Автоматизация звуков к, г, х в словах в игровой форме

Постановка звука к: артикуляция, правила и способы

Автоматизация звука [К] в начале слов

Повторять слова, чётко произнося звук К (выделяя голосом):

казнь               кабан                капля                  карта касса               кашне                калач                  карманкамин              канат                 камень               кашель кабина            кабинет             канава                камера капуста          капсула              кассетакол               кот              кон                 код             ком конь             ковш            кожа               коса           колба     ковбой         конец           кофе              колоскозни           козырь         комната        конницакуб                 куль               куст                   курс куры              кулич             кузов                  кухня кучер            купаты            кузница   

Все непонятные ребёнку слова ВСЕГДА объясняем!!!

      После того как ребёнок научится правильно произносить звук в словах, повторяя слово за взрослым, надо обязательно закрепить произношение звука в этих же и подобных словах в самостоятельной речи ребёнка.

     Для этого лучше всего подходят альбомы или игры с картинками. 

Перечень слов: каска, Карлсон, камыши.

                              Кактус, катер, карандаши.

Артикуляционные упражнения

С дошкольниками одно логопедическое задание повторяется трижды в день. Каждое упражнение делается минимум 5 раз. К новому уроку дети переходят после того, как без запинки выполнят предыдущее действие. При постановке звука логопед использует следующие упражнения:

  1. Улыбнитесь, приоткройте рот. Это исходное положение (ИП) артикуляции при постановке звука . Слегка покусывайте язык.
  2. Придайте ИП органам артикуляционного аппарата. Переднюю часть языка положите на нижнюю губу и прикройте верхней. Теперь «пошлепывайте» губами и произносите слог «пя».
  3. Займите ИП. Покусывание языка чередуйте с «пошлепывающими» движениями губ.
  4. Из ИП артикуляционного аппарата на нижнюю губу положите язык. Расслабьте его, накройте верхней губой. Теперь зафиксируйте положение на 5-10 секунд. Если ребенку трудно самому удерживать положение языка, то с помощью стерильной марли держите пальцами за кончик. Дошкольник в это время будет пытаться убрать язык в ротовую полость.
  5. При постановке заднеязычного согласного примите правильную артикуляцию органов речи: улыбнитесь, выпятите язык «горкой», расслабьте связки. При этом кончиком упритесь в нижние резцы, а корнем прикоснитесь к небу. Удерживайте позицию до 5 секунд.
  6. Придайте ИП артикуляционному аппарату. Сделайте язык «горкой». Напрягайте и расслабляйте его каждые 10 секунд.
  7. Займите ИП, язык выпятите «горкой». Теперь плавно подуйте по средней части органа, ощутите прохладный воздух. Усложните задание: не просто выдыхайте воздух, а произносите звук и сдувайте ватный шарик с ладони.

Нарушения воспроизведения фонемы К и Кь

Логопедия разделяет ошибки произношения твердого и мягкого звука К на 3 группы с характерными видами отклонений от нормы. Представлено в таблице:

Название Вид нарушения Характеристика

Каппацизм

Отсутствие правильного воспроизведения  звука. Фонема заменяется щелчком голосовых связок.
Искажение буквы. Носовое воспроизведение (возникает при неправильном дыхании). Боковое произношение характерно для детей с неверно поставленной артикуляцией или наличием органических дефектов..
Полное отсутствие «К» и «Кь» в разговоре. Ребенок систематически пропускает букву в словах (Кит – Ит, Куб – Уб).
 

Паракаппацизм

Замена «К» на «Т». Кот – Тот, Куб – Туб.
Замена «К» на «Х». Кит – Хит, Ком – Хом.

Все перечисленные виды отклонений объединены специалистами в одно понятие – дислалия (об этом тут). Диагноз также включает различные дефекты произношения звонких и глухих согласных. Исключением являются гласные звуки. Они произносятся при дислали правильно.

Мнение эксперта
Маргарита Сергеевна С.
Логопед-дефектолог с 15-ти летним стажем работы в различных центрах коррекции речи с детьми разного возраста.

Важно: если не заниматься с крохой на ранней стадии обнаружения проблемы до школы, то это может привести к развитию дисграфии (ошибки письма) и дислексии (ошибки чтения). Коррекция у детей школьного возраста требует значительно больше времени и обязательного вмешательства логопеда.

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

К-Г (К’-Г’)

кот — год

ока — ага

икра — игра*

калина — Галина*

куст — густ*

 кол — гол*

кости — гости*

Клаша —  Глаша*

кашу — гашу*

кошка — Гошка*

класс — глас*

колки — иголки*

колос — голос’

катить — гатить

книга

коготь

иголка*

курага*

гудок

отгадка

кагат

гавкать

уголок*

 кагал*

карга*

кагор*

гайка

гномик

загадка*

горшок*

губка

нагайка

годок

галка*

горка* грелка*

курган* горько*

коготок

гамак

когда

голубка*

голубок*

глубоко*

горелка* гребенка кочерга*

круг*

грек*

галстук*

3. Счет: 1-10,2-20

мягкая губка

гнедой конь

тонкая книга

глубокая канава*

4. Спряжение в настоящем и будущем времени:

бегать на коньках *                 гудеть в дудку (буд.в.)

