Твердые и мягкие согласные звуки 1 класс: таблица, правило

Мягкие согласные звуки

Звук [ш]

Это твердый в отличие от , который является звонким. Данную фонему можно наблюдать в словах:

  • ширь ;
  • шить ;
  • шифон ;
  • шифоньер ;
  • мыши ;
  • тишина ;
  • ерши ;
  • гроши ;
  • спешит ;
  • завершит .

Тут мы тоже имеем дело с такой же тенденцией, как и в случае со звуком : после пишется буква и
. Правило, как и для предыдущей орфограммы: «ШИ пиши с буквой И».

Чтобы отработать навык правильного написания таких слов, обратимся к диктанту:

Под скатами крыши шуршат мыши. Одна из них слышит, как кот в тишине дышит, и спешит в свою нору — там у неё малыши.

Подведём всегда твёрдые служат опознавательными признаками орфограммы «И после Ж и Ш».

Сходства и различия мягких и твердых слогов

Мягкие и твердые слоги являются фонетическими явлениями в русском языке. Они играют важную роль в произношении слов и образуются в результате взаимодействия языка и губ.

Сходства:

  • Оба слога образуются в результате закрытия языка у основания зубного холма. Важным отличием является способ закрытия. При образовании твердого слога язык плотно прижимается к зубам, а при образовании мягкого слога язык остается незначительно отведенным от зубов.
  • Они могут быть представлены самостоятельно или в сочетании с другими слогами.
  • Их произношение зависит от контекста — слог может ощущаться как твердым или мягким в зависимости от звуков, окружающих его.

Различия:

  1. Твердые слоги характеризуются полным прижиманием языка к верхним зубам, в то время как мягкие слоги имеют меньшую степень прижатия.
  2. Мягкие слоги обычно образуются при взаимодействии с согласными звуками «е», «и», «ю», «я» и после шипящих согласных. Твердые слоги образуются при взаимодействии с другими согласными звуками.
  3. Твердые слоги обладают более ярким звучанием, в то время как мягкие слоги звучат более нежно и приглушено.
Твердые слоги Мягкие слоги
Мука Мень
Топор Термин
Блок Боль

Важно понимать различия между мягкими и твердыми слогами, чтобы правильно произносить слова и избегать возможных ошибок. Регулярная практика и обращение к учебным пособиям помогут улучшить произношение и речевые навыки на русском языке

Методики

Освоение слогов слияния можно добиться разными способами. Первый, который приходит на ум – последовательно выучить буквы, затем слоги, и только тогда приступать к чтению слов. Такой метод прост для учителя, но сложен для ребенка. Дело в том, что 33 буквы русского алфавита образуют близко 200 вариантов пар.

Таблица:

Ребенку придется зубрить их, причем долго, и без понимания, для чего это нужно. Конечно, это убьет желание учиться на корню.

Наиболее удобный и простой способ освоить слоги слияния – учить их постепенно и вместе с буквами, по принципу – от самых часто встречающихся и легких в произношении к сложным. То есть по букварю.

Рекомендуется начать изучение с буквы «Н» (после знакомства с гласными). А именно, освоить ее написание, научиться распознавать на слух в разных частях слова, определять мягкую и твердую форму. На следующем этапе нужно, подставляя карточки с гласными, называть слоги «НА», «НИ», «НУ», «НО». Только после этого ребенок сможет составить и прочесть слово («НО-С», «О-НА», «НИ-З», «НИ-НА»), используя различные схемы по чтению.

По мере введения новых букв будут появляться новые группы слогов слияния. Их следует прорабатывать отдельно и в комбинации с уже изученными.

Запоминаем дальше

Продолжим практиковаться? Давайте приведём ещё примеры слов, где один и тот же согласный звук выступает в твёрдой или мягкой позиции. Ещё один нюанс. Кроме тех самых гласных, которые влияют на согласный, его может смягчать или делать твёрдым мягкий и твёрдый знак соответственно. Не будем забывать об этом в нашем следующем задании.

Бобр — беленький, вьюга — вратарь, город — гелий, подъезд — дьяк, жираф, зима — зубы, кит-кот, лошадь — лимонад, жменя-море, Нептун-носорог, пароход — перерыв, решение-роман, сова — семья, торт — тема, фильм-фотография, халва — схема, цыплёнок, шапка.

