Образ и характеристика Митрофанушки с цитатами и примерами из текста
Митрофан Простаков — герой пьесы Д.И. Фонвизина «Недоросль», юноша, единственный сын дворян Простаковых. Недорослями в XIX веке называли юношей из дворянских семей, которые из-за своей лени и невежественности не могли окончить обучение, и как следствие, поступить на службу и жениться.
Фонвизин в своей пьесе как раз и высмеивает таких молодых людей, воплощая их черты в образе одного из главных героев пьесы — сына Простаковых Митрофана.
Отец и мать очень любят своего единственного сына и не замечают его недостатков, более того, переживают за сына и заботятся, как будто он маленький ребенок, берегут от всех напастей, боятся, что он может переутомиться от работы:»….пока Митрофанушка еще в недорослях, пота его и понежить; а там лет через десяток, как войдет, избави Боже, в службу, всего натерпится…».
Митрофанушка не прочь вкусно отобедать: «… А я, дядюшка, почти и вовсе не ужинал Солонины ломтика три, да подовых, не помню, пять, не помню…» «…Да видно, брат, поужинал ты плотно…» «…Квасу целый кувшинец выкушать изволил…».
Митрофан – очень грубый и жестокий юноша: он мучает крепостных, издевается над своими учителями, не гнушается поднять руку даже на отца. В этом есть вина матери, которая взяла хозяйство в свои руки и ни во что ни ставит своего мужа. Её не любят ни крестьяне, ни родные, потому что она ругается и колотит всех почем зря.
За воспитание и обучение Митрофанушки также отвечает госпожа Простакова, однако не сильно вмешиваясь в эти процессы. Поэтому юноша жесток и груб, но не может постоять за себя, а прячется за мамину юбку. Дела с учёбой также обстоят не лучше. Мало того, что Митрофан глуп и ленив, ему ничто не интересно, он не любопытен, а на уроках ему очень скучно. К тому же учителя у него никудышные — бывший дьячок Кутейкин, отставной сержант Цыфиркин и бывший кучер Вральман – люди невежественные и малообразованные:»…Ну, что для отечества может выйти из Митрофанушки, за которого невежды-родители платят еще и деньги невеждам-учителям?..» Кроме того, Вральман – учитель французского, хотя сам он немец, французского языка не знает, но ухитряется учить ему мальчика.
В образе Митрофана отразился тип представителя молодого поколения того времени: ленивого, невежественного, грубого; он не стремится расти духовно, умственно и культурно, у него нет никаких идеалов и стремлений.
Трагическая судьба Романа (Никиты Михайловского)
Когда Никиту пригласили на съемки картины, ему действительно было 16 лет. Он родился в семье режиссера и фотомодели. Но его родители разошлись, когда ему едва исполнилось 3 года. Мама вышла замуж второй раз, и отчимом Никиты стал знаменитый петербуржский режиссер В. Сергеев.
Роль Ромы стала для Никиты пропускным билетом в мир советского кино. Молодому человеку пророчили прекрасное будущее, но казалось, актерская слава сильно тяготила Михайловского. Никита играл вместе с А. Баталовым, Н. Карачинцевым, В. Глаголевой, Н. Ожелите и другими известными артистами. Однако на пике популярности актер вдруг перестал сниматься и, в прямом смысле, ушел в подполье.
Художественные особенности
По большей части рассказ состоит из речи: мысленных монологов наблюдателя и диалогов обитателей больницы. Через них и происходит знакомство с героями, их внутренним миром. Стараясь передать стиль общения, автор употребляет специфические слова («пидет» – придет, пивет – привет, «атобус – автобус, «што» — что). Преимущественно они встречаются в речи самого Бори.
Присутствуют эпитеты, позволяющие воссоздать портреты героев: «здоровенный», «полный», «крупный» и др. Можно отыскать риторические вопросы, невольно заставляющие поразмышлять вместе с повествователем («Что же жизнь – комедия или трагедия?», «… неужели он злиться умеет?», «Тогда почему же он – недоумок?» и пр.).
Все эти приемы позволяют глубже погрузиться в атмосферу рассказа.