гнать уток и утят                 готовить беговые коньки

помогать Кате                         покупать книгу

догонять пингвиненка                       отгадать загадку

5. Скороговорки, рассказы:

Ну-ка, галки, не галдите,

Малых деток не будите*.

Угадай-ка, галка, код,

Чтоб попасть на луноход*.

Не гони коней кнутом:

Кто спасет тебя потом?

Конь спасет тебя потом —

Но не надо гнать кнутом*.

Маленькому Гошке

Подарили кошку.

Маленькой Агашке

Дайте манной кашки*.

Гоготали громко гуси

В огороде у бабуси*.

На окно садится кот,

Просидит там целый год*.

У елки иголки колки*.

Галка села на палку.

Палка ударила галку*.

Села Галина на калину,

Съела калину Галина*.

Гулит голубка на лугу,

А вот галка ни гу-гу*.

Егорке с Климом

Тесен двор,

Они бегут

Гонять футбол.

Там Климу гол

Забил Егор.

И Клим забил

Егорке гол*.

Выпал иней на луга,

Щиплет гусям лапки.

— Гуси! Гуси!

— Га-га-га!

— Надевайте тапки!

Надевайте тапки —

Берегите лапки*.

Говорят, говорят:

 Собрались на горке

Около Егорки,

Собрались на палке

Голубь, гусь и галки*

Гули, гули, гуленьки

Подлетают к Юленьке*.

Кот Фунтик

У Гони новая губка. Ганя моет губкой кота Фунтика.

Фунтик недоволен и Ганей, и губкой. Он хватает когтями Ганину губку.

Карточки для автоматизации звука [Ц]

Карточки для автоматизации звука Ц

Словарь: яйцо, продавец, шприц, цыплёнок, цифры, синица, рукавицы, мельница, пуговицы.

Карточки для автоматизации звука

Словарь: цепь, колодец, лисица, овца, гусеница, перец, леденцы, цапля, огурец.

Игра «Чего не стало»

Ребенок смотрит на карточки, называет их. Далее просим его закрыть глаза, а в это время прячем или закрываем картинку. Ребенок должен по памяти вспомнить и назвать чего нет

Обращаем внимание на ответ — существительное ребенок должен употреблять в родительном падеже (нет мочалки, нет бочки, нет кольца…). Играя в эту игру, дети автоматизируют звук, развивают речь, учатся правильно употреблять форму родительного падежа, развивают зрительную память, внимание

Автоматизация звука [К] в конце слов

Повторять слова, чётко произнося звук К (выделяя голосом):Як             бак            мак            лак              рак шлак        враг(к)       маяк          овраг(к)      табак хомяк       моряк        барак         чудак           универмаг(к)бок            дог(к)           шок                паёк                блокслог(к)       дубок           моток             порог(к)          волчокмешок        поток          совок              щенок              бачокопёнок       ботинок       пирожок        сапожок           молотоквершок       бережок      василёк          наутёк             бульдог(к)бук             лук             сук           тук            тюквнук           стук            паук         индюк      каюк вьюк          урюк          утюг(к)     бамбук      фартукбурундукбык            пик               миг(к)            веник        тюбик     тупик         маховик        охотник         путник       финиквинтик       вареник        дневник        балык        башлык

шашлык     заповедник     автоматчик      бессмертниквоск            волк                полк                обелиск

Все непонятные ребёнку слова ВСЕГДА объясняем!!!

После того как ребёнок научится правильно произносить звук в словах, повторяя слово за взрослым, надо обязательно закрепить произношение звука в этих же и подобных словах в самостоятельной речи ребёнка.

     Для этого лучше всего подходят

Перечень слов:  Сок, урок, замок, носок.

                             Кабачок, щенок, совок.

Упражнение «Послушай. Запомни. Повтори»ква    кла    кна    кра    кляквэ    клэ    кнэ    крэ    клеквы    клы    кны    кры    кликво    кло    кно    кро    клёкву    клу    кну    кру    клю

Повторять слова, чётко произнося звук К (выделяя голосом):кнут          квас         класс           клад           клоун краб          клуб         крем            князь         кровьключ         клей         клён            клёш          крой кросс        крупа        крапива      кружевокрыло        климат         клубень     клумба    клятва        клиент        квадрат      клапан    клевер       квартал       квартира     клавиши    крендель    кривизна     кристалл    крыльцо

Все непонятные ребёнку слова ВСЕГДА объясняем!!!

 Повторять слова с двумя звуками, чётко произнося звук К (выделяя голосом): 

Как            какаду        какао         какая каёмка       капкан        кадка         какой    катушка     каменщик   каникулы    каблуккок             койка         кокон         комок копейка      кошка        колокол      кончиккулак          кубик        кубок          кукла каучук         кулёк        клубокквак          кнопка     клык          кроликпокупка     пикник     ракушка    сказка     окорок

Все непонятные ребёнку слова ВСЕГДА объясняем!!!

    Очень полезно для закрепления звука в словах развивать у ребёнка слуховую память и чувство ритма. Картинный материал упрощает взрослым работу по обогащению словарного запаса и уточнению знаний ребёнка о каких-либо предметах. Есть отдельный вид пособий для этого

Ещё больше картинного материала для автоматизации звуков + альбом для автоматизации звука К в словах, словосочетаниях, фразах, стихах на странице  Звук К.

Нормальная артикуляция для звука К и Кь

Органы речевого аппарата при произношении фонемы «К» принимают положение:

  1. Губы разомкнуты в соответствии с последующим гласным звуком.
  2. Кончик языка за нижними зубами. Орган не касается зубов, а расположен ближе к середине ротовой полости.
  3. Середина языка опущена.
  4. Задней частью органа делается упор в мягкую часть неба. Края по бокам немного дотрагиваются твердого неба.
  5. Мягкое небо приподнято. Оно должно перекрывать ход в носовую полость.
  6. Голосовые связки в расслабленном состоянии;
  7. Воздух через рот.

Артикуляция звука «Кь» предполагает особенности:

  1. Уголки губ оттянуты назад.
  2. Губы прижаты к зубам.
  3. Кончик языка делает упор в нижние резцы.
  4. Середина языка приподнята. Она касается середины твердого неба.

Наглядная демонстрация в картинке:

Карточки для автоматизации звука [Р], [Р’]

Карточки для автоматизации звука Р

Словарь: ракушка, мартышка, подушка, пушка, ромашка, лукошко, мишка, кукушка, картошка.

Карточки звук Р автоматизация

Словарь: розетка, рожок, радио, радуга, рак, ракета, расческа, рама, раковина.

Карточки для автоматизации звука Р

Словарь: выдра, дрова, дрозд, дружба, пудра, ядро, дровосек, ведро, друзья.

Карточки для автоматизации звука Р

Словарь: карта, повар, арбуз, самовар, базар, фартук, парк, карп, краб.

Карточки для автоматизации звука Р в словах

Словарь: рыба, рыбак, рыжик, рынок, рысь, русалка, руки, рукавицы, рубашка.

Карточки для автоматизации звука Р

Словарь: робот, рог, роза, ролики, роща, рот, ромашка, рост, рояль.

Карточки для логопедической работы

Словарь: ёрш, боксёр, ковёр, шахтёр, шофёр, тёрка, сорока, светофор, перо.

Карточки для автоматизации звука Р

Словарь: мухомор, двор, помидор, сыр, куртка, комар, червяк, термос, костёр.

Карточки для автоматизации звука Рь

Словарь: рябчик, репа, зарядка, турист, орехи, якорь, шарики, пряники, рябина.

Раздаточный материал для автоматизации звука Рь

Словарь: снегирь, рис, богатырь, скрипка, кресло, варенье, курица, черешня, дерево.

Речевой материал на звук [Г]:

Газ, газель, газета, газон, газовщик, гавкать, гадание, гадалка, гадюка, гайка, галерея, галактика, галка, галоп, галстук, галчонок, галька, галёрка, галета, галоп, гамак, гамма, гарь, гараж, гарантия, гардероб, гардина, гармония, гармонист, гармошка, гарнир, гарпун, гантель, гаснуть, гастроли, гастроном, говорить, годовщина, голландский, голова, головастик, голодать, гололёд, голубятня, горошек;

Говор, гоголь, гогот, год, годный, гол, голень, голод, голос, голубь, голый, гольф, гон, гонг, горн, гомон, гонка, горы, горб, горе, горло, горн, горница, горничная, горный, гордый, город, горстка, горький, горечь, госпиталь, гость, готы,  горлица, горница;

Губы, губерния, губка, гувернер, гудеть, гулять, гудок, гуманизм, гурман, гусь, густо, гусыня, гусятница, гусеница, гуща, гулкий, гумус, гульден, губить, гурьба, гусли, гужевой, гудрон;

Нога, рога, бумага, тога, таган, телега, томагавк,  минога, много, тревога, тренога, трогать, трогательный, тугоухость,  тяга, тягач, выбегать, дорога, вдругорядь, визига, влага, нет оврага, помогать, втридорога, выгадать, выговор, выгородить, вымогать, пугать, выслуга, вьюга, загадка, загар, загазованный, строгать, зверюга, угар, шагать, пирога, шпага, мегаполис, мегафон, мигалка, мигать;

Треугольник, угольник, треуголка, тугой, вагон, вагончик, вдогон, вдогонку, велогонка, велогонщик, кругом, загон, загонщик, угодник, угода, угодье, угодливый, угон, угонщик, утюгом, ногой;

Могу, побегу, табу, тягучий, вогулы, всемогущий, загогулина, загулять, могучий, на ногу, помогу, бумагу, влагу, в телегу, тревогу, на дорогу, зверюгу;

Гвардеец, гвардия, гвоздик, гвоздика, где, где-то, глава, глагол, главный, гладкий, глаз, глазунья, глина, глобус, глубина, глупость, глухой, глюкоза, гнать, гнев, гном, гнездо, гнилой, гриб, грим, гром, гиф, грохот, гроза, грелка, гренки, громкий, грубость, грош, грех, грузовой,   группа, грусть;

Тогда, торговля, торговый, тугрик, тунгус, варганить, подвергать, вгрызаться, вглубь, венгры, взгляд, верхогляд, взгромоздить, взвизгнуть, взглянуть, взгорье, взгрустнуть, визгливый, винегрет, виноград, вогнать, вогнутый, возглас, возглавить, волга, без восторга, восторгаться, погреб, выгрузить, выиграть, загнить, загнуть, загладить, загрузить, орфография, топография, угроза, угрюмый, углубление, угнаться, углерод, угловатый,  магма, магнат, мангал, маргарин, монгол.

Упражнения для построения правильной артикуляции

Важность артикуляционной гимнастики доказана научными исследованиями. Быстрое освоение ребенком воспроизведения любого звука зависит от натренированности органов речи

Такие приемы подходят неговорящим детям и старшей группе лиц после перенесенной болезни (инсульт). Для каждой буквы характерны свои упражнения.

Основные тренировочные занятия по подготовке перед постановкой звука «К» и «Кь»:

  • блинчик. Хорошо открывают ротовую полость. Расслабленный язычок кладут на нижнюю губу. Далее чередуют улыбку с угрюмым выражением лица. Язычок неподвижен.
  • горка. Кроху просят широко открыть ротик. Язычок выгнуть, чтобы образовать горку. Кончиком органа сделать упор в нижние резцы. Задержать положение на 10 секунд;
  • массаж. Занятие для расслабления мышц. Слегка открыть ротик. Язычок перемещать по нижней губе. Понемногу покусывать его зубками;
  • ветер с горки дул. Для выполнения в работу включается дыхательная система. Ребенок обучается прогонять воздушную струю по языку. Малыш открывает рот и выполняет языком упражнение горка. Далее нужно сделать глубокий вдох. После постепенно выдыхать, делая акцент на положении середины и корня языка. Они должны перекрывать ход воздуха к носовой полости. Получается кряхтящий звук. Так можно выработать произношение фонемы «К»;
  • язычок – силач. Малышу предлагают поиграть в игру, в которой язык будет оказывать сопротивление постороннему предмету. Для упражнения подойдет чистая чайная ложка. Взрослый подносит ее к кончику язычка. Крохе нужно стараться вытолкнуть предмет из ротовой полости. Ротик хорошо открыт.

Мнение эксперта
Маргарита Сергеевна С.
Логопед-дефектолог с 15-ти летним стажем работы в различных центрах коррекции речи с детьми разного возраста.

Детальную технологию и очередность проведения упражнений подскажет логопед с индивидуальным учетом способностей ребенка.

Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики

Секреты успешного освоения упражнений:

  1. Занятия проводят 2-3 раза в день. Длительность выполнения до 5 минут.
  2. Все движения органов речи повторяют 3-4 раза.
  3. Постепенное увеличение нагрузки на речевой аппарат. Сначала проводить статистические виды упражнений (15- 20 секунд удерживать положение). После переходить на динамические, повышая двигательную активность органов.
  4. Задания проводить в игровой форме.
  5. Применять зеркало для наглядности.

Речевой материал на звук [Х]:

Хан, халат, халва, ход, хор, холл, холм, хорь, холст, хобот, холод, хорёк, хомяк, ходики, худо, хуже, хутор, хурма, худеть, худоба, художница, хвоя, хвост, хвала, хвастун, хворост, хлам, хлыст, хлеб, хлопец, хлопья, хлопоты, хлопушка, хлебороб, хмель, хмурый, храм, хрип, храбрость, хроника, хранилище, хан, хобот, ходунки, ходить, ходьба, хапать, хоккей, хапуга, ход, хомяк;

Уха, муха, ольха, рубаха, засуха, мачеха, неряха, черепаха, хохот, вахта, тахта, шахта, бухта, кухня, пихта, яхта, веха, буханка, муха, махать, папаха, охота, уха, охотник, Михей, отдыхать, помеха, маховик, охать, сахар, махал, знахарь, лихач, буханка, шахматы, ухо, уход, сухо, охота, поход, хохот, пехота, охотник, ледоход, вездеход, тихоход, яхта, бухта, вахта, пихта, тахта, шахта, кухня, вихрь, махнуть, бухта, пухнуть, отдохнуть, тахта, вахта, пыхтеть, хвоя, пихта, хохма, яхта, хвост;

Бах, запах, размах, впотьмах, мох, вдох, выдох, врасплох, скоморох, пух, дух, петух, лопух, вслух, олух, воздух, пастух, мех, смех, грех, орех, наспех, стих, верх, бах, мох, подвох, отдых, птах, вдох, обух, петух, монах, выдох, мех, конюх;

Автоматизация звуков К, Г, Х в словах в игрой форме поможет ввести данные звуки в речь малышей, а также закрепить зрительные образы многих слов.

Автоматизация звуков К и Кь

ЗВУК К. (№1)

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Автоматизация звука в слогах.

ка-ко-ку-кы ко-ку-кы-ка ку-кы-ка-ко кы-ка-ко-ку
ак-ок-ук-ык ок-ук-ык-ак ук-ык-ак-ок ык-ак-ок-ку
ак-ак-ак- бак, мак, так; ок-ок-ок- ток, бок, сок, док;
ук-ук-ук- тук, бук, внук, паук; ык-ык-ык- бык;
ик-ик-ик- пик, веник, финик; ек-ек-ек- век, бег, снег;
як-як-як- маяк, як.

3. Послушай и повтори. Обведи капельки.

Дождик, дождик, веселей!Капай, капай, не жалей!Кап! Кап! Кап.

4. Угадай слово, которое

заканчивается звуком :уро. дру. сту. сапо. то. кри. суро. вени. шнуро. поро. като. замо. брело. зна. кло. трес. .

5. Автоматизация звука в словах.

Бак, мак, так, маховик, паук, индюк, тук, бук внук, бык, бок, док, табак, поток, опенок, паек, веник, ботинок, дубок, моток, охотник, молоток, тюбик, финик, путник, пик, як, маяк, каюк, тупик.

1. Отгадай загадку. Обведи отгадку.

Зелены мы, как траваНаша песенка: «Ква-ква».

2. Угадай слово, начав его звуком , :

. окос, . исть, . ино, . нига, . ошка, . ит, . рот, . ольцо,. екс, . олдун, . офе, . ость, . амень, . олодец, . орова.

3. Автоматизация звука в слогах.

Ква-кво-кву-квы кна-кно-кну-кны
Кво-кву-квы-ква кно-кну-кны-кна
Кву-квы-ква-кво кну-кны-кна-кно
Квы-ква-кво-кву кны-кна-кно-кну

4. Названия, каких картинок звучат, похоже?

5. Игра «Веселый счет». Сосчитай уток.

ЗВУК К. (№5)

1. Повторить чистоговорки.

ка — ка — ка — наша ноша не легка; Ниток клубок укатился в уголок.
ко — ко — ко — убежали далеко; Клава клала лук на полку,
ку — ку — ку — покупаем мы муку. Кликнула к себе Николку.

2. Игра « Один-много».

Кабан – кабаны кабина – кабины, камень – камни,
канава – канавы, капкан — капканы, конь – кони,
кот – коты, канат – канаты, комета – кометы,
конфета – конфеты, команда – команды, комната – комнаты.

3. Игра «Прятки». Назови картинки.

4. Повторить чистоговорки.

На кокосы, на кокосы На скамейке семь котят
Налетели мы, как осы, Все котята есть хотят.
А кокосы высоко, В миску мы кисель нальем –
Высоко и далеко.* Вот вам миска с киселем.

ЗВУК К. (№6)

1. Отгадай загадку. Обведи отгадку.

Без крыльев летят, Без ног бегут,
Без паруса плывут. (облака)

2. Игра « Один-много».

Один бак – много баков одна буква – много букв
Один мак – много маков одна тыква – много тыкв
Один бук – много буков одно окно – много окон
Один паук – много пауков один маяк – много маяков
Один бык – много быков один индюк – много индюков
Один дубок – много дубков один веник – много веников

3. Повторить чистоговорку.

Киска, киска, где твоя миска?
Ест киска суп из миски:
Сыта киска – пуста миска.
(Выложить из счетных палочек)

4. Автоматизация звука в словочетаниях.

мяукать под окном; купать коней в Оке; выкопать канаву; покупать комок; коптить окуней.

5. Игра «Прятки». Назови картинки.

ЗВУК К. (№7)

1. Игра «Исправь ошибку».

Письмо пишет дедушку. Наша мышка поймала кошку.
Катушка ниток купила бабушку. Камешек нашёл Пашу.
На шубу вешают вешалку. Камыши сидят в лягушке.
Ландыши нашли Наташу. В картошку положили мешок.

2. Игра «Веселый счет».

3. Автоматизация звука в словах.

Как, какаду, какао, какая, каемка, капкан, квак, койка, кок, кокон, комок, копейка, кнопка, кубик, кубок, покупка, пикник, конь, утка.

ЗВУК Кь. (№1)

1. Автоматизация звука в слогах.

кя-кя — кя-кя-кя кя-ке-кю-ки
ке-ке — ке-ке-ке ке-кю-ки-кя
кю-кю — кю-кю-кю кю-ки-кя-ке
ки-ки — ки-ки-ки ки-кя-ке-кю

2. Автоматизация звука в словах.

Киви, кивок, кино, Ким, кипа, коньки, кубики, маки, кепи, кепка, бакен, кит, кипяток, ботинки, Никита, букет, пакет, океан, пеньки, кеды, потомки.

3. Автоматизация звука в словочетаниях.

покупать маки; надевать кепку и кеды; кивать Никите; надевать накидку; пить кипяток; кубики в пакете; Никитины ботинки; ходить в кино.

4. Повторить чистоговорки.

В океане кит, киту кипяток кипятит. Покупаем мы покупки:
Кепку с этикеткой покупает Светка. Для Никиты те покупки
И для Кима те покупки.
А в покупках утки, дудки,
Кубики и незабудки.

5. Игра «Чего не хватает?» (ручки, лапки, ножки).

Методы постановки звука К и Кь

Логопедами используются такие способы:

По подражанию.

  1. Осуществляют перед зеркалом. Взрослый тихо покашливает на выдохе с широко открытым ртом.
  2. Ребенок должен видеть расположение языка в этот момент. При кашле должны слышаться звуки «К» и «Э». Нужно стараться избегать выраженного «Х» между ними.
  3. После малыша просят повторить услышанное. Он должен покашливать себе на ладошку.
  4. Под подбородком крохе немного можно сдавить шею не на долго. Так получиться более четкий звук «К».
  5. Попросите малыша глубоко вдохнуть и выдохнуть. Выдохнув полностью воздух нужно покашлять шепотом. Стараться убрать фонему «Х» при кашле.
  6. Упражнение выполняют 2-3 раза в день. Как только получится максимально приближенный звук «К». Ребенка просят, покашливая произносить Ка-Ка-Ка и т.д.
  7. После успешного выполнения занятий малыша учат произносить изолированный звук.

Механический способ. Постановку осуществляют от звука «Т» (взрывной, переднеязычный, передненебный). Выполняется с помощью зонда и шпателя. После инструменты заменяют пальцем взрослого, а потом ребенка. Нажимают на кончик языка, отодвигая его вглубь во время произношения слогов Та – Та – Та. Практически сразу получается Ка – Ка – Ка. Результат закрепляют со временем исключая механическую помощь.

Мягкий звук «Кь» ставят механическим методом, как и твердый. При этом используют слоги Тя – Тя – Тя или Ти – Ти – Ти. Постановка с помощью инструментов самый распространенный способ, используемый специалистами для буквы «К».

Закрепление

Автоматизация фонемы включает этапы:

  1. Произношение в слогах. Ка-ка — ка-ка-ка; ку-ку — ку-ку-ку и т.д. Можно использовать картинки, например, с курочкой и проговаривать ко-ко-ко-ко.
  2. Произношение в словах с прямыми слогами. Кабан – кабина – кабинет и т.д.
  3. Слова с обратными слогами. Ок-ок-ок — ток.
  4. Слова и слоги с использованием нескольких согласных подряд. Ква-кво-кву; ква – квант – квота.
  5. Слова с повторением фонемы. Какаду – какая – капкан.
  6. Произношение в предложениях. Чтение крохе сказок, рассказов, текстов с частым использованием буквы «К» и «Кь».

Post Views: 1 481

Правильная артикуляция

Любая работа начинается с того, что ребенку показывают образец звучания. Звук относят к группе заднеязычных, то есть для их произношения поднимается задняя часть языка. Именно от этого звука ставят остальные — , и их мягкие пары.

Поэтому целесообразно коррекцию начинать со звука . Для его произношения губы принимают нейтральную позицию либо становятся раскрытыми. Зубы разомкнуты, кончик языка лежит у нижних зубов, но не упирается в них. Передняя и средняя спинка опущены, задняя поднята и упирается в мягкое небо. Боковые части языка слегка касаются твердого неба. Голосовые связки не напрягаются, воздух проходит через смычку языка и неба, разрывает ее и получается звук .

В норме заднеязычная группа появляется в раннем возрасте. Благодаря сосанию язык принимает вид «горки» и у ребенка получается произносить отдельные звуки.

Затруднения могут возникать из-за высокого или узкого неба – в таком случае не получится образовать смычку. При дизартрии возникает слабость или напряжение отдельных мышц языка. Иногда у детей плохо формируется фонематический слух. Благодаря ему люди различают разные звуки речи.

Дефектное произношение звука называется каппацизмом. Иногда звук отсутствует, тогда вместо «Кот» получается «’от». Звук может искажаться и вместо него будет слышаться щелчок – так происходит из-за слишком плотной смычки.

Замену на другие звуки называют паракаппацизмом. Чаще всего звук меняется на , и иногда на . В таком случае, помимо постановки звука, логопед занимается дифференциацией.

Причины

Чтобы понять, как правильно поставить звук необходимо знать первопричину появления отклонения от нормы. На возникновение ошибочного или полного отсутствия произношения звука «К» и «Кь» влияют такие факторы:

  1. Органические дефекты, связанные с неправильным строением речевых органов:
  • аномалии верхней части полости рта. Небо может быть слишком высокое, мягкое, узкое. Мягкая часть быть твердой и наоборот.
  • неспособность малыша различать звуки на слух (фонематические отклонения);
  • слабые мышцы языка;
  • плохая чувствительность языковых мышц;
  • нарушения физического слуха в легкой форме.
  1. Социальные факторы:
  • упущение родителей, воспитателей, педагогов;
  • использование 2 и более языков в семье;
  • отсутствие артикуляционных занятий;
  • повторение речи с ошибками за близкими.
  • Определить какой фактор стал предрасполагающим для ребенка в развитии дефекта и как его устранить способен специалист. Для этого логопед собирает подробный анамнез в индивидуальном порядке, осматривает состояние речевых органов и делает вывод на основе обследования.

Артикуляция звука К

Артикуляция звука К

Положение губ зависит от последующего гласного. Кончик языка опущен, отодвинут от нижних резцов вглубь ротовой полости, задняя часть спинки языка круто выгорблена вверх и образует смычку с поверхностью на границе твёрдого и мягкого нёба. Мягкое нёбо поднято. Голосовые складки разомкнуты (К – глухой звук)

Звук К согласный, глухой, твёрдый

Занятие 1

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Автоматизация звука в слогах.

ка-ко-ку-кы

ко-ку-кы-ка

ку-кы-ка-ко

кы-ка-ко-ку

ак-ок-ук-ык

ок-ук-ык-ак

ук-ык-ак-ок

ык-ак-ок-ку

ак-ак-ак — бак, мак, так;

ок-ок-ок — ток, бок, сок, док;

ук-ук-ук — тук, бук, внук, паук;

ык-ык-ык — бык;

ек-ек-ек — век, бег, снег;

як-як-як — маяк, як.

3. Послушай и повтори (3-5 раз). Нарисуй двуумя руками одновременно капельки.

Дождик, дождик, веселей!Капай, капай, не жалей!Кап! Кап! Кап!…

4. Угадай слово, которое —

заканчивается звуком :уро…, дру…, сту…, сапо…, то…, кри…, суро…, вени…, шнуро…, поро…, като…, замо…, брело…, зна…, кло…, трес… .

5. Запомни, повтори.

Бак-мак, так-тук, маховик-паук, бук — внук,

бык-бок, док — поток, опенок-паек, веник-ботинок,

дубок-моток, охотник-молоток, тюбик-финик, индюк — путник,

пик-табак, як-маяк, каюк-тупик.

Занятие 2

1. Отгадай загадку. Обведи отгадку.

Зелены мы, как трава Наша песенка: «Ква-ква».

2. Угадай слово, начав его звуком :

…окос, …нига, …ошка, …рот, …ольцо, …олдун, …офе, …ость, …амень, …олодец, …орова.

3. Автоматизация звука в слогах.

Ква-кво-кву-квы

кна-кно-кну-кны

Кво-кву-квы-ква

кно-кну-кны-кна

Кву-квы-ква-кво

кну-кны-кна-кно

Квы-ква-кво-кву

кны-кна-кно-кну

4. Названия, каких картинок звучат, похоже?

5. Игра «Веселый счет». Сосчитай уток.

Занятие 3

1. Повторить чистоговорки.

ка — ка — ка — наша ноша не легка;

Ниток клубок укатился в уголок.

ко — ко — ко — убежали далеко;

Клава клала лук на полку,

ку — ку — ку — покупаем мы муку.

Кликнула к себе Николку.

2. Игра « Один-много».

Кабан – кабаны

кабина – кабины,

камень – камни,

канава – канавы,

капкан — капканы,

конь – кони,

кот – коты,

канат – канаты,

комета – кометы,

конфета – конфеты,

команда – команды,

комната – комнаты.

3. Игра «Прятки». Назови картинки.

4. Повторить чистоговорки.

На кокосы, на кокосы

На скамейке семь котят

Налетели мы, как осы,

Все котята есть хотят.

А кокосы высоко,

В миску мы кисель нальем –

Высоко и далеко.*

Вот вам миска с киселем.

Занятие 4

1. Отгадай загадку. Обведи отгадку.

Без крыльев летят, Без ног бегут,

Без паруса плывут. (облака)

2. Игра « Один-много».

Один бак – много баков

одна буква – много букв

Один мак – много маков

одна тыква – много тыкв

Один бук – много буков

одно окно – много окон

Один паук – много пауков

один маяк – много маяков

Один бык – много быков

один индюк – много индюков

Один дубок – много дубков

один веник – много веников

3. Повторить чистоговорку.

Студенческие работы

Киска, киска, где твоя миска?

Ест киска суп из миски:

Сыта киска – пуста миска.

(Выложить из счетных палочек)

4. Автоматизация звука в словочетаниях.

мяукать под окном; купать коней в Оке; выкопать канаву; покупать комок; коптить окуней.

5. Игра «Прятки». Назови картинки.

Занятие 5

1. Игра «Исправь ошибку».

Письмо пишет дедушку.

Наша мышка поймала кошку.

Катушка ниток купила бабушку.

Камешек нашёл Пашу.

Камыши сидят в лягушке.

Ландыши нашли Наташу.

В картошку положили мешок.

2. Игра «Веселый счет».

3. Автоматизация звука в словах.

Как, какаду, какао, какая, каемка, капкан, квак, койка, кок, кокон, комок, копейка, кнопка, кубик, кубок, покупка, пикник, конь, утка.

Занятие 6

1. Автоматизация звука в слогах.

кя-кя — кя-кя-кя

кя-ке-кю-ки

ке-ке — ке-ке-ке

ке-кю-ки-кя

кю-кю — кю-кю-кю

кю-ки-кя-ке

ки-ки — ки-ки-ки

ки-кя-ке-кю

2. Автоматизация звука в словах.

Киви, кивок, кино, Ким, кипа, коньки, кубики, маки, кепи, кепка, бакен, кит, кипяток, ботинки, Никита, букет, пакет, океан, пеньки, кеды, потомки.

3. Автоматизация звука в словочетаниях.

покупать маки; надевать кепку и кеды; кивать Никите; надевать накидку; пить кипяток; кубики в пакете; Никитины ботинки; ходить в кино.

4. Повторить чистоговорки.

В океане кит, киту кипяток кипятит.

Покупаем мы покупки:

Кепку с этикеткой покупает Светка.

Для Никиты те покупки

И для Кима те покупки.

А в покупках утки, дудки,

Кубики и незабудки.

5. Игра «Чего не хватает?» (ручки, лапки, ножки).

Занятие 7

Рассмотри картинку. назови слова со звуком К.

2. Найди букву К.

3. Рассмотри картинки. Найди картинки со звуком К. Определи место звука К в словах.

       

       

Артикуляция звука К

        При этом звуке губы в мягкой улыбке, зубы обнажены и разомкнуты, расстояние между ними 3-5 мм. Кончик языка лежит внизу, не касаясь нижних зубов, а задняя часть спинки языка поднята и упирается в мягкое нёбо. Выходящая воздушная струя прорывает смычку между задней частью спинки языка и мягким нёбом. Голос при этом не образуется.        Чтобы ребенок мог правильно сделать смычку, можно проделать перед этим следующее: полоскать горло водой, а затем и без нее. Можно провести упражнение «дедушка храпит», одновременно часто нажимая под нижней челюстью ближе к гортани, указательным пальцем или ребёнок сам это проделывает большим.        Это дополнительный стимул для подъязычной мышцы. К этому можно еще добавить: при выполнении последнего упражнения надавливать на кончик языка ложечкой, отодвигая его вовнутрь рта. При этом ребенка просим «пострелять» — выталкивать воздух, одновременно сжимая глотку. Это можно проделывать и лежа. Тыльной стороной чувствовать толчкообразную струю воздуха. Голос при этом звуке отсутствует. Когда появится звук, то переходим к его автоматизации.После того, как правильный звук будет поставлен и закреплен в речи изолированно, переходим к повторению слогов и слоговых рядов.

Автоматизация звука в слогах

Проговаривай слоги, чётко произнося звук К (выделяя голосом)

ко — ко                             ка — ка                        ку — ку                      кы — кы      

ка — ка — ка                        ко — ко — ко                ку —  ку — ку              кы — кы — кы 

ка — ко — ка                       ко — ко — ка                 ка — ку  — ко              ка — кы  — кы

ка — ко — ку                       ку — ко — ка                 и т .п. 

 Упражнение «Послушай. Запомни. Повтори»

ка — ко — ку — кы                          ко — ку — кы — ка    ку — кы — ка — ко                          кы — ка — ко — куак — ок — ук — ык                          ок — ук — ык — ак    ук — ык — ак — ок                          ык — ак — ок — ку

Речевой материал на звук [К]:

Купол, кушетка, кузня, кузнец,  курица, куница, кукла, куча, купол, кукла, Кузя, купить, кукушка, кукушонок, куртка, купить, кубик, кувшин, кувшинка, кузнечик, кузов, кукуруза, кулон, кулачки,  купальник, курица, куропатка, куртка, куст, кустарник;

Река, ежевика,  земляника, пеликан, великан, одиноко, накануне, накат, Ока, пика, пикап, пока, покатый, тикать, тикать, декан, дека, мука, мука, нет лука, быка, слоника, ослика, гномика, собака, математика, тактика, токарь, аптекарь, библиотекарь, копейка, пекарь, пекарня, пикадор, гадюка, сорока, морока, механика, клиника;

Далеко, высоко,  молоко,  покой, покойник, упаковка, покос, упаковка, перекор, перекорм, кокос, кокосовый, кокошник, закован, широко;

Молоку, сороку, неподалеку, в реку, землянику, собаку, гадюку, слонику, ослику, гномику, домику, сундуку, быку, языку, барсуку, жуку, математику, тактику, механику;

Квакать, квакша, квартал, квартира, кварц, квас, квашня, кверху, квинтет, квитанция, кзади, клевать, клевер, клевета, клеёнка, клеить, клей, клеймо, клейстер, клепать, клерк, клетка, клешня, клещ, клён, клёст, клёцки, клёш, клиент, клизма, клик, климат, клин, клинок, клип, клипсы, клич, кличка,  ключ, ключник, клюшка, клюква;

Мошка, ёлка, палка, полка, вилка, доска, ветка, вешалка, поилка, белка, булка, прялка, скакалка, банка, сумка, рюмка, марка, тёрка, чайка, майка миска, маска, пушка, мишка, мышка, пешка, шишка, брошка, ручка, бочка, почка, собака, вязанка, вешалка, лейка, лужайка, бабочка, костяшка, детка, девятка, дудка, манка, мойка, нитка, нотка, папка, пенка, пятка, топка, дочка, точка, почка, балалайка, мартышка, кроватка, калинка, малинка, мешковина, подкова;

Мак, бак, бук, лак, рак, сок, лук, жук, сук, шок, маяк, рыбак, червяк, чек, человек, бык, шашлык, язык, ящик, бурдюк, веник, чайник, песок, носок, щенок, венок, опёнок, сачок, волчок, язычок, замок, замок, теремок, мешок, рожок, пирожок, пирог, барсук, бамбук, парк, цирк, воск, вереск, обелиск, кочевник, математик, маховик, курдюк, индюк, мундштук, мышьяк,месячник, механик, пикник, индюк, сундук, штук, сапог.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный мир
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: