Сюжет[править | править код]
Действие происходит во время голода в Поволжье в начале 1920-х годов.
12-летний Мишка Додонов живёт в Лопатинской волости Бузулукского уезда. Незадолго до этого умерли от голода его отец, дед и бабушка, но ещё живы два младших брата, Яшка и Федька, и мать, которая очень слаба от голода. В доме не осталось ни еды, ни муки, ни домашних животных. От сельских мужиков он слышал, что многие едут на поездах в Ташкент, где хлеба много и он стоит дёшево. Хотя путь этот далёкий и тяжёлый, а для поездки нужен билет и специальный пропуск, Мишка загорается идеей съездить в Ташкент, набрать хлеба и привезти зерна на посев. С ним решает ехать Серёжка, мальчик на год младше Мишки и более робкий. Они вдвоём добираются до станции, где пытаются найти нужный поезд. От страха и голода Серёжка хочет вернуться домой, но Мишка отговаривает его.
Наконец, им удаётся забраться на крышу поезда и проехать часть пути. На следующей станции, пока они снова ждут поезд, у Серёжки начинается понос и поднимается температура. Возле вагонов его замечает медсестра, которая говорит, что у мальчика тиф. Она отвозит Серёжку в больницу, Мишка едет с ним. В ожидании Сережки Мишка бродит по базару в надежде продать старую бабушкину юбку, которую ему дала мать, но решает, что дальше в пути цены на неё будут выше. Он попадает в «орта-чеку», где его направляют таскать дрова вместе с такими же безбилетными. Ночью у Мишки крадут юбку.
Голод в Бугуруслане, фото 1921 года
Мишка решает ехать дальше и приходит попрощаться с приятелем, но в больнице ему говорят, что Серёжка умер. Отчаявшегося от всего происходящего Мишку замечает товарищ Дунаев из «орта-чеки» и, сжалившись над ним, кормит его супом и сажает на поезд к мужикам. Мишка едет несколько дней, проезжая Оренбург. Из вагона он не выходит, так как слышал разговор мужиков, которые относятся к нему с подозрением, о том, что те не пустят его обратно в вагон, если он выйдет на остановке. Поезд едет по киргизским степям. На остановке Мишка решает продать свой ножик киргизу, из-за чего чуть не опаздывает на поезд, его нехотя затаскивает туда кондуктор. На следующей станции Мишке приходится сойти с поезда.
Он знакомится с мальчиком Трофимом, также путешествующим в одиночку. Они продают Мишкин пиджак и на вырученые деньги покупают хлеб, впервые за много дней наедаясь. Однако на поезда здесь садиться запрещают. Мишка с Трофимом присоединяются к группе мужиков, которые идут через степь на разъезд, чтобы сесть там. По дороге мимо них проходит поезд, и Трофиму удаётся запрыгнуть в него, а Мишка ударяется головой и теряет сознание. Когда он приходит в себя, оказывается, что он остался один в степи: из его спутников кто-то ушёл вперёд, кто-то умер. Мишка идёт вдоль путей вперёд, опасаясь бродячих собак. Наконец он приходит к станции, где проводит ночь под дождём в полуразрушенной будке. Он пытается сесть на поезд, умоляя машиниста не прогонять его. Машинист Кодратьев берёт Мишку к себе на паровоз и довозит до города, где поезд встаёт на ремонт.
Кондратьев обещает Мишке на следующий день взять его собой в рейс до Ташкента. В ожидании Мишка не спит, бродит по вокзалу, разговаривает с людьми, однако потом чуть не пропускает свой поезд. Он садится к товарищу Кондратьеву, не до конца веря, что к нему так хорошо отнеслись: «Хотел сказать Мишка хорошее слово, чтобы понял товарищ Кондратьев, как Мишка благодарен ему, но слова такого не было на Мишкином языке, только глаза блестели, полные любви и преданности». В знак благодарности Мишка дарит Кондратьеву свой ножик, который он пока не успел продать, однако позже машинист незаметно возвращает ножик, кладя его Мишке в карман. Наконец, поезд прибывает в Ташкент, куда так стремился Мишка.
В эпилоге Мишка («плотный, загоревший мальчишка в большом разорванном картузе») поздней осенью возвращается в родную деревню с двумя огромными мешками хлеба («весом пуда по три»). В Ташкенте он голодал, побирался, болел, но потом устроился на работу в садах у богатого сарта и заработал несколько пудов зерна, часть из которого пришлось отдать за проезд. В деревне он находит только больную мать, его братья умерли от голода. Видя разрушенное хозяйство, Мишка понимает, что он дальнейшее зависит от него, и говорит решительно: «Ладно, тужить теперь нечего, буду заново заводиться…»
Создание
Голодающие районы на карте 1921 года
Повесть во многом основана на личных впечатлениях Неверова от лета 1921 года, когда он сам совершил поездку в Ташкент из Самары, где он тогда жил. В это время «десятки тысяч нищих нахлынули в Самару, обезумевшие люди двинулись вдоль колеи железной дороги, ведущей в Туркестан, в Ташкент, на юго-восток», причём поезда забирали лишь часть этих людей. Неверов писал В. Я. Шишкову: «Слова такого не найдешь, чтобы передать весь ужас. Самарская деревня вымирает буквально. (…) Кошки, собаки поедены. Страшно общественное отупение, потеря „человеческой“ совести…». Движению людей на Ташкент посвящён его очерк «За хлебом». В поисках средств к существованию Неверов ездил в Ташкент по предложению писателя Н. А. Степного, которому пришла в голову идея провести в Ташкенте серию выступлений. Со Степным и Неверовым поехал и брат последнего, чтец-декламатор Пётр Скобелев, а также писатель Павел Дорохов, который помог достать документы и пристроил писательскую бригаду в товарный вагон в качестве охранников. Поездка продолжалась два с половиной месяца.
Весной 1922 года Неверов впервые упоминает о замысле повести «Ташкент — город хлебный» в письме Я. П. Гинзбургу: «Писать о голоде теперь очень трудно в художественной форме. А я до тех пор не могу выпустить вещь из рук, пока она мне не понравится — более или менее… Я как раз ломаю сейчас голову над тем, как создать „нечто“». Закончена повесть вчерне была в мае 19 мая 1923 года, за полгода до скоропостижной смерти писателя. В это время Неверов уже жил в Москве. Жена писателя А. С. Новикова-Прибоя, М. Л. Новикова, вспоминала, что в то время писатель «как будто предчувствовал угрожающую ему беду» и «не раз повторял, что жить ему осталось немного».
В 1923 году главы из повести публиковались в альманахе «Вехи Октября», газете «Коммуна», журналах «Петроград» и «Красный журнал для всех». В том же году повесть вышла отдельным изданием в издательстве «Земля и фабрика». К 1928 году повесть выдержала уже 10 изданий.
Вклад Ташкента в снабжение СССР хлебом
Полеводческие работы и традиции сельского хозяйства в Ташкенте сделали его одним из главных городов, обеспечивающих СССР хлебом во время советской эпохи. Благодаря плодородным почвам, богатым поливным системам и опыту крестьян, Ташкент стал лидером по производству зерна и хлеба в стране.
Одна из основных мероприятий, проводившихся в Ташкенте для обеспечения СССР хлебом, была коллективизация сельского хозяйства. Крестьянские хозяйства объединялись в колхозы и совхозы, что способствовало более эффективному использованию земли, семенного фонда и сельскохозяйственной техники.
Внедрение новых методов сельского хозяйства, таких как механизация полей, использование новых сортов зерна и улучшение системы орошения, дали возможность увеличить урожайность и позволили Ташкенту продолжать быть одним из крупнейших поставщиков хлеба в СССР.
Кроме того, организованные в городе научные исследования по улучшению процесса выращивания зерна и разработке новых сортов позволили сделать Ташкент центром современного сельского хозяйства.
Важным фактором, способствовавшим вкладу Ташкента в снабжение СССР хлебом, была локализация города на пути транспортировки зерна из центральных регионов к Средней Азии и Кавказу. Благодаря этому, Ташкент обладал удобным местоположением для отправки продукции в другие регионы страны.
Таким образом, благодаря усилиям крестьян, научных работников и руководства города, Ташкент смог сделать значительный вклад в снабжение СССР хлебом и стать одним из ключевых поставщиков зерна и хлеба в стране.
Значение произведения «Ташкент — город хлебный» в историческом контексте
В исторический период, с которым связано произведение, Ташкент был одним из важных центров Средней Азии. Город играл значимую роль в торговле и культурном развитии региона. В «городе хлебном» сбегались торговцы и путешественники со всех концов Старого Света, создавая особую атмосферу многонациональности и смешения культур.
В произведении Г. Юсупова освещается трагическая история семьи, подчиненной воле исторических событий и социального прогресса. Автор раскрывает историю главных героев, которые сталкиваются с трудностями и пытаются выжить в условиях смены политических режимов и социальных противоречий.
Помимо описания конкретных событий и персонажей, произведение передает атмосферу и дух эпохи, поражающие своей многогранностью и противоречивостью. В произведении затрагиваются вопросы национальной идентичности, религиозных традиций, экономического и социального развития города Ташкента.
Тема произведения имеет большое значение в историческом контексте, так как оно позволяет увидеть и понять сложный путь развития Ташкента и его жителей, а также влияние исторических событий на жизнь людей.
Инновации, предложенные в произведении, для повышения урожайности
Инновация
Описание
Использование современных методов орошения
Авторы произведения обращают внимание на важность правильного орошения посевов. Они предлагают использовать современные методы орошения, такие как капельное орошение или системы полива с учетом потребностей каждого вида культур.
Применение современных средств защиты растений
Авторы отмечают, что использование современных средств защиты растений может помочь бороться с вредителями и болезнями, которые снижают урожайность
Они рекомендуют использовать эффективные инсектициды, гербициды и фунгициды.
Внедрение новых сортов сельскохозяйственных культур
Авторы подчеркивают, что внедрение новых сортов сельскохозяйственных культур может увеличить урожайность
Они упоминают о необходимости проводить исследования и разработки, чтобы выращивать новые сорта, которые были устойчивы к неблагоприятным погодным условиям и болезням.
Расширение использования тепличного хозяйства
Авторы предлагают расширить использование тепличного хозяйства для выращивания овощей и других культур. Они утверждают, что использование тепличных условий может позволить получать высокие урожаи круглый год, независимо от погодных условий.
Внедрение данных инноваций может играть ключевую роль в повышении урожайности и обеспечении продовольственной безопасности города Ташкента.
С этой книгой читают
Секс в большом городеКэндес Бушнелл
Стоит ли выходить замуж за Мужчину Своей Мечты?
Как не стать жертвой «серийного любовника»?
Кто такие моделепоклонники и чем они отличаются от других…
2.73
(9)
Город СолнцаТоммазо Кампанелла
Политическая философия Кампанеллы в его «Городе Солнца» содержит проповедь коммунистического, контролируемого с помощью принципов евгеники, общества, которым правят…
3
(3)
Самая красивая женщина в городе и другие рассказыЧарльз Буковски
Авторский сборник рассказов и избранные стихи выдающегося американского писателя и поэта, всегда имевшего большую популярность в Европе, чем в США (в одной Германии…
3.4
(4)
Самая красивая женщина в городеЧарльз Буковски
Третья книга избранных рассказов и стихов выдающегося американского писателя и поэта. Публиковавшиеся ранее произведения представлены в новой редакции, часть рассказов и…
4
(8)
Город и псыМарио Варгас Льоса
Марио Варгас Льоса (род. в 1936 г.) — известнейший перуанский писатель, один из наиболее ярких представителей латиноамериканской прозы. В литературе Латинской Америки его…
4.23
(4)
ГородГришковец Евгений Валерьевич
Евгений Гришковец окончил филологический факультет Кемеровского университета. В 1991 г. создал театр «Ложа», в котором за 7 лет было поставлено 10 спектаклей. В 1999 г….
3.8
(1)
В городе Сочи темные ночи Хмелик Мария Александровна
В книгу известного сценариста, лауреата престижной премии Европейской киноакадемии Марии Александровны Хмелик вошли киноповести «Маленькая Вера» (премьера фильма — в…
3
(2)
Необыкновенные истории из жизни города КолоколамскаЕвгений Петров, Ильф Илья Арнольдович
«В сентябре месяце в Колоколамск вернулся из Москвы ездивший туда по торговым делам доктор Гром. Он прихрамывал и сверх обыкновения прикатил со станции домой на…
4.2
(2)