Проект «создаем музей город букв» буква з

Звук (3), буква з – конспект нод

Топ вопросов за вчера в категории другое

Другое 07.11.2023 01:02 211 Воронова Ирина.

Какое название и девиз придумать для команды юридического отдела?

Ответов: 1

Другое 27.11.2023 19:01 82 Саметов Ростислав.

Как спросить о самочувствии красиво?

Ответов: 1

Другое 11.11.2023 01:31 70 Суворова Эльвина.

Что значит «слово пацана»?

Ответов: 1

Другое 19.11.2023 23:47 55 Котик Виолетта.

Какое лучше выбрать девиз и название для команды про физику?

Ответов: 1

Другое 30.10.2023 10:07 229 Шахова Виктория.

Ведущая Ярослава Маслова какая биография, социальные сети, фото?

Ответов: 1

Другое 21.11.2023 23:20 41 Давыдова Катя.

Ведущая Ксения Левицкая какая биография, социальные сети?

Ответов: 1

Другое 01.09.2023 18:30 75 Мальков Андрей.

Как оригинально назвать музыкальный концерт?

Ответов: 1

Другое 11.10.2023 07:01 26 Федів Антон.

Что означает «хозяин своего слова»?

Ответов: 1

Другое 05.10.2023 06:06 21 Ермаханова Алина.

Рифма к имени Давид?

Ответов: 1

План – конспект НОД с дошкольниками подготовительной группы на тему: «Звук и буква З». «Дифференциация звуков З-С».

Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, познание.

Образовательная область «Коммуникация»

1.Познакомить со звуками З-Зь и буквой З.

2.Закрепить дифференциацию звуков З-С в слогах и словах.

3.Упражнять в подборе однокоренных слов к существительным.

4. Закрепить навык составления словосочетаний из слов, данных в начальной форме.

5. Развивать звуко-буквенный анализ и синтез слов, языковой анализ и синтез

Образовательная область «Социализация»

1. Совершенствовать умение работать в парах, малых группах.

2. Стимулировать активность и инициативу.

3. Воспитывать нравственно-волевые качества: взаимопомощь, сотрудничество, положительную самооценку.

Образовательная область «Познание»

1

Развивать речевой слух, фонематические процессы, зрительное внимание и восприятие, память, мышление, артикуляционную, тонкую и общую моторики, навыки сравнительного анализа

2. Упражнять в решении ребусов.

3. Закреплять умение делать выводы и обобщения.

3. Закреплять навыки печатания букв, слов, навыки чтения.

Методы и приемы:

– практические (игры, упражнения, задания)

– наглядные (рассматривание, показ способов действий, алгоритмы, схемы)

– словесные (выразительное чтение педагога, высказывание предположений, рассказ педагога и детей, беседы, вопросы – ответы, художественное слово, объяснения, рассуждения, оценка результатов)

Материалы и оборудование:

1.Карандаши, зеркала, «Светофоры», звуковые линейки и таблица, тетради, фишки, буквы, планшеты, слоговая таблица, мяч.

2. Картинки «На что похожа буква З».

3.Картинки с предметами на звуки З-Зь.

Публикация «Занятие „Буква З“» размещена в разделах

  • Буква З и звуки , . Конспекты занятий
  • Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
  • Конспекты занятий. Все конспекты
  • Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
  • Темочки

Задачи:

• Образовательная :

Познакомить детей со звонкими согласными звуками , буквами Зз. Учить читать слоги, слова, предложения с этой буквой.

• Развивающая:

Развивать речь учащихся с опорой на имеющиеся у них опыт и знания; фонематический слух, внимание, память, словесно-логическое мышление, наглядно-образное мышление, развивать умение на основе наблюдений делать выводы, формулировать правила. • Воспитательная:

• Воспитательная:

Воспитывать интерес к чтению, культуре общения, умение слушать друг друга, воспитывать наблюдательность, чуткое отношение к природе.

Методы: наглядный, беседа, практический, исследовательский.

Формы проведения урока: индивидуальная, парная, учебный диалог.

Оборудование:

• Учебник –тетрадь Бунеев Р. Н. «По дороге к Азбуке» 5 часть.

• Индивидуальные карточки

• Компьютер.

• Проектор.

• Экран.

• Презентация Microsoft Office Power Point.

• Схемы

Материалы для изучения

Буква З

Жила-была на свете буква З. Однажды, торопясь по делам, она встретила зайца и всё его семейство. Вид заячьей братии был жалок. Дело в том, что на улице шёл сильный дождь, и зайцы здорово промокли.

Вообще-то они торопились на званый завтрак к братцу-кролику, а как предстать перед хозяином в таком неприглядном виде, они не знали. Было принято решение вернуться домой.

Но буква З, случайно встретившая заячье семейство, решила сделать вот что. Она подарила зайцу, зайчихе и маленьким зайчатам заколдованные зонтики. Необычность зонтиков была в том, что в ливень они спасали от дождя, а в зной — от солнца. Спрятавшись под заколдованными зонтами, зайцы отряхнулись, подсушили свои шубки и отправились к братцу-кролику.

Вот какая заботливая буква З! Она не только позволила зайцам продолжить путь, но и побеспокоилась о здоровье заячьего семейства.

Конспект подгруппового занятия с детьми 2 класса по теме «Дифференциация звуков [з]-[з’] — [c]-[c’] и букв з, с»

Цели:

  • закрепить дифференциацию звуков — и букв з-с;
  • уточнить артикуляцию звуков;
  • расширять и обогащать словарь;
  • развивать зрительное восприятие;
  • развивать мышление, умения сравнивать и анализировать;
  • развивать память;
  • развивать фонематический слух;
  • развивать фонематический, слоговой, языковой анализ и синтез;
  • развивать эмоциональную сферу.

Оборудование:

Куклы-перчатки «Заяц» и «Собака», ленты синяя и голубая, буквы-символы, циферблаты, разрезанные буквы, перфокарты «Цветик –семицветик», мяч, ребусы.

Ход занятия

I. Оргмомент.

— Здравствуйте, ребята. Сядет тот, кто назовет звонкий соласный.

II. Повторение. Уточнение артикуляции.

— Сегодня у нас в гостях заяц и собака. Как вы думаете, почему? Какую пару звуков мы будем различать?

— Как у нас работает рот? Вспомним:

  • губы – в улыбке,
  • зубы – заборчик,
  • язычок за нижними зубами.

— Пустили струйку воздуха. Почувствовали пальцем. Включили голос. Почувствовали ладонью. Какой звук у нас получился? Выключим голос.

— Какая пара звуков у нас получилась? Почему это пара? Чем похожи и чем отличаются эти звуки? Каким цветом мы обозначим звук , звук ? Почему? (Звук звонкий, сильный, обозначается ярким синим цветом, а звук глухой, тихий, слабый, обозначаем бледным голубым.

— Произнесем эти звуки мягко. Каким цветом мы их обозначим? Почему?

III. Сообщение темы урока.

— В слове «заяц» мы какой звук по нашей теме слышим? А в слове «собака»? Давайте привяжем им бантики нужного цвета.

IV. Основная часть.

1. Соотнесение звука с буквой.

— Давайте вспомним, какими буквами обозначаются наши звуки?

На что похожа буква З? Буква С? (картинки-символы).

2. Дидактическая игра «Слышишь звук-покажи букву»

— Собачка приготовила вам задание. Сейчас она будет называть слова, а вы – показывать на циферблате стрелкой, какую букву напишете:

Забор, самолет, газон, сковорода, сова, зима, сметана, ананас, слон, зебра, рысь, коза.

Как можно одним словом назвать последние 4 слова? Какое животное здесь лишнее? Где можно этих животных встретить вместе? ( В зоопарке) Какой звук по нашей теме мы слышим в этом слове?

3. Работа с буквами.

— Давайте пропишем буквы в воздухе. Посмотрите, зайчик напишет вам их на доске.

— Зайчик принес вам кусочки букв. Попробуйте собрать буквы! Какого цвета получились буквы? Почему?