Царь-рыба
Начинает описывать обычный поход на рыбалку своего героя Виктор Астафьев. «Царь-рыба» — произведение экологической направленности, поэтому автор не упускает случая отметить, что Игнатьич занимается браконьерством. Вот почему персонаж находится в постоянном напряжении, боится появления рыбнадзора. Любая проходящая мимо лодка становится причиной для паники.
Игнатьич проверяет заранее поставленные самоловы. В них обнаруживается много рыбы, среди которой рыбак замечает очень большую. Это оказался осетр, который настолько устал вырываться из сети, что теперь просто тянет ко дну. Игнатьич присмотрелся поближе, и что-то в облике рыбы показалось ему первобытным. Ужас охватывает рыбака, он пытается подбодрить себя шутками и всаживает в добычу новые крючки.
Продолжает развитие действий новеллы «Царь-рыба» Астафьев. Содержание по главам повествует о том, что Игнатьича начинают одолевать сомнения. Внутреннее чутье подсказывает ему — один ты с рыбой не справишься, надо звать брата. Но мысль о том, что придется делить добычу, тут же отгоняет другие доводы.
Жадность овладевает Игнатьичем. Он думает о том, что и сам ничуть не лучше остальных хапуг. Но тут же начинает себя подбадривать, жадность воспринимается как азарт. Тут ему в голову приходит мысль о том, что в сети его попалась царь-рыба. Такое счастье выпадает только раз в жизни, поэтому упустить ее нельзя. Хотя дед когда-то говорил, что если попадется царь-рыба, ее нужно отпустить. Но Игнатьич не может допустить и мысли об этом.
Рыбак пытается затащить рыбу в лодку, но падает вместе с ней за борт и запутывается в сетях. Чудом ему удается выплыть и ухватиться за лодку. Игнатьич начинает молиться о спасении, кается в том, что отважился поймать царь-рыбу.
Рыбак и его добыча жались друг к другу, опутанные сетью, и слабели. Игнатьич начинает думать о том, что их судьбы с царь-рыбой сплелись, и впереди их ждет неизбежная смерть.
Ссылки[ | ]
- Семейный человек.
- Семейный человек
- Краткое содержание Семейный человек Шолохов для читательского дневника
Произведения Михаила Александровича Шолохова | |
Романы |
|
Рассказы |
|
Персонажи |
|
Глава 5. Конец плена
В 1944 Соколов стал опять работать шофером. Его задачей была перевозка немецкого майора-инженера. Последний с Андреем общался хорошо, в некоторых случаях, когда была возможность, даже делился едой.
29 июня, рано утром майор приказал Соколову отвезти того за город, конкретнее – по направлению к Троснице, поскольку именно там он занимался руководством – строили укрепления. Выехали.
Пока ехали, у Андрея возник план. Он оглушил майора, забрал оружие, и поехал прямиком туда, где были военные действия. Когда из блиндажа выскочили автоматчики, тот специально замедлил ход для того, чтобы они увидели – едет не кто иной, как майор. Те подняли крик, показывать начали, что проезд запрещен. Андрей же сделал вид, что ничего не понимает, и поехал еще быстрее – 80 км/ч. Пока те поняли, в чем дело, начали по автомобилю бить прямо из пулеметов.
Сзади немцы стреляют, свои, не понимая, в чем дело, навстречу – из автоматов. Ветровое стекло пробито, радиатор полностью прополот пулями… Но увидел Соколов лесок над озером, наши помчались к автомобилю, а тот заехал в этот лесок, открыл дверь, упал на землю, целует, плачет, задыхается…
После всех событий Андрей был отправлен в госпиталь – ему нужно было немного откормиться и подлечиться. Как только прибыл в госпиталь, тут же жене отправил письмо. А спустя 14 дней получил ответ – но не от жены. Писал сосед. Как оказалось, в 1942 году, в июне, в их дом попала бомба. Обе дочки и жена погибли на месте, а сына дома в тот момент не было. Когда узнал, что всей его семьи нет в живых, он решил пойти на фронт в качестве добровольца.
После того, как Соколов выписался из госпиталя, ему предоставили отпуск длиною в месяц. Спустя неделю смог добраться к родному Воронежу. От дома осталась одна воронка. Посмотрел Андрей на то место, где был его дом, где был он раньше счастлив – и сразу же поехал на вокзал. Назад, в дивизию.
Глава 2. Жизнь до войны
«Вначале жизнь у меня была самая обычная», – рассказывал незнакомец. «Когда случился голодный 22 год, решил податься на Кубань, чтоб работать на кулаков – это единственный фактор, который позволил мне остаться в живых. А отец, мать, сестренка остались дома, и умерли из-за голодовки. Я остался совсем один, никакой родни нет. Через год решил вернуться с Кубани, дом продал, отправился в Воронеж. Вначале работал плотником, после чего отправился на завод, решил выучиться на слесаря. Потом женился. Жена – сиротка, выросла в детдоме. Веселая, но при этом скромная, умница – совсем не чета мне. Она с самого детства уже знала, какая жизнь тяжелая, и это ощутимо отобразилось на ее характере. Со стороны посмотреть – не такая уж и видная, но я смотрел в упор. И не было женщины для меня красивее, умнее, желаннее, и теперь уже никогда не будет».
«Прихожу другой раз с работы – уставший, иногда и жутко злой. Но никогда она не грубила мне в ответ – даже если грубил я. Спокойная и ласковая, все делала для того, чтобы при минимальном достатке мне вкусный кусочек хлеба приготовить. Смотрел я на нее – и чувствую, тает мое сердце, и вся злость куда-то испаряется. Отойду немного, подойду, прощения просить начинаю: «Прости, моя ласковая Иринка, нахамил. Не срослось у меня сегодня с работой, понимаешь?» — и вновь у нас покой, уют и у меня на душе хорошо».
Дальше Соколов опять говорил о своей жене, о том, как она его безмерно любила и никогда не упрекала, даже в том случае, если ему приходилось где-то с друзьями выпить лишнего. Потом дети пошли – сын, после него две дочки. После рождения детей с выпивкой было окончено, разве что одну чашку пива выпивал в воскресный день. Жили хорошо, дом свой отстроили.
В 1929 увлекся автомобилями. Так и стал водителем грузовика. И все бы хорошо, но началась война. Пришла повестка, в скором времени забрали на фронт.
Глава 1.
Действие происходит весной, сразу же после войны. Рассказчик едет на бричке, которая запряжена лошадьми, вместе с товарищем в станицу Буковскую. Из-за того, что выпал снег, ехать трудно из-за грязи. Неподалеку от хутора протекает река, которая называется Еланка. Если летом обычно она мелкая, то сейчас разлилась. Откуда ни возьмись, появляется шофер – вместе с ним рассказчик переправляется через речку на практически развалившейся лодке. Когда переплыли, шофер подгоняет к речке автомобиль, что ранее находился в сарае. Шофер отправляется на лодке назад, но обещает возвратиться спустя 2 часа.
Присев на плетень, рассказчик хотел было закурить, но обнаружил, что его сигареты абсолютно промокшие. Уже приготовился скучать два часа – нет ни воды, ни сигарет, ни пищи, но тут к нему подходит мужчина с маленьким ребенком, здоровается. Мужчина (а это ни кто иной, как Андрей Соколов – главный герой произведения) решил, что это есть шофер (по причине того, что рядом с ним стоял автомобиль). Решил поговорить с коллегой, поскольку сам был шофером, управляющий грузовым автомобилем. Не стал огорчать собеседника наш рассказчик, и говорить о своей подлинной профессии (которая читателю так и не стала известной). Решил соврать, что ожидает начальство.
Соколов ответил, что никуда не спешит, а покурить хочется – но ведь скучно курить в одиночестве. Заметив, что рассказчик разложил сигареты (чтоб просохли), угостил его своим табаком.
Закурили, потекла беседа. Из-за вранья неловко чувствовал себя рассказчик, ведь он не назвал свою профессию, поэтому больше молчал. Рассказывал Соколов.
Автор
- Александр Астахов (1)
- Александр Афанасьев (1)
- Александр Бестужев (1)
- Александр Блок (3)
- Александр Грибоедов (2)
- Александр Грин (4)
- Александр Дружинин (1)
- Александр Костюнин (1)
- Александр Куприн (19)
- Александр Новоселов (1)
- Александр Островский (4)
- Александр Пушкин (43)
- Александр Радищев (1)
- Александр Солженицын (5)
- Александр Твардовский (3)
- Алексей Свирский (1)
- Алексей Толстой (4)
- Альберт Лиханов (3)
- Анатолий Алексин (8)
- Анатолий Приставкин (1)
- Андрей Геласимов (1)
- Андрей Некрасов (1)
- Андрей Платонов (17)
- Анна Масс (2)
- Антон Чехов (48)
- Антоний Погорельский (1)
- Антуан де Сент-Экзюпери (1)
- Аркадий Аверченко (3)
- Аркадий Гайдар (2)
- Астрид Линдгрен (1)
- Борис Васильев (4)
- Борис Екимов (1)
- Борис Житков (4)
- Борис Пастернак (2)
- Борис Полевой (2)
- Борис Тищенко (1)
- Борис Шергин (3)
- Братья Гримм (2)
- Валентин Катаев (4)
- Валентин Распутин (4)
- Валентина Осеева (5)
- Валерий Медведев (1)
- Вальтер Скотт (1)
- Василий Белов (2)
- Василий Гроссман (1)
- Василий Жуковский (7)
- Василий Шукшин (15)
- Василь Быков (2)
- Вениамин Каверин (1)
- Викентий Вересаев (1)
- Виктор Астафьев (13)
- Виктор Голявкин (1)
- Виктор Гофман (2)
- Виктор Гюго (1)
- Виктор Драгунский (3)
- Виктор Сидоров (1)
- Вильгельм Гауф (3)
- Вильям Козлов (1)
- Виссарион Белинский (3)
- Виталий Бианки (7)
- Виталий Губарев (1)
- Виталий Закруткин (1)
- Владимир Богомолов (1)
- Владимир Железников (3)
- Владимир Короленко (6)
- Владимир Крупин (1)
- Владимир Набоков (4)
- Владимир Одоевский (2)
- Владимир Солоухин (1)
- Владимир Тендряков (1)
- Владислав Крапивин (2)
- Всеволод Гаршин (5)
- Вячеслав Шишков (1)
- Гавриил Троепольский (1)
- Галина Черноголовина (1)
- Ганс Христиан Андерсен (13)
- Геннадий Черкашин (1)
- Геродот (1)
- Ги де Мопассан (1)
- Глеб Успенский (1)
- Гомер (4)
- Гофман (1)
- Гёте (1)
- Даниель Дефо (1)
- Даниил Заточник (1)
- Денис Фонвизин (3)
- Джанни Родари (1)
- Джеймс Гринвуд (1)
- Джеймс Олдридж (1)
- Джек Лондон (7)
- Джеральд Даррелл (1)
- Джером Сэлинджер (1)
- Дмитрий Григорович (1)
- Дмитрий Лихачев (1)
- Дмитрий Мамин-Сибиряк (3)
- Дмитрий Писарев (1)
- Евгений Басов (1)
- Евгений Замятин (1)
- Евгений Носов (7)
- Евгений Пермяк (1)
- Евгений Шварц (2)
- Екатерина Мурашова (1)
- Елена Верейская (3)
- Елена Габова (1)
- Жозеф Рони-старший (1)
- Жорж Санд (1)
- Захар Прилепин (2)
- Иван Бунин (27)
- Иван Гончаров (5)
- Иван Дмитриев (1)
- Иван Крылов (12)
- Иван Поммо (1)
- Иван Соколов-Микитов (1)
- Иван Тургенев (48)
- Иван Шмелев (4)
- Игорь Левшин (1)
- Игорь Стравинский (1)
- Иларион Киевский (1)
- Ирина Полянская (1)
- Исаак Бабель (1)
- Кир Булычев (2)
- Клиффорд Саймак (1)
- Кондратий Рылеев (2)
- Константин Воробьев (3)
- Константин Паустовский (12)
- Константин Станюкович (2)
- Лев Кассиль (4)
- Лев Толстой (32)
- Леонид Андреев (5)
