Процесс восстановление речи после инсульта
Процесс восстановления речи очень длинный
Восстановление речи после инсульта — процесс, который нужно начинать сразу же после того, как состояние после инсульта стабилизировалось. Нужно быть готовым к тому, что он займет больше времени, чем восстановление двигательных функций. Все может затянуться до шести лет, хотя даже после такого промежутка времени речь может возобновиться не полностью. Больного нужно заверить в том, что успешность лечения в первую очередь зависит от его собственных усилий.
За улучшением речевых функций должен следить врач логопед. Он может назначить как медикаментозное лечение, так и логопедические упражнения. Если пытаться лечить больного самостоятельно, можно нанести большой вред, тогда шансы на выздоровление будут значительно снижены. Стоит отметить, что речевые расстройства бывают двух видов, каждый из которых требует отдельного лечения.
Вначале рассмотрим проявление каждой формы, а затем лечение, которое требуется в каждом виде.
- Афазия. Нарушается сам феномен речи как проявление высшей нервной деятельности. Пациент не способен распознать письменную или устную речь, однако он слышит звуки и слова. Это сенсорная афазия. Из-за того, что в нужных отделах неокортекса не формируется необходимый импульс, больной не может произнести слово. Это так называемая моторная афазия или речевая апраксия. Существует тотальная афазия, при которой человек не только не может говорить сам, но и не понимает, что ему говорят.
- Дизартрия. Это дефект в произношении слов и звуков. Человек отлично понимает, что ему говорят, может писать и читать, однако говорить, не способен, так как работа мышц, которые ответственны за произношение звуков, нарушена. Это также называется нарушением артикуляции, при которой поражаются отделы подкорковых структур и лобных долей.
Теперь самое время обсудить, какие методы лечения применяются в каждом виде.
Логопедический метод. В этом случае речь, чтение и письмо восстанавливаются тренировками и закреплением лингвистических навыков. Также применяется мелодическая интонационная терапия, которая направлена на то, чтобы активировать функции правого полушария мозга. Восстанавливать когнитивные функции и речь можно с помощью компьютерной техники. Логопедический метод приносит наибольшую пользу при взаимодействии с фармакологическими методами, которые направлены на то, чтобы привести в нормальное состояние поврежденное полушарие. Хотя при тяжелой афазии еще применяются другие методы.
Когда больному назначается массаж
Помимо нарушения речевой функции часто у людей, перенесших
инсульт, появляются следующие неприятные признаки. У них:
- сильно текут слюни изо рта;
- обвисают щеки, уголки рта;
- во время приема пищи вываливается еда изо рта.
Избавиться от данных признаков им помогает массаж. Он
приводит мышцы лица в тонус, восстанавливает мимику. А еще после массажа
пациенту становится легче выговаривать слова.
Во время массажа пациент оказывает воздействие на
специальные точки, расположенные на лице, языке. Массаж начинается с того, что
пациент поглаживает, растирает щеки, лоб, подбородок.
Помните: о
расположении полезных точек лучше заранее узнать у своего лечащего врача. Также
он сможет ответить на вопрос о том, восстанавливается ли речь после инсульта.
Скороговорки для дикторов
Каждый диктор знает, что с помощью скороговорок можно добиться объемного и полного звучания голоса, а также значительно улучшить четкость произношения. На нашем сайте вы найдете небольшую коллекцию скороговорок, которые помогут вам в работе. Но сначала поговорим о том, как правильно произносить скороговорки и что нужно сделать, чтобы добиться максимального эффекта от упражнений.
Прежде чем приступать к проговариванию скороговорки, займемся тренировкой мышц неба. Для этого нужно в ровном темпе произносим трижды согласные «Г» и «К», затем с полуоткрытым ртом постараемся произнести гласные «О», «А» и «Э» (также три раза).
После этих упражнений нужно расслабить мышцы, представив, что вы полощете рот, но не водой, а воздухом. Теперь переходим к чтению скороговорок.