Определите слова из представленной пары, что демонстрируют мягкие либо твёрдые согласные. Как видим, буквы для их обозначения всё равно используются одинаковые

Обратите внимание на то, что в некоторых словах на твёрдость и мягкость влияют не только гласные, но и согласные, которые стоят рядом с нашим звуком. Кроме того, ещё можно попросить ребёнка придумать примеры для непарных согласных, чтобы он сам убедился в том, что они бывают только твёрдые

Всё же собственный опыт куда более яркое подтверждение, чем любая заученная теория.

А в чём, собственно, дело?

Мягкие и твёрдые согласные звуки 1 класс начинает изучать в самом начале курса русского языка. Но чтобы отличать одни фонемы от других, нужно сначала понять, в чём же разница между ними и гласными.

Гласные звуки произносятся только с помощью голоса. Их можно пропеть, протянуть — именно так объясняют в школе педагоги малышам. Когда воздух на выходе из лёгких проходит через трахею, гортань, ротовую полость, он не встречает никаких препятствий. Когда мы говорим о согласных, то для их произнесения нужно задействовать губы, зубы и язык — в процессе участвуют они все, если так можно выразиться.

Сравнивая согласные и гласные по их звучанию, мы замечаем следующую тенденцию: когда гласные, как говорилось выше, звучат только при помощи одного голоса, то в согласных ещё присутствует шум, создаваемый помехами, с которыми приходится встречаться воздуху при их произнесении. В этом их главное отличие. Глухие звуки произносятся только с этим самым шумом, тогда как в звонких к нему добавляется ещё и голос. Сравните, например, произнесение слов «грот» и «крот» или же «дом» и «том». В обоих случаях первые — буквы твёрдых согласных звуков, звонкие и глухие соответственно.

Урок русского языка для 1 класса на тему «Твёрдые и мягкие согласные звуки»

Цель: дать представление о способе обозначения мягкости согласных звуков на письме гласными буквами.

Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать в слове мягкие и твёрдые, парные и непарные согласные звуки; соотносить звуковые обозначения со словами.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Согласные звуки

— Отгадайте загадки. Запишите слова-отгадки. Подчеркните буквы, обозначающие согласные звуки.

1) Я на том берегу

И на этом берегу.

Через речку перебраться

Я тебе помогу. (Мост.)

2) Я в любое время года

И в любую непогоду

Очень быстро, в час любой

Провезу вас под землёй. (Метро.)

3) Обгоняя ночь и день,

Вкруг Земли бежит олень.

Задевая звёзды рогом,

В небе выбрал он дорогу.

Слышен стук его копыт,

Он Вселенной следопыт. (Спутник.)

4) Не корабль, не лодка,

Ни вёсел, ни паруса,

А плывёт — не тонет. (Плот.)

— Прочитайте слова, которые вы записали. Какие задания можно составить к этим словам?

(Нужно рассмотреть все предложенные варианты. Можно предложить разделить данные слова на две группы (по количеству слогов).)

— Слова какой группы нельзя разделить для переноса? Почему?

(На доске записаны слова.)

Муравей.., чай.., май.., кофей.., строй.., лей…

— Добавьте к каждому слову слог -КА или -НИК. Запишите получившиеся слова, разделите их для переноса.

2. Тест

(Учитель может использовать задания из пособий (см. КИМы, тест 9 на с. 40—43; ТТ, тест 7 на с. 49-55; ПКР, задания на с. 51—54).)

III. Самоопределение к деятельности

(На доске записаны слова.)

Лён, лом, мех, мэр, мял, мал, рис, рык.

— Прочитайте слова. Разделите их на две группы. (Лён, мех, мял, рис. Лом, мэр, мал, рык.)

— По какому признаку вы поделили слова? (В первой группе слов первый согласный мягкий, во второй — твёрдый.)

— Молодцы, вы хорошо справились с заданием.

— Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке. (О твёрдых и мягких согласных звуках.)

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 1 (с. 81)

— Прочитайте. Найдите слова с выделенными буквами. Объясните их написание.

— Найдите в стихотворении слово апрель. Произнесите по порядку все согласные звуки в этом слове.

— Что вы заметили?

Какие звуки мягкие?

— Какой звук твёрдый?

— Выполните последнее задание.

— Назовите слова, которые выписали.

Упр. 2 (с. 81)

— Рассмотрите рисунки. Что изображено? (Лук и люк.)