- Леонид Леонов (1)
- Леонид Пантелеев (4)
- Лидия Чарская (2)
- Лия Гераскина (1)
- Луиза Мэй Олкотт (1)
- Льюис Кэрролл (1)
- Любовь Воронкова (1)
- Любовь Романова (1)
- Людвиг Минкус (1)
- Людмила Петрушевская (1)
- Людмила Улицкая (1)
- Майк Гелприн (1)
- Максим Горький (15)
- Марина Москвина (1)
- Марк Алданов (1)
- Михаил Булгаков (7)
- Михаил Зощенко (13)
- Михаил Лермонтов (31)
- Михаил Осоргин (1)
- Михаил Пришвин (10)
- Михаил Салтыков-Щедрин (12)
- Михаил Шолохов (8)
- Мольер (4)
- Мухамедша Бурангулов (1)
- Надежда Тэффи (2)
- Нестор Летописец (1)
- Николай Булгаков (1)
- Николай Вагнер (1)
- Николай Гарин-Михайловский (2)
- Николай Гоголь (28)
- Николай Добролюбов (2)
- Николай Дубов (1)
- Николай Карамзин (4)
- Николай Лесков (12)
- Николай Некрасов (8)
- Николай Носов (10)
- Николай Телешов (2)
- Николай Устинович (1)
- Николай Чернышевский (1)
- О. Генри (3)
- Ольга Громова (1)
- Оноре де Бальзак (2)
- Оскар Уайльд (4)
- Павел Бажов (8)
- Павел Засодимский (1)
- Павел Санаев (1)
- Проспер Мериме (1)
- Радий Погодин (2)
- Редьярд Киплинг (1)
- Роберт Стивенсон (1)
- Роберт Шекли (1)
- Рувим Фраерман (1)
- Рэй Брэдбери (9)
- Сакен Жунусов (1)
- Самуил Маршак (1)
- Саша Черный (3)
- Сельма Лагерлёф (2)
- Сервантес (1)
- Сергей Аксаков (2)
- Сергей Баруздин (1)
- Сергей Михалков (1)
- Софокл (1)
- Софоний Рязанец (1)
- Софья Прокофьева (2)
- Софья Радзиевская (1)
- Стендаль (1)
- Тед Чан (1)
- Томас Майн Рид (1)
- Турольд (1)
- Уильям Голдинг (1)
- Уильям Шекспир (6)
- Ульф Старк (1)
- Фазиль Искандер (3)
- Франц Кафка (1)
- Фридрих Шиллер (1)
- Фрэнсис Бёрнетт (1)
- Фёдор Абрамов (7)
- Фёдор Достоевский (11)
- Чингиз Айтматов (4)
- Шарль Перро (5)
- Эдгар Аллан По (3)
- Эдуард Артемьев (1)
- Эдуард Веркин (1)
- Эдуард Успенский (1)
- Энн Хогарт (1)
- Эрнест Сетон-Томпсон (2)
- Эрнест Хемингуэй (1)
- Эсхил (1)
- Юлия Кузнецова (1)
- Юнна Мориц (1)
- Юрий Бондарев (1)
- Юрий Вронский (1)
- Юрий Казаков (3)
- Юрий Коваль (1)
- Юрий Нагибин (1)
- Юрий Яковлев (6)
Критика[ | ]
Высокая оценка произведения была сделана в отзыве на сборник «Лазоревая степь»:
Такую вещь, как «Семейный человек», силою обстоятельств вынужденный собственной рукой умертвить своих двух сыновей, без волнения, без биения сердца не прочтешь. Рассказ волнует читателя, восстанавливая страшные дни 1918―19 гг. <…> В некоторых вещах автор сумел чрезвычайно развернуть фабулу рассказа. Так, «Семейный человек» начинается с очень обыденного упрёка, брошенного мимоходом в разговоре с автором «нонешних» детей ― стариком казаком. И тут же незаметно автор разворачивает ленту рассказа, прямо вытекающую из этой нечаянно обронённой фразы. В этом определённое достижение автора. |
И. М. Машбиц-Веров также относил «Семейного человека» к произведениям «бесспорно значительным <�…> в смысле собственно-литературном», которые «содержат обещание крупных достижений».
По мнению В. М. Литвинова, «Семейный человек» ― это «строгий моральный суд над казаком Микишарой, который считал, что ради доброго дела можно пойти на любую подлость».
Герои пьесы «На дне»: таблица
герой | как оказался на «дне» | характеристика героя | мечты |
Бубнов |
Владел в прошлом красильной мастерской. Однако уйти его заставили обстоятельства. Жена Бубнова сошлась с мастером. |
Считает, что человек не в силах изменить судьбу. Поэтому Бубнов лишь плывет по течению. Проявляет часто скептицизм, жестокость, отсутствие положительных качеств. |
Трудно определить, учитывая негативное отношение ко всему миру этого героя. |
Настя |
Жизнь заставила эту героиню стать проституткой. А это и есть социальное дно. |
Романтичная и мечтательная особа, живущая любовными романами. |
Мечтает долгое время о чистой и большой любви, продолжая заниматься своей профессией. |
Барон |
Был в прошлом настоящим бароном, но утратил богатство. |
Насмешки обитателей ночлежки не воспринимает, продолжая жить прошлым. |
Хочет вернуть свое прежнее положение, вновь став состоятельным человеком. |
Алешка |
Веселый и вечно пьяный сапожник, не пытавшийся никогда подняться со дна, куда его привела легкомысленность. |
Как сам говорит, ничего не хочет. О себе сообщает, что он «хороший» и «веселый». |
Всем всегда доволен, сложно сказать о его нуждах. Мечтает, скорее всего, о «теплом ветерке» и «вечном солнце». |
Васька Пепел |
Это потомственный вор, сидевший дважды в тюрьме. |
Слабохарактерный, влюбленный человек. |
Мечтает уехать в Сибирь с Натальей и стать добропорядочным гражданином, начав новую жизнь. |
Актер |
Опустился на дно из-за пьянства. |
Цитирует часто литературные произведения. |
Мечтает найти работу, вылечиться от алкоголизма и выбраться из ночлежки. |
Лука | Это загадочный странник. О нем известно не много. | Учит сочувствию, доброте, утешает героев, направляет их. | Мечтает помочь всем нуждающимся. |
Сатин | Убил человека, в результате чего попал на 5 лет в тюрьму. | Считает, что человеку необходимо не утешение, а уважение. | Мечтает донести до людей свою философию. |
История создания рассказа «Судьба человека»
В основе произведения лежит реальная история человека, которого Шолохов встретил на охоте на Верхнем Дону примерно через год после окончания войны.
В непринужденной беседе писатель услышал рассказ, который потряс его до глубины души. «Обязательно, обязательно напишу об этом», – подумал Шолохов.
Только спустя 10 лет писатель решил воплотить свой замысел в жизнь. В это время он читал произведения Хемингуэя и Ремарка, главные герои которых представляют собой бессильных, никчемных людей, потерявших смысл жизни после возвращения с войны.
Тогда он вспомнил о своем случайном знакомом и решил, что пришло время написать его историю, историю лишений, тяжелых испытаний и вере в жизнь несмотря ни на что.
Шолохову понадобилось всего семь дней, чтобы написать текст рассказа. 31 декабря 1956 года – дата написания и публикации рассказа в газете «Правда».
Произведение нашло большой отклик в писательской среде, в том числе за рубежом. Немного спустя рассказ был прочитан по радио известным актером С. Лукьяновым.
Алешкино сердце
Сборник повествований открывается рассказом «Алешкино сердце», повествующем о мальчике, детство которого приходится на тяжелый и голодный период боевых действий. В это время парень теряет маму и сестер, умерших из-за нехватки пищи. От верной смерти Алешку спасает командир красноармейцев Синицын. По этой причине его избивают богатые сельские жители во главе с хозяином юноши Иваном.
Мальчик узнает о связи своего хозяина с преступниками и говорит об этом командиру, который со своими подопечными успешно обезвреживает бандитов. Во время перестрелки подросток накрывает собственным телом брошенную гранату, чтобы уберечь мирных жителей от гибели. За совершенный героический подвиг Алешку принимают по рекомендации красноармейца в коммунистическую партию.