Как правильно произносить скороговорки
Начинать чтение любой скороговорки диктору стоит по следующему принципу: все гласные звуки должны быть почти беззвучным, но согласные, напротив, необходимо произносить четко и звонко. После этого скороговорка уже должна произноситься в полный голос. При этом диктор должен прислушиваться к себе, чтобы определить, при какой артикуляции голос будет звучать наиболее плавно и четко.
Во время прочтения скороговорок наклоняйте голову из стороны в сторону. При этом нужно пытаться выдвинуть язык к губам, это даст эффект тихих гласных звуков.
Еще одно простое упражнение, которое в сочитании со скороговорками поможет улучшить дикцию: глубоко вдохнув и задержав дыхание, слегка зажмите нос пальцами и в таком положении начинайте читать скороговорку. Выдыхать и снова вдыхать воздух через нос можно в тех местах, где необходима пауза.
Не нужно пытаться быстро прочитать труднопроизносимые слова скороговорки. Фразы, которые вызывают у вас затруднение по началу произносите медленно, постепенно увиличивая темп.
Для большей эмоциональной окраски ставьте четкое ударение на необходимых слогах. В каждом звуке, слове или фразе должна чувствоваться перспектива.
Скороговорки для дикторов
Для занятий диктору вполне подойдут обычные скороговорки для развития речи, знакомые всем нам с детства. Вы можете выбрать смешные скороговорки или придумать свои. В любом случае, начинайте разминку с простых скороговорок, постепенно переходя к более сложным.
Корабли лавировали, лавировали да не выловировали, ведь не веровали в вероятность вылавировать. Вот маловеры: веровали бы — вылавировали бы.
Скороговорщик скороговаривал скороговорные скороговорки,И нам скороговорщик скороговорил, что все скороговорки перескороговорить сможет,Но в ходе скороговорения скороговорок, скороговорщик заскороговорился,И проскороговорил нам скороговорщик последнюю скороговорку: «все скороговорки выскороговариваешь да не выскороговоришь!»
У вас наш нож у нас ваш нож.
Гурбангулы Бердымухамедов украл у Танирбергена Бердонгарова кораллы
У попа папа кок, у кока папа поп
Параллелограмм паралеллограммил паралеллограммил да не выпараллелограммировал.
Стаффордширский терьер ретив,А черношёрстный ризеншнауцер резв.
Толком толковать, да без толку расперетолковывать.
Пришёл Прокоп, кипел укроп,Ушёл Прокоп, кипел укроп;Как при Прокопе кипел укроп,Так и без Прокопа кипел укроп.
Говорил командир про полковника и про полковницу, про подполковника и про подполковницу, про поручика и про поручицу, про подпоручика и про подпоручицу, про прапорщика и про прапорщицу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу молчал.
Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей.
Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.
Скороговорки скороговорю скоровыговариваю,Скороговорить скороговорилками не заскороговаривать.
Прост обряд или сложен обряд — нельзя обряды строить в ряд.
Добыл бобыль бобов.
Деидеологизировали-деидеологизировали, и додеидеологизировались.
Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу, в грязи от груза арбузов развалился кузов.
Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок.
Купи кипу пик.Купи кипу пуха.
Заноза осе впилась в жало, что та аж визжала.
Я человек фертикультяпистый, могу зафертикультипнуть и выфертикультипнуть.
Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.
Наш Полкан из Байкала лакал. Лакал Полкан, лакал, да не мелел Байкал.
Наш голова вашего голову головой переголовал, перевыголовил.
Нёс Петро ведро,Ведро било Петра в бедро.Пнул Петро ведро,Ведро не ядро, но летело быстро.
Как развивать речь с помощью скороговорок?
Способов улучшить речь — масса, но многие (такие как голосовые тренинги) стоят денег. Скороговорки — самый простой, доступный и бесплатный способ. Чтобы обычные скороговорки преобразились в скороговорки для развития дикции, достаточно следовать 6 шагам:
-
Правильно выучить
Для начала стоит проговорить текст медленно. То, что скороговорки нужно говорить сразу очень быстро — критическое заблуждение. Этим вы только портите дикцию. Сначала проговаривайте скороговорку или сложное слово медленно, по слогам. Главная задача на этом шаге – правильно выучить скороговорку. Для примера возьмем: «На дворе трава, на траве дрова». Основные сложные буквы здесь – это Р, Д, Т, для кого-то и В. Разбиваем скороговорку на слоги и медленно произносим, чётко выговаривая сложные буквы: «На ДВо-Ре ТРа-Ва, на ТРа-Ве ДРо-Ва». Но часто, забывая про гласные звуки, начинают произносить «На двАре трава, на траве дрАва». Наша цель научиться правильно и красиво говорить, чтобы люди понимали каждое слово. И отрабатывая каждый звук в скороговорках, вы добьётесь лёгкости в произношении слов в повседневной речи. -
Шёпот
Когда вы сможете выговорить чистоговорку медленно, четко и ясно, отчеканивая каждый звук, беззвучно проработайте артикуляцию: произнесите текст шёпотом. Звуки, которые вы произносите, должны быть тихими, но четкими. Представьте себя суфлёром в театре, ваш шепот должен быть слышен и понятен на другом конце сцены. -
Растягивать
Проговаривайте скороговорку растягивая трудные буквы в разных сочетаниях: «На дво-ррррр-е т-ррррр-ава, на т-ррррр-аве д-ррррр-ова»; «н-ааааа дв-ооооо-ре тр-аааааа-в-ааааа»; «н-ааааа т-ррррр-ааааа-ве д-ррррр-ооооо-вааааа». Именно таким способом и прорабатываются труднопроизносимые буквы. Короткие согласные звуки, которые нельзя растянуть, можно многократно повторять: «на д-д-д-д-д-воре т-т-т-т-т-рррррр-а-ва» — похоже на заикание, но это упражнение для развития речи. -
Интонации
Когда вы полностью выучили и проработали текст, можете произнести его с разной интонацией, повышая и понижая громкость голоса. Попробуйте проговаривать скороговорки как стихотворение: плавно и напевно. Смотрите эталонный пример такой работы в скороговорке-загадке от диктора Сергея Вострецова. -
Скорость
Только после первых 4 шагов можно увеличивать скорость скороговорки, не потеряв качество произнесения звуков. -
Музыка (дополнительно)
Включите музыку, бит, метроном комфортного темпа и проговаривайте текст, стараясь попасть в ритм мелодии. Мозгу гораздо легче запомнить скороговорку, воспринимая её как песню. Меняя темп музыки, добиваемся достойной скорости произношения.
Через сколько восстановить речь пациента
Однозначного ответа на вопрос о том, как восстановить речь после ишемического инсульта,
и как долго она будет восстанавливаться, нет.
Восстановление зависит от несколько факторов. Процесс
зависит от:
- сохранения пациентом способности к артикуляции.
К примеру, если пациент полностью утратил речь, издает только мычащие звуки, то
полностью восстановить речь ему будет очень сложно; - типа возникшей афазии. Если у пациента
нарушились лишь мимические функции, то речь у него восстановиться намного быстрее.
А если больной видит предмет, но не может назвать его, то ему придется заново
учиться произносить слова, объяснять то, как правильно построить предложение; - типа инсульта. К примеру, пациенты, перенесшие
ишемический инсульт, быстрее восстанавливаются, чем люди, перенесшие
кровоизлияние в мозг; - заботы близких людей. Если у человека,
перенесшего инсульт, есть родственники, которые занимаются с ним речевыми
упражнениями, подбадривают его, то речь такого человека восстановится быстрее.
И обращаться ему к логопеду или иному специалисту с вопросом о том, можно ли восстановить речь после
инсульта, не нужно.
Помните: только медик
может составить правильную программу реабилитации, скорректировать ее, а если
это требуется, то и ответить на вопрос о том, сколько восстанавливается речь после инсульта.
В целом речь пациента восстанавливается очень долго. На это
может уйти от 1 месяца до 1 года. Процесс восстановления речи зависит от того,
какие речевые центры были у пострадавшего повреждены.
Подытожим: инсульт – это опасный недуг, который может
сделать из любого человека инвалида. Поэтому каждый человек должен внимательно
следить за собой, своим здоровьем, и при появлении каик-либо неприятных симптомов
незамедлительно обратиться к специалисту. Шутить со своим здоровьем очень
опасно.
Рекомендации для родственников
Кроме занятий с логопедом, родственникам нужно общаться с человеком
Важное значение для реабилитации речи и общего состояния играет эмоциональный настрой больного. Необходимо всячески поддерживать его, оказывая моральную помощь
Запаситесь терпением, сроки восстановления индивидуальны для каждого человека. Не обращайтесь с родственником, как с больным, будьте внимательными. Избегайте лишнего шума, не допускайте раздражения и переутомления.
Другие рекомендации:
- Постепенно усложняйте упражнения, не торопитесь.
- Хвалите, не критикуйте, это придаст уверенности больному.
- Не допускайте переутомления, меняйте виды деятельности, чтобы разнообразить его досуг.
При подборе скороговорок также руководствуются принципом от простого к сложному: постепенно добавляют по 1-2 звука. В противном случае возникнет перегрузка речевого аппарата.
Например:
- «Белый снег, белый мел, белый заяц тоже бел. А вот белка не бела — белой даже не была».
- «Пошла Поля полоть в поле».
- «Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели».
Также можно читать детские стихотворения, прибаутки, считалки. Перед началом терапии нарушений речи при инсульте логопед оценивает состояние больного, определяя степень речевой дисфункции. Возможны групповые и индивидуальные занятия со специалистом. Дополнительно для восстановления речи могут использоваться специальные программы, установленные на телефон или компьютер с понятным интерфейсом.
Физиотерапевтические методы заключаются в электростимуляции речевых мышечных тканей. Чаще применяются при моторном типе афазии. Иглорефлексотерапия восстанавливает артикуляцию. Функциональное биоуправление визуально воздействует на речевую мускулатуру. Не рекомендуется применять больным с дезориентацией и другими психическими отклонениями.
Также следует обратить внимание на режим дня больного, рацион его питания. Если человек не встает с постели, следует регулярно заниматься с ним лечебной физкультурой
Чтобы избежать осложнения простудных заболеваний, потребуется выполнение дыхательной гимнастики для улучшения работы органов дыхательной системы. Возможно, потребуется приобрести противопролежневый матрас.
Как работает логопед
Нарушение речи при инсульте корректирует логопед. Выбирая методы работы, он учитывает данные предварительного обследования. Пациенты, у которых после инсульта парализовало левую сторону, восстанавливаются легче и быстрее, чем больные, у которых пострадала правая часть тела.
Упражнения для каждого больного логопед подбирает индивидуально, чтобы нагрузка была ему по силам и соответствовала типу и степени афазии. Наращивают ее постепенно начиная с самых легких тренировок и усложняя их от занятия к занятию
На первом сеансе специалист ведет работу с пациентом, у которого пропала речь, на основе важного для него в эмоциональном или смысловом отношении материала, чтобы заинтересовать его
Хороший результат дает музыкотерапия. Если перенесший инсульт больной, целью которого является восстановление речи, затрудняется составить собственное высказывание или закончить произнесенное логопедом предложение, можно использовать его любимые песни. После прослушивания пациенту предлагается спеть их.
Даже если в первый раз слова песни невозможно будет понять, при многократном повторении их произношение улучшится. Музыкотерапия приносит больным положительные эмоции и помогает развивать утраченные функции с удовольствием.
Длительность логопедических сеансов и перерывов между ними определяются индивидуально. Но есть и общие правила. На первые занятия отводят не больше 7-15 мин. Через 1,5-2 месяца продолжительность тренировок можно будет довести до 30-40 мин. Доказано, что способность к общению восстанавливается быстрее при раннем начале занятий (в течение 1-3 недель после приступа).
Прогноз
Возможность нормализации речи зависит от степени тяжести инсульта, выполнения реабилитационных назначений.
Если все рекомендованные меры выполняются, речь восстанавливается в следующем соотношении:
- у 55% больных, переживших тяжелый инсульт;
- у 76% перенесших заболевание средней тяжести;
- у 92% после легкого инсульта.
Программы, ориентированные на то, как восстановить речь после инсульта, носят разноплановый характер. Они предполагает упражнения, массаж
Важной составляющей считается соблюдение лекарственных назначений, применение народных средств, логопедические занятия
Самые эффективные скороговорки
Оказывается, детские стихотворные скороговорки самые эффективные для улучшения дикции взрослых. Они замечательно тренируют дикцию, и в результате произношение становится правильным и чистым. Хотя, безусловно, вряд ли все получится сразу, так что главное, дать себе время на тренировку и не отступать при первых же неудачах.
***
У пчелы, у пчёлки
Почему нет чёлки?
Отвечаем почему:
Чёлка пчёлке ни к чему.
***
Мы чаёк горячий
Будем пить на даче,
Пить с печеньем, с калачом,
Пирог с черникой испечём.
***
Уж пожаловал ежам
Новых дюжину пижам.
Прежние пижамы
Исколоты ежами.
***
Жук жужжит в железной банке,
Жук не хочет жить в жестянке.
Жизнь жука в плену горька.
Жалко бедного жука.
***
Тучи гуще, гуще, гуще,
Дождик пуще, пуще, пуще,
Даже щуки и лещи
Ищут шляпы и плащи.
***
Сова советует сове:
«Спи, соседка, на софе:
На софе так сладко спится –
О совятах сон приснится!»
***
Вез корабль карамель,
Наскочил корабль на мель.
И матросы три недели
Карамель на мели ели.
***
За деревней, за просёлком
Пела песни перепёлка.
Перепёл прилетел,
Перепёлку перепел.
***
Посмотрите на Иринку:
Ест Иринка мандаринку.
Съест Иринка мандаринку,
Бросит корочки в корзинку.
***
Были галчата в гостях у волчат.
Были волчата в гостях у галчат.
Ныне волчата галдят, как галчата.
И, как волчата, галчата молчат.
***
В четверг четвёртого числа
В четыре с четвертью часа
Четыре чёрненьких курчавеньких чертёнка
Чертили чёрными чернилами чертёж.
***
Мяч скучал на чердаке.
Мячик ищут в сундуке.
Тщетно ищут мячик
Девочка и мальчик.
***
Белый снег. Белый мел.
Белый сахар тоже бел.
А вот белка не бела.
Белой даже не была.
***
Мы режем, режем, режем,
Бумагу всю изрежем,
Вырежем жука – желтые бока.
И как станет жук жужжать,
Все должны мы убежать!
Ж-ж-ж-ж-ж…
***
Над Жорой жук жужжа кружит.
От страха Жора весь дрожит.
Зачем же Жора так дрожит?
Совсем не страшно жук жужжит.
***
В огороде Фёкла ахала и охала,
Уродилась свёкла не на грядке – около.
Жалко Фёкле свёклу, жалко свекле Фёклу,
Жаловалась Фёкла: «Заблудилась свёкла!»
Какова вероятность восстановления у молодых
Для возобновления речи обычно требуется достаточно длительный период, так как нужно не только научить человека правильно выговаривать звуки и слова, но и полноценно общаться с окружающими. Чем раньше начато восстановление речевой функции, тем больше шансов на успех.
В молодом возрасте процесс реабилитации протекает гораздо быстрее, это связано с тем, что обычно повреждается одна зона головного мозга, а также чаще встречается геморрагическая форма инсульта. При этой разновидности болезни реже затрагивается кора больших полушарий, не страдает восприятие и понимание речи, интеллектуальные способности.
Доказано, что если начать занятия с логопедом в первые три месяца, заниматься не менее 3 часов в неделю, то у большинства пациентов молодого и среднего возраста удается добиться полного восстановления речи или существенно прогресса.
