Методические рекомендации на этапе введения глобального чтения у детей с ментальными нарушениями

Обучение глобальному чтению

Учитель использует с Ником один из самых популярных подходов для обучения глобальному чтению при аутизме. Ниже приводится краткое описание этого подхода, а в конце перечисляются несколько идей для практики и закрепления глобального чтения. Предложенные ниже занятия эффективны для учеников с аутизмом по нескольким причинам.

— Эти занятия следуют четкой последовательности, и они могут стать рутиной, что является плюсом для детей с аутизмом.

— В них есть лишь несколько шагов, и они очень предсказуемые.

— Они по природе своей простые, для этих техник не требуются длинные устные объяснения.

— Их легко моделировать для ученика, их можно сопровождать визуальным примером.

Учтите, что есть множество других методик для обучения и практики глобального чтения, здесь упоминаются лишь некоторые. Каждый из ваших учеников с аутизмом уникален, у него есть собственные сильные стороны и образовательные потребности, так что вы, скорее всего, будете адаптировать эти методики по необходимости, в зависимости от ученика и класса.

МЕТОД ГЛОБАЛЬНОГО ЧТЕНИЯ

02.01.2019 /

Обучение чтению глобально – это альтернатива традиционному методу, с помощью которого учится читать большинство людей. Однако сегодня этот метод достаточно популярен, существуют различные его варианты, в том числе авторские методики.  Многие родители слышали о глобальном чтении применительно к  раннему развитию ребенка. Но интерес к данной методике связан  и с возможностями ее использования в работе с особыми детьми, в частности, с детьми с синдромом Дауна,
аутизмом, интеллектуальными и речевыми нарушениями и в других случаях, когда имеются спе­цифические трудности при обучении чтению.

Авторами метода глобального чтения считают американского нейрофизиолога Глена Домана и японского педагога Шиничи Сузуки. Суть метода состоит в том, что ребенок воспринимает зрительно и на слух слова, написанные целиком, а также словосочетания и короткие предложения. Такое обучение проводится регулярно на протяжении длительного времени.  В результате ребенок овладевает технологией чтения слов и текстов.

В традиционном подходе обучение чтению осуществляется  от буквы к слогу, далее от слога к целому слову. Обучение глобальному  чтению  происходит иным способом.   Ребенок не читает слово побуквенно, а запоминает его как картинку, написанную из букв. Однако в отличие от картинки, на которой изображен какой-то конкретный предмет, написанное слово обозначает обобщенное представление о предмете или событии, т. е. имеет определенное значение. Суть глобального чтения заключается в том, что ребенок может научиться узнавать написанные слова целиком, не вычленяя отдельных букв.

Ребенку показывают карточки с подписями, выполненными ярким цветом и крупным шрифтом. Демонстрация карточек происходит в быстром темпе, а их смена в одинаковом ритме. Предполагается, что ребенок будет усваивать информацию на подсознательном уровне. Сам процесс демонстрации предусматривает показ в среднем 10 карточек одного тематического характера.

У детей с нарушениями в развитии всегда больше страдают речь и вербальные познавательные психические процессы, но лучше  сформированы образные. Поэтому часто их сильной стороной являются именно зрительная память и выраженная способность воспринимать информацию целиком.  Звуковое сопровождение помогает формировать дополнительную связь между зрительным и слуховым образами слова, поэтому запоминание происходит продуктивнее. Использование на начальных этапах сопровождающей картинки помогает установлению ассоциаций и формированию смысловых связей.

Елена Кобялковская,кандидат психологических наук,
педагог-психолог Центра психолого-педагогической,
медицинской и социальной помощи

Как научить ребёнка читать по складовому методу

В этом методе единица чтения представлена не буквой, а цельным слогом (гласная + согласная). Среди методик, позволяющих научить ребёнка читать по слогам, самая известная методика – кубики Зайцева. Этот метод также был распространён в досоветское время и, к тому же, его использовал и рекомендовал Лев Толстой.

Популярную методику кубиков Зайцева отличает обязательное отсутствие алфавита (в качестве наглядных пособий, разрезных и магнитных букв и т. д.) на начальных этапах обучения чтению.

Кроме кубиков Зайцева, к складовому методу относятся

  1. методика ребусов Льва Штенберга,
  2. методика супругов Битно,
  3. букварь Бахтиной.

Минусы складового метода:

Вряд ли среднестатистический родитель без специальных знаний и материалов сможет использовать этот метод для того, чтобы научить ребёнка читать в домашних условиях. Для этого, скорее всего, нужно будет отдавать ребёнка в специальный центр или в то ДОУ, где практикуют этот метод для решения вопроса, как научить ребёнка читать. Родителям, которые сами решат учить ребёнка читать по кубикам Зайцева, потребуется приобрести и прочитать массу методической литературы (не слишком понятной для неспециалиста), а также достаточно наглядные пособия, собственно кубики, таблицы. Если родитель хорошо ориентируется в этой методике, то он сможет реализовать её при помощи одного самого элементарного набора кубиков и таблиц, но неопытный человек рискует заблудиться и запутаться в массе всевозможных доступных для приобретения материалов.

Методика разрабатывалась для группового обучения, и при её использовании в индивидуальных занятиях резко снижает свою эффективность. Это, опять же, большой минус для домашнего обучения.

Реклама часто обещает неслыханные и ничем не подтверждённые результаты, которые вполне могут не оправдаться на практике.

На заключительном этапе процесса, цель которого — как научить ребёнка читать, требуется значительная корректировка и ориентация ребёнка на обычную фонетическую систему чтения, которая принята в школах. В противном случае могут возникнуть серьёзные затруднения в процессе школьного обучения. Эта задача довольно деликатная, и решить её с успехом могут только специалисты.

Плюсы складового метода:

Метод обучения чтению по слогам природосообразен, то есть учитывает естественные особенности детской речи и детского восприятия.

Способствует всестороннему развитию ребёнка, задействует все каналы ощущений и восприятия, работают все зоны головного мозга. Поэтому методика имеет ещё и очень полезный эффект, позволяющий корректировать и устранять задержки психического развития, сглаживать врождённые или приобретённые недостатки в функционировании центральной нервной системы.

Метод побуждает ребёнка к двигательной активности, кроме всего прочего позволяет развивать и мелкую, и крупную моторику, что, несомненно, очень важно для дошкольника. Сравнивая эффективность всех доступных на данный момент методов обучения ребёнка чтению, можно с уверенностью утверждать, что складовой метод при правильном применении даёт самые быстрые результаты

Сравнивая эффективность всех доступных на данный момент методов обучения ребёнка чтению, можно с уверенностью утверждать, что складовой метод при правильном применении даёт самые быстрые результаты.

Мифы о глобальном чтении

Напоследок хотим вас повеселить предубеждениями, распространяемые теоретиками, которые надежно отпугивают родителей от метода глобального чтения по Доману, тем самым лишая их удовольствия от стихийного освоения чтения практически без усилий.

Миф 1: ребенок сможет читать только те слова, которые выучил

Это не так. Цель обучения — показать ребенку как можно больше слов. Он их не заучивает! Постепенно, когда малыш увидит много-много озвученных слов, в его голове сложится принцип чтения, так же естественно, как он овладевает чтением.

Сегодня существуют методики для «особенных» деток, основанные на глобальном чтении. Вот в них акцент — на заучивании слов. И многие родители попадаются на эту удочку: дети выучивают всю книгу и… ничего не происходит. Они не начинают читать. Они просто знают 100, 200, 400 слов. И всё. Результат: разочарование в методе.

Миф 2: ребенок станет угадывать, а не читать слова; он не сможет распознавать окончания

Существительные в карточках даются в именительном падеже в единственном числе; прилагательные — в единственном числе мужского рода; глаголы — в инфинитиве. Когда ребенок начинает читать, он без труда прочитывает правильные окончания. Это подтверждается опытом многих детей русскоязычной аудитории, с которыми родители занимаются по методу Домана, и ребенок автора этой статьи не стал исключением.

Миф 3: ребенок не понимает прочитанного, он просто озвучивает «слово-картинку»

Очень странное заявление, с тем же успехом можно сказать, что начинающий и научившийся говорить ребенок не понимает тех звуков, которые издает. Учитывая, что чтение становится стихийным, ребенок читает все, что видит, для него это становится полноценным способом познания мира. И, в отличие от детей, которые только учатся складывать слоги в слова, он не продирается через «техническую» сторону вопроса, он сразу видит и понимает прочитанное (увиденное) слово.

Миф 4: в школе ребенок, читающий глобально, не сможет делать фонетический разбор слова

Непонятно, на чем основано это утверждение. Ребенок прекрасно видит, что слова состоят из букв, он усваивает принцип чтения в полной мере, с правильным произношением твердых и мягких согласных. Нет никаких препятствий к тому, чтобы правильно выполнять фонетический разбор слова.

Миф 5: глобальное чтение помешает ребенку освоить «нормальное» чтение

Особо тревожные родители, которые параллельно вводят чтение по букварю, могут не волноваться: глобальное чтение нисколько не помешает, а наоборот, только ускорит процесс. Если не прибегать к послоговому или побуквенному чтению, то после освоения чтения глобально ребенок сам будет знать «имя» каждой буквы, а длинные неизвестные слова, скорее всего, станет прочитывать, разбивая его для себя на небольшие отрезки. Т.е. от глобального перейдет к послоговому, и опыт автора статьи это подтверждает.

Wisenteta специально для сайта Я — молодая мама

Как научить ребёнка читать по глобальному методу

В глобальном методе обучения чтению за единицу берётся целое слово. Иностранный метод глобального чтения Домана заимствован Маниченко и адаптирован под русский язык (программа «Читаем с пелёнок»). До этого метод глобального чтения с успехом применялся в советской сурдопедагогике при работе с детьми, имеющими нарушения слуха.

Суть метода достаточно проста: ребёнку просто показывают карточки со словами и картинками, и в его памяти откладывается слово целиком, его графический символ и значение.

Минусы глобального метода:

Методика предполагает пассивность ребёнка – он лишь сидит и смотрит на карточки со словами, которые показывают ему в течение секунды. По сравнению с другими методами, глобальное чтение похоже на техническую процедуру загрузки информации в компьютер.

Методика практически недоступна для непрофессионалов и с трудом реализуется в условиях домашнего обучения.

Чтобы метод работал идеально, у ребёнка должен быть абсолютно «чистый» мозг, без каких-либо нейропсихических отклонений и нарушений. По статистике, какие-либо отклонения имеются у 80% дошкольников. Кроме того, ребёнок должен иметь развитый интеллект, интуицию, чтобы самому осмыслить принцип чтения, и повышенный предел зрительного восприятия. Для большинства детей 2-3 лет этот метод совершенно бесполезен.

Методика Домана рекомендует использовать слова красного цвета, а последующие исследования это опровергают, доказывая, что лучше использовать синие или зелёные буквы в словах.

Метод глобального обучения чтению изначально создавался для английского языка, который, как известно, гораздо проще, чем русский, что порождает многочисленные трудности при адаптации для русского языка.

Плюсы глобального метода:

Если метод подходит для ребёнка, то он показывает действительно впечатляющие результаты и позволяет вырастить настоящего юного гения, обладающего энциклопедическими познаниями и опережающего сверстников в интеллектуальном развитии.

С точки зрение физиологии, этот метод более естественен, чем фонетический метод.

В Интернете можно найти массу карточек в формате презентаций Power Point – их даже можно не распечатывать, а показывать ребёнку на компьютере или при помощи проектора.

Автор — педагог-психолог Анна Макарова.

Виды заданий по чтению глобальным методом

Глобальное чтение не ограничивается демонстрацией и называнием слов-картинок. Задания можно разнообразить и проводить их в игровой форме. Приведем примеры для разнообразия вашей работы с ребенком.

1. Ира «Подбери пару».

Поиск похожего изображения со словом среди набора различных карточек. Первый уровень сложности предполагает использование изображений с подписями. Ребенок учится подбирать одинаковые слова, затем подписи к фотографиям или рисункам в альбоме закрываются. От ученика требуется по памяти «узнать» необходимую надпись на карточке и положить ее к рисунку. Закрытое слово открывается и сличается с выбранной подписью.

2. Игра «Подбери слово к картинке».

После изучения определенного тематического набора ребенку предлагаются картинки по этой лексической теме и отдельно подписи к ним. Взрослый берет две таблички со словами и предлагает найти к ним изображения. Слова должны быть не похожими типа «лапа» и «лопата», «лук» – «люк». Лучше типа «чашка» – «тарелка». После запоминания двух табличек начинаем постепенно добавлять следующие. Порядок введения новых лексических тем произволен, зависит от возраста и интересов ребенка.

3. Задание «Покажи»

Направлено на понимание инструкций и используется со старшими детьми. Используются изображения слов без картинок. Составляются предложения из 2-3 слов, в которых используются разные существительные и один и тот же глагол.

Тематика предложений может быть различной, Ребенку предлагается выполнить действие, например: «Покажи рот», «Покажи квадрат», «Покажи маленький мяч», «Подойди к окну», «Возьми ручку», «Дай красный мяч», «Дай большую машинку» и т. д.)

Предъявляя карточки, обращаем внимание ребенка на различное написание вторых / третьих слов в предложениях

4. Упражнение «Прочитай предложение». 

Ребенку предлагаются предложения, которые подходит к сюжетной картинке или серии картинок, на которых одно действующее лицо выполняет разные действия: девочка рисует (играет, умывается, спит), собака спит (ест, играет, бежит) и т. д.

И помните, что учиться читать глобально нужно основываясь на словах,  которые хорошо известны ребенку. Начинать нужно с тем, которые связаны с окружающими малыша  предметами, действиями,  явлениями.

Усложнять задания можно не раньше, чем ребенок без труда сможет соотносить предмет и его изображение, подбирать парные предметы или картинки.

Если обучение аналитико-синтетическому традиционному чтению не вызывает трудностей у ребенка, то глобальное послужит первым этапом, который простимулирует интерес у ребенка к процессу чтения. Но, если малыш имеет  особенности развития, которые затрудняют овладение послоговым чтением, тогда глобальный метод может стать единственным для вашего ребенка, который позволит ему читать.

И помните: главное – не переусердствовать! Глобальному или традиционному чтению следует обучать ребенка тогда, когда ему это будет интересно!

eKidz.eu – это уникальное приложение для детей возрастом от 5 лет для интерактивного изучения немецкого языка с нуля.

Как учиться читать глобальным методом?

Учиться читать по данной методике нужно так: детям показывают карточки с подписями, выполненными ярким цветом и крупным шрифтом. Демонстрация карточек происходит в быстром темпе, их смена в одинаковом ритме. Предполагается, что ребенок будет усваивать информацию на подсознательном уровне.

Сам процесс демонстрации предусматривает показ в среднем 10 карточек одного тематического характера. Тематические наборы картинок демонстрируются  и называются. Рекомендуется выполнять одну и ту же демнстрацию по три раза в день на протяжении 10 дней. Затем можно вводить новые элементы, углублять и расширять тематику картинок.

Важным принципом глобального чтения является не принуждать, а заинтересовывать ребенка.

Подход: «Совмести, выбери, назови»

Подход «Совмести, выбери, назови» — это крайне эффективная методика для обучения детей с нарушениями развития многим базовым навыкам. Для этого подхода учитель составляет список первых слов для обучения, а затем делает карточки, на которых напечатаны все эти слова. Для каждого слова он делает несколько карточек.

В данном случае учитель будет обучать одному слову в один момент времени. Ниже мы отдельно рассмотрим каждый из трех компонентов методики на примере обучения Ника слову «дом».

Шаг «Совмести»

Ник должен совмещать две карточки, на которых написано «дом». Перед Ником кладут карточку со словом «дом». Учитель указывает на слово и произносит: «Дом». Затем учитель дает Нику другую карточку со словом «дом» и говорит: «Положи, где дом». Ник кладет одну карточку на другую. Это повторяется, пока Ник не освоит навык.

Затем учитель может усложнить задачу — положить от двух до пяти разных слов в ряд, дать Нику карточку «дом» и попросить положить ее на другое слово «дом». В этом случае Нику уже надо найти такое же слово, как на карточке в его руке, и только потом совместить карточки. Как только Ник начнет без проблем находить слово и совмещать одинаковые карточки, можно переходить к следующему шагу.

Шаг «Выбери»

Учитель кладет две карточки на стол — одну со словом «дом» и одну с другим словом. Он говорит Нику: «Дай мне дом». Ник смотрит на две карточки, выбирает «дом» и передает карточку учителю. После того как Ник осваивает этот навык, учитель может затруднить задачу.

Далее учитель кладет «дом» на стол с пятью другими карточками, и теперь Нику нужно выбирать из большого количества вариантов. После того как Ник будет справляться и с такой задачей, учитель может сделать задачу еще сложнее, добавляя похожие слова, например, «дым», «долма», «дуб» и так далее.

Шаг «Назови»

На этой стадии Ник должен прочитать слово «дом», когда он видит карточку с этим словом. Учитель держит карточку и спрашивает: «Какое это слово?» Ник отвечает: «Дом». Учитель повторяет процедуру от пяти до десяти раз, чтобы убедиться, что Ник хорошо освоил этот навык.

После того как Ник научится глобально читать «дом», учитель начинает шаг «Совмести» со следующим словом из списка, и процедура обучения повторяется.

Лото глобального чтения

На основе списка слов, которые учил Ник, учитель делает таблицы для игры в лото. Он пишет слова на отдельных карточках и помещает их в банку. Во время игры он дает Нику таблицу и стопку фишек. Затем  он вытаскивает одно слово и читает его вслух. Ник кладет фишку на слово, если оно есть в его таблице. Ник побеждает в игре, если собирает фишки в ряд.

Сортировка глобального чтения

Учитель выбирает десять слов, которые учил Ник, и пишет их на двух наборах карточек. Он кладет по одной карточке в миску, а остальные карточки перемешивает. Он говорит Нику вытянуть слово из пачки, прочитать его вслух и положить в соответствующую миску. Так Ник повторяет совмещение одинаковых слов и одновременно читает их вслух.

Выделение слов в тексте

Нику дают страницу с распечатанным текстом из книги, которая соответствует его уровню чтения. Учитель определяет, над каким словом они будут работать. Например, это может быть предлог «под». Он говорит Нику выделить маркером слово «под» во всем тексте. Это еще один способ, который позволяет ученикам практиковаться в глобальном чтении и перенести этот навык на чтение слова в тексте.

Слова в предложении

После того как Ник научится читать 10–15 слов целиком, он начинает практиковаться в чтении этих слов в предложении. Учитель пишет десять предложений с этими словами, каждое предложение на отдельной полоске бумаги. Он дает Нику одно предложение, и Ник читает его вслух.

Заключение

Большинство учеников с аутизмом, как и Ник, имеют задержку в развитии речевых навыков. Обучение глобальному чтению обеспечивает им быстрый старт в чтении, повышая беглость чтения и понимание текста. Такой поддерживаемый научными доказательствами подход, как «Совмести, выбери, назови», эффективен для обучения детей с аутизмом чтению слов целиком. Различные дополнительные занятия вроде сортировки слов или лото позволяют закрепить и обобщить этот навык.

Перспективы глобального чтения

Между тем — глобальное чтение, при правильном подходе, способно принести массу пользы ребенку и сохраненных нервов (в дальнейшем) — родителям. Как правило, глобальным чтением дети овладевают в дошкольном возрасте, а в школу приходят, уже будучи в состоянии читать книги.

Что дает обучение глобальному чтению? Давайте рассмотрим его плюсы и мифы-минусы.

В пользу глобального чтения говорит то, что:

  • дети овладевают чтением сразу на приличной скорости;
  • они усваивают его легко, стихийно, так же, как овладевают речью;
  • для обучения глобальному чтению не нужны занятия за столом, показ слов за одно «занятие» занимает 5 секунд и проходит где угодно — хоть за завтраком, хоть на качелях;
  • такие занятия, как правило, очень нравятся детям;
  • проверки не нужны, а это — сохраненные нервы и детей, и родителей;
  • это оптимальный способ обучить чтению не только здоровых детей, но и малышей с особенностями развития, в т.ч. неречевых детей, ребят с аутизмом, синдромом Дауна и др.

Нюансы глобального чтения, или Почему оно подойдет не всем

  • метод подойдет только самоорганизованным родителям — в обучении глобальному чтению важна регулярность и частота, одним словом — система;
  • несмотря на то, что один показ слов занимает 5 секунд, а все «занятия» чтением в день на начальном этапе — 45 секунд, необходимо также выделять время на изготовление карточек — примерно полчаса раз в неделю, если их печатать, и немного меньше, если вы их пишете от руки.

Со стороны детей, как правило, сложностей не возникает.

Чего нельзя делать при обучении ребенка глобальному чтению

  • печатать слова заглавными буквами: они должны быть напечатаны (или написаны от руки) строчными, с большой буквы — только то, что всегда пишется в русском языке с большой буквы;
  • совмещать на одном листе слово и картинку: во-первых, ребенок станет называть слово, ориентируясь на изображение, во-вторых, слово и картинка воспринимаются разными частями головного мозга, и такое сочетание только затормозит процесс (и пусть вас не вводят в заблуждение распространенные в продаже карточки «слово + картинка», ошибочно называемые домановскими);
  • требовать от ребенка повторять слова за вами: истинное чтение происходит в уме, поэтому лучше, чтобы он не повторял, а только смотрел;
  • показывать слишком медленно, добиваясь запоминания слова ребенком, — это приведет к потере интереса; достаточно, чтобы карточка была озвучена и попала в поле зрения ребенка;
  • говорить «смотри внимательно», «запоминай» и подобное;
  • проверять ребенка — это неэффективно: обучение только тогда приносит радость, когда происходит естественно; тем более нельзя ругать ребенка; когда ребенок зачитает — вы это увидите и услышите!
  • прекращать показ, когда ребенок стал прочитывать короткие слова (чаще всего — двусложные, с открытым слогом), даже незнакомые: это этап, и до победы еще нужно немного потрудиться;
  • прекращать показ, когда ребенок стал читать вывески и много разрозненных слов, но не берет и не читает книгу: это очередной этап, и нужно еще поработать.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный мир
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: