Применения и сноски[править | править код]
- Мультфильм: «Уроки тетушки Совы» — Азбука-малышка. («Буква З»)
- Подробности в разделе статьи: .
- Смотрите уточнения в разделе «» данной статьи.
- Работа российской художницы Е. Бём
- Точки артикуляции при произношении звуков человеком: 1. Верхняя экзо-губа — наружний край верхней губы́; 2. Нижняя экзо-губа — наружний край нижней губы́; 3. Верхняя эндо-губа — внутренний край верхней губы́; 4. Нижняя эндо-губа — внутренний край нижней губы́; 5. Передние зубы верхней челюсти; 6. Соединение дёсен с верхними зубами в области шейки зуба внутренней стороны коронки, направленной к полости рта и переходящая в переднюю часть альвеольного гре́бня или альвеольного бугра твёрдого нёба в области нёбного шва с поперечными нёбными складками, участвующими в образовании альвеольных согласных звуков; 7. Задняя часть альвеольного гре́бня; 8. Передняя часть впадины твёрдого нёба, переходящая в основную ровную поверхность твёрдого нёба; 9. Верхняя, центральная стенка полости рта — основная поверхность твёрдого нёба; 10. Мягкое нёбо; 11. Язычок гортани с нёбными занавесками и нёбо-язычными и нёбо-глоточными ду́жками; 12. Полость носа; 13. Задняя стенка глотки; 14. Гортань, переходящая в трахею, бронхи и лёгкие; 15. Голосовые связки и ложные голосовые складки гортани; 16. Надгортанная часть или область глотки; 17. Корень языка; 18. Задняя поверхность языка; 19. Коренные зубы; 20. Основная поверхность языка; 21. Верхняя часть кончика языка; 22. Кончик языка; 23. Нижняя часть кончика языка; 24. Соединение дёсен с передними зубами в области шейки зу́ба нижней челюсти внутренней стороны коронки зу́ба, направленной к языку в полости рта; 25. Передние зубы нижней челюсти; 26. Гортань глотки, переходящая в пищевод; 27. Нижняя челюсть.
- Образуется из-за продолжения выдыхания большого количества воздуха между верхними передними зубами (резцами) и нижней губой, с характерным свистящим звуком.
- Пример звучания (смотрите подробности в информации о медийном файле Ru-мразь_—_не мрась.ogg на отдельной странице).
- Пример звучания (смотрите подробности в информации о медийном файле Ru-связь_—_не свясь.ogg на отдельной странице).
- Пример звучания (смотрите подробности в информации о медийном файле Ru-кладезь_—_не кладесь.ogg на отдельной странице).
- Пример звучания (смотрите подробности в информации о медийном файле Ru-завязь_—_не завясь.ogg на отдельной странице).
- Образуется из-за продолжения выдыхания большого количества воздуха между верхними передними зубами (резцами) при произношении мягкого звука буквы «С».
- Смотрите статью «Международный фонетический алфавит».
-
Кодировка Регистр Десятич-ный код 16-рич-ный код Восьмерич-ный код Двоичный код Юникод Прописная 1047 0417 002027 00000100 00010111 Строчная 1079 0437 002067 00000100 00110111 ISO 8859-5 Прописная 183 B7 267 10110111 Строчная 215 D7 327 11010111 KOI 8 Прописная 250 FA 372 11111010 Строчная 218 DA 332 11011010 Windows-1251 Прописная 199 C7 307 11000111 Строчная 231 E7 347 11100111
Материалы для изучения
Буква З
Жила-была на свете буква З. Однажды, торопясь по делам, она встретила зайца и всё его семейство. Вид заячьей братии был жалок. Дело в том, что на улице шёл сильный дождь, и зайцы здорово промокли.
Вообще-то они торопились на званый завтрак к братцу-кролику, а как предстать перед хозяином в таком неприглядном виде, они не знали. Было принято решение вернуться домой.
Но буква З, случайно встретившая заячье семейство, решила сделать вот что. Она подарила зайцу, зайчихе и маленьким зайчатам заколдованные зонтики. Необычность зонтиков была в том, что в ливень они спасали от дождя, а в зной — от солнца. Спрятавшись под заколдованными зонтами, зайцы отряхнулись, подсушили свои шубки и отправились к братцу-кролику.
Вот какая заботливая буква З! Она не только позволила зайцам продолжить путь, но и побеспокоилась о здоровье заячьего семейства.
Публикация «Конспект урока „Согласные звуки [З], [З’], буквы З, з“ в 1 классе» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Гласные и согласные
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Согласные звуки
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Формировать умение находить в словах букву З, знать, какие звуки она обозначает; читать слова с этой буквой, умение писать прописную и строчную буквы З, з. Совершенствовать навыки чтения, умения работать с текстом (отвечать на вопросы по содержанию).
Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.
Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе.
Формировать УУД:
— Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; сохранять мотивацию к учёбе.
— Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
— Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
— Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую; давать ответы на вопросы.
Ресурсы и оборудование: аудиоаппаратура с записью песни «Как прекрасен этот мир» (муз. Д. Ф. Тухманова, сл. В. Г. Харитонова); компьютер и мультимедийный проектор с экраном, электронная форма учебника.
Произношение буквы[править | править код]
Место артикуляции звуков, производимых человеком.
Произношение твёрдого звукаправить | править код
Буква «З» произносится речевым аппаратом человека при незначительно растянутых губах (позиция рис. № 1/3 и № 2/4) слегка приоткрытого рта и образуемой при этом щели между зубами (позиция рис. № 5 и № 25), когда верхняя, срединная часть (позиция рис. № 20 — № 21) — между кончиком языка (позиция рис. № 22) и его серединой (позиция рис. № 20), — незначительно наряжена и прижата боковыми краями (область позиции рис. № 20) к корневым основаниям верхних коренных зубов с дёснами (до позиции рис. № 19); кончик языка (позиция рис. № 22), при этом, находится и/или слегка прижат к нижней части нёбного бугорка у основания нижних резцов (позиция рис. № 24). Образуемая щель между языком (позиция рис. № 21) и задней части альвеольного гребня (позиция рис. № 7) создают звуковую вибрацию выдыхаемого воздуха с одновременным произношением голосовыми связками (позиция рис. № 15) чёткого гортанного звука .
Твёрдые звуки в словахправить | править код
Твёрдый звук или произносится в слогах с долгими и/или краткими гласными — «А» , «О» , «У» , «Ы» , «Э» , а также самостоятельно и при соединении его с твёрдым знаком — .
Распространение кириллической буквы З в Европе
Особенность в произношенииправить | править код
При полном отсутствии звукового гортанного сопровождения и лишь торопливо выдыхая воздух (позиция рис. № 14), при произношении буквы «З», твёрдый и отчётливый звук будет похож на свистящий . Слабое или отрывистое и незначительное звучание , также может быть спутано с буквой «С» и различимо лишь для людей с отличным слухом.
Произношение мягкого звукаправить | править код
Мягкий звук или производится также как и глухой, но с более сильным напряжением передней части языка (позиция рис. № 20 — № 21).
Мягкие звуки в словахправить | править код
Мягкий звук или произносится в слогах с долгими и/или краткими гласными — «Е» , «Ё» , «И» , «Ю» , «Я» , а также самостоятельно и при смягчении мягким знаком — .
Двойное звучаниеправить | править код
При произношении двойной буквы «З» в каком-либо слове, возможно соединение двух самостоятельных звуков в один — более длинный, чем обычно, звук — , благодаря чему промежуточное звуковое расстояние между предшествующими и последующими слогами, — как и вначале или в окончании того или иного слова — увеличивается и становится более протяжным.
В окончании словправить | править код
В окончании слова, смягчённый и твёрдый звук произносимой буквы «З» — / , — может редуцировать при различных проблемах с дикцией (при отсутствии качественного воспитания с образовательным процессом и навыками, а также повреждением части речевого аппарата), срываясь до свистящего подобия на вариационный звук или (в международном алфавите — или , соответственно) буквы «С».
Употребительное применения[править | править код]
Самостоятельно и отдельно от иных, буква под наименованием «зэ» используется в виде изобразительной звуковой единицы русской речи, как и одноименный звук или фонема международного алфавита , а также для обозначения чего-то значимого и/или очень важного в символе слова «зело».
Калиграфическое начертание буквы
Вариационное использованиеправить | править код
-
З, з — в письменности:
- -з — часть слоговой единицы в русской и иноземной словесности при письме;
- -з- — словообразовательная единица, как часть видоизменяемого слова.
-
З/з
— раннее совпадение в наименовании буквы старославянского алфавита и аббр. по значению слова «зело» — значимость (наравне с латинской буквой «S»);
— самостоятельно-значимая условная единица:
- «з» — в качестве фонемы речи:
- «-з» — часть слога в русской и иноземной устной речи;
- «-з-» — словообразовательная единица, как часть видоизменяемой части речи.
- «з» — отрывисто-краткое твёрдое звучание (зов, зал, звать, знать, зуд и т. д.
«-зс» или — глухое и часто переходящее в звук «С» в окончании того или иного слова (лаз, глаз, сказка и т. д.);
);
- «зз» — долгое, незначительно прерывистое и несколько плавающее звучание (беззаботный, беззаказный и т. д.);
- «зz» и/или — явно прерывистое и чёткое интонационно-диалектическое произношение двойной буквы и звука в древности (возzвати, безzаконникъ и т. д.);
- «з’ / зь» — мягкое, чётко произностимое звучание (оземь, зима, зелень, возьмись, козье, Земля и т.д
«-зсь» или — смягчённое или мягкое глухое и часто переходящее в звук «С» в окончании того или иного слова (мразь , связь , кладезь , завязь и т. д.);
);
- «з°…» — «косноязычное» нечёткое звучание в диалектах и местных говорах, а также при дислалии и редуцировании звука.
- «з» — отрывисто-краткое твёрдое звучание (зов, зал, звать, знать, зуд и т. д.
В международном алфавите фонемправить | править код
Звук буквы «З», — в качестве фонемы, — изображается прописными вариантами латинизированной согласной буквы «z» с различными вариантами международных алфавитов и модификационными дополнениями , , и т. д. — в зависимости от места в слове и особенностям соответствующего месту произношения.
Русская буква «З» () соответствует графическому латинизированному эквиваленту буквы «Z» или «зет» .
В виртуальном пространстве интернетаправить | править код
В HTML прописную букву «З» можно записать как З или З, а строчную з — как з или з, а в версии Юникода 5.1 старославянская Z-образная «земля» отделена от современной «З», ей присвоены коды U+A640 и U+A641 (Ꙁꙁ)..
Строчная и заглавная буква з,З. учебно-методический материал по русскому языку (1 класс) на тему
Создать условия научиться писать заглавную и строчную букву З.
Планируемые образовательные результаты
Л 1. Формирование умения выражать свою точку зрения;
Л 2. Развитие самостоятельности;
Л 3. Положительно относиться к учебной деятельности.
МП1. Умение строить логическую цепь рассуждений;
МП2 . Извлекать информацию из иллюстраций, текстов;
МП3. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебной задачи.
МР1. Под руководством учителя выделять учебную задачу, принимать условия её выполнения;
МР2. Оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности;
МР3. Использовать ранее полученные знания.
МК 1. Уметь задавать вопросы;
МК 2. Уметь работать в группе.
Как написать заглавную и строчную букву З?
Основные понятия, изучаемые на уроке
Буква, печатная буква, письменная буква, строчная(заглавная) буква, звук, согласный, гласный, твёрдый, мягкий звук, слог.
Образовательные технологии, используемые на уроке
(в т.ч. рефлексивные технологии)
Диалоговая, рефлексивная, оздоровительная технология
Вид используемых на уроке средств ИКТ
Компьютер, видеопроектор, интерактивная доска
- Литература
- Интернет-ресурсы
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Ι. Организационный этап.
Ребята здравствуйте! Меня зовут Наталия Дмитриевна, сегодня я проведу у вас урок русского языка.
Проверим вашу готовность к уроку. У вас на партах должно быть: тетрадь письма и пенал.
II. Актуализация знаний. Помогите мне разгадать загадку:
На лошадку очень уж похожа,Бегает стремительно так тоже.Шерсть в полоску лишь бывает,И об этом каждый знает.Черно-белая она,В Африке, конечно, всем нужна.Отгадаешь ты, поверь,Что за чудный, добрый зверь.
Выделите интонационно первый звук. Охарактеризуйте его. Какой буквой он обозначается?
Давайте вспомним на что похожа буква З.
III. Постановка цели урока и формулирование темы урока. Кто уже догадался, что сегодня мы будем с вами делать?
Давайте попробуем сформулировать цель нашего урока.
Сегодня вы научитесь писать заглавную и строчную букву З, з, писать слова и предложения с этой буквой.
(на слайде пример заглавной и строчной буквы) Ребята, скажите какая из них заглавная, а какая строчная?
IV. Основная часть. Объяснение нового материала.
Откройте тетрадки на стр. 10. Посмотрите на заглавную букву З. Из каких элементов она состоит?
Я показываю, как правильно писать на примере. Верхний полуовал начинаем писать чуть ниже вспомогательной линии. Ведем округлую линию вправо вниз до верхней линии рабочей строки, закругляя влево. Затем начинаем писать второй полуовал. От точки, где закончили писать первый элемент, ведем округлую линию вправо вниз; не доходя до нижней линии рабочей строки, закругляем влево, доводим до нижней линии рабочей строки, закругляем вверх; чуть поднимаемся над нижней линией рабочей строки.Теперь повторим в воздухе. Ручку на локоток и вместе со мной.Вспомните, какой интервал должен быть между буквами? Пропишите строчку.Какое соединение у заглавной буквы З с другими буквами? Посмотрите в тетрадке. Слог За. Я показываю, как правильно писать на примере, а вы повторяете за мной выводя буквы в воздухе. Запишите это соединение в своих тетрадках один раз. Не забудьте промежуток – мизинец.
Слог Зи.Я показываю, как правильно писать на примере, а вы повторяете за мной выводя буквы в воздухе. Запишите это соединение в своих тетрадках один раз. Не забудьте промежуток – мизинец.
Я показываю, как правильно писать на примере, а вы повторяете за мной выводя буквы в воздухе. Запишите это соединение в своих тетрадках один раз. Не забудьте промежуток – мизинец.
Посмотрите на стр. 11. Найдите строчку с заглавной буквой З. Пропишите заглавную букву З – 3 раза. Возьмите карандаш и подчеркните ту букву, которая получилась у вас ближе всего к образцу.
Найти строчную букву з. Из каких элементов она состоит?
Я показываю, как правильно писать на примере.
Начинаем писать чуть ниже верхней линии рабочей строки, закругляем вверх вправо, доводим до верхней линии рабочей строки, продолжаем закруглять, ведем вниз влево, не доходя до нижней линии рабочей строки. Второй элемент – петля. Начинаем писать чуть выше нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, ведем вниз до середины широкой вспомогательной строки, делаем петлю (петля пересекается на нижней линии рабочей строки). Заканчиваем письмо немного выше нижней линии рабочей строки.
Теперь повторим в воздухе. Ручку на локоток и вместе со мной.Пропишите строчку.
Теперь соединение Зз. Я показываю, как правильно писать на примере, а вы повторяете за мной выводя буквы в воздухе. Запишите это соединение в своих тетрадках до конца строчки.
Историческая справка[править | править код]
Лист азбуки с буквой З
Буква «З» является составной частью всех славянских кириллических алфавитов в качестве девятой по счёту — в русском, белорусском, сербском, македонском; восьмая — в болгарском, и — десятая — в украинском).
В диалектическом начертанииправить | править код
Буква используется в письменностях некоторых неславянских народов, где на её основе были даже построены новые буквы, наподобие Ҙ.
Происхождение буквыправить | править код
Предполагается, что кириллическая форма происходит от греческой буквы дзета (Ζ, ζ); глаголическая, вероятно, тоже (хотя есть и другие гипотезы).
По произношениюправить | править код
В произношении, буква «З» очень рано совпала с буквой «зело» (S , в македонском диалекте — дзе), которая употреблялась гораздо реже. При введении в 1708 году гражданского шрифта, первоначально — буква З (Земля ) была исключена из азбуки в пользу буквы Ѕ, но во второй версии шрифта 1710 года вновь восстановлена, однако — при этом, была исключена Ѕ. Впрочем, обе азбуки имели параллельное хождение до 1735 года, когда Ѕ (зело) было исключено окончательно.
Старославянская и церковная письменностьправить | править код
В старо- и церковнославянской азбуках называется «земля́» и является восьмой по счёту; в кириллице выглядит как (z-образная форма более древняя) и имеет числовое значение 7, в глаголице — как и имеет числовое значение 9.
Двоякое начертание буквы «З» в церковнославянских книгахправить | править код
К началу книгопечатания у восточных славян буква «З» существовала в нескольких начертаниях, среди которых достаточно чётко различались з-образное и z-образное. Это различие в некоторых течениях письменной традиции (особенно на Украине) приобрело орфографическое значение: знак «З» употреблялся в начале слов, а Z в середине и в конце (ср. с подобным же разграничением двух форм изображения буквы Д). Оба варианта присутствовали в шрифтах Ивана Фёдорова, хотя он употреблял их достаточно произвольно. Позднейшие же украинские церковнославянские издания, вплоть до конца XIX века, соблюдали данное различие весьма строго, что является одним из их характерных отличий от изданий великорусских. В последних различие литер З и Z наблюдалось до середины XVIII века, но в более мягкой форме: z-образный знак встречался большей частью в качестве второй буквы из двух рядом стоящих З (возzвати, безzаконникъ и т. п.), а все остальные буквы З печатались з-образно.
Буква «З» в различных азбуках, языках и системах
ЗЗинаида
В качестве примеров приведем также слова из разных областей, начинающихся на букву «З». Среди них имена собственные и нарицательные, общеизвестные и редкие.
#
Слова
Слова начинающиеся на букву «З»
Золото, зебра, зонт, зомби
Слова заканчивающиеся буквой «З»
Туз, газ, указ, срез, акциз, девиз
С буквой «З» в середине слова
Азот, виза, абзац, вызов, бензин
Слова содержащие несколько букв «З»
Заказ, замерз, звезда, развоз
Страны
Замбия, Зимбабве. Смотреть все страны на букву «З»
Города
Зуевка, Зеленоград, Звенигород. Смотреть все города на букву «З»
Животные
Заяц, зебра, змея, зяблик. Смотреть всех животные на букву «З»
Овощи, фрукты и ягоды
Земляника
Профессии
Знахарь, зоолог, зоотехник, забойщик, заведующий. Смотреть все профессии на букву «З»
Все имена на букву «З» со значениями и происхождением
Мужские имена
Захар, Заур, Зигмунд, Зураб. Смотреть все мужские имена на букву «З», а также их значение и происхождение
Женские имена
Зара, Зарина, Земфира, Зоя, Злата. Смотреть все женские имена на букву «З», а также их значение и происхождение
Буква З
Жила-была на свете буква З. Однажды, торопясь по делам, она встретила зайца и всё его семейство. Вид заячьей братии был жалок. Дело в том, что на улице шёл сильный дождь, и зайцы здорово промокли.
Вообще-то они торопились на званый завтрак к братцу-кролику, а как предстать перед хозяином в таком неприглядном виде, они не знали. Было принято решение вернуться домой.
Но буква З, случайно встретившая заячье семейство, решила сделать вот что. Она подарила зайцу, зайчихе и маленьким зайчатам заколдованные зонтики. Необычность зонтиков была в том, что в ливень они спасали от дождя, а в зной — от солнца. Спрятавшись под заколдованными зонтами, зайцы отряхнулись, подсушили свои шубки и отправились к братцу-кролику.
Вот какая заботливая буква З! Она не только позволила зайцам продолжить путь, но и побеспокоилась о здоровье заячьего семейства.
Правописание приставок на з/с[править | править код]
Страничка букваря Кариона Истомина с буква Ѕ (зело).
Русская орфография, в целом этимологическая, даёт одну из немногих уступок произношению при правописании приставок, оканчивающихся на з/с. Правила их написания восходят к старославянским и несколько раз менялись. В частности, были следующие системы.
Церковнославянская орфография (с середины XVII века)править | править код
Приставки с-, без-, чрез- (через-) и низ- не изменяются (исключение: глагол згарати, хотя сгорѣти); приставки вз- (воз-), из- и раз- имеют з перед гласными и звонкими согласными, а также перед с и ш, но с перед прочими глухими согласными. В некоторых изданиях з не меняется на с также перед ц и ч, но формально это считается ошибкой.
Дореволюционная русская орфографияправить | править код
Приставки с-, без- и чрез- (через-) не изменяются; прочие приставки (вз- (воз-), из-, низ-, раз-) имеют з перед гласными и звонкими согласными, а также перед с, но с перед прочими глухими согласными.
Современная русская орфографияправить | править код
Приставка с- не изменяется; прочие приставки (без-, вз- (воз-), из-, низ-, раз-, чрез- (через-)) имеют з перед гласными и звонкими согласными, но с перед глухими согласными. (Слово близстоящий считается имеющим два корня, а не приставку, а потому данному правилу не противоречит.)