Как правило, для этого потребуется 4 — 5 месяцев. При обширном инсульте улучшение этой функции продолжается на протяжении года, известны случаи полной реабилитации и в более поздний срок.
Как восстановить речь в домашних условиях
Помимо занятий с логопедом, также пациент должен заниматься
и дома восстановлением речи после
ишемического инсульта. Для этого он должен выполнять следующие несложные
упражнения.
Помните: каждое упражнение
выполняется по 10 раз.
Комплекс упражнений
для речи, помогающих
разработать губы и используемый после
инсульта. Для его выполнения больной должен:
- вытянуть губы в трубочку;
- захватить одной губой другую, поменять
положение; - оттянуть губы пальцами в стороны, вверх, вниз;
- широко улыбнуться, сменить улыбку грустным
выражением лица, опустить уголки губ вниз.
Следующие упражнения помогают разработать язык. Для их
выполнения пациент должен:
- сильно высунуть язык изо рта;
- коснуться языком неба и зоны, расположенной в
нижней части неба; - облизывать губы, поменять положение языка
несколько раз; - закруглить язык, протянуть его далеко назад;
- подвигать языком по внутренней стороне щек и
губ, поменять положение.
Помните: пострадавший
не должен перенапрягаться, но очень сильно жалеть себя он также не должен.
Ему рекомендуется сочетать активные занятия с отдыхом. Тогда
реабилитация пройдет быстрее, и негативные эмоции будут посещать пострадавшего
намного реже.
Какие медикаменты применяются
Пациентам, перенесшим инсульт, обычно назначают лекарства уменьшающие
очаг поражения и улучшающие питание нервной ткани. Используют:
- ноотропы. Они улучшают регенерацию,
восстанавливают функции мозговых клеток; - гипотензивные медикаменты. Они помогают снизить
артериальное давление; - кроворазжижающие медикаменты. Они уменьшают
вязкость крови, улучшают церебральное кровообращение; - диуретики. Они снимают отек с мозговой ткани.
Также больному назначается:
- «Глиатилин».
- «Цераксон».
- «Актовегин».
- «Мексидол».
Помните: подбираются
медикаменты только лечащим врачом. Он же сможет ответить родственникам
пострадавшего от недуга на вопрос о том, как научить говорить после инсульта.
Виды нарушений
Патологии, к которым ведет ухудшение кровоснабжение мозга, вызывает множественные двигательные осложнения, расстройство чувствительности. Одним из частых осложнений является нарушение речи после инсульта. Люди, перенесшие это заболевание, сталкиваются с дизартрией, афазией и диспраксией.
После инсульта могут отмечаться комбинация этих нарушений.
Афазия
По типу афазии выделяют несколько видов нарушения речи при инсульте:
- Сенсорная. Ее связывают с гибелью нервных клеток в центре Вернике. У больных наблюдаются нарушения звукового восприятия слова. Людей с таким поражением отличает непонимание того, что говорят другие. Им кажется, что к ним обращаются на иностранном языке. Часто они способны понять начала обращенного к ним предложения, но вскоре забывают сказанное, теряются.
- Моторная. Из-за повреждения центра Брока возникает моторная афазия после инсульта. Человек теряет способность говорить, затрудняется подбирать слова, формулировать высказывания, упускает важные моменты, путает названия, обозначающие разные понятия. Во многих ситуациях они выкрикивают и повторяют отдельные бессмысленные слова. Патология неплохо поддается лечению.
- Семантическая. Человек не произносит и не понимает смысл отдельных словосочетаний. Простые фразы остаются доступными. Прогноз при такой афазии достаточно благоприятный.
- Амнестическая. Нарушения связаны с расстройствами памяти. Пациент не помнит отдельные слова.
Больной находится без сознания, не воспринимает обращений к нему, не узнает близких.
Дизартрия
Развитие патологии связывают со слабостью мышечного аппарата, используемого в артикуляции. Интеллект часто сохранен, больной понимает речь, которая к нему обращена, способен сам говорить короткие предложения.
Часто речь его невнятная, трудно понимаемая. Нет чистоты произношения. Голос становится тихим, замедленным.
Диспраксия
Не соблюдается порядок и последовательность движения мышц для получения четких и ясных звуков. Слова получаются стертыми. Отмечаются частые повторы слов, но связано это с попыткой добиться правильного произношения, а не со слабоумием, как может показаться.
Логопедические занятия
Коррекцией речевых нарушений занимается логопед узкой специализации – врач-афазиолог. Обычно он посещает пациента через несколько дней после перевода в общую палату. Во время первого визита афазиолог проводит диагностику нарушений, определяет приоритетные направления терапии, старается установить контакт с пациентом, завязав простой диалог. Как правило, он очень короткий – до 7 минут.
Программа занятий подбирается с учетом типа неврологического дефицита. При нарушении артикуляции, проблемах с произношением пациенты делают лицевую гимнастику, учатся произносить простые, сложные слоги, складывать из них слова. Часто людей, которые не могут разговориться, просят произносить слова на распев или просто петь. Заканчивается каждый сеанс специфическим массажем, когда логопед специальной лопаточкой стимулирует речевые зоны пациента.
Сенсорные расстройства требуют изучения языка заново. Больному показывают карточки с различными предметами, произносят их названия. Задача пациента их повторять, распознавать на слух.
По мере улучшения продолжительность занятий увеличивается до 15, а затем 30-40 минут. При хорошем начальном результате от простых упражнений переходят к более сложным. Например, начинают разучивать с пациентами скороговорки, стихотворения, читают, пишут простые предложения или проводят диктанты.
После выписки большинство больных продолжают посещать логопеда, но уже в плановом порядке – раз/неделю, несколько недель или раз/месяц. На приеме доктор проверяет текущее состояние речевых функций, корректирует план домашних занятий.
Ниже можете ознакомиться со скороговорками, сгруппированными по буквам.
Скороговорки на буквы б, в, г, д, ж, з, к
- Бобры добры ушли в боры.
- Бомбардиры бомбардировали, бомбардировали и выбомбардировали.
- Баран-буян залез в бурьян.
- Бублик, баранку, батон и буханку.
- Пекарь из теста испёк спозаранку.
- Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
- В недрах тундры выдры в гетрах тырят в вёдра ядра кедров.
- Водовоз вез воду из-под водопровода.
- Вылили мыло в ванну.
- И вымыли мылом Ваню.
- Гриша, гад, гони гребенку, гниды голову грызут.
- Галдят галчата на грачат, глядят грачата на галчат.
- Груша гусениц не любит: грушу гусеницы любят.
- Гули-голуби гуляли, голубику собирали.
Два дровосека, два дроворуба, два дровокола отточили топоры.
Дровоколорубы рубили дубы.
- Дед Данила делил дыню, дольку Диме, дольку Дине.
- Дед Додон в дуду дудел, Димку дет дудой задел.
- В дубе дятлово дупло, дятлу в том дупле тепло.
- Жужжит жужелица, жужжит, кружится.
- Ужа ужалила ужица, ужу с ужицей не ужиться.
- Жутко жуку жить на суку.
- Пошёл спозаранку Назар на базар. Купил там козу и корзинку Назар.
- Девчонка везла на возу козлёнка, козла и козу.
- Розовые розы замерзают в морозы.
- Зимним утром от морозе.
На заре звенят берёзы.
Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
Если бы Карл у Клары не крал кораллы, то Клара у Карла не крала б кларнет.
Королева Клара кавалера Карла строго карала за кражу кораллов.
- Коси, коса, пока роса
- Около кола колокола, около ворот коловорот.
Скороговорки на буквы л, м, н, п, р, с, т
Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.
- Лена ела еле-еле, Лена ела так от лени.
- В голубятне голуби, а на дубе желуди.
- Мыла Мила мишку мылом,
Мыло Мила уронила,
Уронила Мила мыло —
Мишку мылом не домыла.
- Марина грибы мариновала, Марина малину перебирала.
- На мели мы лениво налимов ловили.
И меняли налимов вы мне на линя.
О любви не меня ли вы мило молили,
И в туманы лимана манили меня.
Нитке ножницы нужны, с ниткой ножницы дружны. Ножниц нет — не может нитка нужной сделаться длины.
- Пекарь Пётр пёк пироги.
- Пётр Петрович, по прозванью Перов, поймал птицу пигалицу; понёс по рынку, просил полтинку, подали пятак, он и продал так.
- Повар Пётр и повар Павел,
Пётр пёк, а Павел парил,
Парил Павел, Пётр пёк,
Смотрите еще:
- Как побороть страх
- Как развить память
- Упражнения для развития речи и дикции
Повар Пётр и повар Павел.
Покупая попугая, не пугайте попугая; не пугайте попугая, попугая покупая!
Попугая покупая, не пугайте попугая; покупайте попугая, попугая не пугая!
Римма рано чистит раму, Рома рядом чистит рану.
- Рыла свинья белорыла, тупорыла, полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла. На то Хавронье и дано рыло, чтобы она им рыла.
- Ехал Грека через реку, видит грека в реке рак, сунул грека руку в реку, рак за руку грека цап.
- На горе Арарат рвала Варвара виноград.
- На дворе трава, на траве дрова — раз дрова, два дрова, три дрова. Не руби дрова на траве двора.
- Сеня сено в сени нёс, щекотало сено нос.
- Слон сломал случайно стенку.
- Сорок сорок для своих сорочат сорок сорочек строчат.
- Ест киска суп из миски. Сыта киска, пуста миска.
- Трое трубачей трубили в трубы.
- Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят.
- Ткет ткач ткани на платки Тани.
Скороговорки на буквы ф, х, ц, ч, ш, щ
- Филипп к печке прилип.
- Фараонов фаворит на сапфир сменил нефрит.
- Хохлатые хохотушки хохотом хохотали.
- Прохор и Пахом ехали верхом, ехали верхом Прохор и Пахом.
- Порох громко грохнул, в страхе Прохор охнул.
- Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.
- Цыган на цыпочках цыплёнку цыкнул цыц.
- Над кузницей, мельницей вьтся метелица, по лесу танцует и по полю стелется.
- В четверг, четвёртого числа, в четыре с четвертью часа, четыре чёрненьких, чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж чрезвычайно чисто и чётко.
- На печи, на печи горячие и вкусные пшеничные калачи.
- Хочет печка вкусно печь, хочет речка быстро течь, хочет тихо падать снег, хочет счастья человек.
- Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
- Шли сорок мышей, несли сорок грошей, две мыши поплоше несли по два гроша.
- У мишки шишка, у кошки мышка, у мышки сыр.
- Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока.
- Наварила щука щей, угощала двух лещей.
- Щуку тощую с реки притащили рыбаки.
Простые скороговорки для развития речи и дикции взрослых с буквой «р»
Одна из самых распространенных речевых проблем как у детей, так и у взрослых — картавость. Она заключается в неправильном произношении звука «р». Во взрослом возрасте с данной проблемой лучше обратиться к врачу-логопеду, который сможет подобрать правильную коррекционную программу. Но и в домашних условиях при соблюдении систематичности и использовании простых скороговорок со звуком «р» на развитие речи и дикции взрослые также могут добиться положительных результатов.
Варианты простых скороговорок на развитие речи и дикции взрослых с буквой «р»
Далее вы найдете подборку простых скороговорок на развитие дикции и произношения звука «р» для взрослых.
Бобр добр до бобрят.
Пекарь Петр пек пирог.
Перед коровой короб корок.
Три вороны на воротах.
Добры бобры идут в боры.
На горе Арарат Рвет Варвара виноград.
На горе, на горке Горько ревет Егорка.
У Кондрата куртка коротковата.
У редьки и репки корень крепкий.
Три дроворуба на трех дворах дрова рубят.
Крута гора, В горе – дыра, В дыре – кротовая нора.