— Сравните эти слова. Чем они отличаются по произношению? (В слове лук первый звук твёрдый, а в слове люк — мягкий.)

— Чем ещё отличаются эти слова? (Значением. Лук — 1) огородное или дикорастущее растение; 2) ручное оружие для метания стрел. Люк — закрывающееся отверстие, например в танке, на палубе, в борту самолёта, в полу сцены.)

— Как на письме обозначена твёрдость или мягкость согласных? (Гласными буквами.)

— Вспомните, прочитав текст на с. 82, как обозначаются твёрдость и мягкость согласных.

V. Физкультминутка

Топ-топ! Топотушки!

Пляшет зайка на опушке,

Пляшет ёжик на пеньке,

Пляшет чижик на сучке,

Пляшет пёсик на крылечке,

Пляшет котик возле печки,

Пляшет мышка возле норки,

Пляшет козочка на горке,

Пляшет утка на реке,

Черепаха — на песке.

Топ-топ! Топотушки!

Пляшут лапки, пляшут ушки,

Пляшут рожки и хвосты!

Что стоишь? Пляши и ты!

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Работа по учебнику

Упр. 3 (с. 82)

— Прочитайте пары слов. Найдите в каждой паре выделенные буквы. Произнесите звуки, которые они обозначают. Что вы заметили?

— Какие гласные буквы обозначают твёрдость согласных? (Учащиеся называют буквы, учитель записывает их на доске или выставляет буквы из разрезной азбуки на наборном полотне: А, О, У, Ы, Э.)

— Какие гласные буквы обозначают мягкость согласных? (Учащиеся называют буквы, учитель записывает их на доске 

А О У Ы Э

Я Ё Ю И Е

— Придумайте слова, в которых первый согласный звук: вариант 1 — твёрдый, вариант 2 — мягкий.

— Прочитайте сведения о языке.

— Как обозначается мягкость согласных на письме?

— Как обозначается твёрдость согласных на письме?

Упр. 4 (с. 82)

— Рассмотрите звуковые обозначения слов. Назовите слова. Объясните значение каждого слова.

— Запишите эти слова. Подчеркните буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки.

2. Выполнение заданий в рабочей тетради

Упр. 1 (с. 42)

(Самостоятельное выполнение задания.)

Упр. 2 (с. 42)

— Прочитайте.

— Выполните задание.

— Назовите слова, которые вы записали.

(Учитель может использовать задания из пособий (см. РТ, задания 1, 2 на с. 38, 39; СУ, задания нас. 42; Тр., задания на с. 38, 39).)

VII. Рефлексия

— Прочитайте слова по их звуковым обозначениям.

— Какими буквами обозначается мягкость согласных на письме?

— Какими буквами обозначается твёрдость согласных на письме?

— Оцените свою работу на уроке.

VIII. Подведение итогов урока

— Что нового узнали на уроке?

— Какие задания вызвали затруднения?

Примеры мягких слогов и их использование

1. Слог «ки»:

  • бабушка — бабушка
  • малышка — малышка
  • водичка — водичка

Слог «ки» обычно добавляется к названиям предметов или к именам для уменьшения или ласкательности. Например, слово «бабушка» звучит более мягко и дружески, чем слово «баба».

2. Слог «чи»:

  • красивый — красивый
  • картина — картина
  • дружить — дружить

Слог «чи» обычно добавляется к прилагательным, существительным или глаголам для образования превосходной степени или усиления значения. Например, слово «красивый» становится словом «красивЧИЙ» для обозначения еще большего уровня красоты.

3. Слог «нь»:

  • новенький — новенький
  • заряжать — заряжать
  • помидор — помидорньки

Слог «нь» обычно добавляется к прилагательным и глаголам для образования уменьшительно-ласкательной формы или формы с деминутивной окраской. Например, слово «новый» становится словом «новенький» для обозначения маленького нового предмета или для обретения ласкательного оттенка.

4. Слог «йка»:

  • ребятки — ребятйки
  • девчонки — девчонкй
  • папки — папйки

Слог «йка» обычно добавляется к названиям групп предметов или к именам людей для образования уменьшительно-ласкательной формы или для обретения дружеского оттенка. Например, слово «ребята» звучит более дружески и ласкательно, когда превращается в слово «ребятки».

Таким образом, мягкие слоги используются в русском языке для образования форм с ласкательным, уменьшительным, усилительным или дружеским оттенком. Они придают словам особую окраску и помогают выразить эмоциональный оттенок или отношение к предметам или людям.

Теория

Ну а теперь перейдём к конкретной теории. Твёрдые согласные — таблица, которая будет состоять из двух частей. Первым делом нужно запомнить, что твёрдость или мягкость звука обусловлены его гласным-соседом. Когда после буквы стоит а, о, у, ы

, то звук, который она обозначает, определённо будет твёрдым (варежка, топот, губы, сыгранный), а если имеются е, ё, ю, я, и

, согласный будет звучать мягче (метель, пёсик, мята, Киев). Таким образом, можно говорить о том, что смысла заучивать все твёрдые согласные нет. Практически все они парные. Это свойство показывалось в первом ряде слов, где мы учились различать твёрдые и мягкие звуки. Поэтому зависит всё от этой самой гласной.

Как правильно выделять мягкие слоги в словах?

Одним из способов выделения мягких слогов является использование знака «ь» после мягкого согласного. Например: привет, дом, быть. Знак «ь» указывает, что предшествующий согласный звучит мягко.

Также, мягкий знак «ь» может быть выделен курсивом или жирным шрифтом. Например: Владимир, мышь, нож.

Еще одним способом выделения мягких слогов является использование диакритического знака над мягким согласным. Например: сіль, радіо, кошка. Данный способ используется в украинском языке, чтобы указать на мягкое произношение согласных.

Корректное выделение мягких слогов в словах значительно облегчает процесс чтения и помогает соблюдать правила произношения. Помните, что мягкие слоги играют важную роль в русском языке, поэтому их правильное выделение является необходимым навыком для грамотной речи.

Твёрдые и мягкие согласные звуки.

Мягкие звуки отличаются от твердых  тем, что при их произнесении язык  выполняет дополнительное действие: его средняя часть поднимается к твердому нёбу.

Согласные образуют 15 пар по мягкости/твердости:
Парные непарные (всегда зв./ глух.)
Твердые б в г д з к л м н п р с т ф х ж ш ц
Мягкие б’ в’ г’ д’ з’ к’ л’ м’ н’ п’ р’ с’ т’ ф’ х’ ч’ щ’ й’

Сильные позиции по твердости/мягкости:

  • перед гласными: нос -нёс, мол – мел ;
  • на конце слова: мел – мел , удар – ударь, угол – уголь;
  • у звуков , независимо от положення:   полка – полька ;
  • у звуков , , , ,  ,  , , , , , ,  перед  , , , , , , , ,  , , , : банка – банька , пурга – серьга , изба – резьба.

Слабая позиция  по  твердости/мягкости:

  • Изменения  согласных звуков по твердости/мягкости могут быть вызваны влиянием звуков друг на друга.
  • твердый звук изменяется на парный мягкий  перед мягкими согласными (чаще з, с, н, р перед любым мягким согласным):
    • н –> н’,  р –> р’ перед ч’, щ’ : барабанщик , фонарщик ;
    • с –> с’ перед н’, т’: песня , кость ;
    • з –> з’ перед н’, д’: жизнь , гвозди ;
    • в некоторых других сочетаниях : дверь , съел;
  • мягкий согласный перед твердым  становится твердым:  конь – конский

Если глухие и звонкие звуки обозначаются с помощью букв, то твердые и мягкие  обозначаются другими средствами.

Обозначение  мягкости парных согласных:

  • буквами Я, Е, Ё, Ю :  вял – ср. вал, сер – сэр, вёз – воз,  люк -лук;
  • перед буквой И  согласные всегда мягкие (кроме Ж, Ш, Ц): пир, мир, сито;
    после Ж, Ш, Ц (они всегда твердые) произносится , а  не : жир , жито , шишка.
  • мягким знаком Ь:
    • в конце слова:  пень, стань – ср. стан, сталь –  стал, жарь – жар, быль – был, весь – вес, мель – мел;
    • мягкость согласного  перед любым другим  согласным: сельдь, июльский, полька;
    • мягкость  согласного, стоящего перед твёрдым согласным:  раньше, только (ср. толк), горько (ср. горка), банька (ср. банка), редька- редко, зорька -зорко, галька – галка, угольки- уголки, пеньки – пенки;
    • Мягкость  согласного,  который стоит перед другими  мягкими (, , , ), обозначается  мягким знаком Ь только в случае, если при изменении слова второй согласный становится твердым, а первый остается мягким: серьги (мягкий перед мягким )  – серьга  (мягкий перед твердым),   восьми – восьмой, огоньки – огоньков. Но,  мостик – без Ь, т.к. моста –  твердый перед твердым , хвостик -хвоста, ростик – роста.
  • Мягкость согласных Ч, Щ перед другими согласными не обозначается, т.к. Ч, Щ всегда мягкие: печник, почка, мощность, помощник.

Твердость обозначается

  • отсутствием мягкого знака в сильных позициях,
  • написанием после согласного  гласных букв А,О, У,Ы, Э
  • в некоторых заимствованных словах твердый согласный перед Е: фонетика .

Как различать твердые и мягкие согласные звуки

Обычно с пониманием разницы между гласными и согласными у детей не возникает серьезных затруднений. А вот на твердых и мягких согласных следует остановиться подробнее.

Как научить детей различать твердые и мягкие согласные звуки

Самое первое, чему нужно научить ребенка: твердыми и мягкими могут быть согласные звуки, но не буквы.

Иногда  детям удается достаточно легко научиться различать на слух мягкие и твердые звуки.Но бывает, что это дается с трудом, и в таком случае на помощь придут признаки, по которым можно отличать твердые звуки от мягких.

Отличительные признаки мягких и твердых звуков

Какой звук стоит после согласного:

  • Если после согласного звука стоит гласный а, о, у, э, ы – то согласный твердый.
  • Если после согласного стоит гласный и, е, ю, я – то согласный мягкий.

Отработка на примерах:В словах «мама», «нора» – согласные твердые, потому что после них идут «а» и «о».В словах «лети», «няня» – согласные мягкие, потому что после них идут «е», «и», «я».

  • Если после согласного звучит другой согласный – то первый согласный будет твердым.
  • Есть звуки, которые могут быть только твердыми, и звуки, которые могут быть только мягкими, независимо от того, какой звук слышится и какая буква пишется после них.

Всегда твердые звуки – ж, ш, ц.Всегда мягкие – й, ч, щ.Распространенным способом выучить эти звуки является простой прием: пишем буквы, передающие эти звуки, в строчку, и подчеркиваем «й, ч, щ». Подчеркивание символизирует подушечку, на которой сидят мягкие звуки. Подушечка мягкая, значит и звуки мягкие.

Мягкий знак и твердый знак

Если согласный в конце слова, и после него стоит буква «ь» – то согласный мягкий.

Это правило легко применить, если ребенок видит написанное слово, но оно не поможет, если ребенок выполняет задание на слух.

Движение языка при произношении мягких и твердых звуков

При произношении мягкого звука язык движется немного вперед, приближаясь к нёбу (или касаясь его) своей серединой.При произношении твердых звуков язык не движется вперед.

Таблица признаков твердых и мягких звуков

Твердые:

  1. Перед а,о,у,э,ы.
  2. В конце слова перед согласным.
  3. Ж, ц, ш.

Мягкие:

  1. Перед гласными е,ё, и, ю, я.
  2. Если после согласного стоит мягкий знак (пыль, корь).
  3. Й, ч, щ.

Примеры интересных заданий для выработки навыка различия мягких и твердых согласных

Демонстрируется картинка или просто список тематических слов, и дается задание выбрать слова с мягкими или твердыми согласными. Например:

Звонкие и глухие согласные звуки

В русском языке 11 пар звонких/глухих согласных.Фонетическое различие между звонкими и глухими согласными заключается в напряжении голосовых связок. Глухие звуки произносятся при помощи шума, без напряжения связок. Звонкие звуки произносятся голосом, вызываются колебанием голосовых связок, т.к. воздух с шумом выходит из гортани.

Таблица звонких и глухих звуков

Примеры заданий для детей

Задания на тренировку различия парных согласных могут составляться на каждую пару по следующему принципу (на примере пары Д/Т):

Что такое мягкие слоги и как они образуются

Мягкие слоги — это слоги в русском языке, в которых звуки «е» и «и» произносятся мягче, чем в твердых слогах. Они образуются благодаря наличию либо непосредственно перед ними, либо в их окончании звуков «и» или «й».

Мягкие слоги влияют на произношение и написание слов и грамматических форм. Они имеют значение при склонении и спряжении слов, а также при образовании форм слов с суффиксами и приставками.

Примеры мягких слогов:

  • Большой — большой
  • Зима — зима
  • Дом — дом
  • Книга — книга

Мягкие слоги также влияют на написание некоторых слов. Например, в словах, оканчивающихся на мягкий согласный звук, необходимо использовать соответствующую букву «и» вместо «ы».

Примеры:

  • Стол — стол
  • День — дней
  • Кость — кости

Мягкие слоги играют важную роль в русском языке, поэтому важно правильно учиться их использовать. Они влияют на правильность произношения слов и помогают избегать грамматических ошибок

Советы родителям

Самый главный совет, который можно дать родителям ребенка, которых беспокоит его развитие, – меньше волноваться. Большинство детских проблем надуманы, особенно если речь идет о первом ребенке.

Если ребенок не понимает разницы между мягкими и твердыми звуками еще дотого, как большинство детей выучат буквы, – это также не повод для беспокойства.

Если же у ребенка не получается научиться отличать звуки в то время, когда другие это делают легко и быстро, а самостоятельно справиться с проблемой не получается, то возможно, эффективнее будет обратиться к специалисту. В данном случае больше поможет логопед, чем преподаватель языка

Малышу важно не заучить звуки, а научиться их различать. Это можно сделать, только поняв природу происхождения звуков

Кто, как не логопед, объяснит это во всех деталях и тонкостях, используя большую базу упражнений и опыта.

Мыслительные операции требуют не только наличия учебного дидактического материала, но и подходящего места для занятий

Те, кто думает иначе, просто недооценивают важность отдельного стола и стула, принадлежащих только малышу. За собственным рабочим местом кроха не только чувствует себя старше, но и начинает понимать возложенную на него ответственность, а также иначе относится к процессу обучения

Однако это не значит, что из обучения необходимо убрать элемент игры. Иногда она не менее важна, чем осознание серьезности происходящего. Например, складывать мозаику из тех же цветных карточек удобней и интересней на полу, где можно отлично устроиться на ковре, который также является границей.

Детям вообще очень нужны границы и правила. Они не только дисциплинируют, но и позволяют обрести уверенность в завтрашнем дне и своих силах. Ведь дети знают, что их ждет в пределах этих границ и правил, а также что последует за их нарушением. Уверенность – еще одна важная составляющая успеха!

Ну и самый последний способ самостоятельно выучить твердые и мягкие звуки – это купить или сделать карточки со слогами. Они продаются во всех книжных магазинах. Это яркие и удобные дидактические материалы, эффективность использования которых подтвердили тысячи родителей и педагогов. Если же у вас нет возможности или желания покупать эти карточки, их можно сделать собственноручно или при помощи ребенка. Его активное участие в процессе создания позволит ему еще лучше усвоить информацию, что вам и нужно.

Удачного и легкого обучения!

Что такое буква Ч и как она произносится

Буква Ч обозначает звук, который в фонетике называется знечащий или незвонкий аффрикат. Этот звук состоит из двух элементов: глухого шумного согласного и свистящего согласного. В произношении этого звука выделяются два этапа: первый — артикуляционный, второй — синтезирующий.

В артикуляционном этапе мы сначала произносим глухие шумовые губного типа, эти звуки заслушиваются. Затем во втором этапе звук складывается со свистящим. Итоговым звуком является незвонкий аффрикат Ч.

Первоначально в сознании русского говорящего Ч имеет парный звук Ш. Но с годами, при общении и произношении этой буквы, она стала глухой.

  • Что такое буква Ч
  • Как образуется звук Ч
  • Как произносится буква Ч
  • Что такое парный звук к букве Ч
  • Изменение произношения буквы Ч с течением времени

История появления буквы Ч

Буква Ч играет важную роль в русском алфавите и имеет свою интересную историю. Ее появление связано с изменениями в направлении, в котором производится звуковая артикуляция.

В древнерусском языке буква Ч не существовала. Затем, в результате влияния других языков, произошли определенные изменения в фонетике, которые повлияли на появление этой буквы.

Сначала буква Ч появилась как парная глухая согласная по образованию, соответствуя звукам «ч» и «щ» в современном русском языке. Эти звуки обозначались буквой Ч и отражали два различных артикуляционных движения.

Однако с течением времени в русском литературном языке остался только один звук, обозначаемый буквой Ч. Он стал незвонким и набрал широкое распространение в сознании носителей русского языка.

История появления буквы Ч свидетельствует о сложных процессах межъязыкового взаимодействия и изменении фонетической системы русского языка

Сегодня буква Ч является одной из основных глухих согласных в русском языке и имеет важное значение для правильного произношения слов

Произношение буквы Ч в современном русском языке

Произношение буквы Ч имеет свои особенности в зависимости от контекста. В начале слова или после гласных звуков она произносится так, чтобы верхней поверхностью языка задеть заднюю часть верхних зубов. Например, в словах «чай», «человек», «черный».

Однако, при наличии перед буквой Ч согласных звуков, таких как Ш, Щ, Ж, Ч произносится с передней частью языка прикоснувшись к верхней губе. Например, в словах «шчелкать», «жчавый», «чш»нок».

Также, буква Ч может быть парной, то есть иметь соответствие с глухим звуком Ц. Например, в словах «чашка» и «царапина». Оба этих слова имеют одинаковую фонему, но отличаются только звуковым обозначением — Ч и Ц.

В сознании русскоязычных говорящих буква Ч обычно воспринимается как звонкая, но это в свою очередь является одним из примеров русского языка, в котором звонкие согласные звуки представлены неглухими буквами.

Как определить, какие согласные мягкие, а какие твёрдые?

  1. Определить твёрдый согласный помогают стоящие за ним гласные: 

Например: 

ласточка, сом, рыба, рука. 

  1. Определить мягкость согласных звуков помогают стоящие за ним гласные: 

Посмотрим на примере таких слов: 

лягушка, метель, лёд, рюкзак, миска.

Что же ещё помогает определить мягкость согласных звуков при письме? Для этого есть специальный знак. Он так и называется мягкий знак — Ь.

Там, где он стоит, любой звук мягко звучит. 

Например:

мел – мель   угол – уголь   шест-шесть    полка — полька

Закрепить тему «Твёрдых и мягких согласных» можно на образовательной платформе iSmart. Ей посвящён целый раздел, в котором даны упражнения для отработки знаний. Задания интерактивные, с вариантами ответов. Если ребёнок отвечает неверно, появляются объяснения и подсказки.

Чтобы начать заниматься на платформе iSmart, нужно зарегистрироваться. Cначала пробуйте заниматься вместе с ребёнком. А в будущем он сможет использовать тренажёр самостоятельно. 

Исключения и особые случаи

В русском языке есть некоторые исключения и особые случаи, когда гласные не смягчают согласные, а сохраняют свою твердость. Ниже приведены некоторые примеры:

Какие гласные смягчают согласные Исключения и особые случаи
Е и Ы Слова с приставками: без-, вне-, гетеро-, либо-, не-, поли-, сверх-, без- (например, безвкусный, внедрить, гетерогенный, либоход, неправда, полигон, сверхмощный, безжизненный)
И и Ю Слова на суффикс -ий: верный, гнилой, кратчайший, преданный
А и О Слова с ударением на первом слоге: ад, оклад, облом, отрада
Я и Ё Слова с приставкой ра-: радио, радиатор, радикал, радиус

Знание особых случаев поможет правильно произносить слова и избегать ошибок в русском языке.

Частотные исключения

Смягчают согласные не только гласные «е» и «я», но и некоторые другие гласные.

  • Гласные «и» и «ы» могут смягчить согласные «к», «г», «х», «ч», «щ», например слова «кисти», «гид», «химия», «чистые», «щавель».
  • Гласные «е» и «и» могут смягчить согласные «б» и «п», например слова «тепло», «липа».
  • Гласные «ю» и «ю» могут смягчить согласные «д» и «т», например слова «грузди», «сгущенка».

Особенности при наличии гласных

Согласные звуки могут подвергаться смягчению или изменению своего произношения при наличии определенных гласных звуков в слове. Смягчение согласных происходит при наличии гласных предшествующих или следующих за согласными звуками.

Какие гласные смягчают согласные зависит от конкретного языка. В русском языке согласные звуки могут смягчаться при наличии перед ними или после них следующих гласных: ы, е, ё, ю, я, и.

Например, слово «молоко» содержит сочетание согласного звука «л» и гласного звука «о». Гласный звук «о» перед согласным звуком «л» смягчает его, делая его более мягким и близким к звукам «ль».

Специфический смягчающий эффект некоторых гласных

В русском языке существует явление смягчения согласных под воздействием определенных гласных. Смягчение гласных позволяет изменить произношение согласных, делая их звучание более мягким и жидким.

Вот какие гласные смягчают согласные:

1. Гласные , и

Эти гласные оказывают смягчающий эффект на следующие согласные: , , , , , , , и . Например, в слове «кисть» согласный произносится мягче, чем в слове «кость». А в слове «нижний» согласный также звучит мягче, чем в слове «живот».

2. Гласные , и

Эти гласные смягчают согласные , и . Например, в слове «кедр» согласный звучит мягче, чем в слове «кор». Также в слове «железо» согласный произносится мягче, чем в слове «гора».

3. Гласные , и

Согласные , , , и также можно смягчить под воздействием этих гласных. Например, в слове «жук» согласный произносится мягче, чем в слове «жаба». А в слове «чашка» согласный звучит мягче, чем в слове «шкаф».

Смягчение согласных под воздействием определенных гласных является важным правилом при изучении произношения русского языка. Знание этих правил позволяет говорить более четко и понятно.

Примечание: В данной статье мы рассмотрели основные гласные, которые оказывают смягчающий эффект на согласные звуки. Однако, следует помнить, что есть и другие факторы, такие как ударение и соседние звуки, которые также могут влиять на произношение согласных.

Мягкие и твердые

Когда ребенок выучит, что в русском языке 21 согласная буква, и запомнит каждую из них (б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ), можно смело рассказывать ему о том, что они бывают твердые и мягкие.

Начнём с исключений. Существуют всегда мягкие согласные звуки, которые никогда не становятся твердыми, какая бы буква за ними не следовала. Есть и их полная противоположность всегда твердые, которые не хотят становиться мягче.

Таким образом, можно начертить вместе с первоклассником таблицу, которая поможет ему запомнить, что существуют неизменяемые по мягкости / твердости звуки. Позвольте ребенку первое время при выполнении заданий держать ее перед глазами до тех пор, пока он хорошо не запомнит содержимое таблицы.

(несмотря на наличие букв а, о, у, ы, э позади них)

(несмотря на наличие букв я, ю, и, е, ё или мягкого знака позади них)

, ,

, ,

Как образуются мягкие звуки в русском языке

Прежде, чем следовать дальше, проверьте, запомнил ли школьник целых 3 важных правила:

  1. только звук, а не буква, бывает мягким или твердым,
  2. как определить мягкость или твердость по гласной,
  3. все ли мягкие имеют твердые пары.

Таблица твёрдых и мягких звуков

Как обозначаются мягкие звуки на письме

По правилу мягкие согласные звуки на письме могут обозначаться разными способами.

С помощью мягкого знака. Однако надо помнить, что мягкий знак указывает лишь на мягкость парного согласного. Если же перед нами шипящий, его мягкость невозможно обозначить мягким знаком. Шипящие либо всегда твёрдые (и тогда они не могут быть смягчены), либо всегда мягкие (и тогда мягкий знак в этой ситуации излишен). После шипящих мягкий знак выполняет грамматическую функцию, то есть с его помощью различаются существительные 2 и 3 склонения.

Изучая уже во 2 классе русский язык, ребята узнают о двойной роли букв Е, Ё, Ю, Я. Если эти буквы стоят поле парного согласного, они читаются Э, О, У, А и обозначают одновременно мягкость предыдущего согласного: , , , .

Аналогично первому случаю, после шипящих Е, Ё, Ю, Я не могут указывать на мягкость предыдущего согласного, поэтому правописание Е и Ё после шипящих представляет трудность и заучивается также в виде правила и также выполняет грамматическую функцию различения частей речи. Например
, слово «поджОг» – существительное, а слово «поджЁг» – глагол.

Какие буквы исчезли из русского алфавита

В истории русской письменности произошло несколько изменений в алфавите. Одни из букв изначально были введены, но затем исчезли, другие же появились позднее и тоже были убраны. Всего 13 букв пропали из русского алфавита. К ним относятся S (зело), I (и десятичное), Ђ (чье), OY (оук), Ѡ (омега), Ҁ (коппа), Ѣ (ять), Ѧ (малый юс), Ѫ (большой юс), Ѯ (кси), Ѱ (пси), Ѳ (фита) и Ѵ (ижица). Некоторые из них использовались для обозначения звуков, которых больше нет в русском языке, а другие были заменены другими буквами. Но все эти изменения не помешали русскому языку сохранить свою уникальность и сильное положение в мировой культуре.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный мир
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: