение — игровая активность во время утренней гимнастики: она — часть цикла упражнений и занимает всего несколько минут.
Алена придумала целую серию напольных игр, которые вошли в ее сборник «Напольные игры и задания для детей», и поделилась с нами пятью активностями, которые легко можно провести с малышами.
Классификация пазлов
Детские пазлы выпускаются в расчете на детей разного возраста, для малышей — одни, для школьников — другие. Рассмотрим виды пазлов.
-
Для детей до года.
Конечно, сам в этом возрасте малыш картинку не соберет. Но ему можно показывать и демонстрировать на крупных ярких пазлах, как их собирать. Будьте уверены, ребенка этот процесс обязательно заинтересует.
Не годятся в этом возрасте картонные пазлы — они обязательно окажутся во рту ребенка. Больше подойдут наборы с моющимися деталями — из пластика или гладкой резины. Есть даже специальные коврики — пазлы, по которому ребенок может и ползать, и сидеть на нем, разбирать и пытаться собирать. -
До полутора лет.
Ребенок уже намного самостоятельнее и может начинать собирать пазлы сам. Для этого подойдут самые первые простые картинки, разрезанные на крупные детали. Желательно начинать с 2-3 деталей. В этом возрасте можно приобретать пазлы с персонажами мультфильмов — это наиболее актуальная тема для таких маленьких детей, а когда ребенок достигнет 3-4 лет, можно будет использовать алфавит и цифры. -
До трех лет.
Это период быстрого и активного развития ребенка. Развивается, в том числе, и мелкая моторика его пальчиков. Пазлы как нельзя лучше могут помочь в закреплении этой необходимой функции. Сами элементы пазлов в этот период уже становятся более мелкими, и количество деталей в наборе может достигать 24 штук. В этом возрасте лучше всего подойдут деревянные пазлы, имеющие рамку и картинку — подсказку в качестве подложки, на которой будет собираться пазл. -
До шести лет.
Дети детсадовского среднего возраста уже много что умеют, неплохо говорят, действуют самостоятельно. Поэтому задачу с пазлами можно уже существенно усложнить. Например, можно давать ребенку собирать картинку, не показывая образца, чтобы он сам сообразил, как должны располагаться детали. Так быстро формируется мышление ребенка, развивается мозг и напрягается воображение. В этот период можно использовать пазлы в наборах до 50 штук. -
От шести и старше.
Ребенок уже вполне самостоятельный, поэтому можно покупать для него уже довольно сложные наборы. А сюжеты подбирать в соответствии с хобби и интересами ребенка или использовать как познавательно — обучающий элемент, например, картины известных художников, достопримечательности, известные личности, исторические события и т.п. А также можно поэкспериментировать с формой пазла, например 3D пазл — шар. Помощь взрослого требуется уже только в крайних случаях.
Таблица: особенности выбора игр для детей разного возраста
Возраст/группа | Особенности развития | Игры | Примеры | Время | Примечания |
2–2,5 (первая младшая) | Игры должны быть с сюжетными картинками |
|
|
До 5 минут | Если режим позволяет (есть время до сна или до еды), то хорошо бы сменить эту деятельность более активной |
3–4 (вторая младшая) | Интерес к играм в парах |
|
|
7 минут | Работа направлена на развитие речи |
4–5 лет (средняя) | Работа в микрогруппах (3–4 человека) |
|
|
7–8 минут | |
5–6 лет (старшая) | Осознанное участие в командных играх |
|
|
10 минут | Совмещение физической активности взрослого и ребёнка |
6–7 лет (подготовительная) | Нетерпимость по отношению к помощи взрослого |
|
|
10–12 минут | Дети учатся комментировать свои действия при высокой самостоятельности выполнения заданий |
Дидактическая игра «Сложи квадрат» воспитывает в детях терпение и настойчивость
Наглядный материал
Визуализация — это один из главных принципов игровой деятельности и всего образовательного процесса в детском саду.
Для осуществления этой работы необходимы опредёленные наглядные средства. Другими словами, для создания рисунка из мозаики нужна его схема, а для составления картинки из пазлов — цельное изображение в роли подсказки.
С опорой на визуальное восприятие информации связаны такие игры, как:
- сюжетные или символические картинки, изображения для развития речи, усвоения азов математики, ознакомления с миром вещей и природой и т.п.;
- пазлы (в том числе и объёмные);
- наборы лото и домино;
- кубики;
- мозаики;
- «бродилки» с фишками и игральным кубиком.
Пазлы могут быть различной формы, но важно, чтобы каждый ребёнок получил отдельный комплект
Чтобы не доводить до истерик, сразу оговорите, что у каждого ребёнка будет свой набор реквизита, например, отдельный пазл. Если малыши такие игрушки видят впервые, то нужно дать им время познакомиться, а уже затем переходить к игре. Учтите, что в младших группах детям важен сам процесс складывания, так что картинка должна быть одинаковой — тогда слёз не будет. В старших группах можно давать каждому воспитаннику свой пазл, а картинки разные. Если время позволяет, то включите в игру этап обмена деталями: так малыши смогут складывать разные сюжеты, а тренировка моторики и мышления окажется более продуктивной.
Ещё один важный момент. Для некоторых игр, например, лото, домино, предполагается наличие одного комплекта на определённое количество игроков. Но в группе может быть больше детей. В этом случае стоит озаботиться приобретением не одного, а двух наборов. И делить игральные фишки (или другие материалы игры) поровну.
Причина №4: развитие мелкой маторики рук
Двигательное развитие ребенка связано с двумя важными областями: крупной моторикой (это включает в себя общую физическую форму, способность ползать, сидеть, ходить, бегать, вращаться, лазать и любые действия, затрагивающие все тело ребенка) и мелкую моторику, т. е. умение точно управлять руками. Младенец сначала берет предметы рукой, затем пальцами и выпрямленным большим пальцем и со временем учится держать пинцет. Но это еще не все — вам также необходимо научиться координации глаз и руки, овладеть способностью передавать предметы из рук в руки и, со временем, способностью точно манипулировать удерживаемыми предметами. Некоторые из этих навыков необходимы для самообслуживания:
- надевание и застегивание одежды;
- шнуровка обуви;
- прием пищи со столовыми приборами;
- стирка вещей;
- умывание;
- чистка зубов.
Другие навыки нужны детям для введение в художественные работы: держание мелка, рисование красками, письмо ручкой, раскрашивание картинок. Хватание кусочков пазла и манипулирование ими так, чтобы они соответствовали частям большего целого, чудесным образом развивает ловкость рук. Благодаря таким играм в мозгу ребенка развиваются области, отвечающие за обработку тактильных раздражителей и управление движением пальцев. Вот почему пазлы так полезны для детей.
Можно рекомендовать и взрослым и пожилым людям, которые восстанавливаются после перенесенных инсультов, инфарктов.
Причина №1: развитие пространственного воображения
Сопоставление маленьких отдельных элементов определенных форм с большим целым — отличная тренировка воображения и подведение к пониманию символов. Маленький ребенок знает, что такое яблоко. Сначала он только учится распознавать форму плода, а затем проверяет, можно ли адаптировать ее к конкретному контуру. Собирая пазлы, он узнает для себя, подойдут ли яблоко и груша к одному и тому же пустому месту в головоломке. Держа в руках 2 части одной головоломки анализирует, насколько они разные и чем похожи. Взрослым такие проблемы кажутся очевидными. Для маленького ребенка это всего лишь введение в наблюдение мира, наблюдение за различиями и сходствами, наблюдение за логическими последовательностями, указание на причину и следствие.