— Давайте запишем в тетради число. Далее пишем буквы нужным цветом.

4. Игра «Цветик-семицветик»

— Посмотрите, что вам принесла собачка. Как называется этот сказочный цветок? Почему?

— Давайте вспомним сказку. Какие волшебные слова нужно было сказать?

Лети, лети лепесток, через запад на восток,

Через север, через юг, возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли – быть по моему вели.

Какие слова с буквами по нашей теме нам встретились? Давайте запишем. А теперь скажем эти волшебные слова с опорой на написанное.

— А теперь выберите каждый по лепестку. Какого он цвета? Поставьте на листе первую букву. Приложите лепесток и вставляйте в отверстия буквы по нашей теме.

— Поменяйтесь лепестками. Не забывайте отмечать на листе, какого цвета лепесток вы уже использовали.

5. Физкультминутка.

— А теперь встаньте, собачка хочет с вами поиграть. Она будет кидать вам мячик и называть начало слова, а вы должны добавить слог –за или –са.

Поло –

Гла –

Сле –

Кра –

О –

Блу —

Колба —

Бере –

Стреко –

Мимо –

Голо –

Кры –

Ва –

Кукуру –

Чуде —

Зано –

6. Работа в тетради.

— Зайчик вам принес ребусы.

Коза – коса

Лиза – лиса (обратить внимание на разное ударение)

Роза – роса

Зуб – суп (обратить внимание на разное написание слов)

— Какими звуками отличаются пары слов?

— Я начну предложение, а вы закончите:

У девочки толстая … (коса).

На лугу пасется …(коза).

У Саши выпал молочный …(зуб).

Мама варит молочный … (суп).

Девочку заовут … (Лиза).

В лесу живет рыжая … (лиса).

В саду распустилась прекрасная … (роза).

Утро на траве … (роса).

— А теперь вспомним предложения. Составим схему предложения. Запишем предложения в тетрадь с опорой на схему.

Каким цветом мы подчеркнем букву З? С?

7. Итог занятия.

— Какие же звуки мы учились различать? Чем они похожи и чем различаются? Какие буквы обозначают эти звуки? Молодцы!

Гунина Галина Викторовна,
учитель-логопед

Буква «З» в различных азбуках, языках и системах

ЗЗинаида

В качестве примеров приведем также слова из разных областей, начинающихся на букву «З». Среди них имена собственные и нарицательные, общеизвестные и редкие.

#
Слова

Слова начинающиеся на букву «З»
Золото, зебра, зонт, зомби
Слова заканчивающиеся буквой «З»
Туз, газ, указ, срез, акциз, девиз
С буквой «З» в середине слова
Азот, виза, абзац, вызов, бензин
Слова содержащие несколько букв «З»
Заказ, замерз, звезда, развоз
Страны
Замбия, Зимбабве. Смотреть все страны на букву «З»

Города
Зуевка, Зеленоград, Звенигород. Смотреть все города на букву «З»

Животные
Заяц, зебра, змея, зяблик. Смотреть всех животные на букву «З»

Овощи, фрукты и ягоды
Земляника
Профессии
Знахарь, зоолог, зоотехник, забойщик, заведующий. Смотреть все профессии на букву «З»

Все имена на букву «З» со значениями и происхождением
Мужские имена
Захар, Заур, Зигмунд, Зураб. Смотреть все мужские имена на букву «З», а также их значение и происхождение
Женские имена
Зара, Зарина, Земфира, Зоя, Злата. Смотреть все женские имена на букву «З», а также их значение и происхождение

Буква З

Жила-была на свете буква З. Однажды, торопясь по делам, она встретила зайца и всё его семейство. Вид заячьей братии был жалок. Дело в том, что на улице шёл сильный дождь, и зайцы здорово промокли.

Вообще-то они торопились на званый завтрак к братцу-кролику, а как предстать перед хозяином в таком неприглядном виде, они не знали. Было принято решение вернуться домой.

Но буква З, случайно встретившая заячье семейство, решила сделать вот что. Она подарила зайцу, зайчихе и маленьким зайчатам заколдованные зонтики. Необычность зонтиков была в том, что в ливень они спасали от дождя, а в зной — от солнца. Спрятавшись под заколдованными зонтами, зайцы отряхнулись, подсушили свои шубки и отправились к братцу-кролику.

Вот какая заботливая буква З! Она не только позволила зайцам продолжить путь, но и побеспокоилась о здоровье заячьего семейства.

Задания для чтения с буквой З

Вилена Коноваленко «Пишем и читаем. Тетрадь №2. Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста»

Логопедический букварь

Наталья Тегипко «Логопедический букварь»

Задания для дошкольников. Обведи и раскрась зайца, землянику и воздушного змея. Повтори стишок: «Змея зайчик запускал —Землянику затоптал».Допиши букву З. Напиши в пустых окошках букву З. Прочитай слоги. Назови слова с этими слогами. Закрась части мозаики с буквой З.

«Букварь-пропись». Климкина Ю.Е., Соловьева С.А.

Задания по обучению грамоте детей дошкольного возраста. На первом рабочем листе дети знакомятся с графическим образом буквы З, читают или повторяют слоги. Далее работа ведется над фонематическим восприятием — определения позиции звука в словах.

Автор пособия: Косенко Ю. А. «Учусь грамоте»

для дошкольников

Инна Андреева: 30 уроков письма

Инна Андреева: 30 уроков письма

1 Задание — нарисуй ушки зайчику.

Ушки и зайца похожи на букву З. Слово ЗАЯЦ начинается со звука

На это обращаем внимание детей

2 Задание — прописываем букву З. Это задание хорошо подойдет для маленьких детей, потому как буква крупная и ее легко обводить детям с ещё несформированной мелкой моторикой. В конце строки есть свободное место для того, чтобы ребенок попробовал написать букву З самостоятельно.

3 Задание — отгадывание загадки, поиск слов со звуком , а это развитие фонематического восприятия и развитие мелкой моторики — картинку ребенок раскрашивает.

4 Задание — прописать букву С.

Печатные буквы. Для детей 4-7 лет (Экспресс-курсы по подготовке руки к письму). Н.Б. Бураков 

Прописи с буквой З для подготовки к школе

Готовые рабочие листы из прописи Олеси Жуковой с буквой З. Хорошее задание для отработки графомоторных навыков.

1 лист — «Прописи для дошкольников 6-7 лет», Колесникова Е.В.

Обучение грамоте «Звуки [з],[з`] и буква З»

Отгадайте загадку:

Это странная лошадка,Словно школьная тетрадка,Полосатая лошадкаОт хвоста до головы.

Верно, зебра. А какой первый звук вы слышите в слове отгадке? Где еще можно встретить этот звук?……

Догадались о чем мы сегодня будем говорить на нашем интернет уроке?

Произнесите звук и скажите, какой он: гласный или согласный?… Проверьте, звук глухой или звонкий….

Перед вами …

Произнесите эти слова. Что заметили?…… Верно, в слове заяц звук — твердый, а в слове зебра   — мягкий.

Верно, заяц и зебра. Что вы знаете о зайцах? А о зебрах?

А вы знаете, что зебры обитают в каждом городе? Что это за зебра? …. Давайте вспомним правила перехода улицы по “ зебре”. (Самое главное правило ПДД: переходить дорогу можно только в тех местах, где есть пешеходные переходы. Большинство наземных пешеходных переходом оборудованы светофорами. Там, где нет светофора обязательно нужно посмотреть сначала налево, а потом направо, и убедиться в отсутствии движущихся транспортных средств.)

1. Подберите еще слова на звук , а теперь на ….

2. Найдите «лишнее»

3. И г р а   «Доскажи словечко»

Просыпаюсь утром рано

Вместе с солнышком румяным,

Заправляю сам кроватку,

Быстро делаю…   (зарядку).

*   *   *

Порхает над полем,

Над вольным раздольем,

Встает спозаранку

Весенняя птичка…   (зарянка)

*   *   *

Я сижу, едва не плача,

Очень трудная…   (задача)

***

Крыша в шапке меховой,

Белый дым над головой.

Двор в снегу, белы дома.

Ночью к нам пришла…   (зима).

*   *   *

Ясными ночками

Гуляет мама с дочками.

Дочкам не твердит она:

– Спать ложитесь, поздно! –

Потому что мать – Луна,

А дочурки…   (звезды). (Е. Серова)

А вот и буква З.

На эту букву посмотри! Она совсем как цифра 3.3 не просто завитушка, 3 — пружина, крендель, стружка.

1. Внимательно рассмотри буквы, найди сходства и различия

2. Найди спрятанные буквы З. Обведи их.

3. Назови перечеркнутые буквы.

4. Определи букву в неправильном положении.Выдели знакомую букву.

5. Раскрась воздушных змеев, на которых буква З написано правильно. Соедини их ниточками с зайкой.

6. Добавь недостающий элемент буквы.

7. Какой ключ подойдет к замку? Соедини ключ с замком.

8.  Раскрась обе буквы синим цветом с левой стороны рисунка. Заштрихуй букву по образцу в середине рисунка. Найди с левой стороны рисунка и раскрась букву З.9. Соедини с буквой З только те предметы, названия которых начинаются со звука .

10.ЗЗ11.

12. И г р а   «Волшебная цепочка»

Заменяя одну букву (любую) в словах зуб и зима, составьте новые слова.

Зуб – куб – дуб – душ.

Зима – Зина – Рина – рана – рама.

13. И г р а  «Наборщик»

Из букв данного слова составьте новые слова:

Здоровье – зов, вор, ров, здоров, взор, вздор, воз, вред.

14. И г р а  «Буква потерялась»

Вставьте пропущенные буквы в слова:

я – ык,   – онт,   – ве – да,   – ебра,   – убы.

15. И г р а  «Лесенка»

16. И г р а  «Из одного слова»

 Кроссворды

 О т в е т : 1) эмаль, 2) молочные, 3) постоянные, 4) по вертикали – клыки, по горизонтали – коренные, 5) резцы, 6) дентин.

17. Ребусы

О т в е т  : занавес, Зинаида, знание.

18. 

На эту букву посмотри:Она совсем как цифра три.З не просто завитушка,З – пружинка, крендель, стружка.

Возьми карандаш любого цвета и раскрась все части рисунка, в которых встречаются буквы З.

19. Читаем слоги …

20. Пишем

Учимся красиво писать здесь

21. 

 Скороговорки

1. У Зимы много забот, заболел у зайки живот.

2. Зимним утром от мороза на заре звенят березы.

3. Звенит звонок, звонок зовет, и Зоя в класс к себе идет.

4. Зоиного зайку зовут Зазнайка.

 Пословицы и поговорки

1. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

2. Здоровье дороже богатства.

3. Зацепился за пень и стал на весь день.

Словарь

  • Забава — развлечение, потеха.
  • Завет — совет, наказ, данные потомкам, последователям.
  • Зависть — чувство, связанное с желанием обладать чем-либо, чем обладает другой человек.
  • Завод — фабрика; крупное промышленное предприятие.
  • Заповедник — это определённая территория (может быть лес, поле) которая охраняется законом из-за обитания на ней редко встречающихся или вымирающих видов животных и растений.

Крылатые выражения или фразеологизмы

  • Закинуть удочку — попытаться разузнать что-либо.
  • Замести следы — уничтожать, устранять то, что может служить уликой в чём-либо.
  • Зарубить на носу — запомнить крепко, навсегда.
  • Звёзд с неба не хватать — о человеке без таланта или дарования.
  • Здоров, как бык —  о человеке крепкого здоровья.
  • Знать, как свои пять пальцев — знать что-то очень хорошо.

Произношение буквы[править | править код]

Место артикуляции звуков, производимых человеком.

Произношение твёрдого звукаправить | править код

Буква «З» произносится речевым аппаратом человека при незначительно растянутых губах (позиция рис. № 1/3 и № 2/4) слегка приоткрытого рта и образуемой при этом щели между зубами (позиция рис. № 5 и № 25), когда верхняя, срединная часть (позиция рис. № 20 — № 21) — между кончиком языка (позиция рис. № 22) и его серединой (позиция рис. № 20), — незначительно наряжена и прижата боковыми краями (область позиции рис. № 20) к корневым основаниям верхних коренных зубов с дёснами (до позиции рис. № 19); кончик языка (позиция рис. № 22), при этом, находится и/или слегка прижат к нижней части нёбного бугорка у основания нижних резцов (позиция рис. № 24). Образуемая щель между языком (позиция рис. № 21) и задней части альвеольного гребня (позиция рис. № 7) создают звуковую вибрацию выдыхаемого воздуха с одновременным произношением голосовыми связками (позиция рис. № 15) чёткого гортанного звука .

Твёрдые звуки в словахправить | править код

Твёрдый звук или произносится в слогах с долгими и/или краткими гласными — «А» , «О» , «У» , «Ы» , «Э» , а также самостоятельно и при соединении его с твёрдым знаком — .

Распространение кириллической буквы З в Европе

Особенность в произношенииправить | править код

При полном отсутствии звукового гортанного сопровождения и лишь торопливо выдыхая воздух (позиция рис. № 14), при произношении буквы «З», твёрдый и отчётливый звук будет похож на свистящий . Слабое или отрывистое и незначительное звучание , также может быть спутано с буквой «С» и различимо лишь для людей с отличным слухом.

Произношение мягкого звукаправить | править код

Мягкий звук или производится также как и глухой, но с более сильным напряжением передней части языка (позиция рис. № 20 — № 21).

Мягкие звуки в словахправить | править код

Мягкий звук или произносится в слогах с долгими и/или краткими гласными — «Е» , «Ё» , «И» , «Ю» , «Я» , а также самостоятельно и при смягчении мягким знаком — .

Двойное звучаниеправить | править код

При произношении двойной буквы «З» в каком-либо слове, возможно соединение двух самостоятельных звуков в один — более длинный, чем обычно, звук — , благодаря чему промежуточное звуковое расстояние между предшествующими и последующими слогами, — как и вначале или в окончании того или иного слова — увеличивается и становится более протяжным.

В окончании словправить | править код

В окончании слова, смягчённый и твёрдый звук произносимой буквы «З» — / , — может редуцировать при различных проблемах с дикцией (при отсутствии качественного воспитания с образовательным процессом и навыками, а также повреждением части речевого аппарата), срываясь до свистящего подобия на вариационный звук или (в международном алфавите — или , соответственно) буквы «С».

Веселые стихи. Буква З

За забором зайка скачет,В лапках букву З он прячет,Зайка, зайка, выходи,Деткам букву З верни.

***Буква З на В похожа.Голова, животик тоже.Только слева без чертыБукву З рисуешь ты.

***На эту букву посмотри:Она совсем как цифра три.

***З – не просто завитушка,З – пружинка, крендель, стружка.

***Заманите эту птицуК нам на книжную страницу.

***Ищут звери в зоопарке,Букву З, в высокой травке,Айболит всем говорит,Заяц знает, З звенит.

***Зубрята решали задачи,Зубрята зубрили задания,Ведь зубрами стать — это значит:Иметь глубочайшие знания.

***В звезде найдёшь ты букву 3,И в золоте и в розе,Земле, алмазе, бирюзе,Заре, земле, морозе.

***По белому полюВ туман и в снегаБредут потихонькуБараньи рога.

***Буква «З» цифре «Три»Говорит на ушко:— Посмотри-ка, посмотри,Милая подружка,До чего же,До чего же,До чегоМы тожеСхожи!..Общие у нас черты,Ты — как я,А я — как ты.Мы похожи, как птенцы,Может быть, мы близнецы?

***Знают заяц и змеяАлфавит от А до Я.В зоопарке класс открылиВсех зверушек пригласили.

***К нам однажды на козеПрискакала буква «Зэ».Буква «Зэ» козу кормила,Буква «Зэ» козу поила,Вымя вымыла водой.У козы большой удой.Баночка готоваМолока парного.

Развивающие игры / автор блога: Марина Гранович

Правописание приставок на з/с[править | править код]

Страничка букваря Кариона Истомина с буква Ѕ (зело).

Русская орфография, в целом этимологическая, даёт одну из немногих уступок произношению при правописании приставок, оканчивающихся на з/с. Правила их написания восходят к старославянским и несколько раз менялись. В частности, были следующие системы.

Церковнославянская орфография (с середины XVII века)править | править код

Приставки с-, без-, чрез- (через-) и низ- не изменяются (исключение: глагол згарати, хотя сгорѣти); приставки вз- (воз-), из- и раз- имеют з перед гласными и звонкими согласными, а также перед с и ш, но с перед прочими глухими согласными. В некоторых изданиях з не меняется на с также перед ц и ч, но формально это считается ошибкой.

Дореволюционная русская орфографияправить | править код

Приставки с-, без- и чрез- (через-) не изменяются; прочие приставки (вз- (воз-), из-, низ-, раз-) имеют з перед гласными и звонкими согласными, а также перед с, но с перед прочими глухими согласными.

Современная русская орфографияправить | править код

Приставка с- не изменяется; прочие приставки (без-, вз- (воз-), из-, низ-, раз-, чрез- (через-)) имеют з перед гласными и звонкими согласными, но с перед глухими согласными. (Слово близстоящий считается имеющим два корня, а не приставку, а потому данному правилу не противоречит.)

Историческая справка[править | править код]

Лист азбуки с буквой З

Буква «З» является составной частью всех славянских кириллических алфавитов в качестве девятой по счёту — в русском, белорусском, сербском, македонском; восьмая — в болгарском, и — десятая — в украинском).

В диалектическом начертанииправить | править код

Буква используется в письменностях некоторых неславянских народов, где на её основе были даже построены новые буквы, наподобие Ҙ.

Происхождение буквыправить | править код

Предполагается, что кириллическая форма происходит от греческой буквы дзета (Ζ, ζ); глаголическая, вероятно, тоже (хотя есть и другие гипотезы).

По произношениюправить | править код

В произношении, буква «З» очень рано совпала с буквой «зело» (S , в македонском диалекте — дзе), которая употреблялась гораздо реже. При введении в 1708 году гражданского шрифта, первоначально — буква З (Земля ) была исключена из азбуки в пользу буквы Ѕ, но во второй версии шрифта 1710 года вновь восстановлена, однако — при этом, была исключена Ѕ. Впрочем, обе азбуки имели параллельное хождение до 1735 года, когда Ѕ (зело) было исключено окончательно.

Старославянская и церковная письменностьправить | править код

В старо- и церковнославянской азбуках называется «земля́» и является восьмой по счёту; в кириллице выглядит как (z-образная форма более древняя) и имеет числовое значение 7, в глаголице — как и имеет числовое значение 9.

Двоякое начертание буквы «З» в церковнославянских книгахправить | править код

К началу книгопечатания у восточных славян буква «З» существовала в нескольких начертаниях, среди которых достаточно чётко различались з-образное и z-образное. Это различие в некоторых течениях письменной традиции (особенно на Украине) приобрело орфографическое значение: знак «З» употреблялся в начале слов, а Z в середине и в конце (ср. с подобным же разграничением двух форм изображения буквы Д). Оба варианта присутствовали в шрифтах Ивана Фёдорова, хотя он употреблял их достаточно произвольно. Позднейшие же украинские церковнославянские издания, вплоть до конца XIX века, соблюдали данное различие весьма строго, что является одним из их характерных отличий от изданий великорусских. В последних различие литер З и Z наблюдалось до середины XVIII века, но в более мягкой форме: z-образный знак встречался большей частью в качестве второй буквы из двух рядом стоящих З (возzвати, безzаконникъ и т. п.), а все остальные буквы З печатались з-образно.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный мир
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: